Научная статья на тему 'Теоретико-методологические предпосылки к началу обучения технике передвижения на лыжах с коньковых ходов'

Теоретико-методологические предпосылки к началу обучения технике передвижения на лыжах с коньковых ходов Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
45
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лыжные гонки / классические ходы / коньковые ходы / последовательность обучения / объективные и субъективные предпосылки / техническая подготовка / лыжники-гонщики 9-10 лет. / cross-country skiing / classical moves / skating moves / sequence of training / objective and subjective prerequisites / technical training / 9-10 years old ski racers.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Гарифуллин А. И., Зотова Ф. Р.

В любом виде спорта, который состоит из множественности технических действий, встает вопрос о последовательности их изучения [1, 8, 9, 14, 21, 29]. Каждый вариант такой последовательности содержит определенный алгоритм и его обоснование. При этом чаще всего исходят из принципов дидактики: от простого к сложному, от общего к частному, от освоенного к неосвоенному и т.д. Несомненно, что последовательность обучения также зависит от возможностей обучающихся – их анатомо-морфологических данных, уровней физической и функциональной подготовленности, развития двигательных навыков, возрастных физиологических и психологических особенностей. В лыжных гонках традиционным является подход к обучению передвижению на лыжах, начиная с классического попеременно двухшажного хода. На наш взгляд, данная позиция основана лишь на исторически сложившемся факте первенства появления классических ходов и проведения соревнований по лыжным гонкам лишь этим ходом. С признанием же конькового стиля передвижения на лыжах, включением его в программы и правила соревнований появилась необходимость технической подготовки спортсменов в обоих способах скольжения на лыжах. Материалы. В своем исследовании мы предположили, что определение предпосылок объективного и субъективного характера к возможности начала обучения передвижению на лыжах юных лыжников-гонщиков групп начальной подготовки с изучения сначала коньковых, а затем классических ходов позволит найти и обосновать наиболее рациональный вариант процесса начальной технической подготовки лыжников. Цель исследования. Выделить и обосновать основные предпосылки подхода к началу обучения технике передвижения на лыжах лыжников-гонщиков групп начальной подготовки первого года обучения с коньковых лыжных ходов. Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, опрос (анкетирование, интервьюирование), педагогическое наблюдение. Исследование проводилось в условиях учебно-тренировочного процесса в МБУ ДО «Спортивная школа «ФСО Снежный барс» г. Казани с лыжниками-гонщиками 9-10 лет групп начальной подготовки первого года обучения. Результаты исследования и их обсуждение. В статье приведены предпосылки, которые являются основанием считать возможным подходом к началу обучения передвижения на лыжах обучающихся спортивных школ по лыжным гонкам групп начальной подготовки первого года обучения с коньковых лыжных ходов. Данная позиция обосновывается, во-первых, наличием объективных предпосылок в виде исторических фактов, которые привели к появлению коньковых ходов и, как следствие, к эволюции лыжного спорта, в целом, теоретических закономерностей и принципов – из сфер биомеханики, возрастной физиологии и психологии, теории спорта и, во-вторых, наличием новых мнений, взглядов, суждений на процесс технической подготовки лыжников-гонщиков, как субъективных предпосылок. Заключение. В статье приведены основные объективные и субъективные предпосылки как условия развития благоприятной ситуации для возникновения нового подхода к реализации технической подготовки лыжников-гонщиков, в целом, и к обучению передвижению на лыжах, начиная с коньковых ходов, в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Гарифуллин А. И., Зотова Ф. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In any sport that consists of a multiplicity of technical actions, the question arises about the sequence of their study [1, 3, 4, 6, 8, 15]. Each variant of such a sequence contains a specific algorithm and its justification. At the same time, they most often proceed from the principles of didactics: from simple to complex, from general to particular, from mastered to undeveloped, etc. Undoubtedly, the sequence of training also depends on the capabilities of students – their anatomical and morphological data, levels of physical and functional fitness, development of motor skills, age-related physiological and psychological characteristics. In cross-country skiing, the traditional approach to learning how to ski is starting with the classic alternating two-step course. In our opinion, this position is based only on the historically established fact of classical moves appearance primacy and the holding of ski racing competitions only with this move. With the recognition of the skating style of movement on skis, its inclusion in the programs and rules of competitions, there was a need for technical training of athletes in both ways of sliding on skis. Materials. In our study we assumed that determining the prerequisites of an objective and subjective nature for the possibility of starting ski training for young ski racers of initial training groups with the study of skating first and then classical moves would allow us to find and justify the most rational option for the process of skiers’ initial technical training. The purpose. To identify and substantiate the main prerequisites for the approach to the beginning of training in the technique of movement on skis for ski racers of the first year initial training groups of training from skating ski runs. Research methods and organization: analysis and generalization of scientific and methodological literature, survey (questionnaire, interviewing), pedagogical supervision. The study was conducted in the conditions of the educational and training process at the MBU DO "Sports School "FSO Snow Leopard" in Kazan with ski racers aged 9-10 years of the first year initial training groups. Results. The article presents the prerequisites that are the basis for considering possible approach to the beginning of ski movement training for students sports schools in cross-country skiing groups of the first year initial training from skating ski runs. This position is justified, firstly, by the presence of objective prerequisites in the form of historical facts that led to the appearance of skating moves and, as a result, to the evolution of skiing in general, theoretical patterns and principles from the fields of biomechanics, age physiology and psychology, sports theory and, secondly, the presence of new opinions, views, judgments on the process of ski racers’ technical training as subjective prerequisites. Conclusion. The article presents the main objective and subjective prerequisites as conditions for the development of a favorable situation for the emergence of a new approach to the implementation of ski racers’ technical training in general and to learning to move on skis, starting with skating moves, in particular.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические предпосылки к началу обучения технике передвижения на лыжах с коньковых ходов»

УДК 796.92

Теоретико-методологические предпосылки к началу обучения технике передвижения на лыжах с коньковых ходов Гарифуллин А.И., Зотова Ф.Р. *

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

г. Казань, Россия ORCID: 0000-0002-5234-7749, garifuUm@maiLт ORCID: 0000-0002-8711-8807, [email protected]*

Аннотация: В любом виде спорта, который состоит из множественности технических действий, встает вопрос о последовательности их изучения [1, 8, 9, 14, 21, 29]. Каждый вариант такой последовательности содержит определенный алгоритм и его обоснование. При этом чаще всего исходят из принципов дидактики: от простого к сложному, от общего к частному, от освоенного к неосвоенному и т.д. Несомненно, что последовательность обучения также зависит от возможностей обучающихся - их анатомо-морфологических данных, уровней физической и функциональной подготовленности, развития двигательных навыков, возрастных физиологических и психологических особенностей. В лыжных гонках традиционным является подход к обучению передвижению на лыжах, начиная с классического попеременно - двухшажного хода. На наш взгляд, данная позиция основана лишь на исторически сложившемся факте первенства появления классических ходов и проведения соревнований по лыжным гонкам лишь этим ходом. С признанием же конькового стиля передвижения на лыжах, включением его в программы и правила соревнований появилась необходимость технической подготовки спортсменов в обоих способах скольжения на лыжах. Материалы. В своем исследовании мы предположили, что определение предпосылок объективного и субъективного характера к возможности начала обучения передвижению на лыжах юных лыжников-гонщиков групп начальной подготовки с изучения сначала коньковых, а затем классических ходов позволит найти и обосновать наиболее рациональный вариант процесса начальной технической подготовки лыжников. Цель исследования. Выделить и обосновать основные предпосылки подхода к началу обучения технике передвижения на лыжах лыжников-гонщиков групп начальной подготовки первого года обучения с коньковых лыжных ходов. Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, опрос (анкетирование, интервьюирование), педагогическое наблюдение. Исследование проводилось в условиях учебно-тренировочного процесса в МБУ ДО «Спортивная школа «ФСО Снежный барс» г. Казани с лыжниками-гонщиками 9-10 лет групп начальной подготовки первого года обучения. Результаты исследования и их обсуждение. В статье приведены предпосылки, которые являются основанием считать возможным подходом к началу обучения передвижения на лыжах обучающихся спортивных школ по лыжным гонкам групп начальной подготовки первого года обучения с коньковых лыжных ходов. Данная позиция обосновывается, во-первых, наличием объективных предпосылок в виде исторических фактов, которые привели к появлению коньковых ходов и, как следствие, к эволюции лыжного спорта, в целом, теоретических закономерностей и принципов - из сфер биомеханики, возрастной физиологии и психологии, теории спорта и, во-вторых, наличием новых мнений, взглядов, суждений на процесс технической подготовки лыжников-гонщиков, как субъективных предпосылок. Заключение. В статье приведены основные объективные и субъективные предпосылки как условия развития благоприятной ситуации для возникновения нового подхода к реализации технической подготовки лыжников-гонщиков, в целом, и к обучению передвижению на лыжах, начиная с коньковых ходов, в частности.

Ключевые слова: лыжные гонки, классические ходы, коньковые ходы, последовательность обучения, объективные и субъективные предпосылки, техническая подготовка, лыжники-гонщики 9-10 лет.

Для цитирования: Гарифуллин А.И., Зотова Ф.Р.* Теоретико-методологические предпосылки к началу обучения технике передвижения на лыжах с коньковых ходов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(4): .

Prerequisites for the beginning of training in skiing techniques from skating

moves

Adel I. Garifullin, Faruza R. Zotova*

Volga Region State University of Physical Education, Sports and Tourism

Kazan, Russia ORCID: 0000-0002-5234-7749, [email protected] ORCID: 0000-0002-8711-8807, [email protected]*

Abstract: In any sport that consists of a multiplicity of technical actions, the question arises about the sequence of their study [1, 3, 4, 6, 8, 15]. Each variant of such a sequence contains a specific algorithm and its justification. At the same time, they most often proceed from the principles of didactics: from simple to complex, from general to particular, from mastered to undeveloped, etc. Undoubtedly, the sequence of training also depends on the capabilities of students - their anatomical and morphological data, levels of physical and functional fitness, development of motor skills, age-related physiological and psychological characteristics. In cross-country skiing, the traditional approach to learning how to ski is starting with the classic alternating two-step course. In our opinion, this position is based only on the historically established fact of classical moves appearance primacy and the holding of ski racing competitions only with this move. With the recognition of the skating style of movement on skis, its inclusion in the programs and rules of competitions, there was a need for technical training of athletes in both ways of sliding on skis. Materials. In our study we assumed that determining the prerequisites of an objective and subjective nature for the possibility of starting ski training for young ski racers of initial training groups with the study of skating first and then classical moves would allow us to find and justify the most rational option for the process of skiers' initial technical training. The purpose. To identify and substantiate the main prerequisites for the approach to the beginning of training in the technique of movement on skis for ski racers of the first year initial training groups of training from skating ski runs. Research methods and organization: analysis and generalization of scientific and methodological literature, survey (questionnaire, interviewing), pedagogical supervision. The study was conducted in the conditions of the educational and training process at the MBU DO "Sports School "FSO Snow Leopard" in Kazan with ski racers aged 9-10 years of the first year initial training groups. Results. The article presents the prerequisites that are the basis for considering possible approach to the beginning of ski movement training for students sports schools in cross-country skiing groups of the first year initial training from skating ski runs. This position is justified, firstly, by the presence of objective prerequisites in the form of historical facts that led to the appearance of skating moves and, as a result, to the evolution of skiing in general, theoretical patterns and principles from the fields of biomechanics, age physiology and psychology, sports theory and, secondly, the presence of new opinions, views, judgments on the process of ski racers' technical training as subjective prerequisites. Conclusion. The article presents the main objective and subjective prerequisites as conditions for the development of a favorable situation for the emergence of a new approach to the implementation of ski racers' technical training in general and to learning to move on skis, starting with skating moves, in particular.

Keywords: cross-country skiing, classical moves, skating moves, sequence of training, objective and subjective prerequisites, technical training, 9-10 years old ski racers.

For citation: Adel I. Garifullin, Faruza R. Zotova*. Prerequisites for the beginning of training in skiing techniques from skating moves. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(4):

Введение

Под технической подготовленностью понимается уровень освоения спортсменом системы движений, соответствующей особенностям вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов, в единстве с другими видами спортивной подготовки [15]. Практически во всех видах спорта стоит задача обучения многообразию вариантов технических действий и закономерно поднимается вопрос о последовательности их изучения [1, 8, 9, 14, 21, 26 и др.]. Также и в лыжных гонках технические действия характеризуются разнообразием способов передвижения на лыжах. Сюда входят лыжные ходы, переходы с хода на ход, преодоление спусков, подъёмов, способы торможений, поворотов на месте и в движении [7]. Техническая подготовка лыжников-гонщиков с середины 80-х годов прошлого века обогатилась арсеналом коньковых лыжных ходов. Это усложнило процесс спортивной подготовки и потребовало новых подходов к обучению технике передвижения на лыжах.

Ранее, при наличии в программе соревнований по лыжным гонкам только классических способов передвижения на лыжах были отработаны подходы к последовательности и соотношению времени изучения технических действий на лыжах. Но, с появлением в программе соревнований коньковых ходов, появилась необходимость обучения еще одному варианту передвижения на лыжах, со своей спецификой отталкивания скользящей лыжей. Соответственно, начали возникать вопросы к построению структуры и рациональной последовательности технической подготовки лыжников - гонщиков [19, 41].

Исследованию биомеханических характеристик, как классических, так и коньковых ходов, технической подготовки в лыжных гонках были посвящены работы И.М. Бутина [7], А.В. Гурского [11], Н.Б. Новиковой [31], Т.И. Раменской [35], М. Рудберга [37] и В.И. Михалева [27]. И если биомеханические характеристики классических ходов, их фазовый состав, пространственные, временные и пространственно-временные параметры нашли свое четкое обоснование, то для коньковых ходов еще наблюдается рассогласование в мнениях различных ученых. Также отсутствует единство мнений по ряду вопросов, связанных с началом освоения передвижения на лыжах.

Хотя некоторыми авторами подчеркивается возможность и важность начала обучения на лыжах уже в 2-3 летнем возрасте, а уже к в старшем дошкольном возрасте можно переходить к изучению коньковых ходов [15, 26, 28, 36, 39], но преобладает традиционный подход к началу обучения с классических лыжных ходов [7, 11, 35].

В статье обосновывается возможность смещения приоритета обучения с классического стиля передвижения на лыжах на коньковый стиль.

Цель исследования - выделить и обосновать основные объективные и субъективные предпосылки подхода к началу обучения технике передвижения на лыжах лыжников-гонщиков групп начальной подготовки первого года обучения с коньковых лыжных ходов.

Материалы и методы

В исследовании мы использовали следующие методы: анализ и обобщение научной и методической литературы, опрос (анкетирование, интервьюирование), корреляционный анализ, педагогическое наблюдение, теоретический анализ биомеханических характеристик классического попеременно - двухшажного лыжного хода и конькового одновременного двухшажного хода, сравнение физиологических механизмов обеспечения движения на лыжах работы мышечных групп в передвижении на лыжах классическими и коньковыми ходами.

В анкетировании приняли участие 74 тренера-преподавателя Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Республики Мордовия, Республика Коми и т.д. Всего 66,2% мужчин и 33,8% женщин в возрасте от 23 до 70 лет. Анкетный опрос проводился с помощью Google формы. Разработанная нами анкета включала 19 вопросов открытого и закрытого типа, статистическая обработка данных проводилась с помощью многофункциональной программы для решения исследовательских задач при помощи анализа данных и с использованием программы StatTech v. 3.1.10 (разработчик - ООО "Статтех", Россия). Также анкетный опрос проводился среди спортсменов региональных сборных команд и спортсменов сборной команды Российской Федерации по лыжным гонкам.

Интервью дали 5 тренеров сборной Российской Федерации по лыжным гонкам: Заслуженный тренер России Ю.В. Бородавко, Заслуженный тренер России Е.В. Сорин, тренер юниорской сборной Российской Федерации А.В. Нутрихин, тренер юниорской сборной П.Н. Седов.

Для уточнения результатов анкетного опроса тренеров-преподавателей по лыжным гонкам мы также провели корреляционный анализ их ответов с помощью программы статистической обработки данных IBM SPSS Statistics.

В анкетировании также приняли участие 25 обучающихся МБУ ДО «Спортивная школа «Снежный барс» г. Казани по вопросу предпочтения ими классических или коньковых ходов.

Результаты и обсуждение

Развитие вида спорта может идти по пути как совершенствования одного выполняемого двигательного действия, так и расширения его технического разнообразия. Для этого возникают определенные предпосылки, которые могут быть связаны с техническим

прогрессом, научными достижениями, организационно-управленческими, социально-экономическими процессами.

Лыжные гонки в своем развитии эволюционировали в сторону признания наряду с классическими коньковых лыжных ходов. Соответственно, расширились возможные варианты технической подготовки лыжников-гонщиков по пути разделения лыжников на «универсалов», «классистов» и «конькистов», а также на «спринтеров» и «марафонцев».

Все эти возможности благотворно влияют на развитие вида спорта, поскольку расширяют базу желающих заниматься лыжными гонками. Как считают Т.И. Раменская и А.Г. Баталов: «Два стиля, на наш взгляд, обогащают соревновательную программу и, следовательно, значительно расширяют возможности спортсменов в реализации индивидуальных функциональных, двигательных и психологических способностей» [36].

В своем исследовании мы выделяем сложившиеся объективные и субъективные предпосылки для обоснования подхода к оптимизации начальной технической подготовки в лыжных гонках.

Объективные предпосылки. К ним мы относим объективные условия, которые создали благоприятную ситуацию для возникновения нового подхода к реализации технической подготовки лыжников-гонщиков, в целом, и к начальному обучению передвижению на лыжах, в частности. Среди нах мы выделяем: исторические, материально-технические, биомеханические и онтокинезеологические.

Исторические предпосылки. Эволюция лыжных ходов имеет тенденцию от чисто прикладного использования лыж к их использованию, как средства спорта. Первые лыжи были «снегоступами», они позволяли сравнительно легко передвигаться по рыхлому глубокому снегу. На таких лыжах не скользили, а ходили по снегу. Отсюда и пошло понятие «ходьба на лыжах».

Первые письменные документы о применении скользящих лыж относятся к VI-VII в.в. н. э. Постепенно такие лыжи помимо своего непосредственного прикладного бытового или военного использования начали применяться в соревновательных целях. Очевидно, что эволюция лыжных ходов шла в сторону увеличения скорости передвижения на лыжах.

Хотя официальное признание коньковых ходов произошло в 1985 году, но они были известны и использовались в тренировках лыжников еще в 30-х годах XX столетия [7]. Имеются сведения, что еще в этот период его применяли на официальных соревнованиях отдельные финские и норвежские спортсмены [36]. И уже к концу 30-х годов прошлого века норвежские лыжники-гонщики применили коньковый стиль на IV Олимпийских играх и добились значительных успехов [36].

Коньковый ход до 1985 года, во многом, развивался стихийно. Первенство применения имеет одновременный полуконьковый ход, который, хотя и мог применяться лишь на отдельных участках лыжной трассы, но давал при этом значимое преимущество в скорости хода перед традиционными ходами [7]. Близко к современной технике коньковых ходов первым начал передвигаться шведский лыжник Гунде Сван [36].

Долгое время коньковый ход считался эстетически неприемлемым и предпринимались попытки для его запрещения. Но постепенно коньковый стиль, согласно исследованию Львовой, начиная с первого применения в 1981 году, а с 1983 года с незначительными ограничениями, получает широкое распространение на международных соревнованиях. Уже в сезоне 1984-1985 годов кубок мира по лыжным гонкам впервые проводился с равным разделением дистанций на коньковые и классические. В 1986 году международная лыжная федерация принимает решение о разделении программы чемпионата мира 1987 года и Олимпийских игр 1988 года на свободные и классические дистанции. Этот шаг Т.Г. Львова называет вынужденной мерой для сохранения классического хода [24].

Материально-технические предпосылки. В 1970-е годы прошлого века благодаря развитию научно-технического и технологических процессов резко улучшилось техническое оснащение лыжных гонок и, соответственно, возросла скорость прохождения дистанции лыжниками-гонщиками.

После применения на чемпионате мира 1974 года пластиковых лыж неопровержимым фактом стало их значительное превосходство перед распространенные в то время деревянными лыжами. Изменения в лыжах повлекли за собой необходимость серьезных трансформаций и всего остального инвентаря и оборудования: мазей и парафинов для лыж, лыжных ботинок, креплений и палок новой конструкции, одежды лыжника.

Соответственно, лыжные трассы также начали готовиться в соответствии с происходящими технологическими процессами. Новые способы подготовки трасс с помощью тяжелых машин для повышения скорости передвижения на лыжах способствовали возрастанию зрелищности и популярности лыжных гонок, особенно для телевизионных трансляций [24, 36].

Таким образом, к 80-годам сложилась объективная ситуация для скачкообразного развития лыжных гонок. Практически все лыжники-гонщики многих стран мира начали переходить на использование новейших разработок лыжного инвентаря.

В настоящее время новые технологии производства лыж, палок и лыжных ботинок доступны широкому кругу любителей лыжных гонок, в том числе и для детей.

Также, в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки» отражены требования для спортивных школ по приобретению для занимающихся соответствующего современного инвентаря и оборудования [42].

Биомеханические предпосылки. К объективным предпосылкам мы можем также отнести имеющиеся научные теоретические знания о биомеханике классических и коньковых ходов, а также непосредственно вытекающие из них знания о работе мышечных групп при передвижении на лыжах этими ходами, физиологических механизмах обеспечения движения.

Мы основываемся на таком исходном положении, что для определения рациональной последовательности обучения технике обучения лыжным ходам необходимо соотнести биомеханическую, фазово-элементную структуру передвижения на лыжах обоими видами ходов и выделить те основные движения, от правильности которых, в большей степени, зависит эффективность прохождения дистанции и финишный результат. Здесь мы опираемся на мнение А.А. Тер-Ованесяна о том, что: «Определение основы движения для его первоочередного освоения целесообразно потому, что навыки, формирующиеся в начальном периоде обучения, более стойки и впоследствии с большим трудом поддаются изменению» [40, с. 72].

Техника коньковых и классических ходов отличается своей биомеханической структурой движения. В технике классических ходов движение происходит прямо по специально укатанной лыжне, с попеременным и одновременным отталкиванием за счет кратковременной остановки лыж. В коньковом стиле передвижения отталкивание происходит за счет скользящей вперед-в сторону лыжи.

Фазовый состав классического попеременно - двухшажного хода имеет уже устоявшуюся структуру [13], но в определении фазового состава коньковых ходов мнения различных авторов не совпадают. В таблице 1 мы представили в сравнении пофазовую структуру классического и конькового лыжных ходов (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ фазового состава классического попеременно -двухшажного и

конькового одновременного двухшажного хода

Фазовый состав лыжного хода

Классический попеременный двухшажный ход Коньковый одновременный двухшажный ход

I фаза - свободное скольжение на одной лыже. II фаза - скольжение с выпрямлением опорной ноги. III фаза - скольжение с подседанием. IV фаза - выпад с подседанием. V фаза - отталкивание с выпрямлением ноги. I фаза - свободное скольжение на одной лыже. II фаза - скольжение с подседанием на опорной ноге со смещением, поднос маховой ноги. III фаза - скольжение с отведением и разгибанием бедра, начало выпада незагруженной маховой ноги.

IV фаза - выпрямление колена и сгибание стопы опорной ноги, постановка маховой ноги

__на опору._

*Жирным шрифтом выделены совпадающие фазы в классическом и коньковом ходах.

Как видно из таблицы, в некоторых движениях фазовый состав коньковых и классических лыжных ходов одинаков. Это касается скольжения на одной лыже, скольжения с подседанием, махового движения ногой.

Основными фазами, влияющими на достижение спортивного результата в передвижении на лыжах, являются фазы отталкивания ногой и последующего свободного скольжения [37].

При этом, предварительное подседание на опорной ноге перед началом отталкивания как в классическом, так и в коньковом, рассматриваемых нами ходах выполняется аналогично, но со смещением внутрь. За счет этого финальное отталкивание ногой происходит по аналогии с классическим, но только в наклонной плоскости. Следует отметить, что возникающее в этот момент двухопорное скольжение очень кратковременно и не представляет из себя ошибки, поскольку масса тела спортсмена уже загружена на маховую ногу, ставшей опорной [19, 37].

В коньковых ходах фаза отталкивания ногой и свободного скольжения совпадают по времени, поскольку отталкивание ногой осуществляется в период скольжения лыжи, что существенно облегчает координацию движений.

С точки зрения анатомии, при подробном рассмотрении движений лыжника-гонщика при отталкивании ногой в коньковых ходах, необходимо отметить, что отведение ноги в сторону в тазобедренном суставе является физиологически нормальным движением, поскольку шаровидное строение сустава позволяет выполнять движения во всех плоскостях -сагиттальной, фронтальной и горизонтальной [37].

При рассмотрении движения в коленном суставе, то так называемое «сваливание» колена внутрь Рудберг М. определяет как грубую ошибку при передвижении коньковыми ходами. Появление такой ошибки говорит о недостаточной тренировочной работе над овладением смещения центра массы тела спортсмена единым движением точек: плечо, таз и голеностоп [37]. В голеностопном же суставе отталкивание осуществляется естественным движением - разгибанием стопы.

Время отталкивания за счет скользящей лыжи в коньковых ходах больше, чем в классических, практически в два раза. Именно данный факт чрезвычайно важен для определения последовательности обучения лыжным ходам детей 9-10 лет. Эффективность отталкивания в коньковых ходах также выше, благодаря большему импульсу силы [36].

Как утверждает Т.И. Раменская, при достижении высоких скоростей (более 6 м/с), что является типичным фактом в настоящих условиях подготовки трасс и лыжного инвентаря, остановить лыжу для выполнения отталкивания в классических ходах достаточно трудно и неэффективно, поскольку время отталкивания составляет лишь 0,1-0,15 сек. Именно эта биомеханическая причина, по мнению автора, стала предпосылкой появления коньковых ходов, в которых отталкивание возможно совершить скользящей лыжей в широком временном диапазоне от 0,3 до 0,6 сек. [35].

Другим преимуществом конькового одновременного двухшажного хода является ярко выраженное смещение центра массы тела за пределы площади опоры в III и IV фазах, другими словами, использование собственного веса для увеличения силы отталкивания. Имеются разночтения в работах авторов о наименовании данного движения: техника управляемого падения [26], смещенное отталкивание [11], смещенный подсед [37]. Но суть в том, что правильно выполняемый данный элемент техники позволяет использовать момент гравитационной силы, а также дополнительную инерционность движения, которые обусловливают увеличение скорости и экономичности конькового хода [26].

Далее сравним работу мышечных групп при передвижении классическими и коньковыми ходами, поскольку фазовая структура лыжных ходов предполагает достижение того или иного положения тела лыжника-гонщика за счет работы различных групп мышц [11, 16, 31, 35, 37].

Таблица 2

Работа функциональных групп мышц, которые обеспечивают передвижение классическими и коньковыми лыжными ходами (по данным Л.Ф. Кобзевой, В.В. Ермакова, А.В. Гурского,

М. Рудберга)

Классический попеременный двухшажный ход Коньковый одновременный двухшажный ход

Мышцы туловища

Прямая мышца живота, косые мышцы живота, подвздошно-поясничная. Глубокие мышцы спины, крестцово-подвздошная мышца. Прямая мышца живота, косые мышцы живота, подвздошно-поясничная + глубокие мышцы-вращатели позвоночного столба. Косые мышцы живота, их нижняя часть, квадратная мышца поясницы, крестцово-реберная и подвздошно-реберная.

Мышцы рук

Передняя зубчатая, малая и большая грудные мышцы. Передние пучки дельтовидной мышцы. Задние пучки дельтовидной мышцы, большая и малая круглые, подостная и подлопаточная мышцы, широчайшая мышца спины. Передняя зубчатая, малая грудная + верхние пучки трапециевидной мышцы, подниматель лопатки, малая ромбовидная мышца. Передние и боковые пучки дельтовидной мышцы + верхние пучки трапециевидной и подниматели лопатки, клюво-плечевая и двуглавая мышцы плеча.

Широчайшая мышца спины, большая и малая круглые, длинная головка трехглавой мышцы плеча.

Мышцы ног

Подвздошно-поясничная, косые мышцы живота, глубокие мышцы спины, большая ягодичная, гребешковая, прямая мышца бедра, длинная и короткая приводящие, портняжная, натягиватель широкой фасции бедра, полусухожильная, полуперепончатая, двуглавая мышца бедра, мелкие мышцы задней поверхности тазобедренного сустава. Икроножная, камбаловидная, сгибатель большого пальца, задняя большеберцовая, длинный сгибатель пальцев. Подвздошно-поясничная, косые мышцы живота, глубокие мышцы спины + большая ягодичная, приводящие мышцы - длинная, короткая и большая, натягиватель широкой фасции бедра, верхние пучки большой ягодичной, средняя и малая ягодичные, грушевидная и внутренняя запирательная. Мышцы стабилизаторы. Икроножная, камбаловидная, сгибатель большого пальца, задняя большеберцовая, длинный сгибатель пальцев + длинная и короткая малоберцовые, мышцы голени.

*Жирным шрифтом выделены совпадающие функциональные группы мышц при передвижении классическими и коньковыми ходами.

Как видно из таблицы, работа функциональных мышечных групп при передвижении как классическими, так и коньковыми лыжными ходами, во многом, совпадает. Но, при этом, в коньковых ходах более выражен, как его определяет М. Рудберг, равновесный тонус опорных мышц [37] или мышц стабилизаторов позы [43], работающих на отведение и приведение ноги в сторону и обеспечивающие качество проката в свободном скольжении [37].

Соответственно, применение физических упражнений для развития функциональных мышечных групп, обеспечивающих передвижение на лыжах как классическими, так и коньковыми ходами, может существенно сэкономить время на освоение обоих разновидностей лыжных ходов.

Кобзева Л.Ф. с соавторами утверждают, что процесс формирования двигательного навыка в коньковых ходах идет значительно труднее, в связи с отрицательным переносом навыка с классических способов передвижения [16]. Но мы не нашли каких-либо исследований об обратной зависимости, что представляет из себя проблему и требует проведения экспериментальной работы.

Что касается физиологических механизмов обеспечения движения на лыжах, то авторы приводят данные, что коньковые ходы более экономичные в сравнении с попеременно-двухшажным ходом. Так, В.П. Лазарев приводит результаты о максимальном показателе пульсовой стоимости метра пути коньковым ходом в 0,598 уд/мин, а минимальном 0,376 уд/мин, а в классическом ходе данные показатели составляют 0,661 и 0,403 соответственно [23].

С. Сейлер приводит данные, что на равнинном участке при постоянной скорости коньковый ход требует на 10% меньше кислорода по сравнению с классическим попеременным двухшажным ходом при той же скорости. Также уменьшение повторяющихся ускорений и замедлений конечностей и отсутствие держащей мази на коньковых лыжах увеличивает экономичность и скорость при том же приложении усилии [38].

По данным А.В. Кондрашова, частота сердечных сокращений на подъемах при преодолении их коньковыми ходами в среднем ниже на 10-15 уд/мин. У лыжников, передвигающихся коньковыми ходами, пульсограммы имеют более сглаженный характер, чем при применении классических способов передвижения [41].

Онтокинезиологические предпосылки. Наряду с явно выраженными прогрессивными явлениями, достаточно много критики коньковые ходы получили за, казалось бы, не естественное движение ног при отталкивании назад-в сторону при передвижении данным стилем. Авторы приводят опасения по поводу возможности получения детьми травм и других возможных рисков для здоровья детей 7-12 лет, обучающихся передвижению на лыжах коньковым ходом. В первую очередь, приводятся опасения по поводу перегрузки суставов и связок детей: частые и интенсивные тренировки могут привести к избыточной нагрузке на суставы и связки, что увеличивает риск травм, во-вторых, ошибки в технике выполнения конькового лыжного хода могут вызвать неравномерное распределение нагрузки и привести к мышечным дисбалансам [11, 31, 35].

На наш взгляд, все эти риски могут возникнуть лишь при неправильной организации учебно-тренировочного процесса. В большей же степени, как отмечают разные авторы, занятия лыжными гонками вызывают благоприятные изменения в состоянии здоровья ребенка [7, 11, 13, 15, 16, 26, 28, 39].

В своих предположениях о доступности и готовности освоения коньковых ходов детьми 9-10 лет мы опираемся на положения онтокинезиологической концепции управления движениями В.К. Бальсевича и выделенный им один из принципов кинезиологии об организации тренирующих воздействий с учетом готовности систем организма ребенка к восприятию обучающей или тренирующей информации [2, 3, 4, 5].

Данный возраст, по данным литературных источников, как у мальчиков, так и девочек относится к периоду второго детства, когда замедляются процессы роста в длину и увеличения массы тела. Авторы отмечают, что это наиболее «спокойный» возрастной период, с такой характерной для него особенностью, как «первый перекрест», когда длина и масса тела у девочек и мальчиков становятся практически одинаковыми, что упрощает тренеру построение учебно-тренировочного процесса [5, 10,12, 17, 18, 20].

Как отмечает В.К. Бальсевич, возрастной интервал от 7 до 10 лет характеризуется наступлением сенситивных периодов для развития физических качеств: быстроты, координационных способностей, общей выносливости, гибкости и равновесия [6]

Согласно исследованиям В.И. Ляха, показатели координации при выполнении различных упражнений в этом возрасте значительно улучшаются сравнительно с предыдущими периодами. Возраст от 7 до 10 лет является периодом активного совершенствования двигательной деятельности, когда происходит становление различных координационных механизмов, обеспечивающих высокий уровень развития организма и взаимодействие различных органов и систем [25].

У младших школьников происходит наибольшее становление быстроты и, в целом, скоростных способностей, в силу того, что им свойственны высокая возбудимость иннервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, и повышенная интенсивность обменных процессов [17, 20].

Психологические особенности детей 9-10 лет характеризуются большой быстротой образования и прочностью условных связей. Они могут легко овладевать технически сложными формами движений. В этом возрасте легко осуществляется переделка условных рефлексов, что очень важно при овладении новыми формами движений. Но для детей этого возраста характерна широкая иррадиация и медленная концентрация нервных процессов, поэтому в произвольное движение вовлекаются посторонние группы мышц, что мешает точности выполняемых движений [32].

Значительное развитие в к 10 годам получают такие основные свойства нервных процессов, как сила, подвижность и уравновешенность. Большая возбудимость, реактивность и пластичность нервной системы способствуют быстрому усвоению двигательных навыков и закреплению двигательных условных рефлексов [32].

Дети способны оценивать пространственные, временные и силовые характеристики в сравнительно несложных движениях; при специальном обучении эта способность улучшается.

Авторы утверждают, что самой трудной для детей младшего возраста является дифференцировка степени мышечных усилий. Они точнее оценивают большие пространственные величины, промежутки времени и мышечные усилия, чем малые. Младшие школьники успешно осваивают простые по координации движения, состоящие из одного-двух элементов, которые не требуют при выполнении большой точности и больших мышечных движений [20, 30].

Для снижения трудности нами предлагается такой подход к обучению, который предполагает формирование готовности детей 9-10 лет к освоению коньковых ходов, при его

разработке которого мы опирались на научные исследования и материалы по предварительной подготовке детей А.С. Крючкова [20].

Субъективные предпосылки. Существовавшие в России до 2000 года Типовые программы для детских-юношеских спортивных школ по лыжным гонкам не имели раздела по обучению коньковым лыжным ходам. Начиная лишь с 2004 года в такого рода программы был включен материал по обучению наряду с классическими и коньковым лыжным ходам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современном Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки» от 2022 года [42], примерной дополнительной образовательной программе спортивной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки» и организационно-методических рекомендациях к ней [33] нет конкретного указания, в каком соотношении и в какой последовательности изучать технику передвижения на лыжах классическими и коньковыми ходами [42].

В сравнении с программами подготовки лыжников-гонщиков до появления коньковых ходов, значительно сократилось время на техническую подготовку для освоения теперь уже двух разновидностей стилей передвижения на лыжах. Сюда же мы отнесем проблему ограниченного времени занятий на снегу в большинстве регионов нашей страны, осложняемую возросшими задачами спортивной подготовки.

Для определения взгляда ведущих тренеров сборной команды Российской Федерации по лыжным гонкам на вопрос начала обучения технике передвижения на лыжах мы провели интервьюирование. Опрошенные респонденты подтвердили, что в имеющихся программно-нормативных документах нет конкретных указаний к выбору стиля лыжных ходов на этапе начальной подготовки юных спортсменов и согласились с подходом, что вполне возможно начинать обучение передвижению на лыжах с коньковых ходов.

Также мы опросили 9 высококвалифицированных лыжников-гонщиков сборной команды России на предмет начала ими освоения лыжных ходов. Были получены ответы, что 5 спортсменов начинали обучение с коньковых лыжных ходов, а 4 - с классических.

С целью выявления опыта тренерско-преподавательской деятельности и подходов к обучению передвижению на лыжах юных лыжников-гонщиков на этапе начальной подготовки мы провели анкетирование тренеров-преподавателей спортивных школ и отделений по лыжным гонкам Республики Татарстан и других регионов Российской Федерации. Было выявлено, что средний возраст опрошенных тренеров составляет 44 года. 67,6% тренеров имеют высшее образование. В анкетном опросе участвовали тренеры с высшей квалификационной категорией (36,5% респондентов), с первой тренерской категорией (24,3% респондентов), 10,8% респондентов - со второй тренерской категорией и 28,4% - без категории. Ежегодно 17,6% тренеров проходят курсы повышения квалификации, 81,1%

опрошенных респондентов проходят курсы повышения квалификации один раз в два года. Сведения о спортивной квалификации опрошенных тренеров-преподавателей показали, что 21,1% имеют звание мастера спорта по лыжным гонкам, 31,1% - являлись кандидатами в мастера спорта и 44,6% опрошенных имели I спортивный разряд,

Анализ результатов ответов на вопрос о том, с какого хода опрошенные начинают (или начинали) обучение передвижению на лыжах показал, что 60,8% начинают изучение с классических лыжных ходов, 35,1% - в разном соотношении обучения классическим и коньковым лыжным ходам и 4,1% начинают обучение с коньковых лыжных ходов. Можно сделать вывод, что существующая система начальной технической подготовки продолжает соответствовать традиционному варианту обучения технике передвижения на лыжах с классических ходов. Анализ ответов на данный вопрос в соотношении с возрастом тренеров-преподавателей показал, что начальное обучение с классического стиля начинают тренеры в возрасте 45 лет и старше, а с конькового стиля более молодые тренеры. На наш взгляд, это можно объяснить инерционностью образовательных программ высшего образования и немногочисленный характер научных исследований, посвященных изучению современных подходов к технической подготовке лыжников-гонщиков, особенно на этапе начальной подготовки. Также это связано с тем, что у возрастных тренеров в их опыте спортивной деятельности и в период вхождения в профессиональную тренерскую деятельность не существовало конькового стиля.

Мы провели анкетирование юных лыжников-гонщиков групп начальной подготовки на предмет предпочтения передвижения ими классическими или коньковыми ходами. Всего было опрошено 25 детей. Были получены следующие ответы.

До проведения эксперимента мы спросили у детей групп начальной подготовки первого года обучения: «Нравятся ли тебе лыжные гонки?» 24 человека ответили - да, 1 - нет. Следующий вопрос: «Имел ли ты опыт передвижения на лыжах до поступления в спортивную школу?» Практически все опрошенные, кроме двух человек, ответили, что да, имели такой опыт. Но более половины обучающихся не смогли определиться, какой из видов лыжных ходов им больше нравится.

В конце эксперимента мы задали детям вопрос: «Какой стиль лыжных ходов тебе больше нравится, коньковый или классический?» Были получены следующие ответы: коньковый ход - 20 человек, классический - 5 человек. Из 20 человек, которым больше нравится коньковый стиль, 12 человек ответили, что им нравится и классический стиль. Из 5 ответивших, что им больше нравится классический стиль, трое ответили, что им нравится и коньковый стиль.

Тогда мы задали уточняющие вопросы «Почему тебе нравится коньковый стиль?», «Почему тебе нравится классический стиль?», «Почему тебе не нравится коньковый стиль?», «Почему тебе не нравится классический стиль?» ответы распределились следующим образом (таблица 3).

Таблица 3

Ответы на уточняющие вопросы о предпочтении стиля лыжных ходов (допускалось

несколько ответов)

№ Вопрос Ответы Количество Количество

ответов от ответов от

предпочитающи предпочитающи

х коньковый х классический

стиль стиль

(20 человек) (5 человек)

1 Почему тебе быстрее 10 2

нравится легкий 7

коньковый удобнее 5

стиль? привычнее 2

нравится техника 2 1

красивый 1

умею 1

прикольнее 1

нет ответа 2

2 Почему тебе не иногда сложно 2 1

нравится нужно больше держать 1

коньковый равновесие 2 1

стиль? сложно в подъем 1

не удобен 1 1

тяжелее 1

очень быстрый

3 Почему тебе легче 5 4

нравится другие ощущения 1

классический спокойно идешь 1

стиль? нравится техника 1

удобный 2 1

он веселее 1

в гору легче 1

интересно ездить 1

руки работают 1 1

4 Почему тебе не медленно 6

нравится не привычно 2

классический тратишь больше сил 1

стиль? не знаю 1

сложно идти в гору 1

Как видно из таблицы 3, основной причиной предпочтения конькового стиля является скорость передвижения.

Заключение

На сегодняшний день оформилось три направления подходов к обучению передвижению на лыжах: первое - с классических ходов, второе - различные варианты процентного соотношения классических и коньковых ходов и третье - с коньковых ходов.

Представители первого подхода утверждают, что классические ходы, в большей степени, соответствуют естественным движениям человека, а коньковые ходы на этапе начальной подготовки лыжников-гонщиков могут негативно влиять на их анатомо-физиологическое развитие, привести к ранним травмам. Второй и третий варианты еще не нашли своего достаточного обоснования и требуют проведения научных исследований.

Можно сделать вывод, что сложилась проблемная ситуация по поводу определения наиболее рационального подхода к началу обучения передвижению на лыжах. С одной стороны, сформировались объективные предпосылки для обоснования нового подхода к обучению юных лыжников, начиная с коньковых ходов, с другой стороны, инерционные субъективные предпосылки, исторически сложившиеся мнения и взгляды на начальную техническую подготовку лыжников-гонщиков сдерживают прогрессивное развитие современной системы технической подготовки лыжников-гонщиков.

Сравнительный анализ особенностей биомеханических характеристик классического попеременно- двухшажного хода и конькового одновременного двухшажного лыжных ходов в сопряжении с потенциальными физическими и психическими возможностями детей 9-10 лет позволил выдвинуть следующие предположения:

1) работа мышечных групп при передвижении коньковыми ходами, в большей степени, содействует овладению устойчивым положением в одноопорном скольжении на лыже, как основной фазы в передвижении на лыжах как классическими, так и коньковыми ходами;

2) коньковые ходы обладают большей экономичностью, меньшей энерго- и кислородозатратностью в сравнении с классическим попеременно-двухшажным ходом, что предполагает их предпочитаемое использование в начале обучения передвижению на лыжах, поскольку это. в большей степени, соответствует морфофункциональному развитию ребенка в возрасте 9-10 лет и его работоспособности;

3) сенситивный период в развитии многих физических качеств у детей 9-10 лет, имеющийся предварительный двигательный опыт, а также процессы психологического созревания показывают их готовность к началу обучения передвижению на лыжах с коньковых ходов, что также подкрепляется их интересом к данному виду передвижения на лыжах;

4) длительность отталкивания в коньковых ходах является ведущим фактором при выборе последовательности обучения детей 9-10 лет передвижению на лыжах, поскольку, в

большей степени, соответствует их возможностям оценки больших пространственных величин, промежутков времени и мышечных усилий, чем малых.

Список литературы

1. Аришин А.В. Формирование и контроль техники плавания на первом году обучения в спортивных школах: автореф. дис. ... канд. пед. наук, 13.00.04. Краснодар. 2002:24.

2. Бальсевич В.К. Исследование локомоторной функции в постнатальном онтогенезе человека (5-65 лет): Автореф. дис. на соискание учен. степени д-ра биол. наук : АМН СССР. Ин-т норм. и патол. физиологии. Москва. 1971: 38.

3. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект). Теория и практика физической культуры. 1999; 4: 21-26, 39-40.

4. Бальсевич В.К. Двигательная активность как феномен кенизиологического потенциала человека. БЕРЕГИНЯ.777.СОВА. 2013; 1: 172-177.

5. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: монография. М.: Теория и практика физической культуры. 2000: 275.

6. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека. М.: Советский спорт, 2009: 220.

7. Белёва А. Н., Захаров Г. Г., Новикова Н. Б. Исследование динамических характеристик отталкивания в прыжках на лыжах с трамплина и в имитационных упражнениях лыжников-прыгунов. Наука и спорт: современные тенденции. 2024; 12(2): 6975.

8. Бутин И.М. Лыжный спорт. М.: Академия. 2000: 368.

9. Власова О.П. Последовательность обучения базовым и профилирующим элементам без предмета спортсменок 6-7 лет на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике. Омский научный вестник. 2009; 6: 174-179.

10. Гавердовский Ю.К. Теория и методика спортивной гимнастики: учебник в 2 т. М.: Советский спорт. 2014; 1: 343-354.

11. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический подход): научно-методич. Пособие. М.: Сов. Спорт. 2012: 384.

12. Гурский А.В., Левченкова Н.В. Оценка способности к напряжению и расслаблению мышц у лыжников-гонщиков высокой квалификации. Наука и спорт: современные тенденции. 2024; 12(2): 76-81.

13. Тихвинский С.Б., Хрущева С.В. Детская спортивная медицина. Москва: Медицина. 1991: 560.

14. Донской Д.Д., Гросс Х.Х. Техника лыжника-гонщика. М., ФиС. 1971: 136.

15. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Теория и методика легкой атлетики. М.: Академия. 2016: 464.

16. Каминский И.В., Каминская Т.С. Раннее обучение ходьбе на лыжах: достоинства, перспективы, специфика. Педагогический практикум. Современное дошкольное образование. 2016: 28-37.

17. Кобзева Л.Ф., Ермаков В.В., Гурский А.В. Лыжные гонки. Смоленск: СГАФКСТ. 2012: 108.

18. Криволапчук И.А., Мышьяков В.В. Особенности факторной структуры физической работоспособности мальчиков и девочек 9-10 лет. Гигиена и санитария. 2017; 8: 759-765.

19. Криволапчук И.А. Функциональное состояние детей 9-10 лет при напряженной информационной нагрузке и физическая работоспособность. Физиология человека. 2009; 35(6): 1-11.

20. Крючков А.С., Волков М.В., Ростовцев В.Л., Мякинченко Е.В. Показатели кинематики конькового хода высококвалифицированных биатлонистов, отличающихся по рейтингу IBU. Наука и спорт: современные тенденции. 2023; 11(4): 8-14.

21. Крючков А.С., Дементьев В.Л. Содержание технологии физического воспитания мальчиков 7-9 лет разных соматотипов на предварительном этапе занятий дзюдо. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009; 3: 34-39.

22. Косуха А.В., Лавринович Л.А. Содержание и методика начального обучения базовой технике дзюдо. Вестник Брестского государственного технического университета. 2014; 6: 157-159.

23. Кучерова А.В., Кучерова А.А. Эффективность совместного применения приемов саморегуляции и координационных упражнений в тренировочном процессе лыжников-гонщиков начальной специализации. Прикладная спортивная наука. 2021; 2: 21-27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-sovmestnogo-primeneniya-priemov-samoregulyatsii-i-koordinatsionnyh-uprazhneniy-v-trenirovochnom-protsesse-lyzhnikov.

24. Лазарев В.П. Показатели экономичности квалифицированных лыжников гонщиков. Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013005574?ysclid=lxcw0purjr817887522.

25. Львова Т.Г. Эволюция системы спортивных соревнований в лыжных гонках. Материалы международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы и перспективы физкультурного образования в ВУЗах". Волгоград. 2004: 207-208.

26. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион. 2006: 290.

27. Мельникова И.В., Сергеев Г.А. Определение приоритетности компонентов содержания и последовательности обучения старших дошкольников способам передвижения на лыжах. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2015; 1(119): 113-117.

28. Михалев В.И., Корягина О.С., Аикин В.А., Сухинин Е.М. Современная лыжная техника: сочетание мощности и экономичности (по данным зарубежной литературы). Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015; 4: 132-139.

29. Мухина М.П., Шабалина А.Г. Концентрированное обучение старших дошкольников элементам классического лыжного хода. Омский научный вестник. 2014; 1: 178-183.

30. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения. М.: Академия. 2007:

336.

31. Никитушкин В.Г. Теория и методика детского-юношеского спорта. М.: Спорт. 2021: 328.

32. Новикова Н.Б., Белева И.Г., Котелевкая Н.Б. Техническая подготовка юных лыжников-гонщиков. СПб: ФГБУ СПбНИИФК. 2024: 84.

33. Обухова Н.Б. Возрастная психология. М.: Юрайт. 2013: 460.

34. Организационно-методические рекомендации к примерной дополнительной образовательной программе спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки». URL: https://fcpsr.ru/sites/default/files/2024-04/omr_lyzhnye_gonki.pdf

35. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. М.: Советский спорт. 2005: 314.

36. Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника: учебно-практическое пособие. М.: Физкультура и спорт. 1999: 198.

37. Раменская Т.И., Баталов А.Г. Лыжные гонки. М.: Буки Веди. 2015: 564.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38. Рудберг М. Свободным стилем. Коньковый одновременный одношажный ход. М.: ООО Атлет-пресс. 2013: 88.

39. Сейлер С. Физиология лыжных гонок. URL: http://www.ill.ru/news.art.shtml?c_article=2098

40. Сергеев Г.А., Мельникова И.В., Сивкова Ю.Н. Методика формирования навыков передвижения на лыжах старших дошкольников. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016; 4(134): 248-252.

41. Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И.А. Обучение в спорте. М.: Советский спорт. 1992: 192.

42. Кондрашов А. Техника коньковых ходов. Лыжный спорт: сборник. М.: 1986; 2:

10-26.

43. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки»: Приказ Министерства спорта РФ № 773 от 17.09.2022 года. СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/405491717/.

44. Чистоедова Ю.А. Мышцы-стабилизаторы: определение, функции. Упражнения и рекомендации по развитию мышц-стабилизаторов у лыжников-гонщиков различного возраста и уровня подготовки. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016; 15: 2556-2560. URL: http://e-koncept.ru/2016/96432.htm.

References

1. Arishin A.V. Formation and control of swimming technique in the first year of study in sports schools. Candidate's thesis. Krasnodar. 2002: 24.

2. Balsevich V.K. Study of locomotor function in postnatal human ontogenesis (5-65 years old). Doctor's thesis. Academy of Medical Sciences of the USSR. In-t norms. and patol. physiology. Moscow. 1971: 38.

3. Balsevich V.K. Prospects for the development of the general theory and technologies of sports training and physical education (methodological aspect). Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 1999; 4: 21-26, 39-40 [In Russ., In Engl.].

4. Balsevich V.K. Motor activity as a phenomenon of human keniziological potential. BEREGINYA.777.SOVA. 2013; 1: 172-177 [In Russ.].

5. Balsevich V.K. Ontokineziologiya cheloveka: monografiya [Human ontokinesiology: monograph]. M.: Theory and practice of physical culture. 2000: 275.

6. Balsevich V.K. Ocherki po vozrastnoj kineziologii cheloveka [Essays on age-related human kinesiology]. M.: Soviet sport. 2009: 220.

7. Beleva A.N., Zakharov G.G., Novikova N.B. Investigation of the dynamic characteristics of repulsion in ski jumping and in simulation exercises of ski jumpers. Nauka I sport: sovremennye tendencii = Science and Sport: modern trends. 2024; 12(2): 69-75 [In Russ., In Engl.].

8. Butin I.M. Lyzhnyj sport [Skiing]. M.: Academy. 2000: 368.

9. Vlasova O.P. The sequence of teaching basic and profiling elements without a subject to athletes 6-7 years old at the stage of initial training in rhythmic gymnastics. Omskij nauchnyj vestnik. 2009; 6: 174-179 [In Russ.].

10. Gaverdovsky Yu.K. Teroiya I metodika sportivnoj gimanstiki: uchebnik v 2 tomah [Theory and methodology of gymnastics: textbook in 2 T]. M.: Soviet sport. 2014; 1: 343-354 [In Russ.].

11. Guba V.P. Osnovy sportivnoj podgotovki: metody ocenki I prognozirovaniya (morfobiomehanicheskij podhod): nauchno-metodicheskoe posobie [Fundamentals of sports training: methods of assessment and forecasting (morphobiomechanical approach): scientific and methodological. The manual]. M.: Sov. Sport. 2012: 384 [In Russ.].

12. Gursky A.V., Levchenkova N. V. Assessment of the ability to strain and relax muscles in highly qualified skiers. Nauka I sport: sovremennye tendencii = Science and Sport: modern trends. 2024; 12(2): 76-81 [In Russ., In Engl.].

13. Tikhvinskiy S.B., Khrucheva S.V. Detskaya sportivnaya medicina [Children's sports medicine]. Moscow: Meditsina. 1991: 560 [In Russ.].

14. Donskoy D.D., Gross H.H. Tehnika lyzhnika - gonschika [Technique of a ski racer]. M., FiS. 1971: 136 [In Russ.].

15. Zhilkin A.I., Kuzmin V.S., Sidorchuk E.V. Teoriya Imetodika legkoj atletiki [Theory and methodology of athletics]. M.: Academy. 2016: 464 [In Russ.].

16. Kaminsky I.V., Kaminskaya T.S. Early training in skiing: advantages, prospects, specifics. Pedagogicheskij praktikum. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. 2016: 28-37 [In Russ.].

17. Kobzeva L.F., Ermakov V.V., Gurskiy A.V. Lyzhnye gonki [Ski racing]. Smolensk: SGAFKST. 2012: 108 [In Russ.].

18. Krivolapchuk I.A., Arsenyakov V.V. Features of the factor structure of physical performance of boys and girls aged 9-10 years. GigienaIsanitariya. 2017; 8: 759-765 [In Russ.].

19. Krivolapchuk I.A. The functional state of children 9-10 years old under intense information load and physical performance. Fiziologiya cheloveka. 2009; 35(6): 1-11 [In Russ.].

20. Kryuchkov A.S., Volkov M.V., Rostovtsev V.L., Myakinchenko E.B. Indicators of kinematics of V2 skating technique of highly qualified biathletes, different by IBU ranking. Nauka I sport: sovremennye tendencii = Science and Sport: modern trends. 2023; 11(4): 8-14 [In Russ., In Engl.].

21. Kryuchkov A.S., Dementiev V.L. The content of the technology of physical education of boys 7-9 years of age of different somatotypes at the preliminary stage of judo classes. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, treniroka. 2009; 3: 34-39 [In Russ.].

22. Kosukha A.V., Lavrinovich L.A. The content and methodology of initial training in basic judo technique VestnikBrestskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014; 6: 157159 [In Russ.].

23. Kucherova A.V., Kucherova A.A. The effectiveness of joint application of self-regulation techniques and coordination exercises in the training process of ski racers of initial specialization. Prikladnaya sprotivnaya nauka. 2021; 2: 21-27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-sovmestnogo-primeneniya-priemov-samoregulyatsii-i-koordinatsionnyh-uprazhneniy-v-trenirovochnom-protsesse-lyzhnikov.

24. Lazarev V.P. Indicators of efficiency of qualified ski racers. Materialy V Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii "Studencheskij nauchnyj forum" [Materials of the V International Student scientific conference "Student Scientific Forum"]. URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013005574 ?ysclid=lxcw0purjr817887522.

25. Lvova T.G. Evolution of the system of sports competitions in ski racing. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Aktual'nye problem I perspektivy fizkul'turnogo obrazovaniya v Vuzah [Materials of the international scientific and practical conference "Actual problems and prospects of physical education in universities"]. Volgograd. 2004: 207-208 [In Russ.].

26. Lyakh V.I. Koordinacionnye sposobnosti: diagnostika I razvitie [Coordination abilities: diagnosis and development]. M.: TVT Division. 2006: 290 [In Russ.].

27. Melnikova I.V., Sergeev G.A. Determining the priority of the components of the content and sequence of teaching senior preschoolers how to move on skis. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2015; 1(119): 113-117 [In Russ.].

28. Mikhalev V.I., Koryagina Yu.V., Antipova O.S., Aikin V.A., Sukhinin E M. Modern ski equipment: a combination of power and efficiency (according to foreign literature). Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2015; 4: 132-139 [In Russ.].

29. Mukhina M.P., Shabalina A.G. Concentrated training of senior preschoolers in the elements of classical skiing. Omslij nauchnyj vestnik. 2014; 1: 178-183 [In Russ.].

30. Nesterovsky D.I. Teoriya I metodika obucheniya [Basketball: Theory and teaching methods]. M.: Academy. 2007: 336 [In Russ.].

31. Nikitushkin V.G. Teoriya I metodika detskogo-yunosheskogo sporta [Theory and methodology of children's and youth sports]. M.: Sport. 2021: 328 [In Russ.].

32. Novikova N.B., Beleva I.G., Kotelevskaya N.B. Tehnicheskaya podgotovka yunyh lyzhnikov - gonschikov [Technical training of young ski racers]. St. Petersburg: FSBI SPbNIIFK. 2024: 84 [In Russ.].

33. Obukhova N.B. Vosrastnaya psihologiya [Age psychology]. M.: Yurayt. 2013: 460 [In Russ.].

34. Organizational and methodological recommendations for an approximate additional educational program of sports training in the sport of "ski racing". URL: https://fcpsr.ru/sites/default/files/2024-04/omr_lyzhnye_gonki.pdf

35. Platonov V.N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte. Obchaya teoriya I ee prakticheskie prilozheniya [The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications]. M.: Soviet sport. 2005: 314 [In Russ.].

36. Ramenskaya T.I. Tehnicheskaya podgotovka lyzhnika: uchbno-prakticheskoe posobie [Technical training of a skier: an educational and practical guide]. M.: Physical culture and sport. 1999: 198 [In Russ.].

37. Ramenskaya T.I., Batalov A.G. Lyzhnyegonki [Ski racing]. M.: Buki Vedi., 2015: 564 [In Russ.].

38. Rudberg M. Svobodnym stilem. Kon'kovyj odnovremennyj odnoshazhnyj hod [Freestyle. Skating simultaneous one-step stroke]. M.: OOO Athlete-press. 2013: 88 [In Russ.].

39. Seiler S. Fizicologiya lyzhnyh gonok [Physiology of ski racing]. URL: http://www.ill.ru/news.art.shtml?c_article=2098 [In Russ.].

40. Sergeev G.A., Melnikova I.V., Sivkova Yu.N. Methodology for the formation of skiing skills for senior preschoolers. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2016; 4(134): 248-252 [In Russ.].

41. Ter-Hovhannisyan A.A., Ter-Hovhannisyan. Obuchenie v sporte [Training in sports]. M.: Soviet sport. 1992: 192 [In Russ.].

42. Kondrashov A. The technique of skating moves. Lyzhnyj sport: sbornik. M.: 1986; 2: 10-26 [In Russ.].

43. Federal standard of sports training in the sport "Ski racing": Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation No. 773 dated 09/17/2022. SPS Garant. URL: https://base .garant.ru/405491717.

44. Chistoedova Yu.A. Muscle stabilizers: definition, functions. Exercises and recommendations for the development of stabilizer muscles in ski racers of various ages and training levels. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Kontsept". 2016; 15: 2556-2560. URL: http://e-koncept.ru/2016/96432.htm.

Статья поступила в редакцию: 20.11.2024

Гарифуллин Адель Илшатович - доцент, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 420035, Россия, г. Казань, Деревня Универсиады, дом 35, e-mail: adel.garifullin@,mail.ru

Зотова Фируза Рахматулловна - доктор педагогических наук, профессор, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 420035, Россия, г. Казань, Деревня Универсиады, дом 35, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.