ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ
В СВЯЗИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ
ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ
Атаманенко Е. С.
В статье обобщаются и обозначаются теоретико-психологические аспекты изучения самосознания в связи с эмоциональными особенностями личности: «самосознание - устойчивые эмоциональные состояния личности»; «самосознание - ситуативные эмоциональные состояния»; «самосознание - переживаемые личностью фундаментальные эмоции»; «самосознание - эмоциональные особенности личности в контексте иных индивидуально-психологических детерминант (пол, возраст, социальное положение и др.)». Анализируется степень разработанности каждого из выделенных аспектов. Отмечается наибольшая изученность, в связи с эмоциональными особенностями личности, таких феноменов самосознания, как: самооценка, самоотношение, Я-концепция и Я-образ.
В рамках изучения индивидуально-психологических детерминант самосознания акцентируется внимание на изменениях, происходящих в содержании самосознания в детском, подростковом и пожилом возрастах. Отмечается связь между содержанием отдельных феноменов самосознания и эмоциональными особенностями личности в подростковом возрасте. Описывается предпринятоеэмпирическое исследование, нацеленное на изучение взаимосвязи высоты самооценок подростков с эмоциональными особенностями их личности. В исследовании приняли участие 40 старшеклассников (16-17лет) школ г. Ростова-на-Дону. В качестве самооценок рассматривались оценки подростками собственных индивидных, субъектно-деятельностных и личностных черт. Старшеклассники осуществляли самооценивание собственных наличных свойств (актуальная самооценка), желаемых ими свойств (идеальная самооценка), а также тех свойств, которые, по их мнению, относят к ним другие люди (отраженная самооценка). Выдвигается гипотеза о преимущественном влиянии на каждую из самооценок подростка устойчивых эмоционально-личностных черт.
Результаты исследования свидетельствуют о наличии корреляционной отрицательной связи между личностной тревожностью и высотой самооценок (актуально-индивидной, отраженно-индивидной и отраженно-личностной) подростка. Установлено преимущественное влияние эмоциональной стабильности (фактор С +16Р Кэттелла) на высоту актуальных самооценок (индивидной, субъектно-деятельностной и личностной) подростка, а также преимущественное влияние уровня самоконтроля (фактор 03 + 16-РГ Кэттелла) на высоту отраженной субъектно-деятельностной самооценки подростка.
Ключевые слова: самосознание, самооценка, самоотношение, Я-концепция, Я-образ, эмоциональные особенности, эмоциональное состояние, тревожность, агрессивность, фундаментальные эмоции, подростковый возраст.
Современная политическая и социальная ситуация предъявляет высокие требования к гражданам России, а именно - к усилению рефлексии, осознанию своих поступков и осуществлению деятельности вне зависимости от постоянного воздействия эмоциогенных факторов. Эти факторы по-разному отражаются на внутреннем самочувствии субъектов в силу их эмоционально-личностных особенностей. Изменения в самочувствии могут запустить работу самосознания, которое, являясь ядерной личностной структурой, затрагивает все стороны жизнедеятельности человека (И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, К. Хорни, И. И. Чеснокова и др.) [8, 15, 18]. В то же время, изменения в самопринятии, в самооценке, в самоотношении личности могут привести к внутреннему дискомфорту, тревожности, а также к негативным личностным изменениям, влияющим на принятие решений и осуществление индивидом своих планов. Происходит взаимовлияние: с одной стороны, эмоциональные переживания влияют на содержание самосознания, а с другой стороны, изменения в самосознании приводят к эмоциональным всплескам и негативным эмоциональным проявлениям. Этот двусторонний процесс подтверждается результатами исследований содержания и структуры самосознания в связи с различными по устойчивости эмоциональными особенностями человека.
Обобщение подобного рода исследований позволило выделить теоретико-психологические аспекты изучения взаимосвязи самосознания с эмоциональными особенностями личности: 1) «самосознание - устойчивые эмоциональные состояния личности»; 2) «самосознание -ситуативные эмоциональные состояния»; 3) «самосознание - переживаемые личностью фундаментальные эмоции»; 4) «самосознание -эмоциональные особенности личности в контексте иных индивидуально-психологических детерминант (пол, возраст, социальное положение и др.)».
В первом выделенном аспекте рассматриваются устойчивые эмоциональные состояния личности, которые обозначаются как разновидности психических состояний человека, главным образом тревожность, депрессивность, фрустрированность и агрессивность. В связи
с этими эмоциональными состояниями изучается самооценка и такие ее параметры, как высота и адекватность. В большом количестве психологических исследований есть указания на наличие факта тревожности и депрессивных расстройств у лиц с заниженной самооценкой (Л. В. Бороздина, Ч. Ш. Куан, О. Н. Молчанова, С. А. Озерова и др.) [2, 3, 5, 10, 13]. Таких людей характеризует неуверенность в межличностном общении, склонность к различного рода зависимостям, а также одиночество и отсутствие инициативы.
Ч. Ш. Куан, исследуя депрессивных пациентов, делает вывод о низком уровне их самооценок, выходящем за пределы нормы, что оказывает негативное влияние на совладающее поведение последних [10]. Очевидно, как адекватная, так и неадекватная низкая самооценка одинаково способствуют актуализации высокой тревожности. У лиц с адекватно низкой самооценкой чаще всего происходит осознание своей низкой позиции, принятие собственного низкого статуса и, как следствие, возникновение постоянного чувства тревоги. Для лиц с неадекватно низкой самооценкой характерны высокая потребность в достижениях и возникающая вследствие этого тревожность [3]. Более того, С. А. Озерова, исследуя подростков-школьников, отнесла заниженную самооценку и самоотношение к интегративным образованиям неадекватной тревожности [13]. Необходимо отметить, что большинство исследователей сходятся во мнении, что различные тренинговые программы, корректирующие состояние тревожности, позволят повысить самооценку участников [13, 20]. Итак, связь самосознания с устойчивыми эмоциональными состояниями изучалась, главным образом, с учетом высоты и адекватности актуальной самооценки и состояний тревожности и депрессивности. Эмпирически выявленные исследователями связи между указанными феноменами являются функциональными, корреляционными, взаимными.
Во втором выделенном аспекте «самосознание - ситуативные эмоциональные состояния» преимущественно изучались такие феномены самосознания, как: самооценка, самоотношение и Я-концепция, Я-образ в связи с ситуативной тревожностью и инструментальной агрессией [12, 16, 19]. В результате изучения лиц с ин-
струментальной агрессией сделаны выводы о завышенном уровне самооценки, высоком позитивном самоотношении, а также о низком уровне самообвинения у данных лиц. Я-образ данных респондентов является положительно окрашенным и отражает доминирующие себялюбие и самоуважение [19]. В работе А. В. Никитина доказывается, что депривация структурных звеньев Я-концепции, ответственных за имя, половую принадлежность и притязание на признание у подростков, приводит к агрессивному поведению [12]. О. В. Самитова, изучая связь Я-концепции с ситуативной тревожностью у детей, делает вывод о том, что содержание компонентов Я-концепции тревожных детей отличается амбивалентностью, а также содержательно низкой когнитивной оснащенностью [16]. Итак, связь самосознания с ситуативными эмоциональными состояниями рассматривалась, главным образом, для состояний инструментальной агрессии и ситуативной тревожности. Инструментальная агрессия изучалась с учетом высоты самооценки, уровня позитивного самоотношения и Я-образа. Ситуативная тревожность изучалась в связи с содержанием Я-концепции.
В третьем выделенном аспекте «самосознание - переживаемые личностью фундаментальные эмоции» каждая из фундаментальных эмоций рассматривается как отдельный переживательно-мотивационный комплекс, который оказывает влияние на когнитивную сферу и поведение человека [6, 22]. Автор теории дифференциальных эмоций К. Изард, вслед за М. Льюис, отмечает, что формированию самоидентичности личности способствуют боязнь ожидания позора и сопутствующие ему эмоции вины и стыда. Более того, эмоция стыда может привести к эмоциональной враждебности у полезависимых личностей [6]. Необходимо отметить, что формирование самоидентичности напрямую связано с такими феноменами самосознания, как Я-концепция и Я-образ, которые являются когнитивными компонентами самосознания. Следовательно, эмоции вины и стыда могут повлиять существенным образом на устойчивую Я-концепцию и ситуативный Я-образ. Исследования Л. В. Бороздиной и О. Н. Молчановой показывают, что одной из основных эмоций человека с низкой самооцен-
кой является эмоция страха. Этот страх чаще всего связан с боязнью оказаться хуже других в какой-либо области, потерпеть неудачу, обнаружить незнание обсуждаемого вопроса или просто ошибиться [2]. Итак, в аспекте «самосознание - переживаемые личностью фундаментальные эмоции» преимущественно изучаются отрицательные эмоции вины, стыда и страха наряду с содержанием Я-концепции и Я-образа.
В четвертом выделенном аспекте «самосознание - эмоциональные особенности личности в контексте иных индивидуально-психологических детерминант (пол, возраст, социальное положение и др.)» обращается внимание на различия в характере и компонентах связи «самосознание-эмоциональность», обусловленных возрастом субъектов. Самооценка, Я-концепция, Я-образ, самоотношение являются наиболее часто обсуждаемыми в контексте этого аспекта феноменами самосознания. Так, изучением различных компонентов самосознания в связи с эмоциональными особенностями детей занимались Э. Г. Абакарова, Е. В. Копченова, Н. А. Мосина, О. В. Самитова и др. [1, 9, 11, 16]. В исследованиях О. В. Самитовой делается вывод о том, что содержание Я-концепции детей, проявляющих ситуативную тревожность, отличается амбивалентностью и низкой когнитивной оснащенностью [16]. Установлено, что у тревожных, часто болеющих детей содержанием самоотношения является общая неудовлетворенность собой при неадекватном отношении к их болезни родителей, а также для них характерна низкая, неадекватная самооценка [1, 11]. В своем исследовании Е. В. Копченова выделила четыре группы агрессивных детей: «тотально агрессивных», «поведенчески агрессивных», «умеренно агрессивных» и «скрыто агрессивных». Она считает, что у детей, входящих в последнюю группу, агрессивность обусловлена выполнением защитной функции по сохранению высокого уровня самооценки [9].
Исследованием самосознания в связи с эмоциональными особенностями в подростковом возрасте занимались психологи А. В. Никитин, С. А. Озерова, О. В. Селезнева, М. Л. Чепелева и др. [12, 13, 17, 21]. Результаты исследований О. В. Селезневой указывают на существенные изменения в когнитивном компоненте
самосознания на протяжении подросткового возраста. Отмечается появление большей дифференцированности и целостности Я-образа респондентов, а также преобладание морально-нравственных и интеллектуальных описаний. В этот же период происходит рост самооценки и возрастание уровня самопринятия [17]. С. А. Озерова, изучая тревожных подростков, констатирует их негативное самоотношение и заниженную самооценку [13]. Высокая самооценка умственных способностей обнаружена М. Л. Чепелевой у подростков, готовых к агрессивным реакциям [21].
Изучению связи «самосознание-эмоциональность» у пожилых людей посвящены работы Л. В. Бороздиной, И. С. Кона, О. Н. Молчановой [2, 8]. И. С. Кон акцентирует внимание на увеличении общего уровня личностной тревожности людей пожилого возраста [8]. Л. В. Бороздина и О. Н. Молчанова отмечают некоторую шаблонность и усредненность в самохарактеристиках людей пожилого возраста. При ответах на вопросы, касающиеся самосознания или эмоциональности, пожилой человек часто выбирает единообразную, стереотипную характеристику, социально приемлемую или ценностно-одобряемую. Содержание самооцениваемого также имеет определенные нюансы и характеризуется учетом ретроспективы в самоанализе: оценивая себя, человек пожилого возраста ориентируется на свои «лучшие годы жизни», при этом наиболее значимыми сферами самооценивания выступают труд, социальные отношения (включая семейные), здоровье и личностные качества. Высота самооценки пожилых людей имеет тенденцию к снижению, т. к. захватывает сферы здоровья и самочувствия [2]. Итак, связь «самосознание-эмоциональность» в различных возрастных группах изучалась как в связи с устойчивыми (личностная тревожность, агрессивность), так и с ситуативными (инструментальная агрессия, ситуативная тревожность) эмоциональными особенностями. Наиболее часто эти эмоциональные особенности обсуждались в связи с содержанием самоотношения, Я-концепции и Я-образа, а также с высотой и адекватностью самооценки.
Установление вышеперечисленных аспектов приводит к необходимости проведения дальнейших исследований. Нами проведено пило-
тажное исследование, нацеленное на изучение различных видов самооценки (актуальная, идеальная, отраженная) подростков в связи с эмоциональными особенностями их личности. Интерес к изучению самооценки подростков продиктован, с одной стороны, характерными для данного возраста фактами изменчивости параметров (высота, устойчивость, адекватность) частных самооценок, а с другой стороны - влиянием на самооценки подростков их эмоциональных особенностей [13].
В исследовании приняли участие 40 старшеклассников (16-17 лет), ученики двух школ г. Ростова-на-Дону. Методами выступили анкетирование, тестирование (опросник 16-PF Кэттелла, эмоционально-волевой блок; диагностика самооценки тревожности Ч. Д. Спилберга; методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта [14]), метод самооценивания (модифицированная методика измерения самооценки Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн [14]), методы непараметрической статистики (корреляционный анализ по критерию линейной ранговой корреляции Спирмена (r; р < 0,05); множественный линейный регрессионный анализ (R2; р < 0,05) [4]). Статистическая обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 22.0. В дальнейшем анализе учитывались следующие показатели тестовых методик: (О) - фактор О «спокойствие-тревожность» (16-PF Кэттелла); (С) - фактор С «эмоциональная нестабильность-стабильность» (16-PF Кэттелла); (G) - фактор G «низкая-высокая нормативность поведения» (16-PF Кэттелла); (Q3) - фактор Q3 «низкий-высокий самоконтроль»; (Q4) - фактор Q4 «расслабленность-напряженность» (16-PF Кэттелла); (РТ), (ЛТ) - соответственно реактивная и личностная тревожность (Ч. Д. Спилберг); (ЭИ) - интегральный уровень эмоционального интеллекта (Н. Холл); (АИ, АСд, АЛ) - актуальные индивидная, субъектно-деятельностная и личностная самооценки; (ИИ, ИСд, ИЛ) - идеальные индивидная, субъектно-деятельностная и личностная самооценки; (ОИ, ОСд, ОЛ) - отраженные индивидная, субъектно-деятельностная и личностная самооценки.
В результате исследования нами обнаружены положительные корреляционные связи между фактором С - эмоциональная нестабильность-стабильность (16-PF Кэттелла) с одной стороны,
и АИ (г = 0,529), АСд (г = 0,444), ОИ (г = 0,395), ОСд (г = 0,375) с другой стороны. Таким образом, для эмоционально стабильного подростка характерны высокие показатели актуальной индивидной и субъектно-деятельностной, а также отраженной индивидной и субъектно-деятельностной самооценок. Помимо этого, нами обнаружены отрицательные корреляционные связи между ЛТ с одной стороны, и АИ (г = -0,340), ОИ (г = -0,393), ОЛ (г = -0,374) с другой стороны. Во всех трех связях фигурирует ЛТ - личностная тревожность как свойство личности, как предрасположенность субъекта к тревоге. Таким образом, высокому уровню личностной тревожности подростка соответствуют низкие показатели актуальной индивидной самооценки и низкие показатели отраженной как индивидной, так и личностной самооценок. Также имели место отрицательные корреляционные связи между фактором О (16-РР Кэттелла) с одной стороны, и АИ (г = -0,426), АСд (г = -0,361), ОИ (г = -0,564), ОСд (г = -0,328), ОЛ (г = -0,329) с другой стороны. Следовательно, высокому уровню тревожности, ранимости, ипохондричности подростка соответствуют низкие показатели актуальной как индивидной, так и субъектно-деятельностной самооценок, а также низкие показатели отраженной как индивидной, так и субъектно-деятельностной самооценок. Таким образом, можно полагать наличие так называемого «порочного круга»: подростку-старшекласснику кажется, что его личностные черты, а также его черты как индивида недооценены окружающими, и это вызывает состояние тревожности. С другой стороны, внутренняя тревожность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям и недовольство собой мешают адекватно оценить свои достоинства. Для каждой из анализируемых взаимосвязей установлено наличие устойчивой эмоционально-личностной черты. Это позволяет полагать определенное «влияние» устойчивых эмоциональных особенностей подростка на высоту актуальной и отраженной самооценок.
Однако наличие корреляционных связей не позволяет говорить о характере влияния различных факторов на высоту самооценок. Для ответа на вопрос о влиянии на полученные
в ходе исследования данные был применен множественный линейный регрессионный анализ. Его результаты позволяют говорить о зависимости высоты актуальной и отраженной самооценок от ряда факторов. На высоту актуальных самооценок индивидной (АИ), субъектно-деятельностной (АСд) и личностной (АЛ), а также на высоту отраженной индивидной самооценки (ОИ) среди прочих преимущественно влияет фактор С - уровень эмоциональной стабильности (R2 = 0,452; R2 = 0,372; R2 = 0,386; R2 = 0,387). Таким образом, эмоционально устойчивого, зрелого, спокойного подростка характеризуют высокие актуальная индивидная, субъектно-деятельностная и личностная самооценки, а также высокая отраженная индивидная самооценка. Высота отраженной самооценки подростка как субъекта деятельности (ОСд) в большей степени зависит от фактора Q3 - уровень самоконтроля (R2 = 0,424). То есть, чем выше уровень самоконтроля подростка (целенаправленности, умения контролировать свои эмоции и поведение), тем выше его отраженная субъектно-деятельностная самооценка. Таким образом, высота актуальной, а также отраженной самооценки подростка, раскрывающей его черты как биологического и социального индивида, зависит от устойчивых эмоциональных черт, таких как уровень эмоциональной стабильности и уровень самоконтроля.
Перспектива дальнейшего исследования заключается в анализе связей между иными феноменами самосознания и эмоциональными особенностями личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абакарова Э. Г. Диагностика и коррекция тревожности у детей 5-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. -Ставрополь, 2003. - 22 с.
2. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. - М.: ООО Проект-Ф, 2001. - 85 с.
3. Бороздина Л. В. Что такое самооценка // Психологический журнал.- 1992. - № 4. -С. 25-27.
4. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Platinum Edition:
Пер. с нем. - СПб.: ООО ДиаСофтЮП, 2005. -335 с.
5. Джанерьян С. Т. Структура типов профессиональных Я-концепций // Российский психологический журнал. - 2005. - Т. 2. -№ 3. - С. 78-92.
6. ИзардК. Эмоции человека. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 440 с.
7. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
8. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
9. Копченова Е. Е. Детская агрессивность как качество личности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - 22 с.
10. Куан Ч. Ш. Взаимосвязь самооценки и механизмов совладания при депрессии и наркомании: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - СПб., 2006. - 22 с.
11. Мосина Н. А. Особенности развития самосознания часто болеющих младших
школьников: автореф. дисс____канд. психол.
наук. - Казань, 2006. - 22 с.
12. Никитин А. В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте: автореф. дисс. . канд. психол. наук. - М., 2006. - 22 с.
13. Озерова С. А. Психологические особенности структуры личности тревожного подростка: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1999. - 22 с.
14. РайгородскийД.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - М.: Бахрах-М, 2011. - 576 с.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 485 с.
16. СамитоваО. В. Психологические особенности «Я-концепции» тревожных детей младшего
школьного возраста: автореф. дисс____канд.
психол. наук. - Астрахань, 2002. - 22 с.
17. Селезнева О. В. Динамика становления когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов самосознания на протяжении подросткового и юношеского возрастов: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. -Комсомольск-на-Амуре, 2006. - 22 с.
18. Столин В. В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 286 с.
19. ТевосянН. Р. Самосознание лиц, склонных к инструментальной агрессии: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2011. - 22 с.
20. Федякин А. А. Педагогическая коррекция тревожности студентов методами физического тренинга: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Сочи, 2003. - 22 с.
21. Чепелева М. Л. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Краснодар, 2001. - 22 с.
22. Rochat Ph. Others in Mind. Social Origins of Self-Consciousness. - New York: Cambridge University Press, 2009.