Философские науки
УДК 1:3
Бальчиндоржиева Оюна Баировна Oyuna Balchindorzhieva
Цырендоржиева Дари Шойбоновна Dari Tsyrendorzhieva
ТЕОРИЯ СОЦИАЛИЗМА С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ: СУЩНОСТЬ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, СВЯЗЬ С МОДЕРНИЗАЦИЕЙ КИТАЯ
THEORY OF SOCIOLISM WITH CHINESE PECULIARITY: ESSENCE, DEVELOPMENT TENDENCIES, INTERRELATION WITH MODERNIZATION OF CHINA
Статья посвящена исследованию основных предпосылок, тенденций теории социализма с китайской спецификой. Рассмотрены основные противоречия в процессе развития современного Китая. Выделен основной вопрос теории социализма с китайской спецификой: что есть социализм и как построить социализм? Анализируется содержание таких важнейших для модернизации Китая идей как «реалистический подход», «сяокан», «пять согласований», «гармоничное общество», «научный взгляд на развитие» и т.д. В итоге сделан вывод о теснейшей взаимосвязи между модернизацией Китайской Народной Республики и теорией социализма с китайской спецификой
Ключевые слова: модернизация, реформы, марксизм, Китай, социализм, патриотизм, гармония
The article is devoted to the study of the theory of trends' basic assumptions of socialism with Chinese peculiarity and the basic contradictions in the development of modern China. In the article the main problem in the theory of socialism with Chinese peculiarity (what is socialism and how one can build socialism?) is analyzed. The content of such important for China's modernization ideas as a «realistic approach», «Xiao-kang», «five endorsements», «harmonious society», «the scientific outlook on development», etc. is analyzed in the article The authors make a conclusion on the closest relationship between the modernization of the People's Republic of China and the theory of socialism with Chinese peculiarity
Key words: modernization, reformation, Marxism, China, socialism, harmony
Интенсивное и одновременно стабильное развитие Китая в течение последних трех десятилетий является объектом пристального внимания экономистов, социологов, политологов, философов.
С конца XX в. руководство КНР твердо придерживается целенаправленного курса,
основой которого становятся такие понятия как «китайская нация», «патриотизм», «социалистическая демократия», «реалистический подход», «правление на основе закона», «человек — основа», «справедливость», «гармония» и др. Эти понятия являются важнейшими элементами теории социа-
лизма с китайской спецификой и связанной с ней программы модернизации Китая. Избрав социалистический путь развития, руководство КНР оказалось способным внедрить капиталистические элементы в социалистический строй; признать специфику Китая и закрепить эту специфику и в теории, и на практике.
Теория строительства социализма с китайской спецификой является одной из важнейших теоретических основ развития современного Китая. В данной теории в качестве основных методов выдвинуты следующие принципы: «реалистический подход» («шиши цюши» ^Ш-^Ж) и «раскрепощение сознания» («цзефансысян»МЙ®^).
Мао Цзудун использовал «реалистический подход» как основу китаизации марксизма. Осенью 1936 г. он прочитал ряд лекций, которые озаглавил «Проблемы стратегии революционной войны в Китае». В них он делал ударение на различиях между Советской Россией и Китаем, утверждая главенство китайской специфики. Дэн Сяопин после «культурной революции», оказавшись перед лицом исторического выбора, вдохнул новый смысл в данные понятия. «Реалистический подход к делу» — это «основа пролетарского мировоззрения, основа марксисткой мысли» [5, С. 114]. «Победа, которую мы одержали в революции, благодаря опоре на «реалистический подход к делу»; сейчас в осуществлении четырех модернизаций, также надо придерживаться его» [5, С. 143].
Доклад, который он сделал на 3-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва, назывался «Раскрепостить сознание, реалистически подходить к делу, вместе смотреть в будущее» в котором впервые соединил «реалистический подход к делу» и «раскрепощение сознания». Появилась так называемая политика «восьми иероглифов» ( «шишицю-ши, цзефансысян»).
Что означает раскрепостить сознание? Это избавление от старых привычек и от оков субъективизма; изучение новой обстановки, решение новых проблем под знаменем марксизма [5, с.279]. «Раскрепощение сознания» — это еще и совпадение
сознания и действительности, субъективного и объективного, это и есть «реалистический подход к делу» [5, с. 364].
По мнению Ли Теина, раскрепощение сознания, реалистический подход, соединение теории с практикой — важный принцип, квинтэссенция марксизма, сердцевина теории Дэн Сяопина [6, С. 943]. Мы же считаем, что изложенные принципы способствовали осознанию и следованию «китайской специфике». Понимание того, что теория не должна быть оторванной от исторического фона, реальной практики, объективных условий развития.
С этим связан и основной вопрос теории социализма с китайской спецификой
— что есть социализм и как построить социализм? Споры по вопросу о том, насколько новые формы развития экономики совместимы с принципами социализма, с основными положениями марксизма-ленинизма шли беспрерывно. Особенностью этих дискуссий было то, что каждая из спорящих сторон претендовала на правильность представлений о характере социализма и о методах его построения. Сторонники реформ доказывали, что их содержание не противоречит принципам марксистко-ле-нинской теории и что опасность капиталистического перерождения Китаю не грозит [1, С. 183-184].
Во всех своих выступлениях Дэн Сяопин подчеркивал, что начатые в Китае преобразования ведут к одной цели — торжеству идей социализма, практическому доказательству его преимуществ, которые до сих пор не были выявлены. Ведущая роль в экономике сохраняется за государственной собственностью, а в политике руководящей остается Коммунистическая партия.
Дэн Сяопин подчёркивал: «Не следует думать, что плановая экономика означает социализм, а рыночная экономика — капитализм. Ничего подобного. И то, и другое
— всего лишь средства. Рынок тоже может служить социализму». Широко известным стало его выражение: «не важно какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей» [см. напр. 9].
В теории социализма большое внимание отводилось осознанию главного противоречия в обществе. При Мао главным в Китае считалось классовое противоречие (от его правильного решения зависела победа революции и создание основных институтов социализма). Третий пленум ЦК КПК 11-го созыва в декабре 1978 г. принял историческое решение отказаться от теории «продолжения революции при диктатуре пролетариата» и политической установке на ведение «классовой борьбы» как главной задачи, а центр партийной работы перенести на осуществление модернизации.
Позже в условиях начальной стадии социализма классовое противоречие отходит в сторону и заменяется другим главным противоречием — «между постоянно растущими материально-культурными потребностями народа и отсталым общественным производством». Разрешение данного противоречия предполагает развитие общественного производства путем проведения курса «реформ и открытости», данный курс в сущности своей означал необходимость модернизации в экономической и политической сферах [см. напр. 9].
В XX в. модернизация становится понятием, объединяющим все системные экономические, политические и социальные новации, происходящие в последние три десятилетия в стране с крупнейшим в мире населением. Цель модернизации — повышение уровня благосостояния народа. Концепция «сяокан» («малое благополучие») имела большое значение для модернизации китайского общества. Основными задачами были:
— в экономике — усилить конкурентоспособность на международной арене, к 2020 г. удвоить ВВП по сравнению с 2000 г.;
— в политической сфере — строительство социалистической демократии, совершенствование социалистического правопорядка, укрепление управления на основе закона;
— в культурной сфере — повышение моральных качеств народа, развитие науки и культуры, всестороннее развитие человека;
— в аспекте устойчивого развития — эффективное использование ресурсов, гармоничное развитие человека и природы.
В XXI в. актуальной становится проблема смены системы ценностных приоритетов в стратегии развития. Если в прошлом веке приоритетным было развитие экономики, то в настоящее время поставлена цель построения гармоничного общества (ЭДг^^^чхэсьешэхуэй»), которая подразумевает гармонию между обществом и природой, человеком и обществом, человеком и другими людьми и, наконец, между человеком и его внутренним миром. За много лет экономическое развитие не стоит на первом плане, теперь в пятилетнем плане, который представили Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао, в 2005 г. на первом месте — повышение пенсий, пособий по безработице, декретного отпуска и медицинского страхования, сокращение безработицы и т.д. Концепция гармоничного общества во многом опирается на социальные идеалы традиционной духовной культуры Китая.
В традиционном мировоззрении основное внимание уделялось обеспечению баланса между человеком и природой, человеком и обществом, гармонии между людьми. Человек, как часть природного мира, должен был стремиться к гармонии с миром. «Небо и земля — одно и то же» (^), «У всех вещей одно начало» «Небо и человек
едины» (^Л^ ) — подобные положения выдвинуты еще во II в. до н.э. Они стали отправной точкой размышлений об общности и единстве мира социального и мира природы. Исследование природного мира невозможно в отрыве от общества и наоборот. Подобный целостный подход способствует системному и всестороннему познанию мира, позволяет ухватить в динамике и координировать соотношение между целым и частью. Традиционные идеи очень важны для исцеления природы, разрушенной индустриальным развитием, для снятия социальной напряженности.
Традиционное мышление выработало стремление к сохранению баланса между миром человека и миром природы, но не
способствовало росту инноваций, развитию творческого мышления. Под влиянием современной науки в китайском обществе воспитывается аналитический дух и критическое мышление. На современном этапе развития необходимым становится развитие науки и образования, строительство «экономики знаний», внедрение инноваций. В 2003 г. принята «научная программа развития» (другой перевод «научный взгляд на развитие») — это концепция всестороннего, согласованного, устойчивого развития. Основой научной программы развития признан принцип «Человек — основа» (кит. «•Л^Ф» ижэньвэйбэнь). Что означает данный принцип? Во-первых, целью развития общества должен быть человек, его реальные материальные и духовные потребности. Развитие человека — это первоочередная задача. Соответственно, много внимания уделяется развитию образования, повышению культурного уровня народа, улучшению качеств личности.
Однако реальное решение изложенной задачи — дело не из легких. В общественном сознании китайцев образовался вакуум, так как традиционные убеждения людей постепенно разрушаются, а новые еще не сформировались. Убеждения и вера есть основа морали, а их недостаток ведет к разложению морали. Поэтому сейчас большое внимание уделяется патриотическому и трудовому воспитанию молодежи.
Научная программа развития Китая отрицает западный путь развития, а также позицию тех западных теорий модернизации, которые ставят во главу угла экономику. Программа призвана разрешить основные проблемы китайского общества путем следования принципу «Пяти единых согласований» (другой перевод «пяти единых планирований»), включающему согласованное развитие города и деревни, западных и восточных регионов, экономики и общества, координацию внутреннего развития и внешней открытости, гармонию между человеком и природой.
Неравномерное развитие города и деревни, западных и восточных регионов — одно из проблемных мест китайского
общества. Эти проблемы китайское правительство пытается разрешить уже на протяжении многих десятилетий. В контексте научной программы развития принято решение о сокращении различий между городом и деревней, т.е. придании деревне «городского облика». Это означает: развитие инфраструктуры, улучшение качества социальных услуг, приближение уровня доходов сельских жителей к уровню доходов горожан, повышение культурного уровня деревенского населения и т.д. Также предполагается снизить различия в региональном развитии Китая.
Научный взгляд на развитие обращает внимание на необходимость координации внутреннего развития и внешней открытости. Данный тезис является более современной наработкой. Однако в связи с тем, что в XXI в. начинается новый этап модернизации общества, складывается новая ситуация и возникают новые проблемы в сфере международных отношений. Как пишет китайский ученый Гу Гаоцзян: «В прошлом Китай активно развивал внешнюю торговлю, и товар «Сделано в Китае», активно продвигался во все регионы мира, однако экспорт оставался на низком уровне... на новом этапе модернизации нет необходимости опираться только на дешевую рабочую силу, следует повысить уровень инноваций и отметку «Сделано в Китае» заменить на знак «Создано в Китае» [1, С. 5].
Последний пункт «единых согласований» — гармония между человеческим обществом и природой — представляет попытку решения самой глобальной проблемы всего человечества в целом. Предпринимается попытка по созданию нового типа индустриализации, не наносящего вреда окружающей среде. Однако по-настоящему эффективное решение данной проблемы все еще является делом будущего.
Что есть гармония — вот вопрос, который стоит перед Китаем сегодня, главное — разрешить противоречия, возникающие в ходе модернизации.
1. В Китае в течение достаточно длительного времени опирались на одностороннее развитие экономики и игнорирова-
лось политическое, культурное, социальное развитие. Государство недостаточно внимания уделяло выполнению социальных обязательств.
2. Остро стоит проблема разрыва между городом и деревней. Доходы деревенского населения очень низкие и растут медленно. С большим трудом проходит реформирование деревни.
3. Неравномерное развитие восточных и западных регионов (внутренний региональный продукт восточных (прибрежных) регионов растет во много раз быстрее, чем в западных районах страны). Более того, развитие Китая идет за счет растраты природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Основная проблема — обеспечить гармоничное развитие при таком большом населении и нехватке природных ресурсов.
Подводя итог, следует отметить, что идеи, выдвигавшиеся в различные периоды модернизации китайского общества (сяокан, человек-основа, гармоничное об-
Литература_
1. Бальчиндоржиева О.Б. Социально-философский анализ процессов модернизации в КНР // Известия Томского политехнического университета. № 6. Т. 317, 2010 (Экономика. Философия, социология и культурология). С. 182-185.
2. Ван Иу. Об экономической модернизации Китая // Экономист. 2010. № 8. С. 13-17.
3. Ван Хао. Логика практического обновления марксизма // Вестник университета науки и технологии г. Сучжоу, 2010. № 2. C. 3-5.
4. Гу Гаоцзянь. Модернизация китайского общества: история и новые вызовы / / Журнал NewVision, 2010, № 3. С. 4-6.
5. Доклад Цзян Цзэминя на XIV Всекитайском съезде КПК / / Жэньминьжибао он-лайн / www. russian.people.com.cn, 9.11.2002.
6. Дэн Сяопин. Избранные сочинения. Пекин, 1994, Т. 2.
7. Ли Теин. Великая эпоха — блестящие успехи // Вестник РАН, 2001 Т. 71. №10.
8. Мао Цзэдун. Собрание сочинений. Пекин, 1991, Т.3.
9. Славин Б. Made in China // Литературная газета, Выпуск №21 (6173) (2008-05-21).
щество, научная программа развития), становятся взаимовлияющими и взаимодополняющими и представляют собой синтез китайской традиции и современности.
Концепция модернизации тесно сплелась с теорией социализма с китайской спецификой, став, в сущности, ее генеральной линией. В процессе развития она получила новое звучание. Научная основа развития состоит в объединении теории научного социализма со спецификой Китая, в непрерывном добавлении нового со дер -жания в процессе творческого использования теории на практике. Теории, которые сложились под знаменем строительства социализма и китаизации марксизма, имеют не много общего с оригинальной теорией Маркса. В теории социализма с китайской спецификой в настоящее время на первое место выходит «китайская специфика». Основным акцентом остается «согласованное развитие», или строительство гармоничного общества.
References
1. Balchindorzhieva O.B. Izvestiya Tomskogo politehnicheskogo universiteta. (Tomsk Polytechnic University Bulletin). № 6. Vol. 317, 2010. P. 182185.
2. Van Iu. Ekonomist. (Economist). 2010. no 8. P. 13-17.
3. Van Hao. Vestnik universiteta nauki i tehnolo-gii g. Suchzhou. (University of Science and Technology Bulletin,Suzhou). 2010. no. 2. P. 3-5.
4. Gu Gaoczyan. ZhurnalNewVision. (Journal of New Vision). 2010. no 3. P. 4-6.
5. Doklad Czyan Czyeminya na XIV Vsekitays-kom sezde KPK. Zhyenminzhibao on-layn (Report of Jiang Zemin XIV national Congress CPC. Zhyenminzhibao online). Available at: www.russian.people. com.cn, 9.11.2002.
6. Dyen Syaopin. Izbrannye sochineniya. (Selected works). Pekin, 1994, Vol. 2.
7. Li Tein. Vestnik RAN. (Vestnik RAN). 2001. Vol. 71. no. 10.
8. Mao Czyedun. Sobranie sochineniy. Pekin, 1991, Vol. 3.
9. Slavin B. Literaturnaya gazeta. (Literary newspaper, Issue 21 (6173) (2008-05-21).
10. Социализм с китайской спецификой. Пекин: Изд. университета Цинхуа, 2004.
11. Чжан Гоюн, Цзян Маосэн. Логическая связь между модернизацией Китая и китаизацией марксизма // Общественные науки (г. Чунцин), 2009. № 5. С. 31-35.
12. Шорт Ф. Мао Цзэдун. М.: Изд-во АСТ,
2001.
Коротко об авторах_
Бальчиндоржиева О.Б., канд. филос. наук, ст. преподаватель, каф. «Философия», Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, Россия baoyu2008@yandex.ru
Научные интересы: социальная философия, изучение процессов модернизации в КНР, китайская философия, духовная культура Китая
10. Socializm s kitayskoy spetsifikoy. (Socialism with Chinese peculiarity). Pekin: Tsinghua University Cinhua, 2004.
11. Chzhan Goyun. Obshhestvennye nauki (g. Chuncin). (Social Sciences (Chongqing). 2009. no 5. P. 31-35
12. Short F. Mao Czyedun. (Mao Zedong). Moscow: Izd-vo AST, 2001.
_Briefly about the authors
D. Tsyrendorzhieva, doctor of philosophical sciences, professor, Philosophy department, Buryat State University, Ulan-Ude, Russia
Scientific interests: social philosophy, synergetic approach to the study of social phenomena, national culture
Цырендоржиева Д.Ш., д-р филос. наук, профессор каф. «Философия», Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, Россия dari145@mail.ru
Научные интересы: социальная философия, си-нергетический подход к исследованию социальных явлений, национальная культура
O. Balchindorzhieva, candidate of philosophic sciences, senior teacher, Philosophy department, Buryat State University, Ulan-Ude, Russia
Scientific interests: social philosophy, study of the modernization processes in China, Chinese philosophy, spiritual culture of China