УДК 371.398:7.011
С. H. ЖДАНОВА
Оренбургский государственный педагогический университет
ТЕОРИЯ ОСВОЕНИЯ МИРА УЧАЩИМИСЯ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ_
В логике изучения проблемы эстетического освоения мира учащимися рассматриваются сущность, цель, задачи и функции системы дополнительного образования детей. Сопоставительный анализ процессов дополнительного образования и эстетического освоения мира учащимися позволяет сделать вывод о том, что эстетическое освоение мира имманентно присуще дополнительному о6разоаа»во детеЯ и подтверждает предлоложеьие о единой эстетико-философской основе взаимосвязи обучения, воспитания и мироосвоения, что является базисом подготовки эстетически сориентированных специалистов во всех сферах, способных сделать продукт своего труда привлекательным и конкурентоспособным.
Специфика организации образовательного процесса современного учреждения дополнительного образования, направленная на удовлетворение познавательного интереса, осуществление индивидуализации обучения, при неформальном характере общения и практической направленности обучения даёт возможность педагогу следовать природе развития духовных и эстетических потребностей личности ребёнка; (2)
- дополнительное образование, осуществляемое в различных воспитательных организациях, является мощным средством гуманизации системы образования в целом — все можно добавить по возможности и желанию, углубляя, расширяя и применяя школьные знания; оно ориентировано на удовлетворение индивидуально-групповых образовательных потребностей, что может быть связано как с возрастными особенностями, так и с ценностями социальной, этнической, суб-кулътурной группы, индивидуальными интересами и возможностями, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образовании (3);
- в дополнительном образовании педагоги реализуют различные разновидности деятельности: 1) необходимые для формирования и развития личностных (родовых) качеств человека, таких, как целепо-лагающая деятельность, универсальный труд, физическое развитие, общественная деятельность; 2) «свободные» виды деятельности, необходимые для физической, психической, эмоционально-нравственной «подпитки» человека, такие, как клубная, социально-бытовая, досуговая.
Данное деление видов деятельности условно, так как труд, лежащий в их основе, может быть и творческим («воспитательным»), и обязательным, требующим расхода сил, времени, духовной энергии на далеко не творческие результаты. Эстетическая сосгавляющая присуща и первой, и второй группе деятельности.
Исследуя специфику воспитательного процесса в дополнительном образовании, исследователи дают следующие характеристики воспитывающего эффекта внеучебной деятельности в УДО:
- ненасыщаемость духовной и эстетической потребности детей во встрече с новым в мире и в себе;
- учет целостности человека, обусловленной гармонией разума (его объемом и содержанием), души (её романтичности, возвышенности) и тела (его красоты, физического совершенства для саморазвития и выживания);
- учет субъективности человека, его индивидуальности и целевой активности в любом виде деятельнос-
Сопоставительный анализа взаимосвязей процессов освоения мира и дополнительного образования учащихся свидетельствует об их неразрывности и вза-имообогащающем характере связи.
Особое значение имеет рассмотрение проблемы с позиций новационного в педагогике социально-педагогического подхода, разработанного профессором C.B. Сальцевой и последователями ее научной школы, утверждающими необходимость ориентированности педагогического процесса на развитие условий самореализации личности в мире обновляющихся коммуникаций, связей и взаимоотношений в образовательных системах, на предметное и социально-педагогическое обеспечение развивающей и организующей социальной среды. (4)
Рассмотрим характеристики дополнительного образования, которые обнаруживают близость и некоторое соответствие природе эстетического освоения мира учащимися как социально-педагогического процесса, ориентированного на воспитание чувств и представляющего собой единство эстетического восприятия, творческой активности и преобразующей позиции личности, имеющей направленность на непосредственно-чувственное раскрытие в образах многосторонних взаимоотношений личности и общества.
Относительно автономные по содержанию, формам, способам взаимодействия процессы дополнительного образования детей и эстетического освоения мира учащимися имеют достаточно много общего.
Основой для выявления общности характеристик играет в ходе анализа ряд факторов:
- художественно-эстетическая деятельность в центрах дополнительного образования по объему занятости детей и молодежи выходит на первое место (до 76,5%);
- именно овладение человеком культурой (включая эстетическую) является основой базовых процессов, обозначаемых понятиями «воспитание», «образование», которые отличаются формами проявления и способами реализации личности.
Дополнительное образование предоставляет детям возможность свободного выбора форм и видов деятельности, направленных на формирование их мироощущения и миропонимания, развитие мотива-ционной положительной направленности в сфере свободного времени [);
- дополнительное образование выступает как процесс и ощутимый результат развития человеческих сущностных сил во всех сферах культуры.
ти. (5)
В познавательной деятельности человек постигает, открывает, изучает истины; в трудовой - созидает, сохраняет, совершенствует материальные ценности; в художественно-эстетической - воспринимает, интерпретирует, созидает, воссоздает, транслирует художественный образ; в физкультурной - укрепляет, совершенствует физическое тело; в коммуникативной — выстраивает общение, поведение; в общественной - декларирует, распространяет социально ценные идеи.
В многообразии Видов деятельности познания, творчества и досуга, используя спонтаннос ть, импро-визированность, чувство юмора, способность удивляться и осознавать, именно внутри процесса эстетического освоения мира можно нацеливать ребят на овладение вертикалью результативности воспитания в деятельности: отобщеразвивающей, эстетической, досуговой, познавательной, творческой до профессионально значимой в процессе самоопределения. В результате человек осваивает, усваивает, присваивает социально одобряемые эталоны красоты и эстетические нормы.
Сущность художественно-эстетической осваивающей деятельности раскрывается в творческом процессе создания неповторимо оригинального продукта, отражающего реальность и воплощающего личность автора. Таким образом, целенаправленная художественно-эстетическая установка личности на освоение мира с помощью образов является одним из важнейших компонентов эстетической позиции человека, от коТйрой во ¡многом зависит состояние социально-культурной сферы жизни общества. Эстетическая константа в восприятия мира выступает фактором развития социальной активности детей и взрослых. Эстё'гичёское освоение мира учащимися отличает интуитивно прочувствованное и осознанное понимание его целостности, не складывающееся только из максимально полного знания объективных законов, действующих в этом мире.
Освоить мир эстетически означает пережить, вчувствоваться в процесс, принять его как данность, сделать «своим», прочувствовать его в себе, осознать в нем свое место и предназначение, войти в целостный и неделимый мир, не утрачивая своей внутренней целостности; вступить с миром в художественный и обоюдонаправленный контакт и взаимодействие; осознать себя как средоточие этого мира и одновременно как часть его. Эстетическое освоение мира учащимися - это процесс, прёдставляющий собой диалектическое единство активности, дёятельности и установки на образ как средство социализации. (1)
Определение целей эстетического освоения мира может исходить из понимания, что это специально организованный целенаправленный процесс развития мироосваивающих способностей личности в различных сферах жизнедеятельности и духовного развития на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучаемых, с результатом позитивной социализации личности учащегося.
Эвристическая модель процесса эстетического освоения мира учащимися позволяет выявлять условия, необходимые для оптимизации целостного становления личности учащегося, реализации его духовных и эстетических потребностей в образовательном процессе.
Если обучение есть способ передачи имеющегося сложившегося социального опыта, отраженного во всех пластах человеческой культуры: материально-производственной, духовной и художественно-
эстетической, то эстетическое освоение мира учащимся есть средство включения воспитанника в жизнь современного общества, стимулирования его собственной активности во всех основных видах деятельности: в общении, познании, преобразовании. Их взаимодействие, по сути дела, и является источником развития жизненной энергии (духа) человека, фактором (внутренним условием) становления стиля его жизнедеятельности как процесса и результата качества его эстетического отношения к миру.
Образование — это вызванный внешним воздействием процесс усвоения индивидуумом обобщенного объективированного общественного опыта, процесс его трансформации в субъективированный мир формирующейся личности. Этот процесс может быть реализован посредством и обучения, и воспитания, поскольку в об} ченности отражается «присвоение» личногтыг той стороны общественного опыта, которая включает в себя знания, практические умения и способы творческой деятельности в области науки, техники, искусства и различных видов трудовой деятельности (преимущественно ноосфера — сфера разума), в воспитанности отражается степень сформированное™ у человека социальных и нравственно-эстетических отношений как важнейшей стороны его личностного развития. Это ядро процессов освоения отражает их адекватность и позволяет сделать вывод о философском происхождении их сущности и родстве.
Предположение о единой эстетико-философс-кой основе взаимосвязи обучения, воспитания и ми-роосвоения в рамках дополнительного образования личности, таким образом, отражается как в содержательной стороне дополнительного образования, так и процессуальной, заключающейся в потребности в творческой деятельности для себя, ближайшего окружения, успешности в жизненном самоопределении в социуме.
Резюмируя высказанное, отметим соответствие глубинной сущности процесса эстетического освоения мира учащимися сути (и затребованности) дополнительного образования, которое явилось концентрированным выражением и отражением социально-экономических, политических, нравственно-правовых и зстетико-культурных потребностей общества в подготовленных определенным образом людях, т.е. эстетически сориентированных специалистах во всех сферах, способных сделать продукт своего труда привлекательным и конкурентоспособным.
Анализ социальной ценности дополнительного образования выявляет большие скрытые возможности прогрессивного развития всей образовательной сферы, приумножающей моральный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал общества.
Анализ аспекта личной ценности дополнительного образования выявляет заинтересованное, неравнодушное отношение человека к собственному образованию, что соответствует позиции неотчужденного эстетического (индивидуально-мотивированного и стимулированного) отношения человека к уровню и качеству получаемого образования.
Функция целенаправленного процесса передачи из поколения в поколение социального опыта обеспечивает сохранение и развитие культурных форм жизни, что в высшей степени отвечает природе эстетического освоения социума учащимися, заключающейся в приобретении «опыта чувствования и неотрывного от него мышления».
Реализация обучающей функции дополнительно-
го образования, которая заключается в формировании основ знаний, обеспечивающих социальный, профессиональный, личностный выбор учащихся, невозможна без высвечивания уникальности личности и организации ситуации наслаждения результатами и успехом, что по своей природе являет эстетическое начало в освоении мира.
Дополнительное образование расширяет знания о творческих возможностях человека, обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и способствует удовлетворению эстетических потребностей. Приобретенный в учреждении дополнительного образования опыт успеха в избранной сфере деятельности выступает мощным мотивом созидательной деятельности и двигает вперед культуру творческой самореализации, что в корне отвечает преобразовательной природе эстетического освоения мира человеком. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что эстетическое освоение мира имманентно присуще дополнительному образованию детей.
В общем процессе фундаментализации образования эстетическое освоение мира учащимися выступает общегуманистической доминантой нового целостного миропонимания, усиливающей процессы воспитания, обучения и развития личности в опоре на реализацию специфических функций преобразования, вдохновения и отдохновения, мотивации на коммуникацию, предвосхищения успеха и счастья в избранной деятельности.
Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования пронизан эстетическим началом во всех аспектах деятельности педагога, создающего особое пространство в совместном с детьми творческом процессе. Изучение проблемы позволяет сделать вывод о наличии эстетических констант в самом процессе дополнительного образования и его результатах.
Уточним актуальность ведущей идеи исследования: эстетическое освоение мира актуализирует резервы эмоционально-чувственной сферы и неотрывного от нее мышления личности, обеспечивает неотчужденное, неравнодушное эстетическое отношение к действительности, к другому человеку, самому себе, активизируя творческий потенциал личности в образовательном процессе и мотивацию к самообразованию и самореализации, обеспечивая уровень социализированное™ человека в условиях постоянно изменяющегося общества.
Акцентируя полезность научных разработок, отметим новизну в соответствии с разработанностью социально-педагогической теории эстетического освоения мира учащимися, базирующейся на выявленных социально-педагогических предпосылках, совокупности обоснованных методологических подходов, общепедагогических закономерностях, принципах и содержательно-смысловых аспектах; обоснованностью структуры процесса эстетического освоения мира уча-
щимися, актуализирующей субъектную позицию личности в результате обеспечения условий для самообразования, самопознания и самореализации; созданием прогностической модели эстетического освоения мира учащимися во взаимосвязи теоретико-методологической базы и компонентов процесса организации эстетического освоения мира учащимися - цель, содержание, технологии, критерии и условия обеспечения целостности исследуемого феномена; разработкой лич-ностно-активизирующей технологии мироосваиваю-щей деятельности как звена научно-методического сопровождения, направленного на активизацию субъективной позиции учащегося и содействующего саморазвитию и социализации личности; выявлением и определением критериальных оснований социально-педагогического мониторинга, предусматривающего использование комплекса праксеометрических, социологических и диагностических методик, позволяющих диагностировать состояние процесса освоения мира и уровня эстетического развития личности.
Реализация методологических, теоретических положений и предлагаемых автором концептуальных подходов осуществлялась в школах и учреждениях дополнительного образования г.Магнитогорска, г. Но-вотроицка, г.Оренбурга, в Оренбургском государственном педагогическом университете, его филиалах, научно-исследовательской лаборатории Социального института ОГПУ.
Библиографический список
1. Жданова С.Н. Эстетическое освоение мира школьниками в процессе дополнительного образования: социально-педагогический аспект: учебно-методическое пособие/ С.Н.Жданова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. - 104 с.
2. Журкина А.Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждении дополнительного образования /А.Я. Журкина.- М, 2003.-84 с.
3. Мудрик A.B. Социальная педагогика: учебное пособие. / А.В.Мудрик, В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2005. - 200 с.
4. Сальцева C.B. Концептуально значимые характеристики социально-педагогического подхода / Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход/ С.В.Сальцева. — Волгоград: Перемена, 2005, с. 314-321.
5. Фомина А.Б. Теория и практика деятельности УДО детей в сфере свободного времени: автореф. дисс... д-ра пед. наук/ А.Б.Фомина. - М„ 2000. - 38 с.
ЖДАНОВА Светлана Николаевна, канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики, докторант Оренбургского государственного педагогического университета.
Дата поступления статьи в редакцию: 11.11.2006 г. © Жданова С.Н.
УДК 159. 9
Т. А. ЧЕРНОБАЙ
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области»
ФОРМИРОВАНИЕ УВЕРЕННОСТИ И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ
На основе проведенных исследовании разработана методика формирования уверенности и самооценки у детей старшего дошкольного возраста (5 -7 пет) при вьголнети физических упражнений средствами психорегуляции и направлена на формирование у детей дошкольного возраста волевой саморегуляции, способности к рефлексии, умения с определенной силой воображения представить в своем сознании весь процесс деятельности и уметь простыми формулами воздействовать на самого себя.
Вопросы взаимоотношений психики и тела все еще остаются делом будущего и приобретают сегодня особую актуальность для реализации задач повышения внутренних резервов человека, для эффективного использования психологических знаний в целях совершенствования и самосовершенствования личности ребенка [4].
Стрессовые реакции, пережитые в раннем возрасте в соответствующем критическом периоде, повышают неспецифическую резистентность организма к действию разнообразных физических и психических воздействий в последующей жизни [1, 20].
Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность [2, 5, 16, 19,21]. Вместестеморганизация физической культуры в дошкольном возрасте имеет специфические, связанные с уровнем развития детского организма особенности [22]. Психическое развитие, становление личности связано с формированием самосознания [17,18]. Предмет психологических исследований личности как «субъекта самосознания» — это открытие человеком собственного «Я» в процессе возрастного развития [8]; самооценка личности [6,10]; моральная саморегуляция поведения [11,12]; уверенность в своих силах [7,23,24].
Доказано, что методы, средства и приемы психорегуляции в педагогическом процессе являются естественными и рациональными [3,14]. Среди факторов, обуславливающих формирование механизмов саморегуляции, центральное место принадлежит са" мооценке, детерминирующей направление и уровень активности субъекта, становление его личности [9].
Исходя из вышесказанного, актуальность исследования определяется необходимостью разработки и научного обоснования методики формирования уверенности и самооценки при выполнении физических упражнений детьми старшего дошкольного возраста.
Сущность предлагаемой нами методики состоит в том, чтобы на занятиях по физической культуре научить детей пользоваться элементами психорегу-лирующей тренировки: мобилизовать себя на выпол-
нение определенных двигательных действий без страха, смело и уверенно; путем тренировки выработать умение удерживать свое внимание на двигательном действии; развивать способность максимально ярко, с определенной силой воображения представить в своем сознании в результате тренировки образных представлений весь процесс деятельности и уметь простыми формулами воздействовать на самого себя.
За основу взята трехчастная структура физкультурного занятия, состоящая из вводной, основной и заключительной части [15]. Каждая из частей предполагает решение общепринятых задач и дополнительных средств, предназначенных для формирования у детей 5-7 лет умения применять средства психорегуляции на физкультурном занятии.
Используемые средства: комплекс упражнений, направленных на тренировку волевого внимания; комплекс упражнений, направленных на развитие воображения детей; разработка и использование формул психорегулирующей тренировки; создание условий для возникновения у детей положительных эмоций при выполнении двигательных действий: приветливая, доброжелательная улыбка педагога, адекватная оценка окружающих, вежливость при общении с детьми; использование на занятиях по физической культуре приемов, формирующих адекватную самооценку детей при выполнении физических упражнений.
Методика формирования уверенности и самооценки при выполнении физических упражнений у детей 5 - 7 лет экспериментально проверялась в г. Омске в МОУ «Начальная школа - детский сад №214», МДОУ «Детский сад №311», МДОУ «Детский сад № 383».
Были сформированы 2 однородные группы детей в возрасте 5 - 6 лет по 130 человек и 2 группы 6-7 лет по 148 человек в каждой (одна контрольная, другая — экспериментальная). Детям 5-6 и 6-7 лет предлагалось выполнить упражнения, которые были использованы при изучении исходного уровня уверенности и самооценки:
1) ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове (ловкость); 2) подбрасывание мяча вверх с