дей»1. Если к этому факту добавить износ основных фондов, технологическую отсталость и катастрофическую демографическую ситуацию, то общая картина становится совсем печальной. Времени на необходимую модернизацию и реформы практически нет.
Следовательно, есть необходимость в разработке системы правовых средств, направленных на повышение эффективности предпринимательской деятельности в России. Такая система должна состоять из средств, направленных на решение основных комплексных проблем экономики и предпринимательства, и создать базу для устойчивого роста благосостояния страны.
А.А. Оводов
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Ключевые слова: антимонопольная деятельность, административно-правовое регулирование, ФАС России, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
Study of public-law regulation of antimonopoly activity in Russia is topical. The author makes a number of important proposals with regard to amendment of Federal Law “On Protection of Competitiveness” by key definitions of direct control, indirect control, acquired person, potential competitor. The experience of administrative-law regulation of antimonopoly activity in the Russian Federation is important for improvement of functioning regulation of market mechanisms in economic sphere of Russia. Administrative-law responsibility for violation of antimonopoly legislation is a cornerstone for development of market relations in Russia. The author notes that at present the adoption of the third antimonopoly pack is being prepared: the special attention is drawn to the issue of increase of volume of administrative-law responsibility for violation of antimonopoly legislation of the Russian Federation. The author’s conclusions can be used in law-making activity.
Гарантированные Конституцией РФ единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности; признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной собственности в России явились предпосылкой для развития рыночных форм хозяйственной деятельности в России.
1 Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы. С. 190. Аспирант Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.
«Главные признак экономики рыночного типа — раскрепощение от внешнего вмешательства, подчинение законам и воле людей формы и способов экономической деятельности, дающие в полной мере проявиться хозяйственной самостоятельности и инициативе»1. Хозяйственная инициатива и самостоятельность может проявиться в полной мере лишь при обеспечении свободной конкуренции, минимизации монополистических тенденций на рынке. В связи с этим с началом рыночных реформ в России появилась необходимость правового обеспечения нормального рыночного развития, а также — необходимость в создании органов, обеспечивающих реализацию правовых норм, защищающих конкуренцию.
Становление антимонопольных органов России совпало с процессами модернизации российской экономики, приватизации государственной собственности. Была поставлена задача активного содействия формированию рыночных отношений, возрождению свободного предпринимательства и частной собственности, развитию добросовестной конкуренции в предпринимательском сообществе.
В Конституции РФ можно выделить статьи, на которых базируется публично-правовое регулирование антимонопольной деятельности России: ст. 2, 8, 10, 11, 12, 34, 51. Особое значение имеют ст. 8, ч. 2 ст. 34, закрепляющие, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; в Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Гражданский кодекс РФ в п. 3 ст. 1 определяет, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. В п. 1 ст.10 ГК РФ указано, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»2 в ст. 14 регламентирует, что Правительство Российской Федерации обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
1 Курс экономики / под ред. Б.А. Райзберга. М., 1997. С. 79.
2 Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
В Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»1 установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, а также установлены антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
Данным Федеральным законом установлено ограничение для приобретения и аренды дополнительной площади торговых объектов «сетевыми» хозяйствующими субъектами. Это ограничение выражается в том, что хозяйствующий субъект (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.
В ст. 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлено, что хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Кроме того, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту условия о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях, также этим
1 Собрание законодательства РФ. 2010. № 1. Ст. 2.
97
субъектам хозяйственной деятельности запрещается навязывать условия об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность. При этом хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие) могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О защите конкуренции».
Полномочия Федеральной антимонопольной службы регламентированы Положением о Федеральной антимонопольной службе1.
В Программе развития конкуренции в Российской Федерации2 определены направления для реализации конкурентной политики, определяются ее приоритеты и основные направления на период до 2012 г.; данная Программа включает меры антимонопольного регулирования, иные защитные меры, а также меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулирующие предпринимательскую деятельность.
Приказ МВД России и ФАС России «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел и Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации»3 регламентирует порядок взаимодействия данных федеральных органов исполнительной власти.
Основной массив антимонопольно-правовых отношений регулируется Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»4. Данным Федеральным законом регламентируются вопросы определения и правового регулирования монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции. Установлены правовые основы запрета на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных, осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Федеральным законом «О защите конкуренции» определены антимонопольные требования к торгам, особенностям отбора финансовых организаций и порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества; функции и полномочия антимомонопольного органа. Данный Федеральный закон регламентирует правовые основы госу-
1 Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3259.
2 Собрание законодательства РФ. 2009. № 22. Ст. 2736.
3 Экономика и жизнь. 2005. № 21.
4 Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3434.
дарственного контроля за экономической концентрацией, ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
В Постановлении Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 583 «О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами»1 регулируются случаи допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами.
Данные «исключения» применяются к соглашениям, заключенным между хозяйствующими субъектами, предметом которых является проведение совместных научных исследований, направленных на разработку новых товаров или технологических процессов, а также совместное использование полученных научных, научно-технических результатов. Соглашение между хозяйствующими субъектами о совместных научных исследованиях и совместном использовании полученных научных, научно-технических результатов должно предусматривать условия, позволяющие определить права сторон на использование научных, научно-технических результатов, полученных при совместных научных исследованиях. При этом не могут быть признаны допустимыми любые условия соглашений, в силу которых расходы хозяйствующих субъектов — сторон соглашения на совместные научные исследования не относятся к расходам на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность.
Приказам ФАС России от 25 апреля 2006 г. № 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке»2 закреплены правовые основы проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, в том числе правовые основы определения временного интервала исследования товарного рынка, продуктовых, географических границ товарного рынка, состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке. Данным приказом определен порядок проведения расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке, определен уровень концентрации товарного рынка, барьеров входа на него, порядок оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, порядок составления аналитического отчета.
Приказом ФАС России от 22 декабря 2006 г. № 337 «Об утверждении форм актов, принимаемых Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»3, детально определены формы актов, принимаемых Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
1 Собрание законодательства РФ. 2009. № 30. Ст. 3822.
2 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 32.
3 Росс. газ. 2007. 31 янв. № 19.
Приказом ФАС России от 1 августа 2007 г. № 244 «Об утверждении Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства, на рассмотрение в другой антимонопольный орган»1 определены основания, порядок приема-передачи заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства в комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации2 определены требования к порядку исполнения антимонопольным органом государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, определен порядок информирования об исполнении антимонопольным органом данной государственной функции.
Данным регламентом определен порядок получения консультаций, справок об исполнении антимонопольным органом государственной функции, основания для возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, правила представления в антимонопольный орган заявлений, материалов, круг лиц, имеющих право представлять в антимонопольный орган заявления, материалы; порядок и сроки рассмотрения заявления, материалов в антимонопольном органе, определен круг субъектов процесса рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, порядок и сроки рассмотрения антимонопольным органом антимонопольного дела; порядок исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства, последствия в случае его неисполнения, порядок обжалования деяний антимонопольного органа, должностных лиц антимонопольного органа, порядок осуществления контроля за совершением действий при исполнении государственной функции и принятии решений антимонопольным органом.
Данный регламент необходимо использовать для того, чтобы иметь представление о содержании и требованиях к представлению заявления, материалов в антимонопольный орган, о порядке принятия антимонопольным органом заявления, материалов и прилагаемых к ним документов и сведений
В настоящее время осуществляется подготовка по принятию «третьего антимонопольного пакета», считаем необходимым дополнение Федераль-
1 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 50.
2 Росс. газ. 2008. 28 июня. № 138.
ного закона «О защите конкуренции» определениями прямого контроля, косвенного контроля, приобретаемого лица, потенциального конкурента, кроме того, считаем необходимым увеличение административно-правовой ответственности за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Прямой контроль — возможность юридического или физического лица определять решения, принимаемые юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий: распоряжения более 50 процентов от общего количества голосов, приходящихся на акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица; получения права определять условия ведения предпринимательской деятельности юридического лица; осуществления функций его исполнительного органа.
Косвенный контроль — возможность юридического или физического лица определять решения, принимаемые юридическим лицом, прямо контролируемые таким юридическим или физическим лицом.
Приобретаемое лицо — лицо, чьи акции (доли), активы, основные производственные средства и (или) нематериальные активы приобретаются или вносятся в уставный капитал и (или) лицо, права в отношении которого приобретаются, в порядке, предусмотренном Главой 7 Федерального закона «О защите конкуренции».
Потенциальный конкурент — хозяйствующий субъект, который в течение краткосрочного периода (не более года) может при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при существующем уровне цен) войти на товарный рынок.
Считаем необходимым создание отрасли права, учебной дисциплины, правовой науки «Антимонопольное право России».
Учитывая комплексный характер публично-правовых норм, регулирующих антимонопольную деятельность в Российской Федерации, считаем целесообразным создание в России Антимонопольного кодекса Российской Федерации.