УДК 34. 02
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
Т. Н. Петухова, преподаватель, Уральский финансово-юридический институт
Обосновывается актуальность проблемы правового обеспечения межэтнической толерантности и рассматривается понятие «толерантность» с позиций различных наук.
Ключевые слова: толерантность, терпимость, личность, доброжелательность, диалог.
В процессе исследования проблемы правового обеспечения межэтнической толерантности, актуальность которой очевидна в условиях кризиса межнациональных отношений на современном этапе развития Российской Федерации, возникает необходимость в единых ключевых понятиях, таких, как толерантность и ксенофобия, поскольку в условиях методологического плюрализма эти понятия являются полисемантическими: в современных дискурсивных практиках им приписывают различные значения и смыслы.
Так, понятие «толерантность», прочно вошедшее в современный лексикон самых разных наук, и его содержание формировалось на протяжении не одного столетия и корректировалось в связи с социальными, политическими и идеологическими изменениями. В. М. Золотухин отмечает, что на каждом этапе истории толерантность виделась своеобразно: обуздание страстей посредством воспитания и знания (Сократ); стремление к «золотой середине» (Аристотель); воздержанность (Пиррон); спасение и покаяние (Тер-туллиан); преодоление страданий (Ф. Аквинский); симпатия (Д. Юм); сострадание (Ж.-Ж. Руссо); всеобщий человеческий долг (И. Кант); идея всеобщего равенства (Г. Спенсер); внутренний регулятор моего отношения к другому (Ж.-П. Сартр)1.
Толерантность как право другого на существование осмысливалась и разрабатывалась в рамках философской науки в связи с проблемой преодоления конфессиональной нетерпимости, как реакция на последствия мировоззренческого конфликта в сфере религиозных отношений. К этой проблеме обращались Дж. Локк2 , Фр. Вольтер3, Б. Спиноза4. Такие исследователи, как В. А. Васильев5, В. А. Лекторский6, М. Б. Скворцов7, М. Б. Хомяков8, также считают, что толерантность оформилась как социальная ценность
еще в недрах мировых религий. В связи с этим исследователи предлагают определять религию ведущим источником утверждения за толерантностью общественного статуса. В данном случае толерантность рассматривается большинством ученых в едином семантическом поле с категорией терпимости, а большинство исследователей эти категории отожествляют.
Так, М. Уолцер отмечает, что религиозная терпимость как социальная ценность раннего периода развития цивилизации демонстрирует «отстраненно-смиренное отношение к различиям во имя сохранения мира»9. В данном контексте в семантическое поле категории толерантности попадают такие утверждаемые почти всеми мировыми религиями нормы, как ненасилие, прощение, милосердие, миролюбие, гуманность, составляющие основу сознания человека, воспринимаемые как абсолютные ценности общества.
Между тем, несмотря на заявленные религией идеи терпимости, отражение на практике идей толерантности в силу общественных событий носило в обществе декларативный характер. Так, период ранних религиозных войн обострил проблему веротерпимости. С периода античности латинские tolerance, toleration входят в словарный запас человека, обозначая ограничения, страдания, лишения, так как нет ничего более трудного, чем быть терпимым по отношению к людям иной веры.
В современной России термин «толерантность» стал широко употребляться сравнительно недавно, при этом «толерантность» также известна как проблема терпимости: «искусственно отысканная середина» (И. В. Киреевский, Н. Я. Данилевский); допущение чужой свободы (В. С. Соловьев); поли-ческая умеренность и гражданское мужество (С. Л. Франк).
Новизну проблемы для России доказывает и то, что в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (изд. 1901 года)10 не содержится сведений о толерантности. В малом словаре тех же издателей (изд. 1903 года) появляются сведения о существительном «толерантность» как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям. По своей сути, понятия «толерантность» и «терпимость» представлены как синонимы. Согласно толковому словарю Д. Н. Ушакова (изд. 1940 года)11 толерантность - производное от французского tolerant - терпимый. В словаре В. И. Даля (изд. 1880-1882 гг.)12 слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что- или кого-либо терпеть «только по милосердда, снисхожденью». Аналогичным образом трактует данное понятие и большинство современных словарей. Например, в «Словаре иностранных слов и выражений» понятие «толерантность» определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо»13.
Более широкое определение толерантности содержится в Краткой философской энциклопедии: «Толерантность (от лат. tolerantia
- терпение) - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конку-
14
ренции» .
Кроме того, во многих культурах понятие «толерантность» также является своеобразным синонимом слова «терпимость»: латинское - tolerantia; английское - tolerantion; немецкое - toleranze; французское - tolerance.
Большинство исследователей, указывая на сложности смыслового перевода термина, предпочитают связывать его с терпимостью, поэтому в философских, педагогических и других науках, что отражено в современных словарях, нет достаточно четкого разделения границ между ними, более того, «толерантность» и «терпимость» считаются синонимичными1^ взаимозаменяемыми16.
Примером употребления слова «толерантность» в официальных документах и научной литературе как синонима слову «терпимость» могут быть опубликованные на рус-
ском языке международные правовые документы (ООН, Совета Европы, ОБСЕ, СНГ) в области прав и основных свобод человека, где в тексте используются не термин «толерантность», а термины «терпимость» и «нетерпимость». Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «...проявлять терпи-
мость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи»17. Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии как с самим собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).
Такова практика официальных публикаций ООН - Всеобщей декларации прав человека (1948 год), Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 год), Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 год) и др.; Совета Европы - Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств (1995 год); Европейского парламента - Постановления о сектах в Европе (1996 год); Рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы «Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе» (2002 год); Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе -Итогового документа Венской встречи (1989 год), Копенгагенского совещания по человеческому измерению (1990 год) и др.; СНГ - Конвенции о правах и основных свободах человека (1998 год). Аналогичная позиция отображена и в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях»18.
Кроме того, анализ современных исследований толерантности показывает, что она может быть рассмотрена с различных позиций, причем все они актуальны для российского общества:
- понимание толерантности как нормы взаимоотношений между людьми (А. Г. Ас-молов - «социальная норма, определяющая устойчивость к конфликтам в полиэтническом межкультурном обществе»19; В. К. Малькова
- «норма общественного сознания и поведе-
~ 20ч
ния людей» );
- понимание толерантности как метода социально-политических решений, как средства, способного разрешить противоречия,
примирить враждующие стороны, как «необходимого условия оптимизации межэтнических отношений, как формы разрешения межэтнических противоречий»21. Толерантность в таком понимании выступает как инструмент предотвращения напряженности, нетерпимости в отношениях. Н. Н. Федотова отмечает, что среди отдельных исследователей бытует подобное отношение к толерантности как к святыне, палочке-выручалочке, происходит ее фетишизация22. Понимание толерантности в таком ракурсе приводит к потере ее ценностного смысла, на первый план выступает практическая полезность;
- понимание толерантности как свойства личности; при этом определения, как правило, характеризуют саму личность, а не раскрывают содержание понятия. Например, личность, «актуализирующаяся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, по-
23
ведения людей...» , терпимость к «другому при отсутствии враждебности или отрица-
24
тельного отношения к «чужому» , допущение личностью других взглядов, мнений, норм, ценностей25; отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения»; свойство личности, основанное на уважении к интересам, привыч-
26
кам, верованиям других людей ; «уважение к
27
другому именно как к другому и чуждому» ; «уважение к непохожести»28;
- определение толерантности как права «на сохранение своих особых этнических черт» (ни одна этническая группа не имеет оснований считать себя лучше или выше ос-тальных)29, как «правового долга»30, что также
не раскрывает полностью содержание анализируемого явления;
- толкование толерантности как нравст-
венной ценности: «Моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной или культурной принадлежности.. ,»31, «проявление нравственным
субъектом сдержанности в ситуации, когда он негативно реагирует на нравственно значимые для него события», однако понимание значимости толерантности недостаточно для формирования толерантных отношений.
Исследователи подходят к раскрытию сущности толерантности с разных сторон, но в большинстве случаев, на наш взгляд, не
достигают точности и глубины. Примером может быть следующие определение толерантности: «Отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной»32; «степень уравновешивания
слабого и сильного на основе нейтрального и равноправного их существования» (В. М. Золотухин).
Тема межэтнических отношений междисциплинарна, касается не только правовой науки, но и социальной философии, этнологии, культурологии, этики, политологии, общей и социальной психологии, конфликтологии и других социальных и гуманитарных дисциплин, следовательно, каждая из дисциплин вносит в изучение толерантности свои акценты и свою постановку вопроса, что отражается на попытках дать определения этого понятия. Анализ его эволюции достаточно емко представлен В. М. Золотухиным, Й. По-дгорецким, О. А. Михайловой, Д. А. Ма-
лышевым33.
Понятие «толерантность», как и большинство понятий гуманитарных и социальных наук, не является однозначным: относительную строгость ему сообщает сознательное ограничение выдвинутой проблемы. Только в определенном смысловом контексте понятие приобретает конкретность. Так, представители педагогической науки рассматривали ее в свете формирования установок толерантного сознания у школьников. М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, М. А. Ковальчук предложили определение толерантности как «реализуемой готовности к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения»34. Подход к толерантности как социальному феномену, ее влиянию на преодоление различных видов напряженности и роли в поддержании социальной стабильности разрабатывается в философии и социологии. Так, философы, по общему правилу, рассматривают толерантность как «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, необходимая по отношению к особенностям различных народов, наций и религий»35.
В культурологии толерантность - это терпимость, снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, куль-
туре, чувствам, идеям, один из основных демократических принципов, неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы и прав человека36. Несомненно, акцент в определении сделан на снисхождение, которое близко в данном контексте к высокомерию.
В политологии толерантность - это терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции, одна из базовых ценностей демократии37. Акцент в определении сделан на политико-правовое закрепление данного понятия при демократии.
В социальной психологии толерантность
- это способность личности или общества относиться непредвзято к мнению группы, отличающемуся от распространенных стереоти-пов38. Акцент в определении сделан на общественные и межгрупповые отношения.
До недавних пор такое понятие, как толерантность, не встречалось ни в одной из отраслей российского права. В российском законодательстве применялись лишь понятия, очень схожие с толерантностью по своему смыслу, такие, например, как понятия о правах и свободах граждан. Впервые данное понятие появилось в 1995 году в международном законодательстве, когда была принята Декларация принципов толерантности ЮНЕ-СКО39. В соответствии с этой декларацией в юриспруденции понятие «толерантность» определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
На современном этапе развития Российского государства в юриспруденции толерантность рассматривается как требование построения общества не на общеобязательной идеологии, а на минимуме общеобязательных правил общежития (на праве); причем ясно, что лишь возможностью общежития для всех и могут определиться ограничения в проявлениях любой идеологии. Это «отделение идеологии от государства» - операция, при которой любая идеология становится и получает гарантированную законом возможность оставаться частным взглядом каждого; признание
государством суверенности сферы частного -суверенности личности; свобода совести40.
Следует заметить, что акцент на определенную область, в том числе этническую, не способствует однозначному толкованию термина: каждый исследователь, как правило, выводит собственную дефиницию толерантности.
Итак, можно сделать вывод, что в качестве синонима толерантности, как правило, используется термин «терпимость», хотя, на наш взгляд, толерантность - понятие более широкое, лишено снисходительного окраса термина «терпеть», предполагает «доброжелательность, готовность к уважительному диалогу и сотрудничеству»41. Терпимость не отражает всей полноты содержания исследуемого феномена, и, несмотря на то что семантические поля этих понятий близки, они не синонимичны. Терпимость дает возможность приспособиться к неблагоприятным факторам, имеет адаптивный характер, а толерантность в большей степени созидательна, терпимость может ограничиваться и внешней реакцией, а для толерантности требуется более глубокий, осознанный, духовный план. Слово «терпимость» в отечественной культуре ассоциируется с пассивным реагированием на окружающую действительность (терпят лишения и крайнюю нужду, бедствия и поражения, терпят кого-либо из жалости и сострадания, поневоле допускают, мирятся с существованием кого-либо, чего-либо). Понятие толерантности не имеет такого окраса, фона, обусловленного нашим культурным наследием.
Однако толерантность - не абсолютная, всеми признанная ценность. Например, понятие и идея толерантности не признаются многими общественными организациями и деятелями: так, среди постоянных критиков - священники православной церкви. Исполняющий обязанности секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей священник Г. Рябых указывает, что «заимствованный у Запада термин «толерантность» имеет много значений, свои плюсы и минусы. Но не может не беспокоить, что зачастую под ним понимается нравственный нигилизм, индифферентность к различным порокам, религиозной истине, к тем ценностям, которые веками формировались в
42
стране» , что сродни толстовству, главными принципами которого являются непротивление злу насилием, всепрощение, всеобщая
любовь и нравственное самоусовершенство-
43
вание личности .
Придерживаясь аналогичного мнения, некоторые священники выступают с инициативой бойкота уроков толерантности в школах. Так, термин «толерантность» был подвергнут критике и со стороны епископа Пермского и Соликамского Иринарха (Грезина).
Кроме того, декларирование толерантности как необходимой нормы во взаимоотношениях, в том числе и межэтнических, не только не способствует осознанию и принятию толерантных установок, но и не приводит к толерантной модели поведения. Поэтому следует обратиться к исследованиям ученых-практиков, разрабатывающих методики, технологии, программы, средства, которые при системном их использовании должны в перспективе обеспечить формирование установок толерантного сознания и поведения в обществе, ослабленном социальными, конфессиональными, этническими и иными конфликта-
44
ми .
Таким образом, определение толерантности, на наш взгляд, многочисленны и размыты. При определении толерантности, как мы полагаем, необходимо исходить, во-первых, из отечественного (русского, славянского) лексического значения слова «толерантность», которое означает добродушие, миролюбие; во-вторых, при этом необходимо подчеркнуть сознательное активное отношение к другому, не похожему на тебя; в-третьих, толерантность имеет юридические пределы -гарантированное законом пресечение противоправного поведения этнического характера.
Обобщая вышесказанное, учитывая различные толкования термина, сформулируем определение толерантности следующим образом: толерантность - это сознательно сформированная модель поведения, направленная на миролюбивое восприятие иного человека, если его действия не противоправны. В этом случае этническую толерантность можно определить как сознательно формируемую готовность представителей различных национальных групп к взаимоуважительному диалогу и сотрудничеству на основе общечеловеческих ценностей в целях утверждения согласия и взаимопонимания. Данные определения не претендуют на уникальность, однако включают в себя необходимые, на наш взгляд, признаки:
- активное формирование правил поведения (комплексная государственная политика, самосовершенствование);
- отечественная лексическая основа (миролюбие, добровольность, широта души русского человека, добродушие), что привлекает, не вызывая отторжения;
- необходимость следовать законам.
1 Золотухин В. М. Толерантность: монография. Кемерово, 2001.
2 Локк Дж. Опыт о веротерпимости. М., 1998. Т. 3. С. 668.
3 Вольтер Фр. Трактат о веротерпимости в связи со смертью Жана Каласа. Бог и люди. Статьи, памфлеты, письма: в 2 т. М., 1961. Т. 2.
4 Спиноза Б. Богословско-политический трактат. Минск, 1998.
5 Васильев В. А. К вопросу о толерантности в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2000. N° 3. С. 249-262.
6 Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11.
7 Скворцов М. Б. Толерантность: иллюзия или средство спасения? // Октябрь. 1997. № 2.
8 Хомяков М. Б. Проблема толерантности в современной англоязычной политической философии: основные концептуальные подходы // Толерантность в современной цивилизации: материалы Международной конференции. Екатеринбург, 2001.
9 Уолцер М. О терпимости. М., 2000.
10 URL: http://ww.rubricon_com|bie1.asp.
11 URL: http://ushdict.narod.ru.
12 URL: http://vidahl.aqava.ru.
13 Словарь иностранных слов и выражений. М., 1998.
14 Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
15 Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г". В. Осипова. М., 1998.
16 Бачинин В. А. Философия. Энциклопедический словарь. СПб., 2005.
17 URL: http://www.un/org|ru|documents|charter|.
18 Толерантность / под ред. М. П. Мчедлова. М., 2004.
19 На пути к толерантному сознанию / отв. ред. А. Г. Асмолов. М., 2002.
20 Малькова В. К. Этничность и толерантность в современных российских СМИ // Этническое обозрение.
2003. № 5.
21 Бызова В. М. Психология этнических различий: проблемы менталитета, отношений, понимания: автореферат дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1996.
22 Федотова Н. Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Философские науки.
2004. № 4.
23 Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учебное пособие. М., 2004.
24 Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности / отв. ред. Н. А. Купина, М. Б. Хомяков. Екатеринбург, 2003. С. 105.
25 Meyers grosses Tascheniexikon. Bibliographisches Institut. Mannheim. 2003; Meyers neues Lexikon. VEB Biblio
graphisches Institut Leipzig. 1976.
26 Язык мой. Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ / сост. А. М. Верховский. М., 2002.
27 Толерантность: сб. науч. статей / под ред. М. Б. Хомякова. Екатеринбург, 2000.
28 Толерантность как основа социальной безопасности / под ред. Н. П. Медведева. М., Ставрополь, 2002.
29 Подгорецкий Й. Толерантность: понятие и концепция // Вестник ТГПУ. Серия: гуманитарные науки. 2004. № 2.
30 Хёффе О. Плюрализм и толерантность: к легитимности в современном мире // Философские науки. 1991. 3№1 2.
31 Зиновьев Д. В. Формирование социокультурной толерантности как фактор повышения педагогического мастерства будущего педагога: монография. Красноярск, 2001.
32 Этническая толерантность в поликультурных регионах России / отв. ред. Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. М., 2002.
33 Молодежь XXI века: толерантность как способ мировосприятия / под ред. З. Х. Саралиевой. Н. Новгород, 2001.
34 Рожков М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников: учебнометодическое пособие. Ярославль, 2003.
35 Философский энциклопедический словарь. М., 2002.
36 Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997.
37 Введение в политологию. Словарь-справочник / под ред. В. П. Пугачева. М., 1996.
38 Социальная психология. Словарь-справочник. М., 2001.
39 URL: http:// sch125-snz.edusite.rrnsvayzi1.htm.
40 Круглов А. И. Словарь. М., 1994.
41 Установление культуры мира: универсальные ценности и гражданское общество. Тверь, 2001.
42 В Русской церкви призывают прививать детям в школах вместо западного понятия толерантности традиционные ценности страны. URL: http:// www.interfax- rus-sia.ru/r/B/povoljieObw/432.html?menu=4&id_issue=12218 282.
43 Толстой Л. Н. «В чем моя вера?». URL: http://ru.wikipedia. org/wiki/.
44 Аксельрод А. Мир различий: сборник упражнений для
учащихся общеобразовательных школ. URL:
http://antirasizm.rujpubl_015.doc.
Статья поступила в редакцию 17 февраля 2012 г.