Научная статья на тему 'Теория нечетких множеств в оценке эффективности проведения процедур банкротства'

Теория нечетких множеств в оценке эффективности проведения процедур банкротства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ / БАНКРОТСТВО / FINANCE / BUSINESS ECONOMICS / BANKRUPTCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безвербная Марина Юрьевна

Проведен анализ функционирования российской системы банкротства. Предложено оценивать эффективность проведения процедур банкротства с использованием аппарата теории нечетких множеств и нечеткого логического вывода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY OF FUZZY SETS IN ESTIMATION OF BANKRUPTCY PROCEDURES' EFFICIENCY

The Russian bankruptcy procedure is analyzed. It is suggested that fuzzy sets and fuzzy logical deductions be used in evaluating the efficiency of bankruptcy procedure.

Текст научной работы на тему «Теория нечетких множеств в оценке эффективности проведения процедур банкротства»

М.Ю. БЕЗВЕРБНАЯ

значимыми из которых являются предоставление юридическим лицам бюджетных средств, возмещение части затрат (в форме субсидий), а также управление обязательствами по платежам в бюджет и внебюджетные фонды (реструктуризация задолженности, изменение сроков уплаты налога и сбора, отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, установление налоговых льгот), на практике практически не реализуются. Данный фактор, а также отсутствие возможности привлечения заемных средств кредитных учреждений существенно затрудняют процесс финансового оздоровления предприятий их собственными усилиями.

Условием эффективной реализации реабилитационных процедур банкротства, кроме механизма принятия кредиторами обоснованных решений, как в ходе процедур банкротства, так и вне рамок действия законодательства о несостоятельности должно стать формирование единой государственной политики, направленной на защиту интересов государства в делах о банкротстве, в том числе путем своевременного планирования бюджетного финансирования мероприятий по восстановлению платежеспособности проблемных предприятий и организаций. Одним из потенциальных направлений должно стать включение мероприятий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций в федеральные целевые программы и привлечение необходимых финансовых средств для их реализации, а также формирование региональных центров по финансовому оздоровлению предприятий при администрациях субъектов Федерации.

Данное утверждение доказывается зарубежной практикой финансового оздоровле-

ния предприятий. В странах Западной Европы и США реакция государств на национальные экономические кризисы состояла в совершенствовании систем несостоятельности, а именно в повышении эффективности процедур несостоятельности и усилении их реабилитационной направленности. Участниками данного процесса выступали создатели национальной политики, судебная система, регуляторы промышленности, поставщики услуг в сфере коммерции, а также неправительственный сектор. В результате сформировалось особое состояние экономического и правового пространства, характеризующегося высокоразвитой системой правового регулирования, доступностью финансовых ресурсов, высокоэффективным управлением как в рамках процедур банкротства, так и вне поля его действия, а также контролем за финансовым состоянием предприятия на всех этапах его жизненного цикла.

Государства Юго-Восточной Азии в условиях, когда крупнейшие банки и сотни ключевых компаний этих стран оказались неплатежеспособными, пошли по совершенно иному пути: они осуществили комплекс мер по корпоративному антикризисному управлению проблемными банками и промышленными корпорациями, не допустив их до процедур несостоятельности (даже реабилитационных) путем реализации мероприятий по антикризисному управлению банками и промышленными компаниями за государственный счет. Например, в Японии для этих целей предприятиям, находившимся либо в процедуре банкротства, либо в предбанкротном состоянии, было выделено 200 млрд дол., в Малайзии — 13 млрд дол., в Корее — 80 млрд дол.

М.Ю. БЕЗВЕРБНАЯ

аспирант

ТЕОРИЯ НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА

Институт банкротства является необходимой частью рыночной экономики, поскольку обеспечивает конкуренцию и предоставляет набор инструментов для разрешения спорных вопросов в случае финансовой несостоятельности рыночных субъектов. Нынешний этап экономических преобразований в России требует развития механизмов оздоровления промышленного

сектора экономики, а главное, профилактики банкротств, имеющих в последние годы массовый характер и служащих в современных экономических условиях нашей страны в значительной степени инструментом передела собственности, а не эффективным инструментом структурной перестройки экономики. В целях преодоления экономической несостоятельности предприятий

© М.Ю. Безвербная, 2006

ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

и отраслей сегодня необходим контроль уровня несостоятельности предприятий, и в первую очередь крупных хозяйствующих субъектов, являющихся основой экономики страны1.

Фактические данные свидетельствуют о том, что функционирование системы банкротства в подавляющем большинстве случаев имеет результатом банкротство предприятия, т.е. его ликвидацию. Основная масса органи-заций-должников находится в стадии конкурсного производства. Без учета отсутствующих должников, в отношении которых оно вводится сразу, доля конкурсного производства составляет более 79% реализуемых процедур. По состоянию на 1 июля 2005 г. около 18% организаций находилось в стадии наблюдения, 2,8% — в стадии внешнего управления, процедуру финансового оздоровления проходили лишь 0,1% предприятий, а мировое соглашение заключалось у 0,2% должников2.

Причинами такого результата являются как объективные обстоятельства (процедура банкротства изначально, как правило, возбуждается в отношении неблагополучных предприятий, большой процент составляют банкротства отсутствующих должников, которые в принципе не имеют целью восстановление платежеспособности должника и продолжение его функционирования), так и причины чисто юридического, процессуального порядка (несовершенство процедур банкротства, невозможность их использования для реального оздоровления предприятия-должника)3.

Решением существующей проблемы может стать разработка комплекса мер, направленных на то, чтобы побудить промышленные предприятия не просто преодолеть неплатежеспособность и улучшить финансовое состояние, но и встать на стратегическую линию: обновить свои фонды, оптимизировать структуру капитала, включиться в реализацию современных инвестиционных проектов и добиться конкурентоспособности как фундамента дальнейшего существования и развития.

Хозяйствующим субъектам зачастую приходится принимать решения в условиях неполной или нечеткой информации. В этой связи и получила развитие теория нечетких множеств. Математическая теория нечетких множеств позволяет описывать нечеткие понятия и знания, оперировать ими и делать нечеткие выводы. Нечеткое управление оказывается особенно полезным, когда экономические процессы являются слишком слож-

ными для анализа с помощью общепринятых количественных методов или когда доступные источники информации интерпретируются качественно, неточно или неопределенно.

Нечеткая логика, на которой основано нечеткое управление, ближе по духу человеческому мышлению и естественным языкам, чем традиционные логические системы. Она обеспечивает эффективные средства отображения неопределенностей и неточностей реального мира4. Наличие математических средств отражения нечеткости исходной информации дает возможность построить модель, адекватную реальности.

Использование элементов теории нечетких множеств позволяет свести процесс принятия решений к задаче выбора наилучшей альтернативы, что дает возможность проводить ранжирование альтернатив по обобщенному критерию.

Оценить эффективность проведения процедур банкротства обычными численными методами не представляется возможным, поскольку компоненты системы банкротства имеют разные физические размерности, а некоторые, например правовой компонент, вообще не имеют размерности. Однако, являясь основной составляющей модели проведения процедур банкротства, правовой компонент должен учитываться при ее анализе и оценке.

Таким образом, представляется целесообразным предложить оценивать эффективность проведения процедур банкротства с использованием аппарата теории нечетких множеств и нечеткого логического вывода.

Суть настоящей методики состоит в том, чтобы, оценив компоненты региональной системы банкротства с позиций нечеткой логики, корректно привести их к одинаковой соразмерности, а затем, на основе нечеткого логического вывода, получить систематизированное заключение о состоянии и эффективности проведения процедур банкротства.

Исходный момент в изучении и оценке эффективности проведения процедур банкротства для прогнозных исследований и планирования — выявление основных составляющих и параметров системы банкротства. Среди компонентов эффективности проведения процедур банкротства можно выделить управленческий, правовой, экономический, бюджетный, отраслевой, социальный, материально-технический. Выявив наиболее значимые для социальноэкономического развития региона компоненты

Известия ИГЭА. 2006. № 3 (48)

C.H. ПЛЮТА

процедур банкротства и определив их иерархию, можно представить систему банкротства как функцию, аргументами которой являются показатели этого механизма. Областью определения данной функции считаем нечеткие подмножества, заданные на универсальном множестве: «низкий», «ниже среднего», «средний», «выше среднего», «высокий».

Для определения степени принадлежности показателей системы необходимо обозначить место данных показателей на выбранной шкале от 0 до 10. Для этого следует сопоставить значение каждого показателя с некоторым средним значением. Приведение к одной соразмерности показателей на основе использования лингвистических переменных дает возможность рассчитать интегральный показатель для оценки эффективности проведения процедур банкротства социально-экономической системы в целом и выявить проблемные зоны в ее составе. Далее определяется состояние каждого выбранного компонента и оценивается уровень его «развития». Для построения экспертной системы необходимо сформировать продукционные правила логического вывода. В итоге получаем интегральную оценку эффективности проведения процедур банкротства в регионе в виде оценки «низкая», «ниже средней», «средняя», «выше средней», «высокая».

По результатам проведенной оценки определяем задачи в области наращивания проблемных составляющих каждого компонента, которые могут быть реализованы с помощью применения соответствующих мероприятий. Разработка и осуществление мероприятий позволят «подтянуть» каждый отдельный компонент, находящийся на уровне «низкий» или «ниже среднего», к заданному уровню и тем самым повысить интегральный показатель.

Таким образом, эффективность осуществления процедур банкротства на пред-приятиях-должниках возможно оценить на основе анализа результатов, полученных при применении экспертной системы нечетких

множеств. Данная система позволяет усовершенствовать организационную и экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, находящихся в процедурах банкротства, а также разработать механизм минимизации затрат на проведение процедур банкротства.

Использование теории нечетких множеств для оценки эффективности проведения процедур банкротства дает предприятиям, находящимся в тяжелом финансовом положении, ряд стратегических и экономических преимуществ: усовершенствование системы антикризисного управления и повышение ее эффективности, в результате чего можно ожидать восстановления платежеспособности, удовлетворения требований кредиторов, вывода предприятия из состояния кризиса, возобновления производства на предприятии.

Результаты, полученные с помощью методики качественной оценки эффективности процедур банкротства, основанной на теории нечетких множеств, могут быть использованы саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих с целью повышения качества их деятельности, хозяйствующими субъектами, испытывающими финансовые трудности, при организации процесса управления кризисом, а также самими арбитражными управляющими для улучшения финансового состояния предприятия-должника в рамках каждой из процедур банкротства.

Примечания

1 Безвербная М.Ю. Особенности процедур банкротства в Иркутской области // Актуальные проблемы права, экономики и управления в Сибирском регионе: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2006. Вып. 2, т. 1. С. 21-23.

2 Хурсевич С.Н. Банкротство: Преодолевая стереотипы. М., 2005.

3 Предупреждение банкротства: анализ статистических данных за 2003 год // Антикризисное и внешнее управление. 2004. № 2. С. 70.

4 Круглов В.В., Дли М.И. Интеллектуальные информационные системы: компьютерная поддержка систем нечеткой логики и нечеткого вывода. М., 2002.

C.H. ПЛЮТА

старший преподаватель

СТРУКТУРИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ РЕСУРСОВ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА

Развитие расходов государственного бюд- региона зависит от национальных предпочте-

жета и их региональной составляющей как ний в области баланса отношений «центр—реусловие обеспечения конкурентоспособности гионы»1, от используемых принципов разгра-

© С.Н. Плюта, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.