УДК 37.032
Осиянова О.М., Платова Е.Д.
Оренбургский государственный университет E-mail: olos7@rambler.ru
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ
В статье рассматриваются подходы, принципы и правила формирования опыта интерактивного взаимодействия студентов. В качестве теоретико-методологической основы принимается системно-субъектно-ориентационный подход, представляющий собой интегративное объединение системного и субъектно-ориентационного подходов.
Ключевые слова: опыт интерактивного взаимодействия, системно-субъектно-ориентацион-ный подход, система ориентиров, принципы, правила.
Проблема интерактивного взаимодействия, его природа, сущность, функциональные и организационные особенности широко исследуется в современной отечественной педагогике (А.Е. Авдюкова, Л.В. Байбородова, С.Л. Брат-ченко, В.В. Горшкова, С.С. Кашлев, Н.В. Назаров, В.Д. Назарова, В.А. Полякова, В.В. Сериков, Н.Е. Щуркова и др.). Под интерактивным взаимодействием в педагогической литературе понимается процесс обмена деятельностями между участниками коммуникации, либо процесс совместной деятельности, атрибутами которого являются наличие общей цели; предвосхищаемого результата деятельности, способствующего реализации потребностей каждого; планирование, контроль, коррекция и координация действий; разделение единого процесса сотрудничества, общей деятельности между участниками; возникновение межличностных отношений [3]. В отличие от традиционного взаимодействия, направленного на выполнение обязательной программы, трансляцию знаний, формирование умений и навыков обучаемых, назначение интерактивного взаимодействия состоит в изменении, совершенствовании моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса [3]. Многократное участие студента в диалогическом взаимодействии позволяет накапливать и совершенствовать опыт интерактивного взаимодействия.
Опыт интерактивного взаимодействия, являясь результатом овладения личностью совокупностью практических знаний, умений, способов действий и отношений, основанных на системе ценностных ориентаций и личностной рефлексии и необходимых для успешного осуществления субъект-субъектного взаимодействия, не является врожденной характеристикой. Он приобретается в процессе совместной деятельности человека и совершенствуется в
течение всей его жизни. Наиболее важным звеном, несомненно, является образовательный процесс вуза, в ходе которого студенты приобретают социальные навыки, усваивают этические принципы, вырабатывают основы коммуникативной деятельности и рефлексивного анализа процессов взаимодействия, развивают способности к творческому поиску решений, а также актуализируют свой личный опыт, что придает учебной ситуации личностный смысл.
Логично предположить, что формирование опыта интерактивного взаимодействия будет успешным в процессе ориентировочной деятельности, суть которой заключается в том, что человек фиксирует проблему (внешний или внутренний стимул), осознает значение и личностный смысл фиксируемого явления, действует, руководствуясь соображениями значения и личностного смысла: «воспринимаю - определяю свое отношение - действую». Анализ различных работ современных исследователей показывает, что употребление термина «ориентация» часто идет именно в этой логике (В.И. Ге-нецинский, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, Г.К. Нургалиева и др.). Применительно к формированию опыта интерактивного взаимодействия ориентировочная деятельность подразумевает постоянное осуществление субъектом самостоятельного выбора, принятие решений в соответствии с поставленными целями и задачами, а также с учетом условий, сложившихся обстоятельств и ценностных ориентаций. Сказанное выше определило в качестве теоретико-методологической основы формирования опыта интерактивного взаимодействия системно-субъектно-ориентационный подход, представляющий собой интегративное объединение системного и субъектно-ориентационного подходов [8].
Системно-субъектно-ориентационный подход выступает интегративным основанием
процесса формирования опыта интерактивного взаимодействия, поскольку он:
- позволяет рассматривать исследуемый объект системно;
- характеризует формирование опыта интерактивного взаимодействия как управляемый (самоуправляемый), целенаправленный педагогический процесс;
- обеспечивает развитие, автономность и целенаправленность процесса формирования опыта интерактивного взаимодействия посредством системы ориентиров (целей, принципов, знаний, акторов, стимулов);
- обеспечивает системную ориентировочную деятельность субъектов образовательного процесса вуза, способствуя освоению опыта интерактивного взаимодействия как личностного качества.
В контексте субъектно-ориентационной составляющей системно-субъектно-ориентаци-онного подхода отметим принципиальную нетождественность терминов «ориентированный» и «ориентационный». Так страдательное причастие «ориентированный» означает направленность на кого-либо (что-либо), осуществляемую кем-либо (чем-либо). Относительное прилагательное «субъектно-ориентационный» в нашем толковании указывает на признак деятельности субъекта, основанной на использовании системы ориентиров, выбор которых в ориентационном поле совершенствует субъектную позицию личности [7].
Что касается термина «ориентир», то согласно толковому словарю русского языка он понимается, как «предмет, по которому ориентируются» [6, с. 502]. Иными словами с помощью ориентиров человек определяет свое «местонахождение», выбирает способ действий и корректирует дальнейшие действия. С одной стороны, выбор определяется направленностью деятельности (и связан с общей направленностью личности), с другой стороны, на выборе отражается и в выборе проявляет себя отношение к деятельности. Имея в наличии не один, а множество ориентиров, человек выбирает из них некоторую совокупность наиболее значимых в данный момент.
Теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) - основа использования в формировании опыта интерактивного взаимодействия системы ориентиров, помогающей планировать интерактивное взаимодействие, кон-
тролировать его ход, вносить при необходимости коррективы и оценивать конечный результат с точки зрения его соответствия поставленной задаче. Так студент получает возможность достигнуть социально значимых результатов в коммуникативной деятельности, то есть осуществить творческий вклад в объективно существующую систему знаний и опыта, формируя в себе, по определению П.Я. Гальперина, «дисциплинированного» субъекта учения, что достигает своего пика в период обучения в вузе [10, с. 65].
Для формирования опыта интерактивного взаимодействия особенно актуально смысловое назначение ориентира, связанное с анализом проблемной ситуации, установлением отношений между элементами ситуации и их актуальных значений, контролем и коррекцией по ходу выполнения деятельности. Именно ориентиры помогают субъекту не только осознавать значение ситуации выбора, но и определять личностный смысл фиксируемых явлений, приобретая, таким образом, субъективно-ценностный характер. Ориентиры дают основание для самоопределения в целом и в каждой конкретной ситуации. Основой для формирования отношения выступает процесс «ориентирования», то есть выбор в системе ориентиров, которые могут иметь конкретную и абстрактную природу, относительно устойчивый и переменный характер. Исключительно важная особенность ориентиров заключается в том, что практически никогда ориентир не являет себя субъекту в единичном составе; основной ориентир в виде цели деятельности дополняется другими, корректируется ценностями человека, ограничивающимися условиями и т. д.
Формирование опыта интерактивного взаимодействия обеспечивается посредством ориентировочной деятельности студента в системе ориентиров, представляющих ориентационное поле: ориентиры-цели; ориентиры-принципы; ориентиры-знания;ориентиры-акторы; ориентиры-стимулы. Ориентационное поле, таким образом, понимается как система активных ориентиров, которые используются субъектом при принятии решения о том или ином выборе в интерактивном взаимодействии, служат для коррекции в процессе реализации выбора и опорой в выражении отношения. Все ориентиры носят ценностный характер. Они являются не столько статичными, сколько динамичными параметрами интерактивного взаимодействия, выстраивающимися на разных этапах совмест-
ной деятельности субъектов в разные иерархические структуры. Причем, с их помощью может быть решена любая ситуация интерактивного взаимодействия, представляющая собой творческую задачу.
Ориентиры-цели играют в формировании опыта интерактивного взаимодействия решающую роль, так как они являются системообразующим фактором в осуществлении цели участвующих во взаимодействии людей в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и посредством адекватных способов их осуществления.
Ориентиры-принципы, основанные на единстве познания и общения, предполагают учет адресата, ценностных ориентаций собеседников, пространственных и временных условий интерактивного взаимодействия. Они являются исходными, руководящими опорами в формировании опыта интерактивного взаимодействия.
Ориентиры-знания включают: знания о природном и социальном мире, об интерактивном взаимодействии, лингвистические знания (о языковой системе, закономерностях функционирования языковых единиц); ценностные ориентации другого человека, которые выражаются в идеалах, потребностях, интересах, уровне притязаний; знание самого себя (своих положительных и отрицательных сторон). Ориентиры-знания в иерархии ориентиров могут занимать разное место в зависимости от ситуации взаимодействия и имеющегося опыта.
Ориентиры-акторы представляют собой интегрированный опыт взаимодействия с разными категориями людей (возраст, пол, социальный статус, профессия) при разных обстоятельствах, обеспечивающий приобретение знаний, умений и навыков интерактивного взаимодействия в современном коммуникативном пространстве. Они включают в себя способы реализации взаимодействия в конкретной деятельности; опыт применения «готовых знаний» для ориентировки в жизненно-практических и познавательных ситуациях; опыт применения заранее установленных способов выполнения различных видов человеческой деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
Ориентиры-стимулы имеют существенное значение в практике предречевой и поведенческой ориентации, так как создают установку на дальнейшее взаимодействие, повышая его эффективность. Они способствуют самоактуали-
зации личности как субъекта интерактивного взаимодействия на основе ее интересов, потребностей, убеждений, ценностных ориентаций.
Таким образом, синтез системного и субъек-тно-ориентационного подходов в контексте формирования опыта интерактивного взаимодействия позволяет расширять опыт личности в самостоятельном выборе ориентиров, их творческом применении в новых условиях взаимодействия, создавая предпосылки для проявления субъектных качеств личности и перехода ориентировочной деятельности из разряда управляемой в самоуправляемую.
Системно-субъектно-ориентационный подход определяет базовые принципы формирования опыта интерактивного взаимодействия. Учитывая, что процесс накопления личностью опыта интерактивного взаимодействия должен быть осмысленным и самостоятельным, нами сформулированы следующие принципы формирования опыта интерактивного взаимодействия в образовательном процессе вуза: принцип со-действия, принцип ак-сиологизации, принцип интерактивности образовательной среды, принцип ориентации на успех, принцип рефлексии.
Принцип со-действия ориентирует на использование возможностей совместной деятельности, в первую очередь коммуникативной, на уровне сотрудничества, соучастия, сотворчества и активного взаимодействия между всеми участниками образовательной среды. Способствуя наращиванию опыта интерактивного взаимодействия, подобное «со-бытие» студентов позволяет им принять и осознать среду взаимодействия как наиболее комфортную и располагающую к активным действиям. Данный принцип подчеркивает роль деятельности в процессе накопления личностью опыта интерактивного взаимодействия и указывает на востребованность личностного жизнепроявления человека во всех ситуациях образовательного процесса, ибо без актуализации целостных, жизненно-смысловых функций человека решение образовательных задач невозможно. Реализация принципа со-действия возможна при соблюдении следующих правил:
- стимулировать совместную деятельность студентов и поиск нестандартных решений, организуя работу в парах и группах как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторной работе;
- утверждать во взаимоотношениях преподаватель-студент фасилитаторские отноше-
ния, что позволит субъектам образовательного процесса совершенствовать свои личностные качества, делая «очередной шаг к своей самости» [1, с. 102];
- поощрять использование студентами наиболее эффективных типов взаимодействия, а именно, сотрудничества, соглашения, диалога;
- помогать студентам находить компромисс-соглашение в ситуациях конфликта, устанавливать с партнером субъект-субъектные отношения.
Принцип аксиологизации обеспечивает ориентацию субъектов взаимодействия на социально-значимые ценности. «Ценностные ориентации - это достаточно сложные образования. Они вобрали в себя разные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности, определенные формы взаимодействия внутреннего и внешнего для личности, специфические формы осознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего, будущего, а также сущности своего собственного «я» [4, с. 150]. По мнению А.В. Кирьяковой, «процесс ориентации может быть рассмотрен с разных точек зрения. Его можно характеризовать как действие, состоящее из элементов: объекта (ориентира), на что направлено действие; объективной стороны, т. е. способа (метода) совершения действия; субъективной стороны, т. е. отношения субъекта к действию и его результату, и самого субъекта, совершающего действие» [4, с. 184].
«Ценностно-ориентационная деятельность ... невозможна без знаний и умений, самостоятельного, творческого их использования на основе сложившегося опыта, эмоционально-ценностного отношения к знаниям, к людям, к себе» [4, с. 151]. Правила этого принципа диктуют следующее:
- внимательно отбирать содержание обучения, способствующее формированию ценностных ориентаций, жизненных принципов и личностных качеств;
- заботиться об осознании студентами ценности опыта интерактивного взаимодействия и мотивов его формирования.
Принцип интерактивности образовательной среды предполагает такую организацию процесса формирования опыта интерактивного взаимодействия в аудиторной и внеаудиторной работе, которая отражает предпочтение субъект-но-субъектной, диалогической модели познания и общения модели субъектно-объектной, монологической. Значение интерактивного характе-
ра образовательной среды заключается в том, что она создает условия для регулярного гармонизирующего взаимодействия между студентами и постоянного приращения опыта интерактивного взаимодействия. Реализация этого принципа возможна при соблюдении нескольких правил:
- широко использовать интерактивные методы и средства, направленные на «обучение взаимодействию через взаимодействие»;
- постоянно использовать и анализировать личный пример реальных людей - преподавателей, студентов, их культурный опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения, содержащие явления настоящей действительности или проблемы, значимые в их жизни и оказывающие, таким образом, непосредственное влияние на формирование личностного опыта коммуникантов;
- затрагивать проблемы университета, группы и их представителей, с которыми студенту приходится взаимодействовать в коллективных формах работы;
- использовать диалог, оценивать его эффективность с позиций решения коммуникативной задачи, а готовность к диалогу рассматривать как показатель сформированности опыта интерактивного взаимодействия.
Принцип ориентации на успех предполагает такую организацию процесса формирования опыта интерактивного взаимодействия, в которой главным ориентиром является приращение личного успешного опыта взаимодействия, внешних и внутренних качеств личности, их позитивная оценка субъектами образовательного процесса. Ориентируясь на успех в формировании опыта интерактивного взаимодействия, необходимо определить пути разрешения противоречия между опытом самореализации, имеющегося у студента, и деятельностью преподавателя по возвышению потребности студента в самореализации на основе личностно-значимой системы ценностей. Данный принцип строится на вере в силы и творческие возможности студентов в целях их личностного саморазвития в процессе формирования опыта интерактивного взаимодействия.
Реализации этого принципа способствует соблюдение его правил:
- ориентировать студента на приращение нового к известному и сотворение индивидуального образовательного продукта;
- поощрять самостоятельность и ориентированность студентов в выборе языковых
средств, речевого стиля, содержания высказывания, жестикуляции, манеры поведения, осуществляя при этом систематический контроль и корректировку их выбора;
- обучать способам использования системы ориентиров для овладения опытом интерактивного взаимодействия;
- создавать положительную мотивацию и благоприятный эмоциональный климат для становления опыта интерактивного взаимодействия;
- учить верить в себя, не преуменьшая и не преувеличивая своих возможностей, осуществляя постоянный поиск способов и средств вербального и невербального воздействия, обеспечивающих успех взаимодействия.
Принцип рефлексии предполагает такую организацию процесса формирования опыта интерактивного взаимодействия, которая побуждает к контролю и оценке взаимодействия для поиска путей его совершенствования. Значение этого принципа заключается в развитии способности субъекта взаимодействия к самоанализу с целью осуществления адекватной оценки своего участия в конкретном акте взаимодействия в частности и своего уровня опыта интерактивного взаимодействия в целом.
Правила вытекают из определения:
- воспитывать потребность в сознательном контроле речевого взаимодействия своего и собеседника;
- знакомить обучаемых с показателями опыта интерактивного взаимодействия и критериями оценки достижений для формирования способности к рефлексии и самооценке;
- критически оценивать свое участие во взаимодействии;
- осознавать необходимость совершенствования опыта интерактивного взаимодействия для преодоления трудностей во взаимоотношениях с людьми;
- подвергать анализу свой опыт взаимодействия с людьми с целью дальнейшего совершенствования межличностных отношений.
Представленные нами принципы и правила формирования опыта интерактивного взаимодействия взаимосвязаны между собой, образуя целостное единство. Реализация одного принципа связана с реализацией других. Дополняя друг друга, все вместе они отражают особенности процесса формирования опыта интерактивного взаимодействия студентов вуза, основанного на си-стемно-субъектно-ориентационном подходе.
Формирование опыта интерактивного взаимодействия студентов вуза на предметном содержании изучаемых дисциплин представляет собой целенаправленное, поэтапное, логически и системно выстроенное использование методов, приемов, форм и средств обучения, которые зависят от позиции субъектов образовательного процесса и содержания обучения. В нашем исследовании выделяется три этапа формирования опыта интерактивного взаимодействия: накопительно-конструктивный, реконструктивный и субъектный. В зависимости от этапа предпочтение отдается объяснительно-иллюстративным (беседа, лекция, объяснение), частично-поисковым (эвристическая беседа, jigsaw, аналитические упражнения, метод проигрывания ролей, дискуссия) и исследовательским методам (метод проектов, анализ коммуникативных задач, кейс-метод).Большинство из вышеперечисленных методов (анализ коммуникативных задач, jigsaw, кейс-метод, метод проигрывания ролей, дискуссия, метод проектов), являясь интерактивными методами обучения (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, М.В. Кларин, В.В. Сериков, Г.П. Щедро-вицкий), обладают концентрированностью новых сведений о себе и других людях, служащих толчком к личностным переоценкам; большой эмоциональной насыщенностью. Необходимо подчеркнуть, что овладение субъект-субъектным, продуктивным, глубинным взаимодействием является одновременно и средством, и результатом интерактивного обучения. Активная позиция участника обучения в достижении окончательных результатов овладения опытом интерактивного взаимодействия является моментом принципиально важным, отражающим его специфику, его субъект-субъектную природу.
Переход субъектно-объектных отношений в субъектно-субъектные в процессе формирования опыта интерактивного взаимодействия достигается путем постепенного расширения сферы взаимодействия участников коммуникации и овладения ими знаковым, формальным и смысловым уровнем опыта интерактивного взаимодействия. Система ориентиров есть условие успешного перехода от знакового уровня на более высокий - формальный, а от него к смысловому.
Знаковый уровень заключается в том, что взаимодействие происходит по образцу, по алгоритму, с использованием речевых штампов, клише; характеризуется отчужденностью личности и нежеланием общаться; использовани-
ем коротких фраз или жестов, отличающихся «холодом» и отсутствием эмоциональности; индифферентным отношением к партнеру по общению, нетерпимостью к иной точке зрения. Данный уровень является ступенью перехода от речевого восприятия к речевому выражению, обеспечивая основу для дальнейшего овладения опытом интерактивного взаимодействия.
Формальный уровень можно считать уровнем, обеспечивающим интерактивное взаимодействие с ограниченной самостоятельностью. Он отличается желанием личности осуществлять взаимодействие, способностью достигать коммуникативную цель, приходить к общему мнению, оценивать ситуацию общения; четко отстаивать свою позицию, находить убедительные аргументы. Однако на этом уровне все еще присутствует безразличное отношение к собеседнику, непринятие и непонимание его позиции, неумение управлять своим поведением.
Смысловой уровень проявляется в самостоятельном планировании и успешном осуществ-
лении интерактивного взаимодействия с опорой на ориентиры цели, принципы, знания, акторы, стимулы. Он характеризуется принятием и пониманием партнера как равного себе; проявлением эмоционально-личностного отношения к собеседнику, способности к адекватной самооценке и самоанализу своего участия во взаимодействии, исправлению прежних ошибок и регулировке отношений на основе взаимопонимания и сотрудничества.
Таким образом, рассматривая опыт интерактивного взаимодействия как новый качественный результат овладения субъект-субъектным взаимодействием, мы находим целесообразным его формирование в рамках системно-субъектно-ориентационного подхода, обеспечивающего самостоятельную ориентировочную деятельность студентов посредством системы ориентиров (целей, принципов, знаний, акторов, стимулов), на основе принципов со-действия, аксиологизации, интерактивности образовательной среды, ориентации на успех, рефлексии.
19.11.2012
Список литературы:
1. Андреев, В. И. Деловая риторика / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во Казан.ун-та, 1993. - 251 с.
2. Гальперин, П. Я. К вопросу о внутренней речи / П. Я. Гальперин // Хрестоматия по педагогической психологии. - М. : Высшая школа, 1995. - С. 2-20.
3. Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. - Мн. : Белорусскийверасень, 2005. - 176 с.
4. Кирьякова, А. В. Университеты в современном мире : аксиологический ресурс развития / А. В. Кирьякова, Л. В. Мосиенко, Т. А. Ольховая ; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург : ОГУ, 2010. - 374 с.
5. Ларина, Т. А. Формирование интерактивной компетенции при обучении студентов нелингвистических вузов профессионально-ориентированному иностранному языку : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Т. А. Ларина. - Барнаул, 2007. - 22 с.
6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М. : ИНФОТЕХ, 2009. - 838 с.
7. Осиянова, О. М. Культура речевого общения студента в субъектно-ориентационной системе обучения / О. М. Осиянова. -М. : Логос, 2012. - 228 с.
8. Осиянова, О. М. Субъектно-ориентационныя система обучения культуре речевого общения студентов (общепедагогический подход) : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.01 / О. М. Осиянова. - Оренбург, 2009. - 49 с.
9. Сериков, В. В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. - 1994. - № 5. - С. 16-22.
10. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности / С. Д. Смирнов. - М. : Академия, 2001. - 304 с.
11. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. - М. : Изд-во МГУ, 1975. - 344 с.
Сведения об авторах:
Осиянова Ольга Михайловна, профессор кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук,
доцент
Платова Евгения Дмитриевна, ассистент кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 4106, тел (3532) 372431, е-шай: olos7@ranbler.ru,
jekyn@yandex.ru