УДК 336.7 ББК 65.9-56
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЕМ В АПК СЕЛЬСКОГО РАЙОНА
© 2009 г. д.т.н., профессор А.М. Бондаренко, к.э.н. Вл.Н. Курочкин
Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия, г. Зерноград
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
Azov-Blacksea State Agroengineering Academy, Zernograd
South Federal University, Rostov-on-Don
Обусловлены предпосылки необходимости о придания управлению инвестиционными процессами завершённого характера, заключающегося в формировании локального сектора экономики муниципального района. Предложены мероприятия по решению поставленной задачи.
These are conditioned premises of necessity to give investment processes management a completed character, which forms a local economic sector of municipal district. These are suggested measures on solving an existing task.
Под инвестициями в настоящее время обычно понимается долгосрочное вложение капитала с целью получения дохода. При этом под капиталом понимают совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства. Под денежным капиталом понимают деньги, с помощью которых приобретается физический капитал. Капитальные вложения материальных и денежных средств в экономику, в производство называют также
капиталовложениями или инвестициями. Британская энциклопедия понимает под капиталом ресурсы, которые могут быть использованы в производстве товаров или оказании услуг [11].
В классической экономике - это один из трех, наравне с землёй и трудом, факторов производства. Так он описан и в функции Кобба-Дугласа. Любое средство труда при таком подходе рассматривается как физический капитал. Однако средство труда может стать капиталом только тогда, когда его владельцы прямо или косвенно вступят в экономические отношения с владельцами рабочей силы. Например, сам по себе земельный участок (трактор, сеялка, плуг и т.п.) не приносит своему
владельцу никакого дохода. Даже использование лично фермером трактора не превращает его в капитал: «Капиталом он становится лишь после найма рабочего или сдачи станка в аренду, капитал возникает лишь там, где владелец средств производства и жизненных средств находит на рынке свободного рабочего в качестве продавца своей рабочей силы» [8].
В данной научной статье сделана попытка доказать гипотезу о необходимости придания управлению инвестиционными процессами завершённого характера, заключающегося в формировании локального сектора экономики муниципального района, возглавляемого инвестиционным менеджером. Его задачей является инвестирование прежде всего в инновационные проекты и расширенное воспроизводство предприятий АПК сельского района, ориентация указанных предприятий не только на сельскохозяйственное производство, но и на переработку сельскохозяйственной продукции в рыночный товар, отличающаяся от экономически доминирующей в настоящее время
концепции фокусирования на частный капитал.
Инвестиции являются неотъемлемой составной частью современной экономики муниципального района.
От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора. В отличие от инвестирования, финансирование - это выделение средств или ресурсов для достижения намеченных целей. Если целью финансирования является получение прибыли - тогда финансирование превращается в инвестирование. Если целью прибыль не является - это не инвестирование. От спекуляции
инвестиции отличаются критерием разграничения по фактору времени: если операция длится более года - это инвестиция, если до года - это спекуляция. Инвестиции - долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические
программы, инновационные проекты. В ином случае (биржевая торговля) говорят о привлечении, например, «портфельных инвесторов», которые следят за ситуацией на рынке и могут с него уйти. По характеру заключаемых договоров, по характеру производимых действий, по целям, по юридическим последствиям биржевые инвестиции и спекуляции не отличаются. [11] Бенджамин Грэм [4] предлагал инвестицией считать операцию,
основанную на тщательном анализе фактов, перспектив, безопасности
вложенных средств и достаточном доходе. Всё остальное он признавал спекуляцией.
Чаще всего разграничение проводят по критерию организации нового бизнеса (реальная инвестиция) и участия в уже существующем бизнесе (спекуляция). Иногда критерием разделения служит цель операции. Спекуляцией считают операцию, у которой целью является разница в цене (акции, пая, товара). Инвестицией считают операцию, целью которой является доход в форме процентов (дивидендов),
начисляемых на приобретённый актив.
С позиции монетарной теории денег средства можно направить на потребление или сбережение. Простое сбережение изымает средства из оборота и создаёт предпосылки для кризисов.
Инвестирование вовлекает в оборот сбережения. Оно может происходить напрямую или косвенно (размещение временно свободных средств на депозит в банк, который уже сам инвестирует).
В период финансового кризиса некоторые экономисты, в т.ч. руководство Министерства финансов РФ, осуждают практику
государственных инвестиций в связи с угрозой неэффективного размещения средств, из чего можно сделать вывод о приверженности к представителям Австрийской экономической школы и др. В отличие от РФ в США государственные инвестиции в настоящее время активно используются в весьма существенных размерах для преодоления финансового кризиса.
Из теории следует, что для привлечения инвестиций предприятия муниципального района должны: иметь хорошо отработанный и перспективный план деятельности на будущее и иметь репутацию в обществе; вести открытую, прозрачную деятельность.
Инвестиции вполне могут
привлекаться и без этих условий, но при уверенности инвестора в соблюдении своих прав на распоряжение капиталом и прибылью.
Такую уверенность могут
гарантировать не только законы и прозрачность учёта, но и личные связи, например, в администрации
муниципального района, получение права непосредственного контроля за ситуацией на предприятии через контрольный пакет акций и назначение подконтрольного директора или личное непосредственное руководство. Существенным фактором привлечения инвестиций является
соотношение прибыли и риска. Часть инвесторов выбирают меньше риск и соглашаются на меньшую прибыль. Часть инвесторов выбирают больше прибыли, несмотря на повышенные риски.
Сырьевым компаниям вообще выбирать не приходится: идут туда, где есть ресурс. Совокупность условий для инвестора также называют «инвестиционным климатом».
Кроме того, для привлечения инвестиций иногда создаются особые условия. Примером создания таких особых условий являются особые экономические зоны (ОЭЗ). Например, в России созданы и действуют в настоящее время ОЭЗ «Липецк», ОЭЗ в г. Калининграде и другие.
Инвестиции характеризуются среди прочего двумя взаимосвязанными параметрами: риском и прибыльностью (доходностью). Как правило, чем выше риск инвестиций, тем выше должна быть их ожидаемая доходность. Для описания соотношения между риском и прибылью в муниципальном районе можно
использовать модель CAPM. Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Величина общего, интегрального риска складывается из семи видов риска: законодательного, политического,
социального, экономического,
финансового, криминального,
экологического. При этом
среднероссийский риск обычно принимается за единицу, а реальные показатели регионов могут отклоняться [7].
Описанный выше классический подход базируется на том, что инвестиции - это вложение капитала в отрасли экономики с целью простого и расширенного воспроизводства.
В чем же специфика рыночной формулировки инвестиций? Известная с 1863 года экономическая таблица К. Маркса изображает процесс годового простого воспроизводства в неизменном масштабе, причем капитал разбит на три категории. В категории I (жизненные средства) весь годовой продукт состоит из «жизненных средств», которые,
следовательно, по самой своей природе не входят в постоянный капитал (состоящий из сырья, машин, зданий и т.д.). В категории II (машины и сырье) весь годовой продукт состоит из товаров, образующих постоянный капитал, то есть
вновь входящих в процесс простого годового воспроизводства. Категория III представляет все воспроизводство. До 1991 года в странах «социалистического лагеря» термин «инвестции» использовался как синоним термина «капитальные вложения». Дело в том, что в дореформенный период существовала централизованная плановая система, и все предприятия выполняли доведённый до них план, имевший характер нормативного акта. В планах фигурировал такой показатель, как «валовое производство», «валовой доход», «валовые капитальные вложения» (все затраты на воспроизводство основных и оборотных фондов). Ежегодно в плановом порядке в основные фонды инвестировали до $192 млрд. В настоящее время в РФ принято называть инвестициями (как и в постиндустриальных странах) денежные средства, кредиты, ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, права пользования, владения и распоряжения на материальные и нематериальные активы и т.п. Таким образом, рыночный современный подход состоит в рассмотрении реальных, портфельных и иных инвестиций.
Рассмотрим базовые концепции управления финансами муниципального района. Будем исходить из того, что концепция (от лат. conceptio - понимание, система) - определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.
Концептуальный аспект
теоретического знания выражает прежде всего парадигмальное «сечение» последнего, задает его топику и риторику, то есть определяет релевантные области применения и способы выражения конституируемых на основе развертывания «порождающей» идеи систем понятий (базовых концептов). Концепция исходит из установок на фиксацию предельных для какой-либо области («фрагмента» действительности) значений и реализацию максимально широкого «мировидения» (на
основе «отнесения» к ценностному основанию познания).
Профессор В.В. Бочаров отмечал, что управление финансами (финансовый менеджмент) как наука - это система основополагающих принципов и методов для принятия и реализации управленческих решений по движению денежных потоков, связанных с формированием и использованием реальных и финансовых активов предприятий (корпораций). Он базируется на ряде фундаментальных концепций, разработанных в рамках современной теории финансов и применяемых для исследования тенденций, происходящих на финансовом рынке. К ним относят следующие концепции: дисконтированного денежного потока (Discounted Cash Flow, DCF); структуры капитала; влияния дивидендной политики на курс акций; теории портфеля и оценки доходности финансовых активов; ценообразования опционов; эффективного рынка и компромисса между риском и доходностью финансовых активов; временной ценности денег; агентских отношений и др. [9].
Концепция денежных потоков DCF основана на понятии временной стоимости денег и исходит из того, что денежная единица сегодня имеет большую ценность по сравнению с денежной единицей, которая может быть получена через определенное время. Это связано с тем, что денежная единица может быть инвестирована сегодня в материальные или финансовые активы для получения текущего или будущего дохода. Ставка дисконтирования (в долях единицы) всегда меньше единицы, так как в ином случае деньги сегодня стоили бы меньше, чем завтра [4]. Эту модель широко используют в России при оценке эффективности реальных инвестиционных проектов.
Из теории портфеля и модели оценки финансовых активов (Capital Asset Pricing Model, САРМ) следуют такие выводы:
структура портфеля влияет на степень риска собственных ценных бумаг компании;
требуемая инвесторами доходность зависит от уровня этого риска;
для минимизации риска инвесторам необходимо объединять рисковые
финансовые активы в портфель; уровень риска по каждому отдельному виду финансовых активов следует измерять не изолированно от остальных активов, а с позиции его влияния на общий уровень риска диверсифицированного фондового портфеля [10].
H. В. Никитина [10] отмечает, что финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов, и среди базовых концепций находятся следующие:
I. Концепция денежного потока
предполагает его идентификацию, его продолжительность и вид, оценку факторов, определяющих величину его элементов, выбор коэффициента дисконтирования и оценку риска, связанного с данным потоком; концепция временной оценки денег, смысл которой состоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через некоторое время, не равноценны; эта неравноценность определяется действием трех основных причин, а именно: инфляцией, риском неполучения
ожидаемой суммы и оборачиваемостью.
2. Концепция компромисса между риском и доходностью: получение любого дохода в бизнесе связано с определенным риском. Связь между ними прямо пропорциональна.
3. Концепция стоимости капитала. Обслуживание того или иного источника обходится предприятию неодинаково. Каждый источник финансирования имеет свою стоимость и т.п. Количественная оценка капитала имеет важнейшее значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности предприятия.
4. Концепция эффективности рынка капитала применительно к рынку капитала. Термин «эффективность» понимается не в экономическом, а в информационном плане, объем сделок по купле и продаже зависит от того, насколько точно текущие
цены соответствуют внутренним стоимостям.
5. Концепция асимметричности
информации связана с предыдущей концепцией. Смысл ее в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной другим участникам рынка. Носителями
конфиденциальной информации обычно выступают менеджеры и владельцы компаний. Наличие такой неравномерности в информировании участников рынка и есть асимметричность. В известной мере именно асимметричность информации способствует существованию рынка капитала, т.к. каждый потенциальный участник рынка имеет собственное суждение по поводу соответствия цены и внутренней стоимости ценной бумаги, базирующееся чаще всего на убеждении, что именно он владеет информацией, недоступной другим участникам.
6. Концепция агентских отношений становится актуальной в условиях развитых рыночных отношений, когда происходит разделение функций владения и управления компанией. Интересы владельцев и управленцев далеко не всегда совпадают. Чтобы в известной мере нивелировать возможные противоречия и ограничить нежелательные действия менеджеров, владельцы компаний вынуждены нести так называемые агентские издержки.
7. Концепция альтернативности соотношения затрат и результатов. Финансовое решение должно приниматься в результате сравнения альтернативных вариантов и в результате отказа от какой-либо альтернативы.
8. Концепция временной
неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта: учредители
обычно исходят из стратегических установок, что позволяет проводить аналитическую работу и делать прогнозы. Это, в свою очередь, является основой стабильности предсказуемости
(прогнозирования) развития
экономической ситуации.
9. Концепция изменения стоимости денег во времени играет центральную роль
в практике финансовых вычислений и выражает необходимость учета фактора времени при осуществлении
долговременных финансовых операций путем оценки и сравнения стоимости денег в начале финансирования проекта и при их возврате в виде будущих денежных поступлений. Концепция временной
стоимости денег заключается в том, что стоимость денег с течением времени изменяется с учетом нормы прибыли на финансовом рынке, в качестве которой обычно выступает норма ссудного процента. Таким образом, одна и та же сумма денег в разные периоды времени имеет разную стоимость.
Рассматривая денежные средства предприятий муниципального района как один из видов активов, следует отметить их главную особенность - любой актив должен генерировать прибыль. Из этого следует, что сумма, предполагаемая к получению в будущем, должна быть
заведомо больше суммы, вложенной в настоящий момент времени.
Решения финансового характера
предполагают оценку и сравнение
денежных потоков, осуществляемых в разные временные периоды, поэтому необходимо сравнивать стоимость денег в начале их вложения со стоимостью денег при их возврате в форме денежных поступлений. Очевидно выраженной
конфликтностью обладают системные проблемы военно-технического,
политического, экономического,
социального характера [13].
Максимизация скорости роста собственного капитала могла бы быть целью финансового менеджмента, но этому мешает одно обстоятельство: чем выше скорость развития, тем меньше устойчивость движения и выше риск. Поэтому цель управления
инвестированием в муниципальном районе - создание условий для быстрого роста собственного капитала фирмы при сохранении достаточной финансовой устойчивости.
Управление бизнесом основывается помимо прочего на контроле над движением различных ресурсов, которое
отражается в финансовых потоках. Этот термин включает в себя все происходящие на предприятии изменения денежных средств, запасов, оборудования, дебиторской и кредиторской
задолженности, получение займов,
получение средств через выпуск облигаций, акций и т.п. Схема финансовых потоков представлена на рисунке 1 (в качестве основы структуры использованы положения финансового менеджмента [6]).
Рис. 1. Организация как финансовая система
Одним из системообразующих документов в сфере развития территорий является приказ Минэкономразвития № 242 от 02.11.2001 «Порядок согласования с федеральными органами исполнительной власти мероприятий (объектов) программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, предлагаемых к финансированию с использованием средств федерального бюджета». Этот приказ служит для рационализации программно-целевых методов государственного развития и обеспечивает методологическое единство региональных программ и их согласование с государственной стратегией
экономического и социального развития.
Для внедрения программно-целевого метода нужна хорошо структурированная организация. По результатам проведения диагностики существующего состояния бюджета муниципального образования мы определили, что вызовы и воздействия внешней, по отношению к
рассматриваемому объекту, среды меняются. А имеющееся положение системы не соответствует изменившейся внешней среде. Исходя из принципа многообразия Эшби, чтобы система была устойчива, многообразие её реакций должно соответствовать множеству внешних антиэнтропийных импульсов. Каждому внешнему импульсу должен соответствовать элемент, принадлежащий системе, и генерирующий нововведения, гасящие внешний импульс. Если так, то система устойчива, генерирует больше доходов и требует минимум ресурсов для поддержания равновесия. Поэтому необходимо установить точные
соответствия между функциональными структурами и организационными структурам. Ведь это является если не единственной, то одной из основных задач организационной деятельности.
Процесс разработки стратегии включает: исследование критических
проблем, определение, что из ресурсов можно использовать, чтобы решить эти проблемы, анализ возможности и сил и поиск их синтеза, проведение
исследований и выбор лучших подходов для данной системы. Стратегия - это также некий набор решений, которые направляют и формируют последующие действия. Эти решения не так просто изменить после их принятия, и они оказывают очень большое влияние на достижение своих стратегических целей. Стратегическая позиция зависит от честолюбия и может быть различной. Не следует забывать, что стратегическое планирование не является гарантией будущего успеха, не может решать критические ситуации и не выводит из кризиса.
Экономическая система должна быть стабильной до начала применения стратегического планирования. Важно понять, что стратегическое планирование даёт лучший эффект при соблюдении следующих условий:
- отлажена система управления;
- отработаны каналы коммуникаций;
- система открыта для новых идей;
- отсутствует господство
бюрократии.
Стратегия пишется в виде отдельного документа и определяет только общую политику, генеральное направление. Устанавливает приоритеты, распределяет имеющиеся ресурсы. Срок, охватываемый данным видом плана, 5-10 лет. А уже на её основе разрабатывается тактический план. Это оперативный план развития, который служит для достижения тактических целей. Составляется на 1-2 года. Он регламентирует текущую деятельность организации. Уровнем ниже находятся инвестиционные программы и планпроекты. Они носят целевой смысл и направлены на что-либо конкретное.
На данном этапе развития России не только возможно, но и необходимо развернуть в муниципальном образовании работу по привлечению инвестиций. Так как сейчас обсуждается переход к инвестиционной и инновационной модели роста и суть этого обсуждения связана с тем, что исчерпывается способность экономики расти на потребительском спросе, инвестиционный рост необходим.
Но задача муниципальной власти сельскохозяйственного района - не только тиражирование централизованно
управляемых федеральных и региональных процессов по управлению инвестициями, а ещё и проявление самостоятельности в способах их стимулирования с учётом системного анализа специфики
конкретного района. Системный анализ муниципальной экономики
предусматривает два этапа - постановка цели и разработка моделей. Цель формируется как поэтапное создание высокоэффективного, гармоничного
территориального хозяйства,
учитывающего конкурентные
преимущества всех имеющихся в районе ресурсов.
При разработке моделей необходимо:
- увязать муниципальные решения в сфере управления инвестициями с федеральными, региональными и отраслевыми требованиями;
- проанализировать объём
совокупного муниципального дохода;
- определить уровень и эффективность использования трудовых, финансовых и природных ресурсов;
- изучить инвестиционный потенциал.
Инвестиционный потенциал
предусматривает количественную оценку основных экономических характеристик и
включает следующие интегрированные его виды:
- ресурсно-сырьевой, рассчитанный
на основе средневзвешенной
обеспеченности территории балансовыми запасами основных видов природных ресурсов;
- производственный, совокупный результат деятельности населения;
- потребительский, совокупная покупательская способность населения;
- инфраструктурный, включающий
оценку экономико-географического
положения и инфраструктурной насыщенности территории;
- инновационный, при расчёте которого учитывается комплекс научнотехнической деятельности в районе;
- трудовой, определяемый на основе данных о численности экономически активного населения и его образовательного уровня;
- институциональный, под которым понимается система развития ведущих институтов рыночной экономики в районе;
- финансовый, рассчитываемый через сумму налоговых или иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данного района.
Для осуществления местной инвестиционной политики необходим механизм, который обеспечивает её выполнение (рис. 2).
инвестиционного потенциала в АПК
Рис. 2. Механизм реализации
В зависимости от вида источника инвестиций может применяться различный инструментарий управления
инвестиционной деятельностью для
активизации экономического развития на муниципальном уровне.
Для пополнения собственных источников муниципальных инвестиций рекомендуется:
- проведение мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого
имущества и привлечение их к налогообложению;
- организация содействия в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физических лиц;
- установление экономически обоснованных налоговых ставок по местным налогам;
- проведение инвентаризации
имущества, находящегося в
муниципальной собственности с целью выявления неиспользованного (бесхозного) и установления направления эффективного его использования;- определение перечня сдаваемого в аренду имущества;
- установление перечня имущества, подлежащего передаче под залог, в доверительное управление, и расчёт объёмов поступления в бюджет;
- приватизация муниципального имущества;
- осуществление учёта доходов по акциям и другим формам участия в капитале;
- получение прибыли от муниципальных унитарных предприятий;
- установление платы за пользование бюджетными средствами.
Для привлечения иностранных инвестиций необходимо:
- размещать информацию о
преимуществах размещения
инвестиционных проектов на территории, подведомственной муниципалитету, в специализированных средствах массовой информации и в сети Интернет;
- принимать участие в выставках, инвестиционных форумах;
- вести активную работу с региональными и зарубежными торговопромышленными палатами;
- сотрудничать с российскими, региональными и муниципальными негосударственными инвестиционными агентствами, такими как агентство инвестиционного развития Ростовской области, Ростовская инвестиционная компания, а также аналогичными организациями России;
- проводить переговоры с сотрудниками представительств различных
стран и руководством российских
филиалов промышленных и финансовых корпораций;
- выходить на прямые контакты с зарубежным бизнесом, ведущим деятельность в тех областях, где могут найтись общие интересы;
- изыскивать возможности получения инвестиций от зарубежных банков и инвестиционных фондов;
- в целях продвижения проектов
приглашать иностранных бизнесменов и финансистов в муниципальный район для ознакомления с условиями ведения бизнеса. Это особенно актуально для районов, расположенных поблизости от г. Ростова-на-Дону, так как в столице ЮФУ имеется необходимая для этих целей инфраструктура (международный
аэропорт, гостиницы высокого уровня и т.д.).
Развивая региональные проекты, рекомендуем рассматривать не только проекты Ростовской области, но системно и непрерывно вести мониторинг возможных проектов других регионов, таких, например, как:
- переселение на юг населения северных регионов России;
- летний отдых детей;
- поставка продовольствия в районы Крайнего Севера.
Необходимо использовать и возможности, возникающие при осуществлении Национальных проектов и Федеральных целевых программ.
Возможно прямое и косвенное участие в мероприятиях по созданию «Игровой зоны» и реализации проекта «Зимняя олимпиада в г. Сочи».
Широкое поле деятельности для руководителей муниципальных сельских образований Ростовской области представляют отраслевые инвестиционные проекты, проводимые крупными
российскими компаниями и отраслевыми министерствами. Не следует пренебрегать и межмуниципальной кооперацией с расположенными поблизости городами и районами. Необходимо рассматривать возможности реализации совместных взаимовыгодных проектов.
Всё вышеперечисленное будет способствовать повышению эффективности реализации инвестиционного потенциала района.
Еще одной составляющей механизма реализации инвестиционного потенциала является управляющая структура. Условием успешного управления социально-экономическими процессами на подведомственных территориях является эффективная структура аппарата и чёткая организация прохождения управленческих команд. Поэтому предлагается под руководством одного из заместителей главы администрации района создать подразделение по развитию форм государственного регулирования и стимулирования процесса инвестирования.
Построение структуры управления и распределение функций возможно по различным критериям.
По мере реализации инвестиционного проекта структура управления может меняться. Если в процессе этого будет создано много предприятий, то для их обслуживания целесообразно формирование единого логистического комплекса, строительство ТЭЦ и других объединяющих объектов инфраструктуры.
Выбор структурной схемы управления зависит от сложившейся системы управления территории, от масштабов инвестиционной деятельности и т.д. и определяется по критериям эффективности отдельно в каждом конкретном случае.
Независимо от выбранной структурной схемы управления желательно составить и утвердить план мероприятий, состоящий из подготовительного, организационного и исполнительного этапов. Он должен включать следующие действия:
- создание рабочей группы единомышленников под руководством одного из заместителей руководителя района;
- подготовку и тщательную проработку сценариев перемен;
- осуществление идеологической поддержки перемен. Пропагандировать
цели. Фиксировать любые, даже малые, достижения;
- определение потребности во всех видах ресурсов, в том числе в персонале;
- анализ имеющихся ресурсов и возможностей с точки зрения их соответствия задачам;
- устранение дисбаланса между фактическим состоянием системы управления и необходимым для достижения поставленных целей;
- разработка целевых программ по основным направлениям, в т.ч. кадровым;
- концентрацию ресурсов на главных направлениях.
На основании изучения теории управления инвестициями сделаны следующие рекомендации для АПК сельского района.
Предлагается вводить в состав структуры управления организации менеджера по управлению инвестициями, поскольку роль управлении финансами предприятия (корпорации) трудно переоценить. В его обязанности может входить: финансовый анализ и контроль; текущее планирование и прогнозирование основных параметров инвестиционной деятельности компании; принятие финансовых и инвестиционных решений; рекомендации совету директоров по вопросу выплаты дивидендов акционерам, взаимодействие с институтами
финансового рынка; управление финансовыми рисками и др. Предлагается размещать информацию для инвесторов на сайте администрации муниципального административного района.
Для реализации принятых решений менеджер по инвестициям использует следующие инструменты: планирование, наращение стоимости денег (компаундинг), дисконтирование, налогообложение,
страхование, самострахование (создание резервов), самофинансирование,
кредитование, систему расчетов и амортизационных отчислений, финансовые санкции, доверительные, залоговые, трансфертные и иные операции, факторинг, форфейтинг, лизинг и др. Составными элементами приведенных методов являются специальные приемы
финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировки ценных бумаг и валютных курсов, дисконт и т. д. Целью стратегической деятельности служит обеспечение денежными ресурсами процесса инвестирования в инновации на ближайшую перспективу (1-3 года). В соответствии с этой целью разрабатывают финансовую стратегию того, как будут использованы финансовые ресурсы акционерной компании для выплаты дивидендов и ее развития, а также пополнения оборотного капитала и формирования резервов. Взаимоотношения предпринимателя (собственника) и
инвестиционного менеджера регулируются договором (контрактом).
Главное требование, предъявляемое предпринимателем (акционерным
обществом - эффективное управление инвестициями, инновационный характер инвестиций. Техническое обеспечение системы управления финансами предприятия является одним из
приоритетных ее элементов.
Следовательно, инвестиционный менеджер с помощью финансовых методов и инструментов, информационных
технологий осуществляет воздействие на движение капитала реальных и
финансовых активов, текущую прибыль и инвестиции, т.е. он соприкасается со всеми вопросами, которые относятся к
финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об инвестиционных фондах. ФЗ от 29.11.2001 № 156-ФЗ (в посл. ред. от 06.12.2007) // Российская газета. 04.12.2001. № 237-238.
2. Об ипотечных ценных бумагах. ФЗ от 11.11.2003 № 52-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // Российская газета. 18.11.2003. № 234.
3. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 240 с.
4. Грэм Б., Цвейг Д. Разумный инвестор. Гл. 1.
5. Бочаров В.В. Финансовый менеджмент. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2001.
7. Боди Э., Кейн А., Маркус А. Принципы инвестиций / Essentials of Investments. - М.: Вильямс, 2004. - С. 984.
8. Маркс К. Капитал. Т. 1. М., 1968.
9. Ковалёва А.М. Финансы фирмы / А.М. Ковалёва, М.Г. Лапуста, Л.Г. Скамай. - М.: ИНФРА-М, 2000.
10. Никитина Н.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2007. -
336 с.
11. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2006.
12. Смагин В.И. Финансовый менеджмент. - СПб.: Питер, 2006. - 187 с.
13. Теоретические аспекты системного анализа / Новосельцев В.И. и др. - М.: Майор, 2006. - 592 с.