УДК 33.338 JEL: M390
DO110.25513/1812-3988.2017.3.134-143
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА: ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ
В.Ю. Мамаева, В.В. Мацько
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)
Информация о статье
Дата поступления 9 мая 2017 г.
Дата принятия в печать 25 июня 2017 г.
Ключевые слова
Имидж, репутация, бренд, цифровой имидж, знак, имиджевая коммуникация, маркетинговый подход, имидж как объект управления
Аннотация. Рассмотрены и проанализированы подходы к определению понятия «имидж», выделены исторические этапы генезиса и развития феномена имиджа. Цель данного исследования - изучение исторических аспектов формирования явления и понятия «имидж», а также систематизация подходов современных авторов к данной категории. Выделены этапы эволюции феномена имиджа, в том числе древнейший (названо понятие и функции протоимиджа), систематизации, информационный, институционализации и цифровой. При этом современный - цифровой этап выделен впервые. Его выделение обосновано: приведены условия и факторы его формирования, в том числе развитие информационных технологий. Обозначено понятие цифрового имиджа, который имеет знаково-символическую природу. Имеющиеся в литературе современные подходы сгруппированы по основанию ключевого понятия (образ, впечатление, ценностная оценка, мнение, знак). При этом выделено сущностное ядро категории «имидж»: такие элементы, как знак, образ, отношение, мнение (оценка), входят в его структуру. По мнению авторов, ценен и перспективен подход к рассмотрению сущности имиджа на основе понятий ценности и знака, знакового образа. Рассмотрено понятие имиджа в системе взаимосвязанных категорий: образ, репутация, бренд. Авторы полагают, что при целенаправленном создании имиджа и бренда, в том числе усилий по управлению ими, посредством прямой и опосредованной коммуникации с организацией, формируется положительная репутация. Представлен авторский подход к категории «имидж». Имидж рассматривается как инструмент позиционирования организации, бренда и система социально-экономических отношений, которыми следует управлять через маркетинговую и имиджевую коммуникацию. В целом в статье имидж рассматривается как категория маркетинга и объект управления.
THEORETIC AND METHODOLOGICAL BASIS OF IMAGE FORMATION: HISTORICAL AND MODERN ASPECTS
V.Yu. Mamaeva, V.V. Matsko
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Article info Abstract. The article considers and analyzes the approaches to the definition of the concept
Received of "image", identifies the historical stages of genesis and development of the image pheno-
May 9, 2017 menon. The purpose is to study the historical aspects of the formation of the phenomenon and
the concept of "image", as well as the systematization of approaches of modern authors to this Accepted category. The article highlights the stages of evolution of the phenomenon of the image, inclu-
June 25, 2017 ding the oldest stage (named the concept and function of protoimage), systematization, infor-
mation, institutionalization and digital. At the same time, the modern digital stage has been isolated for the first time. Its allocation is justified: the conditions and factors of its formation are given, incl. development of information technology. The concept of a digital image, which has a symbolic-symbolic nature, is designated. Available in the literature modern approaches are grouped according to the basis of the key concept (image, impression, value evaluation, opinion, sign). At the same time, the essential core of the category "image" is singled out: elements such as sign, image, attitude, opinion (assessment) are included in its structure. According to the authors, an approach to the consideration of the essence of the image on the basis of the concepts of value and sign, a symbolic image, is valuable and promising. The concept of image in the system of interrelated categories is considered: image, reputation, brand. The authors suggest that targeted creation of image and brand, including efforts to manage through direct and Keywords indirect communications with the organization, forms a positive reputation. The author's approach
Image, reputation, brand, digital to the category of "image" is presented. Image is considered as a tool for positioning an orga-image, sign, image communi- nization, a brand and a system of socio-economic relations that should be managed through cation, marketing approach, im- marketing and image communication. In general, the article considers the image as a category age as an object of management of marketing and an object of management.
© В.Ю. Мамаева, В.В. Мацько, 2017
В условиях современной рыночной системы конкурируют не только товары, услуги и цены, но и имидж организации. Имидж становится одним из основных инструментов улучшения рыночного положения компании и, следовательно, объектов управления. Проблема имиджа существовала с древнейших времен. Однако, имидж - понятие сложное, многоаспектное - отсюда и сложность в его научном определении. В связи с этим существует и ак-
туализируется проблема анализа категории «имидж», в том числе с экономической и маркетинговой точек зрения.
На первом этапе анализа обратимся к истории вопроса понятия «имидж». Анализ научной литературы позволяет нам проследить генезис, развитие имиджа и выделить пять исторических этапов формирования феномена и понятия имиджа (табл.).
Исторические этапы формирования явления и понятия имиджа
Этап Характеристика этапа
Древнейший (9-7 тыс. до н. э. - XVIII в. н. э.) Имидж не является сознательной деятельностью. Зачаточные формы данного явления появляются в первобытном обществе и представлены в формате знаков, символов, в том числе внешней атрибутики (жестов, запаха, мимики, нарядов и пр.). Основные функции «протоимиджа»: сигнальная (знаковая), демонстративная, идентифицирующая, самопрезентации
Систематизации (XVIII - середина XX в.) Происходит начальное систематизированное изучение определенных аспектов имиджа, что приводит к появлению отдельных теорий и гипотез. Имиджмей-кинг постепенно выделяется в вид профессиональной деятельности (политика, журналистика). Разработаны первые технологии создания имиджа персоны. Имидж становится средством психологического воздействия на адресата, потребителя
Информационный (1960-е - 2000 г.) Имидж - объект изучения PR, рассматривается как средство манипулирования общественным сознанием. Появляются философские, психологические, социологические и маркетинговые исследования в области имиджелогии. Происходит универсализация и распространение полученных представлений на новые области знаний
Институционализации (2001-2009 гг.) Происходит процесс институционализации имиджелогии как теоретико-прикладной науки. Имиджелогия востребована как прикладная наука о формировании имиджа. В России проводятся практико-ориентированные исследования, выходит специальная литература, в том числе первый энциклопедический словарь по имиджу. Появляются профессиональные объединения специалистов в области имиджа
Цифровой (2010 г. - по настоящее время) Развитие интернет-сферы, концентрация целевой аудитории в виртуальном пространстве, появление новых медиа- и цифровых технологий формируют имидж, реализуемый на различных носителях средств маркетинговой коммуникации как онлайн, так и офлайн
Можно предположить, что предпосылки возникновения имиджа появились на стадии первобытного общества. Вместе с тем изучаемое явление на первом этапе еще не является объектом сознательной деятельности. На наш взгляд, в указанный период имидж наделен функцией идентификации и самопрезентации и служит либо для обозначения принадлежности индивида к данному сообществу, либо для маркировки статуса, занятия лидирующих позиций в сообществе - соответственно. С этой целью использовались определенные способы оформления внешнего вида, татуировки, одежда, своеобразный язык, жесты, вид и место
жилища, обряды. Данные факты позволяют вести речь о «протоимидже».
В Древнем Риме существовало такое понятие, как imagines, которое происходит от латинского imago, связанного со словом imitari, т. е. имитировать. Imagines - так называли посмертные восковые маски, которые облагораживали облик покойного [1]. Позднее маски служили не только для создания образа, но и рассматривались как эффективный инструмент психологической защиты, возможность преобразования, маскировки. Таким образом, имидж, маска - это нечто отдельное от личности и сделанное специально. Так, одним из решающих
факторов существования человека в древнем мире становится личная презентация, возможность вписать себя в определенную социальную среду. С развитием языка и устной речи появляется возможность влияния одних членов архаических сообществ на других.
На втором этапе имидж постепенно становится инструментом управления. Благодаря данному навыку, в том числе ораторскому искусству, многие вожди, императоры и полководцы формировали необходимое мнение о себе и государстве. Одним из первых теоретиков имиджа считают итальянского философа Н. Макиавелли, который рассмотрел феномен имиджа в своей классической работе «Государь», где не только разработал теоретические аспекты имиджа, но и представил аргументированные доказательства применения данного феномена с практической точки зрения [2].
Макиавелли обосновал необходимость для государственного деятеля формировать и отслеживать тот образ, в котором он предстает перед другими людьми его круга. Великий мыслитель Г. Лебон утверждал, что основным элементом при создании имиджа как залога политического успеха является эффект «личного обаяния» [3]. Исследователи политической сферы Н. Макиавелли и Г. Лебон, а также ряд других теоретиков, таких как М. Монтень, Ф. Бэкон, Ф. Чес-терфилд, дали научно-прикладное обоснование практической полезности имиджа [4]. При этом мыслители обращали свое внимание не только на человеческую сущность, внешний вид, но и на впечатление, которое производит человек на других, и какую роль играет это впечатление в общественной жизни. Таким образом, имидж приобретает свойство отделяться от личности и воспроизводить впечатление.
Проблема имиджа в западных странах становится актуальной с 1960-х гг. В Америке и Европе в данный период отмечается рост числа социологических, исторических, философских, психологических, экономических исследований имиджа, что приводит к возникновению имиджмейкинга как профессиональной деятельности [5]. Так имидж трансформируется в самостоятельный инструмент продвижения, становится элементом теории и практики PR-технологий, основным инструментом в политической и общественной деятельности. В научный оборот категория «имидж» была введена в 1960-х гг. американским экономистом К. Боулдингом, который является основопо-
ложником нового направления в науке, исследующего имидж - имиджеведение [6]. Характерно, что именно экономисты предложили ввести в деловой оборот данное понятие, обосновав его полезность для преуспевания предпринимателей и развития бизнеса.
Далее, в информационный период, благоприятным условием для институционализации понятия «имидж» стала практическая востребованность и необходимость в создании положительных образов, для повышения узнаваемости товаров и увеличения объемов продаж. Происходит это ввиду многократного расширения потребительского спроса, увеличения числа компаний на рынке товаров и услуг, ужесточения конкуренции и развития рекламного бизнеса. Имидж получил прочное признание в рыночной экономике, фундаментальным законом развития которой является конкуренция. Данный информационный период характеризуется полноценным научным изучением имиджа.
В России в 1970-х гг. имидж рассматривался как средство манипулирования массовым сознанием. Этот термин для советского периода стал категорией, носящей негативное значение [4; 5]. В связи с этим долгое время у нас в стране не велось значимых исследований данного понятия и явления. Попытка преодолеть подобное отношение к имиджу была предпринята уже позже исследователем рекламы, доктором философских наук, профессором О.А. Феофановым, который одним из первых ввел термин «имидж» в специальную русскоязычную литературу [7]. В 1990-х гг. проблему имиджа начал изучать философ В.М. Шепель, в том числе данным ученым было введено понятие «имиджелогия» и обосновано как самостоятельное научно-прикладное направление и учебная дисциплина [5]. Главная цель данного направления - разработка специальных технологий воздействия для создания привлекательного имиджа. В период информационного этапа изучением категории «имидж» занимаются специалисты в разных областях знаний - психологии, социологии, политологии, маркетинга, связей с общественностью и др.
На этапе, предшествующем современному, происходит институционализация имидже-логии как теоретико-прикладной науки. В системе профессионального образования, высших и средних учебных заведениях России имидже-логия преподается как отдельный предмет [8].
Таким образом имидж приобретает научное обоснование в рамках данной дисциплины.
В дополнение к рассматриваемым традиционно в литературе этапам предлагаем добавить еще один этап становления имиджа - пятый, современный - цифровой. Цифровой период в истории формирования понятия имиджа, начавшийся в начале XXI в. (примерно с 2010 г.), можно охарактеризовать следующими факторами:
- интенсификация процесса развития интернет-среды, цифрового маркетинга и digital-технологий;
- концентрация целевых аудиторий в интернет-пространстве;
- возникновение новых средств маркетинговых коммуникаций, позволяющих информировать аудитории как офлайн, так и онлайн, с использованием интерактивных технологий: Интернет, мобильная связь, цифровое телевидение и т. д.;
- популяризация электронной коммерции и социальных сетей в сфере бизнеса (М1р://таг-ketologi.forumbook.ru/t439-topic).
Таким образом, развитие и рост популярности интернет-сферы у потребителей влечет за собой формирование и необходимость управления цифровым имиджем, который имеет зна-ково-символическую природу, транслируется и создается с помощью digital-технологий, а также офлайн- и онлайн-коммуникациями для определенного воздействия на целевую аудиторию. Так шло становление феномена и понятия «имидж» в историческом аспекте.
Далее, для анализа сущности имиджа как научной, в том числе маркетинговой категории, а также для определения роли, места и значения имиджа в настоящих социально-экономических условиях проведем сравнительный анализ различных подходов к определению понятия «имидж», которые приведены в научной литературе.
Анализ и группировка представленных точек зрения современных авторов, проведенные нами, позволяют выделить наиболее типичные подходы по критерию ключевого понятия, через которое определяется сущность категории «имидж»:
• Наиболее популярен ряд точек зрения, трактующих имидж через понятие «образ», которое включает определенные черты, качества, социальные и психологические характеристики [9; 10]. Данная интерпретация понятия
«имидж» требует уточнения, поскольку в русском языке «образ» имеет несколько различных значений - облик, икона, вид, идеальная форма предмета и явления, наглядное представление о ком-либо или о чем-либо [1]. Так, близким по смыслу термину «имидж» является определение образа как совокупности представления, устойчивого стереотипа и психологического отражения каких-либо качеств человека, иного объекта или субъекта, призванного оказывать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо [11]. В этом случае имидж определяют как образ, возникший в психике человека в результате восприятия им тех или иных характеристик компании, товара или человека. Таким образом, трактуя имидж через «образ», можно предположить, что имидж представляется некой мысленной формой, которая возникает в сознании человека в результате непосредственного или опосредованного восприятия действительности. При этом в форме представлены не только внешние, но и внутренние характеристики предметов, объектов или явлений. На основании данного предположения можно сделать вывод, что «образ» характеризуется следующими признаками:
- выступает отражением предметов и явлений в сознании человека, т. е. существует идеально;
- является субъективным, поскольку каждый человек индивидуален;
- формируется в процессе восприятия предметов или явлений.
Исходя из выделенных особенностей, можно отметить, что имидж формирует в сознании определенных групп восприятие желаемого образа объекта. Понятие «образ» является ключевым в определении «имиджа» и выступает основой для его создания под воздействием факторов внутренней и внешней среды, а также стереотипов, оказывающих влияние на сознание потребителей, их поведение и отношение к имиджу организации.
• Другую группу составляют подходы, в которых имидж определяется многими авторами как впечатление от объекта или восприятие его отдельных характеристик. В определенном смысле эта группа подходов продолжает первую, но носит скорее психологический, личностный оттенок. В психологическом словаре «восприятие» трактуется как целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных
и пространственных связях и отношениях [12]. Так, по мнению С.В. Горина, имидж - это непосредственно или преднамеренно создаваемое впечатление о личности или социальной структуре [13]. Здесь следует акцентировать внимание на том, что имидж - это впечатление. Согласно Словарю Ожегова, впечатление - это след, оставленный в сознании восприятием. Если восприятие трактовать как процесс, в результате которого преобразовывается информация о каком-либо объекте, то, с нашей точки зрения, имидж является скорее не самим восприятием, а результатом этого процесса, отношением к организации или бренду. Имидж создается как в процессе, так и в результате восприятия отдельных характеристик компании, товаров или услуг потребителем.
• Достаточно интересен и перспективен с исследовательской точки зрения подход, рассматривающий имидж посредством таких категорий, как репутация, ценностная оценка, дополнительная ценность, которыми наделены товар, услуга, личность или бренд [14-18]. Связано это с тем, что «имидж» представляет собой, на наш взгляд, не столько восприятие, сколько мнение об объекте или компании, которое складывается на основе впечатления или отношения. Согласно Словарю Ожегова, мнение - это суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к кому-нибудь, взгляд на что-то. Так, по мнению авторов данной работы, оценка имиджа человека или компании у разных целевых аудиторий может быть различной в силу индивидуального восприятия и системы ценностей. В связи с этим отметим, что мнение об объекте может возникнуть не только в результате личного восприятия характеристик объекта, но также на основе восприятия уже ранее сформированного мнения о данном объекте других людей (общественного мнения), т. е. на основе предыдущего социального опыта. Следовательно, мнением потребителей можно управлять с помощью имиджа, так как он является первичным, а мнение - вторичным.
Отметим, что авторы данной статьи рассматривают понятие «репутация» отдельно от понятия «имидж», хотя они взаимосвязаны и функционируют в одном категориальном поле. Так, репутация возникает как следствие образа, имиджа, бренда и представляет собой сложившееся мнение в сознании потребителей, их ответную реакцию на имидж организации. Репутация - это приобретаемая кем-нибудь или
чем-нибудь общественная оценка, общее мнение о достоинствах или недостатках кого-нибудь или чего-нибудь [19]. Данная категория является более сложным психологическим понятием по сравнению с категорией «имидж», так как репутация - это оценочное знание, которое формируется через многостороннюю коммуникацию с организацией, ее элементами - прямую или опосредованную. Так, репутация базируется на имиджевой информации, т. е. описательной и содержательной части, которая основана на личном опыте потребителей и информации, полученной из внешней и внутренней среды.
Рассмотрение имиджа через категорию ценности, ценностного сознания, оценки, на наш взгляд, добавляет новое качество в исследование сущностных характеристик имиджа, увеличивает глубину анализа и является перспективным и методологически важным.
• Существуют точки зрения, где имидж связывается или отождествляется со знаком, знаковым заменителем, наглядным проявлением фрагмента реальности, существующим в символическом пространстве [20-23]. С точки зрения Ч.С. Пирса, знак обладает рядом свойств, присущих обозначаемому им объекту, независимо от того, существует этот объект в действительности или нет [24]. Так, появление различных знаков в прошлом подчеркивало принадлежность индивида к той или иной социальной группе, служило способом изменения отношения к внешним явлениям и способом влияния на внутреннее состояние индивида. Наличие знаков и их использование выполняют функцию идентификации, помогая войти в определенную социальную группу и быть одним из ее членов, или функцию индивидуализации. Знак выступает как представитель какого-либо предмета, объекта, явления, свойства или отношения. Таким образом, представление, которое возникает в сознании потребителя благодаря знаку, это представление о внешних и внутренних характеристиках объекта. Так, символ - это отличительный знак, образ, воплощающий какую-либо идею для определенной категории людей. Следовательно, можно предположить, что имидж - это набор присущих одному объекту знаков, из которых складывается образ человека или компании. Считаем данную методологическую позицию также значимой и конструктивной, в том числе для дальнейшего анализа и конструирования имиджа.
Рассмотрев взаимосвязанные категории, через которые осуществляется трактовка понятия «имидж», в том числе такие, как знак, образ, мнение (оценка), отношение, полагаем, что имидж объединяет данные элементы и
Анализ и обобщение точек зрения современных авторов приводит к выводу, что имидж - понятие сложное, оно включает в себя четыре части: семиотическую (знак); образную (визуальный образ); экспрессивную (эмоции, отношение); когнитивную (мнение, оценка).
Так, имидж организации содержит и знаковую часть (название, логотип), образную (фирменный цвет, фирменный стиль, образы конкретной архитектуры здания, интерьера и т. д.), мнение (оценка работы сотрудников, организации в целом, качество услуг, его характеристики), отношение к организации (положительное, нейтральное, негативное).
Следует отметить, что на имидж и его формирование влияют как внутренние факторы организации, так и то, что он находится и существует, как и вся организация в целом, в определенной внешней среде, т. е. на его формирование и восприятие оказывают влияние и внешние факторы, в том числе конкурентные. По-
обеспечивает единство устойчивых связей между ними в поле сознания потребителя. При этом данные понятия входят в структуру категории «имидж» и формируют его сущностное ядро (рис.).
следнее замечание актуализирует рассмотрение и изучение имиджа в поле категорий маркетинговой науки.
Если рассматривать имидж с экономической и маркетинговой точек зрения, то следует отметить, что цель создания имиджа состоит в том, чтобы у субъектов, находящихся вне и внутри организации, сложился образ данной организации или ее товара, способствующий достижению определенных целей и задач (социальных, экономических, в конечном итоге финансовых в том числе). Иными словами, имидж организации должен занять определенную нишу в умах потребителей, для идентификации среди конкурентов. Таким образом, имидж может выступать как инструмент позиционирования организации, бренда, товаров или услуг на рынке.
Так, в соответствии с задачами нашего исследования необходимо уточнить взаимосвязь категорий «бренд» и «имидж» и определить
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗНАК ОБРАЗ
ОТНОШЕНИЕ МНЕНИЕ
Сущностные характеристики понятия «имидж»
их местоположение в одном категориальном поле. Бренд чаще всего трактуют как название, термин, знак, символ или любую другую характеристику, которая идентифицирует товар или услугу как отличную от других; обещание ценности, психологический процесс потребительского восприятия; сила, которая побуждает значительное количество людей, не связанных между собой, совершать одинаковые поступки; имидж товара или услуги, конвертируемый в добавленную стоимость [25]. В целом на основе проведенного анализа определения понятия «бренд» и его отличия от имиджа следует обратить внимание на ряд следующих аспектов:
- Формирование бренда организации, продукта или услуги происходит на основе положительного имиджа, с помощью инструментов имиджа.
- Бренд товара или услуги влияет на имидж и репутацию организации, ускоряя процесс их формирования или продвижения. Данная связь имеет и обратный характер, когда имидж и репутация влияют на восприятие и положение бренда на потребительском рынке.
- Бренд - это идентификатор организации, ее товаров или услуг для потребителей, созданный с помощью инструментов имиджа и сочетания впечатлений от его использования представителями целевой аудитории.
Таким образом, бренд организации формируется на основе положительных характеристик имиджа, с использованием стратегий позиционирования, идентификации и дифференциации. Взаимосвязь этих двух понятий имеет двустороннее влияние на процесс формирования и продвижения.
Следует подчеркнуть, что рассмотрение сущности понятия имиджа может быть проведено на основании психологического, социологического, экономического, маркетингового и семиотического подходов, подробное описание содержания которых продолжает данный анализ, но выходит за рамки данной статьи.
Однако отметим, что проведенный нами анализ исторических и теоретико-методологических аспектов сущности понятия «имидж» позволил нам рассматривать имидж как категорию маркетинга и представить как систему социально-экономических отношений, формирующих образ какого-либо объекта в процессе маркетинговой коммуникации, наделенного зна-
ковыми характеристиками, которыми можно управлять посредством элементов маркетинга в целях влияния на поведение потребителей.
Итак, систематизация исторических аспектов формирования имиджа и анализ его теоретического осмысления позволяют выделить и описать пять этапов возникновения, становления и развития феномена и понятия «имидж»: древнейший, систематизации, информационный, институционализации, цифровой. При этом анализ современных трендов, включающий развитие и распространение информационных технологий, позволяет выделить факторы формирования и обосновать выделение пятого этапа - цифрового, который выделен нами впервые. Обозначено понятие цифрового имиджа, который имеет знаково-символиче-скую природу.
С сущностной точки зрения категория «имидж» может быть рассмотрена и определена на основе таких понятий, как образ, впечатление, ценностная оценка, мнение, знак. При этом важен и перспективен, по мнению авторов, подход к рассмотрению сущности имиджа на основе понятий ценности и знака, знакового образа.
Рассмотрение имиджа в системе взаимосвязанных категорий привело к выводу, что имидж объединяет такие элементы, как образ, знак, мнение (оценка), отношение, они входят в его структуру, образуя сущностное ядро. Дифференцированы понятия репутации, бренда и имиджа. Авторы рассматривают репутацию как психологическое понятие и подчеркивают, что репутация возникает вследствие формирования имиджа и бренда, в том числе целенаправленных усилий по управлению ими, посредством прямой и опосредованной коммуникации с организацией, маркетинговой и имиджевой информации.
С экономической и маркетинговой точек зрения целесообразно, на наш взгляд, рассматривать имидж как инструмент позиционирования организации, бренда, как систему социально-экономических отношений, через маркетинговую и имиджевую коммуникацию, которыми следует управлять. Раскрытие элементов данной системы, а также обоснование содержания понятия «имидж», изучение его восприятия и построение технологий управления имиджем могут послужить задачами дальнейших исследований.
Литература
1. Карабанова С. Ф., Мельникова Л. А. От маски к имиджу : моногр. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2009. - 112 с.
2. Макиавелли Н. Государь; История Флоренции. - М. : Эксмо, 2010. - 432 с.
3. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб. : Питер, 2016. - 224 с.
4. Семенова Л. М. Генезис и современное состояние проблемы формирования профессионального имиджа // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2009. - № 326. - С. 194-199.
5. Шепель В. М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. - М. : Феникс, 2005. - 480 с.
6. Boulding K. The Image. Knowledge in Life and Society. - University of Michigan Press : Ann Arbor, 1956. - 175 p.
7. Феофанов О.А. Стереотип и «имидж» в буржуазной пропаганде // Вопросы философии. -1980. - № 6 - С. 91-96.
8. Панасюк А. Ю. Имидж : энцикл. слов. - М. : Книга по требованию, 2012. - 768 с.
9. Горчакова В. Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? - М. : Эксмо, 2007. - 208 с.
10. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа : учеб. пособие. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 223 с.
11. Васюкова И. А. Словарь иностранных слов. - М. : АСТ-ПРЕСС, 1999. - 640 с.
12. Психологический словарь / авт.-сост. В. Н. Копорулина и др. ; под общ. ред. Ю. Л. Ней-мера. - Ростов н/Д. : Феникс, 2003. - 640 с.
13. Горин С. Имиджелогия и репутациология. Сходство и отличия // Корпоративная имиджелогия. - 2008. - № 01 (02). - URL : http://www.ci-journal.ru/article/34/200801imigeology_and_ reputatiology.
14. Горин С. В. Деловая репутация организации. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 256 с.
15. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер : пер. с англ. - 7-е изд. - М. : Альпина Паблишер, 2015. - 211 с.
16. Темпорал П. Эффективный бренд-менеджмент / пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. - СПб. : Нева, 2003. - 320 с.
17. Шмит Б., Симонсон А. Эстетика маркетинга: Стратегия менеджмента, создание брэнда и имиджа компании / пер. с англ. Е. В. Швец. - М. : АСТ : Транзиткнига, 2005. - 395 с.
18. Решетникова И. И. Формирование и развитие делового имиджа фирмы. - М. : Экономика, 2008. - 271 с.
19. Финансовая политика в сфере инноваций: проблемы формирования и реализации : мо-ногр. / под общ. ред. О. Н. Владимировой. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 230 с.
20. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. - М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 2006. - 576 с.
21. Гринберг Т. Э. Политические технологии: ПР и реклама : учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., испр. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 280 с.
22. Шарков Ф. И. Имидж фирмы: технологии управления : учеб. пособие для вузов. - М. : Академический проект, 2006. - 272 с.
23. Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев : ИМСО МО Украины : НВФ «Студцентр», 1998. - 256 с.
24. Основные понятия семиотики Пирса. - URL : https://iling.spb.ru/pdf/nl/basic.html.
25. Родькин П. Е. Бренд-идентификация территорий. Территориальный брендинг: новая прагматичная идентичность. - М. : Совпадение, 2016. - 248 с.
References
1. Karabanova S.F., Melnikova L.A. Ot mask k imidzhu [From mask to image], Monograph, Vladivostok, VSUES publ., 2009, 112 p. (in Russian).
2. Machiavelli N. Il Principe; Discorso sopra il riformare lo stato di Firenze, Moscow, Eksmo publ., 2010, 432 p. (in Russian).
3. Le Bon G. Les Lois Psychologiques de l'Évolution des Peuples; La Psychologie des Foules, St. Petersburg, Piter publ., 2016, 224 p. (in Russian).
4. Semyonova L.M. The genesis and modern state of the problem of professional image-forming. Bulletin of Tomsk State University, 2009, no. 326, pp. 194-199. (in Russian).
5. Shepel V.M. Imidzhelogiya. Sekrety lichnogo obayaniya [Image. Secrets of personal charm], Moscow, Feniks publ., 2005, 480 p. (in Russian).
6. Boulding K. The Image. Knowledge in Life and Society, University of Michigan Press, Ann Arbor, 1956, 175 p.
7. Feofanov O. Stereotip i "imidzh" v burzhuaznoi propagande [Stereotype and "image" in bourgeois propaganda]. Voprosy filosofii, 1980, no. 6, pp. 91-96. (in Russian).
8. Panasyuk A.Yu. Imidz [Image], Encyclopedic dictionary, Moscow, Book-on-demand, 2012, 768 p. (in Russian).
9. Gorchakov V.G. Imidzh: rozygrysh ili kod dostupa? [Image: a rally or access code? ], Moscow, Eksmo publ., 2007, 208 p. (in Russian).
10. Perelygina E.B. Psikhologiya imidzha [Psychology of the image], Moscow, Aspekt Press publ., 2002, 223 p. (in Russian).
11. Vasyukova I.A. Dictionary of foreign words, Moscow, AST-PRESS publ., 1999, 640 p. (in Russian).
12. Neimer Yu.L. (Ed.) Psychological Dictionary, Rostov-on-Don, Feniks publ., 2003, 640 p. (in Russian).
13. Gorin S. Imidzhelogiya i reputatsiologiya. Skhodstvo i otlichiya [Imageolpgy and reputiology. Similarities and differences]. Corporate imageology, 2008, no. 01 (02), available at: http://www.ci-journal.ru/article/34/200801 imigeology_and_reputatiology. (in Russian).
14. Gorin S.V. Delovaya reputatsiya organizatsii [Business reputation of the organization], Rostov-on-Don, Feniks publ., 2006, 256 p. (in Russian).
15. Kotler Ph. Marketing Insights from A to Z: 80 Concepts Every Manager Needs to Know, 7th ed., Moscow, Al'pina publ., 2015, 211 p. (in Russian).
16. Temporal P. Advanced Brand Management, St. Petersburg, Neva publ., 2003, 320 p. (in Russian).
17. Schmitt B.H., Simonson A. Marketing Aesthetics, Moscow, AST publ., Tranzitkniga publ.,
2005, 395 p. (in Russian).
18. Reshetnikova I. Formirovanie i razvitie delovogo imidzha firmy [Formation and development of the company's business image], Moscow, Ekonomika publ., 2008, 271 p. (in Russian).
19. Vladimirova O.N. (Ed.) Finansovaya politika v sfere innovatsii: problemy formirovaniya i re-alizatsii [Financial policy in the field of innovation: the problems of formation and implementation], Monograph, Moscow, INFRA-M publ., 2013, 230 p. (in Russian).
20. Pocheptsov G.G. Imidzhelogiya [Imageology], Moscow, Refl-buk publ., Kyiv, Vakler publ.,
2006, 576 p. (in Russian).
21. Grinberg T.E. Politicheskie tekhnologii: PR i reklama [Political technologies: PR and advertising], 2nd ed., Moscow, Aspekt Press, 2012, 280 p. (in Russian).
22. Sharkov F.I. Imidzh firmy: tekhnologii upravleniya [Image of the firm: management technologies], Moscow, Akademicheskii proekt publ., 2006, 272 p. (in Russian).
23. Pocheptsov G.G. Professiya: imidzhmeiker [Profession: image maker], 2nd ed., Kyiv, IMSO of the Ministry of Defense of Ukraine, Studtsentr publ., 1998, 256 p. (in Russian).
24. Basic concepts of semiotics by Ch.S. Peirce, available at: https://iling.spb.ru/pdf/nl/basic.html. (in Russian).
25. Rodkin P.E. Brend-identifikatsiya territorii. Territorial'nyi brending: novaya pragmatichnaya identichnost' [Brand-identification of territories. Territorial branding: a new pragmatic identity], Moscow, Sovpadenie publ., 2016, 248 p. (in Russian).
Сведения об авторах
Мамаева Валерия Юрьевна - канд. экон. наук, доцент, начальник управления маркетинга Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, ул. Андрианова, 28 E-mail: vum_50@mail.ru
About the authors
Mamaeva Valeriya Yurievna - Candidate of Economic sciences, Associate Professor, Head of Marketing Department
Postal address: 28, Andrianova ul., Omsk, 644077, Russia E-mail: vum_50@mail.ru
Мацько Виталий Валерьевич - начальник отдела маркетинга, рекламы и содействия трудоустройству Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, ул. Андрианова, 28 E-mail: v_matsko@mail.ru
Matsko Vitaliy Valerievich - Head of the Marketing, Advertising and Employment Promotion Department Postal address: 28, Andrianova ul., Omsk, 644077, Russia E-mail: v_matsko@mail.ru
Для цитирования
Мамаева В. Ю., Мацько В. В. Теоретико-методологические основы формирования имиджа: исторические и современные аспекты // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2017. - № 3 (59). - С. 134-143. -РО!: 10.25513/1812-3988.2017.3.134-143.
For citations
Mamaeva V.Yu., Matsko V.V. Theoretic and methodological basis of image formation: historical and modern aspects. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 3 (59), pp. 134-143. DOI: 10.25513/18123988.2017.3.134-143. (in Russian).