СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бражникова А. Н. Нравственность будущего специалиста как показатель личностного и профессионального развития. Психология образования: региональный опыт // Материалы Второй национальной научно-практической конференции. М., 2005. С. 284-285.
2. Бражникова А. Н. Психология нравственности профессионала. М., 2009.
3. КавтрадзеД. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психологосоциальный институт, 1998.
4. Коваль Н. А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: Дис ... д-ра пси-хол. наук. М., 1997.
5. Матяш Н. В., Павлова Т. А. Методы активного социально-психологического обучения. М., 2007. С. 97.
6. Симоненко В. Д. Современные педагогические технологии. Брянск, 2003.
REFERENCES
1. Brazhnikova A. N. Nravstvennost' budushchego specialista kak pokazatel' lichnostnogo i professional'nogo razvitija. Psihologija obrazovanija: regional'nyj opyt // Materialy vtoroj nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. M., 2005. S. 284-285.
2. Brazhnikova A. N. Psihologija nravstvennosti professionala. M., 2009.
3. Kavtradze D. N. Obuchenie i igra. Vvedenie v aktivnye metody obuchenija. M.: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 1998.
4. Koval'N. A. Duhovnost' v sisteme professional'nogo stanovlenija specialista: Dis ... dokt. psihol. nauk. M., 1997.
5. Matjash N. V., Pavlova T A. Metody aktivnogo social'no-psihologicheskogo obuchenija. M., 2007. s. 97.
6. Simonenko VD. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii. Brjansk, 2003.
Н. М. Сараева
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ПРОЖИВАЮЩЕГО НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ
Представлены новые методологические позиции, позволяющие исследовать состояние психики людей, проживающих на экологически неблагополучных территориях. Показано, что только системный анализ делает возможным решение задачи выявления последствий длительного влияния экологического неблагополучия на целостную психику.
Ключевые слова: экологически неблагополучные территории, состояние психики, теоретические и методологические позиции.
N. Sarayeva
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL POSITIONS OF MENTALITY’S STATE OF A MAN LIVING IN ECOLOGICALLY UNFAVOURABLE TERRITORY
New methodological positions for investigating the psychological state of people living in ecologically unfavorable territories are presented in the article. It is shown that a systematic analysis is required for solving the problem of identifying the long-term effects of ecological problems on the human psyche.
Keywords: ecologically unfavorable territories, the state ofpsyche, theoretical and methodological positions.
Актуальность исследования состояния психики людей, проживающих на территориях экологического неблагополучия, определяется необходимостью сохранения в условиях глобального экологического кризиса физических и психических возможностей человека, составляющих, по большому счету, главный ресурс развития любой страны, основу и гарантию ее социальной безопасности. Утрата или ослабление этих возможностей происходит не только в результате мощного «разового» поражения человека средовыми факторами экстремального характера во время природных или техногенных катастроф. Более 60% населения России [6] проживает в регионах экологического неблагополучия (РЭН), где естественные и антропогенные «загрязнения»*, не являясь по интенсивности экстремальными, настолько серьезны, что приводят к экологической деформации природной (физической) среды, которая наряду с социальными условиями составляет жизненную среду человека. По этой причине природная среда становится не адекватной генофенотипическим свойствам человека [15] или, точнее, не вполне адекватной. Последствия длительного воздействия на психику человека такой природной среды на территориях, экологическое неблагополучие которых связано с природно-климатическими условиями и профилем хозяйственной деятельности, нуждаются в специальном анализе.
Эта проблема относительно давно осознана специалистами. Однако на сегодняшний день в достаточной мере разработаны лишь медико-биологические ее аспекты. Осуществлен анализ изменений функционирования организма, отклонений в физическом и психическом здоровье детей и взрослых на указанных территориях [1; 2; 3; 4; 5; 6; 11; 12; 13; 17; 19; 27; 29; 30; 38 и другие].
Психологических работ, в которых специально исследуются показатели психической деятельности (в границах нормального развития) людей, проживающих на территориях экологического неблагополучия, явно недостаточно. При общем признании значимости задачи выяснения последствий влияния экологического неблагополучия на психику человека исследователи решают ее
на разных методологических основаниях, определяющих и разные, порой противоречивые, выводы исследований. Реализуются разнородные — преимущественно моно-факторный, иногда комплексный (но не системный) — подходы к изучению влияния экологического неблагополучия на психику человека. Эти подходы, характеристика которых дана ниже, представляют собой локальные, неполные варианты психологического анализа такого влияния. Оправданные конкретными задачами, они фиксируют сам факт влияния (изменения, снижения показателей психической деятельности людей в РЭН). Но факторы, «мишени», степень и последствия влияния представляются исследователям по-разному.
Не подвергая сомнению значимость проведенных исследований, отметим, что требуется расширение «ограниченного теоретического горизонта» [24]. Назрела необходимость в обобщении, объяснении имеющихся фактов, в создании общего представления о состоянии психики человека и ее характеристиках на территориях экологического неблагополучия. Новые перспективы открываются за рамками как монофакторного, так и комплексного подходов — в реализации принципа системности при изучении последствий длительного воздействия на психику в целом экологически неблагополучной жизненной среды, т. е. среды, сочетающей в себе и природные (физико-химические), и социальные факторы и условия. Этим определяется актуальность исследования на теоретикометодологическом уровне.
Кроме того, в существующих подходах анализируется влияние экологического неблагополучия на психику отдельных индивидов, но не их совокупности как общности (населения) людей, постоянно проживающих на обширной, но ограниченной территории.
Однако выявить изменения в психике вследствие длительного влияния «загрязненной» природной среды по индивидуальным показателям психической деятельности отдельных людей достаточно трудно. Дело в том, что общий эффект влияния подобной среды на психику населения, длительное время проживающего на экологически
неблагоприятной территории, «размывается» индивидуально-психологическими особенностями отдельных людей и социальноэкономическими условиями проживания каждого из них. Поэтому в качестве показателя общего влияния экологического «загрязнения» жизненной среды на психику человека должна быть использована популяционная изменчивость характеристик психической активности населения, проживающего в названных условиях.
Изучение психологических характеристик совокупностей людей не является новым. Так, оно осуществляется в социальной психологии [26 и многие другие], где объектом интереса исследователей является влияние среды социальной. Исследование генотип-средовых отношений на уровне популяции проводится в психогенетике [20], и выводы переносятся затем как на генеральную совокупность, так и на отдельных людей. Но процессы, происходящие в психике людей на экологически неблагополучных территориях, не характерны и для генеральной совокупности. Они касаются характеристик состояния психики населения именно регионального масштаба, что необходимо учитывать.
В лаборатории региональных исследований психики Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета исследовалось состояние психики населения конкретного экологически неблагополучного региона — Забайкальского края. Он может быть рассмотрен как модель многих экологически неблагополучных территорий России, где длительные влияния деформированной жизненной среды приводят к ухудшению природного обеспечения оптимального состояния психики человека.
Анализ состояния научной разработанности проблемы влияния экологического неблагополучия на психику человека показал, что если медико-биологический аспект названной проблемы, как уже было сказано, разрабатывается достаточно активно, то исследований особенностей нормальной психической деятельности человека, возникающих в условиях экологически неблагополучной среды, недостаточно. Они разрозненны. Порой данные о влиянии
«загрязненной» природной (физической) среды на психику человека включены в контекст рассуждений об общих экологических или эколого-медицинских проблемах. Нередко исследователи вводят эти данные в работы, посвященные социальным проблемам [22].
В разработке проблемы влияния на психику человека экологически неблагополучной среды можно условно выделить три направления. Самым «насыщенным» является то, которое изучает воздействие массивных и малых доз радиации различного генеза на психику человека [7; 10; 23; 35 и другие].
Второе направление составляют работы, исследующие влияние других конкретных «загрязнителей» или целостной (без выделения отдельных вредных агентов) экологически неблагополучной природной (физической) среды:
а) на психические процессы состояния человека, а также на интегральные психические образования, например, интеллект [8; 9; 21; 31; 37];
б) на личностные проявления и характеристики [16; 32 и другие].
Работы третьего направления посвящены изучению социально-психологических последствий проживания на экологически неблагополучной территории, в том числе и радиационно зараженной [7; 33; 34; 35 и другие].
Отдельно можно назвать работы, выполненные на стыке биологии и психологии, медицины и психологии [13].
В рамках первых двух названных направлений исследователи применяют разные подходы к анализу влияния экологического неблагополучия на психику человека, определяемые различными методологическими основаниями.
Первый подход, реализуемый преимущественно в психологической экологии, можно назвать монофакторным. Исследуется влияние отдельных «загрязнителей» физической среды (радиации различного генеза, сложные химические соединения и отдельные химические вещества, ряд металлов и т. д.) на отдельные сферы психики [13].
Другой подход — комплексный — имеет несколько вариантов:
1) анализируется влияние отдельных «загрязнителей» природной (физической) среды на отдельные сферы психики, при этом рассматривается также роль социальнопедагогических условий [7; 34];
2) изучается влияние целостной, без выделения отдельных «загрязнителей», неблагополучной природной (физической) среды, но на отдельные сферы психики, и вопрос о возможностях его социальной компенсации не обсуждается [8; 9; 37];
3) анализируется влияние отдельных «загрязнителей» природной (физической) среды, например повышенной радиации, на целостную психику в контексте социальнопедагогических условий [10];
4) исследуется влияние целостной, без выделения отдельных «загрязнителей», неблагополучной природной (физической) среды на отдельные сферы психики, учитываются социальные влияния [21; 31].
Перечисленным подходам, в первую очередь монофакторному, присущ ряд ограничений, обусловленных методологическими предпосылками трактовки психики человека и ее отношений с окружающей средой. Монофакторный подход абстрагируется, во-первых, от того факта, что природная (физическая) среда целостна, в ней не выделяются отдельные физико-химические составляющие, и вредные агенты никогда не действуют на человека изолированно (это ограничение присуще также первому и третьему вариантам комплексного подхода). Во-вторых, не рассматриваются влияния среды социальной (как и во втором варианте комплексного подхода). Между тем, в реальной жизнедеятельности человек испытывает влияние единой жизненной среды, в которой не только не выделяются отдельные физико-химические составляющие, но и основным компонентом которой является среда социальная [25; 36]. В-третьих, вследствие целостности психики в ней невозможно разграничить области, подверженные и не подверженные влиянию экологического неблагополучия. В силу системного своего характера вся она, на всех своих уровнях, — объект таких влияний. По этой причине возникает необходимость теоретического обоснования и эмпирического изучения таких характеристик психики,
по динамике которых можно было бы судить об общих изменениях в ее состоянии у населения, длительное время проживающего на экологически неблагоприятных территориях.
Работ с такой постановкой проблемы в отечественной психологической экологии не проводилось. А ценные выводы исследований, выполненных в рамках вышеобо-значенных подходов, имеют, как было показано, локальный характер.
Было обнаружено противоречие между признанной необходимостью изучения особой психологической реальности (состояния психики населения, постоянно проживающего в условиях регионального экологического неблагополучия) и недостаточной разработанностью необходимого для этого научного обеспечения — адекватного исследовательского подхода, понятийного аппарата, метода анализа данных.
Констатация того, что серьезная социально-экологическая проблема (деформация жизненной среды человека в регионах и на территориях экологического неблагополучия) влечет за собой крупную психологическую проблему — выяснение характера влияния экологически неблагополучной жизненной среды на психику людей, постоянно проживающих на данных территориях, и осознание того, что последняя не может быть решена на прежних методологических основаниях, потребовали обозначения новых методологических подходов к ее анализу. Приведенные выше соображения определили проблему нашего конкретного исследования, которая состояла в теоретическом обосновании и эмпирическом изучении таких характеристик психики, по динамике которых можно судить об общих изменениях в ее состоянии у населения, длительное время проживающего на экологически неблагоприятных территориях.
Ниже приведены исходные теоретикометодологические позиции исследования.
1. Работа выполнена в рамках общей психологии как реализация экопсихологическо-го подхода к развитию психики человека (В. И. Панов [25]). Отличительной чертой этого подхода является то, что в качестве исходного методологического основания
исследования выступает анализ системы «человек — окружающая среда». В контексте данного исследования — «человек — жизненная среда». Вне социальных условий невозможна человеческая психика, и невозможно без рассмотрения социальной составляющей среды установить роль именно природных влияний в ее состоянии.
Состояние психики рассматривается как результат отношений между компонентами системы «человек — жизненная среда». Каждый из указанных компонентов, в свою очередь, представляет собой сложноорганизованную систему (подсистему). Психика рассматривается как подсистема организации целостного человека (А. Н. Леонтьев [18]), реализующего на психологическом и социальном уровнях этой организации (неразрывно связанных с биологическим уровнем) разные отношения со средой. Жизненная среда — как комплекс природных и социальных условий проживания человека на экологически неблагополучной или «чистой» территории.
Представление психики как объекта исследования в рамках системы «человек — жизненная среда» предполагает неизбежность изменения состояния психики человека вследствие экологической деформации природной составляющей жизненной среды. Тем самым снимается дискуссионный вопрос о том, «влияют / не влияют» вредные агенты экологически неблагополучной среды на состояние психики человека, изменяется ли психика в результате таких влияний вслед за деформацией природной (физической) среды. Остается вопрос о характере (направленности) изменений в состоянии психики, возникающих вследствие длительного влияния на людей экологически неблагополучной природной (физической) среды, и о возможностях компенсации этого влияния за счет социального компонента жизненной среды.
Ответ на этот вопрос не может быть дан вне системного анализа, реализуемого в рамках экопсихологического подхода к развитию психики человека.
2. Следующая особенность данного исследования определяется тем, что оно изначально направлено на анализ состояния
психики не отдельных индивидов, а совокупного ее субъекта — населения, которое постоянно проживает на экологически неблагополучных территориях. Это потребовало применения иного метода работы с эмпирическими данными — метода популяционноориентированного анализа.
3. Состояние психики человека в условиях длительного влияния экологического неблагополучия целесообразно оценивать по уровню психической активности населения, которая проявляется во взаимодействии с жизненной средой.
4. Изучение психической активности человека связано с необходимостью обоснования и применения понятия, которое позволило бы обозначить ее состояние. Состояние обозначается словом «статус». Для фиксации состояния биологической активности человека используется понятие «биологический (физиологический) статус» [39], конкретизированное в понятиях «гормональный статус», «иммунный статус» [17] и т. д. Для определения состояния и итогов социальной активности человека применяется понятие «социальный статус». Целесообразно состояние психической активности человека обозначить аналогичным понятием «психологический статус».
Будучи междисциплинарным, понятие «психологический статус» используется в медицине [17; 29], в психофизиологии [13], в нейропсихологии [28], в психологии развития [10]. Однако чаще всего оно применяется для обозначения состояния психики, рассматриваемой вне жизненной среды и вне принципа системности.
Между тем понятно, что, характеризуя состояние психической активности, психологический статус не может быть отражением и результатом только внутренних процессов и состояний человека. Он не является и только функцией внешней среды. Психологический статус характеризует состояние психики человека, обусловленное влиянием конкретных условий жизненной среды, и потому его следует использовать для характеристики состояния не только психики человека как компонента системы «человек — жизненная среда», но состояния данной системы в целом. В этом смысле
можно сказать, что психологический статус — системная характеристика системы «человек — жизненная среда» и одновременно с этим интегральная характеристика психики человека, обозначающая ее состояние во взаимодействии с жизненной средой.
Теоретическая модель психологического статуса представляет его как многомерную структуру, включающую психофизиологический, психический и личностный (социальный) уровни. Их показатели характеризуют состояние психики в различных аспектах взаимодействия человека с жизненной средой.
Мы предположили, что если на методологическом уровне рассматривать психику в системном единстве с природной и социальной средой, как компонент системы «человек — жизненная среда», на понятийном уровне использовать понятие «психологический статус» для обозначения системной характеристики данной системы и интегрального показателя уровня психической активности, а на эмпирико-методическом уровне применить метод популяционно-
ориентированного анализа данных, то такая реализация экпосихологического подхода к развитию психики даст возможность осуществить теоретический анализ и эмпирическое изучение влияния экологического загрязнения среды на состояние психики человека, постоянно проживающего на экологически неблагополучной территории. Эта общая гипотеза нашла в работе свое подтверждение.
Системное рассмотрение психики в ее связях с жизненной средой позволило установить, что на экологически «загрязненных» территориях Забайкальского края существует негативная тенденция к изменению состояния психики — общему снижению психической активности населения, родившегося и постоянно проживающего в условиях экологического неблагополучия. Эта тенденция обнаружена на всех уровнях психологического статуса детей (на которых было проведено эмпирическое обоснование проблемы исследования) в смещении его показателей с границ так называемой «средней» нормы в нижненормативные диапазоны.
ПРИМЕЧАНИЯ
Загрязнитель (вредный агент) — токсичное, вредное или опасное вещество. Любой фактор — физический агент, химическое вещество или биологический вид, способный причинить вред здоровью людей или окружающей среде. ИКЬ: http://www.znay.ru/dictionary/0547.shtml.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абашкина Е. В. Эпидемиология нервно-психических расстройств у детей в зоне экологического неблагополучия в Забайкалье (город Балей): Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Чита, 2002. 26 с.
2. Агаджанян Н. А., ГомбоеваН. Г. Адаптация, экология и здоровье населения различных этнических групп Восточного Забайкалья: Научное издание. Новосибирск: Изд-во СО РАН; Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005. 152 с.
3. Амлаев К. Р. Сочетанные варианты психической и соматической патологии у работников химической промышленности: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Ставрополь, 1999. 22 с.
4. Боев И. В. Пограничные психические расстройства, вызванные хроническим воздействием сложных химических композиций: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Л.: Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 1990. 50 с.
5. Вахрамеева С. Я. Влияние экологического неблагополучия на развитие аллергических болезней у детей: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 1995. 51 с.
6. Гичев Ю. П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (печальный опыт России). Новосибирск: СО РАМН, 2002. 230 с.
7. Григорьев С. И., Демина Л. Д. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия. Барнаул, 1995. 288 с.
8. Грищенко П. А. Интеллектуальный потенциал подростков, проживающих в различных экологических условиях: Дис. ... канд. психол. наук. М.: РГБ, 2005. 165 с.
9. Дзятковская Е. Н. Когнитивная сфера ребенка: обусловленность климато-экологическими факторами // Сибирский психологический журнал. 1998, № 7. С. 56-58.
10. Екимова В. И. Особенности психического развития школьников в условиях экологического неблагополучия: Дис. ... д-ра психол. наук. М.: РГБ, 2003. 281 с.
11. Елизарова Т. В. Загрязнения окружающей среды и ее влияние на здоровье городского детского населения (на примере города Читы): Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Иркутск, 1997. 21 с.
12. Зимина И. А. Состояние психического здоровья подростков в зоне экологического неблагополучия Забайкалья: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2004. 24 с.
13. Ибрагимова Г. Р. Психофизиологический мониторинг чувствительности подростков к химическим загрязнителям атмосферы: Дис. ... канд. биол. наук. М.: РГБ, 2005. 151 с.
14. Исаева Р. Б. Особенности сочетанной хронической патологии у детей в экологически неблагополучных регионах Приаралья: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2007. 48 с.
15. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.
16. КобряноваИ. В. Психодиагностика конституционально-типологической личностной изменчивости подростков в условиях хронического воздействия неблагоприятных эколого-химических факторов неорганического происхождения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2002. 20 с.
17. Кошмелева Я. А. Роль нарушений гормонального статуса в генезе резидуально-органических нервно-психических расстройств у детей и подростков экологически неблагополучного региона Забайкалья: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Чита, 2003. 21 с.
18. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
19. Максимов А. В. Распространенность, клиника и профилактика психических расстройств в районах с различным экологическим состоянием (на материалах г. Липецка): Дис. ... канд. мед. наук. М., 2006. 221 с.
20. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Психогенетика. СПб.: Питер, 2008. Т. 1. 408 с.; Т. 2. 336 с.
21. Михайлова О. П. Умственная работоспособность младших школьников, проживающих в условиях экологического неблагополучия, и пути ее оптимизации: Дис. ... канд. психол. наук. Иркутск: ИГПУ, 2007. 150 с.
22. Мозговая А. В. Риск и качество жизни // Риск в социальном пространстве. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2001. С. 221-233.
23. Нейропсихологические последствия облучения мозга / Е. Д. Хомская и др. // Чернобыльский след: Психологические последствия Чернобыльской катастрофы. М.: МГП «ВОТУМ — ¥», 1992. С. 132-137.
24. Ошанин Д. А. Предметное действие и оперативный образ: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. 512 с.
25. Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.
26. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 350 с.
27. Ревич Б. А. «Горячие точки» химического загрязнения окружающей среды и здоровье населения / Общественная палата Российской федерации; Комиссия общественной палаты РФ по экологической политике и охране окружающей среды / Отв. ред. В. М. Захаров. М., 2007. 192 с.
28. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. М.: Генезис, 2005. 319 с.
29. СердцевМ. И. Экология, метаболизм, здоровье. Чита: Изд-во Читинского пединститута, 1996. 161 с.
30. Состояние нервно-психического здоровья детей и подростков, проживающих в экологически неблагоприятном регионе Восточного Забайкалья / Н. В. Говорин, И. А. Зимина, Е. В Абашкина, Т. П. Злова, Е. М. Вишнякова, Я. А. Кошмелева, А. С. Березкин // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2003. № 1 (27). С. 61-63.
31. Суханов А. А. Влияние экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей: Дис. ... канд. психол. наук. М.: ПИ РАО, 2005. 150 с.
32. Терещенко Э. В. Психологическая оценка влияния эколого-химических факторов на личностнохарактерологические особенности подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2002. 21 с.
33. Хащенко Н. Н. Социально-психологические факторы жизнедеятельности личности на экологически неблагоприятных территориях (Чернобыльский след): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: Институт психологии РАН, 2002. 21 с.
34. Храбров А. В. Особенности психолого-педагогической реабилитации детей из радиационно зараженных районов Калужской области: Дис. ... канд. психол. наук. М.: РГБ, 2003. 147 с.
35. Чернобыльский след. Психологические последствия Чернобыльской катастрофы. М.: МГП «ВОТУМ — ¥», 1992. 253 с.
36. ЧерноушекМ. Психология жизненной среды / пер. с чешск. И. И. Попа. М.: Мысль, 1989. 174 с.
37. Шагиева Н. М. Особенности развития познавательных функций у детей школьного возраста в условиях Забайкалья: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб, 1997. 18 с.
38. Элизбарян Е. Г. Некоторые патофизиологические характеристики органического поражения головного мозга у детей в зоне экологического неблагополучия Забайкалья: Дис. ... канд. мед. наук. Чита, 2004. 140 с.
39. Яковлева М. А. Физиологический статус студентов в динамике социальной адаптации в условиях Севера: Дис. ... канд. биол. наук. Сыктывкар, 2003. 18 с.
REFERENCES
1. Abashkina E. V Jhepidemiologija nervno-psihicheskih rasstrojstv u detej v zone jekologicheskogo neblagopoluchija v Zabajkal'e (gorod Balej): Avtoref. dis. ... kand. med. nauk. Chita, 2002. 26 s.
2. Agadzhanjan N. A., Gomboeva N. G. Adaptacija, ekologija i zdorov'e naselenija razlichnyh etnicheskih grupp Vostochnogo Zabajkalja: Nauchnoe izdanie. Novosibirsk: Izd-vo SO RAN; Chita: Izd-vo ZabGPU, 2005. 152 s.
3. Amlaev K. R. Sochetannye varianty psihicheskoj i somaticheskoj patologii u rabotnikov himicheskoj promyshlennosti: Avtoref. dis. ... kand. med. nauk. Stavropol', 1999. 22 s.
4. Boev I. V Pogranichnye psihicheskie rasstrojstva, vyzvannye hronicheskim vozdejstviem slozhnyh himicheskih kompozicij: Avtoref. dis. ... dokt. med. nauk. L.: Leningradskij nauchno-issledovatel'skij psihonevrologicheskij institut im. V. M. Behtereva, 1990. 50 s.
5. Vahrameeva S. Ja. Vlijanie jekologicheskogo neblagopoluchija na razvitie allergicheskih boleznej u detej: Avtoref. dis. ... dokt. med. nauk. M., 1995. 51 s.
6. Gichev Ju. P. Zagrjaznenie okruzhajuwej sredy i zdorov'e cheloveka (pechal'nyj opyt Rossii). Novosibirsk: SO RAMN, 2002. 230 s.
7. Grigor'ev S. I., Demina L. D. Professional'nyj psiholog v regione ekologicheskogo neblagopoluchija. Barnaul, 1995. 288 s.
8. Grishchenko P A. Intellektual'nyj potencial podrostkov, prozhivajushchih v razlichnyh ekologicheskih uslovijah: Dis. ... kand. psihol. nauk. M.: RGB, 2005. 165 s.
9. Dzjatkovskaja E. N. Kognitivnaja sfera rebenka: obuslovlennost' klimato-ekologicheskimi faktorami // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 1998. № 7. S. 56-58.
10. Ekimova V. I. Osobennosti psihicheskogo razvitija shkol'nikov v uslovijah ekologicheskogo neblagopoluchija: Dis. ... dokt. psihol. nauk. M.: RGB, 2003. 281 s.
11. Elizarova T. V Zagrjaznenija okruzhajushchej sredy i ee vlijanie na zdorov'e gorodskogo detskogo naselenija (na primere goroda Chity): Avtoref. dis. ... kand. med. nauk. Irkutsk, 1997. 21 s.
12. Zimina I. A. Sostojanie psihicheskogo zdorov'ja podrostkov v zone ekologicheskogo neblagopoluchija Zabajkal'ja: Avtoref. dis. ... kand. med. nauk. M., 2004. 24 s.
13. Ibragimova G. R. Psihofiziologicheskij monitoring chuvstvitel'nosti podrostkov k himicheskim zagrjazniteljam atmosfery: dis. ... kand. biol. nauk. M.: RGB, 2005. 151 s.
14. Isaeva R. B. Osobennosti sochetannoj hronicheskoj patologii u detej v jekologicheski neblagopoluchnyh regionah Priaral'ja: avtoref. dis. ... d-ra med nauk. M.: Nauchnyj centr zdorov'ja detej RAMN, 2007. 48 s.
15. Kaznacheev VP. Sovremennye aspekty adaptacii. Novosibirsk: Nauka, 1980. 192 s.
16. KobrjanovaI. V Psihodiagnostika konstitucional'no-tipologicheskoj lichnostnoj izmenchivosti podrostkov v uslovijah hronicheskogo vozdejstvija neblagoprijatnyh ekologo-himicheskih faktorov neorganicheskogo proishozhdenija: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Stavropol', 2002. 20 s.
17. Koshmeleva Ja. A. Rol' narushenij gormonal'nogo statusa v geneze rezidual'no-organicheskih nervno-psihicheskih rasstrojstv u detej i podrostkov ekologicheski neblagopoluchnogo regiona Zabajkal'ja: Avtoref. dis. ... kand. med. nauk. CHita, 2003. 21 s.
18. Leont'ev A. N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M.: Politizdat, 1977. 304 s.
19. Maksimov A. V Rasprostranennost', klinika i profilaktika psihicheskih rasstrojstv v rajonah s razlichnym jekologicheskim sostojaniem (na materialah g. Lipecka): Dis. ... kand. med. nauk. M., 2006. 221 s.
20. Malyh S. B., EgorovaM. S., Meshkova T. A. Psihogenetika. SPb.: Piter, 2008. T. 1. 408 s.; T. 2. 336 s.
21. Mihajlova O. P. Umstvennaja rabotosposobnost' mladshih shkol'nikov, prozhivajushchih v uslovijah ekologicheskogo neblagopoluchija, i puti ee optimizacii: dis. ... kand. psihol. nauk. Irkutsk: IGPU, 2007. 150 s.
22. Mozgovaja A. V Risk i kachestvo zhizni // Risk v social'nom prostranstve. M.: Izd-vo Instituta sociologii RAN, 2001. S. 221-233.
23. Nejropsihologicheskie posledstvija obluchenija mozga / E. D. Homskaja [i dr.] // Chernobyl'skij sled: Psihologicheskie posledstvija Chernobyl'skoj katastrofy. M.: MGP «VOTUM — ¥», 1992. S. 132-137.
24. Oshanin D. A. Predmetnoe dejstvie i operativnyj obraz: Izbrannye psihologicheskie trudy. M.: Moskovskij psihologo-social'nyj institut; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODEK», 1999. 512 s.
25. Panov VI. Ekologicheskaja psihologija: Opyt postroenija metodologii. M.: Nauka, 2004. 197 s.
26. Parygin B. D. Osnovy social'no-psihologicheskoj teorii. M.: Mysl', 1971. 350 s.
27. Revich B. A. «Gorjachie tochki» himicheskogo zagrjaznenija okruzhajushchej sredy i zdorov'e naselenija / Obshchestvennaja palata Rossijskoj federacii; Komissija obshchestvennoj palaty RF po ekologicheskoj politike i ohrane okruzhajushchej sredy / otv. red. V. M. Zaharov. M., 2007. 192 s.
28. Semenovich A. V Vvedenie v nejropsihologiju detskogo vozrasta: uchebnoe posobie. M.: Genezis, 2005. 319 s.
29. SerdcevM. I. Ekologija, metabolizm, zdorov'e. Chita: Izd-vo Chitinskogo pedinstituta, 1996. 161 s.
30. Sostojanie nervno-psihicheskogo zdorov'ja detej i podrostkov, prozhivajushchih v ekologicheski neblagoprijatnom regione Vostochnogo Zabajkal'ja / N. V. Govorin, I. A. Zimina, E.V Abashkina, T. P. Zlova, E. M. Vishnjakova, JA. A. Koshmeleva, A. S. Berezkin // Sibirskij vestnik psihiatrii i narkologii. 2003. № 1 (27).
S. 61-63.
31. Suhanov A. A. Vlijanie ekologicheski neblagoprijatnoj sredy na intellektual'noe razvitie detej: dis. ... kand. psihol. nauk. M.: PI RAO, 2005. 150 s.
32. Tereshchenko Je. V Psihologicheskaja ocenka vlijanija jekologo-himicheskih faktorov na lichnostno-harakterologicheskie osobennosti podrostkov: avtoref. dis. . kand. psihol. nauk. Stavropol', 2002. 21 s.
33. Hashchenko N. N. Social'no-psihologicheskie faktory zhiznedejatel'nosti lichnosti na ekologicheski neblagoprijatnyh territorijah (Chernobyl'skij sled): Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. M.: Institut psihologii RAN, 2002. 21 s.
34. Hrabrov A. V Osobennosti psihologo-pedagogicheskoj reabilitacii detej iz radiacionno zarazhennyh rajonov Kaluzhskoj oblasti: Dis. ... kand. psihol. nauk. M.: RGB, 2003. 147 s.
35. Chernobyl'skij sled. Psihologicheskie posledstvija Chernobyl'skoj katastrofy. M.: MGP «VOTUM — Y», 1992. 253 s.
36. ChernoushekM. Psihologija zhiznennoj sredy / Per. s cheshsk. I. I. Popa. M.: Mysl', 1989. 174 s.
37. Shagieva N. M. Osobennosti razvitija poznavatel'nyh funkcij u detej shkol'nogo vozrasta v uslovijah Zabajkal'ja: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. SPb, 1997. 18 s.
38. Jelizbarjan E. G. Nekotorye patofiziologicheskie harakteristiki organicheskogo porazhenija golovnogo mozga u detej v zone ekologicheskogo neblagopoluchija Zabajkal'ja: Dis. ... kand. med. nauk. Chita, 2004. 140 s.
39. Jakovleva M. A. Fiziologicheskij status studentov v dinamike social'noj adaptacii v uslovijah Severa: Dis. ... kand. biol. nauk. Syktyvkar, 2003. 18 s.
М. А. Василенко
ПРИВЯЗАННОСТЬ РЕБЕНКА К МАТЕРИ КАК ФАКТОР РАННЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Исследуется привязанность, ее типы, стабильность этого феномена в младшем дошкольном возрасте, описываются авторская модификация метода М.Эйнсворт «Незнакомая ситуация» и характеристики личности матери, в частности, самоактуализация, и степень ее уверенности в себе, оказывающие влияние на формирование типа привязанности. Освещается взаимосвязь типа привязанности, уровня психического развития и развития личности ребенка, процесс вхождения в новую социальную среду.
Ключевые слова: социализация, привязанность, тип привязанности, «Незнакомая ситуация», психическое развитие, личность.
M. Vasilenko
CHILD’S ATTACHMENT TO THE MOTHER AS THE FACTOR OF EARLY SOCIALIZATION
Attachment, its types, and the stability of this phenomenon in pre-school age are studied. A modification of M. Answort’s method “Unknown situation” is applied. The mother’spersonality is described, particularly self-actualization and confidence that have an impact on the development a type of attachment. The interrelation of a type of attachment, the level ofpsychical development and the development of the child’s personality, and entry into new social environment is highlighted.
Keywords: socialization, attachment, the type of attachment, “unknown situation”, psychical development, personality.