Научная статья на тему 'Теория предпринимательства: поведенческий подход'

Теория предпринимательства: поведенческий подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1677
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / THEORY / BUSINESSMAN / BUSINESS / BUSINESS ACTIVITY / ENTERPRISE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миллер А. Е.

Выделены особенности ведения предпринимательской деятельности. Теоретически обоснованы условия реализации предпринимательства в России. Обоснованы ключевые направления развития предпринимательской деятельности в Омской области. Раскрыта содержательная роль функций предпринимателей. Выявлены направления дальнейших исследований теории развития предпринимательства и предпринимательского поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theory of business: behavioural approach

Features of conducting business activity are marked out. Conditions of realization of business in Russia are theoretically proved. The key directions of development of business activity in the Omsk region are proved. The substantial role of functions of businessmen is opened. The directions of further researches of the theory of development of business and enterprise behavior are revealed.

Текст научной работы на тему «Теория предпринимательства: поведенческий подход»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 658.012

А. Е. МИЛЛЕР

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД_

Выделены особенности ведения предпринимательской деятельности. Теоретически обоснованы условия реализации предпринимательства в России. Обоснованы ключевые направления развития предпринимательской деятельности в Омской области. Раскрыта содержательная роль функций предпринимателей. Выявлены направления дальнейших исследований теории развития предпринимательства и предпринимательского поведения.

Ключевые слова: теория, предприниматель, предпринимательство, предпринимательская деятельность, предпринимательское поведение.

Российский предприниматель любого уровня — это субъект, стремящийся профессионально вести свое дело, самостоятельно распоряжающийся своим капиталом и результатами труда и самостоятельно принимающий экономические решения. Вместе с тем следует выделить ряд особенностей ведения предпринимательской деятельности, характерных для российских условий: во-первых, отсутствие необходимых условий реального предпринимательства для лиц, выразивших желание заниматься предпринимательской деятельностью; во-вторых, отсутствие гарантированных полных юридических прав собственности на средства производства, на капитал (в том числе на землю), на продукт труда и на доход от его использования; в-третьих, отсутствие реальных правовых гарантий на ведение бизнеса (поэтому предпринимательская деятельность ведется «на свой собственный страх и риск»); в-четвертых, трудности, вызванные отсутствием благоприятной экономической (в основном финансовой) средой и политической ситуацией в отношении возможности развития инвестиционной и инновационной составляющих; в-пятых, трудности, связанные с технологической средой; в-шестых, отсутствие социокультурных традиций российского предпринимательства и трудности, связанные с социокультурной средой. Исследуем каждую из выделенных особенностей осуществления предпринимательской деятельности.

Во-первых, что в действительности означает отсутствие необходимых условий цивилизованного предпринимательства для лиц, выразивших желание заниматься предпринимательской деятельностью. Это значит, что современные предприниматели вынуждены осуществлять свою деятельность в условиях многообразия форм собственности, но, зачастую, не имея правовых оснований на владение средствами производства, капитала, продуктов труда, а также получаемые доходы от их использования. Становится ясным, что происходит в явном и неявном виде процесс экономического изъятия продуктов, получаемых в ходе предпринимательской деятельности. Важно подчеркнуть, что цивилизованный рынок в принципе не может развиваться на нечеткой правовой основе, поскольку система контрактов, долгосрочных отношений и взаимодействие стратегических партнеров «по горизонтали» (фирм — с поставщиками, подрядчиками, клиентами, потребителями) становится в современном мире определяющей и очень эффективной формой конкурентных отношений. Все они держатся на ясной для партнеров правовой основе, которая тоже развивается в позитивном плане, защищая права потребителей (заказчиков). Поэтому классическое предпринимательство в своей основе олицетворяет наличие инициативного, самостоятельного, рискового типа продуктивной деятельности, целеориентированной на формирование

прибыли, в условиях конкуренции других автономных производителей, зависимой от поведения на рынке потребителя.

Во-вторых, отсутствие гарантированных полных юридических прав собственности на средства производства, на капитал, на землю, на продукт труда и на доход (ренту) от его использования означает, что возникает ситуация, когда современный предприниматель ни с кем и ничем по праву «не делится», что и позволяют ему отсутствие правового пространства и имеющаяся сила бюрократической власти, как правило, власти неформальной. Тем самым можно наблюдать отсутствие рыночных чисто экономических идеалов равенства возможностей, свободы реальной экономики, гармонии интересов народа и государства. Отношение российского предпринимателя к законодательству — весьма актуальная проблема предпринимательства в принципе. Вопрос ставится уже таким образом, что сегодня невозможно определить, что такое вообще незаконные хозяйственные действия. Проводимые исследования подтверждают гипотезу, что буквально каждый предприниматель, особенно хозяйственник, в той или иной мере вовлечен в незаконные операции. Причина этого видится ими в отсутствии элементарного правового пространства. Справедливости ради следует отметить, что ликвидация командной экономики способствовало нейтрализации контроля за деятельностью большинства субъектов хозяйствования, а ресурсы государства стали превращаться в привлекательный объект для присвоения национального богатства. Фактически современному предпринимательству выгодно отсутствие правового пространства, поскольку, будь оно, произошло бы резкое ограничение силы политического воздействия власти субъекта управления предпринимательством. Реально функционирующее правовое пространство воспрепятствовало бы несанкционированным вторжениям в хозяйственные и предпринимательские отношения.

В-третьих, отсутствие реальных правовых гарантий на ведение бизнеса ведет к тому, что предпринимательская деятельность ведется на свой собственный страх и риск и он, в частности, всегда может быть подвержен серьезным угрозам — быть вообще уничтоженным, если не сумеет «договориться». Это давно известно в России и основано на том, что предпринимательские действия субъектов современных российских рыночных отношений на любом уровне сталкиваются с многочисленными непреодолимыми, на первый взгляд, проблемами. Этому способствует избирательный характер исполнения законов, противоречия в их текстах, наличие подзаконных актов, бездействие власти в отношении теневых структур. Все эти и другие аналогичные проблемы являются не столько результатом продолжающейся экономической депрессии и углубляющегося социокультурного кризиса нашего общества, сколько очевидным следствием рыночных преобразований собственности и власти. Так, известно, что почти все проблемы предпринимателя хорошо и быстро решаются исключительно «на неформальном уровне». Отсюда возникает гипотеза: если предположить, что типичный российский предприниматель — это, вообще говоря, в той или иной форме господствующий, бывший номенклатурный тип, то ключевые структуры и модели предпринимательского поведения в России в большинстве своем действуют, основываясь на принципе статусно-ролевого поведения, дей-

ствия вертикальной (командной), а не горизонтальной (рыночной) иерархии власти.

В-четвертых, известные трудности и проблемы, вызванные отсутствием благоприятной экономической средой и политической ситуацией в отношении возможности развития инвестиционной и инновационной составляющих, ведут к тому, что в реальной жизни функционируют ключевые субъекты предпринимательства с командно-номенклатурным менталитетом. Модель управления, в этом случае, будет складываться по следующей схеме: формальная (нормативная или административно-организационная) и неформальная (реально действующая) системы управления, а также из конкретно-функциональных структур. Формальная система управления на макроуровне основана на официальной идеологии власти и стандартных государственных средствах регулирования предпринимательской деятельностью (официальное правовое, финансовое, социальное и другие формальные типы управления). Неформальная система управления на микроуровне отождествляется с системой норм и правил поведения, базируется на определенных сложившихся и складывающихся правилах тех малых групп и социальных страт, в которые на основе конкурентных социокультурных ценностях включен предприниматель. Официальная (государственная) система норм и правил зависит, с одной стороны, от сформировавшейся организационной государственной структуры государства, с другой стороны на официальной идеологии. Вта-кой структуресубъект предпринимательской деятельности действует рутинно. Его труд зарегламентирован и легко поддается количественным оценкам. Вся система целеориентирована на строгое соблюдение регламентированных норм и правил. Неформальная система предполагает наличие инициативы и творческого подхода, самостоятельной постановки и реализации задач любого уровня сложности. Следовательно, неформальная система изначально целеориентирована на развитие индивидуальности и инновационных решений. Такая система способна оказывать реальное сопротивление против формальной системы управления на всех уровнях предпринимательских отношений. В итоге все возможности развития инвестиционной и инновационной составляющих современного предпринимательства и интрапренерства доступны лишь отдельным категориям предпринимателей, как правило, максимально приближенным к рычагам номенклатурной власти. Еще одна серьезная проблема российского предпринимательства — отсутствие благоприятной экономической и политической ситуаций в отношении возможности развития инвестиционной и инновационной факторов.

Трудности, вызванные политической ситуацией, — это неочевидная слабость центрального руководства, огромный дефицит государственного бюджета, внешний долг странам развитого капитализма, региональные политические противоречия, создающие в целом довольно безрадостную атмосферу политической неопределенности. Эту политическую картину добавляют трудности, связанные с экономической средой: до сих пор, несмотря на либерализацию, в России перекошенный уровень цен, не позволяющий большинству предприятий реализовывать продукцию и получать прибыль; высокий темп инфляции, сдерживающий деловую активность и инициативу предпринимателей; неблагоприятная структура экспорта; проблемы

получения внешней помощи для развития бизнеса — ее получение нередко является решающим фактором для его развития.

В-пятых, все это автоматически ведет к трудностям, связанным с технологической средой: раз инвестиции достаются, а не вкладываются, то и реальный эффект от них мизерный. В итоге — новые технологии развивать некому. Впрочем, это — отдельная, весьма сложная проблема ведения предпринимательства и интрапренерства, анализ которой нужно проводить специально и более углубленно. Следует, однако, подчеркнуть, что трудности, связанные с технологическими факторами, пожалуй, наиболее тяжелые и долговременные. Дело в том, что в России, по всей вероятности, происходит смена технологического способа производства в «длинной волне», что означает, ни много ни мало, замену и реструктуризацию (выделение и использование сохранившихся жизнеспособных элементов активной части основного капитала) практически всего парка технологического оборудования, особенно в капиталоемких отраслях промышленности. Монополизм — еще одна тяжелая структурная проблема, которая сводится к тому, что помимо необходимости избавления от излишних производственных мощностей необходимо и создавать аналогичные конкурентоспособные производства. В России налицо явное сокращение производства средств производства (промышленного оборудования), уменьшение доли наиболее сложных его видов. Наконец, основная часть используемых технологий в России относится к базовым, мобилизационным, оборонным, что, в силу завершения основных жизненных циклов большинства технологий, не позволяет рассчитывать на конкурентные преимущества в долгосрочном аспекте на мировом рынке. Поэтому выживание большинства российских предприятий возможно только в краткосрочном аспекте и при отсутствии международной конкуренции в соответствующих отраслях.

В-шестых, на все эти проблемы тяжелым грузом накладывается и ситуация, связанная с отсутствием социокультурных традиций русского бизнеса и соответствующие трудности, связанные с социокультурной неформальной средой ведения предпринимательства и интрапренерства. Отсутствие социокультурных традиций русского бизнеса, выражается, например, в необязательности российских предпринимателей, низком уровне управленческой культуры, незнанием методов управления, предубеждении против иностранных инвестиций. Важно отметить, что серьезность этой проблемы до сих пор до конца еще не осознана нашими российскими предпринимателями и интрапренерами.

Процессы трансформации государственной собственности в частную могут иметь различные последствия. Экономическая база российского предпринимательства закладывалась в процессе приватизации, которому присущи следующие характерные черты: он, во-первых, многим представляется стихийным, хотя на самом деле чувствуется твердое управляющее воздействие на этот процесс в сторону неформального присвоения государственных средств; во-вторых, реализуется в хозяйственно-юридических формах закрытого типа; в-третьих, не приводят к ликвидации старых монопольных структур (в частности, государственные структуры формально переименовываются, меняют форму собственности и фактически переходят в личную собственность руководителей; другие как бы при-

крывают собою образование частных фирм, ориентированных на использование государственных ресурсов); в-четвертых, не наблюдается массового инвестирования иностранных капиталов.

Также следует отметить, что формальные формы собственности зачастую объективно не отражают реальных форм собственности и управления, осуществляемых в действительности как внутри, так и вне этих предприятий. Некоторые предприниматели отмечают важность неформально функционирующих государственных форм управления, признавая предпринимательство в рамках государственных структур не только возможным, но и находящим там более благоприятную почву. Но большинство придерживаются иной точки зрения: государственная структура — это простое прикрытие реальным процессам, фактически протекающим во всех формах предпринимательской деятельности. Все это говорит о первичности неформальной власти.

Для того чтобы сегодня выжить, поведенческий стереотип российского предпринимателя должен жестко быть привязан к регулирующим воздействиям государства — этакратической власти, на основе использования селективной информации, других методов задействования социальных сетей. С их помощью происходит реальное регулирование его поведением как объектом управления. Крупный предпринимательский капитал, чтобы выжить, борется за влияние на государственную власть, подавляя реальных и потенциальных конкурентов с помощью политического капитала. Коммерческому капиталу для выживания необходимо навязать финансовую зависимость отраслевым гигантам. Формально независимому мелкому бизнесу, чтобы выжить, от государства ничего и не нужно: ни льготных кредитов, ни дотаций. Главное, как подчеркивает большинство предпринимателей, чтобы не мешали: не повышали налоги, не притесняли бюрократическими проволочками. Тогда он обеспечит и себя и других: секрет его конкурентоспособности — в способности самоорганизоваться в мелком бизнесе, начиная почти с нуля.

Верификация главной гипотезы исследования на основе привлечения многочисленных социальных фактов, включая базы данных собственных конкретных исследований, заключается в том, что в ситуации российской рыночной среды, учитывая изложенный концептуальный контекст, цели, ценности, установки и особые интересы предпринимателя как объекта управления, по существу, подчинены целям, ценностям и особым интересам малочисленных вышестоящих субъектов этакрати-ческой системы управления, которые тем не менее обеспечивают минимальную экономическую эффективность и социальную устойчивость субъект-объектных связей и отношений между рыночными агентами, хотя исключительно в свою пользу.

Собственные конкретные исследования по Омской области эмпирически выражаются в следующем. Анализ объективных данных показывает: направления предпринимательской деятельности распределились следующим образом: самый высокий удельный вес занимает посреднеческая деятельность (ее доля по отношению к другим видам предпринимательской деятельности составляет 33 %, и ее рост продолжается, что объясняется сравнительно высоким уровнем рентабельности сделок и, как следствие, получением прибыли при осуществлении посреднической операции, а также

значительной емкостью рынка). Следующее направление предпринимательской деятельности — коммерческая, в том числе на долю оптовой торговли приходится 12 %, а розничной — 16,3 %. Необходимо также отметить потенциально стабильный рост данного направления, который формируется под воздействием потребностей рынка в формировании и развитии оптовых и розничных торговых сетей. На долю строительства приходится 16,5 %. Это также благоприятная сфера для развития малого бизнеса, поскольку связана с действием таких факторов как: низкая стоимость основных средств, малая длительность технологического цикла, доступность материалов, несложная технология строительно-монтажных работ, невысокие требования к квалификации работников. Вместе с тем, имеются перспективные направления предпринимательской деятельности, которые не получили должного развития. К ним следует отнести производство товаров народного потребления (причины — низкая конкурентоспособность товаров, высокие издержки на производство), бытовое обслуживание, переработка сельхозпродукции (причина — невысокий уровень прибыли). Достаточно низкий процент занимают такие виды предпринимательской деятельности как кредитование, страхование, финансовая деятельность. Необходимо подчеркнуть позитивный момент в развитии направлений предпринимательской деятельности. Он связан с тем, что подавляющее большинство (94,6 %) занимают структуры малого предпринимательства из общего числа предпринимательских структур. В то же время доля средних и крупных предпринимательских структур остается невысокой, однако, несмотря на это, их роль в предпринимательстве области существенна. Экономическую эффективность этих структур характеризует распределение прибыли на одного работника предприятия. Наиболее высок этот показатель для концернов, низок для малых предприятий.

Результаты проведенных исследований, направленных на выявление содержательной роли функций предпринимателей, выступающих в качестве субъектов такого типа экономической деятельности, как предпринимательство, могут быть сведены к следующему.

1. Предпринимательство следует рассматривать, с одной стороны, как разновидность социальной деятельности, с другой — как специфическую деятельность, ориентированную на инновационный подход и связанную с риском ее осуществления. Согласно мнению П. Друкера, предпринимательство не следует ограничивать только экономической сферой, даже при условии, что именно в ней оно появляется. Его следует соотносить со иными видами человеческой активности. Исключение составляют только те, которые можно отнести к экзистенциальным, а не к социальным. Иными словами, смысл предпринимательства является постоянным не зависимо от его направленности и области применения. «Как предприниматель в сфере образования, так и предприниматель в сфере здравоохранения по решаемым задачам, используемым инструментам и встречающимся трудностям мало чем отличаются от предпринимателя в коммерческо-производствен-ной деятельности» [1, с. 39]. «Инновационность» необходимо рассматривать как неизбежную составляющую предпринимательства, поскольку оно как направленное действие целеориентировано на формирование с помощью имеющихся видов ресурсов новых свойств социальных благ.

2. Общепризнанным считается подход к трактовке предпринимательства в качестве типа хозяйственной деятельности, тем самым ограничивая его исключительно экономической сферой. Для содержательного понимания этого вида деятельности следует констатировать, что в среде экономистов отсутствует явно выраженное единство позиций при рассмотрении предпринимателя как носителя строго определенной экономической функции. При этом отчетливо просматривается две тенденции при обосновании исключительно «экономического предпринимателя»: 1) в качестве хозяйствующего субъекта, ориентированного на выполнение исключительно репродуктивных функций комбинирования факторов производства, направленных на формирование и максимизацию получаемой прибыли. Данная тенденция сформировалась в результате фундаментальных исследований статических систем представителями классической и неоклассической экономической школы, что позволило им трактовать предпринимательскую функцию в форме «экономического мира»(исследования Р. Кантильона, неоклассиков А. Маршалла, Л. Валь-раса, Дж. Б. Кларка, а также основоположника теории трансакционных издержек Р. Коуза). Полученные выводы позволяют утверждать, что, с одной стороны, предпринимателя следует рассматривать как утилизатора сложившихся конкурентных возможностей, с другой стороны — в качестве распределителя имеющихся ресурсов с целью обеспечения спроса. При этом можно говорить об исключительно пассивной позиции предпринимателя; 2) в качестве хозяйствующего субъекта, осуществляющего «чисто экономическую» или организационную инновацию. В этом случае явно просматриваются черты активного, инновационного характера предпринимателя, создающего новые конкурентные возможности («осуществляет новые комбинации факторов производства»), действующего в ограниченных рамках конкурентного несовершенства и неопределенности конечных последствий проводимых экономических действий, а не пытается приспособиться к рынку (Й. Шумпетер, Дж. Тюнен, Ф. Хайек и другие).

3. Существует точка зрения, согласно которой предприниматель рассматривается в качестве субъекта экономического роста, способного нести бремя всевозможных рисков в сложных условиях неопределенности спроса (Ф. Найт, Р. Кантильон, Дж. Тюнен, Дж. С. Милль, Л. Мизес и другие). Вместе с тем Й. Шумпетер не считал это определяющей чертой предпринимателя, он не придавал фактору риска важное значение.

4. В Третьем Международном словаре Вебстера предприниматель трактуется как субъект, наделенный предпринимательской функцией и выступающий в качестве организатора экономической деятельности, основателя этой деятельности, владельца и управляющего, принимающего на себя риск [2, р. 39-40].

5. Технологически сам процесс современного предпринимательства состоит из четырех явно выраженных стадий: поиска новой идеи и ее оценки; составления реалистичного бизнес-плана; поиска необходимых ресурсов; непосредственного управления созданным предприятием. Предприниматель — это человек, обслуживающий все четыре стадии предложенного процесса. Что, важно, то это наличие той особой точки зрения, разделяемой многими отечественными учеными, позволяющей

рассматривать предпринимательство в качестве целостного социально-экономического явления, способного осуществлять конкретный предпринима-тельско-производственный процесс исключительно в единстве и при успешном совместном функционировании трех субъектов: собственник, предприниматель и менеджер. Следовательно, в современных условиях предприниматель выступает в качестве ключевой фигуры, способной объединить экономические интересы участников процесса формирования и реализации предпринимательской идеи.

6. Еще одна достаточно распространенная точка зрения состоит в том, что предприниматель не подвергает риску свое финансовое состояние, поскольку это в большей степени характерно для инвесторов. Если предприниматель чем-то рискует, то исключительно временем. Эта научная традиция принадлежит Й. Шумпетеру, который дал четкое разграничение этих понятий: «Предприниматель практически никогда не несет рисков. Даже если предприниматель финансирует себя сам из прошлой предпринимательской прибыли или использует средства производства своего прежнего «статичного» предприятия, он несет риск только как кредитор или владелец благ, но отнюдь не как предприниматель. Пусть даже он рискует своей репутацией, но прямой экономической ответственности за неудачу своего предприятия он не несет» [3, с. 286]. К значительному уменьшению степени риска индивида, занимающегося предпринимательством, подталкивает знание определенных условий окружающей среды. Дополнительная информация о конкуренции, о количестве необходимых средств, менеджерские знания о специфических аспектах предприятия меняют представления предпринимателя о степени вероятности неудачи своего предприятия.

7. Когда говорится о феномене инновации как сущности предпринимательства, то, в первую очередь, имеется в виду именно «системный» аспект инновации: например, добавление нового элемента, создающего новое экономическое качество, в уже существующие элементы. Это говорит о том, что предприниматель способен видеть систему как целостное, в то время как другие могут видеть исключительно отдельные элементы системы.

8. Жизненным является подход к исследованию понятия «истинное предпринимательство», конструкция которого формируется управляющим. По сути, оно характеризуется результатами, показывающими стремление к изменениям и предпринимательскому поиску. Это позволяет констатировать, что истинное предпринимательство нельзя связывать только с процессами развития малого и среднего предпринимательства, а с точки зрения предпринимательского поведения, оно ориентировано выживание и эффективное ведение предпринимательской деятельности в крупных фирмах. Важно подчеркнуть, что основу принципов успеха такого предпринимательского поведения будут составлять перманентные нововведения, позволяющие прогнозировать потенциальные возможности и реальные шансы в конкретных ситуациях. Проведение систематических нововведений позволяет осуществлять контроль основных источников новых возможностей и реализовывать шансы, появляющиеся в конкурентной среде. Фактически реальные результаты достигаются за счет использования возможностей, а не посредством нивелирования сложившихся проблем.

9. Исследование предпринимательского управления актуализирует следующие направления: создание социальных структур, способных адекватно воспринимать изменения и реагировать на нововведения; создание социальных структур, призванных проводить систематическую оценку результатов предпринимательской деятельности, обеспечивающих формирование и регулирование процесса самообучения персонала предпринимательских фирм; выявление факторов, тормозящих развитие предпринимательской деятельности [4, с. 82-83]; нейтрализация методологически необоснованных решений (объединение инновационно-ориентированных и линейно-функциональных структур, проведение необоснованной диверсификации и т. п.).

10. Сравнение классического рыночного и неклассического подходов управления предпринимательством показало, что они имеют общую концептуальную управленческую схему, но, по большому счету, эти подходы практически не имеют общих оснований. В этом отношении имеются две разнокачественные модели извлечения предпринимательского дохода.

Проведенный анализ предпринимательского поведения как особой системы личности, обладающей разноуровневыми механизмами управляемости, а также приведенный качественный анализ проблем российского предпринимательства — важны не только для понимания, но и регулирования форм возможного предпринимательского поведения. Разработка параметров предпринимательских моделей есть движение к открытию новых неформальных и латентых структур и слоев его поведения в различных социальных контекстах, движение в направлении все труднее поддающейся операцио-нализации и верификации ключевых переменных этих моделей.

Проведенные исследования позволяют акцентировать внимание лишь на определенной совокупности выводов, основанных, как на классических, так и неоклассических традициях, теоретических предположениях, аналитическая достоверность которых хоть и получила корректную оценку, но завершенной считать ее нельзя. Актуализируется проблема исследования предложенного подхода, а также выявление возможности дальнейшей работы над ним, значительно трудоемкой и более сложной: дальнейшая эмпирическая проработка проблемы на основе фундаментальных экономических исследований по ней.

Необходимо также подчеркнуть, что в современном предпринимательстве становится очевидным: на первой стадии предпринимательской деятельности особую роль в решении материально-экономических проблем играют те исходные рациональные схемы поведения, которые гарантированно приносят прибыль. В этом плане в качестве весьма практичного прикладного аспекта могут выступать некоторые простейшие схемы, предложенные в рамках «экономического подхода» еще классиками экономики. Для более сложных целей разработки проблем социального управления, решения задач социальной политики на различных уровнях управления, на более сложной стадии предпринимательской деятельности — могут быть использованы и более сложные, позволяющие увидеть различные уровни предпринимательского контекста и понять стремления человека к ценностно-долгосрочным вознаграждениям. Потому создание ситуаций ценностно-долгосрочного стимулирования,

включающие социальные механизмы вертикальной мобильности и социальных вознаграждений, могут приобретать все большее значение в предпринимательском поведении.

Библиографический список

1. Друкер, П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / П. Ф. Друкер. - М., 1992. - 352 с.

2. Brockhaus R. N. (1982) The Psychology of the Entrepreneur / C. A. Kent et al (eds.). Encyclopedia of Entrepreneurship. Prentice-Hall, Englewood Cliffs, New Jersey. — 542 p.

3. Шумпетер, Й. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита,

процента и цикла конъюнктуры) : пер. с англ. / Й. Шумпетер. — М. : Прогресс, 1982. - 455 с.

4. Миллер, А. Е. Интрапренерство : моногр. / А. Е. Миллер, С. Н. Чуканов. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 1998. — 160 с.

МИЛЛЕР Александр Емельянович, доктор экономических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой экономики и финансовой политики. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.10.2016 г. © А. Е. Миллер

УДК 338.2

Е. В. ЯКОВЛЕВА

Омский государственный технический университет

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ТЕНДЕНЦИЯ_

Раскрыта актуальная тенденция современности, заключающаяся в качественной трансформации промышленных предприятий под влиянием взаимосвязанных факторов технологической эволюции и активизации инновационного развития экономики. Показано направление трансформационных изменений промышленных предприятий на качественном уровне в виде становления предприятий интеллектуально-инновационного типа. Уточнены отличительные особенности интеллектуально-инновационных предприятий.

Ключевые слова: инновационная экономика, постиндустриализация, интеллектуально-инновационное предприятие, промышленность, интеллектуализация персонала, критерии интеллектуальности предприятия.

Наблюдаемый переход от традиционной экономики к активной фазе инновационной экономики, обусловленной технологическими преобразованиями на уровне шестого технологического уклада, связан с глубокими преобразованиями институциональных основ экономики, с пересмотром концептуальных подходов к роли материальных и интеллектуальных активов, а также с переоценкой «промышленных» ценностей техногенной культуры эпохи индустриализации и поиском новых «информационных» и «хомогенных» ценностей современного периода постиндустриализации, драйвером развития которой является синтез нано-, био-и информационных технологий. По оценкам специалистов, если в настоящее время основные различия между предприятиями связаны с разным организационно-техническим уровнем производства и реализации продукции, то с течением времени (по прослеживаемой тенденции) «техногенный» фактор различий в конкурентном положении должен смениться «хомогенным» фактором, определяемым в первую очередь способностями и возможностями (интеллектуальными преимущественно) персонала предприятия [1].

В целом, эволюция промышленных предприятий прослеживается в следующем направлении (рис. 1).

Для промышленного производства традиционной экономики более важно получение как можно большего количества экземпляров товаров каждого данного потребляемого вида. Одной из важнейших задач управления предприятием при этом является определение объемов производства, обеспечивающих экономическую эффективность его деятельности.

В настоящее время происходящие трансформационные процессы в экономике, обусловленные современным этапом технологической эволюции, диктуют необходимость проведения активных инновационных преобразований. В таких условиях промышленные предприятия продолжают играть роль важнейшего института в структуре национальной инновационной системы. Основной тенденцией эволюции промышленных предприятий как институциональных единиц становится повышение наукоемкости и высокотехнологичности, а также инновационной активности с проявлением целого комплекса так называемых признаков «организаций XXI в.», в числе которых:

— построение в виде сетевой, компьютерно-интегрированной организационной структуры, объединяющей неоднородные ресурсы, расположенные в различных местах;

— ведение разработки и реализации новых подходов к управлению производимыми продуктами,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.