Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы создания мегарегулятора финансового рынка в России'

Теоретико-методологические основы создания мегарегулятора финансового рынка в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1475
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕГАРЕГУЛЯТОР / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / ФСФР / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / FINANCIAL MEGAREGULATOR / CENTRAL BANK / FEDERAL FINANCIAL MARKET SERVICE / REGULATION / FINANCIAL MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина Татьяна Геннадьевна

В России начат процесс создания единого финансового мегарегулятора, но споры о целесообразности предпринятой реформы не закончены до сих пор. Обобщаются различные точки зрения российских экономистов по данному вопросу, выделены основные теоретико-методологические характеристики создания и функционирования мегарегулятора: сущность, признаки, предпосылки, цели, задачи, принципы, уровни регулирования, функции, модели, пути, этапы и проблемы создания в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical-methodological Foundations of Creation of Finance Market Megaregulator in Russia

The process of creation of single finance market megaregulator has begun recently in Russia but the debates about the undertaken reform practicability have not been still finished. The paper presents the generalization of different standpoints of Russian economists on the matter, as well as main theoretical-methodological description and organizational foundations of creation and functioning of megaregulator such as essence, features, preconditions, aims, objectives and principles, levels of regulation, functions, models, stages and problems of creation in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы создания мегарегулятора финансового рынка в России»

УДК 336.7

Т. Г. Ильина

ТЕОРЕТИКО-

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

основы создания мегарегулятора

ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РОССИИ

В России начат процесс создания единого финансового мегарегулятора, но споры о целесообразности предпринятой реформы не закончены до сих пор. Обобщаются различные точки зрения российских экономистов по данному вопросу, выделены основные теоретико-методологические характеристики создания и функционирования мегарегулятора: сущность, признаки, предпосылки, цели, задачи, принципы, уровни регулирования, функции, модели, пути, этапы и проблемы создания в РФ.

Ключевые слова: финансовый мегарегулятор, Центральный банк, ФСФР, регулирование, финансовый рынок.

В России дискуссия о создании единого финансового мегарегулятора продолжается уже более десяти лет, начиная с 1999 г., и вот она, неожиданно для многих, завершена в конце 2012 г. решением правительства об интеграции ФСФР в Банк России в течение следующих двух лет.

Консолидация финансового регулирования произошла уже во многих странах, и этот процесс еще продолжается. Многие отмечают потенциальную эффективность модели мегарегулятора, особенно в условиях глобального финансового кризиса, так как она позволяет соединять задачи монетарной политики, надзора и контролировать риски во всех секторах финансового рынка, обеспечивая финансовую стабильность системы в целом [1. С. 25]. Но в то же время существуют противоположные точки зрения, которые отрицают положительный эффект мегарегулирования, тем более, что это в какой-то мере подкрепляется фактами. В частности, опыт Великобритании, где был создан первый мегарегулятор, который чаще всего приводится в качестве успешного примера, но, несмотря на это, в прошлом году здесь начат процесс его разделения на два независимых регу-

лятора, что ставит под сомнение саму идею мегарегулирования.

Тем не менее в России интеграционный процесс уже запущен, и споры о целесообразности предпринятой реформы не закончены до сих пор. Обобщим различные точки зрения и мнения российских ученых-экономистов и специалистов-практиков по данному вопросу, для того чтобы выделить его основные теоретико-методологические характеристики, на которые нужно обратить внимание при разработке, внедрении и функционировании мегарегулятора.

Сначала определим сущность понятия «мегарегулятор». По мнению А.В. Ромашкина, это единый орган по регулированию финансово-кредитных отношений на рынках ценных бумаг, банковских услуг, страхования [2. С. 146-157]. Согласно другой точке зрения, мегарегулятор - это модель объединенного или интегрированного надзора за финансовым сектором, главный тип институциональной структуры финансового регулирования, в компетенцию которой входят рынок ценных бумаг, банковский сектор и страхование [3. С. 104114]. Дополняет вышеприведенные определения Голодова, отмечая, что понятие интегрированного мегарегулятора включает не только мегарегулятор, отвечающий за все аспекты регулирования и надзора по всей финансовой системе, но и агентства, осуществляющие надзор более чем в одном сегменте финансового сектора [4. С. 280-287].

По мнению В.В. Мандрон, можно выделить следующие основные формальные признаки мегарегулятора [3.С. 104-114]:

- регулирует не менее двух из трех и более категорий финансовых посредников;

- применяет единый подход к регулированию всех субъектов финансового рынка.

Как уже отмечалось выше, переход к мегарегулированию на финансовых рынках уже произошел во многих развитых и развивающихся странах (Великобритания, Франция, Германия и другие). Обобщим основные причины и предпосылки такого перехода, выделяемые учеными:

1. Усложнение банковского бизнеса, возникновение финансовых групп, деятельность которых охватывает различные сегменты финансового рынка [5. С. 14; 3. С. 104-114; 6. С. 1-6].

2. Взаимопроникновение всех сфер финансовых услуг, что может повлечь системный кризис [5. С. 14].

3. Принципы и технологии регулирования претерпели существенные изменения в связи с глобализацией, функциональной интеграцией, финансовыми инновациями [7. С. 85-109].

4. Универсализация финансовых инструментов, секьютеризация финансовых продуктов,

22

■ Ильина Т. Г.

■ ■ ■ ■______________________________________

появление комбинированных финансовых продуктов, специализированным регуляторам такие сегменты сложно регулировать [3. С. 104-114; 6. С. 1-6].

5. Открытость финансового рынка и высокая степень его либерализации [3. С. 104-114].

Причины создания мегарегулятора, отражающие потенциальные положительные возможности, и изменения, которые может дать такой проект, следующие:

1. Постоянный мониторинг всех сегментов финансового рынка, что обеспечивает быструю эффективную надзорную реакцию и возможность осуществления надзора за финансовыми группами и конгломератами на консолидированной основе, как следствие предупреждения возможных кризисных ситуаций [5. С. 14; 3. С. 104-114; 4. С. 280-287; 8. С. 68-71]

2. Возможность единообразного подхода к надзору, его универсализация и унифицированный характер [7. С. 85-109; 8. С. 68-71; 9. С. 21] и устранение дублирования надзорных функций. [10. С. 45; 4. С. 280-287]. Возможность единого регулирования, устранение противоречий между различными надзорными ведомствами, решение проблемы отсутствия унифицированных требований и единых процедур надзора [11. С. 126-138; 3. С. 104-114; 12. С. 237-259].

3. Решение проблемы правовой неопределенности, в том числе это касается различных финансовых посредников, которые сейчас в РФ не подвергаются надзору (например, салоны сотовой связи и др. некредитные организации, осуществляющие платежи).

4. Решается потенциальный конфликт интересов между целями ДКП и надзора

5. Решается проблема чрезмерной концентрации полномочий в рамках ЦБ.

6. Возможность разделения функций по текущему и надзорному регулированию [11. С. 126-138].

7. Решает проблему открытости и прозрачности административных процедур надзора, отвечает интересам универсализации финансовых институтов на открытых и либерализованных рынках [3. С. 104-114; 12. С. 237-259].

8. Расходы на регулирование и расходы государственного бюджета на содержание мегарегулятора могут быть снижены за счет «экономии масштаба» [3. С. 104-114].

9. Возможность использовать более высокопрофессиональный кадровый потенциал за счет «экономии масштаба» [3. С. 104-114; 4. С. 280287; 8. С. 68-71].

10. Возможность лучше сгенерировать потоки информации и обеспечить их конфиденциальность

и концентрацию, что позволит применять адресный надзор, учитывающий специфику слаборазвитых секторов [3. С. 104-114; 8. С. 68-71].

11. Обеспечение единства контактов с финансовыми институтами в других странах и с участниками внутреннего финансового рынка [3. С. 104-114].

12. Кардинальное изменение механизма регулирования на данном этапе может стать важным шагом и административной, и экономической реформы, который освободит внутренние возможности финансового рынка и его институтов, это будет способствовать повышению финансовой стабильности финансового рынка и финансовых организаций, повышению доверия к финансовобанковской системе [4. С. 280-287; 12. С. 237259].

Но рассмотренным выше причинам и предпосылкам необходимости создания мегарегулятора некоторые специалисты противопоставляют контраргументы, которые показывают возможный негативный эффект от его создания, в частности:

• Низкая эффективность надзора в переходный период, в течение которого проявляются дополнительные риски устойчивости и ликвидности финансово-банковского сектора, и сомнительная эффективность в дальнейшем из-за меньшего внимания к специфике отдельных секторов финансового рынка [4. С. 280-287; 6. С. 1-6; 8. С. 68-71;

13. С. 47].

• Наличие альтернативных более экономичных схем организации взаимодействия надзорных органов [4. С. 280-287; 8. С. 68-71; 14. С. 18].

• При любой модели мегарегулятор будет зависеть от политики Центрального банка [5. С. 14], независимость ЦБ защищает надзор от внешнего давления, снижение независимости [11. С. 126-138; 6. С. 1-6].

• Большая сфокусированность на системной стабильности банковского сектора [11. С. 126138]

• Опасность вмешательства в текущую деятельность финансовых институтов, повышение риска «злоупотреблений» во всей финансовой системе [4. С. 280-287; 8. С. 68-71].

• Чрезмерная централизация финансового регулирования, отрицательные эффекты, связанные с увеличением масштаба деятельности, забю-рократизированность [6. С. 1-6; 8. С. 68-71].

Таким образом, если сопоставить все «плюсы» и «минусы», то некоторые из них имеют абсолютно противоположные варианты при реализации, такие, например, как эффект масштаба - с одной стороны, отмечается, что он дает возможность привлечь более квалифицированные кадры и со-

кратить расходы на мегарегулирование, с другой стороны, наличие более экономичных вариантов, а также чрезмерная централизация регулирования способствуют возникновению бюрократических задержек и преград, так называемой забюрократи-зированности. Говоря о централизации, единстве системы мегарегулирования, можно также отметить двойственность потенциальных преобразований: положительное - универсализация, унификация надзора, полнота охвата поднадзорных секторов финансового рынка, устранение противоречий между регулирующими органами, но в то же время возникает опасность снижения дифференцированного подхода к отдельным секторам финансового рынка, учитывающего их специфику, а также повышения риска «злоупотреблений» во всей системе. Что касается тезиса о возможности снижения чрезмерной концентрации полномочий в рамках ЦБ и устранения противоречий между целями денежно-кредитной политики и целями надзора, то для России он вообще не актуален, так как выбранная модель как раз предполагает концентрацию полномочий на базе ЦБР путем их передачи от ФСФР, что предполагает возникновение перекоса в сторону банковского сектора и денежно-кредитной политики, так как это базовые функции ЦБР, кроме того, реформирование надзора за деятельностью небанковских финансовых институтов в целях приведения его к единым стандартам, приведет к его ужесточению, так как требования к коммерческим банкам значительно жестче, а это, в свою очередь, к прекращению деятельности очень многих субъектов финансового рынка, а значит, тезис о развитии финансового рынка тоже несостоятелен. Поэтому при переходе к мегарегулятору необходимо очень подробно проработать каждый его элемент и характеристику.

Как отмечает Мандрон, при подготовке к переходу к мегарегулятору должны быть четко определены: цель создания, задачи, функции, принципы и результат работы, объем полномочий, организационная структура, кадровая структура, управление, финансирование и подотчетность (3. С. 104-114), то есть его основные сущностнометодологические характеристики и организационные основы. По нашему мнению, необходимо разделить их на две группы: первая группа - характеристики и основы, которые нужно учитывать при создании (переходном периоде), и вторая -при его функционирования (т.е. после создания).

Современные российские ученые рассматривают три основных подхода к созданию мегарегулятора:

1. Эволюционный подход - предполагает постепенный переход к мегарегулированию, позволяющий избежать поспешных революционных

изменений, соответствующий уровню развития финансовых отношений [11. С. 126-138].

2. Административный подход - представляет собой «регулятор ради регулятора»,т.е. учитывающий только государственную политику в данной области и интересы финансово-банковских институтов.

3. Альтернативный подход (сервисный) -современный способ перефокусировки органов власти на конкретных потребителей финансовых услуг [7. С. 85-109].

По сути, эти подходы повторяют те, которые используются при изучении денежного обращения и финансов - эволюционный и декларативный подходы, в частности, последний представлен как совокупность административного и альтернативного.

При разработке регулятора важным моментом является определение целей его создания. Е.Ф. Быстрова предлагает следующие цели создания [15.С. 117-135]:

- оптимизация взаимодействия сегментов финансового рынка;

- повышение качества надзора;

- укрепление стабильности финансовых рынков;

- расширение предмета надзорной деятельности.

Пути создания мегарегулятора, рассматриваемые различными экономистами:

1. Расширение и сосредоточение надзорных функций в ЦБ [16. С. 17; 17. С. 269-270; 11. С. 126-138].

2. Создание специального единого государственного надзорного органа [16. С. 17; 11. С. 126-138]

3. Объединение регуляторов и создание новой организационной единицы [7. С. 85-109].

4. Оформление структур, координирующих взаимодействие между надзорными органами государства.

5. Выделение лидирующего регулятора и создание мегарегулятора на базе этого существующего надзорного органа - ФСФР или Минфина РФ [17. С. 269-270; 11. С. 126-138; 7. С. 85-109].

Важным условием построения модели мегарегулирования является соблюдение принципов, позволяющих обеспечить в дальнейшем эффективное его функционирование. Обобщенно такими принципами являются:

- ответственность [18. С. 6];

- последовательность [18. С. 6];

- наличие равноразвитых и взаимосвязанных сегментов финансового рынка [14. С. 18];

- своевременность [15. С. 117-135];

- постепенность [11. С. 126-138];

- комплексность [11. С. 126-138].

24

■ Ильина Т. Г.

■ ■ ■ ■______________________________________

Вторая группа сущностно-методологических и организационных характеристик должна отражать основы функционирования мегарегулятора. Рассмотрим некоторые из них.

Принципы деятельности созданной модели мегарегулятора:

- эффективность;

- действенность;

- национальная специфика, т.е. соответствие финансовой конкретной системе страны;

- соответствие международным стандартам [18. С. 6];

- ответственность, возможность обжалования принятых решений [18. С. 6; 3. С. 104-114; 12. С. 237-259];

- независимость, свобода от политического влияния [19. С. 61; 3. С. 104-114];

- конституционность [14. С. 18];

- коллегиальность [3. С. 104-114; 12. С. 237259];

- прозрачность [3. С. 104-114; 12. С. 237259];

- единообразие применения [3. С. 104-114];

- региональный принцип [7. С. 85-109];

- системность [12. С. 237-259];

- иерархичность [12. С. 237-259];

- гибкость [12. С. 237-259];

- сочетание государственного и общественного управления [12. С. 237-259].

Задачи, которые должен решать любой регулятор финансового рынка, в том числе и мегарегулятор:

- создание единого финансового рынка на территории всей страны;

- рост возможностей привлечения новых внутренних инвестиций;

- увеличение количества участников финансового рынка;

- равномерное распределение финансовых ресурсов в масштабах всей страны;

- привлечение предприятий реального сектора экономики и других непрофессиональных участников на финансовый рынок [7. С. 85-109];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечение эффективности и стабильности развития финансового рынка;

- защита интересов потребителей финансовых услуг;

- антимонопольное регулирование, для исключения дискриминационных решений;

- защита конкуренции с учетом международной перспективы;

- обеспечение свободного доступа, публичности и прозрачности на финансовом рынке [7. С. 85-109].

Основными функциями мегарегулятора при его функционировании должны стать [3. С. 104114]:

- надзорная;

- консультационная;

- регулирующая в рамках компетенции;

- правоустанавливающая;

- правоприменяющая;

- контрольная.

Причем важным условием его деятельности, как считает Мандрон, является отсутствие нормотворческой функции. Таким образом, предлагается упразднение прямого регулирования, что, по нашему мнению, необоснованно, так как цель создания мегарегулятора - объединение функций, их централизация для повышения эффективности и регулирования, и надзора. Кроме того, по сути регулирование в этом случае разделяется на косвенное, которое остается за мегарегулятором, и прямое, которое передается властным государственным структурам, что ограничивает независимость регулятора [3. С. 104-114].

Обычно выделяют следующие типы регулирования [7. С. 85-109]:

- институциональный - базируется на административно-бюрократических установках выстраивания власти;

- функциональный - базируется на координации и взаимодействии регуляторов на уровне горизонтальных связей и обмене информации в рамках официальных соглашений и совместных рабочих органов;

- смешанный - параллельное существование двух предыдущих типов, но с лидирующим функциональным регулятором.

В связи с глобализацией и появлением теории мегурегулирования каждый тип регулирования был поделен на три уровня регулирования [2. С. 146-157]:

- микрорегулирование - надзор за отдельными участниками рынка для обеспечения правил предоставления услуг и защита клиентов;

- регулирование - решение вопросов конкуренции и обеспечения условий территориального и отраслевого покрытия;

- мегарегулирование - включение финансовых рынков и решение экономических задач.

Создание мегарегулятора в России больше основано на декларативном подходе, так как начало этого процесса было положено нормативными документами и заявлениями В.В. Путина и Д.М. Медведева в 2012 году, хотя сначала, начиная с 1999 года, процесс шел постепенно, можно сказать, эволюционно, так как необходимо было сформировать необходимые предпосылки. Сначала обсуждались две модели создания мегарегуля-

тора - на базе ЦБР и на базе ФСФР, хотя в процессе обсуждения предлагались разные проекты и модели.

Модели и проекты создания мегарегулятора, предлагаемые в РФ:

1. А.В. Мурычев [14. С. 18], Д.В. Тулин, А.В. Турбанов [20. С. 47], П.М. Лансков [12. С. 237-259] - создание на основе Комитета банковского надзора Межведомственного комитета банковского надзора, в состав которого вошли бы представители других регулирующих органов и представителей банковского сообщества с правом совещательного голоса.

2. Ю. Маскутов [13. С. 47], Р.Х. Морданов [21. С. 26-31] - возложение функций мегарегулятора на Центральный банк с делегированием части функций территориальным учреждениям. Усиление и оптимизация надзора за счет создания новых коллегиальных форм взаимодействия должностных лиц на территориальных уровнях с привлечением представителей федеральных органов власти.

3. В. Зубов [11. С. 126-138] - модель, предполагающая отказ от «секторального» регулирования и создание единого федерального органа -мегарегулятора для любых финансовых рынков на паритетных началах государством и профессиональными участниками финансового рынка, подотчетного Государственной думе, профессиональным участникам и сообществу потребителей.

4. Е.В. Караваева [7. С. 85-109] - региональная многоуровневая модель, основанная на разграничении функции регулирования финансового рынка между центром и регионами.

5. О.В. Вьюгин [2. С. 146-157] - модель, предполагающая создание мегарегулятора как са-морегулируемой организации, действующей исключительно в интересах рынка, защищающей права инвесторов.

Был выбран второй вариант. В связи с этим отметим проблемы, которые могут возникнуть при переходе к новой модели регулирования и надзора на финансовых рынках:

- угроза стабильности банковской системы, находящейся в стадии реформирования, при дополнительных надзорных изменениях, так как их деятельность подвергается более качественному надзору по сравнению с другими финансовыми институтами [4. С. 280-287; 22. С. 34];

- снижение качества надзора из-за его преждевременной централизации [22. С. 34];

- противоречие между направлениями совершенствования банковского надзора ЦБР, нормативными документами, отражающими его функции и стратегией создания мегарегулятора в РФ [23. С. 207];

- отсутствие экономических предпосылок и экономической базы [6. С. 1-6; 11. С. 126-138];

- разнотипность и незавершенность процессов реформирования сегментов финансового рынка, их замкнутость и разный уровень развития [7. С. 85-109; 11. С. 126-138];

- отсутствие необходимой ресурсной базы и инфраструктуры для эффективного надзора [11. С. 126-138];

- неэффективность и разобщенность надзора и регулирования, регулирование на финансовых рынках не следует рыночным тенденциям, дере-гулированность некоторых сегментов рынка (финансовые альянсы, финансовые посредники, производящие банкоподобные продукты) [7. С. 85109; 12. С. 237-259];

- непрозрачность и замкнутость региональных рынков финансовых услуг, отсутствие трансграничного предложения, упрощенная структура финансовых продуктов [6. С. 1-6; 7. С. 85-109];

- низкий уровень инвестиционной культуры населения в регионах;

- большая пространственная протяженность и раздробленность финансового рынка РФ в отличие от компактности финансовых рынков небольших стран, в РФ рынок предполагает необходимость региональной сети [6. С. 1-6; 7. С. 85-109];

- олигополизация финансового рынка в РФ -перекос в сторону финансовых посредников, отсутствие регулирования «розничных» услуг и жесткой рыночной дисциплины, монополизация региональных рынков, в то же время отсутствие действительно крупных финансовых конгломератов [6. С. 1-6; 7. С. 85-109];

- отсутствие единого подхода к регулированию финансовых рынков, организационная путаница, непродуманность тактических действий, отсутствие целостной концепции регулирования [2. С. 146-157; 12. С. 237-259];

- отсутствие высококвалифицированных специалистов в области мегарегулирования, подготовленных психологически [2. С. 146-157];

- неравномерность, фрагментарность и непоследовательность нормативно-правовой базы в сфере регулирования финансового рынка;

- недостаточная независимость некоторых органов регулирования;

- незначительный размер рынка капитала [3. С. 104-114; 6. С. 1-6];

- низкая оплата труда и недостаток ресурсов, характерные для большинства органов регулирования, отсутствие четкой карьерно-иерархической структуры [3. С. 104-114].

Одними из важных принципов при создании данного института, как уже говорилось, являются последовательность, постепенность, которые от-

26

■ Ильина Т. Г.

■ ■ ■ ■______________________________________

ражаются в этапах его создания. В России предлагаются различные варианты поэтапности. Например, О.Ю. Гаврилюк предлагает следующую последовательность [11. С. 126-138]:

I этап - создание совещательного органа из представителей всех существующих регуляторов финансового рынка, включая ЦБР;

II этап - согласование всех проектов регулирующих документов с точки зрения их адекватности интересам всех секторов рынка;

III этап - выработка унифицированной системы отчетности, которая обобщит отчетность всего рынка, даст возможность проводить анализ каждого сектора;

IV этап - создание единого аналитического центра со специализированными органами технической обработки данных и проверки на местах;

V этап - организация подготовки и переподготовки уже имеющихся в надзорных органах квалифицированных кадров;

VI этап - разработка и принятие ФЗ «О едином органе регулирования и надзора финансового сектора экономики»;

VII этап - определение правил перевода функций надзора новому институту в соответствии с ФЗ.

А.В. Ромашкин рассматривает данный процесс более лаконично, менее детально, выделяя такие этапы [2. С. 146-157]:

- организация совещательного органа из представителей функциональных регуляторов;

- создание единой информационной базы;

- выработка единых правил, принципов надзора и регулирования;

- согласование технических вопросов на общегосударственном уровне.

Литература

1. Законопроект о финансовом мегарегуляторе может быть внесен в Госдуму после 15 марта. - URL://http://bankir.m/novosti/s/ zakonoproekt-o-fmansovom-megaregulyatore-mozhet-byt-vnesen-v-gosdumu-posle-15-marta-10036131/#ixzz2QXKNg5vL

2. Ромашкин А.В. Государственное регулирование страховой деятельности: мировой опыт и его использование в России: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2008. - 177 с.:ил.

3. Мандрон В.В. Формирование стратегии функционирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации: дис. ... канд. экон. наук. - Брянск, 2008. - 160 с.: ил.

4. Голодова Ж.Г. Формирование и управление финансовым потенциалом региона в целях обеспечения его экономического роста: дис. ... докт. экон. наук. - М., 2010.

5. Котляров М.А. Реформа банковского надзора в России: от ведомственного контроля к мегарегулированию // Банковское дело. - 2007. - № 4. -С.14.

6. Миркин Я. Мегарегулятор // Личный сайт заведующего кафедрой ценных бумаг и биржевого дела Финансовой академии Якова Миркина.

7. Караваева Е.В. Развитие и регулирование рынка финансовых услуг: дис. ... канд. экон. наук. - Уфа, 2009. - 126 с.: ил..

8. Адамбекова А.А. Центральный банк как мегарегулятор финансового рынка // Деньги и кредит. - 2012. - № 10. - С. 68-71.

9. Корнелюк Н. Всевидящее око. Чешский национальный банк стал мегарегулятором // Национальный банковский журнал. - 2006. - № 11. -С. 21.

10. Резник В. Банковский надзор пора забрать у ЦБ // Национальный банковский журнал. - 2007. -№ 4. - С. 45.

11. Гаврилюк О.Ю. Совершенствование банковского надзора и его значение для финансовой системы Российской Федерации: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2009. - 155 с.: ил.

12. Лансков П.М. Методология формирования организационно-экономического механизма регулирования финансового рынка и его инфраструктуры: дис. ... докт. экон. наук. - СПб., 2006.

13. Маскутов Ю. Эта идея несвоевременна и пагубна // Национальный банковский журнал. -2007. - № 4. - С. 47.

14. Мурычев А.В. Выступление на Международном банковском форме «Банки России - XXI век» (г. Сочи, 2-3 сентября 2005 г.) // Вестник банковского дела. - 2006. - № 9. - С. 18.

15. Быстрова Е.Ф. Правовые основы деятельности территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации в области банковского надзора: дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2007. - 192 с.

16. Банковский надзор: каким ему быть? // Деньги и кредит. - 2007. - № 4. - С. 7.

17. Голубев С.А. Правовое регулирование государственного управления банковской системой в Российской Федерации и в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ. - М.: ЗАО Юсти-цинформЮ», 2004. - С. 269-270.

18. Геращенко В.В. Кризис внес жесткие коррективы. Но не разрушительные // Банковское дело в Москве. - 2000. - № 4. - С. 6.

19. Тавасиев А.М., Акимов О.М. Нужен ли независимый орган для надзора за банковским сектором? // Вестник Ассоциации российских банков. - 2004. - № 19. - С. 61.

20. Тулин Д.В. Об актуальных проблемах банковского надзора // Аналитический банковский журнал. - 2007. - № 4. - С. 47.

21. Морданов Р.Х. Государственное регулирование в финансовой сфере: каким ему быть // Деньги и кредит. - 2004. - № 5. - С. 26-31.

22. Ларина Л.И. Выступление на Международном банковском форме «Банки России - XXI век» (г. Сочи, 2-3 сентября 2005 г.) // Вестник банковского дела. - 2006. - № 9. - С. 34.

23. Пастушенко Е.Н. Правовые акты Центрального банка Российской Федерации: процессуальные аспекты финансово-правовой теории / под ред. Н.И. Химичевой. - Саратов: Изд. ГОУ ВПО СГАП, 2006. - С. 207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.