УДК 378.147: 811.161.1
Е. В. ЦУПИКОВА
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
ТЕОРИЯ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ И ТЕОРИЯ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ И ТРАНСЛЯЦИИ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ
В статье обоснована целесообразность построения теории коммуникации на основе теорий интериоризации и речемыслительного процесса. Учет закономерностей усвоения информации и ее мыслительной обработки позволяет коммуниканту опознать манипулятивный смысл сообщений и строить речевые противодействия ему. Автор предлагает некоторые типы практических заданий, выполнение которых позволит сформировать у студентов необходимые навыки.
Ключевые слова: интериоризация, речемыслительный процесс, мышление, коммуникация, трансляция.
Речемыслительный процесс включает в себя мышление, внутреннюю речь и внешнюю речь. Главная функция речи — формирование и выражение мышления с помощью языковых средств. Работа по развитию речи влечет за собой развитие мышления. В исследованиях по внутренней речи [1—5 и др.] сама внутренняя речь рассматривается как определенная структура, управляющая как мышлением, так и внешней речью. Так, формирование мышления предполагает построение денотативных схем и совмещение пресуппозиционных текстов на основе сходства их денотатов. На базе теории внутренней речи в нашей работе трактуются и другие понятия: структура текста, последовательность построения текста, традиционные понятия лексики русского языка, такие как гипонимия, гетеронимия, внешняя метонимия (смежность), синонимия, антонимия, а также понятие лексико-семантической группы (ЛСГ) и видов полисемии (функциональный перенос, метафора, метонимия и синекдоха). Соответствующие интерпретации этих понятий и составляют лингвистическое обоснование методики развития речи.
В целом, система развития мышления студентов строится не на работе над речью и не на работе над мышлением по отдельности, а на корреляции речевого и мыслительного процесса.
Речь, в отличие от языка, не системное, а коммуникативное явление. Ее главной целью являются не изучение языковых единиц, а употребление языковых единиц для построения информационного содержания, хранения и передачи информации в виде текста. В этом участвуют все три уровня языковой системы, но в такой последовательности: лексический уровень, грамматический и фонетический. Речевое использование лексических средств выражается прежде всего в стиле речи.
Какую же речь нужно развивать, чтобы одновременно эффективно развивалось мышление, — устную или письменную? Отметим, что выделяются также промежуточные формы [6, с. 81]: письменная реализация устной речи (письма, диалоги в художественной литературе) и устная реализация письменной речи (лекции, диктанты).
Л. С. Выготский считает письменную речь организующим началом в построении системы языка и нормирования речи, а также в формировании внутренней речи человека [2]. Однако несомненен тот факт, что устная речь первична: «языковые знаки — это всегда звуки» [7, с. 302], «язык и письмо суть две различные системы знаков, единственный смысл второй из них — служить для изображения первой» [8, с. 62], «...чисто письменная форма речи — это фикция. ...Подлинной речью она становится лишь тогда, когда имеет место акт коммуникации, когда текст .хотя бы мысленно озвучивается» [9, с. 21].
Поэтому в процессе развития речи и мышления мы обращаем внимание именно на устную реализацию письменной речи, которая является надежным показателем развитости мышления говорящего.
Красивая, грамотная речь — показатель таких свойств мышления человека, как стройность, логичность, обоснованность, вариативность и таких свойств его интеллекта, как богатство личного опыта, четкость работы мнемических механизмов. «Речь не просто внешняя одежда мысли, в речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь .включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием» [10, с. 458].
Причем эта монологическая речь будет включать элементы опосредованного диалога, которые проявляются в рефлексивной деятельности
Мышление и речь
Таблица 1
Мышление Внутренняя речь Внеш. речь
Оперативное (абстракт.) — умение прогнозировать, умение извлечь из памяти и применить знание построение плана событий текст-повествование
Логическое, критическое (анализ, селективный поиск информации) построение плана объяснения текст-рассуждение, убеждение
Образное (представление РС, «память культуры», эмотивность, образность) построение плана описания текст-описание
быстрота операций, выявление пресуппозиций с помощью логического достраивания текста, соотнесения его с тематически близкими текстами представления, оформленные в опорную схему (внутренние уровни текста), операции перевода образований внутренней речи в текст собственно вербальная способность
№
обучающихся (Что может быть не понятно слушающему? В какой степени избыточности нужно подать эту информацию тому или иному адресату?).
Главная функция речи — не обогащение, но формирование и выражение мышления с помощью языковых средств. Необходимо заниматься развитием речи так, чтобы одновременно осуществлялось формирование мышления.
В предлагаемой системе развития мышления обучающихся это происходит по схеме, описанной в табл. 1.
На современном этапе существует два основных направления в решении вопроса о внутренней речи. Первое направление (В. Оккам, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Н. И. Жинкин, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, А. И. Новиков) рассматривает внутреннюю речь, внешнюю речь и мышление как разные процессы, взаимодействующие посредством перекодирования. Второе направление (Дж. Уотсон, П. П. Блонский, М. Р. Львов) представляют внутреннюю речь как процесс освобождения внешней речи от ее акустико-артикуляционных «оков» и слияние внутренней речи с мышлением.
Внешняя речь закрепляет в сознании образы ощущения, осмысления и мышления (понимания), в виде знаков, превращая их в структуры памяти. Без фиксации в знаках второй сигнальной системы (речи) память как психическая ассоциация обречена на кратковременное существование [11].
Процессы внутреннего перекодирования могут идти от ощущения к мышлению (через осмыс-
ление), и наоборот — от мышления к ощущению (через этап осмысления): речемыслительный процесс в целом представляет собой перекодирование лингвистических структур в денотативно-предикативные, денотативно-предикативных в предметные (интериоризация); и наоборот — предметные перекодируются в денотативно-предикативные, а денотативно-предикативные в лингвистические (эксте-риоризация). Процессы интеллектуальной и речевой деятельности представим в схеме 1.
Денотаты во внешней речи выражаются конкретными, вещественными и собирательными существительными, предикаты — глаголами, прилагательными и наречиями. При этом глаголы выступают в качестве двухместных предикатов, соединяющих два и более денотата, прилагательные являются одноместными предикатами, относящимися к существительным, а наречия — дополнительные предикаты, поясняющие глаголы. Установление этих соответствий обеспечивает понимание речи.
Понимание есть переход от внешней речи к внутренней и постижение семантической структуры внутренней речи. Например, во фразе Иван продал лодку Петру по значению Иван — человек, продал — обменял на деньги, лодка — плавательное средство, Петр — человек, по смыслу: Иван — продавец, продал — обменял на деньги (здесь имеет место нейтрализация значения и смысла), лодка — товар, Петр — покупатель. Значение, таким образом, определяется отношением семантики слова к семантике других слов системы языка (в виде
Схема 1. Интеллектуальная деятельность и речь
гипонимии, гетеронимии, синонимии). Смысл — это семантика слова, определенная его отношением к речевой ситуации. В итоге, смысл слова зависит от предиката.
В связи с потребностями мышления, которое представляет собой оперирование не только смысловым содержанием, но и функциональными свойствами языковых единиц, происходит перестройка внешнеречевого кодирования внутренней речи (процесса осмысления) во внешнеречевое кодирование мышления.
Этому процессу способствует использование следующих операций: выбор слова для обозначения представления (береза), замещение выбранного слова другим словом (оно, дерево), повтор слова для выражения экспрессии (еду-еду-еду к ней — интенсивность и нетерпение), выделение слова для осознания главного семантического содержания (лишь один соловей громко песню поет), трансформация слова, предназначенная для преобразования смысла и его переадресации (благородный поступок офицера — благородство офицера), комбинация слов (в русском языке она служит средством выделения или переадресации), сужение и расширение конструкции (столик — маленький стол).
Внутренняя речь доминирует над внешней: «Можно с достаточной определенностью утверждать, что наша внешняя речь наполняется конкретным содержанием благодаря опоре на внутреннюю речь» [12, с. 26].
Внутренняя речь служит аппаратом преобразования представлений в единицы внешней речи: «Понимание — это перевод натурального языка на внутренний. Обратный перевод — высказывание» [5, с. 37].
Основная единица внешней речи — слово, основная единица внутренней речи — представление. Слова в речи располагаются линейно, представления возникают одновременно. Основные коммуникативные единицы внешней и внутренней речи — предложение и высказывание, каждая из этих единиц имеет особое строение [13, с. 183 — 319].
Ядерной структурой предложения является взаимосвязь подлежащего, сказуемого и дополнения. Обстоятельство может относиться как к сказуемому, так и ко всему центру предложения. Определение может быть связано с любым членом предложения, выраженным субстантивно. Высказывание имеет структуру денотат1 — предикат — денотат,,.
Стратегии построения внешней и внутренней речи противоположны: внутренняя речь строится от целого (замысла) к части (представлению), а внешняя — от части (слова) к целому (тексту).
Семантику внутренней речи составляет смысл, который состоит из пресуппозиции (часть смысла, не выраженная во внешней речи) и суппозиции (часть смысла, выраженная в предложении, тексте). Таким образом, не все смысловые отношения выражены во внешней речи.
Освоение вышеизложенной теории студентами организуется в виде следующих типов заданий [14]:
Задание 1. В данных ниже предложениях определите значение и смысл ключевых слов.
1. Отряд краснофлотцев в триста штыков не дрогнул в боях ни разу (А. Яшин). 2. Пять прожекторов встали над головой буйной рощи Петровского парка (В. Луговской).
Задание 2. Сделайте денотативно-предикативный анализ данных ниже предложений с привле-
чением насколько возможно обширной пресуппозиции.
Охранять природу — значит охранять Родину.
Курить — здоровью вредить.
Задание 3. В данных ниже примерах опознайте произведенные операции преобразования внутренней речи во внешнюю и цель их использования:
1. Туман опустился на землю. — Сизая дымка опустилась на землю.
Задание 4. Определите лексические операции перевода структур внутренней речи в структуры внешней речи, укажите цель их применения в тексте. Выявите пресуппозицию. Сравните ваши ответы с примерными ответами, данными в приложении, и ответьте: какова особенность вашей логики рассуждений?
Задание 5. Сделайте выводы относительно структуры речевого мышления, рассмотрев представленные ниже контексты и определения:
Контексты:
1. Благодаря мышлению мы имеем более или менее адекватное представление о Вселенной.
2. В языковом сообществе люди объединены, в частности, общим языком и единством мышления.
3. Человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин.
4. Научное мышление требует затраты времени и энергии.
5. Благодаря способности к мышлению человек может анализировать и оценивать свои собственные высказывания и поступки (Ср. у Декарта: Я мыслю, следовательно, я существую).
6. Боттичелли в своих линиях (как художник) современен вам по мышлению (Ср.: Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей. — А. С. Пушкин).
7. Все действия и все мышления его к одной только цели направлены (Ср.: Не мысля гордый свет забавить. — А. С. Пушкин).
8. Мышление образами характерно для модельеров и художников.
9. Наблюдая за нелогичными рассуждениями собеседника, приходилось удивляться его загадочному мышлению, которое позволяло ему находить выход из критического положения.
Определения:
1. Мышление как высшая форма функционирования человеческого мозга, состоящая в специфическом отражении /внешнего (и внутреннего) мира человека.
2. Мышление как форма объединения и взаимодействия двух или более организмов. Возникшее вместе с трудом, оно есть общая платформа, на основании которой возможно функционирование инструмента общения — артикулируемого языка как системы знаков (символов, стимулов и т.п.). Интерперсональная изоморфность структуры этого способа взаимодействия обеспечивается биогенетическим наследованием и культурной преемственностью.
3. Мышление как способ познании и как само познание, умственное, когнитивное использование понятий и суждений (Простейшая единица мышления, по Л. Л. Шахматову, состоит из сочетания двух представлении, приведенных движением воли в предикативную связь (см.: Шахматов, Л. Л. Синтаксис русского языка. М., 1941 (1925)); ср. также известное определение К. Ф. Беккера: «Под мыслью в более узком значении слова мы всегда
подразумеваем суждение», интроспективно осознаваемое как оперирование словами и фразами.
4. Мышление как труд, работа, творческая деятельность, накопление и переработка опыта и знаний и, следовательно, как духовная производительная сила. Все предметы духовной и материальной культуры следует рассматривать как результат мышления.
5. Мышление как главный конституент сознания, высшая способность идентифицировать себя как одну и ту же личность, постоянно отдавая себе отчет о своем месте в пространстве и времени. (Психически здоровый индивид испытывает неприятные фрустрации, если по каким-либо причинам это затруднительно). Мышление как способ выделения своего собственного «я», то есть мышление о своем собственном мышлении, метамышление.
6. Мышление как мировоззрение, убеждение, система взглядов, склад ума.
7. Мышление как намерение, план, цель, желание, помысел.
8. Мышление как репродуктивное и продуктивное воображение жизненных картин на основании полученных ранее впечатлений; умственная комбинация содержаний памяти, имажинарных ситуаций и событий как реальных или как фантастических.
Итак,
1. Внутренняя речь в онтогенезе является результатом интериоризации внешней речи (через ступень так называемой эгоцентрической речи — по Л. С. Выготскому).
2. Внутренняя речь является частью речемыс-лительного процесса, который включает в себя мышление, внутреннюю речь и внешнюю речь (Н. И. Жинкин).
3. Каждый из этих видов деятельности имеет двойственную природу: мышление есть процесс превращения восприятия (ощущения) в представления. Внутренняя речь является превращением предметного представления в денотативно-предикативную структуру, обозначаемую либо в категориях членов предложения, либо в категориях частей речи. Последующий этап предыдущего вида деятельности является предыдущим этапом последующего вида деятельности.
4. Поскольку выделение в замысле сюжета рече-мыслительного процесса, а в сюжете — речевой ситуации связано с выделением суппозиции и пресуппозиции, они могут быть обозначены денотатами. В каждом акте членения внутренней речи сохраняются как минимум два денотата. Поэтому ядерной структурой высказывания является не денотативно-предикативная связь, как считал Н. И. Жинкин, а предикативная связь двух и более денотатов [11].
5. Хотя смысл образуется внутренней речью, а значение — внешней, во внешней речи присутствует не только значение, но и часть смысла, т.е. двойная семантика. Таким образом, смысл как бы делится на смысл внутренней речи и внешней.
6. Семантика текста является двойственной: семантика внутренней речи порождает смысл, семантика внешней порождает значение.
Таким образом, методика формирования навыков коммуникации основана на изучении аспектов коммуникации, основной дидактической единицей обучения является текст как языковой материал и дискурс как речевая деятельность и речевой материал. Устная реализация письменной речи избрана основным объектом обучения, так как письменная речь является организующим началом в нормирования речи, а также в формировании внутренней речи и мышления человека.
Библиографический список
1. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии ; под ред. В. В. Давыдова. — М. : Педагогика, 1982. — 504с.
2. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. - М., 1960. - 340 с.
3. Пиаже, Ж. Избр. психол. труды. Психология интеллекта. Генезис числа и ребенка. Логика и психология / Ж. Пиаже. - М. : Просвещение, 1969. - 659 с.
4. Жинкин, Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи / Н. И. Жинкин // Вопр. языкознания. — 1964. — № 6. — С. 26 — 38.
5. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. — М. : Наука, 1982. — 159 с.
6. Филиппов, К. А. Лингвистика текста : курс лекций / К. А. Филиппов. — СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2003. — 336 с.
7. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт. — М. : Прогресс, 1984. — 397 с.
8. Соссюр, Ф. Труды по языкознанию / Ф. Соссюр. — М. : Прогресс, 1977. — 695 с.
9. Зиндер, Л. Р. Введение в языкознание : сб. задач / Л. Р. Зиндер. — 2-е изд., стер. — М., 1998. — 210 с.
10. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн // Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2003. — 512 с.
11. Бельдиян, В. М. Использование текстов для развития внутренней и внешней речи на занятиях по русскому языку / В. М. Бельдиян. — Омск : ОмГПУ, 1996. — 32 с.
12. Мурзин, Л. Н. Текст и его восприятие / Л. Н. Мурзин, А. С. Штерн. — Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1991. — 171 с.
13. Жинкин, Н. И. Язык — речь — творчество: избранные труды / Н. И. Жинкин. — М. : Лабиринт, 1998. — 368 с.
14. Цупикова, Е. В. Актуальные вопросы семасиологии в вузе: организация самостоятельной и аудиторной учебно-познавательной деятельности студентов : учеб. пособие / Е. В. Цупикова. — Омск : СибАДИ, 2010. — 319 с.
>
ЦУПИКОВА Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии; доцент по кафедре лингводидактики и исторического языкознания. Адрес для переписки: сЫ8е143@уап<Зех.га
Статья поступила в редакцию 07.11.2013 г. © Е. В. Цупикова