УДК 338.242.2
теория коллективных действий и викинОмикА: анализ исторической трансформации
® 2017 ШВЕД в. в.
УДК 338.242.2
Швед В. В.
Теория коллективных действий и викиномика: анализ исторической трансформации
Предметом статьи выступает анализ основных составляющих теории коллективных действий и ее эволюционная трансформация в современные экономические модели. Рассмотрены природа возникновения теории коллективных действий, ее значимость для современного социума, сфера ее использования, а также проанализированы ключевые недостатки. Изучен процесс развития теории коллективных действий, а именно взаимосвязь общественных стимулов различной природы и пиринговых взаимоотношений, что, в свою очередь, приводит к изменению экономической природы отношений в современном обществе. Также внимание уделено сущности викиномики, аргументирована трансформация теории коллективных действий в теорию викиномики с одновременным решением ключевых проблем, присущих теории коллективных действий, одной из которых выступает недостаточность информации. Раскрыты основные причины использования викиномики в современной бизнесе-среде в контексте перехода современного общества из постиндустриальной эры в эру информационную.
Ключевые слова: теория коллективных действий, викиномика, селективные стимулы, коллективное благо, пиринговое производство. Библ.: 15.
Швед Вадим Валерьевич - кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента, Винницкий социально-экономический институт Университета «Украина» (Хмельницкое шоссе, 23а, Винница, 21000, Украина) E-mail: [email protected]
УДК 338.242.2
Швед В. В. Теорiя колективних дш i вкномка: аналз вторично!' трансформацн
Предметом статт'и виступае аналв основних складових теорн колективних дй i // еволюцйна трансформация в сучат економЫш модели Розглянуто природу виникнення теорн колективних дй, н значущсть для сучасного социуму, сферу // використання, а також проанал'вовано ключов недол'ши. Дотджено процесрозвитку теорн колективних дй, а саме вземозв'язок сустльних стимулив р'вно! природи та тр'шгових взаемотдносин, що призводить до змши економ'тоi природи в'идносин у сучасному сустльстви Також увагу придшено сутност'и викиномики, аргументовано трансформацию теорн колективних дй в теорию викиномики з одночасним виршенням ключових проблем, властивих теорн колективних дй, одшею з яких виступае недостаттсть тформацп. Розкрито основш причини використання викиномики в сучасному бизнес-середовищи в контекст/ переходу сучасного сустльства з пост'тду-стр'шльноi ери в еру мформацшну.
Ключов'1 слова: теория колективних дй, викиномика, селективт стиму-ли, колективне благо, пирингове виробництво. Б'бл.: 15.
Швед Вадим ВалерШович - кандидат економичних наук, доцент, про-фесор кафедри економики та менеджменту, Винницький социально-економичний институт Университету «Укра/на» (Хмельницьке шосе, 23а, Внниця, 21000, Укра/на) E-mail: [email protected]
UDC 338.242.2
Shved V. V. The Theory of Collective Action and Wikinomics: the Analysis of Historical Transformation
The subject of the article is the analysis of the main components of the theory of collective action and its evolutionary transformation into modern economic models. The nature of emergence of the theory of collective action, its significance for modern society, the scope of its use as well as the key shortcomings are analyzed. There studied the process of development of the theory of collective actions, namely the interrelation of public incentives of different nature and peer relationships, which, in turn, leads to a change in the economic nature of relations in modern society Also, attention is paid to the essence of wikinomics, the transformation of the theory of collective actions into the theory of wikinomics is argued with simultaneous solution of the key problems inherent in the theory of collective action, one of which is insufficient information. The main reasons for using wikinomics in modern business environment in the context of the transition of modern society from the post-industrial era into the information age are revealed. Keywords: theory of collective actions, wikinomics, selective incentives, collective good, peer production. Bibl.: 15.
Shved Vadym V. - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Professor of the Department of Economics and Management, Vinnytsia Institute of Economics and Social Sciences of the University «Ukraine» (23a Khmelnytske Hwy, Vinnytsia, 21000, Ukraine) E-mail: [email protected]
Постановка проблемы. Современный мир окончательно и бесповоротно трансформировался из некоей условной константы общепринятых условностей в высококогерентную рыночную среду, основанную на ситуативном сотрудничестве. Существующие экономические механизмы, основанные преимущественно на ключевых идеях теории игр, зачастую рассматриваются исключительно как теоретические модели, слабо используемые в решении повсед-
невных предпринимательских задач. В то же время возникают новые модели, позиционируемые как принципиально новые, которые при детальном рассмотрении оказываются эволюционированными давно известными механизмами, трансформированными под влиянием прогресса.
Рассматриваемая в статье теория коллективных действий основана на механизмах взаимовыгодного сотрудничества, которое невозможно без понимания пре-
имуществ и недостатков такой деятельности как для отдельного человека, так и для всей общины. В то же время одной из ключевых проблем данной теории является ограниченность доступа к информации, что и приводит к невозможности понимания преимуществ и недостатков взаимовыгодного сотрудничества. Впервые сформулированная в конце 2010 г. викиномистическая теория решает проблему доступа к информации, но при этом не обладает существенным теоретико-методологическим базисом, фокусируясь только на практических аспектах. Формирование теоретического базиса практических механизмов викиномистической теории позволит, с одной стороны, доказать преемственность викиномики как эволюционной модели теории коллективных действий, а с другой - сформулировать теоретико-методическою основу пирингового взаимодействия.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопросам изучения теории коллективных действий и ви-киномистической теории посвящено достаточно большое количество работ. Так, изучением теории коллективных действий занимались М. Олсон [7], Э. Остром [9], Е. Май-бурд [5], Б. Шаванс [12] и другие, вопросам викиномики посвящены работы Д. Тапскотта и Э. Уильямса [11], А. Жемчугова [2], Т. Новожиловой, К. Жихарева [6] и др. Но современные отечественные исследователи недостаточно внимания уделяют вопросам взаимосвязи данных теорий, а именно не рассматривают эти теории как два взаимодополняющих и взаимораскрывающих понятия.
Целью данной статьи выступает доказательство трансформации теории коллективных действий в викино-мистическую теорию, а также формирование теоретико-методологической базы существующих практических механизмов викиномики.
Основные результаты исследования. Сегодня существует ключевая модель функционирования экономики на базе информации - викиномика. Главным идеологом данной модели является Д. Тапскотт, который в 2009 г. обосновал ее появление и механизмы функционирования в своей книге «Викиномика: Как массовое сотрудничество изменяет всё». Д. Тапскотт утверждает, что сегодня мы становимся свидетелями серьезного поворота в течениях современного бизнеса и социальных тенденций: от традиционной, закрытой экономики мир переходит к открытой, гармоничной, прозрачной викиномике [11].
Главная идея авторов книги: или компании создают открытые бизнес-модели, или они остаются на страницах учебников по истории. То есть или общество владеет всей полнотой информации о деятельности компании, или компании остаются вне социума.
В работе приводится достаточно большое количество примеров использования моделей викиномики, но при этом авторы фокусируются на практическом применении алгоритмов, рассматривая их интуитивную или эмпирическую природу.
Еще несколько десятилетий назад информация не была тотально общедоступной, процесс ее передачи был достаточно долог и забюрократизирован. Сейчас же информация, по образному выражению Билла Гейтса, находится буквально на кончиках пальцев. «Шаговая» доступность информации про что-либо или кого-либо позволяет
оперативно реагировать что человеку, что компании на любые ситуативные вызовы и проблемы.
Основным двигателем информационной экономики - викиномики - являются глобальные каналы связи. Сегодня интернет превращается из среды представления, создателей которой ранее беспокоили вопросы слабой визуализации и недостаточной гибкости, в информационное пространство нового поколения, даже не интерактивной глобальной социальной среды - Web 2.0, а Web 3.0 — гигантскую вычислительную платформу, способную предоставлять осязаемые услуги [10].
Академическим языком викиномику можно представить как глобальный информационный механизм, основанный на принципах открытости, доступности и сотрудничества и ориентированный на предоставление услуг. В данной модели на первом месте стоят именно услуги, поскольку они основаны на обладании всей полнотой информации о соотношении спроса и предложения в каждом конкретном случае, временных рамках и территориях. Информация в классическом понимании не может быть товаром, потому что продать ее по справедливой стоимости можно по сути только один раз, а любое последующее дублирование информации приводить только к её удешевлению в геометрической прогрессии. Одновременно резко возрастает доступность информации, что неминуемо приводить к тому, что информация приобретает отрицательную стоимость - затраты на ее хранение, воспроизведение или передачу превышают стоимость самой информации для конечного потребителя. Тогда как материальный товар или нематериальное благо имеет определённую стоимость для каждого потребителя, поскольку доступность данного товара или блага всегда ограничена волей первого собственника или собственников [13].
В основе механизма викиномики лежит так называемое пиринговое производство - способ производства товаров и услуг, основанный на самоорганизующихся сообществах, члены которых на основании добровольного сотрудничества собираются вместе для достижения определенных целей [4].
Дон Тапскотт рассматривает пиринговый механизм как достижение XXI века, возможный только в условиях развития глобальных каналов связи, тотальной информатизации и интернатизации общества и служащий основой для всей информационной экономики [11].
Но пиринговый механизм по сути своей восходит к теории коллективных действий, впервые обоснованной М. Олсоном в 1965 г. в книге «Логика коллективных действий. Общественные товары и теория групп» [7]. Ключевой идеей данной работы является решение так называемой проблемы безбилетника. Суть данной проблемы заключается в том, что всегда существуют люди или компании, которые стараются получить определенное благо или выгоды не то чтобы бесплатно (в конце концов, современные маркетинговые мероприятия достаточно часто получить выгоду если не бесплатно, то по очень низкой цене), а за счет других людей или компаний (то есть за счет упрощенного пирингового механизма).
Важно отметить, что рассматриваемая проблема гораздо серьёзнее, чем проявление неуважения или жадности таких безбилетников. В Украине сейчас на подъеме волонтер-
ское движение, которое по сути своей основано именно на механизмах теории коллективных действий. Допустим, что некоторая часть жителей решила сделать свой город чище и опрятнее. Нет, они не решили уволить всех дворников, они решили совместными усилиями помочь их работе, ведь город большой, а дворников не хватает. Поэтому или жители решают повысить свои отчисления в городскую казну для найма большего количества дворников, что само по себе не является гарантией чистоты, или, скооперировавшись между собой, своими силами делают город чище. Естественно, что часть жителей работает в поте лица, часть вполсилы, а часть просто создает иллюзию своего участия. То есть возникает та самая проблема безбилетника, или «халявщика».
Такой «халявщик» старается ничего не делать, что, в свою очередь, не только снижает эффективность коллективной работы, но и может привести к тому, что коллективная работа может не состояться. Ведь, как известно, плохой пример - заразителен. И вот половина жителей работает, а половина ничего не делает. Конечно, существует вероятность, что первая половина жителей сплошь сознательная и ответственная, с высокой мотивацией, но гораздо более вероятен вариант, при котором хорошая идея по наведению порядка в городе из-за «халявщиков» так и не будет реализована [1].
Необходимо заметить, что проблема «халявщика» наиболее характерна для больших групп, в которых люди не знакомы друг с другом, а значит, усложнена коммуникация и, как следствие, организация таких групп.
Классическим примером таких групп являются профсоюзы и профессиональные ассоциации врачей, юристов, водителей, учителей и т.д. Не все врачи или учителя состоят в такой ассоциации, а все члены ассоциации априори не знакомы друг с другом. И, казалось бы, раз мы не знакомы - то и не можем доверять друг другу, а ведь еще и мой коллега не является участником ассоциации. Почему тогда я должен совершать некие общественно значимые действия мало того, что бесплатно, так еще и делать определенные отчисления на благо данной ассоциации?
Ответ на этот вопрос и дает М. Олсон. Существование таких групп или ассоциаций возможно и успешно не только благодаря возможному коллективному благу (ведь ценность блага состоит не только в его доступности, но и ценности), но и в большей степени благодаря наличию селективных стимулов. То есть наличию определенных последствий [7].
Стимулы могут быть как позитивные, так и негативные.
Классическим примером позитивного стимула является деятельность страховой компании. Каждый коллективный участник делает свой взнос, обеспечивая как достаточно эфемерное коллективное благо, реализуемое через чувство защищенности и уверенности, так и личную финансовую компенсацию при наступлении страхового случая. Также примером селективного стимула могут быть льготы для членов ассоциации, скидки на определённые услуги, предоставляемые другими членами ассоциации и т. д.
Примером негативного стимула может быть невозможность получить льготную путевку в санаторий для нечленов профсоюза. Кстати, в Украине членство в профсоюзе сугубо добровольно, и к тому же члены профсоюза могут
вообще отказаться платить взносы, обосновав такой подход работой на общественных началах. Естественно такой подход не отличается особой эффективностью в работе профсоюза. В США членские профсоюзные взносы обязательны для всех. Они либо взымаются принудительно, либо автоматические - через специальные конторы. При чем бесплатное участие в профсоюзе невозможно в принципе. Отказ от уплаты взносов влечет за собой в лучшем случае исключение из профсоюза, в худшем - создает проблемы в дальнейшем трудоустройстве по профессии, а в наихудшем - может быть по-настоящему опасен для здоровья. Может быть именно поэтому американские профсоюзы представляют собой реальную юридическую, политическую и экономическую силу [15].
Группы, основанные на селективных стимулах, весьма эффективны и действенны.
Все вышеприведённое описывает общее правило Олсона, приведенное в работе Е. Майбурда: «При прочих равных, чем больше число участников, получающих выгоду от коллективного действия, тем меньше доля выгоды, приходящейся на одного участника. Поэтому, в отсутствие селективных стимулов, с ростом численности группы побуждение к групповому действию уменьшается, так что большие группы менее способны действовать в общих интересах, чем малые» [5].
Необходимо отметить, что эффективность селективного стимула также снижается при росте численности группы. В малых группах все участники, как правило, знакомы между собой, поэтому дополнительный вес приобретают нематериальные стимулы. Деятельность больших групп в большинстве своем построена на эффекте от материального селективного стимула, в малых группах для участников очень часто важно одобрение и признание от других участников. Также важной бывает социальная и психологическая совместимость с другими участниками, ведь в малых группах мы встречаемся и взаимодействуем с ними практически постоянно. В больших группах такая проблема обычно не возникает.
Еще одним условием эффективной коллективной деятельности выступает относительная социальная и этическая однородность. Ведь если участниками группы выступают представители разных социальных групп, то и представления о некоем необходимом коллективном социальном благу у них разнятся, как и пути достижения этого блага.
Все вышесказанное справедливо только в случае наличия общественного консенсуса между участниками таких групп. То есть участники группы согласовали необходимое коллективное благо, на достижение которого они готовы направлять свои усилия и ресурсы.
Таким образом, мы подходим к пониманию викино-мики не просто как пиринговой деятельности, построенной на механизмах коллективных действий, а как к эволюции всей теории коллективных действий.
К примеру, если все участники профсоюза не будут обладать всей полнотой информации про цели, методы, пути достижения некой коллективной цели, то и высока вероятность того, что люди просто откажутся вступать в такой профсоюз, сколь блага и важна не была заявленная цель его функционирования.
С другой стороны, всегда велик соблазн использовать человека в темную, выдавая ему лишь минимум информации, необходимый для его первичной мотивации и последующего удержания в составе профсоюза или профессиональной ассоциации.
Обратившись к украинскому опыту использования механизмов теории коллективных действий, можно констатировать их невысокую эффективность.
Одной из самых успешных является деятельность благотворительного фонда «Таблеточки», основанного волонтерами в 2011 г. как реакция на тотальную неспособность государства эффективно выполнять свои обязанности. Призванный помочь детям, страдающими онкологическими заболеваниями, фонд аккумулировал финансовые и человеческие ресурсы неравнодушных граждан (зачастую только тех, кто прямо или опосредственно столкнулся с вышеназванной проблемой), направляя их на решение проблем тех детей, которым помочь уже никто не мог.
В Украине в 2015 г. было зарегистрировано больше 134 тыс. онкобольных, а собранных ресурсов - 27,7 млн грн. То есть на одного ребенка в среднем приходится чуть более 206 грн. Но в 2011 г., когда фонд только начал свою работу, было собрано всего лишь 38,7 тыс. грн, а за 10 месяцев 2016 г. - уже 22,8 млн грн [8].
Мы можем констатировать, что, используя пиринговые алгоритмы, возник проект, ориентированный на решение проблем достаточно узкого круга людей, но, используя достижения информационной экономики, проект активно развивался, и сейчас он объединяет не только родителей и родственников, но и всех неравнодушных граждан, также к проекту активно присоединяется средний и крупный украинский бизнес (сейчас действует программа со всеу-краинской сетью заправок «ОККО», по условиям которой с каждой чашки кофе, купленной с 6 до 11 утра, определенная сумма денег перечисляется данному благотворительному фонду).
Существуют аналогичные проекты помощи больным диабетом (проект «От сердца к сердцу»), участникам АТО (проекты «Крылья Феникса», «Мольфар», разнообразные проекты помощи временно перемещенным лицам и другие). Но таких успешных проектов достаточно мало в масштабах всей страны, и включенность в них населения или бизнеса очень низкая. Причинами такой ситуации является тотальная неосведомленность граждан о деятельности таких проектов, усугубленная недоверием и сомнением в честности озвученных намерений.
Использование механизмов теории коллективных действий позволяет решать проблемы как групп людей, так и целых территориальных общин, но непрозрачность (зачастую мнимая) и недоверие не позволяют этого сделать.
Таким образом, мы можем констатировать, что теория коллективных действий имеет под собой один значительный недостаток, суть которого заключается в наличии очень простой возможности манипуляции любой, сколь угодно размерной, группой людей на основе недостаточности информации.
Устранение этого недостатка лежит в основе концепции викиномики. Проблему недостаточности информации викиномика решает путем использования четырех клю-
чевых принципов: открытости, равенства, глобальности и свободного обмена идеями [3].
Кстати, можно заметить, что принцип свободного обмена идеями в викиномике много в чем схож с основоположной идеей тотального усовершенствования в кайдзен-менеджменте [14].
Вышеназванные четыре принципа являются гарантией того, что каждый участник открытой бизнес-модели в полной мере может овладеть любой интересующей его информацией, как про компанию, так и про ее конкурентов. Невыполнение любого из этих принципов приводит к разрушению механизма викиномики.
Теория коллективных действий создала основу для возникновения вольнонаемных моделей организации труда, удаленной кооперации и т. д.
Известно, что еще в начале ХХ века для успешного создания, к примеру, автомобиля необходимо было владеть не только заводом по сборке автомобиля, но и всем предприятиями, которые производят составляющие данного автомобиля. Развитие экономики привело к появлению территориального, социального, ресурсного разделению труда, когда для создания автомобиля было достаточно владеть заводом по сборке, а все необходимое продадут обособленные поставщики.
Таким образом, коллективные действия многих компаний приводят к созданию автомобиля. Но эти компании разрознены, рьяно хранят свои секреты и тотально защищаются от конкурентов. Закрытость информации зачастую же приводит к тому, что компании единолично не в состоянии решить появляющиеся проблемы, а поделиться информацией означает по сути сдаться на милость конкурентов.
Однако все глобальные мировые компании активно привлекают для решения своих проблем энтузиастов. К примеру, такая компания как Procter & Gamble около 25 % новых разработок проводит на стороне, не опасаясь происков конкурентов. При этом эффективность этих разработок настолько высока, что корпоративная стратегия предполагает доведения их доли до 50 %. Одним из примеров подобного сотрудничества P&G и сторонних ученых является относительно недавний опыт компании, когда ей нужно было найти новый способ выведения пятен вина с одежды. Сторонние ученые привлекались на конкурсной основе, а приз в 50 миллионов долларов достался тому, кто предложил наиболее интересный вариант решения проблемы [13].
В украинских реалиях использование пиринговых механизмов применимо преимущественно в работе волонтерских проектов (краудфандинговое и фандрайзин-говое финансирование) и, к сожалению, не характерно для бизнес-среды.
То есть компании уже сейчас готовы открыть доступ к информации для всех желающих, при чем такая тенденция становится все более глобальной. Кроме того, использование механизмов теории коллективных действий (пиринговые механизмы), как следует из материалов данного исследование, априори невозможно без следования принципам викиномики.
Эволюционными путями трансформации теории коллективных действий являются викиномистические
модели аутсорсинга, коворкинга и краудсорсинга, а также краудфандинга. Все эти модели в полной мере построены на основных положениях теории коллективных действий, но функционируют на базе вышеназванных принципов открытости, равенства, глобальности и свободного обмена идеями.
Выводы. Таким образом, можно констатировать, что теория коллективных действий является основой ви-киномистической модели экономики, позволяет решить ключевую проблему теории коллективных действий -ограниченность доступа к информации. Викиномистиче-ская модель экономики, построенная на пиринговых механизмах, используя ее базисные принципы, в свою очередь, в совершенно новом ключе решает ключевую проблему теории коллективных действий - проблему безбилетника. Кроме того, симбиоз вышеназванных теорий выступает как логическое следствие тотальной информатизации современного общества, приводя к появлению совершенно новых моделей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аузан А. Государство заботится об общем благе. URL: http://slon.ru/specials/economy-faculty/lections/110/
2. Жемчугов А. Викиномика как бизнес-модель. Проблемы теории и практики управления. 2014. № 10. С. 121-125.
3. Князев Д. Викиномика в кратком изложении. URL: http://habrahabr.ru/blogs/books/92766/
4. Ломбарди Р. Знакомьтесь: «Викиномика». URL: http:// www.osp.ru/cw/2006/07/376011/
5. Майбурд Е. Экономика коллективного действия. URL: http://7iskusstv.com/2012/Nomer9/Majburd1.php
6. Новожилова Т., Жихарев К. Викиномика на макроэкономическом уровне как развитие глобальных экономических отношений. Финансы и кредит. 2010. № 13 (397). С. 38-41.
7. Олсон М. Логика коллективных действий: Общественные блага и теория групп. М.: Фонд Экономической Инициативы, 1995. 165 с.
9. Отчет о деятельности БФ «Таблеточки». URL: http:// tabletochki.org/ru/o-nas
10. Остром Э. Теория рационального выбора коллективного действия. Бихевиористский подход. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 1. С. 5-52.
11. Прохоренко А. Викиномика у нас: это возможно, или мы еще не готовы? URL: http://blog.liga.net/user/aprohorenko/ article/5374.aspx
12. Тапскотт Д., Уильямс Э. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все. М.: BestBusinessBooks, 2009. 392 с.
13. Шаванс Б. Типы и уровни правил в организациях, институтах и системах. Вопросы экономики. 2003. № 6. С. 4-21.
14. Швед В. Викиномика как новая веха в управлении. Экономика Крыма. 2011. № 1. С. 234-237.
15. Швед В. Кайдзен менеджмент - японський шлях су-часних тдприсмств. Науковий в'сник Одеського державного
економ'шого утверситету. Серiя: EkohomÍ4hí науки. 2011. № 10 (135). С. 13-19.
16. Gilbert M. Rationality in Collective Action. Philosophy of the Social Sciences. 2006. № 36 (1). P. 3-17.
REFERENCES
Auzan, A. "Gosudarstvo zabotitsya ob obshchem blage" [The government cares about the common good]. http://slon.ru/ specials/economy-faculty/lections/110/
Gilbert, M. "Rationality in Collective Action" Philosophy of the Social Sciences, no. 36 (1) (2006): 3-17.
Knyazev, D. "Vikinomika v kratkom izlozhenii" [Wikinomics the summary]. http://habrahabr.ru/blogs/books/92766/
Lombardi, R. "Znakomtes: «Vikinomika»" [Meet «Wikinomics»]. http://www.osp.ru/cw/2006/07/376011/
Mayburd, E. "Ekonomika kollektivnogo deystviya" [The Economics of collective action]. http://7iskusstv.com/2012/Nomer9/ Majburd1.php
Novozhilova, T., and Zhikharev, K. "Vikinomika na makroeko-nomicheskom urovne kak razvitiye globalnykh ekonomicheskikh otnosheniy" [Wikinomics on a macro level, as the development of global economic relations]. Finansy i kredit, no. 13 (397) (2010): 38-41.
Olson, M. Logika kollektivnykh deystviy: Obshchestvennyye blaga i teoriya grupp [The logic of collective action: Public goods and theory of groups]. Moscow: Fond Ekonomicheskoy Initsiativy, 1995.
"Otchet o deyatelnosti BF «Tabletochki»" [Report on the activities of the charity foundation «Tabletochki»]. http://tabletochki. org/ru/o-nas
Ostrom, E. "Teoriya ratsionalnogo vybora kollektivnogo dey-stviya. Bikhevioristskiy podkhod" [Rational choice theory of collective action. Behavioral approach]. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya, no. 1 (2010): 5-52.
Prokhorenko, A. "Vikinomika u nas: eto vozmozhno, ili my eshche ne gotovy?" [Wikinomics: is it possible, or are we still not ready?]. http://blog.liga.net/user/aprohorenko/article/5374.aspx
Shavans, B. "Tipy i urovni pravil v organizatsiyakh, institut-akh i sistemakh" [The types and levels of rules in organizations, institutions and systems]. Voprosy ekonomiki, no. 6 (2003): 4-21.
Shved, V. "Vikinomika kak novaya vekha v upravlenii" [Wikinomics as a new milestone in the management of]. Ekonomika Kryma, no. 1 (2011): 234-237.
Shved, V. "Kaidzen menedzhment - yaponskyi shliakh su-chasnykh pidpryiemstv" [Kaizen management - the Japanese way modern enterprises]. Naukovyi visnyk Odeskoho derzhavnoho eko-nomichnoho universytetu. Seriia: Ekonomichni nauky, no. 10 (135) (2011): 13-19.
Tapskott, D., and Uilyams, E. Vikinomika. Kak massovoye sotrudnichestvo izmenyaet vse [Wikinomics. How mass collaboration changes everything]. Moscow: BestBusinessBooks, 2009.
Zhemchugov, A. "Vikinomika kak biznes-model" [Wikinomics as a business model]. Problemy teorii i praktiki upravleniya, no. 10 (2014): 121-125.