Проблемы и вопросы теории и истории государства и права
ББК Х625
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Н.В. Калинина, ассистент кафедры теории и истории государства и права ЮУрГУ
Проанализированы основные концептуальные подходы к пониманию экологической функции как жизненно важного направления в деятельности государства на современном этапе. Выявлено, что изучаемый предмет состоит из отдельных самостоятельных направлений (субфункций).
Ключевые слова: экологическая функция, экология, функции госу-
дарства.
Проблема взаимодействия человека и природы превратилась в одну из важнейших проблем человечества, от которой в конечном счете зависит существование цивилизации.
Интенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушают баланс в естественной среде, вызывают негативные последствия в экологических системах, что изменяет условия жизни на Земле, ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации, создают на всей планете угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. Человечество стремительно катится в «экологическую пропасть».
В этих условиях проблема экологии выходит на первый план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном, международном масштабе, она превращается в проблему спасения Земли, природы, сохранения человечества.
Все это обусловило выделение в 80-е гг. XX века в системе основных направлений деятельности государства новой - экологической - функции государства1.
Экологическая функция государства долгое время не была предметом специального исследования и рассматривалась лишь как составная часть экономической2, социальной и иных функций государства.
Только сначала 70-х гг. экологическая функция государства подвергается специальному исследованию и начинает рассматриваться в общетеоретической и отраслевой юридической литературе как самостоятельная основная функция государства3.
Экологическая функция государства возникла именно потому, что появилась необходимость в государственном регулировании общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы.
Объектами такого рода отношений можно считать всю природу в виде природных объектов, взаимосвязей, компонентов, ресурсов, объектов и т.д., т.е. все то, что характеризует природную среду как единую систему, как место жизни и деятельности людей4.
Так, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. относит к природе в разделе, определяющем объекты охраны, землю, воду, атмосферный воздух, животный и растительный мир5.
В современных научных исследованиях по теории государства и права, посвященных проблеме функций государства, практически все исследователи единодушны в определении названия функции - экологической. Однако в учебной литературе встречаются иные трактовки, и она называется функцией по охране природы (охране окружающей среды, охране окружающей природной среды)6.
Важным представляется то, что у экологической функции выделяют две подструктуры - «природоохранную» и «природоресурсную». Это определяется сущностью и характером общественных отношений (в экологической сфере), которые предопределили выделение данной функции в качестве самостоятельного направления деятельности государства.
М.И. Байтин данную функцию называет «функцией охраны природы и рационального использования природных ресурсов»7.
6
Вестник ЮУрГУ, № б, 2009
С.С. Алексеев пишет, что «в современных условиях приобретает особую актуальность и остроту функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов». М.Н. Марченко, выделяя экологическую функцию государства, называет ее также функцией охраны природы и рационального использования природных ресурсов8.
Приведенные точки зрения характеризуют единство исследователей относительно соотношения трех категорий: «природоохрана», «природопользование», «экологическая функция».
В теории государства и права не уделяется достаточного внимания проблемам понятийного аппарата данной функции, в связи с чем существуют некоторые разночтения относительно содержания понятия экологической функции государства. Это часто приводит к тому, что данная функция определяется неверно.
В.М. Корельский, например, пишет: «Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последнее десятилетие в число основных»9. По мнению В.Н. Дмитрука, экологическая функция - это разновидность внутренней функции государства по обеспечению правового режима природопользования.
Если В.М. Корельский исключает из экологической функции «природоресурсный» блок и, следовательно, сводит деятельность государства в указанной сфере только к охране природы (окружающей среды), В.Н. Дмит-рук, наоборот, исключает «природоохранный», что является следствием отсутствия в теории государства и права единой позиции по данной проблеме10.
В.М. Сырых оказался более краток и лаконичен, обходя дискуссию о понятии «экологической функции». Он определил ее как «сравнительно новое направление в деятельности государства, необходимость которой вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу»11.
Внутри каждой функции можно выделить ряд подфункций - отдельные самостоятельные направления, в которых идут процессы количественных и качественных накоплений по реализации важных для общества задач и целей. В отличие от самостоятельных функций, выражающих сущность и социальное назначение государства, подфункции воплощают специфически особенное в рамках кон-
кретного направления деятельности и в воздействии на общественные отношения12.
Проецируя вышесказанное на экологическую функцию государства, можно сделать вывод, что изучаемый предмет состоит из отдельных субфункций, под которыми следует понимать индивидуально-определенные под-направления деятельности государства по охране, рациональному использованию, воспроизводству и оздоровлению конкретного природного объекта (экосистемы). В подфункциях раскрывается вся полнота практической деятельности государства в сфере воздействий на окружающую среду13.
Соответственно экологическую функцию образуют следующие компоненты: охрана, рациональное использование, воспроизводство и оздоровление. Данные компоненты служат основой не только субфункциям, но и направлению в целом14, что должно находить свое отражение и в понятии экологической функции государства и позволит более четко уяснить некоторые теоретические и практически значимые проблемы, подлежащие решению в процессе осуществления экологической функции и составляющих ее, более узких направлений деятельности государства.
Наиболее полному раскрытию понятия данной функции послужит характеристика перечисленных компонентов.
Охрана окружающей природной среды. Под ней понимается система национальных и международных мер, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия между деятельностью человека и благоприятным состоянием окружающей природной среды15, на предотвращение истощения, уничтожения и загрязнения экосистем, на предупреждение дальнейшего ухудшения качества уже нарушенных экосистем.
Охрана природной среды осуществляется, в частности, и ради самого человека, его жизни, здоровья, благосостояния. Об этом свидетельствует положение Конституции РФ, закрепляющее право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Рациональное использование природных ресурсов - это деятельность государства по организации социально-экономических процессов, призванная посредством ограничений минимизировать потребление исчерпаемых
Проблемы и вопросы теории и истории государства и права
невозобновляемых природных ресурсов в интересах будущих поколений16.
Правовым критерием рационального использования соответствующих природных ресурсов должно служить обеспечение их неистощимости, экологической обоснованности эксплуатации богатств природы при одновременном обеспечении устойчивого развития экономики17.
Воспроизводство — это деятельность государства по поддержанию и улучшению существующего количества и качества компонентов природной среды18.
Существует несколько иная позиция
А.М. Архипова: содержание экологической функции государства составляют три взаимосвязанные подфункции - охрана окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности. Экологическая безопасность изначально понималась как универсальная категория, обеспечение которой относится к императивной обязанности всего человечества на основе специальных международно-правовых принципов, хотя ни во внутригосударственном, ни в международном праве не содержится ее определения.
Под экологической безопасностью следует понимать защищенность социально значимых интересов граждан, общества, государства, а также природной среды, ресурсов, биосферы от любых экологически неблагоприятных воздействий, создающих угрозу здоровью людей, устойчивому развитию и функционированию экосистемы и выживанию человечества19.
Объективную основу выделившейся экологической функции государства составляют процесс взаимодействия общества и природы, использование природных ресурсов в качестве важнейших компонентов развития жизнедеятельности общества, все более широкое вовлечение природных систем и компонентов и в процесс производства, загрязнение природной среды и ряд других проблем.
Основным содержанием экологической функции современного государства является охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности общества20.
В рамках теории государства и права имело место несколько самостоятельных исследований, которыми предлагались следующие подходы к определению изучаемой категории.
Б.А. Мухамеджанов считает, что экологическая функция - «осуществляемое в экологической сфере объективно-необходимое, целенаправленное, законодательно-обусловленное направление (сторона) государственной деятельности по обеспечению экологической безопасности общества».
В.В. Королева под экологической функцией государства понимает объективно необходимое направление (сторону) его внутренней и международной деятельности с целью обеспечения благоприятных условий существования и устойчивого развития общества.
С данными точками зрения сложно согласиться, так как они не раскрывают смысл и значение базовых для подхода категорий «экологическая сфера», «экологическая безопасность», «устойчивое развитие», «благоприятные условия существования», которые сами в значительной мере нуждаются в конкретизации21.
В отечественной теории государства и права функции государства определяются как основные направления (стороны) его деятельности, в которых следует исходить из следующих позиций: учет философского понимания категории «функция»; установление сфер общественных отношений, в которые «устремлена» деятельность государства; выражение в функциях сущности государства и его социального назначения в обществе22.
С учетом указанных соображений экологическую функцию современного государства можно определить как объективно обусловленное направление (сторону) деятельности государства по охране, рациональному использованию, воспроизводству и оздоровлению окружающей природной среды вне территориальных границ, без осуществления которого продолжительное существование планетарной экосистемы, а, следовательно, и отдельно взятого современного государства невозможно.
Экологическая функция государства самым тесным образом взаимосвязана с рядом других функций - экономической, социальной, функцией обеспечения общественной безопасности, т.е. является комплексной функцией. Нельзя не отметить ее огромную важность в современных условиях в связи с необходимостью сохранения условий дальнейшего существования человечества, интересов не только нынешних, но и будущих поколений.
8
Вестник ЮУрГУ, № 6, 2009
С другой стороны, экологическая функция государства в качестве основного своего содержания представляет собой деятельность по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Ее задача сегодня заключается скорее в гармонизации взаимоотношений природы и общества, в экологизации всех сфер жизни общества, т.е. в утверждении абсолютно новой парадигмы общественного развития. Данная задача, естественно, может рассматриваться как идеал и выдвигаться в качестве цели только на перспективу23.
1 Теория государства и права: курс лекций. - М., 1999. -С. 68.
2 Правовые формы охраны природы в СССР / под ред. Г.Н. Полянской. - М., 1963. - С. 21.
3 Кадомцева А.Е. Развитие экологической функции современного Российского государства и правовые формы ее осуществления: дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 1999.-С. 3.
4 Экологическое право России / под ред. В.Д. Ермакова, Я.М. Сухарева. - М., 1997. - С. 92.
5 Российская газета. - 2002 - 12 дек.
6 Лившиц Р.З. Современная теория права: краткий очерк. - М., 1992. - С. 63; Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. - М., 1994. -
С. 24; Теория государства и права: учебник / под ред.
B.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М., 2000. -
C. 152.
7 Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. - Саратов, 1979. - С. 278.
8 Общая теория государства и права: академический курс: в 2 т. / отв. ред. М.Н. Марченко. - Т. 1. - М., 2000. -С. 203.
9 Теория государства и права: учебник / под ред.
B.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - С. 152.
10 Дмитрук В.Н. Теория государства и права. - Минск, 1999.-С. 24.
11 Сырых В.М. Теория государства и права - М., 1998. -
C. 33.
12 Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. -М., 2003.-С. 101.
13 Меркулов М.М. Проблемы экологической функции современного российского государства: дис. ... канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2003. - С. 119-120.
14 Там же. - С. 120.
15 Сизов В.Е. Экологическая функция государства и механизм ее реализации: теоретико-правовой аспект: дис.... канд. юрид. наук. - М., 2006. - С. 37.
16 Меркулов М.М. Указ. соч. - С. 120.
17 Сизов В.Е. Указ. соч. - С. 37.
18 Меркулов М.М. Указ. соч. - С. 122.
19 Сизов В.Е. Указ. соч. - С. 38.
20 Соболь И.А. Правовое воздействие на общественные отношения в сфере экологии и урбанизация: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2003. - С. 101.
21 Сизов В.Е. Указ. соч. - С. 101,102.
22 Там же. - С. 33, 34.
23 Там же. - С. 40.
Статья поступила в редакцию 20 ноября 2008 г.