Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы денежно-кредитных методов регулирования и стимулирования экономики России и ее регионов'

Теоретико-методологические основы денежно-кредитных методов регулирования и стимулирования экономики России и ее регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ И РЕГИОНОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьев Юрий Николаевич

На основе анализа взглядов ученых на сущность и содержание денежно-кредитного регулирования, были определены методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики страны и ее регионов. Обосновано, что применение общих подходов и способов денежно-кредитного регулирования экономики регионов в российских условиях малоэффективно. Поэтому предложено и обосновано использование количественных и качественных селективных методов, которые должны дать эффект устойчивого экономического роста и развития экономики регионов за счет целевого кредитования хозяйствующих субъектов по низким процентным ставкам. При этом целевое кредитование должно обеспечить недопущение роста инфляции и эффективное взаимодействие с финансовыми методами регулирования и стимулирования экономического развития в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы денежно-кредитных методов регулирования и стимулирования экономики России и ее регионов»

УДК 336

Воробьев Юрий Николаевич,

д.э.н., профессор,

кафедра финансов предприятий и страхования,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь

Vorobyov Yuri Nikolaevich,

Doctor of Economics, professor,

Department of Business Finance and Insurance,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

И ЕЕ РЕГИОНОВ

THEORETICALAND METHODOLOGICAL BASIS FOR MONETARY METHODS OF ECONOMY REGULATION AND STIMULATION IN RUSSIA

AND ITS REGIONS

На основе анализа взглядов ученых на сущность и содержание денежно-кредитного регулирования, были определены методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики страны и ее регионов. Обосновано, что применение общих подходов и способов денежно-кредитного регулирования экономики регионов в российских условиях малоэффективно. Поэтому предложено и обосновано использование количественных и качественных селективных методов, которые должны дать эффект устойчивого экономического роста и развития экономики регионов за счет целевого кредитования хозяйствующих субъектов по низким процентным ставкам. При этом целевое кредитование должно обеспечить недопущение роста инфляции и эффективное взаимодействие с финансовыми методами регулирования и стимулирования экономического развития в регионах.

Ключевые слова: денежно-кредитное регулирование, методы и инструменты денежно-кредитного регулирования и стимулирования экономики страны и регионов.

Based on the analysis of scientists' views on the essence and content of monetary regulation the monetary regulation methods and instruments of economy of the country and its regions were identified. It is stipulated that the use of common monetary regulation approaches and methods of regional economy in the Russian context is ineffective. Therefore, it is proposed and substantiated the use of quantitative and qualitative selective methods, which must provide the effect to sustainable economic growth and development of the regional economy through targeted lending to economic entities at low interest rates. Target lending should prevent inflation growth and effective interaction with the financial methods of regulation and stimulation of the economic development in the regions.

Keywords: monetary control, methods and instruments of monetary regulation and stimulation of the economy and regions.

ВВЕДЕНИЕ

Влияние на экономику страны и ее регионов можно достигнуть как с помощью совокупности финансовых методов [7], так и за счет использования денежно-кредитных методов регулирования и стимулирования. В ХХ столетии сформировалась научная концепция роли и назначения денежно-кредитных методов в регулировании и стимулировании национальной экономики [3, 4, 5, 6, 11, 13, 16, 17, 24]. Эта теория и практика денежно-кредитного регулирования и стимулирования экономики достаточно широко использовалась в странах с развитой рыночной экономикой. В то же время в Российской Федерации денежно-кредитные методы регулирования экономики применялись очень мало до начала 90-х годов ХХ столетия. С переходом к рыночной экономике в России также стали достаточно активно использовать денежно-кредитные методы регулирования и стимулирования экономического развития [1, 2, 9, 10, 14, 15, 18, 19 21, 22, 23]. Однако финансовая наука еще в середине ХХ столетия установила, что денежно-кредитные методы регулирования экономики не являются абсолютными, имеют свои границы и требуют постоянной корректировки в связи с изменениями социально-экономического развития государства. Основными институтами, обеспечивающими реализацию денежно-кредитных методов регулирования и стимулирования экономики, являются центральные банки и совокупность банковских институтов, которые за счет денежной массы в обращении, выданных кредитных ресурсов, процентных ставок,

77

регулирования инфляции и т.п. оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие страны и ее регионов [1, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 20, 23].

Анализ взглядов ученых на денежно-кредитные методы регулирования и стимулирования экономики страны [1, 2, 6, 9, 10, 13, 18, 21, 22, 23] позволяет сделать вывод, что эти методы в основном используются для влияния на экономику страны в целом. В то же время денежно-кредитные методы относительно мало используются для целей регулирования и стимулирования отдельных регионов страны. Это обусловлено скорее тем, что денежно-кредитное регулирование равномерно воздействует на всю экономику государства, а поэтому рассматривать эти методы в контексте отдельных регионов нецелесообразно.

Однако это справедливо для относительно небольших стран, а также стран, где уровень социально-экономическое развития достаточно равномерный по всей территории. В то же время для таких государств как Российская Федерация, денежно-кредитное регулирование и стимулирование экономики, осуществляемое Центральным банком Российской Федерации напрямую и через банковскую систему неодинаково проявляется во всех регионах страны. Это обусловлено совокупностью причин и факторов, но это является реальностью сегодняшнего дня для социально-экономического развития страны. В этих условиях необходимы дальнейшие теоретико-методологические разработки в области применения денежно-кредитных методов регулирования и стимулирования российской экономики и социальной сферы. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

В современной экономической науке значительное внимание уделяется методам денежно-кредитного регулирования экономики. Это полностью обосновано и важно с позиции влияния денежно-кредитных инструментов на социально-экономическое развитие. Вместе с тем, денежно-кредитные методы регулирования и стимулирования экономики в основном рассматриваются исключительно для целей макроэкономического регулирования. Но в такой экономике как российская это не совсем правильно. Ведь множество финансово-экономических процессов в стране происходят на уровне отдельных регионов и территорий. Поэтому для российской экономики повышается роль денежно-кредитных методов регулирования и стимулирования на уровне отдельных регионов.

В связи с этим, целью исследования является раскрытие теоретико-методологических основ применения денежно-кредитных методов для регулирования и стимулирования экономики как на уровне государства в целом, так и на уровне его отдельных регионов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В основе теории денежно-кредитного регулирования экономики положена монетаристская теория, согласно которой «количество денег в обращении является определяющим фактором в формировании экономической конъюнктуры и существует прямая связь между изменениями денежной массы в обращении и величиной валового национального продукта»[24]. Разработчиком монетаристской теории был Милтон Фридмен.

Основные положения теории монетаризма в области денежно-кредитного регулирования можно представить в следующем виде (табл. 1).

Согласно монетаристской концепции денежно-кредитного регулирования основное воздействие на макроэкономические показатели достигается за счет денежного предложения с использовани-

Таблица 1. Основные положения теории монетаризма в области денежно-кредитного регулирования экономики *

Основные положения Содержание Возможность использования на макро- и мезоуровнях

1. Рыночная экономика -саморегулирующаяся система. Обосновывается, что рыночная экономика может функционировать без значительного вмешательства государства. Диспропорции и другие отрицательные проявления связаны с избыточным присутствием государства в экономике. Данный постулат не выдерживает проверкой времени. Особенно в России без государственного вмешательства, в т.ч. на мезоуровне возникают значительные перекосы, приводящие к ухудшению ситуации в масштабах государства.

78

Продолжение таблицы 1

Основные положения Содержание Возможность использования на макро- и мезоуровнях

2. Среди различных инструментов, воздействующих на экономику, предпочтение отдается денежным инструментам. Обосновывается, что денежные инструменты лучше всего обеспечивают экономическую стабильность как основную цель регулирования. Денежные инструменты в большей мере можно использовать на макроэкономическом уровне. Вместе с тем, целевое предложение денег на мезоуровне позволяет существенно улучшить социально-экономическое развитие. Такое целевое предложение денег можно реализовать через механизмы кредитования наиболее важных отраслей и хозяйствующих субъектов

3. Между темпами роста денежной массы в обращение и динамикой валового внутреннего продукта существует корреляционная связь. Обосновывается, что ускорение или замедление темпов роста денежной массы в обращении приводит к изменению деловой активности, циклическим колебаниям производства, а следовательно, сказывается на совокупном доходе всей экономики. Данное положение имеет место в долгосрочной перспективе. Оно оказывает воздействие как на макроэкономическом, так и на мезоуровне. Однако скорость изменения величины и темпов ВВП и ВРП определяется действием совокупности факторов и условий, а не только величиной денежной массы в обращение. Это особенно характерно для мезоуров-ня, т.е. отдельных регионов России.

4. Регулирование должно ориентироваться не на текущие, а на долгосрочные задачи. Обосновывается, что изменение денежной массы в обороте сказывается на макроэкономических параметрах не сразу, а с разрывом во времени. Временной лаг может составлять от нескольких месяцев до одного года. Данный постулат справедлив как для макроуровня, так и для мезоуровня. При этом следует учитывать, что для такой страны как Россия реакция на изменгния денежной массы в обращении может колебаться существенно по регионам во времени, что также отразиться и на макроэкономике в целом.

5. При выборе темпа роста денежной массы в обращении необходимо руководствоваться правилом «механического» ее прироста, но которое отражало бы взаимосвязь прироста инфляции и величины ВВП. Обосновывается, что рост денежной массы в обращении должно осуществляться «автоматически», но с учетом взаимосвязи между инфляцией и ВВП (ВРП). Данный постулат не всегда правильно реализуется, что приводит к росту денежной массы, но не обеспеченной необходимыми изменением величины ВВП или ВРП. В условиях России это приводило к росту инфляции и потере взаимосвязи денег и созданной стоимости. При этом инфляция существенно опережала рост ВРП, часть денег из сферы производства перемещалась в спекулятивные валютные операции и в виде иностранной валюты вывозилось за пределы страны.

79

Продолжение таблицы 1

Основные положения Содержание Возможность использования на макро- и мезоуровнях

6. В качестве главного регулятора экономического развития служат «денежные импульсы» — регулярная денежная эмиссия. Обосновывается, что на развитие экономики в наибольшей степени влияет постоянная денежная эмиссия. При этом монетаристы обосновывают, что темпы развития экономики должны постоянно подкрепляться ростом денежной массы. Данное положение может проявляться как на макро-, так и на мезоуровнях экономического развития. Однако в России рост денежной массы нг соответствовал темпам изменения воспроизводственного процесса в результате росла инфляция, а экономическое развитие фактически не происходило. Кроме того, увеличение денежной массы было неодинаково по регионам страны, что также ухудшало социально-экономическое состояние страны и отдельных ее регионов.

7. Экзогенное (автономное) изменение денежной маосы, независящее от состояние социал ьно -экономической системы. Обосновывается, что изменение (увеличение) денежной массы в социально-экономической системе должно быть автоматическим, не связанным с экономическим развитием. Это базируется на тезисе о саморегулировании рыночной экономике. Монетаристы утверждают, что изменение денежной массы в обращение является «первоначальным толчком» изменений конъюнктуры рынка. Данное положение может проявляться как на макро-, так и на мезоуров-не. Однако бесконтрольное увеличение денежной массы в условиях российской действительности не будет способствовать позитивному изменению конъюнктуры рынка. Это подтвердили годы, когда в стране были значительные объемы денежной массы в обороте, но они не перераспределялись через финансовый рынок в направление производственных отраслей, а направлялись на спекулятивные валютные операции и вывозились за рубеж.

8. Отказ от краткосрочной денежной политики Обосновывается, что краткосрочная денежная политика практически неэффективна в связи с тем, что изменение денежной массы в обращение сказывается на экономике страны не сразу, а через определенные промежутки времени. А поэтому денежно-кредитное регулирование должно использоваться как инструмент долгосрочного регулирования экономики. Данный постулат справедлив отчасти. Он может использоваться как на макро-, так и на мезоуровнях. Вместе с тем, длительность влияния денежной массы на экономику завит от масштабов этой экономики, связи экономики с денежно-кредитными регуляторами. Для российской экономики увеличение денежной массы в обращение оказывает неодинаковое влияние как по регионам, так и по сферам и секторам экономики. В этом противоречивость и сложность применения денежно-кредитной политики как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде.

* Составлено автором на основе анализа [4, 5, 6, 16, 24]

80

ем ряда инструментов, в первую очередь, обязательные резервные требования. Монетаристская теория позволила использовать денежные агрегаты в качестве инструментов краткосрочного воздействия на экономику. Центральный банк, используя денежные агрегаты, может влиять на экономический рост, инфляцию и безработицу.

Вместе с тем, следует отметить, что теория денежно-кредитного регулирования недостаточно учитывала специфику социально-экономического развития государств. Для одних стран, использование денежно-кредитного регулирования позволяло получить лучшие результаты, чем для других.

Российская экономика была недостаточно восприимчива к денежно-кредитному регулированию, так как в самой социально-экономической системе не сложились необходимые условия для применения монетаристской теории. Увеличение денег в экономике приводило лишь к росту инфляции, но не влияло на экономическое развитие, рост ВВП, снижение безработицы.

В связи с этим, следует четко понимать, что монетаристская теория и ее разновидности применимы тогда и там, где действительно созданы рыночные условия хозяйствования. Неслучайно, данная теория возникла в самой рыночной экономике мира — США. В то же время российская экономика в 90-х годах ХХ столетия не являлась рыночной, да и сегодня она все еще не соответствует в полной мере рыночным законам развития. Поэтому применение монетаристской теории регулирования экономики не давало и пока не дает тех результатов, которые можно было ожидать в странах с более развитым рыночных хозяйством.

Кроме того, российское государство имеет федеративное устройство, огромные масштабы и значительное социально-экономическое отличие регионов. Это в полной мере отражается на возможности и эффективности использования денежно-кредитных регуляторов.

В чем суть проблемы? Денежные потоки, направляемые в экономику Центральным банком России неравномерно распределяются по регионам страны. Это обусловлено как социально-экономическим состоянием этих регионов, так и спецификой функционирования российских хозяйственных субъектов.

Во-первых, денежная масса распределяется в социально-экономической системе государства, в первую очередь, по каналам банковской системы или через инструменты финансового рынка. Так как российский финансовый рынок не является достаточно развитым, то в основном используется банковская система. Но и здесь есть вопросы. Деньги в регионы поступают через банковское кредитование. Однако во многих регионах страны уровень кредитования экономики существенно меньший, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Это приводит к сокращению притока денег в регионы, а следовательно, использования денежной массы для влияния на экономический рост в регионах.

Во-вторых, притоку денежной массы в регионы через механизмы кредитования мешают высокие процентные ставки, которые оказываются существенно выше, чем возможности их выплачивать со стороны хозяйствующих субъектов. В результате рост денежной массы в обращение не находит отклик в экономике. Социально-экономическая система государства и ее отдельных территорий живет своей жизнью, а финансовые институты, в частности, банки, своей. Чтобы заработать банки активно участвуют в потребительском кредитовании населения, что приводит к росту спроса при отсутствии предложения товаров со стороны отечественных производителей. Это порождает, с одной стороны, рост цен на продукцию, пользующуюся спросом, а с другой стороны, — поиск поставщиков продукции из-за рубежа. Иными словами, увеличение денежной массы в регионах России способствует повышению инфляции и активному росту импортной продукции.

В-третьих, практически во всех регионах России сложилась не очень хорошая ситуация, связанная с тем, что производство находятся в регионах, а сами организации зарегистрированы либо в столице страны — Москве, либо в других крупных городах. Это приводит к значительному перемещению денежной массы в центры, где они либо оседают на счетах компаний (олигархов), либо выводятся за пределы страны. В регионах как не было, так и нет необходимых денежных средств для осуществления экономического и социального развития.

Лишь только в последние годы применение монетаристских методов денежно-кредитного регулирования экономики России стало давать хотя бы некоторые положительные результаты.

Здесь следует особо остановиться на том, что Центральный банк России, рассматривая различные подходы по использованию монетаристской денежно-кредитной теории в регулировании экономики, принял решение, в первую очередь, не допустить роста инфляции, исходя из понимания опасности неконтролируемого роста инфляции в российской экономике.

81

Этот подход вызвал значительную волну критики, так как в стране сложилась парадоксальная ситуация.

Во-первых, растет инфляция. Во-вторых, доходы значительной части хозяйствующих субъектов снижаются, что приводит к снижению доходов работающего населения. В-третьих, в регионах не хватает денежных средств для социально-экономического развития. В-четвертых, имеющиеся средства, причем достаточно большие суммы, направляются на спекулятивные валютные операции. В-пятых, сокращаются доходы бюджетной системы страны, что также ухудшает социально-экономическую ситуацию в государстве.

Все это являлось следствием нерациональной, а может быть и неправильной денежно-кредитной, валютной, бюджетно-налоговой политики государства.

Основная суть критики сводилась к тому, что экономике страны не хватает денежных средств, а таргетирование инфляции с использованием такого инструмента как значительный подъем ключевой ставки ЦБ России приводит к фактическому прекращению банковского кредитования бизнеса.

Это была правильная критика. Однако вопрос о кредитовании экономики нельзя решать без учета ситуации. Необходимо глобальное изменение подходов к денежно-кредитному и бюджетно-налоговому регулированию в стране. Эти регуляторы экономического развития должны стимулировать экономическое развитие, создание новых инновационных предприятий, производств, видов продукции. Но до последнего времени это практически не происходило.

Открытость российской экономики в течение последних 25 лет наносило ей значительно больше вреда, чем пользы. Из России были вывезены многие миллиарды долларов США. Государство, население, хозяйствующие субъекты понесли значительный урон, что отразилось на уровне жизни, ее качестве, состоянии экономики, возможности производить продукцию промышленности, сельского хозяйства и т.п.

Ориентация на экспортную модель экономического развития, причем экспорт в основном нефтегазового сырья и продукции первичного передела (металлургии, химии и т.п.), не способствовало экономическому развитию страны. Рыночные механизмы развивались однобоко. Страна формировала систему торгово-посреднического бизнеса, а производство постепенно разрушалось. Это касалось всех отраслей экономики. В этой ситуации нельзя было говорить о действенном денежно-кредитном регулировании.

Выход из негативной ситуации появился лишь в результате конфликта со странами Запада в результате государственного переворота на Украине и вхождения Крыма в состав Российской Федерации. Это было фактически спасением страны от абсолютно неэффективного и опасного курса следования в «форматоре» стран Запада.

Для экономики России применение денежно-кредитного регулирования должно быть увязано с механизмами бюджетно-налогового регулирования и эффективной валютной политикой. Кроме того, все эти направления регулирования должны быть увязаны с необходимостью оптимизации объемов экспорта и внутреннего потребления.

Для развитой экономики характерно то, что объемы внутреннего потребления созданной в стране продукции и услуг существенно выше, чем объемы отправляемые на экспорт. Экспортно-ориентированная модель Японской экономики все-таки предполагает, что уровень внутреннего потребления не может быть низким. В российской же экономике складывалась многие годы модель низкого внутреннего потребления и ориентация на экспортное развитие. Еще со времен СССР самые лучшие товары направлялись на экспорт. Такое же положение продолжается и сегодня. Поэтому денежно-кредитное регулирование в стране и ее регионах приводит не к улучшению социально-экономического развития, не к снижению уровня безработицы, снижению инфляции, экономическому росту, а к увеличению производства экспортных товаров — нефти, газа, металла, химической продукции, леса-кругляка, качественно зерна и т.п.

Такой подход к денежно-кредитному регулированию экономики через направление денежной массы в экспортно-ориентированные отрасли и даже отдельные предприятия является тупиковым и требует скорейшей замены на более эффективный, который позволит получать денежные средства через инструменты денежного рынка и рынка долгосрочного банковского кредитования всем хозяйствующим субъектам.

Какие же методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики может использовать государство? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определиться с понятием методы денежно-кредитного регулирования.

82

В литературе можно встретить такое определение методов денежно-кредитного регулирования. «Методы денежно-кредитного регулирования — это совокупность способов и форм регулирования, разрабатываемых субъектом регулирования (прежде всего, это центральный банк во взаимодействии с исполнительными органами власти) в отношении объекта регулирования (предложения денег или спроса на деньги, равновесие на денежном рынке или его устойчивость) для достижения поставленных целей»[24].

Аналогичное или близкое определение методов денежно-кредитного регулирования можно найти и в других работах [4, 5, 6, 13, 16, 17].

Приведенное определение методов денежно-кредитного регулирования носит достаточно общий характер. Оно не отражает полностью субъекта и объекта денежно-кредитного регулирования. При этом авторы данного определения утверждают: «характеристику методов денежно-кредитного регулирования, их классификацию и проблему выбора тех или иных методов следует рассматривать в зависимости от:

• цели (целей) денежно-кредитного регулирования;

• характеристики субъекта регулирования;

• особенностей выбора того или иного объекта регулирования» [24].

Необходимо более точнее сформулировать определение методов денежно-кредитного регулирования экономики. Однако для этого следует четко понять, какие цели существуют денежно-кредитного регулирования.

Из научной литературы [1, 2, 4, 5, 10, 13, 16, 17, 22, 23, 24] можно установить, что существуют несколько основных целей денежно-кредитного регулирования:

1) ценовая стабильность или обеспечение заданного уровня инфляции в стране через таргети-рование инфляции;

2) стабильность валютного курса через валютное таргетирование;

3) обеспечение возможности нормального формирования бюджетов бюджетной системы страны в условиях снижения цен на основные экспортные товары России нефть, газ, металл за счет реализации плавающего валютного курса и осуществления операций по купле-продаже валюты;

4) регулирование количества денег в обращение через регулирование денежных агрегатов или их структуры;

5) обеспечение финансовой стабильности в масштабах страны.

Сегодня все эти цели реализует Центральный банк России как мегарегулятор всего финансового рынка. Поэтому он является основным субъектом денежно-кредитного регулирования экономики страны. Однако Центральный банк является лишь вершиной финансово-кредитной системы страны. Отсюда, субъектами денежно-кредитного регулирования экономики выступают банковские и другие финансово-кредитные институты. При этом банки играют наибольшую роль в денежно-кредитном регулировании, что обусловлено их реальной возможностью удовлетворять спрос и обеспечивать предложение денег в обращении через механизмы кредитования экономики и аккумулирования денег через депозитные программы и иные финансовые инструменты. В связи с этим стабильность и эффективность банковской системы является основой обеспечения нормального денежно-кредитного регулирования экономики Российской Федерации.

Вместе с тем, в современных условиях Центральный банк России не удовлетворен уровнем функционирования отдельных банков и других финансово-кредитных институтов. За 9 месяцев 2016 года отозвано лицензий более чем у 50 банковских институтов. Это позволяет очистить банковскую систему страны от слабых, неустойчивых и неэффективных банковских институтов, которые не выполняют установленные Центральным банком России требования, ведут рисковые операции, угрожают денежно-кредитной стабильности в стране.

Центральный банк России в рамках денежно-кредитного регулирования экономики выполняет три основные цели:

1) защита и обеспечение устойчивости рубля. До 2014 года эта цель с большим трудом, но в целом выполнялось Центральным банком России. Но в условиях ухудшения экономической ситуации в 2014, 2015 годах, введения значительных экономических санкций стран Запада против России обеспечивать стабильность рубля стало невозможно. В результате было принято решение о переходе на плавающий валютный курс. Это позволило сохранить золотовалютные резервы страны и обеспечить постепенную стабилизацию рубля по отношению мировых валют, в частности, доллара США и Евро. В октябре 2016 года курс рубля стал находится в диапазоне 1 доллар США 63-65 рублей. Наступила некоторая курсовая стабильность;

83

2) развитие и укрепление банковской системы страны. Это достигается за счет ужесточения надзора за деятельностью банковских институтов и при не выполнении ими требований законодательства лишать банки лицензий. При этом Банк России сегодня активно использует методы контрциклического регулирования и применяет макропруденциальные подходы к регулятивным и надзорным решениям;

3) обеспечение стабильности и развития национальной платежной системы. Эта цель сегодня уже практически реализована в связи с запуском платежной системы «Мир», выпуском карт платежной системы «Мир» и принятием решения о постепенном переходе организаций и населения на использование национальной платежной системы «Мир»;

4) обеспечение стабильности и развития финансового рынка страны. Эту цель Центральный банк России фактически стал реализовывать только с 2014 года как мегарегулятор.

Объектами денежно-кредитного регулирования являются:

1) спрос на деньги;

2) предложение денег;

3) обеспечение равновесия «цены» денег.

Спрос и предложение денег на денежном рынке обеспечивается за счет того, что Центральный банк России непосредственно регулирует массу денег в обращении используя различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в обращении.

Центральный банк России денежный оборот регулирует также за счет изменения кредитной политики. Кредитная политика Центрального банка может быть направлена на кредитную экспансию или кредитную рестрикцию. Кредитная экспансия Центрального банка России позволяет увеличить кредитные ресурсы банковских институтов, что приводит к росту общей денежной массы в обороте. Кредитная рестрикция Центрального банка России обеспечивает сокращение объема кредитных ресурсов коммерческих банков и соответственно их возможности кредитования экономики. В этом случае денежная масса в обороте снижается. Кредитную рестрикцию Центральный банк России может проводить через изменения величины ключевой ставки. В условиях угрозы роста инфляции в стране Центральный банк России в 2014 году резко повысил ключевую ставку, что позволило в течение года достигнуть определенного снижения инфляции, но при этом были значительно сокращено кредитование экономики. Это, естественно, оказало негативное влияние на экономическое развитие страны в долгосрочном периоде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из всего выше сказанного, методы денежно-кредитного регулирования — это совокупность подходов, форм, способов и приемов денежно-кредитного регулирования, разрабатываемая Центральным банком России совместно с Правительством России в отношении спроса, предложения и «ценового» равновесия на денежном рынке с целью обеспечения ценовой стабильности, устойчивости рубля, стабильности банковской системы, устойчивости финансового рынка и создания условий для поступательного экономического развития.

Сегодня Центральный банк России совместно с Правительством России достиг определенной стабилизации ситуации в стране. Однако данная стабилизация означает отсутствие экономического развития, отсутствие экономического роста. Невозможно обеспечить экономический рост без изменения денежно-кредитного регулирования как в масштабах страны, так и особенно в регионах.

Центральный банк России имеет прямые и косвенные методы денежно-кредитного регулирования. Прямые методы имеют характер административного воздействия и реализуются в виде: директив, команд, распоряжений, писем Центрального банка России касающихся денежного предложения, цены денег на денежном рынке (ключевая процентная ставка). К прямым методам чаще всего относят: а) ограничения или лимиты на предложение денег; б) издание нормативно-законодательных актов, решений о денежном регулировании.

С помощью прямых методов удается достигнуть наиболее быстрого эффекта воздействия на объекты денежного регулирования, в частности, на предложение денег, спрос на них, цену денег (процентную ставку). Прямые методы регулирования наиболее быстро отражаются на величине выданных кредитов или привлеченных депозитов. В результате существенно изменяется денежная масса в обращении.

В период 2014-2016 годов Центральный банк России неоднократно использовал прямые методы денежно-кредитного регулирования. Это позволили в определенной степени снизить как предложение, так и спрос на деньги в экономике. Вместе с тем, это привело к значительному ухудше-

84

нию ситуации в регионах, так как уменьшение предложения денег в обращении, в первую очередь, ощущается не в столице и наиболее крупных городах, а в более отдаленных районах страны. В результате снижения предложения денег резко снизилась деловая активность, уменьшились инвестиции в экономику. Не были реализованы многие инвестиционные проекты. Произошло падение темпов роста ВВП страны, которое затронуло практически все регионы.

Негативная сторона прямых методов денежно-кредитного регулирования — это отток денег из экономики, их движение из производственной сферы в сферу обращения, что существенно снижает возможности страны по экономическому развитию в будущем. Кроме того, часть денежных средств выводится из экономической системы страны и перемещается в страны с более благоприятными условиями для использования денег. В этом есть определенный интерес и западных стран.

Косвенные методы денежно-кредитного регулирования больше ориентированы на интерес хозяйствующих субъектов. В основном они обусловлены уровнем развития финансового рынка. В России косвенные методы применяются, но их роль не всегда очевидна для хозяйствующих субъектов, что обусловлено уровнем взаимодействия с институтами финансового рынка. В большинстве случае косвенные методы достигают результата только для ограниченного круга хозяйствующих субъектов, которые находятся на более высокой ступени взаимодействия с институтами финансового рынка. Вместе с тем, косвенные методы имеют то преимущество, что их можно использовать как на макро-, так и на мезоуровнях. Это очень важно для выравнивания экономических условий развития регионов России. Однако это еще отдаленная перспектива для российской экономики.

Косвенные методы денежно-кредитного регулирования могут быть общими и селективными. Общие методы оказывают воздействие на весь денежный рынок, а следовательно, воздействие их на социально-экономическое развитие отдельных регионов не очень заметное. Более того, общие методы воздействия на денежный рынок, чаще всего, приводят к негативным последствия в деятельности того или иного региона, что обусловлено спецификой движения денежных потоков в стране, масштабами спроса и предложения денег в крупных экономических центрах и в российских регионах, которые считаются «глубинкой» России.

Селективные методы в отличие от общих методов могут иметь большее значение для денежно-кредитного регулирования социально-экономического развития отдельных регионов страны. При использовании селективных методов удается реализовать интересы конкретных регионов через направления денежных средств на кредитование заданных объектов, определенных отраслей, сфер экономики в том или ином регионе. Однако считается, что селективные методы носят директивный характер и мало соответствуют законам рыночной экономики. Это действительно так. Эти методы денежно-кредитного регулирования используются Центральным банком России, но чаще всего Правительством России для выравнивания ситуации в регионах.

Кроме перечисленных выше методов денежно-кредитного регулирования экономики, существуют еще количественные и качественные методы. Количественные методы денежно-кредитного регулирования экономики реализуются через расширение денежного предложения. Они, как правило, связаны с увеличение кредитования экономики страны. В основном направлены на стимулирования экономического развития за счет роста объемов кредитов.

Качественные методы денежно-кредитного регулирования экономики оказывают воздействие на денежный рынок через механизм процентной ставки, который через трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики оказывает воздействие на состояние реального сектора экономики.

Для повышения финансовой устойчивости, эффективности российской экономики, обеспечения устойчивого экономического роста и развития необходимо, чтобы на уровне регионов более целенаправленно использовались как количественные, так и качественные методы денежно-кредитного регулирования.

Центральный банк России использует следующие инструменты денежно-кредитного регулирования:

1) изменение нормативов обязательных резервов или так называемых резервных требований;

2) процентная политика ЦБ России, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у ЦБ или депонирование средств коммерческими банками в ЦБ России;

3) операции открытого рынка.

Все перечисленные инструменты денежно-кредитного регулирования ЦБ России активно использует. Это оказывает влияние на спрос и предложение денег в экономике, стоимость денег

85

(величину процентной ставки) при кредитовании и при осуществлении депозитных операций. Однако все методы и инструменты, используемые Центральным банком России оказывают наибольшее влияние на весь денежный рынок, но в меньше степени влияют на стимулирования экономического роста и развития в регионах страны.

Нам представляется, что в кризисных условиях, которые существуют сегодня в российской экономике использование количественных и качественных селективных методов денежно-кредитного регулирования является одним из наиболее приемлемых выходов из сложившейся негативной ситуации. Суть проблемы состоит в следующем. Косвенные общие методы денежно-кредитного регулирования способствуют развитию денежного рынка в целом. Это отражается на хозяйствующих субъектах, которые активно взаимодействуют с финансовым рынком страны. Для большинства же хозяйствующих субъектов польза от общих методов развития денежного рынка практически мала, так как они не могут использовать все богатство инструментов и возможностей финансового рынка. Кроме того, неодинаковая развитость регионов страны не позволяет в полной мере воспользоваться воздействием общих методов денежно-кредитного регулирования. Увеличение объемов кредитования экономики по ценам (процентным ставкам), которые являются неподъемными для большей части бизнеса в регионах, сегодня невозможно. В связи с этим, мы предлагаем использовать косвенные количественные и качественные селективные методы, с помощью которых можно будет организовать целевое кредитование хозяйствующих субъектов в регионах. Это позволит:

Во-первых, обеспечить строгое соответствие предложения денег спросу на деньги в реальном секторе экономики регионов. Кредиты будут предоставляться по целевому признаку в объемах и по низким ставкам, что позволит хозяйствующим субъектам региона наладить нормальное производство продукции, осуществлять выполнение работ и оказывать услуги.

Во-вторых, не допустить отток денег из сферы производства в сферу обращения, в том числе, на приобретение иностранной валюты со спекулятивными целями. Целевое использование выданных кредитов должно жестко контролироваться банковскими институтами. За выдачу и использование таких кредитов ответственность перед ЦБ России (финансовую, а при необходимости и уголовную) несут банки, выдавшие кредит, а хозяйствующие субъекты, получившие такой кредит, несут ответственность перед налоговыми органами страны.

В-третьих, не допустить развития неконтролируемой инфляции за счет поступления денежной массы в регионы через механизм кредитной эмиссии. Более низкие ставки по кредитам повысят уровень конкурентоспособности отечественной продукции по сравнению с иностранными товарами на внутреннем и внешнем рынках. Это будет основной гарантией соблюдения равновесия на денежном рынке страны.

В-четвертых, ускорить процессы импортозамещения в экономике, создать инновационные производства, внедрить инновационные технологии, создать новые инновационные продукты, с которыми можно успешно конкурировать как на отечественном, так и на зарубежных рынках. Здесь можно использовать пример Китая.

В-пятых, появление целевых кредитов с низкими процентными ставками, особенно на инвестиции, поможет быстро обновить материально-техническую базу экономики страны в регионах, что станет стимулом для экономического роста и развития в масштабах всего государства.

В-шестых, программа целевого кредитования по низким процентным ставкам должна распространяться на все хозяйствующие субъекты, в том числе и индивидуальных предпринимателей, способные представить экономически обоснованный проект развития бизнеса, в котором необходимы средства для инвестиций и для пополнения оборотных средств.

В-седьмых, более эффективно организовать денежно-кредитное регулирование и стимулирование российской экономики с учетом региональной специфики, потребности каждого отдельного региона в денежно-кредитных ресурсах.

В-восьмых, найти оптимальное сочетание методов денежно-кредитного регулирования с методами финансового регулирования и стимулирования [7]. В условиях российской экономики это может дать наибольший эффект экономического роста и развития.

ВЫВОДЫ

Проведенные исследования позволили рассмотреть теоретико-методологические основы применения денежно-кредитных методов регулирования и стимулирования экономики страны и ее регионов. Анализ денежно-кредитного регулирования показал, что в современной России денежно-кредитное регулирование не в полной мере оказывает позитивное воздействие на реальный

86

сектор экономики. Это связано с необходимостью изменения теоретических и методологических подходов денежно-кредитного регулирования. Для российской экономики нельзя в полной мере использовать методы и инструменты, которые хорошо зарекомендовали себя в других странах. Это обусловлено неоднородностью экономики, спецификой социально-экономического развития регионов, сложностью использования монетарных инструментов для такой большой страны. Поэтому было предложено реализация количественных и качественных селективных методов воздействия на экономический рост и развитие регионов, что при полном выполнение программы может оказать стимулирующее воздействие не только на экономику конкретного региона, но и на всю экономику страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бекетов Н.В. Денежно-кредитное регулирование в России: основные ориентиры / Н.В. Бекетов, А.И. Черная // Финансы и кредит. — 2008. — №2 (290). — С. 2-6.

2. Бледных О.И. Инструменты регулирования денежно-кредитной политики в контексте финансовой безопасности / О.И. Бледных // Успехи современной науки. — 2016. — №7. — С. 36-38.

3. Борщ Л.М. Институциональные основы инновационного развития денежно-кредитного генома / Л.М. Борщ // Институциональное экономическое развитие в условиях интеграции и глобализации. Сб. материалов I Международного форума. — Симферополь: ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2016. — С. 128-134.

4. Витчунова Е.А. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики: курс лекций / Е.А. Ветчунова. — Йошкар-Ола : ПГТУ, 2016. — 163 с.

5. Владимирова О.Н. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики : учебно-методическое пособие / О.Н. Владимирова, Г.Ф. Каячев, Л.В. Каячева. — Красноярск: СФУ, 2013. — 67 с.

6. Вожжов А.П. Архитектоника финансового обеспечения и регулирования устойчивого и сбалансированного экономического роста : монография / А.П. Вожжов, Е.Л. Гринько, С.П. Вожжов, Д.В. Черемисинова. — М. : КНОРКС, 2015. — 558 с.

7. Воробьев Ю.Н. Теоретико-методологические основы финансовых методов регулирования и стимулирования экономики страны и ее регионов / Ю.Н. Воробьев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2016. — №3. — С. 5-16.

8. Воробьева Е.И. Банковская система России: проблемы и перспективы / Е.И. Воробьева, Ю.Н. Воробьев, М.К. Кислицина // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2016. — №2 (35). — С. 92-96.

9. Воробьева Е.И. Денежно-кредитная политика Банка России как составная часть экономической политики государства / Е.И. Воробьева // Финансовая архитектоника и перспективы развития глобальной финансовой системы. Сб. тезисов межрегиональной У-й научно-практической конференции. — Симферополь: ООО «Антиква», 2016. — С. 76-81.

10. Воробьева Е.И. Денежно-кредитное регулирование экономики России в условиях действия антироссийских санкций / Е.И. Воробьева // Финансовая архитектоника и перспективы развития глобальной финансовой системы. Сб. тезисов международной научно-практической конференции. — Симферополь: Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, 2014. — С. 116-122.

11. Золотарева О.А. Эволюция денежно-кредитного регулирования в современном мире / Р.А. Золотарева // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2012. — №5. — С. 25-29.

12. Кирильчук Н.А. Направления увеличения ресурсной базы коммерческого банка / Н.А. Кирильчук, Ю.Н. Воробьев // Финансовая архитектоника и перспективы развития глобальной финансовой системы. Сб. тезисов межрегиональной У-й научно-практической конференции. — Симферополь: ООО «Антиква», 2016. — С. 144-147.

13. Макарова С.Н. Теоретические аспекты системы денежно-кредитного регулирования экономики / С.Н. Макарова, Н.С. Осколкова // Финансы и кредит. — 2013. — №27 (555). — С. 37-46.

14. Марченко А.А. Центральный банк и его роль в экономике. Современные аспекты денежно-кредитного регулирования / А.А. Марченко // Деньги и кредит. — 2012. — №11. — С. 72-73.

15. Медведев Н.Н. Инструменты денежно-кредитного регулирования: новации обязательного резервирования в России / Н.Н. Медведев // Финансы и кредит. — 2005. — №23 (191). — С. 2-8.

16. Никитин С.Н. Государственное финансовое и денежно-кредитное регулирование экономики / С.Н. Никитин. — СПб.: С-Петерб. Ун-т экономики и финансов, 1996. — 101 с.

87

17. Новиков А.Н. Основы системы денежно-кредитного регулирования / А.Н. Новиков // Вестник финансового университета. — 2003. — №3. — С. 21-34.

18. Панова Г.С. Денежно-кредитное регулирование экономики России в условиях международных санкций / Г.С. Панова // Устойчивое развитие мировой экономики и конкурентоспособность России в глобальной экономике. Материалы Международной научно-практической конференции.

— М.: Московский гос. институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. — 2016. — С. 172-185.

19. Савичева Т.С. Практика денежно-кредитного регулирования в РФ и ее последствия для экономического роста в условиях посткризисного развития / Т.С. Савичева // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — №2. — С. 443.

20. Тонкашева С.П. Повышение устойчивости банковской системы как фактор финансовой безопасности в регионе / С.П. Тонкашева, Е.И. Воробьева // Финансово-экономическая безопасность регионов России. Сб. материалов I Международной научно-практической конференции. — Симферополь: ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2016.

— С. 127-129.

21. Третьякова С.Н. Денежно-кредитное регулирование в условиях финансовой нестабильности / С.Н. Третьякова // Экономика: теория и практика. — 2016. — №1 (41). — С. 57-63.

22. Третьякова С.Н. Современная концепция денежно-кредитного регулирования экономики / С.Н. Третьякова, И.В. Шевченко // Экономика устойчивого развития. — 2015. — №1 (21). — С.183-189.

23. Третьякова С.Н. Современные тенденции развития теоретико-методологических основ денежно-кредитного регулирования / С.Н. Третьякова, И.В. Шевченко // Финансы и кредит. — 2015. — №41 (665). — С. 2-9.

24. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики : теория и практика : учебник / под ред. М.А. Абрамовой, Л.И. Гончаренко, Е.В. Маркиной. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 551 с.

Статья поступила в редакцию 12 ноября 2016 года

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.