ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2011, Том 20, Экспресс-выпуск 656: 957-962
Теория направляющих линий в миграциях птиц (на примере пролёта в Балтийском бассейне)
Э. В. Кумари
Второе издание. Первая публикация в 1983*
В советской специальной литературе о миграциях птиц недостаточно ещё разработаны классификация и терминология видимых миграций. Большинство исследователей при описании характера миграционных полётов удовлетворяется применением старого термина «пролётный путь», происходящего из работ Пальмена (Palmen 1876) и Мензбира (Menzbier 1886), или же термином «широкий фронт», отцом которого является Кесслер (Kessler 1853).
Если «широкий фронт» в терминологическом отношении является вполне однозначным понятием, то этого никак нельзя сказать о термине «пролётный путь». Под последним одни авторы подразумевают весь путь одного вида или географической популяции от гнездового участка до зимовки, другие — путь, проделанный одной особью, третьи — скопления различных видов птиц на полосе определённой ширины вдоль трассы от гнездовья до зимовки, четвёртые — локальные массовые скопления различных видов птиц в пределах ограниченного отрезка пути и т.д. Неопределённость понятия «пролётный путь» препятствует достижению взаимопонимания разных авторов и приводит к большой путанице при трактовке их результатов.
Эти вопросы обсуждались в 1954 году на Второй Прибалтийской орнитологической конференции, на которой вводный доклад Э.В.Кумари (1957а) был посвящён проблеме существования пролёта птиц по «пролётным путям» и в виде широкого фронта. С тех пор прошло 28 лет, в течение которых проведено много исследований миграций, но поднятая тогда проблема до сих пор остаётся актуальной. Результаты новых исследований в Прибалтике (а также в других регионах СССР, в Западной Европе и Северной Америке) вынуждают нас пересмотреть точки зрения, высказанные на упомянутой выше конференции.
Некоторое время назад мы имели возможность обсуждать особый вид видимой миграции птиц, связанный с использованием птицами топографических объектов земной поверхности в качестве ориентиров (Кумари 1971). Эти образования, названные немецким орнитологом
* Доклад на 2-й Всесоюзной конференции по миграциям птиц в Алма-Ате 8 августа 1978. Кумари Э. В. 1983. Теория направляющих линий в миграциях птиц (на примере пролёта в Балтийском бассейне) //Сообщ. Прибалт. комис. по изучению миграций птиц 14: 138-143.
Гейром (Geyr von Schweppenburg 1929) «направляющими линиями», очень точно отражают действительный ход миграции по ним в природе. Направляющими линиями можно считать узкие и протяжённые географо-топографические образования земной поверхности, особые качества которых побуждают мигрирующих птиц следовать им. Птица заставляет как бы направлять себя этими линиями (Кумари 1971).
Существование направляющих линий заметили уже Пальмен и Мензбир, когда говорили о «массовых пролётных путях» (Heerstras-sen). Однако в то время не проводились ещё систематические наблюдения за видимыми миграциями птиц, даже не были известны «классическая» направляющая линия — Куршская коса и многие другие местности, где пролёт птиц протекает подобным образом. Классики изучения миграций птиц не смогли разгадать сущности этих «массовых пролётных путей», так как сами не были практическими наблюдателями, а данные литературы для объяснения этого явления были ещё очень скудными.
В течение двух последних десятилетий концепция направляющих линий прочно укоренилась в теорию и практику исследователей миграций птиц и но ней выполнен ряд существенных работ.
Когда мы 25 лет назад предприняли попытку охарактеризовать распределение миграций в области Балтики (Кумари 1975б), в нашем распоряжении не было ещё богатого банка миграционных данных Прибалтийской комиссии по изучению миграций птиц и результатов многочисленных визуальных и инструментальных (радарных) наблюдений вокруг Балтийского моря. Поэтому и карты пролёта некоторых видов птиц в нашей статье были не совсем точными. В настоящее время, исходя из концепции направляющих линий, к этим картам (например, к картам пролёта золотистой ржанки Pluvialis apricaria, синьги Melanitta nigra, чёрной Branta bernicla и белощёкой B. leucopsis казарок) необходимо прибавить некоторые новые детали.
Гейр в своих последних работах (1955, 1963) обращает внимание на то, что направляющие линии не являются барьером на пролёте птиц (как думают некоторые) и птицы вполне способны их преодолевать. «Запруда» (поток) из пролётных масс птиц на направляющих линиях возникает потому, что они для мигрантов являются подходящими экологическими руслами передвижения. Например, мелкие воробьиные птицы после их прилёта на водный рубеж вначале следуют за морским побережьем и не сразу летят в открытое море. Только через некоторое время они осмеливаются это сделать. Давно стало известно, что густые скопления мигрирующих воробьиных птиц возникают преимущественно на границе двух ландшафтных образований — на морском побе-
режье, на границе леса и открытого пространства и т.д. Такие рубежи зачастую и образуют направляющие линии.
Миграции по направляющим линиям имеют важное значение в транзите перелетающих днём птиц, в то время как ночью миграции такого типа практически отсутствуют (Williamson 1962). Из этого явствует, что птицы должны иметь с низлежащими ландшафтными формами визуальную связь. Другая ландшафтная особенность заключается в том, что миграции по направляющим линиям существуют у низко перелетающих птиц и почти отсутствуют у птиц при высоком полёте.
Давно установлено также, что в Северной Европе первичным направлением осенней миграции является юго-запад, а весенней — северо-восток. Эти направления у природных популяций перелётных птиц являются врождёнными. Однако первичные направления пролёта на пути часто прерываются миграцией вдоль направляющих линий, которые могут иметь совершенно иные направления по сравнению с первичным направлением транзита. Это зависит от того, что низко летящие пролётные птицы тяготеют к ландшафтным образованиям, природа которых является сходной с их обычными местами обитания. Так как направляющие линии в природе имеют только ограниченное протяжение, птицы вскоре покидают их и начинают заново мигрировать в их привычном первичном направлении. В этом и состоит механизм пролёта птиц в каждом ландшафте. Когда направление направляющей линии совпадает с первичным направлением пролёта, возникают массовые скопления мигрирующих птиц, которые хорошо известны как на побережьях Балтики (Malmberg 1955), так и Северного моря (van Dobben 1955).
В качестве примера выразительных направляющих линий, которые сосредоточивают пролётные массы птиц на узкой территории, в области Балтики мы можем назвать окрестность Куршского залива на границе Литвы и Калининградской области, приморскую полосу Папе в Латвии, морское побережье Кабли в Эстонии, южную оконечность (Оттенби) острова Эланд, полуостров Фальстербо на юго-западной оконечности Швеции, Аландские острова и Валасаарет в Ботническом заливе и другие местности. Одни из них имеют специфическое значение в пролёте воробьиных (Куршская коса, Папе, Кабли), другие - в пролёте дневных хищных птиц и голубей (Фальстербо), третьи — в пролёте куликов (Оттенби) и т.д.
Сказанное выше относится главным образом к миграциям сухопутных и некоторых групп околоводных птиц. Что же касается водоплавающих птиц, то и они охотно используют направляющие линии, связанные с водными местами обитания и служащие для них экологическими руслами (нишами).
Проливы, цепи озёр и узкие морские заливы являются типичными направляющими линиями для водоплавающих птиц в области Балтики. Даже само Балтийское море можно рассматривать в качестве направляющей линии в отношении пролёта некоторых видов. Например, чёрные и белощёкие казарки, являющиеся на пролёте исключительно морскими видами, пролетают (в частности, весной) через него узким фронтом. Трасса их миграций проходит через центральную часть Балтики и по побережью Финского залива.
Старинное название «Беломорско-Балтийский пролётный путь», включая и цепи озёр между этими двумя внутренними морями, свидетельствует о наблюдательности орнитологов XIX века, которые уже тогда заметили скопления водоплавающих птиц вдоль цепи этих водоёмов. Этот «путь» тянется с северо-востока на юго-запад и находится на первичном направлении пролёта водоплавающих птиц северо-восточной Европы (казарок, гуменника Anas fabalis, белолобого гуся A. albi-frons, лебедей Cygnus cygnus и C. bewickii).
Ещё более наглядно показано использование водных направляющих линий некоторыми видами нырковых уток. Синьга (а отчасти и морянка Clangula hyemalis) на весеннем пролёте и второй раз в середине лета на пролёте на линьку (в обратном направлении) ежегодно использует Финский залив и цепи внутренних водоёмов южной части Ютландского полуострова в качестве направляющих линий, где наблюдаются их массовые скопления (Bergman, Donner 1964; Schmidt 1976). При этом во время низкого пролёта днём синьги, по данным названных авторов, а также Веромана (1976), всегда летят по направляющим линиям, ночью же, когда миграция совершается на высоте
и
сотен метров и ещё выше (Якоби, Иыги 1972), береговые образования и внутренние водоёмы теряют для них своё значение в качестве ориентиров, и их пролёт проходит в виде широкого фронта.
Направляющие линии в миграциях птиц широко распространены на всех материках, но более подробно изучены в Северной Европе, в частности в области Балтийского моря. Несмотря на это, их не следует отождествлять с пролётными путями старых авторов. Направляющие линии, реально существующие в природе, являются для птиц сигнальными приметами ландшафта, имеющими существенное значение в ориентации перелётных птиц. «Пролётный путь» же в современной трактовке — не полоса ландшафта или массовое скопление птиц, а линия или трасса следования одной птицы с гнездового участка до места зимовки, как она в настоящее время используется в литературе по кольцеванию и возвратам окольцованных птиц.
Миграции птиц — это и физиологическая, и экологическая, и этоло-гическая, а также и зоогеографическая проблема (Кумари 1959). В
этой сложной и комплексной проблеме теория направляющих линий позволяет разрешать целый ряд специфических вопросов, которые оставались открытыми в прошлом.
Слабо изученными являются пока этологические связи перелётных птиц с направляющими линиями. Как отмечалось выше, направляющие линии в природе занимают различные биотопы: побережья морей и больших внутренних водоёмов, полуострова и острова, цепи островов и озёр, речные и горные долины, горные хребты, окраины леса, лесные полосы и аллеи деревьев и т.д. Поведение различных видов птиц в отношении этих категорий направляющих линий весьма различное. Способ передвижения птиц по ним или над ними зависит во многом от лётных способностей данного вида и образа его жизни вообще. В связи с этим в дальнейшем желательно больше внимания уделять этологи-ческой характеристике различных видов птиц в отношении направляющих линий. Мы пока мало знаем, по каким причинам и сигналам миграция по направляющей линии переходит в миграцию по первичному направлению, что заставляет птиц менять высоту полёта над ландшафтными образованиями, как мигранты реагируют на появление на их пути препятствий, как они преодолевают различные погодные условия, водные или сухопутные преграды и т.д. Эти вопросы, поднятые на экологической основе, могут быть разрешены лишь путём изучения поведения перелётных птиц в различных категориях направляющих линий.
Литература
Вероман Х. 1976. Изменения пролётных направлений водоплавающих птиц под влиянием ландшафтных факторов II Миграции птиц. Таллин: 99-109.
Кумари Э.В. 1957а. К теории пролётных путей и миграций широким фронтом II Тр. 2-й Прибалт. орнитол. конф. М.: 4-12.
Кумари Э.В. 1957б. К характеристике распределения миграций птиц в области Балтики II Тр. 2-й Прибалт. орнитол. конф. М.: 13-26.
Кумари Э.В. 1959. Миграции птиц как зоогеографическая проблема II Тр. 3-й Прибалт. орнитол. конф. Вильнюс: 141-149.
Кумари Э.В. 1971. Что такое направляющие линии? II Анализаторные системы и ориентационное поведение птиц. М.: 34-35.
и
Якоби В.Э., Иыги А.И. 1972. Радиолокационные и визуальные наблюдения перелёта синьги на линьку II Сообщ. Прибалт. комис. по изучению миграций птиц 7: 118-139.
Bergman G., Donner K.O. 1964. An analysis of the spring migration of the common scoter and the longtailed duck in Southern Finland II Acta zool. fenn. 19: 5-59. Dobben W.H., van. 1955. Nature and strength of the attraction exerted by leading lines II Acta 11th Congr. Inter. Ornithol.: 165-166.
Geyr von Schweppenburg H.1929. «Zugstrassen» — Leitlinien II J. Ornithol. 77: 17-32. Geyr von Schweppenburg H. 1955. Allgemeine Prinzipien des Vogelzuges II Acta 11th Congr. Inter. Ornithol.: 155-160.
Geyr von Schweppenburg H. 1963. Zur Terminologie und Theorie der Leitlinie II J.
Ornithol. 104, 2: 191-204.
Kessler K. 1853. Einige Beitrage zur Wanderungsgeschichte der Zugvogel II Bull. de la Soc. imp. des Nat. de Moscou 26, 1: 165-204.
Malmberg T. 1955. Topographical concentration of flight-lines II Acta 11th Congr. Inter. Ornithol.: 161-166.
Menzbier M.A. 1886. Die Zugstrassen der Vogel im Europaischen Russland II Bull. de la Soc. imp. des Nat. de Moscou 61, 2: 291-369.
Palmen J.A. 1876. Ueber die Zugstrassen der Vogel. Leipzig: I-VI, 1-293.
Schmidt G.A.J. 1976. The overland migration of waterfowl over Schleswig-Holstein II Bird Migration. Tallinn: 87-99.
Williamson K. 1962. The nature of «leading line» behaviour II Bird Migration 2, 3: 176-182.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2011, Том 20, Экспресс-выпуск 656: 962-967
О находках пролётных птиц в Ленинграде
О. П. Смирнов
Второе издание. Первая публикация в 1983*
Город Ленинград, расположенный на путях пролёта птиц, представляет собой существенную экологическую преграду для нормального протекания миграции многих видов. Поэтому большинство птиц облетает его стороной и лишь некоторые летят непосредственно через Ленинград. Однако, попадая в несвойственную для них экологическую обстановку, не все особи выходят из неё благополучно. Частота и причины гибели бывают при этом различными у птиц разных экологических групп. Сбор сведений о птицах, потерявших способность к полёту и доставленных в таком состоянии в Ленинградский зоопарк, позволяет судить о частоте и масштабах этого явления у разных видов. Регистрация и учёт всех принесённых в зоопарк птиц, а также мест и обстоятельств их обнаружения проводились с 1973 года. Эти данные дополнены наблюдениями за пролётом птиц в центральных районах города.
Большинство ночных мигрантов летит через город, по-видимому, на достаточно большой высоте и при ясной погоде, поэтому он не оказывает сильного влияния на их миграционное поведение. Но застигнутые над городом рассветом или неблагоприятной погодой некоторые из них снижаются и часто разбиваются о провода, антенны и высокие
* Смирнов О.П. 1983. О находках пролётных птиц в Ленинграде // Сообщ. Прибалт. комис. по изучению миграций птиц 14: 130-137.