ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2010. № 4
НАУКА И ПРАВО ЗА РУБЕЖОМ
Лян Миньянь, доктор юридических наук, доцент Юридического института Чаньчуньского политехнического универститета, стажер кафедры
теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ
ТЕОРИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В КИТАЕ
В статье освещаются подходы к теории правового государства на протяжении всей истории Китая. Автор рассматривает признаки правового государства с учетом особенностей китайского государства, а также дает анализ основных проблем становления современного правового государства в Китае.
Ключевые слова: Китай; правовое государство; законность; нравственность; признаки правового государства.
The article depicts the main approaches to the theory of rule-of-law state in the history of China. The author interprets the main characteristics of the rule-of-law state taking into consideration special features of Chinese state, examines as the modern problems of rule-of-law state formation in China.
Keywords: China; rule-of-law state; lawfulness; morality; characteristics of rule-of-law state.
Становление и развитие идеи правого государства в Китае
В Древнем Китае в период Чуньцю (770—476 гг. до н. э.) и период Чжаньго (475—221 гг. до н. э.) китайские мыслители задумывались над тем, как надо управлять государством, чтобы в обществе был порядок. Было создано четыре основных правовых учения — конфуцианство, учение Моцзы, лаосизм и легизм. Среди них самыми популярными учениями были конфуцианство и легизм. Конфуцианцы считали, что управлять государством надо на основе принципов ритуала (ритуал — это политика, закон и принципы создания законов), нравственности (надо обучать человека нравственным принципам, используя закон лишь в исключительных случаях) и по воле правителя (опору для принципов нравственности и законов составляли добропорядочные люди, прежде всего добропорядочный император). Таким образом, считалось, что в государстве законы вообще не нужны. В свою очередь учение ле-гистов исходит из необходимости управлять государством на основе законов (в древние времена под законом в основном подразумевалось уголовное право), т.е. чтобы в обществе был порядок, надо создать суровые законы и жесткие наказания.
Так в истории Китая начались споры об управлении государством — либо на основе нравственности, либо на основе закона — хотя
на самом деле во время правления династии Хань (206 до н.э. — 220) утвердились идеи об управлении в большей степени на основе нравственности и в меньшей на основе законов. Таким образом, порядок в государстве опирается и на нравственность и на закон, но нравственность превалирует в этом процессе. Эта идеология оказала сильное влияние на развитие Древнего Китая, и только в конце Цинской династии (с 1644 по 1911 г.) такое положение стало меняться. Можно сказать, что в Китае до конца Цинской династии не сложилось понятие «правовое государство», а существовало только понятие «государство на основе нравственности и законности».
После 1840 г. Китай стал полуколониальной и полуфеодальной страной. Для изменения судьбы Китая многие передовые люди пытались перенять западную форму государственности и права. Среди них были известные ученые Лян Цичао и Сунь Чжуншань. Лян Цичао писал, что закон — это знак цивилизации и дикости; закон — это воля государства (государство через закон защищает интересы государства и народа); закон — инструмент разделения прав и обязанностей. Он настаивал на том, чтобы в Китае был использован пример Запада при создании правовой системы, установлены законы, которые должны быть для народа, благополучия большинства, право законотворчества должно принадлежать народу, а его интересы должен представлять самостоятельный орган. В правовом государстве необходимо неукоснительно соблюдать закон, а судебная власть должна быть независимой1.
Сунь Чжуншань под влиянием западной мысли считал, что Китай ослаб от долгого феодального правления, и, чтобы стать сильной державой, ему необходимо построить правовое государство. Он предлагал обеспечить прежде всего суверенитет народа, верховенство закона, защиту прав и свобод граждан, оценить работу законодательных органов власти, ограничить властные полномочия исполнительной власти. И самое главное, он выдвинул идею о разделении власти на пять ветвей — законодательную, исполнительную, судебную, надзорную и экзаменационную. Можно сказать, что в этот период в Китае впервые появилась идея правового государства в том виде, как она понималась на Западе.
Создание правового государства в современный период проходило в два этапа: первый этап (1949—1977) — это начало строительства правового государства, второй этап (с 1978 г. по настоящее время) — завершение создания правового государства в Китае.
На первом этапе Мао Цзэдун выдвинул учение о строительстве государства на основе закона, но фактически он неправильно истолковал понятие «социализм» и связанное с ним «правовое государство». В действительности строилось не правовое государство, а государство,
1 См.: Лян Цичао. Сборник статей. Статья 50. 1989. С. 216.
основанное на власти правителя: право служило инструментом в борьбе с политическими оппонентами власти и преступностью.
Новый этап, начавшийся в 1978 г., заключался, во-первых, в том, что на XI съезде КПК были установлены принципы защиты прав человека и создания такой правовой системы, которая предполагала бы действительный и стабильный авторитет закона, равенство всех перед законом, независимую судебную систему.
Во-вторых, в 1979 г. в Указе о процессуальных гарантиях применения уголовного права и уголовно-процессуального права было установлено, что законы уголовного права нужно применять в соответствии с указанными гарантиями: это важный признак, характеризующий развитие правового государства. Именно в этом указе впервые был использован термин «правовое государство».
В-третьих, важным признаком формирования правового государства стало осуждение Компартии во главе с женой председателя Мао Цзэдуна — Тиантин. 22 ноября 1980 г. в газете «Женминьжибао» была опубликована статья, в которой говорилось, что исторически правосудие опирается на 5 принципов — независимость судебной власти, демократические принципы построения судебной власти, гуманизм и равенство перед законом.
В-четвертых, в последнем абзаце преамбулы Конституции КНР 1982 г. установлены положения о защите, уважении и авторитете Конституции. Данная Конституция торжественно заявляет о достижениях в борьбе народов Китая, определяет основы правовой системы и основные задачи государства, она является основным законом государства и имеет высшую юридическую силу. Все народы страны, все государственные органы, вооруженные силы, все политические партии и общественные организации, все предприятия и учреждения страны должны принимать Конституцию как основной стандарт и обязаны поддерживать уважение к Конституции и претворять ее положения в жизнь2.
В сентябре 1997 г. в докладе на XV съезде КПК был выдвинут общий план построения правового государства, и самое главное, в марте 1999 г. положения этого плана были закреплены в Конституции КНР. 15 октября 2007 г. на XVII съезде КПК председатель Ху Цзиньтао в своем докладе определил новые направления в строительстве правового государства: «В целях обеспечения среднезажиточного уровня жизни общества компартия должна повысить уровень управления и управлять государством на основе демократии и на основе закона и эффективно для ускорения строительства социалистического правового государства».
Исходя из вышесказанного отметим, что, во-первых, до появления идеи правового государства в Китае развивались идеи об эффективном управлении государством. Поскольку Китай является госу-
2 См.: Ли Буюнь. История и перспектива развития правового государства. 1998.
63
дарством нравственности (это государство на основе нравственности), закон в общественной жизни не играет важную роль, а рассматривается как дополнение к нравственности. Закон существует прежде всего для обеспечения в обществе порядка, а не для защиты прав человека.
Во-вторых, понятие «правовое государство» в современном значении возникло в Китае под влиянием западной идеи демократии и либерализма. Если в России эта идея распространилась в XVIII в., то в Китае — только в конце XIX в. Но главное отличие заключается в том, что Россия оказалась под влиянием модных западных демократических идей после победы в Первой мировой войне, а в Китае были вынуждены изучать западную мысль ради освобождения и независимости Китая в условиях его колонизации западными великими державами. В результате осмысления в России уже в конце XIX — начале XX в. созрели идеи правового государства, а в Китае только узнали о понятии «правовое государство», но распространение оно не получило, так как не вписывалось в традиции древней китайской культуры.
В-третьих, в Китае, как и в России, при строительстве социализма пытались соединить идеи правового государства с идеей социализма, но обеим странам не удалось сделать это до конца. Россия в конце концов оставила коммунистическую идеологию и провозгласила курс на создание капиталистического правового государства, а Китай, преодолевая препятствия, продолжил строительство именно социалистического правового государства, и главное этот курс проводится по-прежнему под руководством Коммунистической партии Китая.
Понятие и характеристика правового государства в Китае
Понятие «правовое государство». В Китае понятие «правовое государство» имеет четыре основных значения:
— правовое государство — это общий план управления государством;
— правовое государство — это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках закона;
— правовое государство — это идеальный правовой порядок;
— правовое государство — это созданный в обществе порядок на основе предыдущих трех условий и на соблюдении законов. Оно обладает такими основными ценностями современного общества, как демократия, права и свободы человека и т. д.3 Большинство ученых в Китае придерживаются данного определения.
Интерес представляет теория Яо Цзяньчжуана, который считает, что перечисленные условия являются важными для правового государства, но они выступают в качестве материальных условий, а для построения правового государства необходимы также и духовные условия: вера граждан в закон такая же, как вера в Бога, т.е. отношение к
3 Чжан Иэньсянь. Теория права: Учебник. Пекин, 1999. С. 181.
закону как к святыне; чувство уважения и веры в закон — основа добровольного его соблюдения, основа верховенства и авторитета закона.
Новое отношение к закону заключается в том, что члены общества признают закон как необходимость своей жизни, как потребность и стимул их деятельности, чтобы граждане добровольно руководствовались законом в своих поступках.
Строительство правового государства является справедливым делом, в котором участвуют все граждане. Необходимо развивать свободу гражданина, чтобы он осознавал себя хозяином своего государства. Правовое государство — это дело не только правительства, но и всех граждан, их общее дело. Поэтому оно предполагает независимое положение каждого гражданина, свободу выражать свое мнение, надежды и потребности.
Для правительства — это абсолютная обязанность, а для граждан — относительная обязанность соблюдать закон. Иными словами, если закон хороший, то необходимо безусловное его соблюдение, а если закон плохой, то граждане вправе через мирные выступления требовать отмены такого закона.
Таким образом, для построения правового государства необходимы не только материальные, но и духовные условия, и только тогда может быть воплощена идея правового государства.
Основные характеристики правового государства. В Китае считают, что основным признаком правового государства является наличие в государстве совершенных законов при условии их соблюдения всеми членами общества. Однако следует подробнее остановиться на признаках правового государства, которые заключаются в следующем:
1. Совершенствование правовой системы. Необходима единая правовая система с четкой структурой согласованных между собой отраслей законодательства; развитие законодательства должно проходить на научной основе, в соответствии с общими политическими идеями реформ.
2. Суверенитет народа. Закон должен выражать волю народа, быть основой демократической политики, т.е. правовое управление должно быть демократическим, а демократия должна осуществляться на основе закона.
3. Защита прав человека. В 2004 г. Конституцию КНР дополнили таким положением: «Государство должно уважать и гарантировать права человека». Это новый этап защиты прав человека в Китае. Однако на современном этапе в Китае считают, что наиболее актуальной проблемой в сфере прав человека является обеспечение народного благосостояния.
4. Разделение и баланс власти. Разделение и баланс власти между партией и государственными органами, правительством и общественными организациями, предприятиями и учреждениями, начальником
5 ВМУ, право, № 4
и коллективом необходимо реально разделить и сбалансировать властные полномочия, чтобы уменьшить «обмен власти на деньги», коррупцию.
5. Равноправие перед законом. Необходимо гарантировать равенство всех перед законом и справедливое разделение общественного богатства.
6. Верховенство закона — во всех сферах общественной жизни.
7. Государственное управление на основе закона. Исполнительная власть должна исполнять законы, управлять строго по закону и в определенном процессуальном порядке. В марте 2004 г. Государственный совет опубликовал программу о всесторонней деятельности администрации и провозгласил задачу создания «правового правительства».
8. Независимость судебной власти. Термин «независимость судебной власти» употребляется в двух значениях: первое (организационное значение) — судебные органы независимы от других органов, ассоциаций и индивидуальных лиц, поэтому независимость судебной власти — это принцип организации власти в государстве. Второе (процессуальное значение) — независимость судебной власти означает гарантированность обеспечения процессуальной законности, а для судей — независимость при вынесении судебного решения. Поэтому мы можем сделать вывод, что независимость судебной власти означает осуществление правосудия судами по закону, без вмешательства других органов, ассоциаций и индивидуальных лиц, принятие справедливых решений в соответствии с процессуальными нормами4.
9. Правильный и законный процесс. Правовой процесс — форма существования права, если существует только материальный закон (но нет процессуального закона), законодатель и исполнитель будут делать все, что пожелают. Справедливый процесс выражает справедливость права.
10. Обязанность партии соблюдать закон. В Китае Компартия — правящая партия, если она сама не соблюдает закон, то правового государства не будет.
Сопоставив взгляды на идею правового государства в Китае и России, можно сделать вывод, что в обеих странах основные характеристики совпадают — верховенство закона, защита прав человека, разделение властей, независимость судебной власти. Но есть и отличия.
Во-первых, в Китае настаивают на том, чтобы строить правовое государство под руководством Компартии, а в России настаивают на участии в этом строительстве различных партий. На наш взгляд, судить о том, существует ли демократическая жизнь в стране или нет, надо не по количеству партий, а по фактической реализации моделей демократического развития.
4 См.: Гуй Жуйсян. Понятие и применение независимости судебной власти. Пекин, 2001.
Во-вторых, в Китае правовая наука утверждает, что для создания правового государства надо обратить внимание на развитие его духовных предпосылок и начал.
Проблемы строительства правового государства в Китае
Во-первых, несмотря на то что в Конституции КНР закреплен ряд прав и свобод граждан, в реальной жизни проблемы остаются. Например, при трудоустройстве существует дискриминация по отношению к женщинам, нет специального закона о борьбе с дискриминацией. В уголовном процессе особенно плохо гарантированы права подозреваемого: например, его могут допрашивать без участия адвоката и не вызывать свидетелей в суд. При совершении тяжкого преступления для борьбы с преступностью прокуратура, милиция и суд могут координировать свои действия, игнорируя принцип разделения властей.
Во-вторых, в Китае уже принят большой массив законодательства, но между законами и подзаконными нормативными актами существуют противоречия, в законах много политических лозунгов. И самое главное: существует много нечетких, неконкретных и оценочных норм.
В-третьих, после реформы исполнительная власть в Китае работает неэффективно. Государственные служащие должны открыто и эффективно обслуживать граждан, строить отношения на основе прозрачности. Все дела должны рассматриваться в строго определенный срок, а ответ на запрос в государственный орган — даваться также в установленный срок. Если гражданин недоволен работой или решением служащих, возможно обжалование в вышестоящие органы или суд. Однако коррупция представляет основную проблему в функционировании исполнительной власти. Негативно сказывается также вмешательство исполнительных органов власти в рассмотрение дел судом.
В-четвертых, судебная власть не может быть полностью независимой. Проблемы независимости судебной власти в Китае разнообразны и в основном заключаются в следующем:
— в зависимости от законодательной власти. Следует отметить, что в Китае не существует разделения власти на три ветви, хотя тоже есть законодательная, исполнительная и судебная власти, но они не имеют равного статуса, законодательная власть преобладает над другими ветвями власти, что особенно сильно влияет на судебную власть. Например, местный съезд народных представителей выбирает и увольняет со службы судей. Возможность повышения судей по службе тоже зависит от местного собрания представителей, в частности от отдела кадров этих органов. Таким образом, законодательная власть решает вопросы назначения и увольнения судей, судебная власть фактически контролируется законодательной властью, и ей трудно быть независимой;
— в зависимости от исполнительной власти. В истории Китая судебные и исполнительные органы были единым целым. Такая традиция и на сегодняшний день сильно влияет на судебную власть, поэтому судебная власть не может стать независимой и от исполнительной власти.
Во-первых, в Китае судебные органы в финансовых вопросах зависят от местного правительства. Судья, который разрешает экономические споры, получает намного больше, чем судья, рассматривающий дела в маленьком городе, и условия у судебных органов в центральных округах намного лучше, чем в районе, потому что они обеспечиваются не из бюджета государства, а местными правительствами.
Во-вторых, подготовка судей и управление ими осуществляются по образцу государственных служащих, и методы их работы тоже похожи на метода работы государственных служащих: судья не может сам решать вопрос и часто спрашивает совет у руководства. Кстати, и зарплату судьи получают так же, как государственные служащие.
В-третьих, судья самостоятельно не принимает решение, поскольку по закону об организации народного суда в Китае судебную власть осуществляют коллегия судей, судья с заседателями и судья единолично. Дела четко не распределены по подсудности между этими тремя формами, и в результате коллегии судей, а не единоличный судья играет более важную роль;
— в большом влиянии партии на судебную власть. В Китае все организации должна возглавлять Компартия, в том числе и судебные органы. Поэтому среди судей много коммунистов, комитет партии часто вмешивается в дела суда, и замечания партии становятся решениями суда;
— в неограниченном общественном контроле. Контроль со стороны общества, особенно со стороны СМИ, полезен для реализации принципа независимости судебной власти. Но если этот контроль не имеет ограничения, результат будет как раз обратным. Бывают случаи, когда перед судебным заседанием из-за репортажа у людей возникает гнев по отношению к обвиняемому. Начальник администрации издает приказ и устанавливает срок для решения дела, судья, находясь под давлением, может вынести несправедливое решение.
В Китае не существует гражданского общества. Традиционно все вопросы решало правительство. Для граждан Китая администрация — это «родители народа», поэтому люди привыкли обращаться со своими проблемами к правительству, а не к суду. Правительство привыкло к такому положению вещей и поэтому всегда боялось объединения граждан в организации или ассоциации. Несмотря на то что в последние годы в Китае процесс создания различных организаций и ассоциаций развивается быстро, до настоящего гражданского общества еще далеко.
Правовое государство — это то, к чему стремятся все цивилизованные государства мира. Можно сделать вывод, что Китай на современном этапе еще не является правовым государством. Недостаточно только объявить себя правовым государством необходимо соответствовать этому названию.
В Китае ученые и правительство считают, что правовое государство — это мечта, которая когда-нибудь должна стать реальностью. Компартия даже разработала план, в какие сроки может осуществиться эта мечта, установила разные задачи. В России некоторые ученые полагают, что правовое государство — это просто идеал, который никогда не осуществится.
На наш взгляд, оба подхода являются неверными, потому что если рассматривать правовое государство только как идеал, т.е. то, что никогда не может осуществиться, в таком случае государству не надо было бы к этому стремиться. А если считать, что государство может по своей воле ускорить процесс создания правового государства, то это будет во многом декларацией.
Следует отметить, что формирование правового государства — процесс сложный, длительный и непрерывный, требующий реакции на вновь возникшие ситуации и в экономике, и в политике, и в нравственности. Однако силы государства в проведении социальных реформ не безграничны. Естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новое в теорию и практику строительства правового государства.
В понятии «правовое государство» концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Для Китая уже нет иного пути, кроме как построение и развитие правового государства.
Список литературы
1. Гуй Жуйсян. Понятие и применение независимости судебной власти. Пекин, 2001.
2. Ли Буюнь. История и перспектива развития правового государства.
1998.
3. Лян Цичао. Сборник статей. Пекин, 1989.
4. Чжан Иэньсянь. Теория права: Учебник. Пекин, 1999.