Научная статья на тему 'Теоретико-практические вопросы развития процесса размещения осужденных в исправительных учреждениях'

Теоретико-практические вопросы развития процесса размещения осужденных в исправительных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1511
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗМЕЩЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / АДАПТАЦИОННЫЕ ОТРЯДЫ / ОБЫЧНЫЕ УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / PLACEMENT OF PRISONERS / INITIAL ADAPTATION IN PRISONS / ADAPTATION GROUPS OF PRISONERS / USUAL CONDITIONS OF SERVING THE SENTENCE IN PRISON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новиков Егор Евгеньевич

В статье на основе анализа теоретических основ, правового регулирования и организации процесса размещения осужденных в исправительных учреждениях (далее ИУ) предлагаются пути совершенствования рассматриваемого вида деятельности. Автором утверждается, что действующий механизм вхождения осужденных в места лишения свободы практически не оказывает на них квалифицированного и своевременного воспитательного, педагогического, психологического и иного воздействия. В связи с этим предлагается процесс размещения в ИУ начинать с момента истечения срока нахождения осужденного в карантинном отделении и закончить отведенным законодателем периодом содержания в обычных условиях отбывания наказания. В работе представлены результаты исследования деятельности адаптационных отрядов в некоторых ИУ. По мнению автора, формирование данных структурных подразделений создаст более благоприятные условия для размещения осужденных в местах лишения свободы, что подтверждают данные об уровне адаптации осужденных к жизни в ИУ, анализ дисциплинарной практики, исследование участия осужденных в культурно-массовой работе, выявление отношения к трудовой деятельности и образовательному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PRACTICAL ISSUES FOR DEVELOPING THE PROCESS OF PLACING CONVICTS IN PRISON

Basing on the analysis of theoretical foundations, management and organization of the process of placing convicts in prison, the paper offers a way to improve such activities. The author argues that the current mechanism of keeping convicts in prison has hardly any qualified and timely educational, pedagogical, psychological effect on them. In this regard, it is suggested that the process of placement in prisons must start from the expiry of the term of the convict’s stay in the quarantine unit and end with the period of serving the sentence allotted by the legislator under the ordinary conditions. The paper presents the results of studying the adaptation of convicts in some prisons. This work on the adaptation of the convicts has a positive impact on their placement in prisons.

Текст научной работы на тему «Теоретико-практические вопросы развития процесса размещения осужденных в исправительных учреждениях»

УДК 343.8

ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА РАЗМЕЩЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Е. Е. Новиков

THEORETICAL AND PRACTICAL ISSUES FOR DEVELOPING THE PROCESS OF PLACING CONVICTS IN PRISON

E. E. Novikov

В статье на основе анализа теоретических основ, правового регулирования и организации процесса размещения осужденных в исправительных учреждениях (далее - ИУ) предлагаются пути совершенствования рассматриваемого вида деятельности. Автором утверждается, что действующий механизм вхождения осужденных в места лишения свободы практически не оказывает на них квалифицированного и своевременного воспитательного, педагогического, психологического и иного воздействия. В связи с этим предлагается процесс размещения в ИУ начинать с момента истечения срока нахождения осужденного в карантинном отделении и закончить отведенным законодателем периодом содержания в обычных условиях отбывания наказания.

В работе представлены результаты исследования деятельности адаптационных отрядов в некоторых ИУ. По мнению автора, формирование данных структурных подразделений создаст более благоприятные условия для размещения осужденных в местах лишения свободы, что подтверждают данные об уровне адаптации осужденных к жизни в ИУ, анализ дисциплинарной практики, исследование участия осужденных в культурно-массовой работе, выявление отношения к трудовой деятельности и образовательному процессу.

Basing on the analysis of theoretical foundations, management and organization of the process of placing convicts in prison, the paper offers a way to improve such activities. The author argues that the current mechanism of keeping convicts in prison has hardly any qualified and timely educational, pedagogical, psychological effect on them. In this regard, it is suggested that the process of placement in prisons must start from the expiry of the term of the convict's stay in the quarantine unit and end with the period of serving the sentence allotted by the legislator under the ordinary conditions.

The paper presents the results of studying the adaptation of convicts in some prisons. This work on the adaptation of the convicts has a positive impact on their placement in prisons.

Ключевые слова: размещение осужденных, первоначальная адаптация в исправительных учреждениях, адаптационные отряды, обычные условия отбывания наказания.

Keywords: placement of prisoners, initial adaptation in prisons, adaptation groups of prisoners, usual conditions of serving the sentence in prison.

Одним из резервов совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) является выработка оптимального механизма положительной адаптации вновь прибывших осужденных в исправительное учреждение (далее - ИУ), где центральное место занимает заключительный элемент первоначального этапа отбывания наказания - размещение осужденных в ИУ (прим. автора: процесс отбывания наказания в виде лишения можно разделить на три этапа: 1) первоначальный (адаптационный), состоящий из трех элементов - направления, приема и размещения осужденных; 2) основной, когда к осужденному применяются все средства исправительного воздействия; 3) заключительный, связанный с подготовкой осужденного к жизни на свободе [1, с. 16]).

Размещение осужденных в ИУ - это не формальная процедура, а специализированная деятельность администрации учреждения с использованием научных и практических знаний, направленная на распределение вновь прибывших осужденных после нахождения их в карантинном отделении по отрядам (камерам) с целью создания в них нормального социально-психологического климата, блокирования влияния отрицательной части осужденных, криминальных «авторитетов», дифференциации и индивидуализации исправительного воздействия. Именно максимальное повышение эффективности данного направления работы позволит более успешно

применять средства исправления в отношении осужденных на основном этапе отбывания наказания, а значит, сделать еще один шаг к достижению целей уголовно-исполнительного законодательства.

Отметим, что действующий механизм размещения осужденных в ИУ практически не оказывает на вновь прибывших квалифицированного и своевременного воспитательного, педагогического, психологического и иного воздействия. «Сотрудники служб ИУ не могут проводить работу с одинаковой нагрузкой одновременно во всех отрядах, хотя в каждом из них есть осужденные, нуждающиеся в проведении с ними углубленной работы по соответствующему направлению (профилю). Все это приводит к неоправданному распылению сил и средств в деятельности личного состава ИУ, а также непомерному перенасыщению должностными обязанностями начальников отрядов» [3, с. 19]. Даже формирование относительно новых служб (психологической, социальной работы) в ряде случаев не в состоянии повлиять на успешное размещение осужденных.

Дело в том, что процесс размещения осужденных в ИУ не в полной мере обоснован на теоретическом и правовом уровнях; законодатель не совсем четко определил место данного вида деятельности в механизме реализации наказания. Все это привело к формализации процесса размещения осужденных в ИУ, кото-

рый, по сути, выражается в распределении осужденных по отрядам сразу же после пребывания лиц в карантинном отделении сроком до 15-ти суток [2, с. 20]. Сложившаяся ситуация в первую очередь отрицательно влияет на положительную адаптацию осужденных в местах лишения свободы и существенно осложняет дальнейшую работу с ними.

Для решения поставленных проблемных вопросов считаем возможным полагать, что процесс размещения в ИУ должен начинаться с момента истечения срока нахождения осужденного в карантинном отделении и заканчиваться отведенным законодателем периодом содержания в обычных условиях отбывания наказания. Аргументируем свою позицию.

Итак, размещение осужденных в ИУ, наравне с процессами направления и приема, является заключительным элементом первоначального этапа отбывания наказания. В свою очередь полагаем, что законодатель обозначил первоначальный этап как обычные условия отбывания наказания: «В обычных условиях колонии общего режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы, поступившие в данное исправительное учреждение. Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения под стражу» (ч. 1 ст. 120 УИК РФ). То же самое определено и по другим видам режима колонии (ч. 1 ст. 122, ч. 1 ст. 124 УИК РФ), а в тюрьме поступившие осужденные содержатся в течение года на строгом режиме. В обычных условиях отбывания наказания осужденные находятся и в период пребывания в СИЗО, а также в карантинном отделении (ч. 2 ст. 79 УИК РФ). Таким образом, предположим, что законодатель полагает необходимым включать в первоначальный этап периоды пребывания осужденного под стражей в СИЗО, карантинном отделении и оставшийся срок нахождения лица в обычных условиях отбывания наказания в ИУ.

Как известно, в обычных условиях осужденные находятся не менее 6-ти месяцев в колониях общего режима, 9-ти месяцев - в колониях строгого режима, 1 год - в колониях особого режима. Эти сроки сокращаются, если осужденный во время содержания в СИЗО не водворялся в карцер. Так как размещение осужденных в ИУ является заключительным элементом первоначального этапа отбывания наказания, а срок первоначального этапа составляет отведенный законодателем период нахождения в обычных условиях отбывания наказания, то процесс распределения осужденных должен завершаться по истечению указанных выше временных промежутков (6, 9 месяцев или 1 год).

По сути, пребывание осужденного в СИЗО, в карантинном отделении ИУ и размещение вкупе представляются законодателем в виде периода испытания его поведения: если он не допустил нарушений режима в СИЗО, влекущих водворение в карцер, или на-

рушений режима в обычных условиях ИУ, приведших к наложению взысканий, то осужденный переводится в облегченные условия отбывания наказания с соблюдением формального критерия - установленного законом срока минимального нахождения в обычных условиях. Материальный критерий в данном случае уже соблюден - положительное поведение осужденного на протяжении всего срока нахождения в обычных условиях отбывания наказания.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать краткий вывод о том, что размещение осужденных должно завершаться решением вопроса: в какие условия направлять осужденного в зависимости от его поведения - в льготные, обычные или строгие? Так, если на протяжении всего первоначального этапа осужденный характеризуется с положительной стороны, то есть все основания направлять его в облегченные условия пребывания в ИУ. Оставлять в обычных условиях отбывания наказания крайне не рекомендуется и должно быть исключением из общего правила.

К сожалению, практика переводов осужденных в облегченные условия отбывания наказания свидетельствует об ином. Например, по данным проведенного исследования в обычных условиях ИК общего режима содержится около 73 % осужденных, в облегченных - 19,5 %, хотя при этом положительно характеризуются 80 % из них, нейтрально - 16 %, а отрицательно (злостные нарушители режима) - 4 %. Исходя из представленных данных, большинство положительно зарекомендовавших себя осужденных, успешно пройдя испытание в период их нахождения в обычных условиях отбывания наказания, продолжают оставаться в тех же условиях. Причиной тому является формулировка законодателя, определяющая, что осужденные «могут быть переведены в облегченные условия» (ч. 3 ст. 120 УИК РФ и др.), то есть в зависимости от усмотрения администрации ИУ. Конечно, вопрос об изменении условий отбывания наказания должны решать представители ИУ, ориентируясь не только на дисциплинарную практику, но, например, и на характеристику личности осужденного. Однако, по нашему мнению, указанное выше количество положительно характеризующихся осужденных (58 %) в любом случае не должно содержаться в обычных условиях отбывания наказания.

Тем не менее даже при невозможности перевода осужденного в облегченные условия следует считать окончание указанных сроков (6 месяцев - на общем, 9 месяцев - на строгом и 1 год на особом режимах) в качестве завершения процесса размещения осужденных в ИУ.

Далее отметим, что процесс размещения осужденных должен сопровождаться деятельностью, связанной с адаптацией вновь прибывших к отбыванию наказания в микросоциальной общности осужденных, вхождением в трудовой и учебный процессы и т. д. Другими словами, перед решением вопроса о распределении осужденных по условиям отбывания наказания с рассматриваемой категорией лиц должна быть проведена особая работа по изучению их личности.

Выход из создавшейся ситуации видится в постепенном создании адаптационных отрядов с выделением их в структуре ИУ.

В данном контексте следует отметить положительный опыт работы с вновь прибывшими осужденными и их дальнейшему размещению по отрядам ФКУ ИК-8 УФСИН России по Омской области (далее - ИК-8), где адаптационный отряд функционирует с 2001 г. Основные цели адаптационного отряда: помочь осужденным лучше и как можно быстрее адаптироваться в новых условиях проживания; выявить осужденных, которые так или иначе своим поведением пытаются отрицательно повлиять на других осужденных; предупредить нарушения установленного порядка отбывания наказания, допускаемые осужденными; осуществить размещение осужденных по отрядам.

Рассматриваемый отряд возглавляет его начальник (из числа наиболее опытных сотрудников). Общее руководство отрядом, его взаимодействие с другими отделами и частями учреждения осуществляет заместитель начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе. Начальник отдела по воспитательной работе с осужденными оказывает методическую и практическую помощь, анализирует результаты деятельности отряда.

В целях более успешной адаптации, профилактики деструктивного поведения осужденных разрабатывается программа на весь адаптационный период, которая состоит из планов работы администрации (составляется отдельно на каждый месяц нахождения осужденных в адаптационном отряде) и психологической службы в адаптационном отряде.

Составление плана работы администрации в данном отряде имеет особую значимость, так как в соответствии с ним осуществляют свою деятельность сотрудники фактически всех служб и отделов.

При отряде создается Совет воспитателей, руководство которым возлагается на начальника отряда. За отрядом закрепляются сотрудники психологической лаборатории, отдела режима и надзора и оперативного отдела.

В задачи отряда входит: - организация целостного воспитательного процесса во взаимодействии с закрепленными за отрядом сотрудниками отдела по воспитательной работе с осужденными; отделами охраны, режима и надзора, психологической лаборатории, а также с сотрудниками других служб исправительной колонии; мастерами профессионального училища, представителями общественности; оказание осужденным в процессе отбывания наказания всесторонней социальной помощи, содействие в восстановлении и укреплении социально полезных связей, поддержание отношений с родственниками; своевременное выявление и устранение личностных проблем в среде осужденных, разрешение конфликтных ситуаций между ними и во взаимоотношениях с сотрудниками ИК.

С целью определения эффективности деятельности адаптационных отрядов были исследованы осужденные (по 120 чел. в каждой) ИК-8 УФСИН России по Омской области, ИК-1 УФСИН России по Респуб-

лике Алтай, ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ИК-14 ГУФСИН России по Краснодарскому краю, ИК-7 ГУФСИН России по Омской области, ИК-3 УФСИН России по Калужской области, ИК-40 ГУФСИН России Кемеровской области. Итак, анализ полученных данных выявил следующие показатели деятельности адаптационных отрядов: у осужденных, находившихся в адаптационном отряде, отмечается более высокий уровень адаптации к среде ИУ (76,6 %) по сравнению с остальными осужденными (14 %); количественный анализ дисциплинарной практики (2010 - 2013 г.) показал, что осужденные, находившиеся в адаптационном отряде, в среднем допустили 13,5 % нарушений режима против 45 % проступков остальных осужденных; осужденные, содержавшиеся в адаптационном отряде, более активно (в среднем на 15 % больше по сравнению с другими осужденными) участвуют в культурно-массовой работе учреждения; осужденные, ранее содержавшиеся в адаптационном отряде, более эффективно ощущают на себе влияние образовательных процессов в ИУ (в среднем на 17,3 % больше по сравнению с другими осужденными).

Таким образом, формирование адаптационных отрядов создает более благоприятные условия для размещения осужденных в местах лишения свободы, что подтверждают данные об уровне адаптации осужденных к жизни в ИУ, анализ дисциплинарной практики, исследование участия осужденных в работе самодеятельных организаций, выявление отношения к трудовой деятельности и образовательному процессу.

Заметим, что во многих западных странах (США, Германии, Англии, Японии и др.) практикуется подобная начальная система обеспечения наказания. Например, в США на первоначальном этапе серьезное внимание уделяется изучению личности преступника с тем, чтобы определить степень его опасности, отнести к определенной классификационной группе и затем направить в ИУ, имеющее соответствующий уровень безопасности. Процесс изучения личности распадается на три этапа. На первом этапе личность изучается органами правосудия: собирается наиболее общая информация о правонарушителе (о его социальном статусе, поведении и образе жизни до преступления, состоянии здоровья и т. п.). На втором этапе изучением осужденного занимаются специалисты диагностических центров - промежуточного звена между СИЗО и ИУ. Здесь разрабатывают программы социальной реабилитации, имеющие рекомендательный характер для персонала ИУ. На третьем этапе осужденный вновь подлежит обследованию, но уже специальными комиссиями ИУ, состоящими из психологов, психиатров, социальных работников. На основе личных дел, разработанных ранее программ ре-социализации они составляют более конкретные программы исправительного воздействия на каждого осужденного [5, с. 15].

Подчеркнем, что в пенитенциарной системе западных стран значительное внимание уделяется вопросам первоначальной адаптации вновь прибывших осужденных и их размещению в тюрьмах. Например,

на территории ФРГ, в земле Северный Рейн-Вестфа-лия эту задачу выполняет специализированная тюрьма-распределитель в г. Хагене. После вступления приговора в законную силу сюда направляются все несовершеннолетние, имеющие гражданство ФРГ, осужденные к лишению свободы на срок более двух лет. В тюрьме работает специальная комиссия, состоящая из юриста, советника по трудоустройству, педагогов, психологов, социальных работников, ученых-социологов, сотрудников общей службы исполнения наказаний [6, с. 8]. Члены комиссии не менее чем за 6 недель проводят всестороннюю и тщательную диагностику личности каждого осужденного и определяют, какие адаптационные мероприятия будут для него наиболее подходящими.

На основании полученных данных комиссия разрабатывает рекомендации по дальнейшей работе с этими осужденными и соответствующие указания по их размещению в тюрьме. Рекомендации направляются к месту отбывания наказания и содержат характеризующие осужденных данные с указанием основных отклонений и главных направлений работы по их устранению, что позволяет организовать планирование работы с конкретным осужденным в течение всего срока отбывания наказания [4, с. 55 - 56].

Полагаем, что адаптационные отряды, наравне с вышеуказанными пенитенциарными системами, будут играть решающую роль в изучении личности вновь прибывших осужденных и дальнейшем их размещении в ИУ.

Литература

1. Новиков Е. Е. Правовое регулирование направления осужденных в исправительные учреждения, их приема и размещения: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2011. 239 с.

2. Новиков Е. Е. Совершенствование правового и организационного регулирования приема осужденных в исправительные учреждения // Уголовно-исполнительное право. 2010. № 2. С. 19 - 21.

3. Поздняков В. И. От отрядов - к профильным участкам // Ведомости УИС. 2002. № 7. С. 18 - 26.

4. Соколов С. А. Правовое регулирование исполнения наказания в тюрьмах: эволюция и перспективы: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005. С. 55 - 56.

5. Чакубаш Ю. В. Социально-педагогические основы деятельности пенитенциарной системы США: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1993. 28 с.

6. Шинкарев Л. Две недели в тюрьмах ФРГ // Российская газета. 2002. 22 марта. С. 8.

Информация об авторе:

Новиков Егор Евгеньевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказаний России, капитан внутренней службы, 8-923-465-77-63, [email protected].

Egor E. Novikov - Candidate of Law, Assistant Professor at the Department of Penitentiary Law and Criminology, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service, Captain of Internal Service.

Статья поступила в редколлегию 27.03.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.