УДК 371:37.01
йО! 10.23951/2307-6127-2021-3-86-98
ТЕОРЕТИЗАЦИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА
О. А. Козырева
Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецк
Охарактеризован выбор и описываемый процесс изучения и системного обобщения возможностей теоретизации и педагогического моделирования в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника. Анализируются общие, частно-предметные и частно-специальные составляющие педагогического моделирования, дидактической и научной теоретизации, представленное и системно уточненное в теории профессионального и педагогического знания направление служит основой для эффективного уточнения, коррекции и управления качеством решения задач развития личности в возрастообразной деятельности.
В педагогической науке и практике выбор методов и технологий научной теоретиза-ции и педагогического моделирования обусловлен развитием личности и общества, своевременностью уточнения условий научного поиска и уровнем решения задач обеспечения продуктивности и конкурентоспособности в профессионально-образовательных отношениях, данная возможность на базовом уровне теоретизации раскрыта через детерминацию основных понятий (теоретизация, педагогическое моделирование), выделение изучаемых и описываемых составляющих основных понятий (функции, принципы), отображение продуктов, связанных с осуществляемыми в профессиональной деятельности процессами (типология моделей, педагогические условия).
Представлены системно теоретизируемые основы, перспективы и результаты создания нового дидактического и нового научного знания методом педагогического моделирования, уточнение и практико-ориентированное построение которых отражено в описании целостного понимания значимости выделенного направления научного поиска и научной деятельности. Специфика научного поиска и продуктов исследования отражена и раскрыта через методологическое решение научно-педагогических задач (использование адаптивно-продуктивного, репродуктивно-продуктивного, креативно-продуктивного подходов).
Целостность и объективность теоретизации и педагогического моделирования в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника проиллюстрирована в нелинейном, согласованном использовании составляющих классической и инновационной педагогики (целеполагание, функциональная гибкость, продуктивная устойчивость, смыслообразование, точность, современность обновления генерируемых и реализуемых возможностей профессиональной деятельности).
Ключевые слова: теоретизация, педагогическое моделирование, педагогические условия, профессиональная деятельность, принципы, функции, типология.
Теоретизация и педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника определяются значимыми элементами и механизмами самоорганизации качества развития личности в обществе и общества в системе уникальных возможностей развития и самосохранения, где профессионализм и продуктивность позволяют обеспечить воспроизводимость благ и продуктов развития антропосреды.
Уточнение направленности и перспективности решения задач и проблем возрастосо-образного развития личности объективно связано с качеством создаваемых продуктов тео-ретизации и моделирования, в системе непрерывного образования в таком выборе выделяют от простейших разработок занятий до сложных систем мониторинга, технологий продуктивного решения задач развития, методико-методологического решения задач использования фасилитации и научного донорства, обновления программного сопровождения различных дидактических курсов, построения перспектив развития учреждений системы образования, культуры и спорта.
Непрерывное образование [1, 2] обоснованно выделяется в модели возрастосообразно-го развития личности как механизм управления качеством развития общества и воспроизводимости уровня жизни личности в социуме.
Специфика использования различных направлений и уровней современного образования в традиционной и инновационной практике определяется через ряд общенаучных, общепрофессиональных, общепедагогических, частно-предметных, частно-специальных аспектов оптимизации и рационализации функционирования системы образования и обеспечения качества деятельности педагога. В выделенном поле приоритетов необходимо отметить регионализацию [3, 4] как механизм общепрофессионального решения задач научного поиска, функционально-феноменологический аспект развития системы образования [5-7], объективизацию интегративных и соорганизационных связей в профессиональной деятельности педагогов [8, 9], позицирование и уточнение личностного, персонифицированного и профессионального роста субъекта педагогической деятельности в организуемой работе [10-12], акцентирование на востребованности, самоорганизации и самосохранении ценностей гуманизма в деятельности педагога [13, 14] и пр. В структуре теоретизации и уточнения качества решения задач научного поиска в педагогике профессионализация как ценность и перспектива развития обусловлена системно-региональными [4], внутриорга-низационными [3, 7, 10], общепрофессиональными [8, 11, 12, 14] и глобальными [5, 6, 13] продуктами осмысления качества деятельности личности и развития общества, ситуативно и системно теоретизируемыми и визуально отображаемыми в решении задач профессионально-педагогической деятельности. В таком понимании профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация и профессионализм личности [9, 15-17] отражают различные грани построения представлений и образов о качестве возрастосообразного развития в реализации идей и моделей современного продуктивного становления и самовыражения через определенный вид профессиональной активности, специфику которых можно определить в плоскостях адаптивного, традиционного и инновационного научно-педагогического знания [18-20]. Система профессионально-трудовых отношений определяет на базовом уровне теоретизации в таких способах и конструктах решения задач современного образования возможность уточнения и управления качеством реализации всех составляющих профессиональной и педагогической деятельности [18, 21], отражающих в различных плоскостях непрерывного образования основы учета профильности и технологичности задач научного поиска, научного выбора, уточнения и создания нового научного знания.
Основы использования педагогического моделирования [21-24] и научной теоретизации [25-27] в общепедагогическом и общепрофессиональном ракурсах продуктивного решения задач могут быть полезны педагогам и научно-педагогическим работникам на различных ступенях профессионального обучения и профессионального становления личности. Педагогическое моделирование, педагогическое проектирование и педагогическое конструирование [24, 28] раскрываются в единстве составляющих научного поиска и науч-
ного знания, определяя направленность нового решения задач развития и управления, нового научного знания и новых средств профессиональной деятельности личности.
Процесс персонифицированного использования педагогического моделирования определяет в системе задач научного поиска [1, 14, 19, 21, 22] возможность учета нормального распределения способностей и здоровья через адаптивно-продуктивные ресурсы современного образования и профессионально-трудовой деятельности, в данной практике определяют педагогическую поддержку и профессиональную поддержку [29, 30], фасилитацию и научное донорство [1, 31].
Способность личности усваивать социальное знание и социальный опыт определяется через конструктивность и вариабельность реализуемых идей воспитания и социализации [32, 33]. В структуре социализации при рассмотрении механизмов и технологий гибкого и корректного усвоения социального опыта можно выделить технологию гуманистически целесообразной среды, к таким типам сред относят и спортивно-образовательную среду [34], особенности использования которой можно уточнить с позиции нейропедагогики [35]. Социальный опыт и социальное знание в возрастосообразной деятельности личности могут быть обеспечены в формировании за счет выделения составляющих и реализуемых возможностей культуры самостоятельной работы личности [14, 22, 36]. В технологиях формирования культуры самостоятельной работы личности важными элементами определяются поиск, чтение, использование методов первичной и вторичной обработки информации и данных учебной, научной и научно-педагогической деятельности. В выделенном ракурсе научного поиска и научной теоретизации можно определить продуктами и условиями оптимального решения задач работы по теории смыслового чтения [37], информационной интерпретации данных в педагогических процессах [1, 38, 39], методической и методологической основах постановки и решения проблем современного образования [40-42].
Целостность представлений о педагогическом моделировании, научной и дидактической теоретизации может быть изучена и уточнена, исследована и системно объяснена в контексте сформированности у учителей и научно-педагогических работников основ продуктивного самовыражения и самореализации через различные социально и профессионально значимые виды деятельности, к которым относят научно-педагогической поиск и научно-педагогическое исследование [34, 43, 44], владение методами и технологиями психорелаксации и психокоррекции, фасилитации и поддержки, научного донорства и адаптивных технологий развития личности [31, 36, 45], способностью к теоретизации педагогических условий в унификации и оптимизации задач и проблем возрастосообразного развития личности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений [46]. Для реализации вышезаявленных практико-ориентированных возможностей исследования уточним на базовом уровне все составляющие теоретизации и педагогического моделирования в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника.
Цель работы: изучение и системное обобщение возможностей теоретизации и педагогического моделирования в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника.
Теоретизация в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника - метод, технология и средство создания подлинной научной теории в различных аспектах и направлениях решения задач современного непрерывного образования, т. е. профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника.
Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника - метод уточнения, коррекции, создания нового и дидактиче-
ского знания, используемого учителями и научно-педагогическими работниками для достижения цели профессиональной деятельности.
Типология моделей теоретизации и педагогического моделирования в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника - совокупность упрощаемых или усложняемых, вариативно уточняемых способов представления процессов и решения проблем и задач теоретизации и педагогического моделирования в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника.
Типология моделей теоретизации и педагогического моделирования в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника:
- базовая модель использования теоретизации и педагогического моделирования в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника (используется дидактическая теоретизация и линейное педагогическое моделирование);
- интегрированная модель использования теоретизации и педагогического моделирования в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника (используется дидактическая и научная теоретизация, линейное и нелинейное педагогическое моделирование, позволяющие осуществить интеграцию в выделенной плоскости научного поиска и научно-педагогической деятельности);
- классическая модель использования теоретизации и педагогического моделирования в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника (используется дидактическая и научная теоретизация, уровневое педагогическое моделирование, определяющие в единстве все составляющие и продукты развития и уточнения классической педагогики);
- инновационная модель использования теоретизации и педагогического моделирования в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника (используется научная теоретизация и все типы педагогического моделирования, гарантирующие качественное создание инноваций).
Функции теоретизации и педагогического моделирования в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника - совокупность системно и своевременно решаемых задач, гарантирующих обеспечение успешности развития личности в выделенных плоскостях научно-педагогического поиска и продуктивности.
Функции теоретизации и педагогического моделирования в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника:
- научности и целесообразности в установлении ограничений и перспектив постановки и решения задач продуктивного использования методов теоретизации и педагогического моделирования в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника;
- ситуативности и доступности, надежности и валидности, точности и корректности использования методов научного познания и научно-педагогической деятельности в работе учителя и научно-педагогического работника;
- самоорганизации уровня продуктивности и креативности, гуманизма и здоровьесбе-режения, возрастосообразности и гибкости, перспективности и универсальности, обновления и уточнения составляющих изучаемого явления и/или педагогически обусловленного процесса;
- вариативности и персонификации развития идей и смыслов создания нового знания и новых средств профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника и пр.
Принципы теоретизации и педагогического моделирования в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника - совокупность положений теории педагогики, определяющих успешность решения задач обеспечения личности надлежащего качества и возрастосообразности продуктами развития и самосохранения, определяемыми через ценности, смыслы, условия, целеполагание.
Принципы теоретизации и педагогического моделирования в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника:
- научности, надежности, достоверности, ясности, точности, справедливости, последовательности, системности, перспективности, управляемости в постановке и решении задач профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника;
- гибкости, гуманизма, здоровьесбережения, активности, корректности, достоверности, самоорганизации в реализации идей теоретизации и педагогического моделирования в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника;
- интеграции, обновляемости и многомерности анализа возможностей использования поддержки, фасилитации и научного донорства в продуктивном становлении личности;
- образовательного, социального, профессионального, информационного и прочих видов обогащения личности в системе непрерывного образования новыми продуктами мы-слетворчества и самоактуализации, сотрудничества и самовыражения, самопрезентации и психорелаксации;
- цикличности и непрерывности развития и продуктивного становления личности в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника и пр.
Педагогические условия обеспечения качества теоретизации и педагогического моделирования профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника -совокупность моделей, системно представляющих в деятельности и анализе оптимальную возможность управления и коррекции качества теоретизации и педагогического моделирования в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника.
Педагогические условия обеспечения качества теоретизации и педагогического моделирования в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника:
- стимулирование интересов и профессиональной активности личности к созданию новых средств и методов профессиональной деятельности, раскрывающих универсальность и востребованность, инновационное и ситуативное построение и уточнение качества реализации образовательных услуг в учреждениях системы непрерывного образования;
- обеспечение гибкости в выборе методов и технологий современного обучения и образования, повышение качества, доступности и перспективности непрерывного образования;
- разработка, апробация и корректное использование новых технологий и программного обеспечения в соответствии с изменениями в обществе, универсальностью социального знания и надежностью идей адаптивно-продуктивного и креативно-продуктивного развития личности;
- мониторинг эффективности возрастосообразного развития личности в системе непрерывного образования.
В выделенных направлениях научного поиска проблемы использования и уточнения основ научной теоретизации и педагогического моделирования в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника будут служить механизмом и конструктом обеспечения качества решения профессиональных задач.
Универсальность идей научного поиска, научной теоретизации и педагогического моделирования в системе составляющих научного исследования может быть определена и
представлена в различных направлениях профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника, проиллюстрирована в нелинейном, корректном, согласованном с условиями научного поиска продуктами профессиональной деятельности. К такого рода продуктам в использовании классической и инновационной педагогики относят целеполагание (постановка и системное формулирование цели осуществляемой деятельности, выделение и коррекция задач), смыслообразование (целостность и объективность описания приоритетов и продуктов осуществляемого педагогического процесса, конкретизация идей управления и доступность самоорганизации и самосохранения антропологически обусловленных и надежно транслируемых ценностей, способов оценки качества деятельности и общения, формируемых конструктов и алгоритмов переноса научного знания в область дидактического, т. е. возрастосообразно уточняемого, объективное обоснование всеобщности и воспроизводимости в обществе технологий развития научного мировоззрения и пр.), функциональная гибкость (выделение и ситуативное, своевременное уточнение теоретизируемых функций осуществляемого педагогического процесса), продуктивная устойчивость, точность, современность обновления генерируемых и реализуемых возможностей профессиональной деятельности в согласованном учете всех составляющих развития личности и управления качеством развития и функционирования системы непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений учителя и научно-педагогического работника.
Перспективы использования и обеспечения качества теоретизации и педагогического моделирования в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника определяются в разработке программного, методического и методологического сопровождения профессионально-педагогической деятельности учителя и научно-педагогического работника, гарантирующих выделение продуктов развития личности и определение целостного понимания потребностей и возможностей современной педагогической науки в создании нового научного знания и новых педагогических средств (в широком смысле).
Список литературы
1. Балицкая Н. В., Козырев Н. А., Козырева О. А. Теоретизация успешности продуктивного становления личности в системе непрерывного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального ун-та. 2020. № 3 (78). С. 130-142.
2. Ревякина В. И., Костюкова Т. А. Непрерывность и преемственность - основа педагогического образования // Информация и образование: границы коммуникаций. 2019. № 11 (19). С. 17-18.
3. Волошина Л. В., Обухов В. В., Осетрин К. Е. Роль университета в развитии устойчивости региональных образовательных систем // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 4 (14). С. 92-96.
4. Андреева Е. Б., Сартакова Е. Е. Модель региональной системы персонифицированного дополнительного образования детей // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 4 (32). С. 131-139.
5. Копытов А. Д., Черепанова Т. Б. К вопросу о феноменологии современного образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 1 (15). С. 169-172.
6. Куликов С. Б. Новые вызовы современности и педагогическое образование // Вестн. Томского гос. пед. унта (TSPU Bulletin). 2019. Вып. 3 (200). С. 7-9.
7. Обухов В. В. Новые подходы к обеспечению эффективности профессиональной подготовки педагогов в педагогическом университете // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 12 (189). С. 10-12.
8. Поздеева С. И. Методическая деятельность преподавателя как соорганизация разных моделей, способов и средств // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2020. Вып. 1 (207). С. 56-60.
9. Поздеева С. И. Совместная деятельность и открытая профессионализация педагога как концептуальные основы наставничества // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 6 (28). С. 91-96.
10. Ревякина В. И., Костюкова Т. А. Ступени университетского образования как среда научного и личностного роста // Информация и образование: границы коммуникаций: границы коммуникаций INFO'18: сб. науч. тр. / под ред. А. А. Темербековой, Л. А. Альковой, Г. А. Байгонаковой. Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2018. № 10 (18). С. 135-138.
11. Файзуллаева Е. Д. Оценка качества образовательной среды при реализации педагогической деятельности и родительства // Вестник пед. инноваций. 2019. № 2 (54). С. 23-29.
12. Червонный М. А. Контекст педагогического образования // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4 (22). С. 206-222.
13. Чупахин Н. П., Павлова В. Д. Толерантность в культуре образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 2. С. 228-235.
14. Козырева О. А. Теоретизация формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования // Вестник Сургутского гос. пед. ун-та. 2019. № 3 (60). С. 143-152. DOI 10.26105/ SSPU.2019.60.3.019
15. Копытов А. Д. Профессиональная ориентация и профессиональное образование: новый контекст научно-педагогической проблемы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 12 (177). С. 60-63.
16. Макеев В. В., Сартакова Е. Е. Современные механизмы подготовки абитуриентов к обучению в техническом вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 137-149.
17. Поздеева С. И., Чубыкина О. А. Метаметодика как основание построения обучающей деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. № 6 (34). С. 67-72.
18. Сартакова Е. Е., Финченко С. Н., Войтеховская М. П. К вопросу о стереотипах педагогической деятельности и механизмах их формирования // Человек и образование. 2018. № 4 (57). С. 33-37.
19. Гутак О. Я., Козырев Н. А., Козырева О. А. Педагогическое моделирование как метод и технология продуктивно-инновационного решения задач профессионально-педагогической деятельности // Вестник СевероКавказского федерального ун-та. 2019. № 5 (74). С. 154-162.
20. Коновалов С. В., Козырев Н. А., Козырева О. А. Профессионализм личности как универсальная категория современного образования // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47). С. 334-343. DOI: 10.25683/ V0LBI.2019.47.203
21. Коновалов С. В., Козырев Н. А., Козырева О. А. Теоретико-методологические возможности использования педагогического моделирования в системе педагогического и инженерно-технического образования // Вестник Удмуртского ун-та. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29, № 1. С. 72-86.
22. Козырев Н. А., Козырева О. А. Теоретико-эмпирическое обоснование связи формирования культуры самостоятельной работы личности и патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального ун-та. 2020. № 1 (76). С. 194-208.
23. Козырева О. А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника // Вестник Мининского ун-та. 2020. Т. 8, № 2. С. 1. DOI: 10.26795/2307-1281-20208-2-1
24. Омельчук И. Н., Козырев Н. А., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в повышении качества педагогической деятельности // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». 2020. № 3 (26). Март. URL: http://ce.if-mstuca.ru (дата обращения: 02.02.2021).
25. Козырева О. А. Теоретизация как технология и конструкт развития личности в системе непрерывного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального ун-та. 2019. № 4 (73). С. 146-155.
26. Козырева О. А. Теоретизация как технология и продукт системы непрерывного образования // Вестник СОГУ 2019. № 3. С. 101-110. DOI: 10.29025/1994-7720-2019-3-101-110
27. Козырева О. А. Теоретизация в педагогике как объект научного поиска и научного исследования // Гуманитарно-педагогическое образование. 2019. Т. 5, № 2. С. 116-123.
28. Соколова И. Ю., Медведева М. К. Конструирование учебной информации для активизации познавательной деятельности учащихся // Инновации в образовании. 2018. № 1. С. 164-175.
29. Кобзарь Т. К., Козырев Н. А., Митькина Е. В. Педагогические конструкты и педагогические конструкторы в изучении и исследовании основ педагогической поддержки личности в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3, № 2. С. 111-118. DOI:10.21603/2542-1840-2019-3-2-111-118
30. Чудинова С. А., Козырев Н. А., Митькина Е. В. Педагогические условия оптимизации моделирования основ педагогической поддержки личности в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3, № 1. С. 21-28. D0I:10.21306/2542-1840-2019-3-1-21-28
31. Козырева О. А. Технологизация, унификация и научное донорство в системе непрерывного образования // Вестник СОГУ 2020. № 3. С. 106-113. URL: DOI: https://doi.org/10.29025/1994-7720-2020-3-106-113 (дата обращения: 17.01.2021).
32. Дэкон В. Н., Гутак О. Я., Черных Т. А. Педагогические основы социализации личности в модели научно-исследовательской деятельности // Вестник Северо-Кавказского федерального ун-та. 2019. № 6 (75). С. 211-218.
33. Борисова Т. С., Сартакова Е. Е. Жизненное пространство современной российской молодежи: вызовы, проблемы, возможности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 8 (197). С. 224-230.
34. Пожаркин Д. И., Казанцева Н. А., Козырева О. А. Теоретизация качества и технологизация развития личности в спортивно-образовательной среде // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 4. С. 4280-4290. URL: DOI: https://doi.org/10.20-913/2618-7515-2020-4-12 (дата обращения: 17.01.2021).
35. Первушина Н. А., Осетрин К. Е. Нейропедагогика как выражение символизма биоэтики // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 198-208.
36. Кошелев А. А., Быкова А. А., Козырева О. А. Проблемы и перспективы формирования культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации // Вестник РМАТ. 2020. № 4. С. 104-108.
37. Румбешта Е. А., Швалева Т. В. Формирование смыслового чтения и умения работать с текстом в процессе применения познавательной проблемной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 6 (34). С. 52-60.
38. Скрипко З. А. Передача информации в педагогическом процессе // Школа будущего. 2018. № 2. С. 131-137.
39. Гельфман Э. Г., Пенская Ю. К., Цымбал С. Н. Учет различных способов кодирования информации как условие организации обогащающего повторения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 27-38.
40. Кобякова В. Н., Куровский В. Н. Исследовательская компетентность будущего учителя технологии как составляющая его профессионализма // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 88-96.
41. Коллегов А. К., Сартакова Е. Е. К вопросу о методике преподавания педагогики в условиях дистанционного обучения // Образовательный вестник «Сознание». 2020. Т. 22, № 11. С. 31-35.
42. Макаренко А. Н., Смышляева Л. Г., Минаев Н. Н., Замятина О. М. Цифровые горизонты развития педагогического образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 6. С. 113-121.
43. Козырева О. А. Педагогическое моделирование как конструкт теоретизации и научного поиска // Вестник Нижневартовского гос. ун-та. 2021. № 1 (53). С. 88-94. URL: https://doi.org/10.36906/2311-4444/21-1/12 (дата обращения: 17.01.2021).
44. Юрьев А. Б., Козырев Н. А., Козырева О. А. Основы сопоставительного анализа в контексте использования дидактической и научной теоретизации // Вестник Северо-Кавказского федерального ун-та. 2021. № 1 (82). С. 200-211.
45. Козырева О. А. Хобби-терапия в профессиональной поддержке педагога в системе непрерывного образования // Вестник СОГУ 2021. № 1. С. 73-79.
46. Козырева О. А. Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника // Вестник Мининского ун-та. 2021. Т. 9, № 1. С. 3.
Козырева Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный индустриальный университет (ул. Кирова, 42, Новокузнецк, Россия, 654007). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 04.02.2021
DOI 10.23951/2307-6127-2021-3-86-98
THEORETIZATION AND PEDAGOGICAL MODELING IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER AND SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL WORKER
0. A. Kozyreva
Siberian State Industrial University, Novokuznetsk, Russian Federation
The choice and the described process of studying and systemic generalization of the possibilities of theorizing and pedagogical modeling in the professional activity of a teacher and a scientific-pedagogical worker are characterized. The general, specific-subject and private-special components of pedagogical modeling, didactic and scientific theorization are analyzed, the direction presented and systematically refined in the theory of professional and pedagogical knowledge serves as the basis for effective clarification, correction and quality management of solving problems of personality development in age-related activities.
In pedagogical science and practice, the choice of methods and technologies of scientific theorization and pedagogical modeling is due to the development of the individual and society, the timeliness of specifying the conditions of scientific research and the level of solving problems of ensuring productivity and competitiveness in professional and educational relations, this opportunity at the basic level of theorization is revealed through the determination of basic concepts (theorizing, pedagogical modeling), highlighting the studied and described components of the basic concepts (functions, principles), displaying products related to the processes carried out in professional activity (typology of models, pedagogical conditions).
The systematic theorized foundations, prospects and results of creating new didactic and new scientific knowledge by the method of pedagogical modeling are presented, the refinement and practice-oriented construction of which is reflected in the description of a holistic understanding of the significance of the selected direction of scientific research and scientific activity. The specificity of scientific research and research products is reflected and disclosed through the methodological solution of scientific and pedagogical problems (the use of adaptive-productive, reproductive-productive, creative-productive approaches).
The integrity and objectivity of theorization and pedagogical modeling in the professional activity of a teacher and a scientific-pedagogical worker is illustrated in the nonlinear, coordinated use of the components of classical and innovative pedagogy (goal-setting, functional flexibility, productive stability, sense formation, accuracy, modernity of updating the generated and realized opportunities of professional activity).
Keywords: theorization, pedagogical modeling, pedagogical conditions, professional activity, principles, functions, typology.
References
1. Balitskaya N. V, Kozyrev N. A., Kozyreva O. A. Teoretizatsiya uspeshnosti produktivnogo stanovleniya lichnosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Theorization of the success of the productive formation of the individual in the system of lifelong education]. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta - Newsletter of North Caucasus Federal University, 2020, no. 3 (78), pp. 130-142 (in Russian).
2. Revyakina V. I., Kostyukova T. A. Nepreryvnost' i preemstvennost' - osnova pedagogicheskogo obrazovaniya [Continuity and continuity - the basis of pedagogical education]. Informatsiya i obrazovaniye: granitsy kommunikatsiy - Information and education: the boundaries of communication, 2019, no. 11 (19), pp. 17-18 (in Russian).
3. Voloshina L. V., Obukhov V. V., Osetrin K. E. Rol' universiteta v razvitii ustoychivosti regional'nykh obrazovatel'nykh sistem [The role of the university in the development of sustainability of regional educational systems]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, vol. 4 (14), pp. 92-96 (in Russian).
4. Andreyeva E. B., Sartakova E. E. Model' regional'noy sistemy personifitsirovannogo dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [Model of the regional system of personified additional education for children]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2020, vol. 4 (32), pp. 131-139 (in Russian).
5. Kopytov A. D., Cherepanova T. B. K voprosu o fenomenologii sovremennogo obrazovaniya [On the question of the phenomenology of modern education]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2017, vol. 1 (15), pp. 169-172 (in Russian).
6. Kulikov S. B. Novye vyzovy sovremennosti i pedagogicheskoye obrazovaniye [New challenges of our time and pedagogical education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2019, vol. 3 (200), pp. 7-9 (in Russian).
7. Obukhov V. V. Novye podkhody k obespecheniyu effektivnosti professional'noy podgotovki pedagogov v pedagogicheskom universitete [New approaches to ensuring the effectiveness of professional training of teachers at the pedagogical university]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2017, vol. 12 (189), pp. 10-12 (in Russian).
8. Pozdeyeva S. I. Metodicheskaya deyatel'nost' prepodavatelya kak soorganizatsiya raznykh modeley, sposobov i sredstv [Methodological activity of a teacher as co-organization of different models, methods and means]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2020, vol. 1 (207), pp. 56-60 (in Russian).
9. Pozdeyeva S. I. Sovmestnaya deyatel'nost' i otkrytaya professionalizatsiya pedagoga kak kontseptual'nye osnovy nastavnichestva [Joint activity and open professionalization of a teacher as a conceptual basis for mentoring].
Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2019, vol. 6 (28), pp.91-96 (in Russian).
10. Revyakina V. I., Kostyukova T. A. Stupeni universitetskogo obrazovaniya kak sreda nauchnogo i lichnostnogo rosta [The stage of university education as a medium of scientific and personal growth]. Informatsiya i obrazovaniye: granitsy kommunikatsiy INFO'18: sbornik nauchnykh trudov no. 10 (18) [Information and education: borders of communication INFO'18: collection of scientific papers No 10 (18)]. Ed. A. A. Temerbekova, L. A. Alkova, G. A. Baygonakova. Gorno-Altaysk, BITS GAGU Publ., 2018. Pp. 135-138 (in Russian).
11. Fayzullayeva E. D. Otsenka kachestva obrazovatel'noy sredy pri realizatsii pedagogicheskoy deyatel'nosti i roditel'stva [Assessment of the quality of the educational environment in the implementation of pedagogical activities and parenting]. Vestnikpedagogicheskikh innovatsiy - Bulletin of Pedagogical Innovations, 2019, no. 2 (54), pp. 23-29 (in Russian).
12. Chervonnyy M. A. Kontekst pedagogicheskogo obrazovaniya [The context of teacher education]. Praksema. Problemy vizual'noy semiotiki - Praksema. Problems of visual semiotics, 2019, no. 4 (22), pp. 206-222 (in Russian).
13. Chupakhin N. P., Pavlova V D. Tolerantnost' v kul'ture obrazovaniya [Tolerance in the culture of education].
Professional'noye obrazovaniye v sovremennom mire - Professional Education in the Modern World, 2016, vol. 6, no. 2, pp. 228-235 (in Russian).
14. Kozyreva O. A. Teoretizatsiya formirovaniya kul'tury samostoyatel'noy raboty lichnosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Theorization of the formation of a culture of independent work of an individual in the system of continuous education]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - The Surgut State Pedagogical University Bulletin, 2019, no. 3 (60), pp. 143-152 (in Russian). DOI 10.26105/SSPU.2019.60.3.019
15. Kopytov A. D. Professional'naya orientatsiya i professional'noye obrazovaniye: novyy kontekst nauchno-pedagogicheskoy problemy [Vocational guidance and vocational education: a new context of the scientific and pedagogical problem]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, no. 12 (177), pp. 60-63 (in Russian).
16. Makeyev V V., Sartakova E. E. Sovremennye mekhanizmy podgotovki abiturientov k obucheniyu v tekhnicheskom vuze [Modern mechanisms for preparing applicants for training in a technical university]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2020, vol. 2 (30), pp. 137-149 (in Russian).
17. Pozdeyeva S. I., Chubykina O. A. Metametodika kak osnovaniye postroeniya obuchayushchey deyatel'nosti [Meta-methodology as the basis for constructing educational activities]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye -Pedagogical Review, 2020, vol. 6 (34), pp. 67-72 (in Russian).
18. Sartakova E. E., Finchenko S. N., Voytekhovskaya M. P. K voprosu o stereotipakh pedagogicheskoy deyatel'nosti i mekhanizmakh ikh formirovaniya [On the issue of stereotypes of pedagogical activity and the mechanisms of their formation]. Chelovek i obrazovaniye - Man and Education, 2018, no. 4 (57), pp. 33-37 (in Russian).
19. Gutak O. Ya., Kozyrev N. A., Kozyreva O. A. Pedagogicheskoye modelirovaniye kak metod i tekhnologiya produktivno-innovatsionnogo resheniya zadach professional'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti [Pedagogical modeling as a method and technology of productive and innovative solution of the problems of professional and pedagogical activity]. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal 'nogo universiteta - Newsletter of North Caucasus Federal University, 2019, no. 5 (74), pp.154-162 (in Russian).
20. Konovalov S. V., Kozyrev N. A., Kozyreva O. A. Professionalizm lichnosti kak universal'nay a kategoriya sovremennogo obrazovaniya [Personal professionalism as a universal category of modern education]. Biznes. Obrazovaniye. Pravo - Business. Education. Right, 2019, no. 2 (47), pp. 334-343 (in Russian).DOI: 10.25683/ VOLBI.2019.47.203
21. Konovalov S. V., Kozyrev N. A., Kozyreva O. A. Teoretiko-metodologicheskiye vozmozhnosti ispol'zovaniya pedagogicheskogo modelirovaniya v sisteme pedagogicheskogo i inzhenerno-tekhnicheskogo obrazovaniya [Theoretical and methodological possibilities of using pedagogical modeling in the system of pedagogical and engineering-technical education]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogi-ka - Bulletin of the Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2019, vol. 29, no. 1, pp. 72-86 (in Russian).
22. Kozyrev N. A., Kozyreva O. A. Teoretiko-empiricheskoye obosnovaniye svyazi formirovaniya kul'tury samostoyatel'noy raboty lichnosti i patentno-tekhnicheskoy kul'tury lichnosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Theoretical and empirical substantiation of the connection between the formation of a culture of independent work of an individual and a patent-technical culture of an individual in the system of continuous education]. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta - Newsletter of North Caucasus Federal University, 2020, no. 1 (76), pp. 194-208 (in Russian).
23. Kozyreva O. A. Pedagogicheskoye modelirovaniye v professional'noy deyatel'nosti uchitelya i nauchno-pedagogi-cheskogo rabotnika [Pedagogical modeling in the professional activity of a teacher and a scientific-pedagogical worker]. VestnikMininskogo universiteta - Vestnik of Minin University, 2020, vol. 8, no. 2, p. 1 (in Russian).
24. Omel'chuk I. N., Kozyrev N. A., Kozyreva O. A. Pedagogicheskoye modelirovaniye v povyshenii kachestva pedagogicheskoy deyatel'nosti [Pedagogical modeling in improving the quality of pedagogical activity]. Mezhdunarodnyy informatsionno-analiticheskiy zhurnal "Crede Experto: transport, obshchestvo, obrazovaniye, yazyk" - International information and analytical journal "Crede Experto: transport, society, education, language", 2020, no. 3 (26). URL: http://ce.if-mstuca.ru (in Russian) (accessed 2 February 2021).
25. Kozyreva O. A. Teoretizatsiya kak tekhnologiya i konstrukt razvitiya lichnosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Theorization as a technology and construct of personality development in the system of continuous education]. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta - Newsletter of North Caucasus Federal University, 2019, no. 4 (73), pp. 146-155 (in Russian).
26. Kozyreva O. A. Teoretizatsiya kak tekhnologiya i produkt sistemy nepreryvnogo obrazovaniya [Theorization as a technology and product of the continuous education system]. Vestnik SOGU - Vestnik of North Ossetian State University named after K. L. Khetagurov, 2019, no. 3, pp. 101-110 (in Russian).
27. Kozyreva O. A. Teoretizatsiya v pedagogike kak ob''ekt nauchnogo poiska i nauchnogo issledovaniya [Theorization in pedagogy as an object of scientific research and scientific research]. Gumanitarno-pedagogicheskoye obrazovaniye - Humanitarian and Pedagogical Education, 2019, vol. 5, no. 2, pp. 116-123 (in Russian).
28. Sokolova I. Yu., Medvedeva M. K. Konstruirovaniye uchebnoy informatsii dlya aktivizatsii poznavatel'noy deyatel'nosti uchashchikhsya [Designing educational information to enhance the cognitive activity of students]. Innovatsii v obrazovanii - Innovation in Education, 2018, no. 1, pp. 164-175 (in Russian).
29. Kobzar' T. K., Kozyrev N. A., Mit'kina E. V. Pedagogicheskiye konstrukty i pedagogicheskiye konstruktory v izuchenii i issledovanii osnov pedagogicheskoy podderzhki lichnosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Pedagogical constructs and pedagogical constructors in the study and research of the foundations of pedagogical support of the individual in the system of continuous education]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obshhestvennye nauki - Bulletin of the Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, 2019, vol. 3, no. 2, pp. 111-118 (in Russian).
30. Chudinova S. A., Kozyrev N. A., Mit'kina E. V. Pedagogicheskiye usloviya optimizatsii modelirovaniya osnov pedagogicheskoy podderzhki lichnosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Pedagogical conditions for optimization of modeling of the foundations of pedagogical support of an individual in the system of continuous education]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obshhestvennye nauki - Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, 2019, vol. 3, no. 1, pp. 21-28 (in Russian).
31. Kozyreva O. A. Tekhnologizatsiya, unifikatsiya i nauchnoye donorstvo v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Technologization, unification and scientific donation in the system of continuous education]. Vestnik SOGU -Vestnik of North Ossetian State University named after K. L. Khetagurov, 2020, no. 3, pp. 106-113 (in Russian). URL: DOI: https://doi.org/10.29025/1994-7720-2020-3-106-113 (accessed 17 January 2021).
32. Dekon V. N., Gutak O. Ya., Chernykh T. A. Pedagogicheskiye osnovy sotsializatsii lichnosti v modeli nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti [Pedagogical foundations of personality socialization in the model of research activity]. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta - Newsletter of North Caucasus Federal University, 2019, no. 6 (75), pp. 211-218 (in Russian).
33. Borisova T. S., Sartakova E. E. Zhiznennoye prostranstvo sovremennoy rossiyskoy molodezhi: vyzovy, proble-my, vozmozhnosti [Living space of modern Russian youth: challenges, problems, opportunities]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2018, vol. 8 (197), pp. 224-230 (in Russian).
34. Pozharkin D. I., Kazantseva N. A., Kozyreva O. A. Teoretizatsiya kachestva i tekhnologizatsiya razvitiya lichnosti v sportivno-obrazovatel'noy srede [Theorization of quality and technologization of personality development in the sports and educational environment]. Professional'noye obrazovaniye v sovremennom mire - Professional education in the modern world, 2020, vol. 10, no. 4, pp. 4280-4290. (in Russian). URL: DOI: https://doi.org/10.20-913/2618-7515-2020-4-12 (accessed 17 January 2021).
35. Pervushina N. A., Osetrin K. E. Neyropedagogika kak vyrazheniye simvolizma bioetiki [Neuropedagogy as an Expression of the Symbolism of Bioethics]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2017, no. 2 (16), pp. 198-208 (in Russian).
36. Koshelev A. A., Bykova A. A., Kozyreva O. A. Problemy i perspektivy formirovaniya kul'tury samostoyatel'noy raboty obuchayushchegosya obrazovatel'noy organizatsii [Problems and prospects of the formation of a culture of independent work of a student educational organization]. VestnikRMAT- VestnikRIAT, 2020, no. 4, pp. 104-108 (in Russian).
37. Rumbeshta E. A., Shvaleva T. V Formirovaniye smyslovogo chteniya i umeniya rabotat' s tekstom v protsesse primeneniya poznavatel'noy problemnoy deyatel'nosti [Formation of semantic reading and the ability to work with text in the process of applying cognitive problematic activity]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye -Pedagogical Review, 2020, no. 6 (34), pp. 52-60 (in Russian).
38. Skripko Z. A. Peredacha informatsii v pedagogicheskom protsesse [Information transfer in the pedagogical process]. Shkola budushchego - School of the Future, 2018, no. 2, pp. 131-137 (in Russian).
39. Gel'fman E. G., Penskaya Yu. K., Tsymbal S. N. Uchet razlichnykh sposobov kodirovaniya informatsii kak usloviye organizatsii obogashchayushchego povtoreniya [Taking into account various ways of coding information as a condition for organizing enriching repetition]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2018, no. 4 (22), pp. 27-38 (in Russian).
40. Kobyakova V N., Kurovskiy V. N. Issledovatel'skaya kompetentnost' budushchego uchitelya tekhnologii kak sostavlyayushchaya ego professionalizma [Research competence of the future teacher of technology as a component of his professionalism]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2018, no. 4 (22), pp. 8896 (in Russian).
41. Kollegov A. K., Sartakova E. E. K voprosu o metodike prepodavaniya pedagogiki v usloviyakh distantsionnogo obucheniya [On the question of the methodology of teaching pedagogy in the context of distance learning].
Obrazovatel'nyy vestnik "Soznaniye" - Educational Bulletin Consciousness, 2020, vol. 22, no. 11, pp. 31-35 (in Russian).
42. Makarenko A. N., Smyshlyayeva L. G., Minayev N. N., Zamyatina O. M. Tsifrovye gorizonty razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya [Digital horizons of teacher education development]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2020, vol. 29, no. 6, pp. 113-121 (in Russian).
43. Kozyreva O. A. Pedagogicheskoye modelirovaniye kak konstrukt teoretizatsii i nauchnogo poiska [Pedagogical modeling as a construct of theorization and scientific research]. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Nizhnevartovsk State University, 2021, no. 1 (53), pp. 88-94 (in Russian). URL: https:// doi.org/10.36906/2311-4444/21-1/12 (accessed 17 January 2021).
44. Yur'yev A. B., Kozyrev N. A., Kozyreva O. A. Osnovy sopostavitel'nogo analiza v kontekste ispol'zovaniya didakticheskoy i nauchnoy teoretizatsii [Fundamentals of comparative analysis in the context of the use of didactic and scientific theorization]. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta - Newsletter of North Caucasus Federal University, 2021, no. 1 (82), pp. 200-211 (in Russian).
45. Kozyreva O. A. Khobbi-terapiya v professional'noy podderzhke pedagoga v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Hobby therapy in the professional support of the teacher in the system of continuous education]. Vestnik SOGU -Vestnik of North Ossetian State University named after K. L. Khetagurov, 2021, no. 1, pp. 73-79 (in Russian).
46. Kozyreva O. A. Teoretizatsiya i modelirovaniye pedagogicheskikh usloviy v professional'noy deyatel'nosti nauchno-pedagogicheskogo rabotnika [Theorization and modeling of pedagogical conditions in the professional activity of a scientific and pedagogical worker]. VestnikMininskogo universiteta - Vestnik of Minin University, 2021, vol. 9, no. 1, pp. 3 (in Russian).
Kozyreva O. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Siberian State Industrial
University (ul. Kirova, 42, Novokuznetsk, Russian Federation, 654007).
E-mail: [email protected]