УДК 327(55+567) 1191
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭКСПОРТА ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА ПРИМЕРЕ ИРАНО-ИРАКСКОЙ ВОЙНЫ
В. В. Ткачев
СГУ им. Н.Г. Чернышевского кафедра всеобщей истории е-mail: nazgul7795@mail.ru
В статье, на основе анализа взглядов Имама Хомейни, анализируется концепция экспорта исламской революции и её роль в Ирано-Иракской войне. Раскрывается суть модели развития ИРИ, предлагаемая Имамом, и рассматривается попытка экспорта исламской революции военным путем.
Ключевые слова: Ирано-Иракская война, Иран, Хомейни, экспорт исламской революции.
THEORY AND PRACTICE OF EXPORT OF THE ISLAMIC REVOLUTION ON THE EXAMPLE OF THE IRAN-IRAQ WAR
V. V. Tkachev
(Saratov, Russia) e-mail: nazgul7795@mail.ru
The article, based on the analysis of Imam KhomeinVs views, traces the concept of the export of the Islamic revolution and its role in the Iran-Iraq war. In article reveals the essence of the IRI development model proposed by the Imam, and an attempt that was made to export the Islamic revolution by military means.
Key words: the Iran-Iraq war, Iran, Khomeini, the export of the Islamic revolution.
Сегодня на Ближнем Востоке происходят важные события. События так называемой «Арабской весны» привели к смене режимов в ряде мусульманских государств и к общей нестабильности международной ситуации в регионе. В результате появилась возможность активного вмешательства и у внерегиональных игроков, одним из которых является современный Иран.
Исламская Республика Иран придерживается идеологии, заложенной еще Имамом Хомейни, идеологом и лидером Исламской революции 1979 года. Нынешний Рабхар Ирана - аятолла
Али Хаменеи, является учеником Имама Хомейни, и он пытается определять стратегию развития страны, опираясь на заветы своего наставника1.
В качестве основных источников привлекается теоретическое наследие Имама Хомейни, которое сегодня активно переводится на все основные языки мира. К сожалению, львиная доля работ Хомейни пока недоступна для русскоязычного читателя, но многое переведено на европейские языки. В частности, переведены на английский язык многие важные работы Имама Хомейни: «Наставления Имама» (Сахифе-йе Имам) в двадцати двух томах2, и специализированная подборка высказываний Имама Хомейни по вопросу экспорта исламской революции - «Имам Хомейни про экспорт революции»3.
После победы Исламской Революции в Иране Имам Хомейни начал реализовывать свои идеи, как во внутренней политике, так и во внешней. Внутри Ирана им была создана система «правления факиха». Во внешней политике аятолла попытался реализовать разработанную им доктрину исламской революции.
По мнению Имама, в Иране победила не просто революция, победил Ислам. Благодаря революции и победе народа Иран преобразился, стал уникальным государством, живущим по Корану: «Великая революция, у которой нет аналогов, имеет важные ценности, одной из которых является ее идеологический или исламский аспект, который вдохновил движение Праведных про-роков»4.
Благодаря победе Ислама страна начала жить по исламу, освободилась от оков сверхдержав, поглощавших её ресурсы, и обрела самостоятельность, выполнив одну из главных целей Рево-
1 Баранов А.В. Аятолла Али Хаменеи: «исламское пробуждение» versus «арабская весна» / / Нации и этничность в гуманитарных науках. Этнические, протонациональные и национальные нарративы: формирование и репрезентация. / Под ред. А.Х. Даудова, С.Е. Федорова. СПб.: Алетейя, 2017. С. 116-125; Он же. Иранская инициатива по восстановлению отношений с Египтом в 2011 году // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 107-112.
2 Sahifeh-ye Imam: An Anthology of Imam Khomeini's Speeches, Messages, Interviews, Decrees, Religious Permissions, and Letters. In 22 vols. Tehran: The Institute for Compilation and Publication of Imam Khomeini's Works, 2008.
3 Imam Khomeini (s. a.) on Exportation of Revolution. Tehran: The Institute for Compilation and Publication of Imam Khomeini's Works, 2008.
4. Ibid. P. 29.
люции: «Наша цель состоит в том, чтобы ислам, законы ислама, универсальные законы ислама возрождались и воплощались в жизнь, и чтобы каждый жил комфортной и свободной жизнью. Мы хотим, чтобы все были независимыми»5.
Но это еще нельзя считать полной победой. Ислам победил только в одной стране, и этого явно недостаточно. Ислам должен продолжать движение, он не должен и не может быть ограничен одним Ираном, иначе это приведет к поражению Исламской Революции, а, следовательно, к поражению Ислама: «Мы, кто начал движение, сделали это ради ислама. Наша Республика - это Исламская Республика. Движение во имя ислама, не может быть ограничено одной страной. Оно не может быть ограничено исламскими странами»6.
Конечно, задача эта крайне непроста. На пути Ислама множество препятствий. Действия сверхдержав в регионе, пособничество некоторых мусульманских правителей западным грабителям и поддержка ими Израиля - это те проблемы, «те руки», которые люди должны отсечь, чтобы победил Ислам. Хомейни напоминает об истории самого Ирана, который прошел через все это к победе: «После 2500 лет угнетения и тиранических режимов и после 50 лет предательства, несправедливости, тирании и грабежа мы надеемся, что мы сможем установить справедливость, которая возникла в человеческом обществе благодаря исламу и его святым, сначала в Иране и позже в других частях мира»7.
Собственно, это и является сутью концепции Исламской Революции. Хомейни заявил всему миру, в первую очередь мусульманской его части, что появилось спасение. Иран, как и другие страны, пережил трудные времена, и теперь, благодаря победе Исламской Революции представляет собой новую модель, вариант развития, которому можно и нужно следовать: «Мы хотим представить модель ислама в мире, чтобы все мыслители мира, а также все угнетенные нации понимали, что принес Ислам, что Ислам хочет делать в мире, что Ислам хочет сделать, чтобы спасти этих Угнетенных, унижаемых и страдающих людей»8. Имам
5 Imam Khomeini (s. a.) on Exportation of Revolution. P. 33 - 34.
6 Ibid. P. 28.
7 Imam's speech dated 28 May 1980 (7 Khordad 1359 AHS). // Sahifeh-ye Imam. Vol. 12. P. 316.
8 Imam Khomeini (s. a.) on Exportation of Revolution. P. 66.
89
был твердо уверен, что исламское правление, где бы оно ни появилось, решит любые проблемы.
Аятолла несомненно понимал, что после таких заявлений его обвинят в агрессивном поведении и экспансионизме. На первый взгляд может показаться, что Иран собирается вторгаться на территории своих соседей, чтобы установить там дружественное исламское правительство. Это не так, говорил аятолла, Иран не хочет, да и не может силой навязывать кому-то свою модель развития. Суть экспорта революции совсем не в этом. Он объясняет её так: «Когда мы говорим, что нашу революцию нужно экспортировать повсюду, они не должны ее неправильно истолковывать, будто мы хотим захватить другие страны. Мы рассматриваем все мусульманские страны как братьев. [Границы] всех стран должны оставаться такими, какие они есть. Мы хотим, чтобы то, что произошло в Иране, - пробуждение, заставило их дистанцироваться от сверхдержав [путем] прекращения контроля над их [природными] ресурсами. Это наша мечта. Значение экспорта революции состоит в том, что все народы проснутся, все правительства проснутся и спасут себя из этого затруднительного положения, с которым они сталкиваются: над ними властвуют; Они живут в бедности, а их ресурсы разграбляются»9.
Важной частью теории экспорта Исламской Революции также является проблема мунафиков - лицемеров, являющихся самой большой проблемой ислама. Иран победил, изгнав шаха - марионетку Запада. Но, тоже самое предстоит проделать и многим другим мусульманским странам, ведь как раз из-за их предателей-лидеров они переживают те же беды, что и Иран до революции. Одним из таких мунафиков являлся лидер Египта - Анвар Садат: «Другие страны сталкиваются с такими же проблемами. У них те же проблемы, что и у нас. Египет управляется Садатом и другие народы подобными ему. Все народы преследуются их правительствами. Они тоже хотят остановить это»10.
Помимо Египта, Хомейни отводил роль врагов ислама нефтяным монархиям Персидского залива, главным образом Саудовской Аравии и Катару, обвиняя их в пособничестве Западу и Израилю, и враждебности к Ирану: «И вы, правительства в Персидском заливе или за пределами Персидского залива, пытаетесь ос-
9 Imam Khomeini (s. a.) on Exportation of Revolution. P. 65.
10 Ibid. P. 58.
тановить этот ислам в пределах Ирана, хотя, несмотря на ваше желание, ислам движется дальше за пределы Ирана»п.
Главным врагом ИРИ и тем правителем, против которого была предпринята попытка практической, можно сказать, силовой реализации экспорта Исламской Революции, стал президент Ирака Саддам Хусейн.
С самого начала победы революции в Иране в 1979 г., отношения между соседями испортились. Причинами тому стали как изначально враждебное отношения аятоллы к правящей в Ираке партии Баас и президенту Хусейну, так и намерения Саддама аннексировать восточный берег реки Шатт-эль-Араб, где располагались богатые залежи нефти.
С 4 сентября 1980 года конфликт начал постепенно набирать силу. Пока шли пограничные столкновения, Хомейни неоднократно обращался с призывом к иракцам прекратить провокации, поскольку Иран, благодаря революции и её преобразованиям, стал силен, как никогда: «Если эти действия [агрессия], совершенные Саддамом Хусейном и его хозяевами, не дай Бог, усилятся, я скажу народу Ирана, чтобы он выполнял свой долг»12. Имам через голову Саддама пытался донести до простых иракцев, что иранцы будут готовы защищать Ислам до победы: «Вы, братья-иракцы, должны понимать, что ваши иранские братья находятся в состоянии боевой готовности и, в случае их массовой мобилизации, сокрушат врагов ислама, когда это необходимо»13.
22 сентября 1980 года вторжением ВС Ирака в иранскую провинцию Хузестан началась полномасштабная война. Аятолла сразу объявил эту войну священным противостоянием ислама и еретиков. В серии своих речей он подверг уничтожающей критике режим Хусейна и партию Баас, припомнив, что основатель Баас, Мишель Афляк, не был мусульманином, что объясняло все беды иракцев.
В ходе войны Иран столкнулся с практически полной мировой изоляцией. Почти все страны, за исключением Сирии, Ливии, КНДР и еще нескольких небольших стран, поддержали Ирак. Западные страны и СССР предоставили Саддаму крупные военные
11 Imam Khomeini (s. a.) on Exportation of Revolution. P. 66.
12 Imam's radio and television message dated 22 September 1980 (31 Shahri-var 1359 AHS) // Sahifeh-ye Imam. Vol. 13. P. 197.
13 Imam's speech dated 24 September 1980 (2 Mehr 1359 AHS) // Sahifeh-ye Imam. Vol. 13. P. 201.
кредиты и осуществляли поставки вооружений, впрочем, США делали это тайно. Также Ирак получил поддержку от мировых СМИ.
Все это не обрадовало руководство ИРИ, но что действительно обескуражило Хомейни, так это поддержка Ирака почти всеми мусульманскими государствами, что еще более убедило его в необходимости дальнейшего распространения идей Исламской революции.
В ходе войны Имам неоднократно обращался к иракскому народу. В серии речей он пытается проанализировать происходящее, задаться вопросом, почему воюют иракцы, ведь они не защищают ислам, в отличие от иранцев, а воюют за еретиков. Также он проводит параллели между Ираком Саддама и Ираном Пехлеви, подчеркивая, что они очень близки по своей природе власти. Отсюда он выводил мысль, что иракцы могут, более того, они должны последовать примеру иранцев и свергнуть диктатуру Саддама. Они бессмысленно гибнут на поле боя. Вместо этого они должны повернуть оружие против Саддама и свергнуть его; не вынуждать иранцев сокрушить врагов Ислама и самим установить у иракцев исламское правительство. Имам говорит иракцам: «Народ Ирака должен приложить все усилия, чтобы уничтожить этого продажного человека, а также его группировку [правящую партию Ирака], которая действует против ислама, а также против Корана. Солдаты и офицеры иракской армии должны понять, что война против Ирана - это война против ислама и Корана. Это война против Пророка Божьего, и она противозаконна, Блаженный и Превознесенный Господь этого никогда не простит. Они должны повторить то, что иранская армия сделала с экс-шахом: они покинули его и присоединились к нации; Солдаты сбежали из гарнизонов и вошли в ряды народа. Иракцы также должны покинуть свои ряды и использовать свои силы для свержения этого взяточника. Бог поможет им, если они поднимутся и низвергнут этого человека, и выберут человека из своего окружения на его место. Мы поможем им в этом; один из них возглавит иракское правительство»14.
14 Imam's radio and television message dated 22 September 1980 (31 Shahri-var 1359 AHS) // Sahifeh-ye Imam. Vol. 13. P. 197.
Планам Хомейни не было суждено сбыться. Военные действия велись с переменным успехом. Сначала Иран был вынужден остановить вторжение на свою территорию и уничтожить интервентов, что ему удалось к середине 1982 года. Затем, отклонив предложения Ирака о мире, руководство ИРИ попыталось уже само перейти в наступление. Ирак оказал серьезное сопротивление, сорвав планы имама. Началась война на истощение, обе стороны проводили изматывающие атаки, сопровождавшиеся большими потерями. К лету 1988 г., понеся крупные потери в живой силе, лишившись почти всей бронетехники и авиации и столкнувшись с серьезными проблемами в экономике, аятолла согласился на перемирие, вступившее в силу 20 августа 1988 года.
Подводя итог, можно сказать, что концепция экспорта Исламской революции стала уникальной теорией распространения модели развития третьего мира. Прямая вооруженная попытка экспорта потерпела поражение, и Ирану пришлось заняться другими делами. Но сегодня, когда исламский мир переживает серьезный кризис, а Иран успешно развивается, можно предположить, что у Ирана больше шансов экспортировать свою модель развития и больше потенциальных мест экспорта, чем было во время правления Имама Хомейни.