ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 711:332.8
Ю.Г. Кислякова
канд. пед. наук, доцент, кафедра «Промышленное и гражданское строительство», ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова»
Л.Н. Галимова
студент, кафедра «Промышленное и гражданское строительство», ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова»
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО КАПИТАЛА ПРИ КОМПЛЕКСНОМ ОСВОЕНИИ ЗЕМЕЛЬ
Аннотация. В статье рассматривается механизм государственно-частного партнерства, применение данного механизма к комплексной застройке территории. Приведены меры по государственной поддержке частных лиц в сфере строительства. Дана характеристика нового микрорайона «Столичный» в г. Ижевске как пример использования механизма государственно-частного партнерства в строительстве.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, государственная поддержка, комплексная застройка.
Ya.G. Kislyakova, Kalashnikov Izhevsk State Technical University
L.N. Galimova, Kalashnikov Izhevsk State Technical University
THE THEORY AND PRACTICE OF COOPERATION OF THE STATE AND PRIVATE CAPITAL IN THE
COMPLEX BUILDING
Abstract. In article contains the mechanism of state-private partnership, use of this mechanism to complex building of the territory. Measures for the state support of individuals are given in the building. The characteristic of the new residential district «Capital» in Izhevsk, as an example of use of the mechanism of state-private partnership in construction is given.
Keywords: state-private partnership, state support, complex building.
В настоящее время в Российской Федерации большое значение уделяется решению жилищной проблемы. В центральной части городов свободных площадей остается все меньше, и предпочтение при строительстве смещается от точечной застройки к комплексной. Важным направлением развития жилищного строительства становится комплексная застройка, проект которой разрабатывается на длительный срок.
Инвесторы настроены на получение прибыли в кратчайшие сроки. В свою очередь, власти города не в состоянии решить все задачи и обеспечить социально- экономическое развитие города исключительно за счет городского бюджета.
На окраинах городов выделяются площади под жилую застройку, но их освоение сдерживается отсутствием развитой социальной и инженерной инфраструктуры. Для частных лиц инвестирование в такое строительство предполагает большие затраты, поэтому в этих условиях правильным решением является привлечение государственной и муниципальной поддержки при комплексном освоении земель. Механизм государственно-частного партнерства является одним из эффективных способов выгодного сотрудничества государства и частного сектора для достижения целей социально-экономического развития. При использовании государственно-частного партнерства, государство реализует инвестиционный проект в кратчайшие сроки, достигая необходимого социально-экономического эффекта, снижает риски и привлекает частные капиталы.
Для частных инвесторов государственно-частное партнерство привлекательно из-за получения административного и политического содействия со стороны государства в реализации проекта и разделения рисков с государством [2]. На успешность проекта влияет степень ответственности всех участников взаимоотношений и схема взаимодействия между ними.
Несмотря на эффективное применение государственно-частного партнерства при реализации проекта, его использование тормозится из-за отсутствия нормативно-правовой базы, регламентирующей данные отношения. Одной из форм государственно-частного партнерства является закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 28.12.2013). Можно говорить об отсутствии: единой терминологии; системы взаимоотношений между государством и частными лицами; показателей и критериев оценки, способствующих четкому закреплению функций и ответственности каждой из сторон.
К наиболее эффективным мерам государственной поддержки предпринимательства в сфере строительства относится:
1. снижение ставки налога на прибыль организаций в части сумм налога, зачисляемых в бюджет Удмуртской Республики по ставке от 17 до 13,5%;
2. освобождение от налога на имущество организаций;
3. субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и части затрат по лизинговым платежам, полученным для реализации инвестиционных проектов;
4. субсидирование части затрат по оплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на реализацию инновационных проектов;
5. предоставление инвесторам отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в бюджет Удмуртской Республики;
6. предоставление инвесторам государственных гарантий;
7. консультационная, информационная и организационная поддержка инвестиционных проектов [7].
Комплексная застройка территории относится к той сфере, где может быть эффективно использован механизм государственно-частного партнерства. При поддержке государства продолжительность строительного инвестиционного цикла комплексной застройки (период от начала инвестирования средств до момента получения дохода) значительно сокращается. Особенно сокращается подготовительный этап - от идеи строительства до получения разрешения на строительство благодаря содействию со стороны органов местного самоуправления.
Жизненный цикл проекта государственно-частного партнерства, такого как комплексная застройка, будет состоять из нескольких стадий:
1. начальная стадия: на этой стадии производится передача земли, находящейся в собственности государства, частному предприятию, являющемуся вторым участником партнерства, для решения общих задач, согласованных партнерами в момент принятия решения о создании государственно-частного партнерства;
2. стадия перехода к строительству (проектирование проекта);
3. стадия строительства и контроля (надзора) за его проведением;
4. стадия эксплуатации объекта (на этой стадии происходит собственно реализация основных положений, количественных и качественных параметров, заложенных в договор ГЧП, а также осуществляется управление взаимоотношениями);
5. стадия последующего сервисного обслуживания [4].
На протяжении всех стадий реализации проекта следует проводить оценку выгоды от партнерства. При необходимости нужно корректировать отдельные элементы в управлении проектом для получения ожидаемых результатов.
Да передачи земли частному лицу, государство должно определиться с целями и зада-
чами данного проекта, основными принципами реализации, представить и провести отбор проектов-кандидатов и кандидатов среди частных предприятий, установить план-график реализации проекта.
Одним из крупных инвестиционных проектов, осуществляемых в настоящее время в г. Ижевске, является строительство микрорайона «Столичный» на Воткинском шоссе. Власти города заинтересованы в осуществлении данного проекта, потому что он предполагает строительство жилья для 25 тысячи человек с общей площадью квартир 648,94 тыс. м2. Строительство микрорайона ориентировано, кроме элитного жилья, также на социальное жилье для ветеранов войны, военнослужащих, «северян», молодых семей и других категорий граждан.
Общая стоимость проекта составляет 26.223,9 млн руб, срок реализации проекта -2010-2020 гг. До начала строительства эта территория площадью 93,7 га представляла собой пустырь, занятый насаждениями деревьев, построек никаких не существовало, социальная инфраструктура отсутствовала. Инженерные сети были проложены, в основном, вдоль северной части территории. Общественный транспорт проходит рядом по Воткинскому шоссе. Территория строительства, принадлежащая городу, выделяется под комплексное её освоение в целях реализации республиканской целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы». Данный проект является примером государственно-частного партнерства, в котором затрагиваются интересы и городской власти, и частных лиц.
Кроме решения жилищной проблемы и освоения новых земель, жителей планируется обеспечение парковочными местами путем строительства многоярусных паркингов на 7 тысяч мест и стоянок на 1000 мест. Кроме того, для большей привлекательности инвесторов проектом предусматривается общественно-торговый комплекс площадью 50.000 м2, офисно-деловые зоны и размещение магазинов на 1-2-х этажах первой линии застройки.
При осуществлении данного проекта предполагается государственная поддержка, в частности инвестирование в строительство инженерных сетей и сооружений, объектов социальной и коммунальной инфраструктуры. К социальным объектам относятся 3 детсада на 605 детей; 3 школы на 2200 учащихся; внешкольные учреждения на 240 мест; детская поликлиника на 150 посещений в смену; раздаточные пункты молочной кухни - 85 м2 общей площади, реконструкция стадиона, пожарное депо.
В 2011 году Удмуртия была включена в программу по стимулированию строительства в республике, и государственная казна предоставила 70,5 млн руб., а республиканская казна добавила ещё 79 млн руб. Все эти средства пошли на строительство детского сада в микрорайоне и на возмещение части расходов по оплате организациям, которые строят инфраструктуру.
Одной из форм сотрудничества государства и бизнеса является проект по обеспечению жильем молодых семей. Такой механизм взаимодействия позволил молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим невысокий уровень доходов, покупать жилье и заключать договоры на участие в долевом строительстве жилых домов по ценам ниже рыночных на 15%. Застройщики заключают также соглашение на предоставление квартир для молодых семей на льготных условиях.
Микрорайон «Столичный» входит в программу «Жилье для молодых семей». По итогам 2013 года в рамках программы молодым семьям на льготных условиях было предложено 541 квартира, что составляет около половины из общего ввода квартир по микрорайону. Дом «Учительский» предоставил жилье для 100 учителей г. Ижевска.
Развитие инженерной инфраструктуры микрорайона предполагает строительство теплосети общей протяженностью 2,4 км. Для электроснабжения планируется строительство новой трансформаторной подстанции и распределительных пунктов. В проекте предусматривается и наружное освещение с помощью светильников на металлических опорах, строительство кана-
лизационной насосной станции, газорегуляторного пункта, локальных очистных сооружений. Для отвода дождевых и талых вод запроектирована закрытая система дождевой канализации, включающая в себя строительство трех водосборных бассейнов. Все это вместе предполагает значительных вложений и увеличивает необходимость содействия государства в реализации проекта.
Реализация проектов, направленных на развитие территорий в целях жилищного строительства, предусматривает обеспечение инженерной, социальной и дорожной инфраструктурой, строительство жилья эконом-класса, предполагает осуществление мер государственной поддержки путем предоставления субсидий: на уплату процентов по кредитам, на строительство социальной и инженерной инфраструктуры и на обеспечение микрорайонов комплексной застройки автодорогами.
Несмотря на явные преимущества использования в строительстве государственно-частного партнерства, примеров подобного сотрудничества не так много, что обусловлено отсутствием законодательства, которое определяло бы взаимоотношения между участниками совместных проектов.
Список литературы:
1. Асаул, Н.А. Институциональное взаимодействие субъектов инвестиционно-строительного комплекса. - СПб.: Гуманистика, 2005. - 280 с.
2. Варнавский, В.Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В. Г. Вар-навский [и др.]. - М.: Изд. дом гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 287 с.
3. Михеев, О.Л. Частно-государственное партнерство в условиях смешанной экономики: теория и практика становления и функционирования: монография / О.Л. Михеев. - М.: Анкил, 2011. - 279 с.
4. Панкратов, А. Комплексный подход к управлению ГЧП-проектами с позиций жизненного цикла проекта. Социальные последствия экономического кризиса в России 2009 г. // Вестник Института экономики РАН. - 2010. - № 1. - С. 106-114.
5. Поваляев, В.А. Формирование программы комплексной застройки городских территорий на основе принципов государственно-частного партнерства // Транспортное дело России. - 2012. -№ 4. - С. 47-49.
6. Полховская, Т.Ю. Роль институциональных участников в формировании системы финансирования жилой недвижимости // Рыночная экономика и финансово-кредитные отношения: ученые записки. - Ростов н/Д, 2008. - № 10. - С. 123-135.
7. Предпринимательский климат в строительном комплексе Удмуртской республики, 2014 г. - Ижевск, 2014. - 67 с.
8. Республиканская целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы»
9. Семенов, М.Е. Особенности взаимодействия участников инвестиционного процесса при реализации проектов жилищного строительства // Интернет-журнал «Науковедение». -2013. - № 3 - С. 1-9.
10. Степанова, В.С. Строительный инвестиционный цикл квартальной застройки / В.С. Степанова, М.С. Фролова, А.В. Бажакин // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. - 2013. - № 2. - С. 119-122.
11. Стерхов, А.С. Инвестиционный климат в Удмуртской республике / А.С. Стерхов, Н.М. Якушев // Строительная наука и производство глазами молодых: материалы научно-технической конференции молодых ученых ИС - факультета. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2013. -С. 253-261.