^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ _ л _
Актуальные проблемы теории государства и права
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ
СВОБОДЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Н.А. ЛИМОНОВА,
кандидат юридических наук, доцент, заместитель руководителя Бюро правового обеспечения воздушного транспорта Московской коллегии адвокатов «Межрегион»
Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
E-mail: limonova_natalia@mail.ru Рецензент: кандидат юридических наук, доцент С. О. Харламов
Аннотация. Сформулировано понятие «свобода передвижения»; сделан вывод о том, что когда речь идет о самостоятельном субъективном праве, то следует использовать термин «право», а когда о системе прав в области свободы передвижения, то — «свобода», что предотвратит терминологическую путаницу.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, свобода передвижения, право, место пребывания, место жительства.
TEORETIKO-LEGAL APPROACHES TO UNDERSTANDING OF A FREEDOM OF MOVEMENT
N.A. LIMONOVA,
candidate of jurisprudence, the senior lecturer, deputy head of Bureau of legal maintenance of air transport of Moscow Bar «Interregion»
Annotation. The analysis of the apparatus criticus of the national and international law in the field of the freedom of the movement enabled the author to formulate a concept «freedom of movement» and draw a conclusion that it should be used the term «right» then the matter is a separate subjective right and «freedom» then the matter is a system of rights in the field of freedom of movement. Then, in the opinion of the author, there shall not be a terminological confusion.
Keyword: the Constitution of the Russian Federation, freedom of movement, the right, stay place, residence.
В настоящее время в правовой науке нет единого понимания ни составных элементов права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также свободного выезда и беспрепятственного возвращения граждан, ни их классификации1, ни тем более целостного видения правового явления — свобода передвижения. Поэтому от юридической науки требуется не только выработка новых, но и уточнение уже известных понятий в области свободы передвижения.
Следует отметить, что и на появление в российском законодательстве самих прав в области свободы передвижения, и на их формулировку значительное влияние оказали международные акты в области прав человека.
Россия, встав на путь демократических преобразований и формирования правового государства, признала международно-правовые стандарты прав человека. Впервые Конституция Российской Федерации 1993 г. (гл. 2) закрепила совокупность основных демократических прав и свобод, признаваемых цивилизованным человечеством. Россия не только регламентирует на конституционном уровне значительный комплекс прав и свобод личности, подчеркивает их незыблемый характер, но и официально провозгла-
шает принцип приоритета международных норм-стандартов о правах человека над национальным законодательством.
Приведение внутреннего законодательства Российской Федерации в области свободы передвижения в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права началось еще до принятия ныне действующей Конституции2. Правовые возможности свободно передвигаться в пределах территории собственного государства и за его пределами впервые были закреплены в ст. 12 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР, а затем в новой
1 Шапиро И.В. Конституционные права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд за границу и возвращение: теоретический аспект // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 13. С. 11.
2 В связи с этим важное значение имели: 1) присоединение СССР 5 июня 1991 г. к Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических, что означало признание юрисдикции Комитета по правам человека ООН в рассмотрении сообщений граждан СССР о нарушении их прав, изложенных в Пакте; 2) Декларация прав и свобод человека, принятая 5 сентября 1991 г. Съездом народных депутатов СССР и введенная в действие с 17 декабря 1991 г.; 3) Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР; 4) Закон РСФСР от 21 апреля 1992 г. об изменении ранее действующей Конституции РСФСР, изложивший в новой редакции ее гл. 5 — «Права и свободы человека и гражданина».
Актуальные проблемы теории государства и права
редакции Конституции РСФСР 1978 г. (ст. 42). В Конституции Российской Федерации 1993 г. свобода передвижения как система прав нашла отражение в ст. 27.
Еще до принятия Конституции вступил в действие Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г.3, который отменил существовавший в течение долгого времени режим прописки, находившийся в противоречии с ратифицированным Советским Союзом в 1973 г. Международным пактом ООН «О гражданских и политических правах» (ст. 12).
Позднее был принят Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ4, который урегулировал наиболее важные вопросы в области свободы передвижения, связанные с въездом на территорию Российскую Федерацию и выездом за ее пределы.
Анализ международного и национального конституционного законодательства в области свободы передвижения позволяет увидеть, что последнее достаточно полно отражает основные права и свободы, признанные мировым сообществом, за исключением некоторых особенностей.
Учитывая тот факт, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы, следует начать с анализа прав и свобод в области свободы передвижения, закрепленных в международных документах, таких как Всеобщая декларации прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. и Протокол № 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
Так, в ст. 13 Всеобщей Декларации прав человека закреплены два права в области свободы передвижения: в ч. 1 — право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства, в ч. 2 той же статьи закреплено право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
В Международном пакте «О гражданских и политических правах» закреплены три права и одна свобода. В ч. 1 ст.12 Международного пакта «О гражданских и политических правах» закреплены: право
на свободное передвижение и свобода выбора местожительства в пределах территории какого-либо государства. В ч. 2 той же статьи закреплено право покидать любую страну, включая свою собственную, а в ч. 4 ст. 12 закреплено право на въезд в свою собственную страну.
В 1996 г. Российская Федерация вступила в Совет Европы, а 30 марта 1998 г. ратифицировала Протокол № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) от 4 ноября 1950 г.5. В Протоколе № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплены три права и одна свобода: в ч. 1 ст. 2 закреплены: право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства в пределах территории какого-либо государства. В ч. 2 той же статьи закреплено право покидать любую страну, включая свою собственную, а также закреплено право гражданина на въезд в собственную страну.
Среди ученых нет единого мнения по поводу количества прав в области свободы передвижения, закрепленных в Конституции России.
Так, по мнению И.В. Шапиро, ст. 27 Конституции РФ содержит пять самостоятельных прав: 1) право на свободу передвижения, 2) право на свободу выбора места жительства; 3) право на свободу выбора места пребывания; 4) право на свободный выезд из страны; 5) право на беспрепятственное возвращение граждан Российской Федерации6.
Однако, текстуальный анализ ст. 27 Конституции показывает, что в ней закреплено только три права: в ч. 1 ст. 27 — право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах территории любого государства, в ч. 2 ст. 27 — право на выезд за пределы территории государства и право гражданина на въезд в собственную страну.
В ч. 1 ст. 27 Конституции РФ провозглашено: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Наличие в формулировке указанной статьи запятой между конструкцией «право свободно передвигаться» и конструкцией «выбирать место пребывания и жительства» говорит о том, что это перечисление отдель-
3 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.
4 СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
5 Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ. // СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1514.
6 Шапиро И.В. Указ. соч. С. 8.
Актуальные проблемы теории государства и права
ных правомочий одного права. Кроме того, и в Законе РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г., принятом еще до принятия Конституции закреплено: «ограничение права...». То есть речь идет об одном праве.
Таким образом, формулировка указанного субъективного права в российском законодательстве позволяет утверждать, что законодатель имел в виду только одно право.
Некоторые авторы считают, что в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ закреплены две свободы и ссылаются на международные правовые акты. Так, А.В. Филатов отмечает, что «свобода передвижения» и «свобода выбора места жительства» несомненно различные по своему смысловому содержанию, употребляются в международно-правовых стандартах в этой области неразрывно, и регулярно используются в связке — образуя единую терминологическую формулировку «свобода передвижения и выбора места жительства», содержащую сразу две неотъемлемые свободы индивида7.
Да, действительно, в ч. 1 ст. 12 Международного пакта «О гражданских правах и политических правах» 1966 г. и в ч. 1 ст. 2 Протокола № 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. формулировка указанных прав позволяет предположить, что это различные права. Они сформулированы следующим образом: право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства. Другими словами закреплены «право» и «свобода», как отдельные правовые возможности. Следовательно, в международно-правовых актах содержатся два самостоятельных субъективных права: право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства. Однако, в российском законодательстве, как было подчеркнуто выше, закреплено только одно право, предоставляющее одновременно возможность передвигаться и выбирать место пребывания и жительства в пределах территории государства.
В ч. 2 ст. 27 Конституции РФ закреплено: «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию». Анализ ч. 2 указанной статьи показывает, что в ней закреплены два различных субъективных права, причем первым наделен каждый человек, а вторым только гражданин Российской Федерации.
На это указывает и то, что они сформулированы не в одном, а в двух предложениях.
Проведенный анализ международных актов и Конституции России показал, что в международных документах закреплены либо два права (во Всеобщей декларации прав человека), либо три права и одна свобода (в Международном пакте о гражданских и политических правах человека и Протоколе № 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод), а в Конституции РФ закреплены три самостоятельных, но взаимосвязанных права в области свободы передвижения.
Таким образом, все права и свободы в области свободы передвижения, предусмотренные международным законодательством, закреплены и в Конституции России.
Многие исследователи отождествляют понятия «свобода передвижения» и «право свободного передвижения». Так, С.В. Толкачева считает, что такие термины как «свобода передвижения» и «право свободного передвижения» являются синонимами, а их взаимное и равнозначное употребление оправданным8. В свою очередь, О.В. Ростовщикова, исследуя проблемы гарантирования права на свободное передвижение в пределах территории РФ, назвала работу «Свобода передвижения и выбора места жительства и гарантии ее обеспечения и защиты в России»9, а А.В. Филатов — «Организационно-правовые основы и исторические особенности обеспечения свободы передвижения и свободы выбора места жительства»10, А.В. Баев — «Свобода передвижения граждан и приравненных к ним лиц в праве Европейского Союза»11.
Следует отметить, что в международном и внутригосударственном законодательстве существуют разнообразные формулировки правовой возможности человека передвигаться и выбирать место жительства.
Сравнительный анализ статей Конституции РФ и международно-правовых актов, закрепляющих сво-
7 Филатов А.В. Организационно-правовые основы и исторические особенности обеспечения свободы передвижения и свободы выбора места жительства в России: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 12.
8 Толкачева С.В. Развитие конституционного права на въезд и выезд из Российской Федерации в период становления демократического государства: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 9.
9 Ростовщикова О.В. Свобода передвижения и выбора места жительства и гарантии ее обеспечения и защиты в России: ав-тореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2001.
10 Филатов А.В. Указ. соч.
11 Баев А.В. «Свобода передвижения граждан и приравненных к ним лиц в праве Европейского Союза»: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
Актуальные проблемы теории государства и права
боду передвижения, показал, что они имеют и общие позиции, и некоторые расхождения в формулировках.
Правовые возможности свободы передвижения в пределах территории государства закреплены в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ с такой формулировкой: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства», в ч. 1 ст. 13 Всеобщей Декларации прав человека с формулировкой: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства», в ч. 1 ст. 12 Международного пакта «О гражданских и политических правах» с формулировкой: «Каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства», а также в ч. 1 ст. 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) от 4 ноября 1950 г.12 с формулировкой «Каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства».
Общие позиции таковы: во Всеобщей декларации, в Пакте, в Конвенции, а также в Конституции России термин «каждый» указывает на то, что право на свободное передвижение в пределах территории государства предоставляется любому человеку: гражданину государства, иностранному гражданину и лицу без гражданства. Причем в Пакте, Конвенции и Конституции РФ оговаривается одно условие — законное нахождение на территории государства. Во Всеобщей декларации такого условия не закреплено.
Сформулированные в Пакте и Конвенции «право на свободное передвижение» и во Всеобщей Декларации и в Конституции России «право свободно передвигаться» по смыслу могут быть признаны идентичными.
Следует отметить расхождения в формулировках Всеобщей Декларации, Пакта, Конвенции и Конституции РФ по поводу выбора места пребывания и жительства. Если в Пакте и Конвенции предоставляется «свобода выбора местожительства», то во Всеобщей Декларации — «право выбирать себе место жительства», в Конституции РФ — «право свободно выбирать место пребыванияи жительства», а в Законе РФ «О праве граждан на свободу передвижения и выбор
места пребывания и жительства» — право на свободу выбора места пребывания и жительства.
По мнению О.В. Ростовщиковой, чаще всего встречающийся текстуальный нормативно-правовой оборот «право на свободу» является неудачным. Она считает, что в строгом социально-юридическом значении указанное правомочие человека скорее должно формулироваться непосредственно через понятие «свобода», а не «право», поскольку это значительно точнее характеризует независимость индивида от власти в рассматриваемой сфере13.
Как отмечается в юридической литературе, принципиальных различий в социальном и юридическом значении между правами и свободами нет. Особенности свобод личности в сравнении с ее правами заключаются в характере действий личности, возможности поступать в определенных сферах по своему собственному усмотрению, самому определять линию поведения и обязанных субъектов, в частности, органов государства, призванных охранять сферу осуществления свободы личности. Свобода личности — суть одновременно и ее права14.
По нашему мнению, юридические конструкции «свобода выбора места жительства» и «право свободно выбирать место жительства» можно признать идентичными, поскольку и в том, и в другом случае имеет место свободный выбор, который предполагает свободу усмотрения.
Из этого следует, что во Всеобщей Декларации, в Пакте, Протоколе № 4 к Европейской Конвенции и в Конституции РФ формулировки правовой возможности выбирать место жительства можно признать идентичными.
Понятие «место пребывания» отражено только в Конституции РФ, во Всеобщей Декларации, в Пакте и Конвенции оно не содержится. Российский же законодатель закрепляет «место пребывания» и «место жительства», которые раскрываются в Законе РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Место пребывания — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое по-
12 Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ. // СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1514.
13 Ростовщикова О.В. Указ. соч. С. 7.
14 Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985. С. 9.
Актуальные проблемы теории государства и права
мещение, не являющиеся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно. Место жительства — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда и т.п.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин проживает постоянно или преимущественно в качестве собственника, нанимателя, арендатора и т.п.
Как считает А.В. Филатов, появление «места пребывания» у российского законодателя не случайно и связано, прежде всего, с 70-летним опытом реализации прописки по месту пребывания и жительства. Соответственно, устранив на законодательном уровне разрешительные элементы прописки, государство оставило за собой право наблюдать за передвижением населения вне правовых пределов «места жительства», с помощью регистрации по «месту пребывания»15.
Аналогичной точки зрения придерживается и И.В. Шапиро, которая считает, что право на выбор места пребывания берет свое начало в советском периоде, получив детальную регламентацию в правилах прописки, а позже в регистрационном учете по месту пребывания и жительства в РФ16.
Следует заметить, что в советском законодательстве и юридической литературе не было термина «место пребывания», а был термин «временное место жительства». Так, в учебнике «Советское административное право» сказано: «Граждане, прибывшие на временное место жительства, а также выбывающие в другую местность на временное проживание. обязаны выписаться перед выбытием»17.
По нашему мнению, международный законодатель не упоминает «место пребывания» в приведенных выше международных актах, видимо, в связи с тем, что личности предоставляется свободный выбор любого места жительства, как временного, так и постоянного.
Таким образом, формулировка ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, закрепляющей право на свободу передвижения и выбор места жительства, не полностью соответствует положениям международно-правовых актов, так как в нее включен термин «место пребывания», однако само закрепление указанного права является большим шагом вперед.
Перейдем к анализу составных элементов свободы передвижения — права на выезд за пределы государства и права на въезд в собственную страну.
В ч. 2 ст. 27 Конституции РФ закреплено: «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской
Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию».
В ч. 2 ст. 13 Всеобщей Декларации прав человека установлено: «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну».
Часть 2 ст. 12 Международного пакта гласит: «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную». В ч. 4 ст. 12 закреплено: «Никто не может быть лишен права на въезд в свою собственную страну». В ст. 13 этого же документа содержится положение: «Иностранец, законно находящийся на территории какого-либо из участвующих в настоящем Пакте государств, может быть выслан только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом, и, если императивные соображения государственной безопасности не требуют иного, имеет право на представление доводов против своей высылки, на пересмотр своего дела компетентной властью или лицом, или лицами, специально назначенными компетентной властью, и на то, что бы быть представленным для этой цели перед этой властью лицом или лицами».
В ч. 2 ст. 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) содержится положение: «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную». В ч. 1 ст. 3 указывается: «Никто не может быть выслан, индивидуально или коллективно, из государства, гражданином которого он является». А в ч. 2 той же статьи: «Никто не может быть лишен права на въезд на территорию государства, гражданином которого он является».
Анализ закрепления права на выезд за пределы территории государства показывает, что содержащийся во всех исследуемых правовых актах термин «каждый» показывает, что это право принадлежит каждому человеку.
Во всех международных документах содержится формулировка «право покидать любую страну, включая свою собственную». И только в Конституции РФ содержится формулировка «может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Акцент сделан на свободный выезд, что более демократично.
15 Филатов А.В. Указ. соч. С. 21.
16 Шапиро И.В. Указ. соч. С. 10.
17 Советское административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова. М., 1985. С. 455.
Актуальные проблемы теории государства и права
Другое субъективное право, содержащееся в ч. 2. ст. 27 Конституции РФ — право беспрепятственно возвращаться в РФ принадлежит только гражданину России. Такая формулировка указанного права предполагает, что исключительно гражданину РФ предоставлена возможность без каких-либо затруднений вернуться в собственную страну. Из смысла приведенного выше положения ч. 4 ст. 12 Международного пакта «О гражданских и политических правах» вытекает, что речь идет именно о гражданине или подданном, поскольку «в свою собственную страну» может вернуться только ее гражданин или подданный.
Во Всеобщей Декларации право на въезд в свою собственную страну сформулировано как право любого человека «возвращаться в свою страну». В Пакте «никто не может быть лишен права на въезд в свою собственную страну».
В Протоколе № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ): «никто не может быть лишен права на въезд на территорию государства, гражданином которого он является». В Конституции: гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Термин «беспрепятственно» содержится только в Конституции РФ, что указывает на отсутствие препятствий со стороны государства.
На наш взгляд, формулировка в Конституции Российской Федерации прав на выезд из страны и въезд в свою страну является более демократичной.
Таким образом, формулировки закрепленных в Конституции РФ прав и свобод в области свободы передвижения, практически сходны с формулировками этих прав и свобод, предусмотренных международным законодательством.
Что касается самого термина «свобода передвижения», то представляется, что он более применим к комплексу или системе прав в области свободы передвижения, а не к отдельному праву. Тем более, что в юридической науке не раз предпринимались попытки выработать некую общую объединительную юридическую конструкцию, которая бы сводилась либо к объединению прав в области свободы передвижения в одну группу в системе личных прав, либо в одно слож-носоставное право. Так, И.В. Солонченко, исследуемые права объединила в группу прав, обеспечивающих свободу территориального перемещения индивидов18.
В свою очередь, С.В. Толкачева, раскрывая право на свободу передвижения, отмечает, что оно вклю-
чает: свободное перемещение внутри страны, выезд из любой страны и въезд в собственную страну19. Получается, что одно субъективное право включает три субъективных права.
Примерно также рассуждает и И.В. Шапиро. По мнению автора, совокупность прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, свободный выезд и беспрепятственное возвращение граждан представляет собой сложносоставное субъективное право — право человека и гражданина на территориальное самоопределение20.
По нашему мнению, конструкция «одно субъективное право равно трем» не совсем корректна, так как в теории права содержание субъективного права составляет совокупность правомочий, а не самостоятельных прав.
Поэтому объединяющим может стать термин «свобода передвижения», который соединил бы правовые возможности человека и гражданина свободно передвигаться как в пределах территории собственного государства, так и за его пределами, поскольку только включение в «свободу передвижения» трех субъективных прав дает представление о юридических возможностях человека в этой области. Это тем более логично, поскольку в российском законодательстве все юридические возможности в области свободы передвижения сформулированы как права.
В юридической науке под свободой личности понимается естественное притязание человека на определенную автономию, независимость, возможность действовать по своему усмотрению, руководствуясь своим сознанием и волей. Свобода личности является концентрированным выражением всех основных прав и свобод человека и гражданина, которые представляют ее конкретизацию применительно к различным отношениям и сферам жизнедеятельности21.
Это тезис подтверждает анализ терминологии в области свободы передвижения.
Так, свобода в философии — возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества; свобода во-
18 Солонченко И.В. Конституционно-правовая концепция содержания личных прав и свобод в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. С. 20.
19 Толкачева С.В. Указ. соч. С. 25.
20 Шапиро И.В. Указ. соч. С. 12.
21 АрутюнянГ.Г., БаглайМ.В. Конституционное право: Энциклопедический словарь. М., 2006. С. 419.
Актуальные проблемы теории государства и права
обще — отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чем-нибудь22. Передвинуться — подвинувшись, переместиться (сущ. передвижение)23. Переместиться— подвинувшись, занять другое место, расположиться в другом месте24. Свобода передвижения— это возможность волеизъявления каждого перемещаться и выбирать место своего нахождения или пребывания без каких-либо ограничений.
Анализ понятий «место пребывания» и «место жительства»25 показал, что местопребывание — местонахождение кого-нибудь26, а пребывать — находиться где-нибудь21. В свою очередь, местожительство — место постоянного проживания28, а проживать — жить, пребывать где-нибудь29.
В переводе с английского место жительства (place of residence) — место пребывания, проживания, местожительство, а место пребывания (place of temporary residence) — место временного пребывания, проживания, местожительства.
Из этих положений, видно, что место жительства — это место пребывания (нахождения), проживания, а место пребывания — место временного нахождения, временного проживания, временного местожительства. В результате анализа можно сделать следующие выводы: 1) место пребывания более широкое понятие, чем дается в законе — это любое место нахождения человека; 2) место жительства — это место постоянного проживания, пребывания (нахождения); 3) место пребывания в узком смысле — временное местожительство. Речь идет о постоянном месте жительства или временном месте жительства. Видимо поэтому международный законодатель и закрепил только право на выбор места жительства.
По нашему мнению, место пребывания нужно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле — это любое местонахождение гражданина, как в пределах территории Российской Федерации, так и за ее пределами, а им может быть и место жительства, и другие, включая общественные, места. В узком смысле — это временное местожительство. Понятие «место пребывания» в узком смысле и закреплено в Законе от 25 июня 1993 г.
Существительное выезд образовано от глагола выехать — поехав, оставить пределы чего-нибудь,
отправиться из одного места в другое30. Поехать — отправиться в путь, направиться куда-нибудь, на чем-нибудь31. Анализ понятия «выезд» показывает, что речь идет о смене места пребывания в пределах государства на место пребывания за пределами государства.
Существительное въезд образовано от глагола въехать — едучи, попасть, проникнуть внутрь32. Беспрепятственный— не связанный ни с какими затруднениями, не встречающий препятствий33. В контексте свободы передвижения въезд — это не связанное ни с какими затруднениями проникновение гражданина на территорию собственного государства.
Анализ понятия «въезд» показывает, что речь идет о смене места пребывания за пределами территории государства на место пребывания на территории этого государства; т.е. речь идет о смене мест пребывания (в широком смысле), а значит о свободе передвижения.
Закрепленная в праве свобода передвижения становится правовой возможностью волеизъявления каждого перемещаться и выбирать место своего пребывания (в широком смысле) без каких-либо ограничений. Свобода передвижения — это юридически закрепленная в озможность смены мест пребывания как в пределах территории государства, так и за его пределами
По нашему мнению, когда речь идет о самостоятельном субъективном праве, то следует использовать термин «право», а если о системе этих прав, то — «свобода». Тогда не будет терминологической путаницы.
22 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 569.
23 Там же. С. 493.
24 Там же. С. 497.
25 Лимонова Н.А. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства и деятельность органов внутренних дел по его обеспечению: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 71.
26 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Указ. соч. С. 344.
27 Там же. С. 568.
28 Там же. С. 344.
29 Там же. С. 600.
30 Там же. С. 108.
31 Там же. С. 536.
32 Там же. С. 105.
33 Там же. С. 42.