Научная статья на тему 'Теоретико-правовые основания муниципального народовластия'

Теоретико-правовые основания муниципального народовластия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
320
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО / DEMOCRACY / LOCAL GOVERNMENT / MUNICIPAL LAW

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лермонтов Юрий Михайлович

Рассматривается вопрос о соотношении понятий местного самоуправления и демократии. Представлена характеристика таких форм демократии, как представительная и непосредственная, осуществляемые на муниципальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND LEGAL BASES OF MUNICIPAL DEMOCRACY

The author of the article deals with the problem of relations between the concepts of local government and democracy and gives characteristic of such forms of democracy as representative and direct implemented at the municipal level.

Текст научной работы на тему «Теоретико-правовые основания муниципального народовластия»

Ю.М. Лермонтов

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО НАРОДОВЛАСТИЯ

Аннотация. Рассматривается вопрос о соотношении понятий местного самоуправления и демократии. Представлена характеристика таких форм демократии, как представительная и непосредственная, осуществляемые на муниципальном уровне.

Ключевые слова: демократия, местное самоуправление, муниципальное право.

В настоящее время местное самоуправление, а также право на его осуществление закреплены в Конституции Российской Федерации как обязательные элементы государства и его конституционного строя, наряду и во исполнение таких основополагающих принципов, как демократизм, социальность, правовая основа и т. д.1.

Местное самоуправление как общественно-правовое явление и обязательный элемент конституционного строя базируется на таких общезначимых категориях, как народовластие и демократия, в связи с чем представляется обоснованным семантический и сравнительно-правовой анализ их сущности и содержания как в отдельности, так и в тесной взаимосвязи.

В научной среде нет единого подхода к раскрытию содержания народовластия. Наиболее действенным является его интерпретация через сопоставление и сравнение с таким явлением, как демократия.

Сущность демократии многозначна и разноаспектна. К сожалению, в российской литературе наблюдается во многом односторонний подход к определению понятия демократии, что объясняется отсутствием должного внимания к его исходным посылкам.

Процесс исследования и толкования содержания демократии имеет богатую историю. Научные дискуссии по данному вопросу актуальны и по сей день. Часть научного сообщества считает невозможной разработку единого определения демократии, другие выступают за необходимость его актуализации соответственно уровню и характеру развития общества, третьи отмечают, что соотношение демократии и местного самоуправление имеет разнополюсный характер2. На современном этапе развития особое место занимает точка зрения об изыскании возможности формулирования

1 См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2 См.: Демократия и местное управление: реферат на книгу: Hill D.M. Democratic theory and local government. - М.: ИНИОН РАН, 1994. - С. 3.

понятия демократии, которое способствовало бы привлечению населения к участию в осуществлении местного самоуправления.

Демократия как комплексное явление изучается многими отраслями знания в различных аспектах: как форма государства, как его сущность, как разновидность власти, как форма политической организации системы общества, как особый политический режим.

Особое место в процессе интерпретации основных демократических институтов занимает соотношение понятий народовластия и демократии. Здесь представлены две основные позиции: либо указанные понятия синонимичны, либо различаются по ряду признаков1.

Отметим, что исторически сложившееся мнение о содержательном совпадении демократии и народовластия является ущербным и алогичным. Ставшая во многом классической расшифровка понятия демократии через слово «народовластие» представляет собой общеизвестный перевод термина «демократия» с греческого языка. В рабовладельческой Греции этим термином обозначалась власть всех или имущих слоев свободных людей, но не всего населения2. Здесь демократия рассматривается как одна из форм власти, способ организации этой власти и в то же время ее мера, т. е. степень господства и подчинения, свободы действий и усмотрения для подвластных и осуществляющих власть. Это власть, фактически или формально-декларативно исходящая от большинства, осуществляемая большинством и благотворная для большинства населения (общества)3. В дальнейшем такая точка зрения стала традиционной, особенно в зарубежных странах.

Однако ее придерживались далеко не все, в частности советские, ученые. Так, Г.Х. Шахназаров формулировал понятие демократии следующим образом: «Под демократией принято понимать форму государственного устройства, основанную на принципах народовластия, равенства и свободы»4. Отметим, что указанное понятие претендует на универсальность и применимость к различным видам демократии, но обязательным условием здесь выступает наличие развитого гражданского общества, что пока не достигнуто ни в одном из известных государств. При этом приведенная точка зрения доказывает неправильность отождествления понятий «демократия» и «народовластие», но подтверждает их тесную взаимосвязь и взаимообусловленность.

1 См.: Цвик, М.В. Социалистическая демократия и самоуправление // Советское государство и право. - 1985. - № 4. - С. 7.

2 См.: Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 1996. - С. 67.

3 См.: Хевсаков, В.В. Демократия и народовластие: к проблеме разграничения понятий // Гражданин и право. - 2007. - № 5.

4 Шахназаров, Г.Х. Социалистическая демократия. Некоторые вопросы теории. - М.: Политиздат, 1974. - С. 14.

В свою очередь ряд ученых придерживается мнения о взаимном влиянии народовластия и демократии. Например, Б.В. Щетинин отмечал, что между демократией и народовластием существует прямая и обратная связь. Без демократии народовластие немыслимо и, наоборот, лишь в условиях народовластия возможно существование реальной демократии для трудящихся и социальных групп, нации и народностей1. Характер подчинения демократии отмечали В.В. Копейчиков и З.И. Сущук, отмечая, что демократия - это прежде всего система определенной деятельности по практическому осуществлению народовластия»2.

Наряду с взаимодействием, демократия и народовластие обладают определенной самостоятельностью, в частности, в качестве общеправовых принципов, что отмечают авторы многих учебников по теории государства и права. Вместе с тем нельзя не отметить, что достижение реального народовластия выступает как критерий подлинной демократии, как ее идеал. При этом именно развитое гражданское общество ставит целью превращение демократии в подлинное народовластие. Мы придерживаемся позиции тех авторов, которые рассматривают демократию и народовластие как самостоятельные, но неразрывно взаимосвязанные общественные явления в рамках единого государства.

Народовластие есть принадлежность всей государственной власти народу, свободное осуществление им этой власти согласно его воле и интересам. Признание народа в качестве верховного носителя государственной власти является выражением народного суверенитета. Суверенная власть народа включает в себя права и свободы самостоятельно, независимо решать вопросы своей жизни. Принцип суверенитета народной власти реально существует при реализации на практике следующих властных функций: народу принадлежит учредительная власть; народ выбирает своих представителей и периодически может сменять их; народ имеет право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов; признание народом власти и ценностей, на основе которых она стоит, составляет существо легитимности этой власти.

Еще Ж.-Ж. Руссо считал главными свойствами народного суверенитета неотчуждаемость, неделимость и непредставляемость: «суверенитет не может быть представлен по той же самой причине, по которой он не может быть отчуждаем. Он заключается исключительно в общей воле, а воля не может быть представлена, это или та же самая воля, или другая, середины здесь нет»3.

1 См.: Щетинин, Б.В. Проблемы теории советского государственного права. -М.: Юрид. лит., 1984. - С. 87.

2 См.: Копейчиков, В.В., Сущук, З.И. Реальный социализм: демократия, личность, права человека. - Киев: Вища школа, 1988.

3 Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. - М., 1938. - С. 25.

Основополагающий характер народного суверенитета закрепляет Конституция Российской Федерации: «...Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. .Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. .Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону»1.

Представляется верным, что принцип суверенитета народа воплощает морально-политические требования демократии и является неотъемлемым качеством подлинно демократической организации современного государства и общества*. В Конституции Российской Федерации народный суверенитет получил свое выражение и закрепление применительно к определению конституционных основ государства, прав и свобод человека и гражданина, применительно к характеру полномочий соответствующих государственных органов и должностных лиц, а также к формам реализации институтов демократии в системе местного самоуправления.

В контексте содержания демократии и конституционного принципа суверенитета народа понятие «воля народа» является базисом для формирования такой широко применимой и используемой категории, как волеизъявление народа, в частности, непосредственное. Отметим, что применительно к законодательному оформлению и практическому осуществлению гражданами местного самоуправления понятие «волеизъявление» является одним из наиболее представленных и применяемых.

Закрепленные в Конституции и законах основы местного самоуправления включат в себя элементы как непосредственной, так и представительной демократии.

Прямая демократия характеризуется непосредственным участием граждан в управлении и принятии государственно важных решений, их политичностью и инициативностью, обладанием населением полномочиями по контролю за деятельностью государственных органов и должностных лиц. Исследование рассматриваемой проблемы позволяет выделить направления и формы реализации основных институтов прямой демократии, в частности, в сфере местного самоуправления, позволяющие раскрыть ее содержание и понять сущность. Развитие системы этих направлений и форм исторично обусловлено системным изменением основ российской государственности, целей и задач ее функционирования. Каждое из них разноаспектно, но при этом применимо к определенной группе смежных общественных отношений. В целом указанные формы и направления не-

1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993. - Ст. 3.

* См. работы Д.А. Керимова, ГВ. Мальцева, Б.Н. Топорнина, М.А. Шафира и других.

посредственной демократии можно рассмотреть через призму ее функций, которые можно представить следующим образом:

1. Осуществления власти народом. Данная функция направлена на привлечения населения к участию в управлении делами государства, максимально возможное расширение сферы самоуправления народа, повышение уровня политической активности составляющих его индивидов. В рамках ее реализации используется широкий перечень форм прямой демократии, применяемых, в частности, в такой важнейшей сфере жизнедеятельности населения государства, как производство.

2. Функция контроля. В рамках реализации данной функции населением (как государства, так и отдельно взятого муниципального образования) используется комплекс контрольных мероприятий в рамках институтов непосредственной демократии. К ним можно отнести и заслушивание отчетов депутатов, должностных лиц местного самоуправления, и непосредственный гражданский контроль за решением конкретных задач в различных сферах осуществления местного самоуправления, и многое другое. Здесь целесообразно представить такое определение институтов непосредственной демократии, как «прямое участие «граждан в обсуждении и принятии важнейших решений в масштабах государства, так и отдельных регионов и местного самоуправления, в их реализации и осуществлении контроля на основе инициативы и самостоятельности, гласности и информированности в порядке, установленном Конституцией и действующим законодательством»1. Примечательно, что непосредственно принятые населением решения легитимны без дальнейшего утверждения какими-либо органами власти (управления) и подлежат непосредственному исполнению последними.

3. Регулятивная функция. Основным аспектом осуществления данной функции является сопоставление воли народа с волеизъявлением формируемых им органов власти и управления (местного самоуправления), основанное на таком важнейшем конституционном принципе, как народный суверенитет. Здесь всеми правовыми методами и средствами реализуется неограниченная власть народа в своем государстве. Отметим, что данный процесс ни в коей мере не является разнополярным: народ и государство выступают в единстве и взаимодействии, направленных на создание прочных государственных институтов и механизмов в целях полной реализации интересов населения и формирования прочного гражданского общества.

Российское конституционное законодательство предусматривает целый комплекс институтов непосредственной демократии: референдумы,

1 Прусаков, Ю.М., Нифанов, А.Н. Местное самоуправление в России: вопросы теории и практики. - Ростов-на-Дону: СКАГС, 2004. - С. 25.

выборы, собрания, конференции, сходы граждан, обращения населения, территориальное общественное самоуправление и многое другое.

Отметим, что в российскую систему местного самоуправления включены все известные институты непосредственной демократии, основные положения и элементы которых развиваются в законодательстве о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актах1.

Несомненно, демократия и самоуправление обладают рядом общих признаков:

1. Являются взаимосвязанными формами осуществления публичной власти. Причем демократия есть форма осуществления государственной власти, а самоуправление - общественной. В связи с этим Д.Ю. Шапсугов верно отмечает, что самоуправление является одной из двух составных частей, посредством которых реализуется народовластие2.

2. Общими для демократии и самоуправления являются принципы свободы и равенства, народного суверенитета, выборности лиц для осуществления функции управления. Например, реализация институтов представительной демократии, решение вопросов большинством голосов и др.

При этом имеется ряд отличительных черт. Анализ демократии как формы государства резюмирует ее строго политический характер, а сущность самоуправления обладает мобильностью и изменчивостью. Основные формы и институты демократии по общему правилу закрепляются в праве, что обусловливает ее общегосударственную сущность и обязательность. Самоуправление, напротив, многоаспектно и изменчиво, предполагает адаптацию к различным уровням системы государства, обществам и коллективам, социальным стратам, реализует интересы и потребности множества групп населения, функционирует в различных масштабах - от организаций самодеятельности до регионов страны.

Самоуправление может существовать как в условиях государственности, так и в догосударственном и послегосударственном обществе, т. е. исторически предшествует демократии и продолжает функционировать после ее отмирания. Оно соотносимо со степенью участия в делах государства системы местного самоуправления, деятельность которой носит политический характер, что обеспечивает внедрение в сферу осуществления политической власти и реализации институтов демократии.

«Местное самоуправление, как отмечает С.Д. Князев, - это неотъемлемая часть единой общероссийской системы народовластия. Конституция

1 См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г № 131-ФЭ (вкл. изм., вст. в силу с 1 января 2009 г) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006.

2 См.: Шапсугов, Д.Ю. Народовластие и популизм // Северо-Кавказский юридический вестник. - 1998. - № 4. - С. 31.

РФ (ст. 12) не только рассматривает его в качестве одной из основ конституционного строя, но и гарантирует обеспечение исполнения решений органов и должностных лиц местного самоуправления и непосредственно населения муниципальных образований, принятых в пределах их компетенции. При этом за субъектами муниципальной власти резервируется возможность в случае нарушения утвержденных законом прав использовать для их восстановления и защиты механизмы государственного принуждения и судебного разбирательства1. В данной связи использование институтов прямой демократии при осуществлении права граждан на местное самоуправление должно стать неотъемлемой частью повседневности граждан, а не «праздничной» редкости, причем государство обязано гарантировать реальную реализацию данного права.

Особым моментом в данном процессе является согласованность интересов, позиций населения и потребности, желания государственных структур в выявлении и действительном воплощении в жизнь таких интересов. Помимо этого, необходимо на законодательном уровне расширить перечень и закрепить конкретные ситуации использования институтов непосредственной демократии, что подтолкнет государственный аппарат к осознанию необходимости широкого применения указанных институтов в целях создания прочного фундамента принимаемых с их помощью решений, изменения в позитивную сторону процесса легитимации итоговых положений, а также достижения должного уровня популярности представителей государственной власти среди населения.

Список литературы

1. Князев, С.Д. Местное самоуправление в Российской Федерации: конституционная природа и значение для муниципального права // Журнал российского права. - 2008. - № 6.

2. Хевсаков, В.В. Демократия и народовластие: к проблеме разграничения понятий // Гражданин и право. - 2007. - № 5.

3. Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права. -М.: Юристъ, 1996.

4. Шахназаров, Г.Х. Социалистическая демократия. Некоторые вопросы теории. - М.: Политиздат, 1974.

5. Щетинин, Б.В. Проблемы теории советского государственного права. - М.: Юрид. лит., 1984.

© Лермонтов Ю.М.

1 См.: Князев С.Д. Местное срмоуправление в Российской Федерации: конституционная природа н зн^ение .для муниципального права // Журиал ооссийского пр08а. -2008. - № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.