УДК 378 ББК 74.58
Колова С.Д.
ТЕОРЕТИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИКРОТЕХНОЛОГИИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ
Kolova S.D
THEORETICAL AND TECHNOLOGICAL BASES OF THE TRAINING DIALOGUE AS EDUCATIONAL MICROTECHNOLOGY OF STUDENTS-PHILOLOGISTS
Ключевые слова: учебный диалог, интерактивная технология, макротехнологии, микротехнологии, дискурс, коммуникативно-дискуссионная культура, интеллектуальнотворческая культура, осмысление, аргументация, интерпретация.
Keywords: training dialogue, interactive technology, macrotechnology, microtechnology, discourse, communication and argumentative culture, intellectual and creative culture, comprehension, reasoning, interpretation.
Аннотация
В статье рассматриваются теоретико-технологические основы учебного диалога как образовательной микротехнологии процесса обучения студентов-филологов, указаны необходимые условия организации учебного диалога в вузовской аудитории.
Abstract
The article deals with theoretical and technological bases of the training dialogue as educational microtechnology of students-philologists, necessary conditions for the training dialogue in the university auditorium.
Современное отечественное образование ориентировано на подготовку высококвалифицированных специалистов. Оно призвано способствовать становлению и развитию профессиональной компетентности обучаемого, «наполнению» преподавания так называемыми интерактивными технологиями обучения.
В содержании наиболее методически востребованных макротехнологий, таких как проектная, личностно-ориентированные технологии, информационные,
коммуникационные и развивающие, выделяются микротехнологии, дающие наибольший образовательный эффект в предметной области «Филология».
Наиболее продуктивной микротехнологией филологического образования в рамках личностно-ориентированного обучения является учебный диалог. Он находит воплощение в разработках по организации учебного процесса в диалогическом дискурсе, направленном на развитие интеллектуально-творческой и коммуникативнодискуссионной культуры личности обучаемого. В аспекте профессионального вузовского образования учебный диалог понимается и как способ работы над содержанием занятия, и как форма организации обучения. Определим теоретико-технологические основы учебного диалога как образовательной микротехнологии студентов-филологов.
Создавая особую дидактико-коммуникативную среду в образовательном пространстве, учебный диалог стимулирует познавательный интерес, вовлекает студенческую аудиторию в активное обсуждение спорных научных проблем, побуждает к осмыслению различных подходов в аргументации своей и чужой позиции.
Данная микротехнология предполагает организацию субъектно-смыслового общения, когда содержание изучаемого усваивается не столько через запоминание, сколько через личностное осмысление. Совместный поиск истины в учебном диалоге предполагает реализацию важнейших для будущих педагогов принципов взаимоуважения, взаимодополнения, взаимообогащения, взаимопонимания, сопереживания и сотворчества.
Нельзя не отметить и дидактическую адекватность учебного диалога процессу обучения русскому языку и литературе: язык, и литература в том числе, уникальны тем, что одновременно являются и предметом изучения, и инструментом обучения; язык «активизирует мозговые центры, выполняет... роль «учителя мышления» [1] и, таким образом, формирует у студента-филолога умение учиться. Учебный диалог позволяет будущему педагогу «осуществить информативно-познавательную задачу в качестве ритора, автора-профессионала и художника слова» [2]. Все это становится возможным, если обучение осуществляется в диалогическом режиме, если преподаватель органично сочетает в педагогическом диалоге такие функции языка, как социального явления, как познавательную и коммуникативную. К необходимым условиям организации учебного диалога в вузовской аудитории можно отнести следующие:
1. Материал для обсуждения в рамках учебного диалога должен быть проблемным, содержащим значительный потенциал для разворачивания дискуссии, дающим широкую возможность для его рассмотрения с различных точек зрения. С этих позиций литература, как содержательный компонент области «Филология», предполагает размышление в процессе чтения художественного произведения над вечными проблемами бытия, совместные размышления автора и читателя (диалог с писателем), сопоставление различных точек зрения на эти вечные проблемы (диалог идей); прослеживание связи литературы с другими видами искусства (диалог культур); общение преподавателя и студента, студентов друг с другом, цель которого - глубокое личностное читательское осмысление литературного текста (диалог читателей); рефлексия студента как читателя (диалог человека с самим собой).
2. Учебный диалог предполагает разработку методики обсуждения проблемы, в которой ведущая роль отводится инициатору обсуждения. Его задача состоит в том, чтобы диалог был управляемым: при этом были достигнуты образовательно-воспитательные цели занятия, а участники получили удовлетворение от процесса общения. Этот вид деятельности формирует у будущего учителя-словесника готовность к осуществлению в предстоящей профессиональной деятельности коммуникативно-речевой и собственнометодической компетенции.
3. Немаловажно для преподавателя, реализующего данную микротехнологию, помнить о конструктивном направлении диалога. Следует избегать отхода от темы обсуждения, а также обучать аудиторию многостороннему видению проблемы, способности реализовывать культурологическую, коммуникативную, профессиональную компетентность.
4. Педагогический диалог предполагает посильное вовлечение в процесс обсуждения не только способных и желающих участвовать в нем. С помощью наводящих или стимулирующих вопросов педагог может прояснить содержание высказывания сам, а также переадресовать возникшую проблему аудитории. Не следует оставлять без внимания явные противоречия в высказываниях студентов, нелогичность их рассуждений, а также неаргументированные или необоснованные мнения.
Использование диалоговых технологий предполагает обязательную предметную (содержательную) подготовку, чтобы обучаемые владели учебным знанием, ориентировались в материале для дискуссии.
Существенным в реализации диалоговой технологии образования, на наш взгляд, является этап так называемого «вхождения в диалог». С ним связывают наибольшие методические затруднения. С целью их преодоления учебное занятие продуктивно начать с предварительного пояснения вопроса, проблемы, учебной ситуации. Начальную методику учебного диалога надо строить так, чтобы актуализировать имеющиеся у студентов сведения, ввести для них новую информацию, пробудить интерес к предмету обсуждения.
При вхождении в диалог методически оправданно применение интеграционных форм: использования ИКТ (использование иллюстративного материала - диафильмов, фото- и кинофрагментов, аудиозаписи и пр.), вовлечение в ролевые игры, инсценирование.
Традиционной и менее образовательно продуктивной на данном этапе является выступление одного студента перед аудиторией с докладом (сообщением), раскрывающим суть проблемы и краткий предварительный опрос преподавателя. Как показывает практика, целесообразнее инициировать предварительное обсуждение вопроса в малых группах.
Ключевой в решении поставленных дидактических задач (обсуждении проблем, вопросов, ситуаций) является основная часть учебного диалога. Обмен идеями, мнениями требует постоянного напряжения и внимания со стороны преподавателя. Он должен «держать руку на пульсе диалога», подвести общающихся к наивысшему критическому (кульминационному) моменту - к «точке удивления», поддержать этот процесс, вовлекая в него как можно больше участников.
Основной технологический прием удержания внимания и развития диалога — это вопросы, их вправе задавать не только организатор, но и другие участники обсуждения. Однако именно ведущий способен создать интерактивную ситуацию, вызвать ответную реакцию. С этой целью в рамках технологии учебного диалога преподаватель может реализовывать методику простых, уточняющих, интерпретационных (объясняющих), оценочных, практических вопросов. Учебный диалог предполагает также широкое использование личного опыта, филологических знаний в интерпретации художественного произведения.
Также нельзя не отметить образовательную эффективность использования преподавателем таких приемов активизации мыслительной деятельности обучаемых, как: а) резюме сказанного по основной теме дискуссии; б) панорамный обзор представленных данных, фактических сведений; в) суммирование того, что уже обсудили, и определение вопросов, подлежащих дальнейшему рассмотрению; г) повторение, переложение сложных высказываний; д) анализ хода обсуждения материала. Значительно помогают краткая фиксация опорных моментов на доске для студентов с развитой визуальной памятью и запись опорных схем для студентов с ведущей моторной памятью.
Продуктивность данной образовательной микротехнологии зависит и от того, насколько преподаватель в процессе общения:
1) оперативно помогает в формулировании высказывания (обобщает факты, расширяет контекст, меняет направление размышлений, задает наводящие вопросы, проясняет реплики и т. д.);
2) разрешает возникающие межличностные разногласия, снимает трения, побуждает к углублению мысли, соотнося создаваемый диалог с определенным эталоном;
3) дает достаточно времени, чтобы сосредоточиться и обдумать ответы;
4) уходит от некорректных формулировок, вопросов, содержащих двусмысленность, неопределенность;
5) не обходит вниманием ни одного участника диалога и не игнорирует ошибочные ответы.
Результативность применения микротехнологии учебного диалога в рамках филологического образования студентов выражается в возможности их самореализации, самовыражения, раскрытии их творческого потенциала, интеллектуальных возможностей, получения опыта общения.
Применение учебного диалога на учебных занятиях позволяет преподавателю наладить контакт с аудиторией, активизировать деятельность всех студентов, включая слабых, равнодушных, выбрать оптимальный вариант проблемно-поискового стиля педагогического общения.
Грамотно организованный учебный диалог имеет образовательную и воспитательную значимость, готовит будущих специалистов к более глубокому восприятию изучаемой проблемы, акцентирует внимание на существенном, обучает активному воздействию на свои чувства, учит мыслить широко и глубоко, гибко, а также в какой-то степени «провоцирует» педагога-словесника на максимальную самоотдачу, на проявление им черт и качеств, связанных с педагогическим творчеством.
Библиографический список
1. Федоренко, Л. П. Изучение языка и развитие мышления / Л. П. Федоренко // Русский язык в школе. - 1987. - № 4. - С. 37-41.
2. Винокур, Т. Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения / Т. Г. Винокур. - М. : Наука, 1993. - 172 с.