ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2012. № 4
Е.Н. Соломатина, канд. социол. наук, доц. кафедры социологии культуры, воспитания и безопасности социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
В статье рассматриваются основные теоретико-методологические подходы к исследованию социального конфликта, раскрываются возможности структурно-функционального, системно-ситуационного и прикладного анализа социального конфликта в рамках социологии.
Ключевые слова: социальный конфликт, структура, динамика, конфликтное взаимодействие, конфликтная ситуация.
The article considers the basic theoretical-methodological approaches to research of social conflict, the possibilities of structural-functionally of the analysis, systematic-situational of the analysis and the applied of the analysis of the social conflict in sociology.
Key words: the social conflict, the structure, the dynamics, the conflict interaction, situation of conflict.
Социология конфликта определена как специальная дисциплина, которая опирается на научные знания и методы социологии, исследует природу, механизмы возникновения и развития социального конфликта. Внимание социологов к проблеме конфликта, выделение отдельной области исследования и формирование социологии конфликта как специальной социологической дисциплины обусловлены как минимум тремя важнейшими факторами — социальной природой конфликта, особой важностью исследования конфликта социологами для понимания многих социальных процессов, значимостью роли управления конфликтом в общественной жизни.
Социальный конфликт выступает неотъемлемым свойством социальной реальности. Это объективно существующий на протяжении всей истории социальной жизнедеятельности человечества социальный феномен противоборства, столкновения интересов социальных групп, общностей, порожденный отношениями социального неравенства, ограничения доступа к материальным, интеллектуальным, сырьевым, территориальным ресурсам и ресурсам власти.
В процессе изучения социального конфликта как непременного атрибута общественных отношений неизбежно встает вопрос об
* Соломатина Елена Николаевна, e-mail: [email protected]
источниках социального конфликта. Во-первых, развитию социальных конфликтов способствует само несовершенство общественных отношений: социальная неоднородность общества, различия в уровнях доходов, власти, социальном престиже, доступе к образованию, религиозные и культурные различия. Анализируя объективные социальные противоречия, следует обратить особое внимание на проблему неравенства возможностей людей в разных сферах жизни. Социальный конфликт является результатом интеграции социальными группами и индивидами различных свойств общественных отношений и обусловлен статусно-ролевым положением личности и социальной группы в существующей системе общественных отношений — политических, экономических, социальных, территориальных, религиозных, культурных.
Во-вторых, социальные конфликты стимулируются социально-психологическими предпосылками — восприятием личностью своих социальных проблем, возможностью их самостоятельного разрешения. В значительной мере поведение человека детерминируется социально-психологическими чертами личности: темпераментом, эмоциональностью, интеллектом, общей культурой. На любом уровне актуализации социального конфликта представлены индивиды с их социальными ориентациями, установками, мнениями и ожиданиями. На уровне социальных общностей, социальных классов эти ожидания могут быть выражены компромиссными мнениями, однако неизменным остается их субъективный характер. Соответственно конфликт всегда связан с субъективными оценками и осознанием людьми противоречивости своих потребностей, интересов и ценностей с потребностями, интересами и ценностями других лиц, групп, общностей или обществ.
Социальные противоречия пронизывают все сферы жизнедеятельности человека — экономическую, политическую и духовную. Массовое сознание различает проблемы общественные, затрагивающие большие социальные группы, и проблемы личностные, касающиеся непосредственно каждого человека. Степень актуальности в массовом сознании общезначимых и личностных проблем не всегда совпадает, что проявляется в характере социальных конфликтов, уровнях их распространения и глубине. Кризис общественных отношений наступает тогда, когда большая часть населения одновременно осознает обострение противоречий во всех сферах жизни. В этом случае общество нуждается в тотальных переменах. Так, А.Г. Здравомыслов приходит к выводу, что причинами современного российского кризиса стали наиболее важные конфликты советского общества. Во-первых, конфликт диспропорциональности экономического развития, который он назвал конфликтом милитаризации. Во-вторых, конфликт между идеологическими
декларациями и реальными жизненными интересами людей, между "фасадом и повседневностью". В-третьих, конфликт в системе властных отношений — углублявшаяся бюрократизация власти во всех ее проявлениях, — который и привел к подавлению всех элементов гражданского общества1.
Сущность социального конфликта заключается не столько в возникновении противоречия, сколько в способе его разрешения, в противодействии субъектов социального взаимодействия.
Обобщая имеющиеся в научной литературе дефиниции социального конфликта и выделяя наиболее важные, на наш взгляд, сущностные признаки, можно определить его как специфическую разновидность социального взаимодействия, субъекты которого (двое и более) в достаточной степени осознанно противостоят друг другу по причине несовместимых или полагаемых таковыми интересов, целей и ценностей, стремясь их удовлетворить, реализовать или отстоять в процессе реального двустороннего столкновения с нанесением определенного ущерба друг другу в каком-либо виде, форме и степени, признаваемого каждой из сторон как неприемлемого для нее в данное время в конкретных условиях.
Социальный конфликт, поскольку он выражает специфическое взаимодействие активных социальных субъектов, их особую дея-тельностную взаимосвязь в виде противостояния и противоборства, укладывается в рамки субъектно-деятельностного подхода в социологии. Именно этот подход, по мнению Е.И. Степанова, "способен выступить адекватной общеметодологической основой для эффективного анализа концептуальных и технологических проблем конфликтологии"2. Он ориентирует исследователя на анализ социальной действительности как диалектически противоречивого процесса субъект-объектных и субъект-субъектных отношений и на этой основе позволяет осмыслить конкретные типы, виды, формы экономической, социально-политической и духовной преобразующей деятельности, ее реальных носителей, основные детерминанты и механизмы взаимосвязи объективных и субъективных факторов и т.п.
Деятельность есть выражение активности того или иного социального субъекта по отношению к его окружению — предметному, личностному, групповому. В качестве субъектов социальных отношений в социологии рассматриваются каждый отдельный индивид, малочисленные группы индивидов, объединения индивидов (общности, институты, организации), обладающие следующими характеристиками: свободой выдвижения целей, решений, действий;
1 См.: ЗдравомысловА.Г. Социология российского кризиса. М., 1999. С. 28.
2 Степанов Е.И. Современная конфликтология: общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов. М., 2008. С. 41.
исполнением свободного волеизъявления (субъект — тот, кто осуществляет исполнение своего решения); рефлексией основания избранного решения, себя самого, результата деятельности, а также проблемы и условий на пути к результату; творческим подходом к решению задачи; непрерывным развитием качеств, способностей, возможностей, потребностей.
Субъект потому и выступает субъектом, отличным от своего окружения и противоположным ему, что его связь с этим окружением, будучи необходимой для самого существования, является в то же время не механически жесткой, а достаточно вариативной. Активность субъекта и есть прежде всего выражение противоречивости его взаимосвязи с действительностью и стремления снять, преодолеть эту противоречивость посредством собственных усилий. Когда в качестве действительности данному субъекту в его реальном наличном бытии противостоит другой субъект (или субъекты), эта противоречивая взаимосвязь со своим объективным окружением и принимает форму конфликта.
Именно субъективно-деятельностный подход позволяет анализировать социальный конфликт как разрешимое противоречие. Также он позволяет соотнести между собой и связать в целостную систему те наиболее общие понятийные средства, которые характеризуют движение социальных противоречий в субъектной форме, начиная от их восприятия в виде соответствующих потребностей и кончая выработкой определенных социальных целей, личностных черт и стереотипов поведения социальных субъектов, интересы и ценностные ориентации которых приходят на этой основе в острое конфликтное столкновение.
Структурно-функциональный анализ способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них. Преимущество этого методологического подхода в том, что он помогает найти некоторые устойчивые составляющие даже в таком подвижном явлении, как социальный конфликт. Совокупность таких компонентов, как объект конфликта, состав его участников, уровень напряженности конфликтного взаимодействия и т.п., образует структуру конфликта, а исполняемая этими элементами роль или работа и есть их функция в конфликте. Выявление структурных элементов и их функций в конфликте является важнейшей предпосылкой его успешного урегулирования.
Структурно-функциональный анализ современных социальных конфликтов базируется на рассмотрении социального взаимодействия. При рассмотрении социального конфликта как целостного социального объекта и социальной системы, имеющей свою структуру, основное внимание исследователя-социолога сосредоточивается на связях между составными частями (элементами структуры) социальных конфликтов. Именно анализ системных связей в звене —
конфликтная ситуация, социальная среда, способы противоборства в конфликте и т.д. — позволяет рассматривать и исследовать конфликт как системную целостность.
Под структурой социального конфликта понимается совокупность устойчивых элементов конфликта, динамически взаимосвязанных и организующих конфликт в целостную социальную систему и процесс. Структурно любой социальный конфликт можно представить в виде двух составляющих: конфликтной ситуации и конфликтного взаимодействия, каждая из которых включает в себя структурные элементы, являющиеся необходимыми сущностными параметрами конфликта.
Конфликтная ситуация представляет собой совокупность условий, создающих социальную напряженность, и выступает субъект-но-объектной базой конфликта. Она представлена системой понятий: "стороны (участники) конфликта" (в том числе и "конфликтующие субъекты"), "объект конфликта" (в рамках которого выделяется "предмет конфликта"), "условия формирования конфликтной ситуации" ("факторы среды").
Конфликтная ситуация как единица социологического анализа представляет собой наименьшую целостную неделимую часть конфликта, обладающую всеми его основными свойствами, что позволяет стандартизировать, хранить и накапливать информацию о реальных конфликтах. Структурные границы конфликтной ситуации определяются составом и степенью участия ее сторон (участников). Важными компонентами конфликтной ситуации являются социальная среда и объективная обстановка, в условиях и под воздействием которых может развиваться конфликтное взаимодействие, а также объект конфликта. Временные границы конфликтной ситуации определяются промежутком времени, в течение которого не происходит качественных изменений в объекте конфликта, составе его основных участников и характере их взаимодействия. Как только хотя бы один из этих трех основных компонентов качественно изменяется, начинается развитие новой конфликтной ситуации.
Анализ конфликтной ситуации позволяет выяснить основные противоречия (детерминанты или их группу), которые вызвали социальный конфликт, рассмотреть динамические характеристики перехода конфликтной ситуации в непосредственный конфликт.
Конфликтная ситуация как наличие противоречия между субъектами может трансформироваться в непосредственный конфликт, для которого характерно конфликтное взаимодействие, при возникновении инцидента либо второй конфликтной ситуации.
Конфликтное взаимодействие — вторая составляющая структуры социального конфликта — представляет собой особую, специфическую форму социального взаимодействия, содержит совокуп-
ность способов и приемов противоборства участников конфликта, их действия, направленные на разрешение конфликтной ситуации, в ходе которого они испытывают негативные переживания (эмоции) по отношению друг к другу. Конфликтное взаимодействие проявляется на всех уровнях социального взаимодействия.
Наличие конфликтной ситуации еще не предполагает, что взаимодействие будет развиваться по какой-то единой схеме. В процессе анализа можно выделить, по крайней мере, три направления, каждое из которых будет определять специфику развития отношений между субъектами конфликтной ситуации: уход от ситуации, отношение "переговоров" или "торга" (компромисс), собственно конфликтные отношения, связанные с борьбой, формированием сторон и их конфронтацией, со стремлением непременно получить максимум желаемого.
Объективное наличие конфликтной ситуации — необходимое, но не достаточное условие для предсказания возможного развития структуры межсубъектного взаимодействия. Выбор общего направления взаимодействия, характер структурирования действий субъектов, а также эффективность этих действий зависят от того, насколько механизмы дальнейшего поведения будут соответствовать ситуации и насколько "оптимальными" они будут для решения проблемы. При изучении межсубъектного взаимодействия в конфликтной ситуации целесообразно выделить основные фазы (этапы), определяющие развитие отношений и являющиеся важными, ведущими детерминантами форм последующих механизмов конфликтного взаимодействия:
1. Определение, осознание ситуации как конфликтной, т.е. реальное проявление объективных факторов в конкретных условия социальной среды. Данный момент становится чрезвычайно важным, поскольку сама по себе конфликтная ситуация несет в себе угрозу для каждого субъекта взаимодействия и требует мобилизации имеющихся в его распоряжении ресурсов, чтобы: а) добиться желаемой цели; б) обеспечить максимально возможную защиту.
2. Выбор "стратегии", структурирующей ход взаимодействия. Конкретное сочетание объективных и субъективных факторов, определяющих конфликтную ситуацию, побуждает субъектов к действию. Так, решение о выходе из системы отношений приведет к элиминированию конфликтной ситуации за счет распада системы.
3. Выбор действий в рамках общей "стратегии" взаимодействия (набор тактик). Эта фаза характеризуется столкновением выбранных тактик взаимодействия, а сама конфликтная ситуация угрожает безопасности субъекта взаимодействия (противоречивая позиция, нехватка ресурсов, затруднения в информационном обмене, в коммуникациях). Кроме того, налицо целый спектр эмоциональных
переживаний: повышенная тревожность, страх, враждебные чувства, желание сопротивляться, предубежденность, агрессивность и т.п.
Необходимо отметить, что конфликтная ситуация непременно подразумевает наличие определенного согласия сторон об общем направлении взаимодействия. Речь идет о необходимости оценить собственные и чужие ресурсы и возможности. Зона согласия будет носить чрезвычайно неопределенный характер по сравнению, например, с условиями кооперирования усилий для решения возникшей проблемы. Неопределенность правил конфликтного взаимодействия является одной из фундаментальных характеристик конфликтной ситуации.
Диадическая форма субъектов в конфликтной ситуации является относительно элементарной формой, в рамках которой можно проследить действие соответствующих механизмов конфликтного взаимодействия:
— механизма влияния, который принимает форму следующих тактик: демонстрации усиления собственных ресурсов, выжидания, удержания предыдущего состояния, риска, принуждения, ложных маневров, дезинформации;
— механизма научения (распознавание тактик противоположной стороны, смысла действий)3;
— механизма "приближения—избегания"4;
— механизма оценки выигрышей и проигрышей.
Таким образом, конфликтное взаимодействие представляет собой двунаправленный процесс обмена действиями (физическими, вербальными, жестовыми) между двумя или более субъектами, при помощи которых они согласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы. В качестве предпосылки конфликтного взаимодействия выступает наличие единого неделимого объекта.
Объектом социального конфликта может выступать любой реально существующий элемент материального мира или социальной реальности, на который претендуют конфликтующие субъекты. Например, К. Маркс полагал, что в основе социального (классового) конфликта лежат отношения собственности на средства производства, Л. Козер — дефицит ресурсов, а Р. Дарендорф — власть5.
Для того чтобы какая-либо вещь, предмет, свойство или отношение сделались объектом конфликта, они должны быть вовлечены в процесс взаимодействия интересов, потребностей и ценностей личности, социальных групп или общностей. При этом объект
3 Важность этого аспекта научения в ходе взаимодействия экспериментально была подтверждена в исследованиях С. Зигеля, Л. Фурейкера, А. Рапопорта.
4 Как источник внутриличностного конфликта изучен К. Левиным, дальнейшее развитие — в исследованиях Н. Миллера.
5 См.: БабосовЕ.М. Конфликтология. Минск, 2000. С. 95.
должен быть в ограниченном количестве и не способным удовлетворить в полной мере две взаимодействующие стороны. Таким образом, объект конфликта становится таковым только тогда, когда он является дефицитным, недоступным для всех, кто на него претендует. Релятивистский характер объекта конфликта проявляется как расхождение в оценке значимости одного и того же объекта в разных ситуациях у различных субъектов.
При анализе конфликта следует различать понятия "объект" и "предмет" социального конфликта. В общем смысле объектом конфликта можно назвать ту часть реальности, которая вовлечена во взаимодействие с субъектами конфликта. В отличие от этого предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.
Социальные конфликты возникают по поводу какого-либо объекта, но их сущность выражается в предмете конфликта. Поэтому и разрешение или урегулирование конфликта в первую очередь связано с устранением не его объекта, а его предмета. Хотя это не исключает того, что и то и другое может происходить одновременно. Более того, случается и так, что объекта конфликта уже нет, а противоречие между субъектами конфликта остается.
Важнейшим инструментом процессуально-динамического анализа является определение основных этапов или стадий развития конфликта. Например, конфликт, начавшийся с митингов протеста, может продолжиться в виде массовых демонстраций и завершиться силовыми столкновениями. Динамика конфликта может выразиться как в виде его эскалации, так и в направлении снижения его уровня, разрядки напряженности.
В социологии конфликта динамика представляет собой процесс последовательного развития социального конфликта во времени, его институциональное изменение, вызванное внутренними механизмами конфликтного взаимодействия, а также внешними факторами и условиями среды. "Рассмотрение динамики социального конфликта представляет собой важный этап в исследовании конфликтного взаимодействия, так как именно анализ динамических характеристик позволяет определить особенности возникновения и протекания конфликта, как социального процесса, его структуру, исследовать средства и способы противоборства"6.
Социальные науки глубоко поглощены изучением социальных процессов. Несмотря на то что этим изучением занимается огромное количество отличающихся друг от друга направлений, можно
6 Прошанов С.Л. Социология конфликта в России: история, теория, современность. М., 2008. С. 75.
выделить определенные крупные типы исследований. Один тип — тот, который в центр внимания ставит особенные модели динамической связи, особые способы ассоциации и диссоциации людей, отбирая каждый либо по общей характеристике, либо по его проявлению в локализованных пространствах. В социологии эта процедура связана с такими именами, как Г. Зиммель, Э.А. Росс, Р.Э. Парк и Э.У. Бёрджесс. Эти теоретики рассматривают конкуренцию, конфликт, господство, подчинение, ассимиляцию, слияние, идеологическую обработку как различные формы социального процесса.
Динамика любого социального конфликта закономерно проходит через последовательное развитие четырех основных периодов: предконфликтный период, собственно конфликт (открытое конфликтное взаимодействие), завершение конфликта, послекон-фликтный период.
Первый период предконфликтный, когда налицо складывающаяся конфликтная ситуация, механизм приведения в действие причины конфликта. Показателем, а точнее, выражением конфликтной ситуации является состояние напряженности во взаимоотношениях определенных субъектов. Для того чтобы конфликтная ситуация переросла в реальный конфликт, необходимы, во-первых, некоторые условия дополнительно к тем, которые сложились как элементы конфликтной ситуации. Речь идет об условиях материальных, политических, коммуникативных, социально-психологических и др. Например, если отсутствует возможность для организованной деятельности групп, скажем, создания коалиций, то формирование социального конфликта не происходит, и он остается в латентном, скрытом состоянии.
Во-вторых, начало конфликтного действия предполагает формирование образов конфликтной ситуации, а затем конфликтных установок, они включают: представления о своих собственных мотивах, целях, ценностях, возможностях; представление о противостоящей стороне — ее мотивах, целях, ценностях, возможностях; представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения.
Дальнейшее формирование конфликта включает: выявление в данном единстве (к примеру, социальной общности) обеих сторон конфликта и образование конфликтных групп; осознание ими противоположности интересов и позиций (пусть еще и не в полной мере). Р. Дарендорф подчеркивал, что латентные интересы на первом этапе формирования конфликта необязательно осознаваемы и признаваемы представителями противоположных позиций. Имеют место отклонения от них. Предприниматель может отказаться от своих интересов и быть заодно с рабочим. Группы конфликтующих пока еще есть "квазигруппы". Однако принадлежность
к той или иной квазигруппе "постоянно предполагает ожидание защиты определенных интересов"7.
Рассматривая предконфликтный период, важно обратиться к такой категории, как социальная напряженность. Значимость данной категории заключается в том, что в ней отражена важная характеристика внутреннего состояния и взаимоотношений личностей, социальных групп и общностей, особенно в периоды переходного, кризисного развития общества8.
Историческое содержание социальной напряженности осмысливалось в социологической, социально-психологической и конфликтологической литературе в связи с такими явлениями и отражающими их понятиями, как социальная дезинтеграция или отсутствие солидарности взаимодействующих личностей и групп, девиация (в отношениях стабильного общества), аномия (в отношениях нестабильного общества), утрата социальной идентичности, депривация и фрустрация основных потребностей личности, группы, общности, межнациональные столкновения, наконец, социальный кризис и сопряженная с ним опасность социальной катастрофы как полной утраты управления общественными процессами, институтами и распад всех прежних общественных связей и отношений.
Согласно точке зрения В.О. Рукавишникова, "социальная напряженность — это индикатор социального кризиса, конфликта. Она проявляется прежде всего на социально-психологическом уровне"9. Это не просто сигнал о кризисном состоянии системы, нарушении баланса ее структур и функций, как это представлено структурным функционализмом Т. Парсонса, Р. Мертона и их последователей. Социальная напряженность выражает и отражает определенное духовное состояние индивидов и социальных групп, подчас весьма значительных эмоций, неудовлетворенность существующим положением, отношение к происходящим событиям и к другим индивидам и группам, от которых в существенной мере зависят мотивы общественного поведения. Таким образом, трактовка этого понятия, скорее, укладывается в рамки субъектно-деятельностного подхода и позволяет учитывать субъективные составляющие социального конфликта.
Основные признаки социальной напряженности:
1. В самых широких кругах населения распространяются настроения недовольства существующим положением дел в жизненно важных сферах общественной жизни.
7 См.: Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологический журнал. 1994. № 5. С. 142.
8 См.: Рукавишников В.О. Социальная напряженность // Диалог. 1990. № 8. С. 8.
9 Там же. С. 12.
2. Под влиянием общественных настроений утрачивается доверие к политике властей, широкое хождение приобретают пессимистические оценки будущего, всевозможные слухи в обществе в целом или в отдельных его сегментах, возникает атмосфера эмоционального возбуждения.
3. Социальная напряженность проявляется не только в общественных настроениях, но и в массовых действиях: в ажиотажном спросе, в вынужденной и добровольной миграции части людей в другие регионы, в активизации деятельности общественно-политических движений, в борьбе за власть и влияние в массах, в стихийных и организованных митингах, демонстрациях, забастовках и иных формах гражданского неповиновения и социального протеста.
Отсутствие в обществе интегрирующих идей, общезначимых целей, ценностей, проектов и стратегий развития, принятых и понятых всеми слоями населения, способствует развитию неудовлетворенности и аккумулирует потенциал социальной напряженности как конфликтный потенциал. "В основе конфликтного потенциала лежит неудовлетворенность, возникающая как результат несоответствия, рассогласования ценностей, интересов, потребностей различных социальных субъектов и первый шаг на пути осознания ими реального противоречия"10.
Кроме того, в основании явления социальной напряженности наряду с неудовлетворенными потребностями и непредставленными интересами может лежать несвоевременное или неадекватное (или то и другое одновременно) удовлетворение нужд и потребностей отдельных социальных общностей, групп.
Таким образом, основой перехода от ситуации, для которой мы вводим понятие "социальная напряженность", к конфликтной ситуации и далее к открытому конфликту является несвоевременное или неадекватное удовлетворение нужд и потребностей, порождающее у определенных социальных субъектов состояние неудовлетворенности.
Напряженность сопровождается ростом недоверия к господствующим ценностям и их девальвацией, проявлением деструктивных действий неорганизованных групп людей, возникающих в связи с какими-либо событиями. Состояние неудовлетворенности характеризуется наличием субъектно-объектного отношения, затем происходит трансформация в субъектно-субъектное отношение ("кто виноват?"), складывается структура социального конфликта (субъект — объект — субъект).
Социальная напряженность присутствует во всех периодах динамики социального конфликта. Уровень социальной напряженности возрастает в предконфликтный период, а с началом кон-
10 Куконков П.И. Социальная напряженность как этап в процессе развития конфликта // Социальные конфликты. М., 1995. Вып. 9. С. 14.
фликтного взаимодействия снижается (ситуация неопределенности закончилась), также социальная напряженность варьируется в зависимости от результатов поражений и побед участников конфликтного взаимодействия.
Уровень социальной напряженности определяется системой показателей (в зависимости от целей и объекта исследования):
1) показателей социальной депривации или фрустрации (оценка качества и уровня жизни — соотношение приемлемых или неприемлемых, терпимых или нетерпимых условий и т.д.);
2) показателей социальной идентификации, выражаемых через осознание людьми своей принадлежности к тем или иным социальным группам, общностям ("свой" — "чужой", уровень толерантности). Так, Н.Н. Вересов определяет следующие пределы толерантности для разных сфер жизнедеятельности трудового коллектива: для производственных интересов критическая масса неудовлетворенности составляет 76%, для социальных интересов — 61,5, для личных — 38,1, для материальных — 23,5% от общего числа всех членов коллектива11;
3) показателей готовности к протестным действиям, выражаемых прежде всего через личную настроенность на защиту собственных интересов, а также на открытое выступление против устремлений и действий представителей и участников социальных органов и институтов различных уровней: властных и силовых структур, местного самоуправления, администрации производственных предприятий и т.п.;
4) характеристик собственно уже предпринятых или намечаемых к реализации конфликтных действий.
Второй период — собственно конфликт. Реализация конфликтной ситуации, переход ее из латентного (скрытого) состояния в открытое противоборство (явный конфликт) всегда начинается с какого-либо толчка: внутреннего, исходящего от одного из субъектов противоречия, или внешнего, в частности с воздействия на данный процесс других конфликтов, возникновения кризисного фона в социальной среде, ложной информации, имеющей отношение к поведению конфликтующих сил, идеологического воздействия со стороны общества, экологических катастроф и т.д.
Развитие конфликта — это процесс, который включает качественные изменения субъектов и основы конфликта, усложнение форм противоборства, нарастание его интенсивности, расширение поля конфликта и масштабности борьбы. Основа социального конфликта — совокупность отношений, связывающих противоположные стороны в некоторое единство и вместе с тем обусловлива-
11 См.: Вересов Н.Н. Формула противостояния, или Как устранить конфликт в коллективе. М., 1998. С. 34.
ющих их взаимоисключение. Для межклассовых конфликтов это социальная структура данного общества; для межгрупповых — взаимоотношения в пределах общности, составными частями которого являются группы; для внутригосударственного конфликта — внутригосударственные связи и отношения.
Развитие конфликта предполагает его трансформацию из неполного в полный. Неполный или неполномасштабный конфликт характеризуется слабоструктурированными интересами; не полностью идентичными группами конфликтующих, немассовым характером противоборства, невысокой степенью институционализации и слабой легитимированностью. Полномасштабный конфликт — это такой конфликт, в котором интересы сторон манифестируются, субъекты полностью выявлены, отчетливо выражен предмет конфликта и его массовый характер, в основном сложилась стратегия и тактика противостоящих сторон. В демократическом обществе полномасштабный конфликт в достаточной степени легитимирован и институционализирован, что выражается в наличии и функционировании разнообразных движений, партий, общественных объединений, групп давления, создаваемых на законном основании.
Развитие конфликта обусловлено следующими переменными:
1) интенсивностью как количественной мерой активности противоборствующих сторон. Она измеряется частотой их столкновений, использованием разнообразных средств борьбы, в том числе насильственных, уровнем остроты борьбы. В числе средств противоборства используются как организационные (создание организованных групп, перестановка должностных лиц, применение дисциплинарных санкций и т.д.), так и экономические, политические, идеологические и моральные приемы борьбы (забастовка, ожесточенно проходящие дебаты, угрозы, ультиматум, взаимный обман и т.п.);
2) расширением поля (пространственная характеристика) и масштабности (количественная характеристика). Например, в конфликте поколений полем служат кадровая политика или соревновательность в науке, искусстве и др. Масштабность же конфликта поколений характеризует объем и распространенность его в обществе.
Развитие социального конфликта включает в себя такие существенные признаки, как легитимация, институционализация и рационализация. В совокупности они характеризуют усложнение организации противоборства. Легитимация в данном случае означает признание конфликта группой или обществом, органами власти и управления. Институционализация — образование специальных органов со стачкомами или профсоюзными комитетами. Рационализация предполагает осмысленное, спланированное воздействие на поведение конфликтующих сторон в направлении достижения положительных последствий. Формой рационального воздействия на конфликт является его урегулирование.
Перечисленные выше легитимация, институционализация и рационализация способствуют лишь ограничению динамики, форм развития и проявления социального конфликта в обществе, но не всегда приводят к его завершению.
Третий период — завершение социального конфликта. На этом этапе осуществляется переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта. В основном поиск направлен на изменение самой конфликтной ситуации либо путем воздействия на участников конфликта, либо путем изменения характеристики объекта конфликта. В результате происходит постепенное затухание социальных конфликтов; переход социальных конфликтов в совершенно другие, новые конфликты; механическое, силовое уничтожение, подавление социальных конфликтов; разрешение социальных конфликтов (решение проблемы, снятие противоречия).
Именно в результате разрешения социальных конфликтов разрушается их структура, необратимо исчезают объективные и субъективные составляющие. В этом случае конфликты теряют свою качественную определенность, а система отношений социальных субъектов приобретает состояние неконфликтных, а в некоторых случаях — конструктивных взаимодействий (кооперации и сотрудничества).
Таким образом, разрешение социального конфликта — это социальный процесс, обусловленный поступательным преобразованием системы конфликтных отношений социальных субъектов в качественно новое неконфликтное состояние, характеризуемое добровольным осознанным признанием субъектами и основными участниками конфликтного взаимодействия полного и окончательного его прекращения и созданием условий для переговоров, предотвращающих его возобновление на той же основе и с тем же составом сторон.
Последний период в динамике социального конфликта, после-конфликтный, выделяется в случае, когда социальный конфликт полностью разрешен и как результат возникают новое качественное состояние отношений социальных субъектов, новая расстановка сил, новое видение существующих проблем, новая оценка своих сил и возможностей, новые "правила игры". Для этого периода характерно подведение итогов конфликтного взаимодействия, определение позитивных и негативных последствий.
Для выработки основных принципов управления социальным конфликтом используется прикладной анализ — это последовательность исследовательских процедур, направленных на исследование составляющих конфликтной ситуации, предмета конфликта и выработку на этой основе адекватных социальный действий (со-
циальных технологий), направленных на конструктивное урегулирование конфликтного взаимодействия.
При исследовании социального конфликта применимы следующие прикладные методы:
— метод ретроспективного анализа конфликтной ситуации, который позволяет дать общую оценку социального конфликта, рассмотреть особенности поведения сторон и направлен на поиск социальных технологий урегулирования происходящего конфликта. Данный метод дополняется методом составления карты конфликта и наиболее эффективен при исследовании межличностных, внутри-групповых и межгрупповых конфликтов;
— метод включенного наблюдения используется при исследовании особенностей конфликтного поведения в сочетании с другими методами, такими, как анализ документов, клиническое интервью, квазиэксперимент, и позволяет расширить содержательную интерпретацию полученных результатов;
— метод "анализа единичного случая" (case-study). В качестве характерного момента для исследования с использованием данного метода выступает не общность используемых средств, а общность логики исследовательской схемы, в которой имплицитно представлено сравнение изучаемого конкретного случая с классом других подобных случаев, отличающихся по своим свойствам, специфике. Для того чтобы иметь возможность объяснить данный случай, исследователь рассматривает его как отдельное проявление типа процессов, закономерности организации функционирования и динамики которых известны (в данном случае, динамика конфликта). Результатом исследования является анализ механизмов конфликтного взаимодействия в конкретном единичном случае, а именно выяснение того, соответствует ли оно предполагаемой причинно-следственной или структурно-функциональной связи или нет. Далее, исследователь осуществляет сравнение с мысленно учитываемой контрольной группой или типичным "средним" представителем, репрезентирующими в схеме исследования ту отправную точку, по отношению к которой идет "анализ единичного случая". Таким образом, исследовательская гипотеза о специфике единичного случая является одновременно и диагностической гипотезой. Она предполагает предварительное знание об изучаемой закономерности как общей для "контрольных" случаев (аналогичных с изучаемым единичным по другим параметрам) и одновременно возможность неподтверждения предполагаемой закономерности для обследуемого человека;
— методы математического моделирования социальных процессов, которые в рамках социологии конфликта применяются для исследования межгрупповых и межгосударственных конфликтов. Математическое моделирование с привлечением средств ком-
пьютерных технологий позволяет перейти от простого накопления и анализа фактов к прогнозированию и оценке событий в реальном масштабе времени. Математическая модель социального конфликта представляет собой систему формализованных соотношений между характеристиками конфликта, разделяемых на параметры и переменные. Параметры модели отражают внешние условия среды и меняющиеся характеристики конфликта, переменные составляющие — основные характеристики. На основании применяемого математического аппарата (дифференциальные уравнения, вероятностные распределения и т.п.) и объектов моделирования можно выделить типичные математические модели: вероятностные распределения, статистические исследования зависимостей, марковские цепи, модели целенаправленного поведения, имитационные модели.
Методологические проблемы, возникающие при исследовании реальных социальных конфликтов, связаны с необходимостью учета всех основных факторов, имеющих значение для возникновения и протекания конфликта, факта изменчивости основных характеристик конфликта на разных стадиях его протекания (к ним относятся состав участников, их цели и способы действий на том или ином этапе, причины, обусловливающие поведение, и т.д.); с проблемой комплексирования функционально и структурно разнородных переменных, определяющих ход конфликтного поведения; с проблемой снятия процессуальности, т.е. необходимости одновременного учета и динамического аспекта событий и фиксации наиболее значимых событий и факторов в виде некоего "процессуального среза"; наконец, с учетом вероятностных моментов в развитии и протекании конфликтов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бабосов Е.М. Конфликтология. Минск, 2000.
Вересов Н.Н. Формула противостояния, или Как устранить конфликт в коллективе. М., 1998.
Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологический журнал. 1994. № 5.
Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. М., 1999.
Куконков П.И. Социальная напряженность как этап в процессе развития конфликта // Социальные конфликты. М., 1995. Вып. 9.
Прошанов С.Л. Социология конфликта в России: история, теория, современность. М., 2008.
Рукавишников В.О. Социальная напряженность // Диалог. 1990. № 8.
Степанов Е.И. Современная конфликтология: общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов. М., 2008.