теме высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 2000. - 266 с.
19. Янотовская Ю. В. Экспериментальное исследование самостоятельности в трудовой деятельности: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1973. - 23 с.
О. А. Козырева
УДК 378.1; 371.3
ТЕОРЕТИКО-
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
АДАПТИВНО-
ПРОДУКТИВНЫХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ
НЕПРЕРЫВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Теоретико-методологическое обеспечение адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования определяет перспективность и состоятельность идей и ценностей, технологий и методов, форм и средств адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерывного образования.
В контексте выделенного направления научного поиска будут использованы следующие конструкты и модели современной педагогической науки, позволяющие подойти более точно и оперативно к постановке и решению задач выделения теоретико-методологического обеспечения адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования:
- непрерывное образование как важное условие профессиональной компетентности научно-педагогических работников вуза (Ж. С. Аникина, Ю. С. Исаева) [1] раскрывает социальную и профессиональную обусловленность получения непрерывного образования для личности; качество включенности личности в систему непрерывного образования в нами поставленной задаче определит качество адаптивно-продуктивных возможностей развития личности;
- подготовка кадров высшей квалификации: проблемы и пути их решения (И. Ф. Бережная) [2] как заявленная модель и теоре-тизированный конструкт будут использованы в разработке и уточнении теоретико-методологического обеспечения адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования;
- педагогическая поддержка и фасилита-ция в модели развития обучающегося в системе непрерывного образования (Т. А. Га-пиенко, Н. А. Козырев, Е. В. Митькина) [3] в единстве описанных моделей определит одним из составных элементов возможность повышения качества адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования за счет унифицированного использования педагогической поддержки и фасилитации;
- гуманитарное образование в контексте современной социокультурной ситуации (А. В. Глузман) [4] раскрывает многомерность задачи развития личности, особенности которой нами будут рассмотрены и преломлены через призму идей теоретизации и повышения качества адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования;
- инновации в образовании (А. В. Глузман) [5] как основа самоорганизации качества развития личности и антропосреды будут заложены в качестве продукта развития личности в адаптивно-продуктивном выборе качественных и конкурентоспособных моделей и технологий деятельности личности;
- роль гуманитарного знания в картине мира современного человека (А. В. Глузман)
20/у//-
(Ш\
[6] определяет формирование ценностей и образов развития личности и общества; в выделенном направлении поиска повышение качества адаптивно-продуктивных возможностей развития личности является состоятельным продуктом гуманитарного знания в антропопространстве;
- искусство педагогики (А. В. Глузман, Н. В. Горбунова) [7] является уникальным инструментом, технологией, конструктом, единицей и функцией самоорганизации успешности развития и самосохранения личности и общества;
- от выбора профессии к профессиональной карьере и успеху в жизни (Н. В. Горбунова) [8] позволит сконцентрировать внимание на идее повышения качества адаптивно-продуктивных возможностей развития личности как ценности и цели всех научных разработок и творческих решений задач оптимизации качества профессионально-педагогической деятельности;
- использование портфолио в процессе обучения иностранному языку в военной образовательной организации высшего образования (Н. В. Горбунова, Т. П. Гордиенко, М. Ю. Королева) [9] раскрывает особенности самоанализа качества развития и самореализации;
- исследование - искусство научного познания (Т. П. Гордиенко, О. Ю. Смирнова) [10] позволит использовать основы научного поиска и теоретизации в качественном решении задач повышения адаптивно-продуктивных возможностей развития личности;
-профессионализм личности как продукт персонификации развития и непрерывного образования (О. Я. Гутак, Н. А. Козырев, О. А. Козырева) [11] определяется одной из формируемых ценностей адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерывного образования;
- творчество как новый вектор эволюции в образовании (И. И. Иващенко, Т. В. Шуша-ра) [12] раскрывает особенности перехода от персонифицированного уровня решения задач к продуктивно-креативным;
- теоретико-методологические основы де-
терминации и формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования (Н. А. Козырев, С. В. Сорокин, О. А. Козырева) [13] является одним из продуктов и конструктов уровневого развития личности; выделенные модели будут полезны в формировании смыслов и целее-полагания в повышении качества адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования;
- культура самостоятельной работы личности в конструкторах теоретизации и рефлексии (О. А. Козырева) [14] раскрывает уникальность задач развития в различных плоскостях продуктивности и персонификации развития личности, включённой в систему непрерывного образования;
- культура самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования (О. А. Козырева) [15] системно раскрывает теорию формирования личности в иерархии уровневого восприятия и реализации модели возрастосообразной деятельности личности в социальной среде, образовательном пространстве, профессиональных отношениях;
- научное обоснование возможности формирования культуры самостоятельной работы личности в модели непрерывного образования (О. А. Козырева) [16] гарантирует в детализации качества решений научное проектирование и решение задач повышения качества адаптивно-продуктивных возможно стей развития личности в системе непрерыв ного образования;
- теоретизация в дидактическом и научно-педагогическом знании (О. А. Козырева) [17] будет способствовать качественному выбору возможностей теоретико-методологического решения поставленной задачи;
- теоретико-методологические основы формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования (О. А. Козырева) [18] являются частным случаем поставленной задачи разработки теоретико-методологического обеспечения адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования;
- педагогическое моделирование и педагогические конструкты в формировании культуры самостоятельной работы личности (О. А. Козырева, Н. А. Козырев, С. В. Коновалов) [19] описывают процесс и условия разработки и использования педагогические конструктов в оптимизации качества развития личности;
- работы С. В. Коновалова, Н. А. Козырева, О. А. Козыревой [20; 21] раскрывают качественные решения использования научного познания и теоретизации в системе педагогического и инженерно-технического образования;
- роль смысловых образований в исследовании социально-психологической зрелости личности (Н. И. Леонов, М. М. Глават-ских) [22] является конструктом в понимании ценностно-смысловых образов и механизмов постановки и решения задач повышения качества адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования;
- организационно-педагогические условия эффективности воспитательной работы в спортивной школе восточных видов единоборств (Н. И. Леонов, Д. Т. Ким) [23] будут использованы в качестве конструкта продуктивного решения задач повышения качества адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования;
- культура профессиональной деятельности личности: детерминанты и модели (Н. В. Маринич, Н. А. Козырев, Р. А. Шевченко) [24] является в рассмотрении и оптимизации механизмом повышения качества адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования;
- управленческая деятельность как социально-педагогическое явление (О. И. Мельниченко, Л. И. Редькина) [25] обеспечит в функциональном выборе оптимальное проектирование будущего личности в поле смыслов и приоритетов уровневого становления;
- научная школа как средство усовершенствования подготовки научно-педагогических кадров в Республике Крым (Л. И. Редь-
кина) [26] будет определена как системная задача повышения качества адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования;
- социализация и самореализация личности в конструктах научного поиска и научно-педагогического исследования (Л. Н. Судьи-на, Н. А. Козырев, О. А. Козырева) [27] является продуктом теоретико-методологического обеспечения адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования;
- современные методологические подходы к исследованию педагогического образования (А. П. Тряпицына, С. А. Писарева) [28] является основой в выборе условий и конструктов выделения адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования;
- работы Т. Н. Тумановой, Н. А. Козырева, Е. В. Митькиной, С. А. Чудиновой [29; 30] будут использованы в контексте продуктивного решения задач повышения качества адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования за счет фасилитации, педагогической поддержки, качественного использования педагогического моделирования и уточнения получаемых решений задач акмеверификации результативности педагогической деятельности;
- роль практики при подготовке научных и научно-педагогических кадров в системе непрерывного образования взрослых (Т. В. Шу-шара, Ю. Д. Устинова) [31] регламентирует единство теории и практики в развитии личности в системе непрерывного образования и позволяет объяснить важность использования адаптивно-продуктивного способа оптимизации условий развития личности в деятельности и общении.
Цель работы заключается в определении основ и продуктов теоретико-методологического обеспечения адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования.
Задачи работы:
1. Уточнить основы адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерыв-
ного образования, определив традиционные и инновационные особенности адаптивно-продуктивного подхода.
2. Уточнить конструкты и особенности использования адаптивно-продуктивного подхода в развитии личности в воспитательно-образовательном и спортивно-образовательном пространствах образовательной организации.
3. Выделить функции адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерывного образования, принципы адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерывного образования, педагогические условия повышения качества адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования.
Выделенные задачи работы определят последовательно составные части основного материала статьи.
В структуре постановки задачи теорети-зации возможностей развития личности и понимания возможности решения задач адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерывного образования будут изложены в унификации моделей развития личности в адаптивно-продуктивном ракурсе построения основ и практики теоретизации уточняемых составных научно-педагогического поиска.
Под адаптивно-продуктивным развитием личности в системе непрерывного образования будем понимать реализуемую возрасто-сообразно-персонифицированную модель фа-силитации развития и достижения личностью собственного «акме» как основы и продукта адаптивно-продуктивного решения задач реализуемой деятельности.
Адаптивно-продуктивный подход - методологический подход, раскрывающий целостность единства адаптивного и продуктивного знания, предопределяет повышение качества постановки задачи и теоретизиро-ванного выбора оптимальных возможностей уточнения основ и технологий уточнения задач развития личности через составные «хочу, могу, надо, есть», успешность уточнения которых в адаптивной практике раскрывается
через специально созданные условия фасили-тации и педагогической поддержки личности, а в продуктивной составной - через системно модифицируемые педагогические условия повышения качества уровневого развития личности в системе непрерывного образования.
Адаптивно-продуктивный подход в развитии личности в воспитательно-образовательном и спортивно-образовательном пространствах образовательной организации позволяет смоделировать и уточнять конструкты самоорганизации успешности развития личности через выделяемые смыслы и направления развития личности, среди которых есть образование, наука, спорт, искусство, культура и пр.
Адаптивно-продуктивный подход в развитии личности в воспитательно-образовательном и спортивно-образовательном пространствах образовательной организации может быть уточнен в составных научного поиска в оптимизации качества развития личности на ступенях среднего профессионального образования (СПО), высшего образования (ВО), дополнительного профессионального образования (ДПО). Данная особенность частично раскрыта в работах [13-21].
Уточним конструкты и особенности использования адаптивно-продуктивного подхода в развитии личности в воспитательно-образовательном и спортивно-образовательном пространствах образовательной организации через выделение функций адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерывного образования, принципов адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерывного образования, педагогических условий повышения качества адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования.
Функции адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерывного образования - совокупность смысловых и сис-темно-деятельностных конструктов самоорганизации успешности педагогической деятельности в системе непрерывного образования как доминирующего выбора личности
и общества в унификации успешности решения задач самореализации, самоутверждения, самоактуализации и социализации личности.
Функции адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерывного образования:
- функция интеграции образования, науки, спорта, культуры, искусства в определении оптимального направления развития личности;
- функция контроля и самоконтроля результатов развития личности в системе выстаиваемых отношений и приоритетов становления;
- функция оптимизации качества персонифицированного уточнения основ самоопределения и развития личности в иерархии противоречий «хочу, могу, надо, есть», уточняемых в доступных плоскостях адаптивности и продуктивности научно-педагогического поиска;
- функция пролонгации жизнедеятельности личности через направленность трансляции смыслов и продуктивных механизмов персонифицированного признания важности развития личности и общества;
- функция самоорганизации модели успешности личности в деятельности и общении;
- функция самосохранения личности и общества в выборе условий и возможностей си-нергетической коррекции качества успешности личности, продуктивности становления и самоактуализации, эффективности используемых методов, форм, средств и технологий научного поиска и педагогических решений;
- функция уточнения ценностей гуманизма и здоровьесбережения в обосновании и использовании уровневого развития личности в деятельности и общении;
- функция фасилитации продуктивного решения задач развития и саморазвития, самореализации и самоактуализации;
- функция формирования потребностей в самоидентификации и принятии собственного «я» в уникальном сочетании востребованного и невостребованного в обществе образа.
Принципы адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерывного образования - основные положения теории педагогики, позволяющие на различных этапах, уровнях, масштабах (микро-, мезо-, макро-) формировать ценности и смыслы развития в иерархии доминирующих возможностей адаптивно-продуктивного поиска оптимальных возможностей развития личности в системе непрерывного образования.
Принципы адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерывного образования:
- принцип наукосообразности выбора и уточнения основ и моделей адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерывного образования;
- принцип возрастосообразности уточнения методических и методологических составных решения унифицированной задачи «хочу, могу, надо, есть»;
- принцип целесообразности выделяемых и реализуемых изменений в системе непрерывного образования;
- принцип гарантированной социальной, образовательной, гражданско-правовой и прочих видов защиты личности;
- принцип природосообразности в выделении основ и способов продуктивного решения задач оптимизации качества становления личности в деятельности как ценности и продукта антропосреды и ноосферы;
- принцип культуросообразности выбора доминирующих факторов и систем самоорганизации успешности решения задач развития и самоактуализации личности;
- принцип целостности и системности в унификации и оптимизации модели адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерывного образования;
- принцип своевременности обоснования и уточнения, реализации и оптимизации технологии адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерывного образования;
- принцип гуманизации непрерывного образования и социально обусловленного формирования потребностей в продуктивности, гибкости, креативности и конкурентоспособности личности;
- принцип точности и состоятельности принимаемых личностью в системе непрерывного образования решений;
- принцип модернизации и модификации макро-, мезо- и микросистем адаптивно-продуктивного генеза;
- принцип достаточности в использовании адаптивно-продуктивного выбора модели развития личности в системе непрерывного образования.
Педагогические условия повышения качества адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования - совокупность деятель-ностно-практических моделей, гарантирующих в использовании обеспечение оптимальных возможностей повышения качества адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования.
Педагогические условия повышения качества адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования:
- теоретизация успешности адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования;
- технологизация развития личности через уточнение основ и возможностей адаптивно-продуктивного проектирования и решения одноименных задач;
- постановка и решение задачи здоровье формирующего мышления личности в системе непрерывного образования;
- формирование культуры самостоятельной работы личности и культуры деятельности личности;
- унификация выбора технологии педагогической деятельности в адаптивно-продуктивном решении педагогических задач;
- повышение качества педагогической деятельности и стимулирование педагогов за качественные решения задач адаптивно-продуктивного развития личности обучающегося в системе непрерывного образования.
Теоретико-методологическое обеспечение адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования позволит качественно подойти к
пониманию проблемы определения основ и продуктов теоретико-методологического обеспечения адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования.
Возможности теоретизации разработки и использования адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерывного образования определило детерминированные и уточненные функции адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерывного образования, принципы адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерывного образования, педагогические условия повышения качества адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования.
Подтверждением успешного решения задач могут быть статистические данные развития личности обучающегося в системе создаваемых и реализуемых образовательных и спортивно-образовательных сред, качество достижений будет описано и объяснено в следующей работе.
АННОТАЦИЯ
В статье описаны возможности постановки и решения задач адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерывного образования, представлены составные научного поиска в оптимизации качества развития личности на ступенях среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования. Уточнены конструкты и особенности использования адаптивно-продуктивного подхода в развитии личности в воспитательно-образовательном и спортивно-образовательном пространствах образовательной организации.
Ключевые слова: адаптивно-продуктивный подход, педагогическое моделирование, теоретизация, культура самостоятельной работы личности, технология системно-педагогического моделирования, педагогические условия.
SUMMARY
The article describes the possibilities of setting and solving problems of adaptive and productive personal development in the system of
continuous education, presents the components of a scientific search in optimizing the quality of personal development at the stages of secondary vocational education, higher education, and supplementary vocational education. The constructs and features of the use of an adaptive-productive approach in the development of the personality in the educational, educational and sport spaces of the educational organization are specified.
Keywords: adaptive and productive approach, pedagogical modeling, theorization, culture of self-dependent work of a person, technology of systemic pedagogical modeling, pedagogical conditions.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аникина Ж. С., Исаева Ю. С. Непрерывное образование как важное условие профессиональной компетентности научно-педагогических работников вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2017. - № 1 (178). - С. 131-135.
2. Бережная И. Ф. Подготовка кадров высшей квалификации: проблемы и пути их решения // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2018. - № 2. - С. 107-113.
3. Гапиенко Т. А., Козырев Н. А., Мить-кина Е. В. Педагогическая поддержка и фаси-литация в модели развития обучающегося в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2018. - № 2. - С. 5-10.
4. Глузман А. В. Гуманитарное образование в контексте современной социокультурной ситуации // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2018. - № 3. - С. 8-11.
5. Глузман А. В. Инновации в образовании // Гуманитарные науки (гЯлта). - 2016. -№ 3 (35). - С. 8-10.
6. Глузман А. В. Роль гуманитарного знания в картине мира современного человека // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2018. - № 4 (44). - С. 8-11.
7. Глузман А. В., Горбунова Н. В. Искусство педагогики // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2016. - № 4 (36). - С. 11-18.
8. Горбунова Н. В. От выбора профессии к профессиональной карьере и успеху в жизни // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2016. -№ 2 (34). - С. 28-33.
9. Горбунова Н. В., Гордиенко Т. П., Королева М. Ю. Использование портфолио в процессе обучения иностранному языку в военной образовательной организации высшего образования // Известия Юго-Западного гос. ун-та. Серия: Лингвистика и педагогика. -2018. - Т. 8. - № 1 (26). - С. 83-90.
10. Гордиенко Т. П., Смирнова О. Ю. Исследование - искусство научного познания // Педагогический вестник. - 2018. - №2 1. - С. 21-25.
11. Гутак О. Я., Козырев Н. А., Козырева О. А. Профессионализм личности как продукт персонификации развития и непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гумма-нитарные и общественные науки. - 2018. -№ 1. - С. 10-14.
12. Иващенко И. И., Шушара Т. В. Творчество как новый вектор эволюции в образовании // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-1. -С. 98-101.
13. Козырев Н. А., Сорокин С. В., Козырева О. А. Теоретико-методологические основы детерминации и формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования // Современные наукоемкие технологии. - 2018. - № 12. -С. 204-208.
14. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы личности в конструкторах тео-ретизации и рефлексии // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2019. - № 1 (45). - С. 118-128.
15. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования: модели и теории: монография. - М.: РУСАЙНС, 2018. - 144 с.
16. Козырева О. А. Научное обоснование возможности формирования культуры самостоятельной работы личности в модели непрерывного образования // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2018. - Т. 28. - Вып. 4. -С. 437-453.
17. Козырева О. А. Теоретизация в дидактическом и научно-педагогическом знании // Вестник Мининского университета. -2018. - Т. 6. - №4. - С. 5.
18. Козырева О. А. Теоретико-методологические основы формирования культуры самостоятельной работы личности в системе
непрерывного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. -2018. - № 4 (67). - С. 114-125.
19. Козырева О.А., Козырев Н.А., Коновалов С.В. Педагогическое моделирование и педагогические конструкты в формировании культуры самостоятельной работы личности // Современные наукоемкие технологии. -2018. - № 9. - С. 177-181.
20. Коновалов С. В., Козырев Н. А., Козырева О. А. Теоретизация в педагогической науке: общенаучный и общепрофессиональный аспекты // Бизнес. Образование. Право. -2018. - № 4 (45). - С. 376-385.
21. Коновалов С. В., Козырев Н. А., Козырева О. А. Теоретико-методологические возможности использования педагогического моделирования в системе педагогического и инженерно-технического образования // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2019. -Т. 29. - № 1. - С. 72-86.
22. Леонов Н. И., Главатских М. М. Роль смысловых образований в исследовании социально-психологической зрелости личности // European Social Science Journal. - 2015. - № 8. -С. 303-307.
23. Леонов Н. И., Ким Д. Т. Организационно-педагогические условия эффективности воспитательной работы в спортивной школе восточных видов единоборств // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2019. - Т. 29. - № 1. -С. 87-93.
24. Маринич Н. В., Козырев Н. А., Шевченко Р. А. Культура профессиональной деятельности личности: детерминанты и модели // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2018. - № 4. - С. 11-19.
25. Мельниченко О. И., Редькина Л. И. Управленческая деятельность как социально-педагогическое явление // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2016. -№ T30. - С. 179-182.
26. Редькина Л. И. Научная школа как средство усовершенствования подготовки научно-педагогических кадров в республике Крым // Непрерывное образование. - 2016. -№ 4 (18). - С. 4-8.
27. Судьина Л. Н., Козырев Н. А., Козы-
рева О. А. Социализация и самореализация личности в конструктах научного поиска и научно-педагогического исследования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2018. - № 6 (69). - С. 253-269.
28. Тряпицына А. П., Писарева С. А. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования // Человек и образование. - 2014. - №9 3 (40). - С. 4-12.
29. Туманова Т. Н., Козырев Н. А., Мить-кина Е. В. Педагогическая поддержка как модель и продукт педагогической деятельности и непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2018. - № 2. - С. 25-30.
30. Чудинова С. А., Козырев Н. А., Мить-кина Е. В. Педагогические условия оптимизации моделирования основ педагогической поддержки личности в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2019. - Т. 3. -№ 1. - С. 21-28.
31. Шушара Т. В., Устинова Ю. Д. Роль практики при подготовке научных и научно-педагогических кадров в системе непрерывного образования взрослых: исторические аспекты // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-2. - С. 313-320.
О. А. Мирошников, Е. А. Моренко
УДК 1:37.013.73
РОЛЬ ПРИРОДНОГО ФАКТОРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
, что прогресс связан с развитием общества. Действительно, современного человека трудно представить вне об-