2 способ. Построение системы на основе специализированных информационных технологий бизнес-планирования. В качестве таких специализированных систем могут использоваться зарубежными решения (СОМБАК
PROPSPIN созданные ЮНИДО) или российскими разработками (PROJECT EXPERT- разработчик «Ехрей Systems», ИНЭК-Инвестор -разработчик фирма ИНЭК и др.).
Информационные системы финансового планирования
Модуль «Бюджетирование» в единой ERP системе
Специализированная система бизнес-планирования
Специализированная система финансового планирования
Реализация функций системы в Excel, Word, Access
Рисунок 1 - Способы построения ИС финансового планирования в современных организациях
Данные системы комплексно решают задачи планирования всех направлений деятельности предприятия. Позволяют создавать производственные, операционные, инвестиционные и финансовые планы предприятия. Генерирование финансовых планов и бюджетов при таком способе построения системы осуществляется на основе ранее введенных планов продаж, планов производства, закупок, планов прямых и накладных расходов. Следует отметить высокую стоимость данных программных продуктов, что препятствует широкому внедрению данных программных продуктов сельскохозяйственными предприятиями.
3 способ. Внедрение специализированных информационных технологий финансового планирования и бюджетирования. Специализированная система комплексно решает все задачи финансового планирования на высоком уровне.
Примеры специализированных систем финансового планирования: 1С: Финансовое планирование (фирма 1С) версия 7, 1С-Рарус: Бюджетное планирование,1С-Рарус: Платежный календарь. Такие программы имеют не высокую стои-
мость, легко осваиваются финансовыми работниками. Внедрение данных программ является оптимальным решением для средних и малых сельскохозяйственных предприятий.
4 способ. Решение задач финансового планирования с помощью прикладных программ общего назначения (Excel, Word, Access). Пользователи самостоятельно разрабатывают финансовые планы и бюджеты в виде таблиц Excel, задают формулы и функции для расчета статей и показателей бюджета, строят графики и диаграммы, используют инструменты анализа «ЧТО - ЕСЛИ» для прогнозирования и оптимизации финансового состояния. Данный способ широко применяется в малых и средних сельскохозяйственных предприятиях.
Внедрение современных информационных технологий финансового планирования, их освоение финансовыми работниками, эффективное использование всех функций систем позволит повысить качество управления финансами сельскохозяйственных предприятий, снизит риски утраты платежеспособности и банкротства, улучшит их финансовое состояние.
ТЕОРИЯ ИГР КАК ИНСТРУМЕНТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Е.Г. Карпова, к.э.н., фил. Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске
Цель исследования состоит в определении системы взаимосвязей моделей теории игр на предприятиях агропромышленного комплекса (АПК) для разработки концепции программного средства по теоретико-игровому моделированию аграрной экономики.
Для достижения указанной цели решены следующие задачи:
■ рассмотрена игра «с природой» на предприятиях мясной промышленности при управлении инновациями;
■ предложено использование байесовской игры для групп предприятий АПК;
■ разработана система выигрышей субъектов инновационных процессов в играх для раз-
работки программного средства по теоретико-игровому моделированию аграрной экономики.
С позиции теории игр можно объяснить многие экономические процессы. В связи с наличием хорошо разработанного математического аппарата различных типов игр возникает возможность совместного анализа их результатов и вывода на основе этого оригинальных зависимостей.
Использование математической теории игр в инновационной деятельности предприятий АПК рассмотрено недостаточно.
Для сельскохозяйственных предприятий в литературе [1] рассматривается использование игры «с природой» (пассивным игроком). «Природа» не является разумным игроком, который стремится выбрать для себя оптимальные стратегии; этот игрок не заинтересо-
ван в выигрыше. В то же время предприятие имеет целью выиграть игру с воображаемым противником - «природой». Предположим, крупнейшая международная ассоциация производителей мяса и мясопродуктов - Международный секретариат мясной промышленности (IMS) - рассчитывает потребность рынка в различных типах инноваций для каждой страны с целью определения общемировых тенденций. С учетом этих состояний спроса анализируются возможные типы инноваций, каждый из которых обеспечивает различный эффект. Прирост прибыли, который могут получить российские предприятия при внедрении определенной инновации и соответствующем состоянии спроса, представлен в табл. 1.
Таблица 1 - Прирост прибыли в игре с «природой», млн руб.
«Природа»
Стратегии Низкий Средний Высокий aj = min
спрос спрос спрос aii
Нанотехнологии в производстве мясопродуктов 132 3960 6600 132
Мясные продукты биокоррегирующего действия 660 1320 3300 660
Международный секретариат мясной промышленности (IMS) Новые добавки и ингредиенты) 417 1320 1692 417
Инновации в технологиях хранения мясных продуктов 24 729 1215 24
Инновации в транспортировке и реализации продукции 81 810 1620 81
Инновации в информационном обеспечении производства 1020 3240 4140 1020
Технологии вторичной переработки 672 1620 3360 672
Роботизация и автоматизация процессов мясопере-работки 1278 4050 5187 1278
Инновации в развитие сырьевой базы 1680 3300 6720 1680
Экологически чистая мясная продукция 2430 4860 9720 2430
В рассмотренном примере в результате решения игры с «природой», придерживаясь критерия осторожного поведения, Международный секретариат мясной промышленности определяет в качестве долгосрочного тренда инновационного развития производство экологически чистых (органических) мясных продуктов, реализация которых обеспечит прирост прибыли в размере 2,43 млрд. руб.
Распространенными являются статические игры, основателем которых является А. Вальд. Он показал, что в теории принятия решений статические игры являются основным подходом, если решения принимаются в условиях частичной неопределенности. Статические модели представляют собой игру двух субъектов: предприятия и «природы» с использованием пред-
приятием дополнительной статической информации о состояниях «природы».
Можно считать, что первой делает ход «природа». Она сопоставляет каждому из предприятий случайную переменную, которая указывает его тип. При этом «природа» использует известное всем игрокам заранее совместное распределение типов игроков. Такого рода игры и называют играми с неполной информацией или байесовскими играми. Данная концепция позволяет моделировать различные ситуации, в которой предприятия в разной степени информированы или, другими словами, ассиметрично информированы.
Пусть имеется набор взаимоисключающих и исчерпывающих гипотез Нь.. Нп об окружающей обстановке. Р^) - априорные вероятности
получения дополнительной информации, представление группы предприятий об окружающей среде. Пусть каждая получила дополнительную информацию - узнала, что произошло событие
P(Hi I D) = P(Hi &D) = P(D I Hi)Р(Я/)
( ' P(D) P(D)
Рассмотрим пример применения теоремы Байеса (рис. 1). На рис. 1 имеется n групп предприятий. Группа может представлять собой несколько предприятий АПК, специализирующихся на технологии переработки конечного продукта, например, мясной продукции. «Природа» представляет собой внешнюю среду, которая одинаково действует на все без исключения предприятия под действием изменения своего внешнего фактора влияния на сами группы предприятий. В ответ на изменение этого фактора формируется реакция каждого из предприятий отрасли в виде некоторого распределения вероятностей P(D|H) (соответственно, 5%, 3%,..., 1%) при учете того, что имеются некоторые начальные распределения для каждой группы P(H) (80%, 15%,., N%), ко-
Б. Ей известны условные вероятности Р(Б|Н1) -вероятность наблюдения рассматриваемых данных, если вероятна гипотеза Н1. Определим Р(Н1|Б) следующим образом (формула Байеса): = Р(П | Иг)Р(Иг) (1)
п
X Р( в | Иг)Р( Иг)
г=1
торые можно воспринимать как показатель обширности группы в рассматриваемом контексте. По формуле Байеса можно найти процентное содержание для каждой группы Р(Н1|Б). В общем случае игроки должны иметь какие-то представления относительно предпочтений других игроков, должны иметь представления об их представлениях и т.д., чему и служит формула Байеса.
Актуальной задачей моделирования экономической деятельности на макро- и микроуровне выступает разработка программного обеспечения для реализации теоретико-игрового подхода. В этой связи требуется разработка компьютерной программы, используемой для решения широкого спектра научно-прикладных задач аграрной экономики.
Природа
1%
~ ;_
Группа п
^ Р(п|Р)
игры предприятий
P(A|D) ^ P(B|D)
Рисунок 1 - Структура байесовской
Предлагается следующая классификация выигрышей предприятия: отраслевой, конфликтный, доминантный, ведомый и коалиционный выигрыши. Проведен сравнительный
анализ выигрышей пяти субъектов инновационных процессов (государства, конкурентов, покупателей, поставщиков, «природных» сил) в основных типах игр, что показано в табл. 2.
Таблица 2 - Система выигрышей субъектов инновационных процессов в играх
Субъекты Игра «с природой» Биматрич-ная игра Иерархиче-ская игра (с центром) Иерархическая игра (с агентами) Кооперативная игра
«Природа» Отраслевой выигрыш
Государство Доминантный выигрыш ЧГП*
Конкурент - Конфликтный выигрыш - - Ведомый выигрыш — Коалиционный выигрыш
Покупатель
Поставщик
* Частно-государственное партнерство.
Таким образом, игры с государством, с конкурентами, покупателями и поставщиками позволяют рассчитать выигрыши и определить оптимальные, зная взаимозависимости между играми. Подобная система игр, составляющая основу концепции компьютерной программы,
позволит осуществлять теоретико-игровое моделирование экономики.
Источник
1. Цыплаков А. А. Вводный курс в теорию игр. - М., 2009. - 305 с.