ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
www.orgpsyjournal.hse.ru
Теория решения изобретательских задач возвращается в практику обучения персонала
СЕРКИН Владимир Павлович ШТРОО Владимир Артурович
Национальный исследовательский университет ««Высшая школа экономики», Москва, Росшя
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), когда-то созданная в СССР инженером-патентоведом Г. C. Альтшуллером, почти потеряла свою известность в 1990-е годы. Теперь мы наблюдаем обратный процесс — ТРИЗ снова набирает популярность в промышленности и науке. Сегодня «советскую теорию изобретательства» изучают в университетах различных стран, и она постепенно возвращается в отечественную научную и образовательную деятельность.
Ключевые слова: теория решения изобретательских задач; ТРИЗ; Г. С. Альтшуллер.
В конце марта 2017 года состоялся открытый семинар Института Образования НИУ ВШЭ, посвященный проблемам ТРИЗ-образования. С докладом «ТРИЗ: педагогика, образование, развитие» выступил руководитель Проектного офиса Центрального института повышения квалификации руководящих работников и специалистов «ЦИПК Росатома», специалист по ТРИЗ, директор Программ Международной ассоциации ТРИЗ (МАТРИЗ-Россия) Дмитрий Александрович Бахтурин1.
В первой части доклада была кратко изложена суть теории решения изобретательских задач, созданной Генрихом Сауловичем Альтшуллером2 еще в середине прошлого столетия. В период с 1940 по 1971 год автор исследовал около 40 тыс. патентов и изобретений, выявил и описал более 70 приёмов решения изобретательских задач. Если коротко сформулировать ключевые идеи его концепции, которая первоначально называлась алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ), то они будут звучать примерно так.
Первое. Закономерности развития техники можно и нужно учитывать, а также использовать в реальной изобретательской практике.
Второе. Техника развивается через устранение возникающих противоречий. Третье. Изобретательство — это наука. Изобретателем надо стать, а не родиться. В полном соответствии с культурно-исторической теорией Л. С. Выготского, Генрих Саулович утверждал: «АРИЗ, прежде всего, является инструментом для решения конкретных технических задач. Но каждый инструмент, если его долго и регулярно применять, оказывает
1 В сообщении использован доклад-презентация Д. А. Бахтурина.
2 Первая публикация Г. С. Альтшуллера «О психологии изобретательского творчества» появилась в журнале «Вопросы психологии» в 1956 году.
Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20 E-mail: vserkin@hse.ru
определенное влияние на человека, использующего этот инструмент. Оказывает такое влияние и АРИЗ: при его серьезном и регулярном применении постепенно вырабатывается новый стиль мышления» (Альтшуллер, 1975, с. 1). Речь шла именно о системном мышлении. Качественное отличие талантливого изобретателя, продолжал Г. С. Альтшуллер, и состоит в умении видеть не только данную в задаче систему, но и надсистему и подсистемы (там же).
Сегодня ТРИЗ является одной из немногих признанных во всем мире российских технологий мыслительной деятельности (Рис. 1 и 2).
т
т
Ленинградская школа
■ Функциональный анализ а Прогнозирование а Свертывание Перенос свойств ■ Сверх эффект ■ Функционально ориентированный поиск • Benchmarking 1 Потоковый анализ Е Задачи - аналоги Творческое воображение
GEN3 Partners, Inc.
Минская школа
Программное обеспечение ТРИЗ О&щая теория сильного мышления (ОТСМ)
V__У
гп
Кишиневская школа
Диверсионный анализ - ЗРТС ■ ТРИЗ для детей
• ТРИЗ для I организаций
Invention Machine Corporation (IMC)
National Institute of Applied Sciences
Бакинская школа
Прогнозирование ° Жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ) • Ве-лольный анализ
!
ТРИЗ-Шанс
■ ТРИЗ в рекламе I ■ ТРИЗ для
политических стратегий
■ Геометрические
эффекты • ТРИЗ для детей
TRIZ Group
TRIZ Profi
Ideation International Inc.
TRIZ Consulting Inc.
Другие школы:
Петрозаводск ТРИЗ для школьников Ангарск
* ЗРТС Методы выявления
задач Рига
I * Стоимостной анализ Волгоград Творческое воображение Нижний Новгород ■ Физические I противоречия ■ Интегральные методы изобретательства Красноярск
• ЗРТС
Рисунок 1. Школы ТРИЗ в СССР и их последователи (источник: доклад Д.А. Бахтурина)
В настоящее время ТРИЗ преподается в сотнях ведущих российских и зарубежных университетов. Приведём в пример только на букву «А» из списка зарубежных университетов: Argentina Universidad tecnologica Nacional; Argentina Facultad Regional Pacheco (UTN FRGP); Australia Queensland University of Technology (Brisbane); Australia Royal Melbourne Institute of Technology; Argentina Montauniversitat Leoben; Austria Technical University of Vienna и так далее.
History of world-wide TRIZ movement
1992
Invention Machine Corp.
TRIZ-based company! is established outside of USSR In Cambridge, USA
2005
Leading companies of trie world begin to Internalize TRUE................................
1199 7
International TRIZ Association (MATRliZ) is es tabl Ished
1ЭЭВ
-Alts huiler Institute for triz Studies Is established In the USA "Formal TRIZ: certification system Is established
2001
European TRIZ Association I. E T RIA) ■ esta b lie hed
¿intelJ
<®J HYUnDRI
SIEMENS
posco
в
ALcnA
Рисунок 2. История распространения ТРИЗ в мире (источник: доклад Д. А. Бахтурина)
Она используется во многих компаниях мира3 (Рис. 3). Сертификацию ТРИЗ прошли на сегодня специалисты из 50 стран мира.
ТРИЗ в мировых компаниях сегодня
Рисунок 3. Использование ТРИЗ в ведущих компаниях мира (источник: доклад Д. А. Бахтурина)
Докладчик выделил в системе ТРИЗ-образования следующие актуальные тенденции.
1. Преподавание ТРИЗ для инженерных специальностей, в самых различных формах и объемах.
2. Активное развитие курсов по инноватике и управлению проектами, где ТРИЗ «отвечает» за управление содержанием (scope management) проектных разработок, обеспечивает достижение мировой новизны («проектирование с опорой на изобретения», «inventive design»).
3. ТРИЗ выполняет функцию «ядра» в принципиально новых учебных предметах, таких, например, как «разрешение проблем» («problem solving»), «развитие творческого мышления» («creative thinking development»)4.
4. ТРИЗ-курсы все чаще и чаще из «факультативных» переходят в «дисциплины по выбору», а в отдельных вузах — в разряд «обязательных».
Развивается международная преподавательская и студенческая кооперация (семинары, конференции, совместные разработки, конкурсы и проекты), благодаря чему выстраивается определённый набор «мировых трендов» развития ТРИЗ, происходит глобализация практики, преподавания и исследований.
По результатам анкетирования студенты дают высокую оценку вклада ТРИЗ в способности к решению проблем («strongly agreed» 71%, «agreed» 20%), в развитие креативности и творческих способностей («strongly agreed» 68%, «agreed» 32%). Докторские диссертации, разработанные с использованием ТРИЗ за период 1996 - 2012 г. г., содержат более 200 патентов США, 14 из них были награждены призами MIT за особо высокую инновационность.
3 См. сайт matriz.org и др.
4 См. также публикации в нашем журнале (Елисеенко, 2016; Елисеенко, Зверев, 2013).
Особенностью ТРИЗ-подхода в образовании является то, что в отличие, например, от развивающего обучения, в ТРИЗ-педагогике не требуется создавать особые ситуации, чтобы проводить обучение творчеству и стимулировать мыслительный процесс у ученика. Можно сказать, что ТРИЗ-педагогика фактически научилась преподавать креативность / мышление предметно. Д. А. Бахтурин предполагает, что в основе разных «педагогик» лежит различие марксистских (развивающее обучение) и гегельянских (ТРИЗ) установок, что дает возможность нового переосмысления представлений о педагогическом процессе, мышлении и формах его развития в современных условиях.
Все участники семинара в процессе обсуждения согласились, что внедрение разработок ТРИЗ-образования в НИУ ВШЭ будет полезным инновационным процессом. Однако не обсуждёнными остаются вопросы использования ТРИЗ и АРИЗ (алгоритмов)5, созданных для решения технических задач, при разработке и преподавании курсов и практик гуманитарных дисциплин, в том числе по психологии и философии. Например, использование ТРИЗ и АРИЗ в процессе обсуждения специфических прикладных проблем клиента сегодня консультативным сообществом может воспринято негативно и вызвать упреки в антигуманизации процесса. Не вызывает однако сомнений возможность использования ТРИЗ и АРИЗ при решении проблем и противоречий изменения организационных структур, рекламной продукции, бизнес-проектов, схем управления и многих других прикладных психологических проблем.
Литература
Альтшуллер, Г. С., Шапиро, Р. Б. (1956). О психологии изобретательского творчества. Вопросы психологии, 6, 37-49.
Альтшуллер, Г. С. (1975). Развитие системного мышления — конечная цель обучения АРИЗ.
Баку (неопубликовано). Елисеенко, А. С. (2016). Решение комплексных проблем в организации: методы поддержки
группового мышления. Организационная психология, 6(1), 39-50. Елисеенко, А. С., Зверев, Д. А. (2013). Технология симулятивного тренинга для развития системного мышления и развития управленческих команд. Организационная психология, 3(3), 97-112.
5
Существуют курсы повышения «личной эффективности», основанные на выработке «АРИЗного стиля мышления».
ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGY
The theory of inventive problems solving returns to the practice of personnel training
Vladimir SERKIN Wladimir STROH
National Research University «Higher School of Economics», Moscow, Russia
The theory of inventive problems solving (TRIZ, teoriya resheniya izobretatelskih zadach), which was created in the USSR by the engineer-patented scientist G. S. Altshuller, almost lost its fame in the 1990s. Now we are seeing the reverse process — TRIZ is gaining popularity in industry and science. Today, the «Soviet theory of inventioning» is being studied at universities of different countries, and it is gradually returning to domestic scientific and educational activities.
Altshuller, G. S., Shapiro, R. B. (1956). On the psychology of inventive creativity. Voprosy psikhologii, 6, 37-49.
Altshuller, G. S. (1975). The development of system thinking is the ultimate goal of ARIZ training. Baku (unpublished).
Eliseenko, A. S. (2016). Solving complex problems in the organization: methods for supporting group thinking. Organizational psychology, 6(1), 39-50.
Eliseenko, A. S., Zverev, D. A. (2013). The technology of simulative training for development of system thinking and development of management teams. Organizational psychology, 3(3), 97-112.
Key words: theory of inventive problems solving; TRIZ; G.S. Altshuller.
References