ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ^^^_ ^^ И^?ИХОЛОГИЧЕСКИЕ^НАУКИ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
Е.П. БИБЛИН,
аспирант Ставропольского государственного педагогического института
biblin@yandex.ru
Аннотация. Раскрыты основы понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», роль ритмической гимнастики в оздоровлении школьников. Представлены результаты анализа научных исследований по теории и методике физического воспитания.
Ключевые слова: ритмическая гимнастика, здоровый образ жизни, физическая культура, физическое воспитание, физическая активность.
THE TEORETIKO-METHODOLOGICAL APPROACH TO FORMATION OF THE HEALTHY WAY OF LIFE BY MEANS OF RHYTHMIC GYMNASTICS
E.P. BIBLIN,
the post-graduate student of the Stavropol state teacher training college
The summary. In article bases of concept of «health», «a healthy way of life», a role of rhythmic gymnastics in improvement of schoolboys are opened. Results of the analysis of scientific researches under the theory and a physical training technique are presented.
Key words: the rhythmic gymnastics, a healthy way of life, physical training, physical training, physical activity.
Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.
Гиппократ
Самым простым, емким и доступным для понимания содержанием понятия здоровье является такое, при котором здоровье представляется как комфортное состояние всех систем и функций организма человека, которое определяется не только удобным и рациональным их расположением, но и благотворным взаимодействием в процессе жизнедеятельности. Здоровье — это состояние организма, при котором правильно, нормально действуют все его органы. Но здоровье характеризуется не только отсутствием болезни. Более полное определение этого понятия гласит о том, что здоровье человека — это динамическое состояния сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Всемирная организация здравоохранения рассматривает здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Здоровый образ жизни лежит в основе сохранения и укрепления здоровья. Человечеству издревле известно значение физических упражнений для здоровья, для продления жизнеактивного долголетия. Еще Гиппократ, Голен, Авиценна утверждали о пользе физиче-
ских упражнений для здоровья и продления жизни человека. Великий просветитель Ж.-Ж.Руссо утверждал, что без физических упражнений... «тело становится изнеженным и хилым, а душа с трудом сохраняет свою силу, когда тело теряет свою». Здоровый образ жизни, основанный на активной двигательной деятельности — стиль жизни современного человека. Этот стиль формируется на системе миропонимания, убеждений, жизненных установок. Такой подход позволяет реализовать природные потенциальные возможности и способности человека понять смысл и свое место в жизни, в конечном счете, быть счастливым человеком.
Здоровье наших школьников — это проблема нации. В последние годы стало очевидным, что на фоне глубокого социально-экономического кризиса традиционная российская медицина не справляется с задачей сохранения здоровья детей и подростков; 25—35% детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания. Динамика их общей заболеваемости характеризуется неуклонным ростом как морфофункцио-нальных патологий, так и психических расстройств. Это свидетельствует о снижении адаптационных (саморегуляционных) возможностей растущего организма. Как показывают результаты многочисленных исследований, основными причинами распространения психосоматических дисфункций являются рост информационно-образовательной нагрузки и уменьшение двигательной активности детей и подростков.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
Неестественны условия жизни, в которых оказался ребенок в современном городе. С одной стороны, чрезмерный комфорт и избыточное питание, обилие всевозможных острых и возбуждающих наслаждений, с другой, — существенно ограниченные возможности соприкосновения с землей, со свежим воздухом, с физической работой и полное отсутствие удовлетворения потребностей физических, простых и естественных. Современные города создали то ненормальное состояние духа, которое выражается эпидемией самоубийств, эротикой, подавленностью, бессильными революционными порывами и смутностью моральных критериев. Кроме того, в условиях статичности, чувственной уравновешенности (безразличия), двигательной скованности современного человека разрушаются эстетические основы общества. Книги, кино, телевидение и другие доступные широким слоям населения носители культурных ценностей насаждают грубую силу мышечной массы и власть лишенного чувственности и сопереживания тела. Дистантная коммуникация разрушает душу человека, ограничивает основу его сознания — сенсорно-перцептивную сферу. Тело человека, как заложник его души, деградирует. Человечество достигло той черты, за которой регресс становится необратимым.
В решении этой проблемы значение физической культуры безмерно. Велика роль в оздоровлении школьников ритмической гимнастики. Сегодня ритмическая гимнастика приобрела огромную популярность среди людей различного возраста, даря им радость общения с музыкой и движениями. Ритмическая гимнастика совершенствует формы тела, развивает силу, ловкость, гибкость и выносливость, учит управлять своими движениями, создает условия физического и психического комфорта. Огромны возможности ритмической гимнастики в развитии пластичности движений, грациозности женщин, элегантности мужчин, физической работоспособности, в прикладности для большинства видов спорта как средства разминки и восстановления.
Как и другие средства и методы физической культуры, ритмическая гимнастика призвана творить благо. Однако, при неверной технологии применения упражнений, возможно их негативное влияние на организм человека и особенно детей. Предотвратить это можно в том случае, если процесс занятий ритмической гимнастикой будет основан на взаимной образованности в этой области как учителей, так и учеников. Образованность учеников в области ритмической гимнастики должна заключаться, прежде всего, в знаниях благотворного биолого-психологического и физического влияния упражнений, способности осознанно воспринимать их воздействие на организм и управлять изменениями в нем, а также передавать свои знания и умения окружающим. Поэтому в последнее время понимание роли здорового образа жизни подрастающего поколения значитель-
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
но выросло. Проблема сохранения здоровья не является сугубо медицинской; большую роль играет организованное физическое воспитание и двигательная активность подрастающего поколения. Поэтому научные исследования по теории и методике физического воспитания, особенно те, которые затрагивают вопросы оптимизации двигательной активности детей, становятся сегодня все более актуальными.
Одно из направлений, требующих более глубокого изучения, анализа и разработки, на наш взгляд, — организованная двигательная активность детей, связанная с выполнением физических упражнений. Установлено, что гимнастика до занятий, с которой начинается учебный день, служит одной из составных частей физкультурно-оздоровительной работы и имеет большое значение: организует начало дня, воспитывает привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Каждый педагог должен уметь проводить физкультминутки на своих занятиях, учитывая специфику своего предмета. Обычно это проведение 3—5 физических упражнений. Подвижные игры решают задачу активного отдыха детей, способствуют снижению утомления, повышению работоспособности и поддержанию ее на более высоком уровне на последующих занятиях. Давно известные педагогам разнообразные формы занятий физическими упражнениями могут существенно увеличить суточную двигательную активность детей. Однако проведенные пилотажные исследования в Ставропольских общеобразовательных школах позволили установить, что данные формы занятий физическими упражнениями в школах не реализуются. Лишь в 2 из 22 школ проводится утренняя гимнастика. Бесспорно, одним из важнейших факторов формирования здорового образа жизни подрастающего поколения выступает создание условий для укрепления и сохранения здоровья детей с помощью средств физического воспитания, поскольку именно состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства.
Формирование здорового образа жизни — проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укрепление должны стать ценностными мотивами поведения. И каждый педагог должен способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей в здоровом образе жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Вот почему так важно воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что оно — величайшая ценность, дарованная человеку Природой.