УДК 340.12 DOI: 10.24420/KUI.2019.12.17.005
Л.В. Карнаушенко
ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА Дж. ФИННИСА как возрождение МЕТАФИЗИКИ ПРАВА
THE THEORY OF NATURAL LAW OF J. FINNIS AS THE REVIVAL OF THE METAPHYSICS OF LAW
Введение: аксиология права Дж. Финниса является одним из наиболее авторитетных учений в современной западной философии права, где ставится и решается задача по определению онтологического статуса правовой реальности. В настоящей статье рассматривается вопрос о необходимости связи между аксиологической проблематикой в структуре философии права и метафизическим подходом к раскрытию данной проблематики.
Материалы и методы: предметом исследования является аксиологический аспект теории права Дж. Финниса и его связь с общей парадигмой метафизики права. Рассмотрение данного вопроса осуществляется на материалах изложения теории естественного права самим Финнисом. Кроме того, в объект исследования входит реакция на теорию естественного права, возникшая в кругах позитивно-правовых учений, и критика современного состояния онтологии права в актуальной научной литературе. Метод исследования: анализ правовой концепции Финниса, направленный на установление связи между аксиологической проблематикой и метафизическим решением проблематики в отношении права.
Результаты исследования: применение аналитической методологии к философии права Финниса позволяет отделить аксиологию права от метафизики права, а также разграничить имманентную метафизику права и трансцендентную метафизику права, что позволяет по-новому взглянуть на соотношение теории естественного и позитивного права.
Обсуждение и заключения: в заключении обосновывается тезис, что при условии должной дифференциации аксиологии права и дифференциации метафизики права обнаруживается вариативность связей, конечный характер которых определяется общей парадигмой исследования, имеющей внепра-вовые основания.
Ключевые слова: аксиология права, имманентная метафизика права, трансцендентная метафизика права, философско-правовой дискурс, естественное право, позитивное право
Для цитирования: Карнаушенко Л.В. Теория естественного права Дж. Финниса как возрождение метафизики права // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2019. Т. 10, № 2. С. 158-162. DOI: 10.24420/KUI.2019.12.17.005
Introduction: Finnis's axiology of law is one of the most authoritative doctrines in modern western legal philosophy, where the task of defining the ontological status of legal reality is set and being solved. This article examines the need for a connection between the axiological issues in the structure of the philosophy of law and the metaphysical approach to the disclosure of this problem.
Materials and Methods: the subject of research is the axiological aspect of J. Finnis's theory of law and its connection to the general paradigm of law metaphysics. The consideration of this issue is carried out on the materials of the presentation of the theory of natural law by Finnis himself. In addition, the object of the study includes a reaction to the theory of natural law, which has arisen in the circles of positive legal doctrines and criticism of the current state of the ontology of law in modern scientific literature. Research method: analysis of the legal concept of Finnis, aimed at establishing the connection between axiological problems and the metaphysical solution of problems, in relation to law.
Results: the application of analytical methodology to Finnis's philosophy of law makes it possible to separate the axiology of law from the metaphysics of law, as well as to distinguish between the inherent metaphysics of law and the transcendental metaphysics of law, which makes it possible to take a fresh look at the relationship between the theory of natural and positive law.
Discussion and Conclusions: in conclusion, the thesis is substantiated that, subject to the proper differentiation of the axiology of law, on the one hand, and the differentiation of the metaphysics of law, on the other, the
variability of connections is found, the final character of which is determined by the general research paradigm having out-of-law grounds.
Keywords: axiology of law, immanent metaphysics of law, transcendent metaphysics of law, philosophical and legal discourse, natural law, positive law
For citation: Karnaushenko L.V. The theory of natural law of J. Finnis as the revival of the metaphysics of law // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. V. 10, N 2. P. 158-162. DOI: 10.24420/KUI.2019.12.17.005
Введение
Теория естественного права Дж. Финниса относится к наиболее авторитетным учениям в области аксиологии права [1]. Возрождение метафизики права в современном философско-правовом дискурсе и возрастающая роль аксиологического аргумента в системе правоприменительной практики (о чем упоминает Р. Дворкин) представляют собой взаимосвязанные явления [2]. В связи с этим невозможно отрицать влияние метафизических правовых концепций, формируемых в русле теории естественного права, на функционирование правовых институтов. В этом смысле позитивистская программа противопоставления аналитики действующих правовых систем и абстрактно-теоретического уровня метафизико-правовых учений перестает отражать современную ситуацию соотношения правовой сферы жизни общества и мировоззренческих оснований культуры. Тематика соотношения морали и права получает выражение в крупнейших естественно-правовых учениях XX века. К таковым можно отнести теорию права Фуллера, в которой обосновывается связь между моралью и правом (мораль как имманентный принцип права), аксиологическую метафизику права Финниса, герменевтику права Дворкина и ряд других учений.
Теоретическая проблема, возникающая на фоне рецепции теории естественного права, состоит в том, что аксиология права во многом в связи с развитием позитивно-правовых концепций права (Кельзен, Харт) перестает быть прерогативой именно метафизико-правовых учений [3, 4]. С другой стороны, теории естественного права обнаруживают выход в сферу метафизики права именно через аксиологическую проблематику, применимую к правовой реальности [5]. Отсюда возникает вопрос относительно предметной и сущностной связи между аксиологией права и метафизикой права.
Обзор литературы
Аксиология права Дж. Финниса раскрывается в фундаментальном произведении «Естественное право и естественные права». Данная книга публикуется в том числе и на русском языке [6]. Теория естественного права Дж. Финниса получает широкое признание, как со стороны последователей, так и со стороны критиков и оппонентов. Также можно
отметить возрастающий интерес к аналитической философии права, к теоретической дискуссии между теориями естественного и позитивного права в отечественной научной литературе [7, 8, 9, 10]. В связи с этим неуклонно возрастает количество исследовательских работ, так или иначе отражающих основные идеи философии права Финниса.
Материалы и методы Методологическую основу исследования составляет аналитический подход в отношении системы идей, составляющих ядро рассматриваемого естественно-правового учения. Здесь же стоит сделать уточнение: позиционируемое нами разграничение имманентной и трансцендентной метафизики права в представленном тексте носит преимущественно инструментальный характер.
Логика исследования такова. Предполагается реконструкция связей между основополагающими идеями с целью установления онто-эписте-мологического статуса аксиологической теории естественного права Дж. Финниса. В частности, актуализируется ряд вопросов. Предполагает ли с необходимостью аксиология права общую телеологическую концепцию правовых ценностей? Предполагает ли телеологический подход к проблеме правовых ценностей метафизику права? И является ли общая теория права, абстрагировавшаяся от метафизики права, в то же время дисциплиной, абстрактной от предметного поля аксиологии права?
Результаты исследования С философией права Финниса связана основательная разработка ценностного подхода в отношении содержания права как идеи, определяющей нормативный характер социального взаимодействия. Финнис находится в ряду теоретиков права, утверждавших неразрывность морали и права. Однако, в отличие от Л. Фуллера, который ограничивается структурной типологией морали (мораль долга и мораль стремления) и конкретно не погружается в аналитику непосредственного содержания морали [8,11], Финнис рассматривает мораль с позиции ценностей, на которые она направлена. В результате право получает не только ценностную форму, но и ценностное содержание [8]. Однако аксиология права Финниса, благодаря этому, прочно закрепляет за собой статус современной версии ме-
тафизического учения о праве. Этому способствует и то большое внимание, которое философ уделяет исследованию права у Фомы Аквинского.
На общем фоне того, что метафизическая парадигма мышления испытывает серьезное давление со стороны позитивистской модели научного познания с одной стороны и со стороны диалектической методологии мышления с другой, вызывает интерес, каковы новые стратегии, задействованные метафизикой права, для обоснования собственной актуальности. В лице Финниса мы видим выдающегося теоретика права, который решает данную задачу с позиции аксиологического подхода, что отсылает нас к антропологии и аксиологии М. Шелера и его аргументам в пользу научности общей теории ценностей.
Естественно-правовые учения играют двоякую роль в системе общего развития теории права. С одной стороны, они реализуют выразительную функцию в том смысле, что делают доступными для теоретического познания исследование роли морали в сфере правовой деятельности. То есть естественно-правовые теории призваны раскрывать действительные механизмы формирования и развития правосознания и выводить мировоззренческие детерминанты правовой сферы жизни общества из тени. С другой стороны, теории естественного права, каждая в своей степени, реализуют аксиологическую функцию, задают ценностные ориентиры для прикладной сферы права. Делая мировоззренческие основания права теоретически оформленными и тем самым осознанными, естественно-правовые теории допускают их существенную корректировку в соответствии с идеальными ориентирами права. Таким образом, теории естественного права повышают управляемость правосознанием в соответствии с принципами практической рациональности. Данная тематика хорошо представлена в теории естественного права Дж. Финниса.
Теория естественного права Дж. Финниса ориентирована на то, чтобы показать связь между принципами функционирования правовых институтов и основополагающими ценностями человеческого и социального бытия [8]. Необходимость в установлении характера данной связи обусловлена тем, что в основе идеи права уже заложен принцип защиты ценностей. Поскольку право немыслимо вне ценностного измерения, возникает вопрос, касающийся зависимости онтологического статуса самих ценностей и последствий для правовой сферы жизни общества от того или иного способа решения данного вопроса.
С точки зрения Финниса, невозможно сформировать адекватное и целостное понимание права без прояснения того, в чем заключается его целесообразность и на какие конкретные цели оно
ориентировано [6]. Особенность теоретического подхода Финниса состоит в гипотезе, согласно которой ценности, имманентно присутствующие в праве, являются общечеловеческими ценностями, поэтому в отношении самого исследования более целесообразно априорно определить базовый набор всеобщих ценностей и применить их к системе права, чем, анализируя актуально присутствующие в культуре системы права, доказывать факт присутствия в них общечеловеческих ценностей. Априорное отношение к общечеловеческим ценностям оправдано в том числе в свете нормативной природы права. В связи с этим ценности присутствуют не в качестве реальных или абстрактных объектов, соотносимых со сферой существующего, а в качестве формализованного долженствования.
Правовые нормы отсылают нас к сфере должного, которое, как предполагается, выступает в роли практического ориентира для осуществления конкретной системы социальных взаимоотношений. Выход на уровень философской рефлексии в отношении феномена права с неизбежностью приводит к определению различия между законами природы и теми законами, которые устанавливаются в системе общества. Суть этого различия в том, что первые нельзя нарушить ни при каких обстоятельствах, тогда как вторые нельзя нарушать, но при этом их нарушение является возможным и практически неизбежным. Данное различие при определенном теоретическом ракурсе пронизывает и саму «социальную материю»: можно говорить о законах социального развития как общем предметном поле социального познания, можно говорить о законах, в соответствии с которыми намеревается развиваться конкретное общество и в конкретную эпоху. При этом онтологический статус законов первого порядка и законов второго порядка существенным образом различается.
Правовые законы и нормы, очевидно, не открываются, как в естествознании, а создаются всякий раз в конкретной социокультурной ситуации. Данное обстоятельство, при условии возможности отстраненного рефлективного созерцания устанавливаемых законов, способно породить вопрос доверия к ним. Иными словами, ключевой вопрос философии права состоит в том, что именно удостоверяет номинативно-правовые нормы в качестве действительно правовых?
Метафизика права формируется в строго определенной социокультурной парадигме - в античной традиции, впервые дающей идеалистическую модель онтологического обоснования базовых социальных «добродетелей», а через них и критериев действительности для устанавливаемых социальных норм. Развитие тематики совершенного и
несовершенного способа организации общества в античной культуре осуществляется именно в этом ключе. Далее благодатной почвой для метафизики права становится схоластическая традиция средневековой философии, дающая строгое категориальное разграничение естественного и позитивного права с позиции теологии.
В этом смысле правовая сфера жизни общества немыслима вне ценностного измерения, что порождает необходимость структуризации правовых ценностей, а также определения их онтологического статуса. В теории права Дж. Финниса вызывает доверие то, что автор определяет круг данных ценностей, предлагает опыт культурологической экспликации их содержания. Кроме того, в отличие от классической метафизики права, в которой превалирует концепция трансцендентных оснований социальных ценностей, Дж. Финнис делает важный шаг в сторону имманентной парадигмы ценностей. Это, в свою очередь, позволяет разграничивать трансцендентную и имманентную метафизику права. Введение данного разграничения позволяет избежать проблемы соотношения аксиологии права и метафизики права.
Методологические трансформации в системе современного научного познания предполагают активное взаимодействие исследовательских стратегий, привнесенных из различных теоретических областей [12, 13]. Подобное обстоятельство определяет необходимость совершенствования аналитической методологии с целью разграничения концептов [14].
Обсуждение и заключения
Термин «метафизика права», широко используемый в современных исследованиях, объектом которых становятся те или иные правовые теории, отражает лишь общую ориентацию данных теорий на поиск сущностных оснований правовой
реальности. То есть метафизическими правовые теории являются постольку, поскольку рассматривают право в системе социальных связей и в общественном сознании как явление, предполагающее диалектическую пару - сущность. Абсолютизация сущностного подхода к проблеме права традиционно именуется метафизикой права. Следует, однако, учитывать то, что введение термина «метафизика права» способно сыграть двоякую роль в системе науки и образования. С одной стороны, вводится классифицирующее основание для правовых концепций, что позволяет лучше «разбираться» в фи-лософско-правовых теориях на стадии получения образования. Однако вместе с этим закладывается стереотип относительно однородности метафизически ориентированных философско-правовых учений. Данное обстоятельство нуждается в более внимательном отношении. Предлагаемое в данной статье разграничение имманентной и трансцендентной метафизики права позволяет по-новому взглянуть на соотношение теории естественного и позитивного права. Также приведенное разграничение метафизики права и аксиологии права на уровне теоретической предметности позволяет сделать вывод о синтетическом единстве ценностных концептов и метафизических принципов в структуре естественно-правовых теорий. Это означает необходимость включения в предметность фило-софско-правового исследования дополнительных оснований, ответственных за формирование тех или иных смысловых связей в исследуемых фило-софско-правовых теориях. Подобная саморефлексия на современном уровне развития метафизики права является необходимой, поскольку иначе метафизика права утратит статус теоретического подхода к философии права и будет вытеснена в сферу повседневного знания.
список литературы
1. Ивушкин А. С. Социально-экономические права в контексте теории публичного права Лона Фуллера и Джона Финниса // Теория и практика общественного развития. 2017. № 1. С.132-134.
2. Коваленко А. В. Основные философско-правовые идеи труда Рональда Дворкина «О правах всерьез» // Проблемы законности. 2013. № 123. С. 365-374.
3. Кельзен Г. Чистое учение о праве. 2-е изд / пер. с нем. М.В. Антонова и С.В. Лёзова. СПб.: ООО Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2015. 542 с.
4. Харт Г.Л. А. Понятие права : пер. с англ. / под общ. ред. Е.В. Афонасина и С.В. Моисеева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 302 с.
5. Оглезнев В.В. Переосмысление и новая интерпретация дискуссий между Г.Л.А. Хартом и Л.Л. Фуллером и их значение для аналитической философии права // Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 330. С. 55-59.
6. Финнис Дж. Естественное право и естественные права. М.: ИРИСЭН, Мысль, 2012. 554 с.
7. Дидикин А.Б. Аналитическая философия права: истоки, генезис и структура. Томск: Изд-во Том. ун-та. Томск, 2016. 244 с.
8. Дидикин А.Б. Современные теории естественного права и классическая традиция // Schole, СХОЛЭ. 2014. № 2. С. 418-424.
9. Оглезнев В.В., Суровцев В.А. Брайан Бикс и аналитическая философия права в Америке // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2013. № 2 (22). С. 206-210.
10. Оглезнев В.В. Аналитическая философия права: новый подход к решению старых проблем // Философия права. 2010. № 5. С. 7-10.
11. Фуллер Л.А. Мораль права / Пер. с англ. Т. Даниловой; под ред. А. Куряева. М.: ИРИС ЭН, 2007. 308 с.
12. Гришай Е.В., Плотников В.В. Интегративные тенденции в методологических установках социально-гуманитарного познания: социально-философский анализ на примере исследования феноменологических оснований историзма // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 4 (34). С. 126-130.
13. Лукьянов Д.В. О пользе «Коммуникатологического» понимания концепции научных революций Томаса Куна // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведе-ние. Востоковедение». 2017. № 3 (9). С. 65-73.
14. Фон Вригт Георг Хенрик. Аналитическая философия: историко-критический обзор // Кантовский сборник. 2013. № 1. С. 78-89.
REFERENCES
1. Ivushkin A. S. Social'no-ekonomicheskie prava v kontekste teorii publichnogo prava Lona Fullera i Dzhona Finnisa // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2017. № 1. S.132-134.
2. Kovalenko A. V. Osnovnye filosofsko-pravovye idei truda Ronal'da Dvorkina «O pravah vser'ez» // Problemy zakonnosti. 2013. № 123. S. 365-374.
3. Kel'zen G. CHistoe uchenie o prave. 2-e izd / per. s nem. M.V. Antonova i S.V. Lyozova. SPb.: OOO Izdatel'skij Dom «Alef-Press», 2015. 542 s.
4. Hart G.L. A. Ponyatie prava : per. s angl. / pod obshch. red. E.V. Afonasina i S.V. Moiseeva. SPb.: Izd-vo S.-Pe-terb. un-ta, 2007. 302 s.
5. Ogleznev V.V. Pereosmyslenie i novaya interpretaciya diskussij mezhdu G.L.A. Hartom i L.L. Fullerom i ih znachenie dlya analiticheskoj filosofii prava // Vestn. Tom. gos. un-ta. 2010. № 330. S. 55-59.
6. Finnis Dzh. Estestvennoe pravo i estestvennye prava. M.: IRISEN, Mysl', 2012. 554 s.
7. Didikin A.B. Analiticheskaya filosofiya prava: istoki, genezis i struktura. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta. Tomsk, 2016. 244s.
8. Didikin A.B. Sovremennye teorii estestvennogo prava i klassicheskaya tradiciya // Schole, SKHOLE. 2014. № 2. S.418-424.
9. Ogleznev V.V., Surovcev V.A. Brajan Biks i analiticheskaya filosofiya prava v Amerike // Vestn. Tom. gos. un-ta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya. 2013. № 2 (22). S. 206-210.
10. Ogleznev V.V. Analiticheskaya filosofiya prava: novyj podhod k resheniyu staryh problem // Filosofiya prava. 2010. № 5. S. 7-10.
11. Fuller L.A. Moral' prava / Per. s angl. T. Danilovoj; pod red. A. Kuryaeva. M.: IRIS EN, 2007. 308 s.
12. Grishaj E.V., Plotnikov V.V. Integrativnye tendencii v metodologicheskih ustanovkah social'no-gumanitarnogo poznaniya: social'no-filosofskij analiz na primere issledovaniya fenomenologicheskih osnovanij istorizma // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 4 (34). S. 126-130.
13. Luk'yanov D.V. O pol'ze «Kommunikatologicheskogo» ponimaniya koncepcii nauchnyh revolyucij Tomasa Kuna // Vestnik RGGU. Seriya «Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. Zarubezhnoe regionovede-nie. Vostokovedenie». 2017. № 3 (9). S. 65-73.
14. Fon Vrigt Georg Henrik. Analiticheskaya filosofiya: istoriko-kriticheskij obzor // Kantovskij sbornik. 2013. № 1. S. 78-89.
Об авторе: Карнаушенко Леонид Владимирович, доктор исторических наук, профессор, начальник кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России e-mail: karnl@mail.ru © Карнаушенко Л.В., 2019.
Статья получена: 19.03.2019. Статья принята к публикации: 04.06.2019. Статья опубликована онлайн: 20.06.2019.
About the author: Karnaushenko Leonid V., Doctor of History, Professor, Head of Chair of Theory and History of Law and State of Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation e-mail: karnl@mail.ru
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author has read and approved the final manuscript.