Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы формирования производственной стратегии нефтегазового комплекса России'

Теоретико-методологические основы формирования производственной стратегии нефтегазового комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
593
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / НЕФТЕГАЗОВОЙ КОМПЛЕКС РОССИИ / STRATEGIC MANAGEMENT / STRATEGIC INSTALLATIONS / INDUSTRIAL STRATEGY / OIL AND GAS COMPLEX OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марков Владимир Константинович

Автор исследует производственную стратегию нефтегазового комплекса как сущностную основу развития ведущего межотраслевого комплекса России: на основе конструктивно-критического анализа мнений различных ученых по поводу дефиниции «производственная стратегия» формирует собственное комплексное видение специфики данного феномена; анализирует поэлементный состав производственной стратегии нефтегазового комплекса и его особенности; формирует комплекс стратегических установок развития нефтегазового комплекса России, специально выделяя стержневую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Марков Владимир Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION OF INDUSTRIAL STRATEGY OF OIL AND GAS COMPLEX OF RUSSIA

The author investigates industrial strategy of an oil and gas complex as an intrinsic basis of development of a leading interbranch complex of Russia: on the basis of the constructive-critical analysis of opinions of various scientists concerning definition «industrial strategy» forms own complex vision of specificity of the given phenomenon; analyzes bit-by-bit structure of industrial strategy of an oil and gas complex and its features; forms a complex of strategic installations of development of an oil and gas complex of Russia, specially allocating the rod.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы формирования производственной стратегии нефтегазового комплекса России»

УДК 338.45

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

© Владимир Константинович Марков

Саратовский государственный социально-экономический университет, г. Саратов, Россия, соискатель ученой степени доктора экономических наук, e-mail: [email protected]

Автор исследует производственную стратегию нефтегазового комплекса как сущностную основу развития ведущего межотраслевого комплекса России: на основе конструктивно-критического анализа мнений различных ученых по поводу дефиниции «производственная стратегия» формирует собственное комплексное видение специфики данного феномена; анализирует поэлементный состав производственной стратегии нефтегазового комплекса и его особенности; формирует комплекс стратегических установок развития нефтегазового комплекса России, специально выделяя стержневую.

Ключевые слова: стратегическое управление; стратегические установки; производственная стратегия; нефтегазовой комплекс России.

Начиная со второй половины ХХ в. все большее число субъектов хозяйственной деятельности во всем мире заботятся о стратегическом развитии своих производственных возможностей. Актуальной эта тема является и для российских межотраслевых комплексов.

Производственная стратегия нефтегазового комплекса России призвана поддерживать и расширять конкурентные преимущества, на которые нацелена общая стратегия комплекса. Производство может стать источником конкурентных преимуществ, когда усилия нацелены на те процессы и виды деятельности, которые удаются российским нефтегазовым предприятиям лучше, чем их зарубежным конкурентам. Поэтому основой производственной стратегии нефтегазового комплекса России является концентрация и наращивание возможностей на выбранных направлениях. Указанные возможности и создают фундамент для процветания российского нефтегазового комплекса в современной динамичной, изменчивой среде, характеризующейся гиперконкуренцией.

Вместе с тем, производственная страте -гия нефтегазового комплекса России должна быть сосредоточена на решениях о необходимых производственных мощностях, размещении производственных объектов, основных элементах производственного процесса в нефтегазовом комплексе страны. Причем наиболее важными аспектами производственной стратегии являются контроль за издержками и повышение эффективности всего производственного процесса в российском нефтегазовом комплексе.

С нашей точки зрения, вышесказанное во многом и определяет тот факт, что именно производственная стратегия является базовой, ключевой в системе функциональных стратегий нефтегазового комплекса России. Производственная стратегия является сущностной основой развития нефтегазового комплекса России как такового.

Предпринятое исследование сущностных основ термина «производственная стратегия» показало, что трактовка данной дефиниции (наряду с трактовками других функциональных стратегий) встречается гораздо реже в сравнении с определением более широкого понятия «стратегия». Так, развернутое определение термина «производственная страте -гия» было встречено нами в специальной научной литературе в работах С.Д. Ильенковой, М.В. Макаренко, А.Н. Петрова, В.В. Петрова. С.А. Попова, С.В. Ряховского, В.Д. Стивенсона, М. Бакег (табл. 1). Причем одни авторы (М.В. Макаренко, В.Д. Стивенсон, С. Д. Ильенкова) дают настолько общие определения данного термина, что выявить его функциональную специфику, а тем более ключевую роль среди всех функциональных стратегий нефтегазового комплекса России не представляется, с нашей точки зрения, возможным. Вместе с тем, другие авторы (А.Н. Петров, В.В. Петров, С.А. Попов, С.В. Ряховский и М. Бакег), справедливо отмечают, что «производственная стратегия» это «подсистема общей стратегии», представляющая собой «программу конкретных действий по созданию продукции», направленная на «рациональное использование и развитие произ-

точки зрения, необходимо понимать долгосрочный качественно определенный вектор развития нефтегазового комплекса страны, направленный на рациональное использование и развитие производственных мощностей с целью поддержания и расширения конкурентных преимуществ на основе повышения эффективности всех элементов производственного процесса российского нефтегазового комплекса.

Определившись с сущностью производственной стратегии нефтегазового комплекса России, далее рассмотрим подробно его поэлементный состав.

Во-первых, решения по развитию производственных мощностей нефтегазового комплекса в рамках производственной стратегии являются классическими стратегическими решениями. Производственная мощность -это показатель максимальной производительности предприятий нефтегазового комплекса. Он влияет на долгосрочную прибыльность, потому что определяет, сколько потребителей можно обслужить или какое

Таблица 1

Обзор определений понятия «производственная стратегия»

Автор Трактовка

С.Д. Ильенкова Стратегия производственного процесса направлена на поддержание стратегии фирмы путем решения задач, формируемых с учетом потребности клиента. Она связана с распределением и использованием ресурсов, необходимых для осуществления производственного процесса. Вместе с тем производственная стратегия строится с учетом общей стратегии фирмы и тесно связана со стратегиями других функциональных подразделений. Производственная стратегия направлена на решение различных аспектов производственной деятельности. Производственная стратегия не может быть реализована без плана рекламы, который разрабатывается вместе с планом сбыта

М.В. Макаренко Под производственной стратегией принято понимать набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития той или иной системы. Стратегия производства разрабатывается на основе экономической стратегии предприятия

А.Н. Петров Стратегия производства (производственная стратегия) предприятия связана с разработкой и реализацией основных направлений его деятельности в области выпуска продукции

В.В. Петров Производственная стратегия - это одна из подсистем общей стратегии организации, представляющая собой программу конкретных действий по созданию продукции. Она предусматривает рациональное использование и развитие производственных мощностей организации для достижения конкурентного преимущества

С. А. Попов Производственная стратегия - это подсистема корпоративной стратегии, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий по созданию и реализации продукта организации; подсистема предусматривает использование и развитие всех производственных мощностей организации в целях достижения стратегического конкурентного преимущества

С. В. Ряховский Производственная стратегия - это подсистема генеральной стратегии предприятия, состоящая из совокупности элементов и выраженная в программе действий по созданию конкурентоспособного продукта на основе развития производственной системы с целью максимального удовлетворения потребностей покупателя

В. Д. Стивенсон Производственная стратегия - подход, вытекающий из общей стратегии; его задача - направлять производственную деятельность компании

М. Бакег Стратегическая цель производственной стратегии - удовлетворение запросов рынка по ассортименту, объему и качеству выпускаемой продукции

водственных мощностей» с целью «достижения конкурентного преимущества», «максимального удовлетворения потребностей покупателя», «удовлетворения запросов рынка по ассортименту, объему и качеству выпускаемой продукции».

Вместе с тем, в процессе исследования было установлено, что некоторые авторы [1] в качестве синонимов термина «производственная стратегия» используют «производственно-операционная стратегия» и «операционная стратегия».

Подобная подмена понятий представляется, с нашей точки зрения, неправомерной, поскольку производственная стратегия представляет собой вектор развития всех производственных мощностей и элементов производственного процесса, а операционная стратегия определяет совершенствование совокупности производственных операций, т. е. является дополняющей и конкретизирующей производственную стратегию.

Итак, под производственной стратегией нефтегазового комплекса России, с нашей

количество готовой продукции можно произвести за конкретное время. Этот показатель связан с расходами на рабочую силу и на покупку или аренду машин и оборудования. В состав таких расходов могут входить большие капиталовложения в здания, машины или новые технологии. Мощность нефтегазового комплекса измеряют в единицах произведенной продукции (или обслуженных потребителей) за единицу времени. На практике мощность измерить довольно трудно, потому что со временем изменяются исходные материалы, структура производимых изделий, состав и качество персонала и т. д.

Ключевой момент стратегических решений по развитию производственных мощностей - это специализация или фокусирование мощностей. Специализация и оптимизация производственных мощностей нефтегазового комплекса зависят от многих факторов. С.Д. Ильенкова предлагает фокусировать производственные мощности по географическому признаку, по группам продуктов или фактору технологии, по объему производства, в зависимости от стадии жизненного цикла продукта и т. д. [2], а С.А. Попов - по следующим параметрам [1]: оптимально максимальная загрузка мощностей производственных фондов (ограничение - состав и производительность оборудования); приоритетный выпуск наиболее востребованных рынком продуктов и дозагрузка мощностей другими продуктами по остаточному принципу (ограничение - обеспечение сырьем в должном количестве); размещение видов продукции (ассортимента) и создание запасов (ограничение - заявки сбыта и прогноз маркетологов).

Вместе с тем, конкретные стратегические решения по фокусированию производственных мощностей нефтегазового комплекса необходимо принимать с учетом специфики каждого производства и особенностей конкретной бизнес-ситуации.

Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что производственные мощности могут определяться самым слабым звеном, или «узким местом». Следовательно, для повышения производственных мощностей нефтегазового комплекса необходимо выявить и «расширить» имеющиеся «узкие места» и тем самым устранить их.

Для максимизации производственных возможностей нефтегазового комплекса

нужно выравнивать нагрузку на разных производственных участках. Не стоит стремиться к наивысшей производительности отдельных видов процессов, потому что возможности нефтегазового комплекса России в целом как системы сковывают именно «узкие места».

Опыт показывает, что суммарные показатели производственных возможностей и использования мощностей нефтегазового комплекса содержат мало информации для принятия решений. Диагностика проблем и выбор путей совершенствования производства требуют, чтобы предметом анализа стали отдельные виды операций. Например, для повышения производственной мощности можно сократить время на переналадку процессов или оборудования, но это эффективно только в том случае, когда сокращается время переналадки на участках, являющихся «узкими местами». Уменьшив время на переналадку в остальных звеньях производства, мы повышаем их пропускную способность, но не пропускную способность нефтегазового комплекса в целом. Более того, «узкие места» могут быть результатом недостаточной мощности оборудования или нехватки персонала, и чтобы выявить реальную причину, нужно проделать определенный анализ.

Автор работы «Модульная программа для менеджеров» в модуле «Стратегическое управление» предлагает методику определения «узких мест» для предприятий нефтегазового комплекса по следующим критериям [1]: наименьшая мощность: объем производства ограничен возможностями «узкого места»; наивысшая загрузка: участки с наивысшей загрузкой людей и оборудования являются, скорее всего, «узким местом» всей системы; при возрастании объема производства, вероятно, именно здесь выявится нехватка мощностей; ни минуты покоя: в «узких местах» люди и оборудование загружены постоянно; жалобы рабочих: обычно поступает много жалоб от рабочих, занятых на участках, являющихся «узким местом» всего производства; очереди и заторы: перед «узким местом» создаются очереди или заторы (деталей, полуфабрикатов и др.).

Во-вторых, любое стратегическое решение по управлению качеством производства всегда имеет особое значение. Качество продуктов нефтегазового комплекса существенно зависит от системного качества его произ-

водства. Качество - это не только важнейшая характеристика потребительских свойств товара, но зачастую оно является и главным критерием восприимчивости продукта энергетическим рынком. Следовательно, стратегической задачей нефтегазового комплекса России по управлению качеством производства является выпуск продукции с качеством, удовлетворяющим потребителей и позволяющим удерживать конкурентное преимущество по сравнению с продуктами нефтегазовых комплексов других стран.

С.А. Попов дает несколько простых рекомендаций по управлению качеством производства, справедливых и для нефтегазового комплекса [1]:

- в долговременной перспективе качество продукции может оказывать влияние на расходы и доходы;

- низкое качество продукции рано или поздно приведет к падению рыночной стоимости товаров, к росту расходов на работу с жалобами потребителей, к ухудшению репутации предприятий межотраслевого комплекса;

- для измерения качества используются внутренние и внешние показатели. Внутренние показатели качества измеряют соответствие характеристик продукции спецификациям. Внешние показатели позволяют сравнить выпускаемую продукцию с аналогичными товарами конкурентов либо отражают степень удовлетворенности потребителей;

- методы статистического контроля направлены на измерение двух аспектов качества: стабильности и предсказуемости (т. е. управляемости) процессов и степени соответствия технологическим требованиям или спецификациям, по которым изготовляется продукт, отвечающий запросам покупателя;

- повышение качества производственных процессов и готовой продукции - решающее условие привлечения потребителей и снижения издержек. Качество - это многомерная концепция самого продукта (надежность, специфика, эффективность, привлекательность, возможность устранения дефектов), послепродажного обслуживания (атмосфера, комфорт, время ожидания, надежность и удобство) и производственного процесса (низкая себестоимость, стандартизация, минимум брака и отходов, контролируемость и предсказуемость);

- успешные программы управления качеством стремятся к качеству не ради него самого, а чтобы повысить эффективность продукта или ценность услуг и, таким образом, увеличить выгоды для покупателей. Для этого нужно регистрировать те или иные упущения, жалобы потребителей или несвоевременность поставок. Можно собирать информацию о процессах обслуживания и взаимодействия с потребителями, контролировать физические параметры работы оборудования (температуру, давление и др.), чтобы обеспечить должный режим работы и получение нужного качества;

- вместо узкого определения качества (соответствие спецификациям) можно использовать более широкое - что бы вы хотели от продукции, будучи потребителем. При таком подходе для постоянного повышения качества нужна продуманная система стимулирования. Это значит, что менеджерам следует находить такие свойства и параметры продукции, которые можно измерять и за соблюдение которых можно платить. Хорошие показатели качества должны точно соответствовать тем характеристикам продукции или услуг, за которые на рынке платят повышенную цену, или тем, которые обеспечат более низкую цену за продукцию, столь же хорошую, как у конкурентов. Лучше всего иметь сравнительно короткий и стабильный перечень характеристик. Этот список легко сделать сколь угодно длинным, но лучше выделить небольшое число надежных параметров, соблюдение которых отвечает интересам потребителей.

В-третьих, одним из ключевых элементов производственной стратегии является масштаб производства продуктов. Причем при принятии стратегических решений по масштабам производства традиционных продуктов к ключевым позициям относятся: оценки будущего спроса, информация о стадиях жизненного цикла соответствующих рынков и данные по главным конкурентам. Решения же по новым продуктам в обязательном порядке требуют специального стратегического анализа. Кроме того, каждый новый продукт следует сначала в небольших объемах апробировать на рынке.

В-четвертых, в современных условиях практически все значимые решения по технологическим процессам в нефтегазовом

комплексе требуют специального стратегического анализа. Причем при обосновании принятия стратегических решений, связанных с технологией, необходимо учитывать множество разных факторов. Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что мнение специалистов-технологов не должно являться безусловно доминирующим. При принятии стратегических решений по использованию новых технологий мнения, например, маркетологов или финансистов должны на равных учитываться с мнениями технологов.

В-пятых, немаловажным элементом производственной стратегии являются решения о вертикальной интеграции производства. «Тяга» производственных менеджеров к вертикальной интеграции объясняется расширяющейся сферой их непосредственного, внутреннего контроля над замкнутой производственной цепочкой. Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что принятие правильных решений по вертикальной интеграции возможно только с учетом многих факторов и критериев, особенно следует подчеркнуть два следующих момента: организация, принимающая стратегическое решение по вертикальной интеграции, должна быть уверена, что она сможет создать такой внутренний механизм, который будет эффективнее, чем соответствующий замещаемый механизм рынка; всегда следует помнить, что реально эффективность любой производственной цепочки определяется не собственностью, а эффективностью координации и качеством соответствующего менеджмента.

В-шестых, конкурентоспособность производства во многом обеспечивает эффективность, позволяющую получать большую отдачу от используемых ресурсов либо при меньшем расходовании сохранять прежний объем высококачественной продукции. Иногда под эффективностью подразумевают сокращение расходов, но важно понимать, что производственные расходы соотносятся с создаваемыми ценностями. Эффективность экономической системы определяется отношением стоимости произведенной продукции к стоимости использованных ресурсов, выраженным в процентах. Величина эффективности всегда больше 100 %, а в некоторых случаях стоимость готовой продукции намного превышает стоимость используемых

ресурсов. Когда эффективность оценивают по величине добавленной стоимости или прибыльности, важно не забывать, что все производственные затраты, равно как и результаты, трудно реализовать за один период. Накопленные результаты могут проявиться в будущем, а если сокращение расходов достигнуто за счет качества и будущей репутации, тогда картина, создаваемая краткосрочным увеличением прибыли, окажется ложной. Следовательно, предпочтительнее использовать показатели долговременной прибыльности.

В-седьмых, немаловажным элементом производственной стратегии является оперативность поставок продукции. Показатель оперативности поставок представляет собой время от получения заказа до поступления продукции на рынок. От оперативности поставок может зависеть величина выручки и долговременной прибыльности. Способность вовремя или быстро поставлять товары дает возможность получения надбавки к стандартной цене либо продажи большего количества товаров по стандартной цене. Обычно чем показатель оперативности меньше, тем лучше, но нередко ускорение достигается за счет повышения стоимости исходных материалов, снижения качества продукта или перегрузки оборудования, так что выгоды бывают съедены дополнительными расходами. Иногда важнее выдержать график поставок (соблюдать договорные сроки), чем добиться ускорения производственного процесса.

В-восьмых, для современного производства в нефтегазовом комплексе, функционирующего в нормальных рыночных условиях, человеческий фактор является решающим. Поэтому стратегической задачей по данному направлению является эффективное использование производственного персонала для выполнения производственной программы нефтегазового комплекса. Более того, в стратегической перспективе значение данного элемента производственной стратегии нефтегазового комплекса будет только возрастать. Поэтому стратегические решения по производственному персоналу в обязательном порядке нуждаются в целевом стратегическом анализе и специальных обоснованиях.

В-девятых, стратегические решения по позиции производственной стратегии «управление производством» касаются раз-

вития производственного менеджмента как особой подсистемы общей системы управления нефтегазовым комплексом. В отличие от других элементов производственной стратегии, решения, по которым обеспечивают развитие производства как объекта управления, должны развивать именно управляющую систему, т. е. субъект управления. В таком контексте становится очевидным, что качество решений по объекту управления (производству в нефтегазовом комплексе) существенно зависит от качества соответствующего субъекта управления. А качество субъекта управления - производственного менеджмента, существенно зависит от ключевых решений по его собственному развитию. Сказанное актуализирует задачу создания эффективной системы координации производства в российском нефтегазовом комплексе с высоким качеством менеджмента путем создания и внедрения эффективных элементов управления, способных увязать жестко формализованный контроль над замкнутой нефтегазовой производственной системой с изменениями рынка и интересами потребителей и улучшить работу инженерной службы производства на предприятиях нефтегазового комплекса и увеличить степень ее вовлеченности в функционирование вертикальной интеграции руководителей производства.

В-десятых, никакое производство невозможно без соответствующей инфраструктуры. Как правило, издержки на ее поддержание являются значительными и почти всегда содержат серьезные резервы экономии. Следовательно, стратегические решения по развитию производственной инфраструктуры всегда надо рассматривать как реально значимый фактор обеспечения конечной эффективности производства и снижения затрат на него.

В-одиннадцатых, важным элементом производственной стратегии является взаимоотношения с партнерами и поставщиками. Особенность данного элемента состоит в возможности выбора и развития одного из двух альтернативных подходов: конкурентного или кооперативного. Конкурентный, или американский, подход предполагает множественность конкурирующих между собой источников по одному и тому же элементу производственной кооперации. Кооперативный, или японский, подход предполагает долгосрочные стабильные отношения с

ограниченным кругом партнеров по кооперации, которые основываются на взаимной зависимости и доверии.

В-двенадцатых, стратегические решения по позиции производственной стратегии «гибкость» влияют и на доходы и на расходы нефтегазового комплекса в целом. Отличительной чертой гибких производственных процессов является незначительность расходов (или затрат времени) на переналадку в случае изменения состава исходных условий. Вследствие того, что количественно оценить гибкость трудно, для ее оценки используют качественные характеристики или приближенные измерения.

С позиций производственной стратегии гибкость характеризует производственные перспективы нефтегазового комплекса, опирающиеся на его текущие возможности. При наличии достаточной гибкости могут появиться возможности, отсутствующие у конкурентов или доступные им только после значительных капиталовложений. Так что, принимая решения об инвестициях или о совершенствовании производственных процессов и технологий, следует учитывать будущие возможности, гибкость и перспективы развития.

Способность дешево или быстро осуществить переналадку позволяет либо обслуживать дополнительных потребителей, либо качественнее обслуживать имеющихся, что, в конечном счете, повышает доходы нефтегазового комплекса. Однако необходимо принимать во внимание тот факт, что более гибкие системы требуют больших капиталовложений или дороже в эксплуатации, потому планируемые затраты на дополнительную гибкость необходимо соотносить с потенциальной прибыльностью.

Вместе с тем подчеркнем, что не менее важна гибкость в достижении целей или в сохранении стратегических позиций нефтегазового комплекса в высокотурбулентной среде. Парадокс заключается в том, что ради будущей гибкости приходится что называется «связывать себе руки» и идти на определенные затраты на развитие производственных возможностей (в форме инвестиций в исследования и разработки, вложений в покупку оборудования, строительство новых заводов) в текущий момент времени. Благодаря этому межотраслевой комплекс получа-

ет знания или возможности, которые становятся фундаментом ее рыночного превосходства в будущем. Ценностью для нефтегазового комплекса является не гибкость сама по себе, а некие реальные преимущества перед конкурентами. Так, сделанные ранее инвестиции позволяют реагировать быстрее, эффективнее или, иначе говоря, с меньшими издержками, чем конкурентам, которым приходится создавать необходимые производственные возможности в текущий момент, когда нужда в них стала очевидной и неотложной.

В-тринадцатых, во многом ключевым элементом производственной стратегии является управление запасами нефтегазового комплекса. Управляя запасами нефтегазового комплекса, приходится делать выбор между большим объемом запасов (обходится дороже) и малым объемом (есть риск возникновения дефицита плюс расходы на частое пополнение складов). Можно избежать этой дилеммы и сократить стоимость поддержания запасов. Решение о величине циклических (базовых) запасов зависит от соотношения расходов на хранение и пополнение запасов. Решение о величине страховых запасов (или о времени заказа на пополнение запасов) зависит от соотношения между стоимостью запасов и издержками, возникающими из-за их дефицита (нужно также учитывать возможность экономии на размере закупок).

Рассмотрев основные элементы производственной стратегии нефтегазового комплекса, обратимся к ее целям, представляющим собой частный вектор развития комплекса в России.

М.В. Макаренко считает, что основные цели производственной стратегии заключаются, во-первых, в определении на основе приоритетов конкретных требований к операциям и, во-вторых, в разработке планов, гарантирующих, что возможности производства окажутся достаточными для выполнения этих требований [3]. С. Д. Ильенкова полагает в качестве стратегической цели производственной стратегии удовлетворение запросов рынка по ассортименту, объему и качеству выпускаемой продукции, которая конкретизируется пятью основными целями: оптимальная загрузка мощностей, снижение затрат на производство, качество производства, качество производственных поставок, соответствие производства спросу [2]. В.В. Пет-

ров предполагает, что постановка целей производственной стратегии осуществляется в соответствии с определенными критериями, чаще всего которыми выступают: затраты на производство продукта; качество производства; качество производственных поставок; соответствие производства спросу, или т. н. «гибкость по спросу» [4]. В.Д. Стивенсон отмечает, что при разработке производственной стратегии исходят из возможных в данной ситуации операционных и конкурентных приоритетов, известных по работам С. Уик-хема Скиннера из Гарвардской бизнес-школы, а также Терри Хилла из Лондонской бизнес-школы. Такими приоритетами могут стать: низкие издержки производства, качество продукции, сроки выполнения заказа, надежность поставок, надежность продукции, способность реагировать на изменение спроса, гибкость и скорость освоения новой продукции, послепродажная поддержка. Вместе с тем, многолетние исследования значимости приоритетов для различных видов бизнеса говорят о том, что стабильно, в течение последних 20 лет, наиболее важными во всем мире признаются три приоритета: соответствие качества продукции техническим требованиям, надежность продукции и сроки выполнения заказов [5].

Проанализировав основные базовые элементы производственной стратегии нефтегазового комплекса в целом, ее цели, а также искусственно извлеченную из общей энергетической стратегии России на период до 2030 г. производственную часть в отношении нефтегазового комплекса, сформулируем согласно задачам настоящего исследования совокупность стратегических установок для производственной стратегии нефтегазового комплекса России в условиях глобализации.

С нашей точки зрения, базовой стратегической установкой в разработке и реализации производственной стратегии нефтегазового комплекса России на современном этапе должно являться стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение спроса на нефть, газ и продукты их переработки, а основными (конкретизирующими базовую) производственными стратегическими установками должны стать установки, отраженные на рис. 1.

=> Обеспечение возрастающих потребностей экономики в энергетических ресурсах

=> Активизация геолого-разведочных работ для обеспечения расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы

=> Обеспечение определенной гибкости производства нефти, газа и их переработки

=> Достижение эффективности производства нефти, газа и продуктов их переработки

=> Повышение качества производства нефти, газа и продуктов их переработки

=> Снижение затрат на производство нефти, газа и продуктов их переработки

=> Оптимальная загрузка мощностей при производстве нефти, газа и продуктов их переработки

=> Использование наиболее эффективных имеющихся на производстве технологий и внедрение инноваций в нефтегазовом комплексе

она => Модернизация устаревшей морально и изношенной физически технологической базы нефтегазового комплекса уе => Обеспечение стабильного, надежного и эффективного кифункционирования существующей нефтегазовой инфраструктуры чес => Ресурсо- и энергосбережение при производстве нефти, газа

гии продуктов их переработки

теа => Сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при производстве нефти, газа и продуктов их переработки

=> Эффективное использование производственного персонала для выполнения производственной программы нефтегазового комплекса

=> Достижение синергии в результате вертикальной интеграции производства в нефтегазовом комплексе

=> Производство энергоносителей с высокой добавленной стоимостью

=> Ввод новых месторождений в отдаленных районах с более сложными природно-климатическими и горно-геологическими условиями; освоения месторождений регионального и локального значения

Рис. 1. Комплекс стратегических установок производственной стратегии нефтегазового комплекса России

Предложенная совокупность стратегических установок для разработки и реализации производственной стратегии нефтегазового комплекса России представляется необходимой и достаточной с точки зрения современных условий глобализации.

Таким образом, четкая и широкая формулировка определения феномена производственной стратегии, а также формирование совокупности стратегических установок нефтегазового комплекса России во главе с базовой, стержневой установкой, с одной стороны, развивает теоретико-методологические основы теории стратегического управления экономическими системами, а с другой стороны, позволяет придать отчетли-

вую базовую производственную направленность нефтегазовому комплексу России, тем самым способствуя повышению конкурентоспособности и достижению необходимых параметров энергетической безопасности.

1. Попов С.А. Модульная программа для менеджеров. Модуль 4. Стратегическое управление. М., 1999.

2. Производственный менеджмент / под ред. С.Д. Ильенковой. М., 2000.

3. Макаренко М. В. Производственный менеджмент. М., 1998.

4. Петров В.В. Стратегическое управление. Саратов, 2004.

5. Стивенсон В.Д. Управление производством /

пер. с англ.; под общ. ред. Ю.В. Шлепова. М., Поступила в редакцию 9.10.2010 г.

1999.

UDC 338.45

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION OF INDUSTRIAL STRATEGY OF OIL AND GAS COMPLEX OF RUSSIA

Vladimir Konstantinovich Markov, Saratov State Social and Economical University, Saratov, Russia, Candidate for Doctoral Degree Economics, e-mail: [email protected]

The author investigates industrial strategy of an oil and gas complex as an intrinsic basis of development of a leading interbranch complex of Russia: on the basis of the constructive-critical analysis of opinions of various scientists concerning definition «industrial strategy» forms own complex vision of specificity of the given phenomenon; analyzes bit-by-bit structure of industrial strategy of an oil and gas complex and its features; forms a complex of strategic installations of development of an oil and gas complex of Russia, specially allocating the rod.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: strategic management; strategic installations; industrial strategy; oil and gas complex of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.