УДК 331
DOI: 10.24411/1813-3528-2018-10041
Абдулаева Заира Запировна
К.э.н., с.н.с. ИСЭИ ДНЦ РАН Доцент ДГУ
г. Махачкала
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ГЕНДЕРНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Аннотация: В статье рассмотрен гендерный подход к исследованию рынка труда и занятости. Изучены категории «рынок труда» и «гендерный подход», рассмотрены различные теории функционирования рынка труда, выявлены основные экономические субъекты рынка труда. Изучены особенности гендерного подхода к исследованию рынка труда, обоснована необходимость его использования на российском рынке. Проведен анализ теоретических положений гендерного исследования рынка труда и предложены методологические подходы к анализу и обобщению выявленных факторов.
Ключевые слова: Гендерный подход, рынок труда, методологические основы, заработная плата, экономическая теория.
Abdulaeva Z.Z. Theoretical and methodological approaches to a gender research of labor market and employment: essence and basic concepts
Abstract: In article gender approach to a research of labor market and employment is considered. Categories "labour market" and "gender approach" are studied, various theories of functioning of labor market are considered, the main economic subjects of labor market are revealed. Features of gender approach to a labor market research are studied, need of his use in the Russian market is proved. The analysis of theoretical provisions of a gender research of labor market is carried out and methodological approaches to the analysis and generalization of the revealed factors are offered.
Keywords: Gender approach, labor market, methodological bases, salary, economic theory
Гендерный подход к анализу рынка труда и занятости является объективной необходимостью в связи с существованием диспропорций гендерного характера и их влиянием на состояние и развитие рынка труда. Характер этих диспропорций, связанных с разной оценкой труда мужчин и женщин, распределении профессиональных навыков в соответствии с гендерной принадлежностью, а также существования психо-социальных проблем, делает необходимым создание современной парадигмы социально -экономической политики в сфере занятости населения, поскольку не только нарастают упомянутые диспропорции, но и появляются новые факторы, их усиливающие. Среди этих факторов наиболее важными, являются глобализация экономических отношений и социально -трудовой сферы, развитие сетевых интеграционных объединений с одной стороны, и политика импортозамещения, с другой а также объективная необходимость инновационного развития экономики и обслуживающего ее рынка труда.
Категория «рынок труда» трактуется в различных экономических теориях по-разному. Рынок труда в широком понимании рассматривается как система общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих на основе соблюдения общепринятых прав и свобод человека формирование, обмен и использование рабочей силы по цене, определяемой соотношением спроса и предложения. В данном случае труд представлен с точки зрения марксистской теории как товар, обладающий определёнными характеристиками. К таким характеристикам можно отнести качества, неотделимые от личности: опыт, знания, образование, компетенции и навыки, т.е. «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека» [1].
Классическая теория характеризует полную занятость как нормальное равновесное состояние рынка труда. Любое вмешательство государства считает пагубным, нарушающим
естественные законы рынка. Неоклассическая теория также оплату труда, т.е. цену считает важнейшим фактором регулирования рынка труда. Безработица в соответствии с этой теорией является добровольной, т.к. работника не удовлетворяет плата за его труд.
По Кейнсу, уровень занятости определяется динамикой эффективного спроса, который складывается из ожидаемых расходов на потребление и предполагаемых инвестиций. Государство играет важнейшую роль в формировании занятости и способно оказывать влияние на рынок труда через регулирование совокупного спроса в кейнсианской теории и посредством монетарных показателей в монетаристской теории. Таким образом, в современной экономической теории выступают уже следующие основные субъекты рынка: работодатели, соискатели и государство.
Категория «рынок труда» приобретает следующее социально-экономическое содержание: рынок труда является социально -экономической категорией, которая включает в себя механизм трудовых отношений, который способствует достижению равновесия между субъектами рынка труда, коими являются работодатели, соискатели и государство [2].
Гендерный подход [англ. gender — род, пол] — исследование психологических характеристик половой дифференциации, выяснение роли социального пола в отличие от биологического понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей. Процесс оценки любого мероприятия с точки зрения его воздействия на женщин и мужчин, в том числе законодательства, стратегий и программ во всех сферах и на всех уровнях. При гендерном подходе интересы и опыт женщин, равно как и мужчин, становятся неотъемлемым критерием при планировании, осуществлении, мониторинге и оценке деятельности и программ во всех политических, экономических и общественных областях с тем, чтобы и женщины и мужчины могли получать равную выгоду, а неравенство никогда не укоренялось бы3.
Гендерный подход к изучению рынка труда и занятости позволяет выявить влияние различных факторов внутреннего и внешнего характера на положение гендерных групп, охарактеризовать диалектическое противоречащие между влиянием этих факторов на экономические показатели, а также сравнить условия деятельности мужчин и женщин на рынке труда.
Анализ численности работающих мужчин и женщин в различных сферах народного хозяйства позволяет выявить неравномерное распределение работающих и профессиональная классификация, основанная на гендерном распределении ролей (Таблица 1).
Так, например, руководящих работников больше мужчин, чем женщин, что связано с патриархальным укладом российского общества, а также двойной занятости женщин, которые занимаются домашним хозяйством и воспитанием детей. Заметно распределение профессиональной принадлежности по гендерному признаку: медсестры (специалисты среднего уровня в здравоохранении), преимущественно женщины, специалисты в области ИКТ, преимущественно мужчины.
С точки зрения экономической теории труд имеет определенные характеристики, неотделимые от его носителя, опыт, уровень квалификации, образование, навыки и т.п. Оплата за равноценный по условиям труд должна быть одинаковой при прочих равных условиях в соответствии с основными принципами экономики. Однако, существуют различия в оплате труда между различными гендерными группами.
Очевидно неравномерное распределение заработной платы между гендерными группами с одинаковым уровнем образования. Во всех категориях, по которым проведено исследование, уровень заработной платы мужчин выше, чем у женщин [3].
Таблица 1
Численность занятых по полу и группам занятий в 2016 г4.
3Глоссарий тендерных терминов. ЮНИФЕМ , 2001 г
4 Труд и занятость в России. 2017: Стат.сб./Росстат Т78 М., 2017. □ 261 с.
34
Всего В том числе
Мужчины Женщины
Занятые - всего 72393 37201 35192
Руководители 5090 2951 2139
Специалисты высшей 17212 6328 10834
категории
Специалисты в области 3159 2189 970
науки и техники
Специалисты 1610 568 1042
здравоохранения
Специалисты в области 4341 716 3625
образования
Специалисты в области 4511 1217 3294
бизнеса и
администрирования
ИКТ 829 676 154
Специалисты в области 2760 962 1798
права, гуманитарных областей и культуры
Специалисты среднего 9441 3752 5689
уровня квалификации
Специалисты-техники в 2655 2183 472
области науки и техники
Средний медицинский 2500 209 2291
персонал здравоохранения
Средний специальный 3351 1006 2345
персонал по
экономической и
административной
деятельности
Средний специальный 715 176 539
персонал в области
правовой, социальной
работы, культуры, обучения и спорта
В соответствии со статистическими наблюдениями уровень занятости также выше у мужчин, чем у женщин. По итогам 2016 года уровень занятости мужчин составил 65,9 %, а женщин - 57,2%.
Согласно данным Доклада о гендерном разрыве за 2016 г., среди занятых в российской экономике специалистов с высшим образованием и технических специалистов женщины составляют 63%, что является самым высоким показателем среди 144 охваченных обследованием стран. Феминизация наиболее высоких уровней профессионального образования еще в советское время превратилась в одну из особенностей социального развития страны. Она привела к существенному превышению уровня образования женщин над уровнем образования мужчин среди профессионально занятого населения. Доля девушек среди студентов высшей школы уже много лет колеблется в пределах 51-58%, в то время как среди получающих рабочие профессии почти две трети составляют юноши. Судя по данным ОНПЗ, работающие женщины устойчиво характеризуются более высоким уровнем образования по сравнению с мужчинами. В 2016 г. среди профессионально занятых россиянок 37,2% имели диплом о высшем образовании (среди мужчин—только 28,9%), 29,9% имели среднее профессиональное образование (среди мужчин—только21,9%) [4].
35
Таблица 2
Средняя начисленная заработная плата мужчин и женщин по уровню образования и квалификации.
Работники Высшее образование Среднее профессиональное Среднее (полное) общее Не имеют среднего (полного) общего
Специалисты высшего уровня квалификации Мужчины 47111 34589 35954 33300
Женщины 25288 26681 31434 22131
Специалисты среднего уровня квалификации Мужчины 47402 37036 38328 22617
Женщины 29891 25323 20488 16644
Неквалифицированные рабочие Мужчины 18237 16671 17678 16777
Женщины 16745 14509 14816 13715
Таким образом, по итогам проведенного исследования выявлено, что уровень образования у женщин в среднем выше, чем у мужчин в России, среди специалистов высшей категории и среднего уровня квалификации больше женщин, нежели мужчин. Но уровень средней заработной платы в любой категории по уровню квалификации или по сферам народного хозяйства у мужчин выше в среднем на 45%, чем у женщин. Налицо гендерный дисбаланс на рынке труда.
В эмпирической литературе, посвященной объяснению гендерных различий в оплате труда, сложилась следующая методология. На первой стадии анализа проводится эконометрическая оценка уравнений заработной платы отдельно для мужчин и для женщин. На второй — разница в средних заработных платах между ними раскладывается на компоненты по методу Оаксаки-Блайндера. Уравнение Оаксака-Блайндера имеет следующий вид:
Ln ^ ) = X * в + е
где Ln ^ ) - вектор логарифмов заработных плат; X - матрица персональных характеристик работника и характеристик рабочего места, оказывающих влияние на размер получаемой заработной платы (первый столбец этой матрицы состоит из единиц); в — вектор-столбец коэффициентов, которые мы оцениваем (первый элемент этого вектора в0 - оценка средней заработной платы группы работников, принятой за базовую); е — вектор-столбец компонент, отражающих влияние на индивидуальную заработную плату факторов, не учтенных в этой модели[5].
На третьем этапе происходит анализ выявленных компонентов и оценка их влияния на размер заработной платы мужчин и женщин. Степень влияния отдельных компонентов на результирующий показатель (средняя заработная плата мужчин и женщин) можно осуществить с применением методологии корреляционно-регрессионного анализа, что позволит выявить наиболее важные компоненты заработной платы и принять меры к снижению дискриминации по отношению к женщинам, сделать более привлекательными зарплаты в отраслях, требующих притока квалифицированных кадров и определить дальнейшее регулирование рынка труда посредством государственного воздействия, которое позволит реализовывать выбранную стратегию развития страны.
Гендерный подход в исследовании рынка труда и занятости позволяет выявить дисбаланс, который оказывает влияние на развитие отраслей народного хозяйства, тормозит инновационное и научное развитие страны, вызывает снижение уровня жизни и социальной удовлетворенности граждан. Согласно проведенному исследованию уровень образования выше у женщин, чем у мужчин на российском рынке труда, кроме того в образовании численность работающих женщин больше, чем мужчин. Несоответствие заработной платы
ожиданиям работника, а также гендерный дисбаланс на рынке труда тормозит развитие науки и инноваций, что является прямым несоответствием «Стратегии инновационного развития России до 2030г». Гендерные проблемы на рынке труда необходимо регулировать с помощью государственного воздействия: стимулировать рост численности женщин в науке, предлагать достойные заработные платы, а также реализовывать государственные программы, направленные на снижение гендерного дисбаланса на рынке труда.
Список источников:
1. Маркс К. Капитал// К. Маркс, Ф.Энгельс// соч. 2-е издание. Т1. 510с.
2. Таланова А.В. Рынок труда и занятость населения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/4834 (дата обращения: 4.11.2018).
3. Панов А.М. Гендерный анализ российского рынка труда. // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз - № 3(33), 2014 г. - с. 235 - 247.
4. М.Е. Баскакова, И.В. Соболева Образовательный потенциал российских работодателей: гендерный аспект. // Вопросы образования / EducationalStudies - Москва, № 4, 2017 г. - с. 83 -103.
5. Ощепков А.Ю. Гендерные различия в оплате труда в России. Препринт WP3/2006/08. — М.: ГУ ВШЭ, 2006. — 52 с.