Научная статья на тему 'Теория и практика делового туризма в городе Иркутске в контексте территориального развития дестинации'

Теория и практика делового туризма в городе Иркутске в контексте территориального развития дестинации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
885
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деловой туризм / туристская дестинация / конгрессно- выставочный рынок / тенденции развития / business tourism / tourist destination / congress and exhibition market / development trends

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ржепка Элина Анатольевна

Данная статья является продолжением исследований автора ресурсов иперспектив развития делового туризма в городе Иркутске и Иркутской области. Авторучаствовал в проведении мониторинговых исследований рынка делового туризма напротяжении последних пяти лет и изложил свои основные теоретические ипрактические выводы. Особое внимание уделено географической составляющей какнеотъемлемой части глобального фактора, специализирующего территорию. Деловойтуризм организуется в различных вариациях: конгрессы, выставки, ярмарки, переговоры,семинары. У всех участников мероприятий цели посещения различны в зависимости от ихинтересов, возможностей и видов ведения бизнеса. Наиболее выражено требованиеналичия мобильной инфраструктуры, позволяющей производить адаптацию помещенийпод нужды конкретных организаторов. Исследования показали, что город Иркутск какцентр делового туризма обладает большим потенциалом в развитии данногонаправления. В статье приведены основные теоретические подходы и прикладныеметоды к определению емкости конгрессно-выставочного рынка, определены тенденцийразвития города Иркутска (выделены 8 основных), а также представлены самые новыеданные о показателях туристского состояния города и области. Город являетсяосновным транзитным центром, в котором наблюдается перераспределение туристскихпотоков, следующих с Запада на Восток и обратно, а также обладает отличительнымконкурентным преимуществом – близостью к озеру Байкал, что, несомненно, выделяетего из других городов России. Таким образом, можно отметить, что специфика деловоготуризма, рассматриваемая в данной статье, заключается в комплексном подходе кудовлетворению запросов туристов, путешествующих с деловыми целями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY AND PRACTICE OF BUSINESS TOURISM IN IRKUTSK: REGIONAL DEVELOPMENT OF DESTINATIONS

This article continues the author's researches of resources and prospects of business tourism in Irkutsk and Irkutsk region. The author states the basic theoretical and practical conclusions of the five years’ monitoring researches of business tourism market. Particular attention is paid to the geographical component as an integral part of the global factor, which specialization of a territory. Business tourism has different forms of organization: congresses, exhibitions, fairs, discussions and seminars. All participants of the events have different purposes of the visit according to their interests, capabilities and types of business. Most expressed the requirement of a mobile infrastructure to carry out the adaptation of the premises to the needs of particular organizers. According to research results, Irkutsk as a center of business tourism has great potential in this sphere of recreation. The article shows the main theoretical approaches and practical methods for determining the capacity of congress and exhibition market. The 8 main development trends of Irkutsk are identified, and the latest information about the tourist state of the city and region is presented. The city is a main transit center, where there is the distribution of tourist flows, following from west to east and back. Irkutsk also has a distinctive competitive advantage its proximity to Lake Baikal, which certainly makes it stand out from other Russian cities. Thus, the specificity of the business tourism, considered in this article, consists in the integrated approach to satisfaction needs of tourists who travel for business purposes.

Текст научной работы на тему «Теория и практика делового туризма в городе Иркутске в контексте территориального развития дестинации»

стр. 63 из 206

УДК 338.48-6:65(571.53)

DOI: 10.12737/14394

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В ГОРОДЕ ИРКУТСКЕ В КОНТЕКСТЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕСТИНАЦИИ

Ржепка Элина Анатольевна, кандидат географических наук, доцент, зав. кафедрой туризма и гостиничного бизнеса, [email protected]

ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права»,

г. Иркутск, Российская Федерация

Данная статья является продолжением исследований автора ресурсов и перспектив развития делового туризма в городе Иркутске и Иркутской области. Автор участвовал в проведении мониторинговых исследований рынка делового туризма на протяжении последних пяти лет и изложил свои основные теоретические и практические выводы. Особое внимание уделено географической составляющей как неотъемлемой части глобального фактора, специализирующего территорию. Деловой туризм организуется в различных вариациях: конгрессы, выставки, ярмарки, переговоры, семинары. У всех участников мероприятий цели посещения различны в зависимости от их интересов, возможностей и видов ведения бизнеса. Наиболее выражено требование наличия мобильной инфраструктуры, позволяющей производить адаптацию помещений под нужды конкретных организаторов. Исследования показали, что город Иркутск как центр делового туризма обладает большим потенциалом в развитии данного направления. В статье приведены основные теоретические подходы и прикладные методы к определению емкости конгрессно-выставочного рынка, определены тенденций развития города Иркутска (выделены 8 основных), а также представлены самые новые данные о показателях туристского состояния города и области. Город является основным транзитным центром, в котором наблюдается перераспределение туристских потоков, следующих с Запада на Восток и обратно, а также обладает отличительным конкурентным преимуществом - близостью к озеру Байкал, что, несомненно, выделяет его из других городов России. Таким образом, можно отметить, что специфика делового туризма, рассматриваемая в данной статье, заключается в комплексном подходе к удовлетворению запросов туристов, путешествующих с деловыми целями.

Ключевые слова: деловой туризм, туристская дестинация, конгрессно-выставочный рынок, тенденции развития

Современные тенденции развития Иркутской области и города Иркутска позволяют говорить об изменении их роли в региональной и национальной экономике. Долгое время Иркутск воспринимался в Европейской России как удаленный от центра провинциальный город, в котором концентрировались научные и промышленные производства и связанные с ними сферы деятельности. Однако на протяжении последнего десятилетия наиболее интенсивно развиваются сферы деятельности, которые исполняют коммуникативные и обслуживающие функции: образование, банковско-финансовые учреждения и страховые компании, телевидение и телекоммуникации, печатные средства

стр. 64 из 206

массовой информации, реклама, продюсерские, торговые, посреднические и снабженческо-сбытовые организации, индустрия досуга, отдыха и развлечений, гостиничное дело, производство «ноу-хау», перевозки всеми видами транспорта, складское хозяйство и т.д. [1].

Фактически уже сейчас Иркутск приобретает статус одного из крупнейших коммуникационных центров России, пропускающего через себя потоки идей, информации, событий, людей, финансов и грузов. Одна из наиболее важных характеристик Иркутска заключается в том, что он расположен практически на пути главных коммуникаций со странами Востока. Иркутская область разделяет территории с различными природно-географическими условиями и одновременно соединяет экономические районы. Уникальность положения заключается в том, что область выступает в качестве связующего звена между западными, северными, восточными, юговосточными и южными регионами-соседями [4].

К западу от Иркутской области находится Красноярский край, к сильным сторонам которого можно отнести развитую промышленность и образование. На севере расположилась республика Саха, с огромным природно-ресурсным и этнографическим потенциалом, на востоке и юге - быстро развивающаяся во всех направлениях республика Бурятия. Общим для всех этих регионов является уникальное материальное и нематериальное культурно-историческое наследие, многообразие культур с уникальными традициями, представленными во всех видах искусства, самобытность малых народов и других народностей, населяющих территории, высокий уровень толерантности в вопросах межнационального, межконфессионального и межкультурного взаимодействия.

Вследствие этого вокруг области быстро формируется новая система связей. Иркутск логично становится центральным связующим звеном, через который проходит большая часть информационных потоков.

Среди основных тенденций развития города можно выделить следующие:

— становление нового имиджа города;

— увеличение доли сервисных отраслей экономики, особенно сектора деловых

услуг;

— рост материально-технической базы для развития бизнеса (в частности, деловая недвижимость);

— увеличение роли компьютерных технологий;

стр. 65 из 206

— значительный уровень подготовки специалистов в сфере управления и информационных технологий на базе высшего образования;

— наличие и постоянное появление новых культурных, деловых, информационных проектов;

— формирование туристической карты города и области;

— развитие СМИ и др.

Вышеназванные тенденции позволяют говорить о том, что Иркутск вписывается в новый формат современного мирового города, обладающего развитой коммуникационной и информационной средой. Особенности современного развития Иркутска определяют приоритетность именно делового туризма. 87% туристов, пользующихся услугами гостиниц города Иркутска, приезжают с деловыми целями [4]. Ведь город имеет широкие возможности формирования туристской программы, сопутствующей деловой части, которой достаточно для утверждения Иркутска как сформировавшегося центра познавательного, исторического, культурного туризма.

Более 75% услуг делового туризма составляют корпоративные поездки и инсентив-туры. Поездки на научные, политические, культурные, экономические, религиозные и другие мероприятия занимают около 15% рынка делового туризма. Оставшиеся 10% формируют поездки для участия в выставках, ярмарках, биржах и салонах [2]. Наиболее прибыльная часть делового туризма - международный въездной - охватывает достаточно широкую географию интересов Азиатских стран в Прибайкальском регионе. Иркутск является очень привлекательным местом для развития делового туризма с точки зрения географического положения, экологической обстановки и культурно-исторического наследия, все это служит звеном, соединяющим огромный потенциал Восточных соседей и Европейской России. Уникальное геополитическое положение может поспособствовать становлению Азиатского делового центра.

Что касается области в целом то, несмотря на кризисную ситуацию в ряде секторов экономики, на протяжении последних трех лет, туротрасль Иркутской области показывает стабильную динамику роста по всем показателям. С 2012 года объем налоговых отчислений предприятий отрасли туризма в бюджет области вырос на 49,5% и составил 386,4 млн. руб. (рис. 1).

стр. 66 из 206

Рисунок 1 - Налоговые отчисления предприятий туротрасли в бюджет Иркутской области (млн. руб.)

Объем оказанных туристских услуг вырос на 10,2% и составил 1,51 млрд. руб. (рис. 2). Доходы от предоставляемых услуг гостиниц и аналогичных средств размещения выросли на 12,3% и составили 3,47 млрд. руб.

Рисунок 2 - Динамика роста объема оказанных туристских услуг (млрд. руб.)

стр. 67 из 206

На фоне спада туристского потока из области за рубеж наблюдается гигантский скачок в прибытии гостей из других регионов (1 млн. 289 тыс. чел.) и других стран (146,9 тыс. чел.), что соответствует росту на 43% и 94% соответственно (рис. 3). По данным Федерального агентства по туризму, Иркутская область занимает первое место в Сибирском федеральном округе по численности иностранных туристов, размещенных в коллективных средствах размещения, второе место в этом же округе по численности российских туристов, размещенных в коллективных средствах размещения, третье место по объему платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения [8].

1400 1200 1000 S00 600 400 200 0

2012год 2013год 2014год

■ Российские туристы ■ Иностранные туристы

Рисунок 3 - Въездной туристский поток в Иркутскую область (тыс.чел.)

По итогам прошлого года Иркутская область отмечена Ростуризмом, как регион с лучшей динамикой в России по росту количества туристов из КНР в рамках Межправительственного соглашения между Россией и КНР о безвизовом туристском обмене. За последние два года отмечен шестикратный рост количества туристов, прибывающих из Китая.

В следующем году российско-китайско-монгольский координационный совет собирается создать трансграничные туристические маршруты «Хух-Хото - Улан-Батор -Улан-Удэ - Иркутск» и «Маньчжурия - Чита - Улан-Удэ - Иркутск - Улан-Батор -Ар Хашат».

Китайские слова сейчас вынуждены учить все представители туротрасли Иркутской области. И всё чаще в местах, где бывают туристы, можно увидеть надписи

стр. 68 из 206

на китайском языке, например, брошюры и буклеты, в которых подробно рассказывается о музеях, памятниках, возможностях проведения конференций.

Выгодно отличается Иркутск от основных соседей, развитых городов юга Сибири, тем, что он наиболее приближен к озеру Байкал. Поэтому Иркутск наиболее привлекателен как с позиции деловой активности, так и культурно-исторической и познавательной ценности. Наличие в городе крупных промышленных объектов и достаточно большого количества научно-исследовательских учреждений привлекает бизнес-туристов, которые приезжают в наш город с деловыми целями. Московские, санкт-петербургские и зарубежные компании все более активно проводят свои выездные мероприятия на Байкале, останавливаясь на несколько дней в Иркутске. Помимо всего прочего их привлекают исторические места и объекты культурного, научного и религиозного наследия нашего региона. Поэтому очень важное значение имеет обеспечение доступа к культурным ценностям, представляющим собой составной элемент процесса развития инфраструктуры Иркутска, включая не только сферу туризма, но и экскурсионно-познавательную составляющую, которая не менее важна для комфортного пребывания деловых туристов в Иркутске. Развитие делового туризма способствует укреплению культурных связей между регионами как внутри страны, так и за рубежом.

Для удобства организации встреч различных масштабов и форматов в городе создается инфраструктура, полностью соответствующая международным стандартам. В первую очередь это касается площадок для проведения конференций. При данных условиях нужно представлять себе емкость дестинации для обеспечения комфортного пребывания деловых туристов.

Емкость конгрессно-выставочного рынка в городе Иркутске - это максимальный объем продаж, которого могут достичь все компании этого рынка в течение определенного периода. Невозможно всех потенциальных потребителей заставить купить конкретный продукт, поэтому это понятие носит теоретический характер и используется только для того, чтобы дать представление о пределах насыщения рынка.

Считаем, что емкость конгрессно-выставочного рынка характеризуется размерами спроса и величиной предложения. В каждый момент времени рынок имеет количественную и качественную определенность, т.е. его объем выражается в стоимостных и натуральных показателях продаваемых, а следовательно, и покупаемых товаров и услуг. Емкость рынка измеряется в натуральном и/или денежном показателях.

Из проведенных исследований можно выделить два основных уровня емкости рынка делового туризма [3]:

стр. 69 из 206

1) возможный;

2) действительный.

Возможная емкость конгрессно-выставочного рынка обозначает максимальный потенциал объема продаж в рыночной ситуации, когда все возможные клиенты приобретают продукт исходя из максимального уровня их потребления. Действительная емкость оценивается как достижение фактического или прогнозируемого объема продаж анализируемого продукта.

Практика маркетинговых исследований показывает, что данные о емкости рынка делового туризма, занимаемой отдельными компаниями, в настоящее время представляют большой интерес для самих компаний. Они необходимы как для расширения позиций компании, которая их уже имеет на рынке, так и для проникновения на рынок новой компании или группы компаний.

Изучение емкости конгрессно-выставочного рынка или рыночного спроса подразумевает определение объема продаж на выделенном рынке определенных конгрессно-выставочных услуг за конкретный период времени. В конечном итоге описание причинно-следственных связей, вызванных взаимодействием различных факторов, позволит построить модель развития на рынке и определить его емкость.

Необходимо учесть, что во время исследования респонденты подчеркивали, что невозможно определить емкость рынка, используя мероприятия одного года. Во многих компаниях и учреждениях проводятся регулярные деловые мероприятия, которые имеют цикл повторения 1, 2, или даже более лет и не выпали на конкретный год. Следует отметить, что 70% респондентов не пожелали уточнить показатели по документальным источникам и заполняли анкету «на память», это определенным образом характеризует отношение и серьезность подходов организаторов мероприятий к изучению и перспективам развития данного вида туризма в городе [3].

Общая вместимость залов Иркутска, которые в настоящее время могут использоваться для проведения конгрессных мероприятий, оценивается на уровне 14 000 мест. Уже сейчас в городе есть возможности проведения как крупных (свыше 500 чел.), так и средних и малых мероприятий высокого уровня.

Среди новых объектов, введенных в последние годы, можно отметить многофункциональные залы библиотеки имени Молчанова-Сибирского, в которых предусмотрена мобильная инфраструктура, позволяющая производить адаптацию помещений под нужды конкретного организатора.

стр. 70 из 206

Активно развивается сектор гостиничных услуг. Сейчас в Иркутской области насчитывается: 219 гостиниц, 30 лечебно-оздоровительных организаций, которые одновременно располагают и условиями для приема и размещения деловых туристов и проведения деловых мероприятий, 165 домов отдыха, турбаз и кемпингов. В основном средства размещения расположены в Иркутске, а также в Ольхонском, Иркутском и Слюдянском районах, имеющих прямой выход к побережью озера Байкал.

Конгресс-отели Иркутска идеально подходят для проведения межрегиональных и международных встреч, поскольку позволяют разместить участников мероприятий в непосредственной близости от места их проведения. В настоящее время в городе работает более 10 конгресс-отелей с конференц-залами от 40 до 400 мест.

Всем вышеперечисленным условиям как нельзя лучше подходят отели, имеющие конгресс-площади - это в первую очередь «Кортярд Марриотт Иркутск Сити Центр», «БайкалБизнесЦентр», «Дельта», «Иркутск», которые имеют возможности предоставить все условия для проведения конгрессно-выставочных мероприятий на самом высоком уровне. Кроме того, они предлагают услуги питания либо в отдельных залах, либо в фойе, либо в ресторанах, расположенных на территории. Гостиницы в состоянии обеспечить мероприятие необходимым оборудованием и мебелью, выделить помещение для организационных нужд и еще предоставить возможность проживания иногородним гостям мероприятия.

Сейчас очень распространен так называемый конференц-пакет, в который входит стоимость минимального необходимого набора услуг для организации делового мероприятия, которая рассчитывается на одного человека [6]. В большинстве случаев в него входят: организация питания, предоставление безалкогольных напитков и канцелярских принадлежностей. Аренда зала рассчитывается индивидуально для каждого клиента. Некоторые гостиницы заранее закладывают в стоимость аренды минимальный пакет оборудования для проведения мероприятия, но бывает и так, что его необходимо составить самим из того, что предложит администрация гостиницы или бизнес-центра. Адаптируются для проведения встреч, в т.ч. для инсентив-программ, и загородные объекты, где с успехом могут быть проведены мероприятия, сочетающие деловую программу и отдых.

Для проведения выставок в Иркутске существует несколько площадок, на закрытой площади каждой из которых могут быть размещены экспозиции до 2000 кв.м. Главным объектом, конечно, является ОАО «Сибэкспоцентр» с тремя отдельными залами для экспонентов, также активно используются удобные и комфортные залы отеля «Кортярд

стр. 71 из 206

Марриотт Иркутск Сити Центр». Участие в выставках - эффективный способ поиска покупателя производимого товара или оказываемой услуги, нахождения партнеров по бизнесу, осуществления полезных знакомств, проведения результативных мероприятий по продвижению компаний и производимых ими товаров [7]. Выставки привлекают огромное число участников, приносят доходы как организаторам, так и субъектам инфраструктуры, способствуют созданию новых и обеспечению функционирования имеющихся рабочих мест. Наконец, международные выставки и семинары - это способ организации международного сотрудничества и совместного поиска путей решения насущных проблем. Всё это делает участие в выставках эффективным антикризисным средством. Отсутствие объективных статистических данных о состоянии туристского рынка в области и городе затрудняет анализ и заставляет опираться на собственные исследования и статистику международных организаций, что искажает реальную ситуацию. Но нашему мнению, понимание и плодотворные усилия по разрешению проблем делового туризма будут способствовать максимальному использованию его потенциала, который может расцениваться в качестве своеобразного катализатора роста социально-экономического развития региона в целом и города Иркутска в частности.

Литература

1. Евстропьева О.В. Системный подход и объяснительные модели в туризме // Вестник Национальной академии туризма. - 2015. - № 1 (33). - С. 6-11.

2. Морозова Н.Н. Деловой туризм как социально-экономический инструмент инновационного развития региона // Социально-экономические и общественные науки. Вестник ДГТУ. - 2012. - № 3 (64). - C. 94-101.

3. Ржепка Э. А., Новичкова Т. Р. Результаты мониторинговых исследований специфики развития делового туризма в г. Иркутске // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2015. - Т. 9, №2. - С. 49-56.

4. Ржепка Э.А. Ресурсы делового туризма в Иркутске: монография. - Иркутск: изд-во Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2011. - 115с.

5. Смагина Н. Н. Международный деловой туризм как фактор активизации внешнеэкономической деятельности региональных бизнес-структур // В мире научных открытий. - 2014. - №11.4(59). - С. 1556-1569.

6. Сорокина Н.А. Корпоративный туризм как вид делового туризма // Вестник Российской академии естественных наук. - 2013. - 17(2). - С. 95-97.

стр. 72 из 206

7. Чимитдоржиева О.Г. Развитие форм эффективного управления рынка делового туризма //Современная экономика: проблемы и решения. - 2010. - № 4(4). - С. 32-40.

8. Федеральное Агентство по туризму РФ: официальный сайт: [Электронный ресурс]: URL: http://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 25.08.2015).

THEORY AND PRACTICE OF BUSINESS TOURISM IN IRKUTSK: REGIONAL

DEVELOPMENT OF DESTINATIONS

Elina Rzhepka, PhD in Geographical sciences Associate Professor,

[email protected]

Baikal State University of Economics and Law Irkutsk, Russian Federation

This article continues the author's researches of resources and prospects of business tourism in Irkutsk and Irkutsk region. The author states the basic theoretical and practical conclusions of the five years’ monitoring researches of business tourism market. Particular attention is paid to the geographical component as an integral part of the global factor, which specialization of a territory. Business tourism has different forms of organization: congresses, exhibitions, fairs, discussions and seminars. All participants of the events have different purposes of the visit according to their interests, capabilities and types of business. Most expressed the requirement of a mobile infrastructure to carry out the adaptation of the premises to the needs of particular organizers. According to research results, Irkutsk as a center of business tourism has great potential in this sphere of recreation. The article shows the main theoretical approaches and practical methods for determining the capacity of congress and exhibition market. The 8 main development trends of Irkutsk are identified, and the latest information about the tourist state of the city and region is presented. The city is a main transit center, where there is the distribution of tourist flows, following from west to east and back. Irkutsk also has a distinctive competitive advantage - its proximity to Lake Baikal, which certainly makes it stand out from other Russian cities. Thus, the specificity of the business tourism, considered in this article, consists in the integrated approach to satisfaction needs of tourists who travel for business purposes.

Keywords: business tourism, tourist destination, congress and exhibition market, development trends

References:

1. Evstrop'eva O.V. Sistemnyj podhod i obijasnitel'nye modeli v turizme [System approach and explanatory models in tourism] // Vestnik Nacional'noj akademii turizma [Bulletin of the National Academy of Tourism]. 2015. Iss. 1 (33). PP. 6-11.

2. Morozova N.N. Delovoj turizm kak social'no-ekonomicheskij instrument innovacionnogo razvitija regiona [Business tourism as a socio-economic tool of Regional Development] // Social'no-ekonomicheskie i obshhestvennye nauki. Vestnik DGTU [Social and economic and social sciences. Bulletin DSTU]. 2012. Iss. 3 (64). PP. 94-101.

стр. 73 из 206

3. Rzhepka E., Novichkova T. The results of monitoring studies of development specifics of business tourism in Irkutsk // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. - 2015. Vol. 9, Iss. 2. PP. 49-56.

4. Rzhepka E.A. Resursy delovogo turizma v Irkutske: monografija [Resources of business tourism in Irkutsk: monograph]. Irkutsk: Publishing House of the V.B. Sochava Institute of Geography Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, 2011. 115 p.

5. Smagina N.N. Mezhdunarodnyj delovoj turizm kak faktor aktivizacii vneshneekonomicheskoj dejatel'nosti regional'nyh biznes-struktur [International business tourism as a factor of encouraging of the foreign regional businesses] // V mire nauchnyh otkrytij [The world of scientific discovery]. 2014. Iss. 11.4(59). PP. 1556-1569.

6. Sorokina N.A. Korporativnyj turizm kak vid delovogo turizma [Corporate tourism as a form of business tourism] // Vestnik Rossijskoj akademii estestvennyh nauk [Bulletin of the Russian Academy of Natural Sciences]. 2013. Iss. 17(2). PP. 95-97.

7. Chimitdorzhieva O.G. Razvitie form jeffektivnogo upravlenija rynka delovogo turizma [Development of forms of effective management of business tourisn market] //Sovremennaja ekonomika: problemy i reshenija [Modern Economy: Problems and Solutions]. -2010. Iss. 4(4). PP. 32-40.

8. Federal'noe Agentstvo po turizmu RF: oficial'nyj sajt: [Federal Agency for Tourism of the Russian Federation: the official website]: URL: http://www.russiatourism.ru/ (Accessed on: 25.08.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.