ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИИ
Шевченко Игорь Викторович, доктор экономических наук,
профессор, декан экономического факультета, заведующий кафедрой мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный
университет. decan@econ. kubsu. ru
Шмачкова Марина Анатольевна, аспирант кафедры «Мировой экономики и менеджмента», Кубанский государственный университет.
sh m-marin a@ yan dex. ru Аннотация
Рассмотрены основные теоретико-методологические подходы к исследованию государственного регулирования инвестиционного процесса. Проведен компаративный анализ концепций кейнсианства и монетаризма. В качестве одной из составляющих общеметодологической основы повышения эффективности развития инвестиционных процессов предложена теория стратегического управления.
Ключевые слова: инвестиционный процесс, инвестиционный рынок, инновационная система.
THEORY AND METHODOLOGY OF MANAGEMENT OF THE INVESTMENT PROCESS IN RUSSIA
I.V. Shevchenko, doctor of economic sciences, professor, dean of the economic faculty, head of chair of world economics and management, Kuban state university.
M.A. Shmachkova, post-graduate student of the department "World economy and management", Kuban state university.
Abstract
Considered the main theoretical and methodological approaches to the study of the state regulation of the investment process. Conducted a comparative analysis of the concepts of keynesian economics and of monetarism. As one of the components of a common methodological bases of increase of efficiency of development of investment processes proposed a theory of strategic management.
Keywords: investment process, investment market, the innovative system.
Привлечение инвестиций в развитие экономики является одной из центральных проблем в России. Для осуществления экономических процессов на всех уровнях экономического развития необходима консолидация отечественного и международного капитала и его привлечение в форме инвестиций. В этой связи необходима активизация инвестиционного процесса, где главную роль должно играть государство. Увеличение объемов инвестиций, повышение эффективности их использования, создание эффективных механизмов реализации инвестиционных процессов требуют осуществления активной государственной инвестиционной политики, выработки новой парадигмы государственного управления инвестиционными процессами.
Актуальность проблемы управления инвестиционными процессами в России, недостаток конкретных организационно-методических разработок, ориентированных на органы власти, наличие большого числа нерешенных вопросов по данной проблематике позволили определить тему и основные направления исследования.
Инвестиции как феномен процесса социально-экономического
развития до 1988 г. в период дорыночной экономики заменялись понятием «капитальные вложения». Капитальные вложения до начала 90х гг. трактовали как систему финансовых отношений, связанных с движением стоимости, авансированной в долгосрочном порядке в основные фонды от момента выделения денежных средств, до момента их реального возмещения. Развитие рыночных отношений привело к тому, что некоторые авторы, среди которых И. Никонова, В. Власова и другие, автоматически заменили термин «капиталовложения» на «инвестиции» не меняя смысл, вкладываемый в это понятие. Такую позицию занимают Э.Дж. Долан, Д.Е. Линдсей и другие. Эти авторы трактуют инвестиции как затраты на производство и накопление средств производства. [ 3]
На наш взгляд, сущность и границы применения категорий «капиталовложения» и «инвестиции» не совпадают. Рассмотрение этих двух терминов как синонимов сужает понятие «инвестиции», ограничивая его рамки сферой финансирования капиталовложений. При этом можно выделить следующие признаки инвестиций, являющиеся наиболее существенными и закладываемые современными авторами в основу категории «инвестиции».
1. Инвестиции как форма вовлечения накопленного капитала в экономический процесс. Данное свойство инвестиций послужило широкому распространению среди отечественных и зарубежных ученых. Такую позицию занимают И. Балабанов, В. Камаев.[4].
Недостатком такого подхода к определению «инвестиций» является неоднозначность термина «капитал», используемого разными авторами. Капитал является одним из главных элементов производства и может выступать в многообразных формах. Таким образом, если трактовать инвестиции как вложение капитала, необходимо уточнить, что под термином «капитал» подразумевается какой угодно элемент богатства, «приносящий его владельцу регулярный доход на протяжении длительного времени».
2. Инвестиции как возможность использования накопленного капитала в альтернативных формах. В инвестиционном процессе не всегда инвестиции выступают в форме вложения денежных средств. В связи с этим недостаточно корректным представляется определение инвестиций, даваемое И. Липсицом, согласно которому инвестиции - это вложение денежных средств. Наиболее полный перечень инвестиционных ресурсов представлен в определении В. Мыльника - «под инвестициями понимается недвижимость, имущество, машины и оборудование, технологии, денежные средства, вклады в банках, ценные бумаги, имущественные права, лицензии, интеллектуальные ценности, вкладываемые как способ помещения капитала в предпринимательскую деятельность с целью их сохранения или возрастания».[3]
3. Инвестиции как альтернативная возможность вложения капитала в различные объекты инвестиционной деятельности. На этом свойстве инвестиций основывается определение И. Сергеева, согласно которому инвестиции направляются «на создание новых предприятий, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих, приобретение недвижимости, акций, облигаций и других ценных бумаг и активов с целью получения прибыли и (или) иного положительного эффекта». [6]. В этой связи хотелось бы обратить внимание на неполный перечень объектов инвестирования в вышеозначенной трактовке категории инвестиции. В частности, в качестве объекта инвестирования не указаны инновации, нематериальные активы, персонал. На наш взгляд, целесообразнее использовать обобщающие понятия, как в Федеральном Законе «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»[1, 7], - все объекты инвестирования обобщены в «объекты предпринимательской и иной деятельности».
Таким образом, учитывая всё вышеизложенное, предлагается следующая трактовка понятия «инвестиций» - это вложения экономических ресурсов (всех видов финансовых, имущественных и
интеллектуальных ценностей) в различные сферы и отрасли национальной и (или) зарубежной экономики в целях увеличения реального капитала общества, получения прибыли (дохода) или социального эффекта в будущем. В данном определении учтены все важнейшие имманентные особенности инвестиций: всеобъемлюще представлена классификация инвестиционных ресурсов и объектов инвестиционной деятельности, а также выделен широкий диапазон целей, преследуемых субъектами инвестирования.
Рассмотрим основные идеи и достижения различных школ экономической теории в инвестиционном процессе.
Таблица 1 - основные идеи и достижения различных школ
экономической теории в инвестиционном процессе (составлена автором на основе [2, 3, 5, 8, ]
Научное направление Основные идеи и достижения
Школа меркантилистов: Т. Манн, Д. Юм, Д. Ло, Ж. Кольбер, Л.Зекендорф, И. Бехер, Ф. Горниг Смешивая понятие капитала и денег, меркантилисты рассматривали деньги как исключительный источник инвестиционных ресурсов обеспечивающих наращение объемов торговой и производственной деятельности; как денежную форму капитала, которая должна превратиться сначала в производительную, а затем в товарную форму, обеспечив, таким образом, непрерывность производственного процесса и занятость фермеров и ремесленников. Накопление сокровищ, по мнению меркантилистов не является самоцелью для нации, а представляет лишь одно из звеньев процесса общественного воспроизводства. Впервые обосновали необходимость государственного регулирования условий, обеспечивающих формирование инвестиционных ресурсов и приток в страну иностранных инвестиций. Для обеспечения притока денег государству следует проводить активную протекционистскую политику в области международной торговли, добиваясь положительного сальдо своего торгового баланса. Рост денежных накоплений при одновременном снижении их стоимости является главным фактором стимулирования инвестиционной активности предпринимателей и прямых государственных инвестиций в наиболее значимые структуроформирующие отрасли экономики.
Школа физиократов: Ф. Кенэ, Ж. Тюрго, М. Ривьера, Т. Сиене Их подход к источникам формирования инвестиционных ресурсов и объектам инвестирования был акцентирован в основном на земледельческом производстве (а не на торговле, как у меркантилистов). Земледельческое производство - единственный источник формирования положительного значения суммы прибыли, часть которой используется как инвестиционный ресурс. К инвестициям относится лишь производительная форма капитала, используемого в земледелии.
Приоритетом инвестиционной политики государства и отдельных предпринимателей является вложение средств в развитие сельскохозяйственного сектора экономики. Физиократы впервые заложили основы разделения инвестируемого капитала на основной и оборотный (рассматривая его как "авансы" разного вида). Различие между его двумя составными частями (первоначальными и ежегодными авансами) состоит в различии способов, посредством которых они входят в стоимость годовой продукции, и в различие способов их возмещения. В соответствии с их теорией для эффективного развития сельскохозяйственного сектора экономики, формирующего основную часть инвестиционных ресурсов, государству следует установить единый налог на использование земли (невзирая на ренту). Физиократы настаивали на отказе от осуществления государственной протекционистской торговой и инвестиционной политики.
Школа классической политэкономии: А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Милль, Ж.Б. Сэй, Д. Юм, Дж. Лодердейл, Т. Мальтус, Н. Сениор Классическая парадигма инвестиционной теории - это первая целостная, многоаспектная, систематизированная концепция инвестиционной модели общества и механизма осуществления инвестиций, позволившая взаимоувязать важнейшие макроэкономические параметры инвестиционных процессов, определить особенности их проявления в масштабах страны. Представители школы расширили область рассмотрения инвестиций сферой промышленного производства, а затем и непроизводственной сферой. Впервые четко разграничили понятие денег и капитала, определили роль накопления капитала в формировании инвестиционных ресурсов, рассмотрели значение кредитных денег в развитии инвестиций. Была доказана объективность процесса снижения нормы доходности инвестируемого капитала по мере увеличения объема его использования, выявлен механизм взаимосвязи между возрастанием объема инвестиций и экономическим ростом страны (увеличением валового национального продукта), определена сфера государственных непроизводственных инвестиций и предложена схема оптимизации распределения инвестиционных ресурсов в масштабах экономики страны, заложены основы исследования механизма международной миграции инвестиций. Наиболее яркие исследования и выводы этой школы были связаны с принципами саморегуляции рынка (в том числе и инвестиционного). Но представления о самодостаточности механизма рыночной саморегуляции ("невидимой руке рынка") были чрезмерно идеализированы. Основные сущностные черты инвестиционной модели общества, сформулированные в рамках классической политэкономии, были приняты за основу всеми дальнейшими ее исследователями и оказали большое влияние на последующее развитие теории инвестиций.
Марксистское экономическое учение: К. Маркс Основным регулятором инвестиционной активности является прибыль (прибавочный продукт), получаемая капиталистом. Спрос на инвестиции будет поддерживаться, а накопленный капитал инвестироваться в полном объеме до тех пор, пока вложенные средства будут приносить хотя бы минимальную прибыль (как исключение рассматривалась лишь высшая точка подъема экономического цикла, когда существенное падение нормы прибыли дестимулирует
развитие инвестиционного процесса, т.к. уменьшает возможности сбережения инвестиционного дохода). Вместе с тем, вариации нормы инвестиционной прибыли (кроме приведенного исключения) по мнению Маркса практически не влияют на интенсивность инвестиционного процесса, т.к. погоня за прибылью в любом ее объеме является для капиталиста самоцелью и он инвестирует свой капитал из соображений престижа и в силу своего социального статуса. Маркс игнорировал влияние на инвестиционный процесс других факторов, в частности, ставки ссудного процента. Маркс впервые поставил вопрос о влиянии условий реализации произведенного продукта на характер общественного воспроизводства и сформулировал, с определенными допущениями, условия равновесия на инвестиционном и товарном рынках. В его теории выделены процессы инвестирования на индивидуальном и общественном уровнях, выделена их содержательная сторона и целевая направленность, определена взаимосвязь в рамках теории реализации совокупного общественного продукта между объемом производства средств производства и денежным спросом, на них. Кроме этого, Маркс выявил противоречивость движения фиктивного капитала (ссудного) и действительного накопления. Позитивным вкладом марксистской школы считаются разработанные положения о роли инновационных инвестиций в экономическом прогрессе общества и преодолении негативного воздействия ряда экономических факторов. Так масштабное осуществление инновационных инвестиций, с одной стороны, позволяет в определенной мере преодолевать ограниченность факторов производства, а с другой, существенно тормозить действие закона снижения доходности инвестируемого капитала. Инновационное инвестирование, результатом которого является внедрение в производство новой техники и технологии, в соответствии с марксистской инвестиционной теорией является важным средством активного формирования конкурентных преимуществ. Согласно марксистской теории международной миграции инвестиций двумя важнейшими предпосылками этого процесса являются потенциальная возможность получения инвесторами большей суммы инвестиционной прибыли в стране-импортере и формирование излишков накопленного капитала в стране-экспортере. Впоследствии В. Ленин дополнил эти факторы монополизацией и интернационализацией экономики, а также усилением конкурентной борьбы монополий на мировом рынке. Но указанные процессы проанализированы Марксом не с точки зрения закономерностей функционирования рыночной экономики, а в рамках его теории классовых отношений между капиталистами и рабочими, основанной на эксплуатации последних.
Школа маржи -налистов: С. Джевонс, К. Меигер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер, Л. Вальрас, Дж. Основное достижение школы - теория предельной полезности. В свете этой парадигмы основное внимание было сосредоточено на микроэкономическом инвестиционном анализе: маржиналисты выявили систему важнейших факторов, влияющих на спрос и предложение инвестиционных ресурсов и инвестиционных товаров; количественно определили формы взаимодействия инвестируемого капитала с другими
Кларк. факторами производства; ввели в экономический арсенал понятия "предельной полезности инвестиционных товаров" и "предельной производительности инвестируемого капитала"; разработали ряд известных математических моделей инвестиционного процесса предприятий, позволивших широко использовать выводы их инвестиционной теории в хозяйственной практике отдельных инвесторов. Особая роль в теории маржиналистов отведена исследованию проблем ценообразования на инвестиционные ресурсы и инвестиционные товары, влиянию цен на процесс накопления капитала и его инвестирования. Маржиналисты первые разработали механизм оценки стоимости настоящих и будущих благ инвестора (владельца инвестируемого капитала) на основе использования нормы инвестиционной прибыли. Вклад в теорию миграции инвестиций заключается в формировании «Правила Вальраса», увязывающее баланс международной торговли товарами и услугами с балансом движения инвестируемого капитала (миграцией инвестиций). Благодаря использованию принципиально новой методологии инвестиционного анализа маржиналистами были сформулированы основополагающие принципы формирования микроэкономических инвестиционных моделей и инвестиционных механизмов. Однако существенных продвижений в совершенствовании инвестиционной теории на макроэкономическом уровне не наблюдалось.
Школа неоклассицизма (синтез классической и маржиналистской инвестиционных теорий): А. Маршалл Неоклассицизм существенно развил отдельные положения инвестиционной теории в сфере механизма функционирования инвестиционного рынка, формирования конечных цен на инвестиционные товары иа основе цен спроса и предложения. Подробно исследовано влияние излишков накопленного капитала (не использованного как инвестиционный ресурс в силу объективных ограничений) на цену предложения инвестиционных товаров; сформирован закон, замещения отдельных видов этих товаров их более дешевыми аналогами. Вклад неоклассицистов в теорию инвестиций определяется также зарождением основ динамического инвестиционного анализа с учетом исследованных ими многочисленных факторов обеспечения равновесия инвестиционного рынка в коротком, среднем и длительном периодах. Впервые в экономической теории было заявлено о влиянии собственности на используемые сбережения на величину ставки банковского процента, которая выступает как цена предложения на рынке капитала. Второй элемент рынка капитала - спрос - регулируется нормой прибыли на вложенный капитал, которую получает предприниматель. Маршалл проводит подробный анализ этого показателя, уделяя основное значение структуре затрат предпринимателя и проблеме дисконтирования, т.е. временного соизмерения вложенных средств и отдачи от них. Впервые были систематизировано изложены основы теории инвестиционного поведения фирмы. Но не внесены существенные изменения в макроэкономическую инвестиционную теорию; исследования ограничивались преимущественно микроэкономическим анализом инвестиционных процессов.
Кейнсианское направление экономической мысли: Парадигма кейнсианства базируется на выводе о необходимости государственного регулирования основных параметров экономического развития общества, активного формирования условий привлечения инвестиций для обеспечения экономического роста.
Д. Кейнс Не отрицая в целом принципы рыночной саморегуляции, основной упор сделан на регулирование инвестиционного процесса за счет активной целенаправленной фискальной и кредитной политики. Кейнс исследовал систему взаимосвязей между важнейшими макроэкономическими показателями - национальным доходом, потреблением и сбережением; накоплением капитала и инвестициями; инвестициями и безработицей, воздействуя на которые государство могло бы обеспечивать равновесие социально-экономической системы в условиях рынка; ввел в научный оборот понятия предельной склонности к потреблению и сбережению, склонность к инвестированию, предпочтение ликвидности, инвестиционный мультипликатор и другие; установил, что инвестиционная деятельность выступает важнейшим механизмом влияния на размер валового национального продукта, характер занятости населения и уровень инфляции. Одним из условий стимулирования инвестиционной активности Кейнс считал формирование эффективного спроса: потребительского и инвестиционного. Он выявил наличие не только прямого, но и обратного влияния показателей спроса и инвестиций друг на друга. Кейнсианская модель стимулирования инвестиционных процессов включает также методы формирования бюджетных затрат, государственное кредитование субъектов хозяйствования, государственный заказ, систему налогообложения и другие макроэкономические инструменты. Положительный вклад кейнсианской теории связан и с развитием основ микроэкономического инвестиционного анализа, Кейнс показал, что инвестиционное поведение фирмы в значительной степени определяется такими факторами, как уровень накоплений, уровень инвестиционной прибыли и норма процента иа кредитном рынке. При этом предусматривается необходимость действенного государственного регулирования и контроля инвестиционного поведения фирм.
Школа неокейнсианства: Дж. Хикс, Р. Харрод и др. Внесли весомый вклад в теорию формирования моделей инвестиционного регулирования макроэкономического равновесия; механизм проявления инвестиционного акселератора. Установили взаимосвязи между уровнем инвестиционной активности и стоимостью фирмы; формы кредитования инвестиций, определили роль инновационных инвестиций в обеспечении макроэкономического роста. В системе воззрений неокейнсианства инвестиционной теории отводится определяющая роль в системе динамического макроэкономического анализа.
Школа монетаризма: М. Фридман Инвестиционные процессы и механизмы их регулирования монетаристы рассматривали исключительно под призмой денежно-кредитной политики государства и денежного оборота в стране. Количество денег в обращении существенным образом воздействует на уровень цен на инвестиционные ресурсы и инвестиционные товары, темпы накопления капитала, как инвестиционного ресурса и инвестиционную активность отдельных субъектов хозяйствования. Вся система государственного регулирования экономики, и в частности, инвестиционных процессов в стране, должна быть сосредоточена на регулировании параметров денежного оборота - объема денежной массы, скорости ее обращения, кредитной и денежной эмиссии, темпов инфляции и т.п. Недостатком теории является недооценка роли реального сектора экономики в формировании инвестиционных процессов.
Школа инсти-туциализма: Т. Веблен, Институциализм базируется не на единых принципах и методологии инвестиционного анализа, а использует подходы различных научных дисциплин, которые существенно различаются между собой. Особен-
А Шпитгоф, Дж. Коммонс, В.Митчел, Д. Б'юкенен. ности подхода заключаются в предложенной методологии анализа инвестиционных процессов, которая выходит за рамки чисто экономических проблем и методов и существенно дополняется проблемами политическими, социальными, экономическими, технологическими, правовыми и др. При этом соответственно инвестиционный анализ институционального направления носит не системный, а взаимодополняющий характер, рассматривающий отдельные стороны инвестиционного процесса. Подходы представителей институциализма к теории инвестиций значительно обогатили методологический аппарат инвестиционного анализа, существенно повысив его комплексность с учетом задач развития общества в целом и отдельных субъектов хозяйствования.
Современный синтез теоретических выводов представителей различных школ: П. Самуэльсон, Г. Маркович, М. Миллер. Исследования развиваются в настоящее время в двух основных направлениях: 1) исследование моделей и механизмов инвестиционного поведения отдельных субъектов хозяйствования, обеспечивающих наибольший эффект их инвестиционной деятельности; 2) исследование и регулирование макроэкономических условий инвестиционной активности, обеспечивающих поступательный экономический рост.
Таким образом, как объект научного анализа современные
концепции государственного регулирования инвестиционных процессов формируют особую систему теоретических знаний, интегрирующую выводы инвестиционных теорий многих поколений ученых. В связи с этим анализ современных концепций государственного регулирования инвестиционных процессов мы предварили историко-логическим исследованием возникновения и становления инвестиционной теории, связанных с парадигмой экономического анализа школы меркантилистов, до современного этапа инвестиционной теории, синтезирующей в себе основные выводы неоклассического, кейнсианского, монетаристского и институционального экономических учений.
В процессе эволюции экономической мысли теория инвестирования получала развернутое концептуальное развитие в научных постулатах практически всех школ и течений: меркантилизма и физиократии, классической политэкономии и марксизма, маржинализма, неоклассицизма, кейнсианства, монетаризма, институциализма и пр.
В этой связи можно выделить две основные концепции воздействия на инвестиционные процессы, различным образом определяющие характер причинно-следственных связей в экономических процессах, как следствие,
различным образом осуществляющих постановку задач кредитно-денежной политики: кейнсианство и монетаризм. При этом различаются подходы и при выборе промежуточных ориентиров, и при установлении приоритетов конечных целей регулирования. Сравнительный анализ основных идей этих теорий приведен в табл. 2.
Таблица 2-Сравнительный анализ концепций кейнсианства и монетаризма
Кейнсианство Монетаризм
1 2
1, Основополагающая идея
Внутренняя неустойчивость (нестабильность) рыночной экономики Внутренняя устойчивость рыночной экономики (способность к саморегулированию и самонастройке)
2. Цель регулирования макроэкономической политики
Обеспечение полной занятости, полное использование всех факторов производства Стабилизация, плавный рост денежной массы
3. Цель кредитно-денежной политики
Регулирование динамики и уровня процентных ставок Регулирование темпов роста денежной массы, что приводит к стабилизации цен.
4. Объект воздействия
Платежеспособный спрос (потребление и инвестиции) Предложение ресурсов (товаров)
5. Методы воздействия: а) Стимулирующие (экспансионистские)
1. Кредитная экспансия (увеличение предложения ссудного капитала путем давления государства на снижение процентных ставок коммерческих банков). 2. Кредитование за счет бюджетных ресурсов сфер экономики, в развитии которых заинтересовано государство. 3. Гарантирование платежеспособности заемщиков, в деятельности которых заинтересовано государство. 4. Расширение сферы бюджетного финансирования потребления (увеличение бюджетных расходов на потребление). 1. Снижение ставок налогообложения (стимулирует накопления) 2. Уменьшение прогрессии налогообложения (стимулирует накопление крупного капитала). 3. Сокращение аппарата управления (уменьшает бюджетные расходы, снижает темпы роста денежной массы). 4. Сокращение бюджетного финансирования государственного сектора (расширяет объекты инвестирования для частных и коллективных инвесторов). 5. Сбалансирование бюджета (способствует оздоровлению денежного обращения). 6. Реприватизация (продажа в частную собственность ранее огосударствленного капитального имущества). 7. Уменьшение таможенных пошлин (увеличивает предложение инвестиционных товаров).
8. Финансово-кредитное дерегулирование (способствует свободному переливу капиталов на национальных и международных рынках).
б) Рестрикционные (в части инвестиций)
1. Огосударствление части экономики (вытеснение частных инвесторов с инвестиционных рынков). 2. Высокие ставки налогообложения (уменьшают стимулы к накоплению, способствуют увеличению потребления). 3. Прогрессивная шкала налогообложения (снижает заинтересованность в накоплении крупного капитала). 4. Протекционистские меры (ограничение инвестиционного спроса со стороны иностранных инвесторов). Кредитная рестрикция (уменьшение предложения ссудного капитала путем давления со стороны государства на повышение уровня процентных ставок коммерческих банков).
Сравнивая концепции монетаризма и кейнсианства можно сделать
вывод, что при внешне противоположных подходах к выбору объекта регулирования - платежеспособного спроса или предложения инвестиционных ресурсов - в рамках обоих теорий исследуется единый совокупный объект - инвестиционный рынок - в неразрывном сочетании инвестиционного спроса и предложения. И это закономерно, так как посредством стимулирования инвестиционного предложения стимулируется инвестиционный спрос. Обратная же зависимость
предложения от инвестиционного спроса не однозначна: она проявляется лишь при условии свободного конкурентного рынка. Таким образом, обе теории с разных сторон рассматривают одну проблему -сбалансированности рынков, и в конечном итоге -проблему сбалансированности развития экономики в целом. Критическое сопоставление концепций монетаризма и кейнсианства доказывает неполноценность как исключительно рыночного, так и только государственного механизма регулирования инвестиционных процессов. Вместе с тем то, что отсутствует в одном механизме, в достаточной мере имеется в другом. Поэтому в целях совершенствования управления инвестиционными процессами в государстве разумнее всего применять смешанный тип управления, в котором органически соединяются достоинства инструментария обоих моделей регулирования.
Акцент на необходимость поворота государственной экономической политики от кейнсианских рекомендаций стимулирования платежеспособного спроса к стимулированию предложения, т.е. частного предпринимательства, является ключевой идеей не только монетаризма, но и теории экономики предложения. При наличии многих общих позиций монетаризм и теория экономики предложения имеют ряд существенных разногласий. Так, полагая, что решающим направлением государственной бюджетной политики должно быть стимулирование (прежде всего, налоговое) предпринимательства и сбережений населения, сторонники теории предложения допускают при этом возможность возникновения дефицита госбюджета (за счет сокращения его доходной части) поскольку считают, что в результате стимулирования будет достигнут такой ускоренный рост доходов и соответственно налогов с них, который полностью компенсирует предшествующие налоговые потери. Монетаристы также выступают за налоговое стимулирование, однако, не за счет сохранения бюджетного дефицита, минимизация которого ставится ими во главу угла. Таким образом, авторы теории предложения, отрицая
кейнсианские идеи о бюджетном дефицитном финансировании, по существу, возвращаются к ним в модифицированном виде: не как к активному инструменту стимулирования экономической деятельности, а как к возможному результату.
Таким образом, эффективность государственной инвестиционной политики в условиях рыночной экономики определяется главным образом сложившейся и прогнозируемой конъюнктурой инвестиционных рьнков. Конъюнктура инвестиционных рьнков зависит от многих факторов, среди которых важнейшее место занимают темпы инфляции, являющиеся индикатором уровня сбалансированности экономики. В зависимости от темпов инфляции, уровня безработицы, темпов роста национального дохода может применяться та или иная система государственного регулирования инвестиционной деятельности, в том числе различные методы денежно-кредитной и финансово - налоговой политики.
Современный международный опыт свидетельствует о том, что на разработку государственной инвестиционной политики воздействуют различные теоретические рекомендации, эффективность применения которых зависит от полноты учета особенностей сложившейся конъюнктуры, различных факторов, воздействующих на инвестиционную деятельность, комплексности и последовательности предпринимаемых мер экономического регулирования.
В процессе развития системы экономического регулирования развитых стран происходила смена доминант тех или иных теоретических концепций. Так, в 30-е годы модель нерегулируемого рынка уступила место кейнсианской теории, а в 70-е годы был осуществлен переход к монетаризму, сопровождающийся переориентацией экономических систем в сторону ослабления экономических механизмов государственного регулирования.
Вместе с тем в промышленно развитых странах, несмотря на характерную для монетаризма либерализацию экономики, росла роль
государства в стимулировании научно-технического прогресса, наукоемких отраслей, образования, социальной инфраструктуры и формирования соответствующих институтов. Напротив, в большинстве развивающихся стран монетаристская трансформация экономических систем привела к резкому свертыванию институтов государственного регулирования, блокированию активной инвестиционной политики, сокращению производственного потенциала, усилению внешней зависимости государств через механизмы неэквивалентного обмена в условиях развертывающейся глобализации экономических систем.
Исторический опыт свидетельствует, что эффективное управление инвестиционными процессами в государстве предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов. По выражению П. Самуэльсона, «управлять экономикой в отсутствии того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой».
Современные системы экономического регулирования инвестиционной сферы выступают как синтез государственных и рыночных методов, соотношение которых определяется спецификой конкретной ситуации. При этом в разных странах действуют свои модели государственной инвестиционной политики, различающиеся в зависимости от сфер действия рынка и государства; функций государственного управления; форм и методов государственного вмешательства в инвестиционные процессы.
При устойчивом экономическом развитии возрастает значение рыночных методов стимулирования инвестиционных процессов, в то время как государство сохраняет за собой определенные функции в сфере правового регулирования.
В условиях социально-экономической нестабильности усиливается роль государственных методов экономического регулирования инвестиций. Однако если государство пытается выполнять большее количество функций, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходят губительные деформации инвестиционных процессов, падает эффективность инвестирования и
инвестиционная активность. Тогда становится необходимым избавление экономики от чрезмерной государственной активности в инвестиционной сфере. Вмешательство государства в данную сферу должно быть экономически оправданным и допустимым в таких масштабах, которые способствуют повышению эффективности инвестиционных процессов в стране.
Проблемы поиска эффективных путей инвестиционного развития относятся к специальному классу научных вопросов, требующих новых современных подходов и методов исследования. В качестве одной из составляющих общеметодологической основы повышения эффективности развития инвестиционных процессов может быть предложена теория стратегического управления.
Стратегическое управление инвестиционной деятельности в России - это процесс, включающий в себя обоснование и реализацию целей и стратегий российской инвестиционной системы на основе прогноза влияния факторов инвестиционной среды; выявление проблем и принятие управленческих решений, направленных на повышение эффективности и активизацию инвестиционных процессов. При этом необходимо помнить, что стратегическое управление должно осуществляться в рамках государственного регулирования экономики и быть нацелено на создание условий устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня его населения путем формирования и поддержания конкурентоспособности регионов России.
Инвестиционная стратегия является эффективным инструментом управления инвестиционными процессами, подчиненного реализации целей социально-экономического развития России в условиях существенных изменений системы государственного регулирования инвестиционной сферы.
В научной литературе, посвященной проблемам инвестирования, накоплен определенный опыт разработки инвестиционной стратегии. Данный вопрос достаточно подробно рассмотрен в работах И. Бланка, Б.
Перекатова, В. Чернова и других авторов. Наличие широкого спектра исследований по данной проблеме не исключает необходимости дальнейшего развития ее методологических и теоретических положений, в частности - в области стратегического управления инвестиционными процессами.
В этой связи предлагается следующее определение инвестиционной стратегия как целенаправленной деятельности по определению важнейших направлений финансирования инвестиций, выбору приоритетов капиталоинтенсивного развития России и разработке требуемого для их осуществления комплекса мер. Совершенствование инвестиционной стратегии играет ключевую роль в обеспечении эффективности инвестиционных процессов. Инвестиционная стратегия должна строится на следующих методологических принципах:
1. Научная обоснованность. Стратегия должна быть разработана с учетом новейших достижений науки, использованием экспертных оценок, научных прогнозов развития территории. В процессе формирования стратегических инвестиционных целей должны быть учтены объективные экономические законы, определяющие уровень инвестиционной активности и эффективность региональных инвестиционных процессов; определена система взаимосвязей и взаимозависимости отдельных целей: использован современный методологический аппарат реальной оценки эффективности параметров инвестиционного процесса.
2. Реалистичность. Стратегия должна опираться па реальный инвестиционный потенциал территории, соответствующую ресурсную базу, содержать реальные направления развития региона. И, несмотря на то, что в основе разработки стратегии лежит идеалистическое представление о будущей стратегической инвестиционной позиции региона его необходимо сознательно ограничивать по критерию реальной достижимости с учетом влияния факторов инвестиционной среды.
3. Системный подход к решению инвестиционных проблем. Регион
необходимо рассматривать как целостность, единую инвестиционную систему, полностью открытую для активного взаимодействия с факторами инвестиционной среды и способную к самоорганизации. В процессе такого взаимодействия в условиях рыночной экономики региону присуще свойство обретения соответствующей функциональной структуры без централизованного воздействия извне, которое рассматривается как способность региона к самоорганизации. Открытость региона как социально-экономической системы и его способность к самоорганизации позволяют обеспечивать качественно иной уровень формирования его инвестиционной стратегии.
4. Взаимосвязь инвестиционной стратегии с общей стратегией социально-экономического развития региона. Исходной предпосылкой формирования инвестиционной стратегии является базовая стратегия социально-экономического развития регионов России. По отношению к ней инвестиционная стратегия носит подчиненный характер и должна согласовываться с ней по целям, направлениям развития и этапам реализации. Инвестиционная стратегия при этом рассматривается как один из главных факторов обеспечения эффективного развития регионов в соответствии с избранной им общей социально-экономической стратегией.
Вместе с тем, инвестиционная стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование стратегического развития социальной и экономической сфер регионов. Это объясняется тем, что основные цели стратегии социально-экономического развития регионов -обеспечение условий для цивилизованного и динамично развивающегося рынка; создание (формирование) конкурентоспособности регионов; повышение качества жизни населения регионов и другие тесно связаны с тенденциями развития инвестиционных процессов. Если эти тенденции не совпадают, может возникнуть ситуация, когда стратегические цели развития регионов не могут быть реализованы в связи с ограничениями их инвестиционного потенциала. В этом случае соответственно
корректируется стратегия социально-экономического развития регионов. Именно поэтому необходимо, чтобы инвестиционная стратегия регионов органически вписывалась в стратегию их социально-экономического развития и составляла с ними единое целое.
5. Комплексность стратегии. Инвестиционная стратегия регионов должна быть разработана с учетом важнейших структурнофункциональных связей территории, внешних и внутренних факторов инвестиционной среды. К наиболее значимым внешним условиям и факторам среды можно отнести: совокупность централизованных ресурсов (включая финансовые), возможности привлечения инвестиций, государственную стратегию социально-экономического развития, особенности геополитического положения регионов и др. Следует понимать, что без учета внешних условий нельзя добиться стабильного развития регионов.
6. Приоритетность стратегических задач над тактическими в системе перспективного, текущего и оперативного управления инвестиционными процессами. Концепция стратегического управления предусматривает, что разработанная инвестиционная стратегия регионов получает свою дальнейшую конкретизацию в процессе текущего управления инвестиционной деятельностью путем формирования инвестиционной политики и инвестиционной программы регионов. В отличие от инвестиционной стратегии формирование инвестиционной политики является среднесрочным управленческим процессом, осуществляемым в рамках стратегических решений и текущих инвестиционных возможностей регионов. В свою очередь, процесс текущего управления инвестиционной деятельностью получает наиболее детальное завершение в разработке и оперативном управлении реализацией инвестиционной программы.
Таким образом, разработка инвестиционной стратегии является только первым этапом процесса стратегического управления инвестиционными процессами в России.
Список литературы
1. Федеральный Закон №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», от 25 февраля 1999 г.
2. Белякова М.Ю. «Система управления риском на этапе инвестиционного процесса» // Справочник экономиста №1, 2009.
3. Бочаров В.В. Инвестиции: Учебник для вузов. - СПб.: Питер,
2008. - 384с.
4. Дасковский В., Киселев В. «Об оценке эффективности инвестиций» // Экономист №3, 2010.
5. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учебное пособие. - М.: Юристъ,
2009. - 480 с.
6. Сергеев И.В. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 400 с.
7. Смушкин А.Б. «Комментарий к 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», от 25 февраля 1999 г.». 133с.
8. Чеченов А.А. Инвестиционный процесс: проблемы и методы его активизации. Нальчик, 2009.