Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 8, №6 (2016) http ://naukovedenie.ru/vol8-6 .php
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/42EVN616.pdf
Статья опубликована 23.12.2016
Ссылка для цитирования этой статьи:
Тулупов А.С., Киселёва С.П., Карсаков А.А. Теоретико-методологические основы разработки направлений и мероприятий по развитию институциональной среды экологизации и технологической модернизации экономики Российской Федерации // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/42EVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Публикация подготовлена в рамках научного проекта РГНФ №15-02-00616 «Разработка механизма эколого-ориентированного технологического развития экономики»
УДК 33
Тулупов Александр Сергеевич
ФГБУН «Институт проблем рынка Российской академии наук», Россия, Москва Заведующий лабораторией экономического регулирования экологически устойчивого хозяйствования
Доктор экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=165534
Киселёва Светлана Петровна
ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», Россия, Москва1 Заместитель заведующего кафедрой «Управления природопользованием и экологической безопасностью»
Доктор экономических наук, профессор Член-корр. РАЕН, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=342966
Карсаков Андрей Александрович
ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», Россия, Москва
Соискатель E-mail: [email protected]
Теоретико-методологические основы разработки направлений и мероприятий по развитию институциональной среды экологизации и технологической модернизации экономики Российской Федерации
Аннотация. Статья посвящена теоретико-методологическим основам разработки направлений и мероприятий по развитию институциональной среды экологизации и технологической модернизации экономики. По мнению авторов, основой для разработки научно-обоснованного теоретико-методологического подхода к обеспечению эколого-ориентированного технологического развития (ЭОТР) должно являться исследование его институциональной среды. В статье представлено понимание профиля институциональной
1 109542, Москва, Рязанский проспект, 99, стр. 4, каб. ЛК-314 1
среды, заключающегося в совокупности характеристик, отражающих состояние различных элементов институциональной среды с точки зрения интересов обеспечения ЭОТР.
Приведен комплекс разработанных факторов, оказывающих влияние на состояние элементов профиля институциональной среды ЭОТР. Для оценки степени воздействия выделенных факторов на значения параметров и показателей профиля институциональной среды ЭОТР авторы предлагают использовать регрессионный анализ. По результатам анализа ключевых факторов возможно выделение направлений развития институциональной среды ЭОТР.
На основе результатов регрессионного анализа предлагается устанавливать приоритетные направления развития институциональной среды ЭОТР и возможные механизмы их внедрения, разработать комплекс мероприятий и план их реализации в регионе.
Оценку мероприятий по улучшению институциональной среды ЭОТР, осуществляемых в рамках направлений развития, авторы рекомендуют проводить в долгосрочной перспективе в интересах регионального развития. С помощью статистических методов исследования влияния одной переменной на другую возможно моделировать значения индикаторов регионального развития в зависимости от показателей профиля институциональной среды ЭОТР и оценить социо-эколого-экономические эффекты применяемого теоретико-методологического подхода.
Ключевые слова: институциональная среда; экологизация; эколого-ориентированная деятельность; теоретико-методологические основы; технологии; технологическое развитие; модернизация экономики
Эколого-ориентированное технологическое развитие (далее - ЭОТР) экономики Российской Федерации является сегодня объективно необходимым и требует разработки специального научно-обоснованного теоретико-методологического подхода к его обеспечению. Такого рода подход, по мнению авторов, должен основываться на исследовании институциональной среды ЭОТР и обеспечивать основу для разработки направлений и мероприятий по ее развитию. В качестве основных институтов ЭОТР авторы рассматривают в первую очередь институт государства, институт образования, институт науки, институт производства, институт бизнеса, институт СМИ, институт гражданского общества. [2; 3]
Необходимой составляющей институционального подхода ЭОТР является составление, анализ и оценка профиля институциональной среды (региона, страны и др.), который авторы предлагают понимать как совокупность характеристик, отражающих состояние различных элементов институциональной среды (кадрового потенциала, научно-технического потенциала, инфраструктурного потенциала и др.) с точки зрения интересов обеспечения эколого-ориентированного технологического развития РФ. Также важным является выявление факторов, которые влияют на элементы профиля институциональной среды ЭОТР и которые необходимо учитывать при разработке направлений и мероприятий по ее развитию. Среди факторов, оказывающих влияние на состояние элементов профиля институциональной среды ЭОТР важно рассматривать следующие факторы (см. табл. 1). [3; 10]
Таблица 1
Факторы, оказывающие влияние на состояние элементов профиля институциональной среды ЭОТР [3]
Обозначение фактора Название фактора Содержание фактора (ТР - технологическое развитие)
Экологический Антропогенная история территории ТР. Объем и особенности антропогенного влияния в процессе ТР. Уровень использования природных ресурсов в процессе ТР. Природные условия ведения экономической деятельности при ТР. Жизнеспособность природно-антропогенных систем при ТР. Ассимиляционный потенциал окружающей среды на территории ТР. Уровень развития экологического менеджмента в регионе при ТР.
Экономико-географическое положение и потенциал региона. Объем запасов основных видов природных ресурсов при ТР. Обеспеченность региона собственными энергоресурсами при ТР. Дифференциация территориального распределения природных ресурсов при ТР. Обеспеченность региона трудовыми ресурсами при ТР. Реальный капитал региона при ТР. Инвестиционные ресурсы региона при ТР.
Б2 Ресурсно-сырьевой
Б3 Демографический Средняя плотность населения в регионе в период ТР. Возрастно-половая структура населения в период ТР. Уровень показателей воспроизводства населения в период ТР. Культурно-образовательный уровень населения в период ТР.
Б4 Экономический Параметры экономического развития и динамика их изменения в регионе при ТР. Уровень инвестиционной активности в регионе при ТР. Уровень социальной напряженности в регионе в условиях ТР. Изменения рыночной активности, объемов продаж, процентных ставок, цен и валютных курсов в период ТР. Объем бюджета региона при ТР.
Б5 Социальный Показатели качества жизни населения на территории ТР. Жилищно-бытовые условия населения на территории ТР. Развитость социального обслуживания на территории ТР. Миграционные показатели региона в период ТР. Экологическое сознание и мотивация, социальная ответственность, экологическая культура общества в период ТР.
Б6 Научно-технический Уровень информационно-аналитического и научно-методического обеспечения стратегического планирования ТР в регионе. Уровень развития прикладных научных исследований в области ТР в регионе. Научные исследования по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в регионе. Уровень научно-технического прогресса и развития научных знаний в регионе при ТР. Параметры финансового и иного ресурсного обеспечения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в период ТР. Уровень развития научно-технического потенциала при ТР.
Обозначение фактора Название фактора Содержание фактора (ТР - технологическое развитие)
Б7 Технологический блок Степень износа производственных фондов в регионе при ТР. Уровень внедрения достижений научно-технического прогресса по приоритетным направлениям в производственно-технологические процессы в период ТР. Уровень задействованных в производстве товаров и оказании услуг технологий при ТР. Уровень экологичности производственного оборудования, технологий при ТР. Наличие и соответствие региональных стандартов, регламентов в сфере ТР современным трендам развития технологий. Контроль за соблюдением требований в области технологической безопасности и требований нормирования при ТР.
Б8 Нормативно-правовой блок Уровень развития законодательной базы и стабильности правового режима в регионе при ТР. Уровень развития законодательства в области экологической и технологической безопасности при ТР. Наличие действенных механизмов стимулирования ТР. Эффективная система контрольно-надзорных органов, обеспечивающих соблюдение требований законодательства в условиях ТР в регионе.
Б9 Информационный блок Обеспечение доступа к полной, достоверной и объективной информации участникам ТР. Повышение степени открытости информации о приоритетных направлениях ТР и обеспечение информированности о них населения и хозяйствующих субъектов. Наличие банка лучших региональных и мировых практик в области ТР. Интенсивность международного взаимодействия, в том числе обмена информацией, по вопросам обеспечения технологической и экологической безопасности в рамках ТР.
ПО Потребительский блок Уровень и структура ресурсного потребления в регионе при ТР. Уровень автономии регионального бюджета при ТР. Уровень покупательной способности в регионе при ТР. Показатель бюджетной обеспеченности населения при ТР. Уровень бюджетного покрытия, заключающийся в возможности покрытия минимальных расходов доходами регионального бюджета, при ТР.
т Инфраструктурный блок Уровень развития инфраструктуры региона при ТР. Благоприятность условий организации и ведения предпринимательской деятельности при ТР. Доля инновационно ориентированных предприятий от общего количества предприятий, осуществляющих деятельность в регионе при ТР. Уровень инновационной активности организаций в регионе в условиях ТР. Эффективность технического регулирования ТР. Наличие структурных подразделений в органах исполнительной власти, деятельность которых направлена на регулирование в сфере ТР.
Обозначение фактора Название фактора Содержание фактора (ТР - технологическое развитие)
Б12 Институциональный блок Уровень развития ведущих институтов рыночной экономики в регионе при ТР. Стабильность государственного устройства при ТР. Уровень отношений между органами власти и субъектами инновационной деятельности при ТР. Показатели деловой активности и эффективности деятельности экономических субъектов, участвующих в ТР. Поддержка ЭОТР со стороны учреждений и организаций в области образования, науки, просвещения, воспитания, культуры и технологий, в том числе организаций гражданского общества.
Б13 Производственный блок Уровень интенсивности хозяйственной деятельности в регионе при ТР. Степень рациональности природопользования в ходе производства при ТР. Гибкость и мощность производственного потенциала при ТР. Доля недоинвестированных отраслей в регионе при ТР. Соотношение капитальных вложений и инновационного потенциала. Уровень дифференциации и концентрации отраслей производства в регионе при ТР. Уровень экономического развития и обеспечения безопасности в отраслях промышленности.
Б14 Организационно-административный блок Разработка программ и проектов в сфере ТР и обеспечения экологической безопасности на территории ТР. Характеристики кадрового потенциала, задействованного в ТР. Обеспечение экологической безопасности на территории ТР. Уровень развития системы стимулирования ТР.
Б15 Политический блок Уровень понимания органами власти значения ЭОТР в регионе. Политическая стабильность в регионе в период ТР. Позиция органов власти относительно инициатив по ЭОТР. Поддержка ЭОТР региона на международном уровне.
Для оценки степени воздействия выделенных факторов на значения параметров и показателей профиля институциональной среды ЭОТР можно выполнить регрессионный анализ (с привлечением экспертов), результаты которого можно представить с помощью таблицы 2. [4; 9]
Таблица 2
Матрица влияния факторов на значения параметров и показателей профиля
институциональной среды ЭОТР
Параметры / (Р)
показатели
профиля институциональной среды ЭОТР Б2 Б3 Б4 Б5 Б6 Б7 Б8 Б9 ПО Б11 Б12 Б13 Б14 Б15
1
2
3
4
5
6
Параметры / (Р)
показатели
профиля институциональной среды ЭОТР Б2 Б3 Б4 Б5 Б6 Б7 Б8 Б9 ПО Б11 Б12 Б13 Б14 Б15
7
8
N
Суммарное влияние фактора на все показатели
Доля влияния фактора на все показатели
Анализ значений суммарного влияния факторов на все показатели и доли влияния факторов на все параметры/показатели профиля институциональной среды ЭОТР позволит выделить из всего перечня анализируемых факторов ключевые факторы воздействия - факторы, которые вносят наибольший вклад в изменение значений выбранных параметров и показателей профиля институциональной среды ЭОТР.
На основе выделенных ключевых факторов, воздействующих на определенные элементы институциональной среды ЭОТР, необходимо установить приоритеты в части реализации тех или иных направлений в отношении управления тем или иным регионом: направления очень высокой важности для региона; направления высокой важности для региона; направления средней важности для региона; направления низкой важности для региона.
Далее необходимо рассмотреть возможные механизмы реализации данных направлений и в рамках рассматриваемых механизмов разработать комплекс мероприятий и план их реализации с учетом установленной приоритетности направлений развития институциональной среды ЭОТР рассматриваемого региона (см. табл. 3).
Таблица 3
Направления повышения эффективности и механизмы их реализации в зависимости от наиболее сильно воздействующих на институциональную среду ЭОТР рассматриваемого региона факторов
Фактор Направления развития институциональной среды ЭОТР рассматриваемого региона Мероприятия реализации Особенности региона
В рамках формирования направлений развития институциональной среды ЭОТР важным является создание экономических, правовых и организационных условий для эколого-ориентированной инновационной деятельности, обеспечивающих рост конкурентоспособности промышленной политики и решение задач устойчивого социально-экономического развития. Следует выделить следующие перспективные направления регулирования ЭОТР в РФ [2; 3]:
1) Экологические
• формирование рынка экологичной продукции, технологий и оборудования, природоохранных услуг;
• совершенствование рыночных инструментов в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды;
• проведение кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики, способствующей росту предложения на рынке эколого-ориентированных инноваций;
• создание налогового режима, способствующего ведению инновационной деятельности всеми субъектами ТР;
• содействие модернизации техники, т.е. материальная поддержка предприятий, использующих энергосберегающие технологии;
• создание конкурентных преимуществ российским предприятиям, осваивающим и распространяющим эколого-ориентированные инновации;
• поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке;
• повышение экологической и социальной ответственности инновационного бизнеса;
• развитие внешнеэкономических связей и экспортного потенциала страны в инновационной сфере;
• внешнеэкономическая поддержка через механизмы таможенного регулирования, направленная на поддержку инновационных проектов, в том числе проектов, включенных в государственные инновационные программы;
• установление платы за негативное воздействие на окружающую среду в объеме, позволяющем обеспечить реализацию природоохранных мероприятий, устранение негативных внешних эффектов и внедрение эколого-ориентированных технологий;
• применение механизмов стимулирования предприятий, внедряющих программы экологической модернизации производства, сохранения и восстановления экологического равновесия на соответствующих территориях;
• стимулирование привлечения инвестиций для обеспечения рационального и эффективного использования природных ресурсов, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, повышения энергоэффективности, выпуска экологически чистой продукции, развития ресурсосберегающих технологий, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;
• государственное регулирование ввоза в Российскую Федерацию техники (оборудования) и технологий, не соответствующих экологическим требованиям, в том числе международным;
• формирование эффективной, конкурентоспособной и экологически ориентированной модели развития экономики, обеспечивающей наибольший эффект при сохранении природной среды, её рациональном использовании и минимизации негативного воздействия на окружающую среду;
• внедрение инновационных ресурсосберегающих, экологически безопасных и эффективных технологий на базе единой технологической платформы с активным участием государства, бизнес-сообщества, организаций науки и образования, общественных объединений и некоммерческих организаций;
• установление обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации экологически опасных объектов, включая радиационно, химически и биологически опасные объекты;
• учёт абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных ресурсов и энергии, негативного воздействия на окружающую среду при государственном регулировании природоохранной деятельности и планировании мероприятий по охране окружающей среды, а также при оценке эффективности экономики в целом и по отраслям.
2) Организационные
• государственная поддержка эколого-ориентированных инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
• содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих эколого-ориентированную инновационную деятельность;
• защита интересов российских субъектов эколого-ориентированной инновационной деятельности в международных организациях;
• формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодёжи, экологически ответственного мировоззрения;
• включение вопросов формирования инновационной и экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.
3) Нормативно-правовые
• принятие законодательных и иных нормативных правовых актов в целях реализации государственной политики в области экологического развития, включая разработку соответствующих документов стратегического планирования;
• установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности;
• усиление ответственности и обеспечение неотвратимости наказания за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.
4) Финансовые
• проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование эколого-ориентированной инновационной деятельности;
• финансирование, предоставление налоговых и иных льгот при внедрении ресурсосберегающих, экологически чистых технологий, наилучших доступных технологий, применения экологических стандартов, достижении экологических показателей;
• создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере;
• направление в инновационную сферу государственных ресурсов, повышение ответственности и эффективности их использования;
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (ноябрь - декабрь 2016)
http://naukovedenie.ru [email protected]
• государственное финансирование (софинансирование), в том числе применение механизма государственно-частного партнерства, особо важных экологических программ;
• предоставление преимуществ при прочих равных условиях товарам и услугам, имеющих документ международно-признанной добровольной экологической сертификации.
Комплекс мероприятий по развитию институциональной среды ЭОТР (который будет разработан в рамках направлений развития) необходимо оценивать с позиции регионального развития в долгосрочной перспективе. Для этого можно использовать индикаторы регионального развития. Для установления зависимости между показателями профиля институциональной среды ЭОТР и индикаторами регионального развития можно воспользоваться методом корреляционных зависимостей. Следует установить линейный коэффициент корреляции между двумя переменными - показателями профиля институциональной среды ЭОТР и выбранными индикаторами регионального развития. Линейный коэффициент корреляции (или коэффициент корреляции Пирсона) вычисляется по формуле ниже и может изменяться в пределах от минус единицы до плюс единицы [4; 14]:
г _ 2(х-х)(У-У)_
Шх-Ю2 Т.(У-У)2 (
" " 1
где X = 1Il%iXt ^ = ±Z?=1 Yt
п 1 ü п
В качестве случайной величины X выступают значения индикаторов регионального развития - IRR, в качестве случайной величины Y - значения показателей профиля институциональной среды ЭОТР, характеризующий уровень ее развития (УРоб - обобщённый уровень на основе показателей по всем элементам институциональной среды ЭОТР), временной интервал - 10 лет (¿=1^10):
Г/^УГ00= , ^^-^(УРоб-УРоб) (2)
^2(7КК-Ш?)2 ЖУРоб-УРобГ2
На основе найденного значения линейного коэффициента корреляции и величины корреляции (соотношение взаимосвязи) показателей профиля институциональной среды ЭОТР и индикаторов регионального развития можно моделировать значения индикаторов регионального развития, и, таким образом, оценить эффекты от применяемой теории и методологии в масштабах региона и страны в целом.
Предложенные теоретико-методологические основы разработки направлений и мероприятий по развитию институциональной среды экологизации и технологической модернизации экономики РФ позволят активизировать эколого-ориентированную инновационную деятельность в регионе и в стране в целом в интересах устойчивого развития экономики РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вишняков Я.Д., Волостнов Б.И., Киселева С.П., Поляков В.В. Совершенствование механизма стимулирования инновационного развития в области рационального природопользования и экологической безопасности. Международный журнал «Проблемы машиностроения и автоматизации». - №2, 2013.- С. 3-10.
2. Вишняков Я.Д., Киселева С.П. Управление рисками и обеспечение безопасности социально-экономических систем: эколого-ориентированное управленческое образование (опыт Государственного университета управления). Интернет-журнал «Науковедение». [Электронный ресурс] - Режим доступа: свободный, загл. с экрана. - №3, 2013.
3. Вишняков Я.Д., Киселева С.П. Экологический императив технологического развития. Научная монография. Ростов на Дону, 2016.
4. Вишняков Я.Д., Попова С.А., Киселева С.П., Кирсанов К.А., Новоселов А.Л., Тулупов А.С. К вопросу о рассмотрении теории ущерба как базы оценки экологических экстерналий в экономике. Вестник университета (Государственный университет управления). - Вып. №26. - М.: ГУУ, 2011.
5. Государственная научно-техническая политика: понятие, цели, принципы: статья, 2011. - Режим доступа: http://economy-finances.blogspot.ru/2011/06/blog-post.html.
6. Грибова Е., Сергеева А.Н. Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона. Федеральное интернет-издание «Капитал страны», 08.11.2011 г.
7. Елецких Г.Г. Технологические инновации как фактор повышения конкурентоспособности фирмы и основа развития современного предпринимательства в России. 2012 г. [http ://old. creativeconomy. ru/articles/16803/].
8. Инновационно-технологическое развитие: научные основы и механизмы технологической модернизации / Б.И. Волостнов, А.А. Кузьмицкий, В.В. Поляков. - М.: ООО «Буки Веди», 2013 г.
9. Киселева С.П. Критерии оценки устойчивости эколого-ориентированного инновационного развития региональной социо-эколого-экономической системы с позиции энтропийного подхода. Международный журнал «Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. ЭПОС». М.: Московская академия экономики и права. - №2, 2014.
10. Киселева С.П., Угренинова Н.Н., Шалина А.Е. Экологические аспекты обеспечения технологической безопасности и технологического развития в РФ. Журнал «Общество, государство, право», декабрь 2015 г.
11. Котилко В.В., Грицюк Т.В. Стимулирование технологического развития регионов и развитие бюджетных отношений в условиях санкций. Журнал «Государственный советник», 2015 г.
12. Мурзагалина Г.М., Каримова С.Р. Роль государства в поддержке инновационной деятельности, 2015 г.
13. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: 2012. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/15177.
14. Тулупов А.С. Теория ущерба как база оценки негативных экстерналий в экономике // Вестник университета (Государственный университет управления), №2, 2010, с. 90-95.
15. Экологическая политика предприятия: статья, 2014. - Режим доступа: http://www.sibghk.ru/ekologicheskaya-politika/ekologicheskaya-politika.html.
Tulupov Alexander Sergeevich
Market economy institute russian academy of sciences, Russia, Moscow
E-mail: [email protected]
Kiseleva Svetlana Petrovna
State management university, Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Karsakov Andrey Aleksandrovich
State management university, Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Theoretical and methodological bases of elaboration ways and activities for the development of institutional environment greening and technological modernization of the Russian Federation economy
Abstract. The article presents theoretical and methodological bases of elaboration ways and activities for the development of institutional environment greening and technological modernization of the economy. According to the authors the basis for the development of science-based theoretical and methodological approach in the area of environmental-oriented technological development (EOTD) is a research of EOTD's institutional environment. The article provides understanding of the profile of the institutional environment, consisting in the combination of characteristics that reflect the status of the various elements of the institutional environment in terms of EOTD's interests.
The article describes the system of factors that influence elements of EOTD's institutional environment. For assessment of allocated factors impact on values of EOTD's institutional environment indicators authors suggest to use the regression analysis. Defining directions of development of EOTD's institutional environment is the result of the analysis of key factors.
Based on the results of the regression analysis the authors suggest to identify priority areas for the development of EOTD's institutional environment and possible mechanisms for their implementation, to develop a range of activities and a plan for their implementation in the region.
Evaluation of improvement activities of EOTD's institutional environment should be implemented in the long term period in relation to indicators of regional development.
Simulation of regional development indicator values depending on the profile of EOTD's the institutional environment and performance, and evaluation of the effect of the applied theoretical and methodological approach can be realized with the help of statistical methods for studying the effect of one variable on another.
Keywords: institutional environment; greening; environmental-oriented activity; theoretical and methodological basis; technologies; technological development; modernization of the economy