Ю.В. Подповетная, канд. пед. наук, доц. ЮУрГУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В статье раскрыты особенности научно-методической деятельности преподавателя и ее отличительные признаки, дано авторское определение научно-методической культуры преподавателя высшей школы и выявлены ее структурные составляющие, исследована сущность процесса развития научно-методической культуры и предпосылки его осуществления в образовательной практике. Специальное внимание уделено характеристике методологических подходов к процессу развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы.
Ключевые слова: научно-методическая деятельность, преподаватель высшей школы, развитие научно-методической культуры, методологические подходы.
В условиях модернизации российского высшего профессионального образования появляются не только новые образовательные стандарты, особенностью которых являются компетен-тностный подход и ориентация на результат обучения, но и происходят изменения в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Сегодня от преподавателя вуза требуется хорошо ориентироваться в многообразии современных научных и методологических подходов, методически и дидактически грамотно преобразовывать научное знание в учебный материал, гармонично сочетать научно-исследовательскую, педагогическую и научно-педагогическую (методическую) виды деятельности и др.
Современные требования к преподавателю высшей школы предполагают развитие его научно-методической культуры, которая дает возможность преподавателю с научно обоснованной точки зрения определять и реализовывать содержательные, организационно-педагогические и процессуально-действенные средства обучения и воспитания студентов. Однако научно-методическая культура как качественная определенность научно-методической деятельности преподавателя высшей школы пока не стала предметом глубокого научного анализа, хотя попытки подобного анализа предприняты в ряде работ. Климовой Т.Е. изучено развитие научно-исследовательской культуры учителя [1], Кычкиной С.Д. представлено формирование научно-методической культуры студентов-заочников [2] и др. Многие исследователи отмечают, что недостаточная научно-методическая грамотность преподавателя и неразвитость профессиональной культуры приводят к непоправимым ошибкам в воспитании, обучении и развитии студентов. Кроме того, в научной литературе существуют и развиваются идеи, которые могут быть положены в основу теоретического осмысления проблемы развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы [3; 4].
Научно-методическая культура преподавателя высшей школы рассматривается автором статьи как разновидность профессиональной культуры. Видовое отличие определяемого понятия образовано современными представлениями о профессиональной деятельности преподавателя в высшем учебном заведении.
Исследование особенностей профессиональной деятельности преподавателя, изучение ее характера, содержания и осуществляемых функций, показало, что в структуре профессиональной деятельности преподавателя ведущее место занимают научная и методическая деятельности. Научная деятельность преподавателя высшей школы входит во все виды его профессиональной деятельности, является основным ее элементом, фактором творчества, источником преподавательского статуса, показателем ответственности, способностей и таланта. Методическая деятельность преподавателя высшей школы осуществляется в процессе теоретического познания методов и средств преобразования педагогической практики и их применения в образовательном процессе вуза. Сущность методической деятельности преподавателя состоит в построении целостной системы мер, действий и мероприятий, направленных на достижение образовательных целей.
На сегодняшний день во всех сферах человеческой деятельности происходит активное развитие интеграционных процессов. Это связано с существенным ускорением темпов развития социально-экономической жизни общества, образования и науки. Изменения, происходящие в образовании, несомненно, актуализируют процесс интеграции научной и методической деятельностей преподавателя высшей школы. Обобщая существующие в педагогике подходы [5-7], можно определить интеграцию как целостность процесса и результата. Данный подход
правомерен для нашего исследования, т.к. интеграция научной и методической деятельностей преподавателя рассматривается в образовательном пространстве, где крайне нежелателен разрыв между процессом и результатом, поскольку цель соответствующей деятельности связана с целостностью - человеком.
Результатом интеграции научной и методической деятель-ностей является научно-методическая деятельность преподавателя высшей школы, имеющая отличительные признаки, выявленные на основе видовых признаков интеграции образования и науки [5-7]. Рассмотрим более подробно выделенные нами признаки научно-методической деятельности преподавателя.
Универсальность научно-методической деятельности означает, что научная и методическая деятельности взаимообусловливают друг друга. С одной стороны, научная деятельность, являющаяся фундаментом, на котором строится вся профессиональная деятельность преподавателя и обеспечивающая ее функционирование. С другой стороны, методическая деятельность, которая предполагает внедрение в педагогическую практику передового опыта, новейших научных достижений, овладение новыми методами обучения и воспитания и др.
Многообразие научно-методической деятельности отражает способность выступать в различных качествах, иметь различные формы и уровни проявления. Например, микроуровень научно-методической деятельности представлен в рамках одного образовательного учреждения. Говоря о макроуровне научно-методической деятельности, можно рассмотреть научные и образовательные организации и их функции в процессе осуществления научно-методической работы.
Невозможность дальнейшего развития частей в обособленном состоянии выражает «стремление» научной и методической деятельностей быть составляющими целостности, не теряя при этом своей индивидуальности. Данный принцип подчеркивает, что научная и методическая деятельности органически дополняют друг друга. Однако в большинстве исследований ведущим элементом в интегративной структуре авторы определяют научную деятельность (преподавать можно то, что предварительно изучено и исследовано в процессе научной деятельности) [7].
Усложнение структуры интегрированной целостности проявляется в том, что интеграция определенных функциональных свойств научной и методической деятельности преподавателя переводит их в новое качественное состояние, обусловливающее усложнение каждой из названных структур.
Также научно-методическая деятельность обладает рядом других признаков: неравновесность (неоднородность ее составляющих), многомерность (возможность проявления на различных уровнях действительности), управляемость (обусловлена необходимостью управления процессами в образовании), на которых мы подробно не останавливаемся в рамках данной статьи.
Для успешной реализации научно-методической деятельности в практике высшей школы преподавателю необходимо овладение научно-методической культурой как способом ориентации в многообразии современных научных и методических подходов.
На основе родовидового анализа, с учетом подходов к определению культуры и контекста нашего исследования, мы пришли к выводу, что научно-методическую культуру преподава-т еля высшей школы можно определить как интегративное личностное образование, включающее систему ценностных ориен-таций, научно-методических знаний, умений и способностей,
которые необходимы для осуществления профессионально-педагогической деятельности в образовательной среде вуза.
Научно-методическая культура проявляется в отношении преподавателя к научно-методической деятельности и выражается в целевых установках, в осмыслении, самоанализе и самооценке собственной научно-методической деятельности и ее результатов, в уточнении путей ее организации. Система научно-методических знаний включает знания теоретического и технологического характера, которые необходимы преподавателю для осуществления научно-методической деятельности. Умения и
профессиональное самосознание (профессиональный об-раз-Я), под которым понимается процесс профессионального самопознания, осознания и соотнесения личностью своих особенностей с требованиями реальной профессиональной деятельности;
• научно-методические умения, являющиеся показателем педагогического мастерства преподавателя вуза;
• творческое мышление - это умственная деятельность, в процессе которой обнаруживаются новые, оригинальные возможности применения накопленных знаний.
Выявление компонентов структуры научно-методической культуры преподавателя необходимо для изучения процесса развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы. Исследуя сущность данного процесса, автором принята позиция, в соответствии с которой развитие представляет собой процесс прогрессивных изменений чего-либо, связанный с его совершенствованием, приобретением новых положительных качеств и свойств. На основании данных рассуждений развитие научно-методической культуры преподавателя высшей школы представляет собой взаимосвязанный и происходящий во времени процесс прогрессивного изменения профессионального самосознания, научно-методических умений и творческого мышления, которые в своей совокупности обеспечивают возможность осмысленного осуществления преподавателем научно-методической деятельности в образовательном пространстве.
Развитие научно-методической культуры определяется внутренней активностью личности преподавателя высшей школы, его направленностью на преобразование своих взглядов и внутреннего мира по отношению к научно-методической деятельности, что приводит к принципиально новому восприятию профессиональной деятельности. Развитие научно-методической культуры предполагает перестройку ценностно-смысловой сферы преподавателя вуза и становление особой системы ценностей, смыслов, мотивов, убеждений, установок.
С целью обеспечения достаточного уровня теоретизации и обоснованности процесса развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы необходимо определиться с совокупностью соответствующих методологических подходов [8]. Выбирая методологические подходы, мы исходи-
способы научно-методической деятельности основаны на анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании, обобщении, конкретизации, а также на общих и специфических умениях.
Научно-методическая культура преподавателя высшей школы - это сложное, многофакторное явление, представляющее собой единую, целостную структуру, которая не может существовать без входящих в нее компонентов. Исследование внутреннего строения научно-методической культуры преподавателя позволило выделить следующие структурные составляющие (рис. 1):
ли из необходимости установления функционального назначения каждого из них и раскрытия результатов их использования для изучения процесса развития научно-методической культуры преподавателя.
Теоретическое исследование процесса развития научно-методической культуры целесообразно осуществлять на основе системного и синергетического подходов.
Системный подход (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.) дает возможность исследовать научно-методическую культуру преподавателя как многомерную, многоуровневую и полифункциональную систему, а сам процесс развития научно-методической культуры - как целостное образование. Рассматриваемая система направлена на достижение цели (развитие научно-методической культуры у преподавателя вуза). Данная цель определяет состав всей системы. При этом главное внимание уделяется не отдельным элементам научно-методической культуры, а взаимосвязям, которые существуют между ними. Очевидно, что осознание преподавателем требований реальной профессиональной деятельности и соотнесение их со своими особенностями влечет потребность в развитии научно-методических умений. Реализация научно-методических умений в образовательной практике влечет активизацию и развитие творческого мышления преподавателей.
С позиции синергетического подхода (А.М. Ковалев, И.В. Лупандин, Г.И. Рузавин, И. Стенгерс, Г. Хакен и др.) научно-методическая культура преподавателя является сложнооргани-зованной системой и имеет множество путей и собственных тенденций развития. Использование синергетического подхода позволяет подчеркнуть неоднозначный характер развития научно-методической культуры преподавателя, на который оказывает существенное влияние множество факторов (при этом в качестве факторов предполагаются не только специально созданные условия, но и спонтанные воздействия внешней и внутренней среды). Исходя из знания сущности компонентов структуры научно-методической культуры преподавателя, появляется возможность проектирования ее развития в конкретных условиях образовательного пространства. Это дает возможность не только представить проектируемое состояние научно-методической культуры, но и понять естественные тенденции ее развития.
Личностные
качества
1-2-3 - научно-методическая культура
Знания / 1 \ 1 2 1 Ценное \ тные ориента / преподавателя высшей школы: 1 - профессиональное самосознание (Образ-Я), 2 - творческое мышление,
ции / 3 - научно-методические умения.
\ Способности /
Рис. 1. Структура научно-методической культуры преподавателя высшей школы
Также отметим, что системный подход использовался нами при проектировании процесса развития научно-методической культуры преподавателя. Этот подход позволил определить состав и структуру научно-методической культуры преподавателя высшей школы (рис. 1). Процесс реализации спроектированной системы изучался на основе синергетического подхода, так как именно он обеспечивает наиболее целесообразную иерархию в системе научно-методической культуры преподавателя и учитывает изменения в окружающей реальности.
Изучению особенностей практического осуществления процесса развития научно-методической культуры преподавателя, определению механизмов и процедуры реализации данного процесса в реальных условиях образовательного пространства способствуют личностно-деятельностный, аксиологический, культурологический, гуманно ориентированный и интегратив-ный подходы.
Личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) дает возможность придать результатам развития научно-методической культуры преподавателя социально и личностно значимый смысл, учесть индивидуальные особенности преподавателей как активных и самостоятельных субъектов научно-методической деятельности, выявить внутриличностный психолого-педагогический механизм и условия развития научно-методической культуры преподавателя с ориентацией на наиболее полную реализацию их внутренних возможностей и резервов. Суть данного подхода в контексте нашего исследования заключается в том, что он учитывает характер и условия смены типов деятельности преподавателя в процессе развития научно-методической культуры. Кроме того, он выступает в качестве методической ориентации в процессе развития научно-методической культуры преподавателя, позволяет обеспечить и поддерживать самопознание, самосовершенствование, самореализацию педагога и развитие его индивидуальности.
Аксиологический подход (С.Ф. Анисимов, В.П. Бездухов, М.С. Каган, А.В. Кирьякова и др.) позволяет рассматривать научно-методическую культуру преподавателя высшей школы как социально-педагогический феномен, нацелен на исследование индивидуально-психологической и ценностно-смысловой структуры личности преподавателя. С этих позиций рассматриваются условия для становления у преподавателей ценностной ориентации на человека, на результаты образования, на профессионально-педагогическую деятельность, в результате чего научно- методическая деятельность и культура ее осуществления в практике высшей школы приобретают для них особую значимость.
Культурологический подход (Б.С. Ерасов, Н.С. Злобин, И.Ф. Исаев, Д.С. Лихачев и др.) предполагает рассмотрение научно-методической культуры преподавателя высшей школы в качестве меры и способа его творческой самореализации в различных видах профессиональной деятельности, гармонизации педагогических отношений. Использование положений культурологического подхода в проектировании процесса развития научно-методической культуры преподавателя требует рассмотрения его как объекта культурных воздействий и одновременно как субъекта и творца культуры, а образовательное пространство вуза - как социально-культурную систему, обеспечивающую культурную преемственность и развитие индивидуальности и творческого мышления преподавателя.
Гуманно ориентированный подход (Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков и др.) базируется на идее о том, что, основываясь на природном начале человека и используя условия социума, следует способствовать самореализации человеком его сущностных свойств в пределах социальной допустимости [9]. Процесс развития научно-методической культуры преподавателя на основе данного подхода сориентирован на человека, который рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Гуманно ориентированное развитие научно-методической культуры преподавателя протекает в образовательном пространстве и осуществляется во взаимоотношениях с ним. Эти взаимоотношения составляют способ сосуществования между субъектами развития научно-методической культуры и образовательным пространством
Библиографический список
(образовательной системой). Следовательно, нужно не ломать условия образовательного пространства, а строить отношения с ним таким образом, чтобы способствовать самореализации субъектов развития научно-методической культуры в социально приемлемых направлениях. Этому, в частности, способствует создание гуманно ориентированных условий образовательного пространства.
Интегративный подход (С.И. Архангельский, Е.В. Бонда-ревская, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и др.) к процессу развития научно-методической культуры преподавателя позволяет определить взаимосвязи и взаимодействия между элементами рассматриваемой системы, объединить на их основе дифференцированные части в единое целое. Следует отметить, что процесс развития научно-методической культуры преподавателя в образовательном пространстве вуза не должен происходить бессистемно. Необходима координация усилий преподавателей, взаимосвязанная работа кафедр вуза, согласование со своими коллегами общих подходов к научно-методической деятельности, к определению содержания данной деятельности. Решить данные задачи на основе интегративного подхода возможно путем внедрения внутривузовской эдхократической системы «наставничество - тьютерство - коучинг», обеспечивающей развитие научно-методической культуры преподавателей. В основу построения данной системы положен эдхократи-ческий принцип (эдхократия - власть знаний и компетенции [10]) и педагогический стаж преподавателей.
Рассмотренные подходы в своей совокупности обеспечивают методологическую основу процесса развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы. При этом каждый из них несет свою уникальную функцию. Так, системный и синергетический подходы образуют теоретико-методологическую стратегию, которая раскрывает направления и общий план теоретического исследования научно-методической культуры преподавателя, а личностно-деятельностный, аксиологический, культурологический, гуманно ориентированный и интег-ративный подходы обозначили практико-ориентированную тактику нашего исследования, которая определяет видение путей и особенностей реального осуществления процесса развития научно-методической культуры преподавателя в практике высшей школы.
Таким образом, теоретико-методологический анализ развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы позволил:
• раскрыть особенности научно-методической деятельности преподавателя и выявить ее отличительные признаки, среди которых универсальность, многообразие, невозможность дальнейшего развития частей в обособленном состоянии, усложнение структуры, неравновесность, многомерность и управляемость;
• определить научно-методическую культуру преподавателя высшей школы как интегративное личностное образование, включающее систему ценностных ориентаций, научно-методических знаний, умений и способностей, которые необходимы для осуществления профессионально-педагогической деятельности в образовательной среде вуза;
• выявить следующие структурные составляющие научно-методической культуры преподавателя высшей школы: профессиональное самосознание, научно-методические умения и творческое мышление;
• представить развитие научно-методической культуры преподавателя высшей школы как взаимосвязанный и происходящий во времени процесс прогрессивного изменения профессионального самосознания, научно-методических умений и творческого мышления, которые в своей совокупности обеспечивают возможность осмысленного осуществления преподавателем научно-методической деятельности в образовательном пространстве;
• обеспечить методологическую основу процесса развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы, представленную системным, синергетическим, личностно-дея-тельностным, аксиологическим, культурологическим, гуманно ориентированным и интегративным подходами.
1. Климова, Т.Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург, 2008.
2. Кычкина, С. Д. Формирование научно-методической культуры студентов-заочников педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2008.
3. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие. - М., 2004.
4. Еремкина, О.В. Формирование психолого-педагогической диагностической культуры учителя как инновационное направление в образовании // Российский научный журнал. - 2008. - № 4(5).
5. Берулава, М.Н. Теоретические основы интеграции образования. - М., 1993.
6. Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования. - Ростов н/Д., 2009.
7. Монахова, Г.А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика. - 1997. - № 4.
8. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М., 2005.
9. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании: монография / Г.Н. Сериков, С. Г. Сериков. - Екатеринбург; Челябинск, 1999.
10. Жуков, Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом / Б.М. Жуков, А.В. Дейнека. - М., 2009. Bibliography
1. Klimova, T.E. Razvitie nauchno-issledovateljskoyj kuljturih uchitelya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Orenburg, 2008.
2. Kihchkina, S. D. Formirovanie nauchno-metodicheskoyj kuljturih studentov-zaochnikov pedagogicheskogo vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Yakutsk, 2008.
3. Isaev, I.F. Professionaljno-pedagogicheskaya kuljtura prepodavatelya: ucheb. posobie. - M., 2004.
4. Eremkina, O.V. Formirovanie psikhologo-pedagogicheskoyj diagnosticheskoyj kuljturih uchitelya kak innovacionnoe napravlenie v obrazovanii // Rossiyjskiyj nauchnihyj zhurnal. - 2008. - № 4(5).
5. Berulava, M.N. Teoreticheskie osnovih integracii obrazovaniya. - M., 1993.
6. Danilyuk, A.Ya. Teoriya integracii obrazovaniya. - Rostov n/D., 2009.
7. Monakhova, G.A. Obrazovanie kak rabochee pole integracii // Pedagogika. - 1997. - № 4.
8. Yakovlev, E.V. Pedagogicheskaya koncepciya: metodologicheskie aspektih postroeniya / E.V. Yakovlev, N.O. Yakovleva. - M., 2005.
9. Serikov, G.N. Zdorovjesberezhenie v gumannom obrazovanii: monografiya / G.N. Serikov, S. G. Serikov. - Ekaterinburg; Chelyabinsk, 1999.
10. Zhukov, B.M. Sovremennihe tendencii v upravlenii personalom / B.M. Zhukov, A.V. Deyjneka. - M., 2009.
Статья поступила в редакцию 02.12.11
УДК 37.026.9
Sergienko P.G., Sizova E.R. CREATIVITY AS A PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITY OF A FUTURE COMPOSER
PERSONALITY. The article considers the category of "creativity" in the context of professional activity of a composer, the article also reveals the content and structural components of the category; the authors' interpretation of the definition is given. Key words: creativity, art, composer activity, professionally important qualities.
П.Г. Сергиенко, аспирант Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]; Е.Р. Сизова, д-р пед. наук, проф. Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, г. Челябинск, Е-mail: [email protected].
КРЕАТИВНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО КОМПОЗИТОРА
В статье рассматривается категория «креативность» в связи с профессиональной деятельностью композитора, выявляются ее содержание и структурные компоненты, дается авторская трактовка понятия.
Ключевые слова: креативность, творчество, композиторская деятельность, профессионально-важные качества.
Ориентация образовательной политики в нашей стране на идеи компетентностного подхода в обучении обусловливает необходимость формирования не только когнитивно-деятельнос-тной составляющей профессионального мастерства будущего специалиста, но и развитие качеств личности, значимых для ее профессиональной самореализации. В научно-педагогических исследованиях, посвященных данной проблеме, обосновывается, что профессионально-важные качества специалиста определяются особенностями его профессиональной деятельности и формируются в процессе ее реализации (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Б.А. Федоришин и др.).
Композиторская деятельность в ряду других видов музыкальной деятельности обладает ярко выраженной спецификой, которая проявляется в способности генерировать множество разнообразных идей, перерабатывать большое количество впечатлений, преобразовывать их в художественные образы, синтезировать новые художественные образы, рождать новые музыкальные идеи и т.д. Поэтому важнейшим профессиональным качеством личности композитора является креативность.
Понятие креативность (от лат. creation - созидание) обычно трактуется в психолого-педагогических исследованиях как «способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления» [1, с. 173]. Однако, в самом общем виде креативность понимается как способность к творчеству [2]. Близость понятий «творчество» и «креативность» послужила синонимичности их толкования, что порой приводит к взаимной подмене терминов.
Нам ближе взгляды исследователей, которые дифференцируют данные категории, подчеркивая, что творчество высту-
пает как процесс и результат деятельности, а креативность -как субъективная детерминанта творчества, т.е. мотивационно-потребностная основа творческой деятельности (Т.А. Барыше-ва, Ю.А. Жигалов). Опираясь на данную позицию, мы будем рассматривать креативность как особое свойство личности, в рамках которого возможно проявление творческой активности субъекта.
Говоря о содержании и структуре кретивности, ученые высказывают разные мнения. Так, Дж. Гилфорд и Э. Торренс выделяют интеллектуальную одаренность, считая ее приоритетной в формировании креативности личности [3; 4]. А. Маслоу рассматривает способность к творчеству как установку на самореализацию личности, где важную роль в раскрытии творческого потенциала личности играют мотивация, ценностные ориентации и личностные черты [5]. Д.Б. Богоявленская предлагает в качестве системообразующего фактора творчества признать интеллектуальную активность, которая рассматривается как интегральное образование, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов системы в их единстве, и обеспечивает способность личности к ситуативно нестимулирован-ной продуктивной деятельности [6].
Мы будем опираться на концепцию креативности, представленную Р. Стернбергом [7], в которой автор доказывает, что креативность как качество способно проявиться только в том случае, если оно сочетаетв себе ряд компонентов: мотивацион-ный, интеллектуальный, личностный.
В композиторской деятельности одним из основных мотивов выступает мотивированность на успех. Деятельность композитора имеет публичный характер и оценивается профессио-