Научная статья на тему 'Теория микромеханических сенсоров угловых скоростей и линейных ускорений LR-типа'

Теория микромеханических сенсоров угловых скоростей и линейных ускорений LR-типа Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
605
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / КОНСТРУКЦИЯ / МИКРОЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / СЕНСОР / ГИРОСКОП / АКСЕЛЕРОМЕТР / METHOD / DESIGN / MICROELECTROMECHANICAL SYSTEMS / SENSOR / GYROSCOPE / ACCELEROMETER

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Лысенко Игорь Евгеньевич

Описаны принцип функционирования и интегральная конструкция двухосевого микромеханического гироскопа-акселерометра с двумя осями чувствительности LR-типа. Предложено уравнение движения чувствительных элементов ММГА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Лысенко Игорь Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY OF MICROMACHINED GYROSCOPE-ACCELEROMETER LR-TYPE

Principle of operation and design of two-axis micromechanical gyroscopeaccelerometer LR-type is described. Gyroscope-accelerometer model are developed.

Текст научной работы на тему «Теория микромеханических сенсоров угловых скоростей и линейных ускорений LR-типа»

6. Балычев В.Н., Зотов С.А., Морозова Е.С., Прокопьев ЕЛ., Тимошенков СЛ. Передаточные функции чувствительного элемента микромеханического вибрационного гироскопа LL-типа // Нано- и микросистемная техника.- 2007.- №9.- С. 32-34.

7. Коноплев Б.Г., Лысенко И.Е. Интегральный микромеханический гироскоп // Патент России №2266521, 2005. Бюл. №35.

Лысенко Игорь Евгеньевич

Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 8(8634)311-584.

Lysenko Igor Evgenievich

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: 8(8634)311-584.

УДК 621.3.049.77

И.Е. Лысенко ТЕОРИЯ МИКРОМЕХАНИЧЕСКИХ СЕНСОРОВ УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ И ЛИНЕЙНЫХ УСКОРЕНИЙ LR-ТИПА

Описаны принцип функционирования и интегральная конструкция двухосевого микромеханического гироскопа-акселерометра с двумя осями чувствительности LR -. элементов ММГА.

Метод; конструкция; микроэлектромеханические системы; сенсор; ги; .

I.E. Lysenko

THEORY OF MICROMACHINED GYROSCOPE-ACCELEROMETER

LR-TYPE

Principle of operation and design of two-axis micromechanical gyroscope-accelerometer LR-type is described. Gyroscope-accelerometer model are developed.

Method; design; microelectromechanical systems; sensor; gyroscope; accelerometer.

Одним из направлений развития инерциальных навигационных систем является применение в них микросистем. Интегрированные в подвижный объект микросистемы должны обеспечивать возможность регистрации всех пара-

метров движения объекта и обладать малыми массой и габаритными размерами [1-4].

Улучшить массогабаритные характеристики навигационных систем и обеспечить возможность регистрации параметров движения подвижного объекта по трем осям, можно применением интегральных многоосевых компо-.

только одноосевые микромеханические компоненты навигационных систем, то разработка интегральных многоосевых микроэлектромеханических гироскопов-акселерометров, с технической и экономической точек зрения, является значительной и актуальной задачей.

Микромеханические гироскопы (ММГ) LR(RL)-™na совмещают различные комбинации возвратно-поступательного и вращательного движений .

интегральной технологии изготовления микросистемной техники на одной подложке совместно с элементами интегральных схем [1-6].

Микромеханические сенсоры линейных ускорений, или микромеханиче-( ), -. R- -

рактеризуются угловым (вращательным) перемещением инерционной массы под действием внешнего ускорения вдоль оси чувствительности [1, 5].

Проведенный анализ принципов построения и конструкций микромеха-

LR- R-

[1-6] :

♦ в конструкциях интегральных микромеханических гироскопов и акселерометров применяются схожие конструктивные элементы (инерционные массы, упругие подвесы) и, следовательно, для их разработки могут быть применены одни и те же принципиальные схемы построения;

сенсоров угловых скоростей и линейных ускорений должны изготавливаться в рамках технологии поверхностной микрообработки;

♦ актуальной является разработка подходов к построению функционально интегрированных микромеханических гироскопов-

акселерометров (ММГА), обеспечивающих измерение угловых скоростей и линейных ускорений по двум или трем осями чувствитель-,

микроэлектромеханических систем и интегральных схем и позволяющих снизить массогабаритные характеристики микросистем, за счет сокращения площади подложки, используемой под размещение каждого интегрального сенсора.

Для обеспечения независимости первичные и вторичные колебания ИМ были предложены принципы построения микромеханических гироскопов с конфигурациями упругих подвесов, названных IDOS (Inside drive outside sense) и ISOD (Inside sense outside drive) [2].

Достоинством конструкций ММГ с IDOS-подвесом является независимость первичных и вторичных колебаний инерционной массы, а недостатками

- , , -

скими погрешностями изготовления электростатических приводов и наличие в конструкции ММГ одной инерционной массы [2].

Достоинством конструкций ММГ с КОБ-подвесом является значительное снижение влияния квадратурной ошибки, обусловленной технологическими погрешностями изготовления электростатических приводов на вторичные колебания ИМ. Недостатком является факт совершения колебаний инерционной массой в режиме движения, что оказывает влияние на выходной сигнал емкостных преобразователей перемещений за счет изменения площади взаимного перекрытия ИМ и латеральных неподвижных электродов [2].

Общим недостатком двухмассовых ММГ ЬЬ-типа, является независимость упругих подвесов инерционных масс и, следовательно, сложность обеспечения равенства частот их собственных колебаний и синхронности противофазных первичных и вторичных колебаний [1-4].

На основе принципов построения микромеханических гироскопов ЬЬ-типа с КОБ-подвесом и ЬЯ-типа, сенсоров линейных скоростей Я-типа с торсионами в данной работе разработана и исследована конструкция интегрального одномассового микромеханического гироскопа-акселерометра ЬЯ -типа с КОБ-подвесом и двумя осями чувствительности (рис. 1) [7].

г у 1Д. цв IX

х1 8 19 2 12 24 20 9

\ г Г г / ^д-

«-] п\ \ п О3

ц______\ \ \ ц

и/ 1а/ я/ Уз_ \23\22\21\1s Пг ГТГ Гг

Рис. 1. Топология интегрального ММГА ЬЯ-типа с двумя осями чувствительности

Интегральный ММГА содержит подложку 1, неподвижные латеральные и плоские электроды емкостных преобразователей перемещений 2-5, неподвижные гребенчатые электроды электростатических приводов 6 и 7, опоры 8-11 и 18-21, подвижный гребенчатый электрод электростатического привода 12, упругие балки 13-16, внутреннюю рамку 17, инерционную массу 22, торсионные балки 23 и 24.

При выводе уравнения движения чувствительного элемента гироскопа-акселерометра были сделаны следующие предположения: упругие элементы подвеса подвижного гребенчатого электрода электростатических приводов и внутренней рамки имеют конечную жесткость на изгиб в направлениях осей

Известия ЮФУ. Технические науки

X, У, 2; упругие элементы подвеса инерционной массы имеют бесконечную жесткость на изгиб и конечную жесткость на кручение относительно оси X.

На рис. 2 представлена система координат упругого подвеса подвижного гребенчатого электрода электростатических приводов ММГА. На рис. 3 представлена система координат упругого подвеса внутренней рамки сенсора. На рис. 4 представлена система координат упругого подвеса инерционной массы ММГА.

С подложкой устройства связана система координат X, У, 2. Подложка жестко соединена с корпусом, который поступательно перемещается с ускорением, имеющим в системе координат X, У, 2 проекции ах, ау, а2. Кроме того, происходит вращение микромеханического устройства вокруг осей X, У, 2 с некоторыми угловыми скоростями С2Х, С12. Векторы измеряемых линейных

ускорений и угловых скоростей направлены вдоль осей X и 2.

Рис. 2. Система координат упругого подвеса подвижного гребенчатого электрода электростат ических приводов ММГА

Рис. 3. Система координат упругого подвеса внутренней рамки ММГА

2,

а

л\ ' \ °п2^Ла

1 \ і —) ►

х-г,хг.,

Рис. 4. Система координат упругого подвеса инерционной массы ММГА

Система координат Хп1Уп12п1, оси которой параллельны осям X, У,

2, определяет положение геометрического центра упругого подвеса (точка Оп1), определенного координатами у! и г1, обусловленных конечной жесткостью на изгиб упругих элементов подвеса подвижного гребенчатого электрода электроста-.

Система координат Х'п1У'п12'п1, оси которой параллельны осям Хп1, Уп1, 2п1, определяет положение центра масс упругого подвеса (точка О'пО, координатами 8хпЬ 8упЬ 8Ш1 обусловленных технологическими и

.

С геометрическим центром внутренней рамки (точка Оп2) связана система координат Хп2,Уп2,2п2, положение которой определено координатами х2, у2, г2. Причем координаты уі и у2 обусловлены перемещениями под действием электростатических сил, а координаты хь г1 и х2, z2 - перемещениями под действием линейных ускорений и угловых скоростей.

С центром масс внутренней рамки (точка 0'п2), положение которой определено координатами 6хп2, 6^п2, 8ш2 (обусловленных действием технологических и температурных погрешностей), связана система координат X'п2У'п22'п2.

( 2)

координат Хм,Ум,2м, положение которой определено угловой координатой а, обусловленной вращением ИМ под действием линейных ускорений и угловых . ( ' ), координатами 5Х, 5^ 5& связана система координат Х'мУ'м2'м.

Уравнение движения предложенного микромеханического сенсора угловых скоростей и линейных ускорений, получаемое на основе уравнения Лагранжа второго рода [1] имеет следующий вид:

(т + т+т )(Уі-а Ї)+(т + т )(Уо-а +а х0)-

4 1 2 м'^і - V 4 2 м'4-72 - 2 г 2/

а2+а2) [(ті+т2+тм) Уі+(т2+тм) У21

(1)

м

(іі+Ї2)а- (^і + г2)(а+а ^а)+

2

+-2а2а(а—+а)+(Уі+У2)(2а —а+а )

ву 1;

(т + т2 + тм )(г1 + а ху1) + (т2 + тм )(г2 + а—а 2х2 + а ху2)

-а2|(т + т + т )г + (т + т )г Л1Ч1 2 м' 1 у 2 м'

т

м

2

2 2 2 2 (г + г 2)(а +а а + 2а а) - (у, + у2)(а а+а)

12 г х 12 г

(^1 + у2)а+ (—2а- —2а)а

= в

(2)

г1’

(т1 + тм)[х2 -аг(У1 + У2)-ахаг(г1 +г2)]"

-аі

(т + т )х^ + т х„, а* у 1 м' 2 м 2

+

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а[( [ + у2)а+(г1 + г2)]+

+4 [ + у 2)а х +(& + і 2)

= в

х2

(т1 + ты) (у1 + у2)"(а2 +а2Ь’1 + У2) + ах(г1 +г2)-аЛ

т

м

22

( ^ + г 2 )(а - а г а) + (Ї1 + і 2 )а+ (У1 + у 2 )(а + 2а ^ а) -

- (а +а)х2аа

= в

(3)

(4)

у2

г

(m1 + mM )

+m

(z1 + z2) - Qx(z1 + z2) + а x(У + y2 + а zx2)

+

м

2 2 2 2 (У1 + У2)(а + аa) - (zi + z2)(a + 2Qxa+Qa )

-Q z (a&'2 -ax2) +(У&1 + y2)a

(3)

= Qz 2;

A a + m

M M

a

( Уг + y2)2 +(z1 + z2)2

- (y + y2)(z1 + z2) +(z1 + z2)(y1 + y2)

B + m

M M

(У + z2)2 + x22.

+ mM а z

y Уг + У2)[

2

а a +

y x + a) x2 + (z1 + ^)а z J- x2( z1 + z2) + x2(z1 + z2)]= Q

(б)

a

где Qyl, Qzl, Qx2, Qy2, Qz2, ^ - обобщенные силы.

Предложенные метод построения ММГА ЬЯ-типа и уравнение движения его чувствительных элементов могут использоваться при проектировании

- -

.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. РаспопоеВ.Я. Микромеханические приборы. - М.: Машиностроение.- 2007. - 400 с.

2. Palaniapan M. Integrated surface micromachined frame microgyroscopes.- University of California, Berkeley, 2002.- 168 p.

3. Clark W.A. Micromachined vibratory rate gyroscopes.- University of California, Berkeley, 1997. - 155 p.

4. Xie H. Gyroscope and micromirror design using vertical-axis CMOS-MEMS actuation and sensing.- Carnegie Mellon university, 2002.- 246 p.

5. Yazdi N., Ayazi F., Najafi K. Micromachined inertial sensors // Proceeding of the IEEE-1998.- vol.86, №8. - p. 1640-1659.

6. . ., . ., . .

- // -сийские нанотехнологии.- 2006.- №1-2. - C.233-239.

7. . ., . . //

2300773. 2007. . 16.

Лысенко Игорь Евгеньевич

Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 8(8634)311-584.

Lysenko Igor Evgenievich

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: 8(8634)311-584.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.