ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СЕКТОРАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
УДК 339.564:332.12
А. П. Геврасёва
Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
Регион как самостоятельная территориально организованная экономическая система является не только отдельным действующим экономическим агентом национальной экономики, но также осуществляет экспортную деятельность, вступает в мировые конкурентные процессы. В связи с этим возникает необходимость анализа и совершенствования теоретико-методологических основ исследования экспортного потенциала региона.
В статье рассматривается и обосновывается взаимодействие между экспортным потенциалом региона и его конкурентоспособностью. Анализ основных подходов к определению понятия «конкурентоспособность региона» свидетельствует о том, что ключевыми категориями теоретико-методологической основы исследования экспортного потенциала региона являются конкурентные преимущества региона и его экономический потенциал. Обосновывая значимость развития конкурентных преимуществ для региональной экономики, в работе особое внимание уделяется сущности и структуре экономического потенциала региона, которые в совокупности обусловливают состояние и развитие его экспортного потенциала. В результате проведенного анализа определена модель взаимодействия экспортного потенциала региона и конкурентоспособности региона.
Ключевые слова: потенциал, экспортный потенциал региона, конкурентоспособность региона, конкурентные преимущества региона, экономический потенциал региона.
A. P. Gevrasyova
Francisk Scorina Gomel State University
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF RESEARCH OF THE EXPORT POTENTIAL OF THE REGION
The region as an independent territorially organized economic system is not only a separate operating economic agent of the national economy, but also carries out export activities, enters into world competitive processes. In this connection, there arises the need to analyze and improve the theoretical and methodological foundations for investigating the export potential of the region.
The article discusses and justifies the interaction between the export potential of the region and its competitiveness. Analysis of the main approaches to the definition of the concept of "competitiveness of the region" indicates that the key categories of the theoretical and methodological basis for exploring the region's export potential are the region's competitive advantages and its economic potential. Substantiating the importance of developing competitive advantages for the regional economy, the work pays special attention to the essence and structure of the region's economic potential, which together determine the state and development of its export potential. As a result of the analysis, a model of interaction between the region's export potential and the competitiveness of the region has been determined.
Key words: potential, export potential of the region, competitiveness of the region, competitive advantages of the region, economic potential of the region.
Введение. В условиях глобализации и интеграции все страны и их регионы в той или иной степени являются участниками системы мирохозяйственных связей. Степень этого участия
определяется характером и динамикой развития внешнеторговых операций, производственной кооперации и научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых операций, поли-
тикой государств в области международного инвестирования. Структура и объем внешнеэкономических операций в первую очередь зависят от возможностей каждого государства и его регионов в части наличия и использования имеющихся ресурсов и факторов производства.
Основная часть. Возможности государства и его регионов следует рассматривать как их потенциал, имеющийся в наличии и который может быть мобилизован. Понятие «потенциал» происходит от латинского «potentia» и означает мощь, силу, возможность. Существуют различные подходы к определению данного понятия в экономической литературе, но в большинстве случаев эта категория рассматривается как совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области [1]. Согласно определению Л. И. Абалкина, потенциал - это обобщенная, собирательная характеристика ресурсов, привязанная к месту и времени [2]. Во внешнеэкономической деятельности понятие потенциал связывают с понятием «экспортный потенциал». В общем виде «экспортный потенциал» определяется как потенциальная возможность данной страны, региона либо предприятия экспортировать производимую или имеющуюся у него продукцию. В свою очередь «потенциал» можно рассмотреть как ресурсы, резервы и возможности, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели.
Ресурсы — это совокупность свойств, уже накопленных объектом и способных быть применимыми в дальнейшей деятельности. По времени это понятие характеризует имеющийся результат, полученный в прошлом.
Выявление определенных способностей и их использование определяют понятие резервов, по отношению к которым применимо настоящее время — актуальность их практического применения.
Потенциал рассматривается как возможности, когда он ориентирован на развитие в будущем.
Таким образом, рассматривая понятие «экспортный потенциал», следует исходить из прошлого, настоящего и будущего состояния объекта.
Понятие «экспортный потенциал» приме -нимо к уровню государства, региона, отрасли и субъекта хозяйствования. Рассматривая эти понятия во взаимосвязи, очевидна их взаимообусловленность. Состояние экспортного потенциала региона определяют его конкурентоспособность и экономический потенциал.
Согласно определению А. С. Головачёва, «конкурентоспособность региона — это конкурентные преимущества региона на рынках,
обусловленные природными ресурсами, созданными регионом экономическими, инновационными, экологическими, социальными ресурсами; его способность создавать и использовать конкурентные преимущества для удержания или улучшения своей позиции на рынках соперничающих регионов, а также способность его отдельных товаропроизводителей побеждать конкурентов (на внутреннем и внешнем рынках), позволяющая обеспечивать его главную цель — повышение эффективности производства и рост благосостояния населения региона» [3, с. 63].
По мнению В. И. Видяпина, М. В. Степанова, под «конкурентоспособностью региона понимается, прежде всего, наличие и реализация конкурентного потенциала данного региона» [4]. При этом конкурентный потенциал является многоплановым и формируется как многообразные характеристики возможности участия региона в конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами мира.
К. Кропанцев трактует конкурентоспособность как «способности отвечать требованиям и запросам жителей, а также отечественных и зарубежных инвесторов, вкладывающих свои капиталы в экономику данного региона» [5]. Признаками конкурентоспособности региона могут являться: лучший уровень жизни по сравнению с прилегающими регионами, что выражается в притоке иммигрантов и нежелании жителей иммигрировать из данного региона; наличие большого количества организаций, производящих конкурентоспособную продукцию; желание инвесторов вкладывать свои капиталы в развитие предприятий региона».
Согласно взглядам Б. А. Чуб, под «конкурентоспособностью региона следует понимать его роль и место в экономическом пространстве, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе экономический потенциал (финансовый, производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой и др.)» [6].
А. З. Селезнёв под конкурентоспособностью региона понимает «обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику» [7].
Анализ различных определений понятия «конкурентоспособность региона» позволяет отметить, что чаще всего авторы выделяют в формулировках такие критерии, как способности:
— реализации экономического потенциала региона;
— создания инвестиционной привлекательности региона;
— производить товары и услуги, конкурентоспособные на рынках;
— создания условий региональным хозяйствующим субъектам для удержания своих конкурентных преимуществ в определенных областях деятельности.
В большинстве подходов основное внимание уделяется развитию конкурентных преимуществ региона и экономическому потенциалу субъектов хозяйствования, реализация которого определяет уровень их экспортного потенциала.
Региональные конкурентные преимущества - это совокупность социальных, природных, экономических, научно-образовательных, технических, информационных, инновационных, институциональных условий, сложившихся в регионе и отличающих его от других регионов и определяющих долгосрочные перспективы жизнедеятельности населения региона. Конкурентные преимущества регионов представляют собой особые, отличительные ценности, характерные для каждой конкретной территории, позволяющие им успешно действовать в рыночных условиях экономики [8].
Конкурентные преимущества каждого региона могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные конкурентные преимущества региона связаны с наличием уникальных ресурсов и возможностей в данном регионе (географическое положение, минеральные ресурсы, пейзажи, сочетание производств и др.). Относительные конкурентные преимущества обусловлены лучшими по сравнению с другими регионами возможностями или условиями производства и сбыта той или иной продукции или предоставления услуг (себестоимость, качество, упаковка, доступность и т. д.).
На уровень конкурентных преимуществ оказывают влияние основные и развитые (приобретенные) факторы. К основным факторам относятся: природные ресурсы и запасы полезных ископаемых, климатические условия, площадь и географическое расположение страны, квалификация населения региона.
В качестве приобретенных факторов рассматриваются экономическая среда, уровень развития и роль финансовых институтов и рынков, уровень используемых технологий и качество производственного потенциала, уровень развития и качество производственной и социальной инфраструктуры, качество менеджмента и маркетинга, качество трудовых ресурсов и условия регулирования соответствующих рынков, степень развития и надежности правовых и рыночных институтов [5].
Главным критерием успешности реализации конкурентных преимуществ любого региона является эффективное использование внутренних и внешних ресурсов, что позволяет успешно конкурировать как при их привлечении, так и при реализации произведенных с использованием данных ресурсов товаров и услуг.
По мнению В. Н. Шимова, «экономический потенциал представляет максимально возможную способность национальной экономики производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков». Экономический потенциал определяется также как ресурсы, источники, средства и запасы территории, а также механизмы (пути и формы их вовлечения в хозяйственный оборот в настоящее время или в предстоящий период) для достижения поставленных конкретных целей [9]. Таким образом, экономический потенциал включает в себя экспортный потенциал.
Структурными элементами экономического потенциала региона являются промышленный, трудовой, природно-ресурсный, инфраструктурный, инвестиционный, научно-технический и инновационный потенциалы. Реализация и развитие экспортного потенциала региона обеспечиваются во взаимодействии с составляющими экономического потенциала региона.
Основными экономическими показателями экспортного потенциала на региональном уровне являются:
— объем валового регионального продукта (ВРП) на душу населения;
— удельный вес экспорта товаров и услуг в ВРП;
— объем экспорта на душу населения;
— доля экспорта промышленных товаров (услуг) в общем объеме экспорта товаров (услуг);
— темпы изменения и показатели опережения, характеризующие динамику развития вышеприведенных показателей.
Понятие «экспортный потенциал» является комплексным и многофакторным. Комплексность к определению заключается в том, что в цепи «ресурсы — резервы — возможности» экспортный потенциал региона ориентирован на практическое применение результатов производственной деятельности, связанное с соотнесением возможностей производства и реализации продукции на внешний рынок. В данном случае потенциальные возможности региона по производству экспортоориентированной продукции имеют наибольшее значение в сравнении с фактическим ее производством. Развитие экспортного потенциала подразумевает, с одной стороны, использование имеющихся сравнительных преимуществ региона в части ис-
пользования природно-ресурсного потенциала для производства продукции на экспорт, с другой стороны, развитие конкурентных преимуществ региона, связанных с инновационной, научно-технической деятельностью, результаты которой следует применять в процессе производства и реализации продукции на внешний рынок.
Многофакторность определения связывают с влиянием факторов внутреннего и внешнего воздействия на состояние экспортного потенциала региона. Внутренние факторы оказывают влияние на состояние объекта на стадии производства продукции (услуг), управление действиями которого направлено на увеличение объемов экспорта в стоимостном выражении и снижение издержек. К их числу относятся: наличие ресурсов, производственные возможности, информационное обеспечение и система управления экспортной деятельностью.
Внешние факторы по своей природе, в отличие от внутренних, являются неуправляемыми. Их воздействие направлено на процесс реализации продукции на внешних рынках. К их числу относятся: государственное регулирование экспортной деятельности, состояние мировых товарных рынков, политические факторы, действия конкурентов и потребителей.
Учитывая теоретические аспекты исследования экспортного потенциала региона, на ри-
сунке представлена модель взаимодействия экспортного потенциала региона и конкурентоспособности региона.
Как видно из представленной схемы и вышеизложенного материала, узловыми категориями теоретико-методологической основы исследования экспортного потенциала региональной экономики являются «конкурентоспособность региона» и «экономический потенциал». Проведенный анализ подтверждает, что развитие конкурентных преимуществ региона позволяет успешно интегрироваться региональному хозяйственному комплексу в систему мирового рынка.
Экспортный потенциал региона является составной частью экономического потенциала, что обусловливает его развитие во взаимодействии с промышленным, трудовым, природно-ресурсным, инфраструктурным, инвестиционным, научно-техническим и инновационным потенциалами.
Рассматривая основные узловые категории концептуальной модели исследования экспортного потенциала региона, следует учитывать влияние внутренних и внешних факторов, которые являются постоянно действующими условиями производственно-хозяйственной деятельности региона и мировых товарных рынков и оказывают непосредственное влияние на состояние экспортного потенциала региона.
Модель взаимодействия экспортного потенциала региона и конкурентоспособности региона Трулы БГТУ Серия 5 № 2 2018
Заключение. С учетом вышеизложенных положений, на наш взгляд, под экспортным потенциалом региона следует понимать совокупность всех его конкурентных преимуществ и возможности по эффективному их использованию с учетом имеющегося экономического потенциала при производстве и реализации това-
ров и услуг на внешний рынок. При этом оценка экспортного потенциала региона должна рассматриваться с позиции достаточности и полноты использования регионом своего экономического потенциала как обязательного условия для выхода на внешние рынки и возможности достойной конкуренции.
Литература
1. Толковый словарь [Электронный ресурс]. URL: http://tolkslovar.ru/p15719.html (дата обращения: 16.02.2018).
2. Абалкин Л. И. Новый тип экономического мышления. М.: Экономика, 1987. 191 с.
3. Головачёв А. С. Конкурентоспособность организации: учеб. пособие. Минск: Выш. шк., 2012. С. 63-72.
4. Видяпин В. И. Региональная экономика: учебник / под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2007. 666 с.
5. Данилов И. П. Конкурентоспособность регионов России (теоретические основы и методология). М.: «Канон» РООИ «Реабилитация», 2007. 275 с.
6. Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессами в регионе. М.: Буквица, 2005. 188 с.
7. Селезнёв А. З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: Юристъ, 2010. 384 с.
8. Андреев А. В., Борисова Л. М., Плучевская Э. В. Основы региональной экономики: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2007. 336 с.
9. Шимов В. Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Минск: БГЭУ, 2003. 229 с.
Refrences
1. Tolkovyy slovar' [Explanatory dictionary]. Available at: http://tolkslovar.ru/p15719.html (accessed 16.02.2018).
2. Abalkin L. I. Novyy tip ekonomicheskogo myshleniya [A new type of economic thinking]. Moscow, Economika Publ., 1987. 191 p.
3. Golovachev A. S. Konkurentosposobnost' organizatsii [Competitiveness of the Organization]. Minsk, Vysheyshaya shkola Publ., 2012. P. 63-72.
4. Vidyapin V. I., Stepanov M. V. Regional'naya ekonomika [Regional economy]. Moscow, INFRA-M Publ., 2007. 666 p.
5. Danilov I. P. Konkurentosposobnost' regionov Rossii (teoreticheskiye osnovy i metodologiya) [Competitiveness of Russian regions (theoretical basis and methodology)]. Moscow, "Kanon" ROOI "Reabilitatsiya" Publ., 2007. 275 p.
6. Chub B. A. Upravleniye investitsionnymi processami v regione [Management of investment processes in the region]. Moscow, Bukvitsa Publ., 2005. 188 p.
7. Seleznev A. Z. Konkurentniye pozitsii i infrastruktura rynka Rossii [Competitive positions and infrastructure of the Russian market]. Moscow, Yurist Publ., 2010. 384 p.
8. Andreev A. V., Borisov L. M., Pluchevskaya E. V. Osnovy regionalnoy ekonomiki [Fundamentals of Regional Economics]. Moscow, KNORUS Publ., 2007. 336 p.
9. Shimov V. N. Ekonomicheskoye razvitiye Belarusi na rubezhe vekov: problemy, itogi, perspektivy [Economic development of Belarus at the turn of the century: problems, results, prospects]. Minsk, BGEU Publ., 2003. 229 p.
Информация об авторе
Геврасёва Анна Павловна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления. Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины (246000, г. Гомель, ул. Советская, 104, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the author
Gevrasyova Anna Pavlovna - PhD (Economics), Associate Professor, Assistant Professor, the Department of Economy and Management. Francisk Skorina Gomel State University (104, Sovetskaya str., 246000, Gomel, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Поступила 24.03.2018