УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73
ТЕОРИИ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАНАХ*
Галина Викторовна Михалева кандидат педагогических наук, доцент Ростовский государственный экономический университет
Ростов-на-Дону, Россия gmikhaleva@list.ru
В статье представлен анализ проблемы просвещения граждан в вопросах межэтнической и межкультурной толерантности в англоязычных странах. Автор рассматривает современные зарубежные теории и подходы к формированию межэтнической культуры граждан.
Ключевые слова: межэтническая толерантность, межэтническая культура, медиаобразование, англоязычные страны, дискриминация.
*Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00030 «Отражение проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода (1992-2020)», выполняемого в Ростовском государственном экономическом университете. Руководитель проекта - кандидат педагогических наук, доцент И. В. Челышева.
THEORIES AND APPROACHES TO TACKLING THE ISSUES OF INTERETHNIC TOLERANCE IN ENGLISH-SPEAKING COUNTRIES
Galina Viktorovna Mikhaleva Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia gmikhaleva@list.ru
The article analyses the problem of educating citizens in matters of interethnic and intercultural tolerance in English-speaking countries. The author examines contemporary foreign theories and approaches to promoting interethnic culture of citizens.
Key words: interethnic tolerance, interethnic culture, media education, English-speaking countries, discrimination.
В процессе реформирования и модернизации современного российского образования актуализируются проблемы поиска новых методик, технологий, приемов и методов образовательного процесса в работе с подрастающим поколением, представленных в отечественной и зарубежной педагогической науке. Отсюда - обращение к опыту медиаобразования и воспитания межэтнической культуры за рубежом [Chelysheva, Mikhaleva, 2019], в частности, в англоязычных странах с высокой долей мигрантов, в которых межэтнической толерантности начинают обучать детей с раннего дошкольного возраста [Derman-Sparks & Edwards, 2009], а затем продолжают обучение социальной и культурной толерантности в школе [Bullard, 1997; Hamburg, & Hamburg, 2004; Burkholder, 2011; Burns Coleman, 2011; Dismondy, 2015] и вузе [Hurtado & Ponjuan, 2005; Kivisto & Ng, 2005; Franklin, 2013; Thompson, 2014].
Формирование межэтнической и межкультурной толерантности как социально-педагогическая проблема рассматривается разными зарубежными теоретиками и учеными. С точки зрения так называемой «гипотезы контакта», которая
своими корнями уходят в историю борьбы против расизма в США, «контакт между людьми из разных социальных групп способствует снижению взаимной негативной стереотипизации» [Варшавер, 2015, с. 184]. Эта теория появилась на рубеже 1940-х-1950х гг. в США и основывалась на социальной интеграции граждан афроамериканского происхождения в американское общество.
Важную роль здесь играет «позитивный контакт», включающий личный положительный настрой и добровольный контакт с группой людей аналогичного социального статуса, которые стремятся к достижению общих целей. Такого рода контакт стимулирует людей к взаимодействию и сотрудничеству, располагает их друг к другу, помогает им узнать больше друг о друге. В контексте снижения межэтнической интолерантности такой контакт приводит к более терпимому отношению к представителям других этнических культур [Amir, 1976; Ellison, 1994; Dixon, 2010].
Кроме того, вопрос о характере генерализации эффекта контакта в практиках гармонизации межнациональных и межэтнических отношений пока еще считается спорным в научных кругах. Теоретически кажется, что чем шире и разнообразнее социальное окружение людей и их добровольное участие в различных объединениях и ассоциациях, тем выше их толерантность. Тем не менее, само по себе межнациональное или межкультурное разнообразие контактов не всегда гарантирует исключительно «положительный» эффект, как например, в ситуации наличия экономической конкуренции, эффект может быть диаметрально противоположным и приводить к негативным реакциям в отношении конкурирующей социальной группы другой этнической принадлежности.
В данном случае речь идет о «концепции конкуренции», согласно которой, контакт-сотрудничество способствует толерантности, а контакт-конкуренция, особенно при отсутствии личного контакта, способствует интолерантности, т.к. конкуренция часто ассоциируется с угрозой потерять социальный статус, работу или бизнес. В англоязычных странах, например, в Канаде, работодатели зачастую ущемляют права представителей этнических меньшинств и недооценивают уровень квалификации иммигрантов, получивших образование за пределами Ка-
нады [Со1е & Епсквоп, 2009, р. 1666]. Поэтому они не могут конкурировать с коренными жителями в борьбе за престижную работу для представителей среднего класса и вынуждены выбирать менее квалифицированную работу, тем самым создавая угрозу для местного рабочего класса и провоцируя их недоверие и нетерпимость.
Следующая концепция - «гипотеза влияния», согласно которой, в процессе общения люди не только больше узнают о других, но и подвергаются влиянию в их стороны. К примеру, контакты с нетерпимыми людьми ведут к распространению нетерпимости, и наоборот, многочисленные контакты, в том числе в социальных сетях, с толерантными людьми способствуют распространению межэтнической терпимости [Со1е & Епсквоп, 2009, р. 1668].
И, наконец, «гипотеза обучения толерантности», согласно которой люди становятся более терпимыми после того, как узнают больше информации о межэтнических меньшинствах и вообще о межэтнической толерантности в целом. В этом смысле повышение межэтнической толерантности может стать частью государственной образовательной политики просвещения населения.
При этом считается, что молодые люди более терпимы в силу наличия гибких взглядов и неустоявшихся принципов, или в силу уровня образования и проживания в мегаполисах. Однако это не всегда истинно, например, в США у школьников могут быть ограничены контакты с представителями других этнических культур, т.к. они посещают только местные школы, которые могут быть частично сегрегированы.
С другой стороны, неоднозначные выводы приводят исследования взаимосвязи участия молодежи в волонтерских организациях и повышением межэтнической толерантности. Теоретики данного направления традиционно называют волонтерские ассоциации «школами демократии», которые учат подрастающее поколение определенным гражданским навыкам взаимодействия и слаженной работе в команде ради общего блага [Со1е & ЕпскБОп, 2009, р. 1671]. Однако, на практике оказывается, что этот положительный эффект зачастую относится ис-
ключительно к деятельности политических, профессиональных и культурных ассоциаций и объединений.
Межэтнической толерантности посвящено большое количество зарубежных публикаций, которые освящают различные аспекты этой проблемы: историю борьбы с разными формами и проявлениями нетерпимости в США, Канаде, Великобритании и других европейских странах, современную академическую и культурную ассимиляцию иммигрантов и беженцев, историю развития мульти-культурализма и транснационализма [Carnes, 1999; Hogarth & Fletcher, 2018; Kivisto & Ng, 2005; Li, 1999; Mason, 2000; Wallis & Fleras, 2009; Kafka, 2013]; современные расовые предубеждения и предрассудки [Carbado & Gulati, 2018]; этническую, национальную, религиозную дискриминацию [Herman, 2011].
С другой стороны, современные англоязычные масс-медиа изобилуют острыми публикациями о разжигании расовой ненависти и «нулевой терпимости» к эмигрантам. Вот, например, некоторые заголовки современных статей из британского журнала «Гардиан»: «Случаи расизма в университетах показывают, что они не так терпимы, как мы думаем», «Студенты говорят о расизме «под коврами» университетов», «Студенты из числа этнических меньшинств реже получают места в университетах» и т. п.
Осознавая влияние популярных средств массовой информации на формирование у молодого поколения представлений об этнической и расовой принадлежности, американские исследователи уже давно говорят об угрозе «этнической и культурной войны» [Ottaviano & Peri, 2006], а также о влиянии идеологии, определяющей социальный, культурный и политический дискурс. Один из путей разрешения этой проблемы видится в развитии критического мышления граждан в постоянно растущем многорасовом и многокультурном мире.
Особый интерес для нашего исследования представляет анализ проблемы просвещения детско-юношеской аудитории в вопросах межэтнической толерантности. Вопросы предотвращения ненависти и насилия среди подростков и молодежи в школах и вузах приобретает особую актуальность в современных англоязычных исследованиях. Обучению толерантности детей и молодежи в
учебных заведениях посвящено большое количество англоязычных публикаций. При этом они ориентированы на разные целевые аудитории (школьники, студенческая молодежь, учителя и преподаватели) и призваны научить преодолению и устранению барьеров и предрассудков, дезинформации и предвзятости.
В этой связи представляют интерес публикации, в которых анализируются причины и последствия нетерпимости, например, реальные истории подростков, которые рассказывают о своем опыте противостояния разного рода предрассудкам, связанным с расовой принадлежностью, религиозными убеждениями, полом, сексуальной ориентацией, способностями, внешностью и социальным статусом.
В трудах зарубежных англоязычных исследователей проблематика межэтнической толерантности молодого поколения в медиаобразовательном контексте частично представлена в работах Л. Мастермана [Masterman, 1985; Masterman, 1997], Б. Бахмайера [Bachmair, 1997], Д. Букингема [Buckingham, 2000, 2003, 2004], Дж. Брайант и С. Томпсона [Bryant & Thompson, 2002], Д. Рашкоффа [Rushkoff, 2002], Н. Андерсена [Andersen et al., 1999], Дж. Пандженте и О. Мэлли [Pungente & O'Malley, 1999] и др.
Одними из первых к проблеме разработки эстетической теории экранного образования обратились С. Стюарт и Дж. Наттолл [Stewart & Nuttall, 1969]. Позже, в работах Л. Мастермана [Masterman, 1985; Masterman, 1997], были определены основные принципы критического анализа медиатекстов и критической автономии личности. Б. Бахмайер [Bachmair, 1997] и Д. Букингем [Buckingham, 2000, 2003, 2004] посвятили ряд своих исследований основным методическим принципам медиаобразовательного процесса; Дж. Брайант и С. Томпсон [Bryant & Thompson, 2002], Д. Рашкофф [Rushkoff, 2002] представили анализ механизмов воздействия СМИ на аудиторию и изучение проблемы медиакоммуникации. Исследования Б. Дункана [Duncan et al., 2007], Н. Андерсена [Andersen et al., 1999], Дж. Пандженте и О. Мэлли [Pungente & O'Malley, 1999] посвящены генезису зарубежного медиаобразования и его современному состоянию. Р. Ноббс и Дж. Мур [Hobbs & Moore, 2013; Hobbs, 2007] изучают влияние ТВ и кинемато-
графа на детскую и молодежную аудиторию, рассматривают экранные медиа-тексты как важный фактор повышения уровня медиакультуры молодого поколения.
Дж. Пандженте [Pungente & O'Malley, 1999] активно продвигает развитие и внедрение медиаобразования в средних школах Канады. Исследователь и ме-диапедагог Б. Дункан [Duncan et al., 2007] рассматривая эстетический и развивающий потенциал экранных произведений искусства, разработал пособия по развитию медиаграмотности школьников. А. Карон [Caron, 2008] занимается изучением практики медиаобразования детей и молодежи.
По нашему мнению, использование потенциала опыта зарубежной медиа-педагогики для развития межэтнической толерантности студенческой молодежи может способствовать выработке у молодого поколения самостоятельной, сознательной позиции уважения, доверия и миролюбивого отношения к другим народам, основанного на конструктивных диалогических позициях, ненасильственном взаимодействии и возможностях межкультурного обмена.
Библиографический список
1. Варшавер Е. А. Теория контакта: обзор // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 5. С. 183-214.
2. Amir, Y. (1976). The role of intergroup contact in change of prejudice and ethnic relations // Towards the elimination of racism: Pergamon General Psychology Series: 245-308.
3. Andersen, N., Duncan B. & Pungente, J.J. (1999). Media Education in Canada - the Second Spring / Von Feilitzen and Carlsson (Eds.). Children and Media: Image. Education. Participation. Geteborg: The UNESCO International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen at Nordicom: 139-162.
4. Bachmair, B. (1997). Cosa fa la TV ai bambini? Edutrice elle di ci. Torino: Leumann,
163 p.
5. Bazalgette, C. (1992). Key Aspects of Media Education. Media Education: An Introduction. Ed. by M. Alvarado, O. Boyod-Barrett. London: BFI Publishing: 198-205.
6. Bazalgette, C. (2008). Transforming Literacy. Empowerment through Media Education / Ed. by V. Carlson, S. Tayie, et al. Goteborg: NORDICOM: 245-250.
7. Bryant, J.& Thompson, S. (2002). Fundamentals of media effects. New York: McGraw-Hill, 395 p.
8. Buckingham, D. (2000). The Making of Citizens: Young People, News and Politics. London and New York: Routledge, 235 p.
9. Buckingham, D. (2003). Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture. Cambridge, UK: Polity Press, 219 p.
10. Buckingham, D. (2004). The Media Literacy of Children and Young People. London: University of London, 70 p.
11. Bullard, S. (1997). Teaching Tolerance: Raising Open-Minded, Empathetic Children. New York: Main Street Books, 256 p.
12. Burkholder, Z. (2011). Color in the Classroom. How American Schools Taught Race, 1900-1954. Oxford University Press. 264 p.
13. Burns Coleman, E. & White, K. (Eds.). (2011). Religious Tolerance, Education and the Curriculum. Rotterdam: Sense Publishers, 164 p.
14. Carbado, D.W. & Gulati, M. (2015). Acting White? Rethinking Race in Post-Racial America. Oxford University Press. 212 p.
15. Carnes, J. (1999). Us and Them?: A History of Intolerance in America. Oxford University Press. 136 p.
16. Caron, A.H. (2008). Television Culture and Media Socialization Across Countries: Theoretical Issues and Methodological Approaches / K. Drotner and S. Livingstone (Eds.). The International Handbook of Children, Media and Culture: London: Sage: 271-389.
17. Chelysheva, I.V., Mikhaleva, G.V. (2019). Interethnic Tolerance among University Students in the Context of Contemporary Russian and Foreign Media Education // Media Education. No. 1: 14-22.
18. Cote, R.R & Erickson, B.N. (2009). Untangling the Roots of Tolerance. How Forms of Social Capital Form Shape Attitudes Towards Ethnic Minorities and Immigrants // American Behavioral Scientist. Vol. 52. No 12: 1664-1674.
19. Derman-Sparks, L. & Edwards J.O. (2009). Anti-Bias Education for Young Children and Ourselves // The National Association of Education of Young Children, 184 p.
20. Dismondy, M. (2015). Chocolate Milk, Por Favor: Celebrating Diversity with Empathy. Wixom: Cardinal Rule Press, 32 p.
21. Dixon, J. et al. (2010). Challenging the stubborn core of opposition to equality: Racial contact and policy attitudes // Political Psychology. Vol. 31. No 6: 831-855.
22. Duncan, B., D'ippolito, J., Macpherson, C., Wilson, C. (2007). Mass Media and Popular Culture: Version 2. Toronto, Ontario: Harcourt Brace Canada, 202 p.
23. Ellison, C. G., PowersD. A. (1994). The contact hypothesis and racial attitudes among Black Americans // Social Science Quarterly. Vol. 75. No 2: 385-400.
24. Franklin, Rachel S. (2013). The Roles of Population, Place, and Institution in Student Diversity in American Higher Education // Growth Change, 44 (1): 30-53.
25. Hamburg, D.A. & Hamburg, B.A. (2004). Learning to Live Together. Preventing Hatred and Violence in Child and Adolescent Development. New York: Oxford University Press, 432 p.
26. Herman, D. (2011). An Unfortunate Coincidence. Jews, Jewishness, and English Law. Oxford: Oxford University Press, 208 p.
27. Hobbs, R. & Moore, D.C. (2013). Discovering Media Literacy: Teaching Digital Media and Popular Culture in Elementary School. Thousand Oaks, CA: Corwin Press, 256 p.
28. Hobbs, R. (2011). Digital and Media Literacy: Connecting Culture and Classroom. Thousand Oaks, CA: Corwin Press, 232 p.
29. Hogarth, K. & Fletcher, W.L. (2018). A Space for Race. Decoding Racism, Multicul-turalism, and Post-Colonialism in the Quest for Belonging in Canada and Beyond. New York: Oxford University Press, 168 p.
30. Hurtado, S., & Ponjuan, L. (2005). Latino educational outcomes and the campus climate // Journal of Hispanic Higher Education, 4: 235-251.
31. Hurtado, S., Griffin, K. A., Arellano, L., & Cuellar, M. (2008). Assessing the value of climate assessments: Progress and future directions // Journal of Diversity in Higher Education, 1: 204-221.
32. Kafka, J. (2013). The History of "Zero Tolerance" in American Public Schooling (Palgrave Studies in Urban Education). New York: Palgrave Macmillan, 181 p.
33. Kivisto, P. & Ng, W. (2005). Americans All. Race and Ethnic Relations in Historical, Structural, and Comparative Perspectives. Second Edition. New York: Oxford University Press, 430 p.
34. Li, P.S. (Ed.) (1999). Race and Ethnic Relations in Canada. Second Edition. Toronto: Oxford University Press, 414 p.
35. Livingstone, S., Haddon, L. (2009). Young People in the European Digital Media Landscape: A Statistical Overview with an Introduction. Gothenburg: NORDICOM University of Gothenburg, the International Clearinghouse on Children, Youth and Media, 67 p.
36. Mason, D. (2000). Race and Ethnicity in Modern Britain. Second Edition. New York: Oxford University Press, 192 p.
37. Masterman, L. (1985). Teaching the Media. London: Comedia Publishing Group,
341p.
38. Masterman, L. (1997). A Rational for Media Education. In: Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U.S.A.) and London (U.K.): Transaction Publishers: 15-68.
39. Ottaviano, GIP, Peri, G. (2006). The Economic Value of Cultural Diversity: Evidence from US Cities // Journal of Economic Geography, 6 (no. 1): 9.
40. Pungente, J.J. & O'Malley, M. (1999). More Than Meets the Eye: Watching Television Watching Us. Toronto: McClelland & Stewart Inc., 254 p.
41. Rushkoff, D. (2002). Cyberia: Life in the Trenches of Cyberspace. Manchester: Clina-men Press Ltd., 272 p.
42. Stewart, F.K. & Nuttall, J. (Eds.). (1969). Screen Education in Canadian Schools. Toronto: Canadian Education Association: 6-26.
43. Thompson, J. Robert (2014). Beyond Reason and Tolerance: The Purpose and Practice of Higher Education. New York: Oxford University Press, 224 p.
44. Vogt, W. Paul (1997). Tolerance & Education: Learning To Live with Diversity and Difference. London: SAGE Publications, 317 p.
45. Wallis, M. & Fleras, Au. (2009). The Politics of Race in Canada. Readings in Historical Perspectives, Contemporary Realities and Future Possibilities. New York: Oxford University Press, 296 p.
References
1. Varshaver, E.A. Contact Theory: Review // Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2015. № 5: 183-214. (in Russian)
2. Amir, Y. (1976). The role of intergroup contact in change of prejudice and ethnic relations // Towards the elimination of racism: Pergamon General Psychology Series: 245-308.
3. Andersen, N., Duncan B. & Pungente, J.J. (1999). Media Education in Canada - the Second Spring / Von Feilitzen and Carlsson (Eds.). Children and Media: Image. Education. Participation. Geteborg: The UNESCO International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen at Nordicom: 139-162.
4. Bachmair, B. (1997). Cosa fa la TV ai bambini? Edutrice elle di ci. Torino: Leumann,
163 p.
5. Bazalgette, C. (1992). Key Aspects of Media Education. Media Education: An Introduction. Ed. by M. Alvarado, O. Boyod-Barrett. London: BFI Publishing: 198-205.
6. Bazalgette, C. (2008). Transforming Literacy. Empowerment through Media Education / Ed. by V. Carlson, S. Tayie, et al. Goteborg: NORDICOM: 245-250.
7. Bryant, J.& Thompson, S. (2002). Fundamentals of media effects. New York: McGraw-Hill, 395 p.
8. Buckingham, D. (2000). The Making of Citizens: Young People, News and Politics. London and New York: Routledge, 235 p.
9. Buckingham, D. (2003). Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture. Cambridge, UK: Polity Press, 219 p.
10. Buckingham, D. (2004). The Media Literacy of Children and Young People. London: University of London, 70 p.
11. Bullard, S. (1997). Teaching Tolerance: Raising Open-Minded, Empathetic Children. New York: Main Street Books, 256 p.
12. Burkholder, Z. (2011). Color in the Classroom. How American Schools Taught Race, 1900-1954. Oxford University Press. 264 p.
13. Burns Coleman, E. & White, K. (Eds.). (2011). Religious Tolerance, Education and the Curriculum. Rotterdam: Sense Publishers, 164 p.
14. Carbado, D.W. & Gulati, M. (2015). Acting White? Rethinking Race in Post-Racial America. Oxford University Press. 212 p.
15. Carnes, J. (1999). Us and Them?: A History of Intolerance in America. Oxford University Press. 136 p.
16. Caron, A.H. (2008). Television Culture and Media Socialization Across Countries: Theoretical Issues and Methodological Approaches / K. Drotner and S. Livingstone (Eds.). The International Handbook of Children, Media and Culture: London: Sage: 271-389.
17. Chelysheva, I.V., Mikhaleva, G.V. (2019). Interethnic Tolerance among University Students in the Context of Contemporary Russian and Foreign Media Education // Media Education. No. 1: 14-22.
18. Cote, R.R. & Erickson, B.N. (2009). Untangling the Roots of Tolerance. How Forms of Social Capital Form Shape Attitudes Towards Ethnic Minorities and Immigrants // American Behavioral Scientist. Vol. 52. No 12: 1664-1674.
19. Derman-Sparks, L. & Edwards J.O. (2009). Anti-Bias Education for Young Children and Ourselves // The National Association of Education of Young Children, 184 p.
20. Dismondy, M. (2015). Chocolate Milk, Por Favor: Celebrating Diversity with Empathy. Wixom: Cardinal Rule Press, 32 p.
21. Dixon, J. et al. (2010). Challenging the stubborn core of opposition to equality: Racial contact and policy attitudes // Political Psychology. Vol. 31. No 6: 831-855.
22. Duncan, B., D'ippolito, J., Macpherson, C., Wilson, C. (2007). Mass Media and Popular Culture: Version 2. Toronto, Ontario: Harcourt Brace Canada, 202 p.
23. Ellison, C. G., PowersD. A. (1994). The contact hypothesis and racial attitudes among Black Americans // Social Science Quarterly. Vol. 75. No 2: 385-400.
24. Franklin, Rachel S. (2013). The Roles of Population, Place, and Institution in Student Diversity in American Higher Education // Growth Change, 44 (1): 30-53.
25. Hamburg, D.A. & Hamburg, B.A. (2004). Learning to Live Together. Preventing Hatred and Violence in Child and Adolescent Development. New York: Oxford University Press, 432 p.
26. Herman, D. (2011). An Unfortunate Coincidence. Jews, Jewishness, and English Law. Oxford: Oxford University Press, 208 p.
27. Hobbs, R. & Moore, D.C. (2013). Discovering Media Literacy: Teaching Digital Media and Popular Culture in Elementary School. Thousand Oaks, CA: Corwin Press, 256 p.
28. Hobbs, R. (2011). Digital and Media Literacy: Connecting Culture and Classroom. Thousand Oaks, CA: Corwin Press, 232 p.
29. Hogarth, K. & Fletcher, W.L. (2018). A Space for Race. Decoding Racism, Multicul-turalism, and Post-Colonialism in the Quest for Belonging in Canada and Beyond. New York: Oxford University Press, 168 p.
30. Hurtado, S., & Ponjuan, L. (2005). Latino educational outcomes and the campus climate // Journal of Hispanic Higher Education, 4: 235-251.
31. Hurtado, S., Griffin, K. A., Arellano, L., & Cuellar, M. (2008). Assessing the value of climate assessments: Progress and future directions // Journal of Diversity in Higher Education, 1: 204-221.
32. Kafka, J. (2013). The History of "Zero Tolerance" in American Public Schooling (Palgrave Studies in Urban Education). New York: Palgrave Macmillan, 181 p.
33. Kivisto, P. & Ng, W. (2005). Americans All. Race and Ethnic Relations in Historical, Structural, and Comparative Perspectives. Second Edition. New York: Oxford University Press, 430 p.
34. Li, P.S. (Ed.) (1999). Race and Ethnic Relations in Canada. Second Edition. Toronto: Oxford University Press, 414 p.
35. Livingstone, S., Haddon, L. (2009). Young People in the European Digital Media Landscape: A Statistical Overview with an Introduction. Gothenburg: NORDICOM University of Gothenburg, the International Clearinghouse on Children, Youth and Media, 67 p.
36. Mason, D. (2000). Race and Ethnicity in Modern Britain. Second Edition. New York: Oxford University Press, 192 p.
37. Masterman, L. (1985). Teaching the Media. London: Comedia Publishing Group,
341p.
38. Masterman, L. (1997). A Rational for Media Education. In: Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U.S.A.) and London (U.K.): Transaction Publishers: 15-68.
39. Ottaviano, GIP, Peri, G. (2006). The Economic Value of Cultural Diversity: Evidence from US Cities // Journal of Economic Geography, 6 (no. 1): 9.
40. Pungente, J.J. & O'Malley, M. (1999). More Than Meets the Eye: Watching Television Watching Us. Toronto: McClelland & Stewart Inc., 254 p.
41. Rushkoff, D. (2002). Cyberia: Life in the Trenches of Cyberspace. Manchester: Clina-men Press Ltd., 272 p.
42. Stewart, F.K. & Nuttall, J. (Eds.). (1969). Screen Education in Canadian Schools. Toronto: Canadian Education Association: 6-26.
43. Thompson, J. Robert (2014). Beyond Reason and Tolerance: The Purpose and Practice of Higher Education. New York: Oxford University Press, 224 p.
44. Vogt, W. Paul (1997). Tolerance & Education: Learning To Live with Diversity and Difference. London: SAGE Publications, 317 p.
45. Wallis, M. & Fleras, Au. (2009). The Politics of Race in Canada. Readings in Historical Perspectives, Contemporary Realities and Future Possibilities. New York: Oxford University Press, 296 p.