УДК 372 ББК 74.100.5
Чабдаров Ильяс Муратович
соискатель кафедры педагогики, психологии и предметных методик ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
г. Челябинск Chabdarov Iliyas Muratovich Applicant for a Degree Chair of Pedagogics, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Теоретико-методологические основания становления социально-правовых основ у детей старшего дошкольного возраста
Senior Pre-School Children’s Socio-Legal Foundations Development: Theoretical and Methodological Bases
Статья посвящена актуальному вопросу становления социально-правовых основ у детей старшего дошкольного возраста. В ней рассматривается теоретико-методологическая основа исследования, понятийный аппарат, выявляются ключевые понятия.
The article is devoted to the urgent problem of senior pre-school children’s socio-legal foundations development. It deals with the theoretical and methodological bases of the research, its basic categories and notions.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, социально-правовые основы, право, партисипативность.
Key words: senior pre-school children, socio-legal foundations, law, participation.
Педагог по своему профессиональному статусу является носителем идей гражданского общества, социально-правовых знаний в школе, именно он регулирует приобретение учащимися социально-правового опыта, руководит процессом социализации молодого поколения в школьные годы. Самостоятельно решить эту проблему дети старшего дошкольного возраста не в состоянии, поэтому воспитание граждан правового государства, в первую очередь, связывается с личностью учителя, его правовыми знаниями, педагогическим мастерством, социально-правовой компетентностью. В условиях современной реальности важным становится образованный в социально-правовом аспекте человек. Становление социально-правовой компетентности происходит в течении всей жизни. Однако отсутствует преемственность в формировании тех или иных качеств на разных уровнях образовательного и воспитательного процессов. Потребность в основах
социально-правовых основ активно формировалась и у них самих, ибо в дальнейшем в школе находят отражение многие социальные, национальные и правовые проблемы, свойственные нашему обществу. На сегодняшний день имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на подрастающее поколение институтов социализации, в частности семьи: зачастую родители сами испытывают кризис адаптации к неопределенностям сегодняшнего устройства. В связи с этим возникает острая потребность обращения к проблеме становлению социально-правовых основ детей старшего дошкольного возраста.
Социально-правовая компетентность вбирает в себя все аспекты жизнедеятельности человека, которые обеспечивают приобретение опыта социально-правового взаимодействия. Основы этого закладываются в дошкольном возрасте. Ведущим при этом является социально-правовая компетентность, под которой мы понимаем совокупность взаимосвязанных знаний, умений и навыков, необходимых для организации эффективного социального взаимодействия в соответствии со стратегиями и тактиками правового поведения.
Задачи развития социально-правовых основ в дошкольном возрасте (базовый уровень образования) заключаются в поэтапном формировании основ ключевой социально-правовой компетентности, необходимой для решения соответствующих проблем, возникающих в любых видах будущей жизнедеятельности личности.
Уровень осознанности учителем и учеником их социальных статусов во многом зависит не только от знания прав и обязанностей, но и от умения их реализовывать. Согласно требованиям модернизации образования, социальноправовая компетентность, наряду с информационной и коммуникативной, является обязательной составляющей подготовки. Это требование касается не только выпускника общеобразовательной школы. Важно начинать подготовку в дошкольный период. Поэтому возникает необходимость проанализировать содержание педагогической подготовки педагога дошкольного образования с точки зрения ее содействия на развитие социально-правовой компетентности.
К социально-историческим предпосылкам возникновения и развития социально-правовой компетентности будущих работников образовательной среды мы относим:
• производственно-экономические, отражающие реальность
общественного разделения труда и возникающие в заказе производственно-экономической системы в целом и отдельных её субъектов в сфере образования на специалиста с высоким уровнем социально-правовой компетентности, отвечающей потребностям общества и современного рынка труда;
• социокультурные, основывающиеся на противоречии между решаемой посредством сферы образования задачей воспроизводства и развития социокультурного многообразия, с одной стороны, и задачей социальной и правовой интеграции, поддержания и укрепления их единства, с другой. Исследованием установлено, что особенность социально-правового
образования заключается в гуманизации и признании его динамического характера. Понимание личности как объекта и субъекта социально-правового образования обусловлено тем обстоятельством, что она выступает как носитель социально-правовых норм общества и определяет специфику социальноправового поведения.
Опытно-поисковой работой, проведенной нами в данном направлении, установлено, что главной задачей становления социально-правовых основ у детей старшего дошкольного возраста является формирование личности и личностных смыслов путём решения педагогических задач на основе актуализации адаптированных для понимания основ социально-правовых знаний.
Одним из главных направлений в теории социально-правового образования является развитие социально-правовой компетентности будущего учителя, которая коррелирует со структурой различных типов гуманитарного знания, а именно, социального и правового.
Структура становления основ социально-правового образования представляет собой сложное системное образование, включающее в себя
межкультурный, социальный, правоведческий, межличностный блоки, каждый из которых есть подсистема, интегрирующая в себе комплекс составляющих её элементов, степень сформированности которых и сила связи между которыми определяют структуру его внешнего выражения.
Таким образом, социально-правовое образование имеет системный характер, в силу чего обладает атрибутами, свойственными самоорганизующимся, целеустремлённым, саморазвивающимся системам (устойчивость, потребность в развитии и саморазвитии), имеет собственную внутреннюю логику развития, не сводимую к логике суммы её подсистем и логике развития каждой подсистемы в отдельности.
В результате начального социально-правового образования возникают новые многоуровневые качественные состояния, основой которых выступает диалектическое единство возможного и действительного, потенциального и актуального как саморегулирующий процесс, то есть внутренне необходимое движение, «самодвижение» от имеющихся потенций до высших уровней развития в соответствии с циклами (этапами) данного процесса - становления, активного развития, трансформации.
К теоретико-педагогическим аспектам становления социально-правовых основ детей старшего дошкольного возраста мы относим развитие её теории, обогащение понятийного поля, усложнение профессиональной деятельности будущих специалистов, потребности практики.
Становления социально-правовых основ детей старшего дошкольного возраста является важнейшей составной частью их общего развития и представляет собой совокупность взаимосвязанных знаний, умений и навыков, необходимых для организации, в дальнейшей жизни, эффективного социального взаимодействия в соответствии со стратегиями и тактиками правового поведения.
Структурными компонентами социально-правовой компетентности и её основ являются: ориентировочный, стратегический и контрольно-оценочный. Социально-правовые основы не являются естественным новообразованием, которые развивается без специального вмешательства, а требует целенаправленно организованной системы подготовки.
Теоретико-методологические основания - важнейший атрибут нашего исследования, обусловливающий его вид, содержание и специфику. Они определяют комплекс стратегических направлений исследования, что обеспечивает решение целого ряда проблем, среди которых - упорядочение понятийного поля науки, определение особенностей и свойств развития социально-правовой компетентности будущего учителя, выявление его закономерностей и принципов, определение перспектив развития изучаемого направления и в свзи с этим педагогической науки в целом (В .И. Загвязинский, В. В. Краевский и др.).
Исходя из понимания становления основ социально-правовой компетентности детей старшего дошкольного возраста как сложного процесса, осмысление которого может осуществляться с разных точек зрения, нами в качестве теоретико-методологического основания избран междисплинарно-партисипативный подход. Это объясняется тем, что в теории и практике высшего профессионального образования наметилась тенденция выбора не просто одного, а синтеза двух, ранее известных теоретико-методологических подходов, отдельные элементы которых просматриваются на протяжении всей истории человеческого познания и которые могут быть детерминированы в русле развития конкретной проблемы.
Междисциплинарный подход имеет для нашей проблемы существенные возможности, ибо на сегодняшний день не выработана система становления социально-правовых основ детей старшего дошкольного возраста. Отдельные аспекты рассматриваются обособленно такими дисциплинами, как философия, социология, психология, педагогика, правоведение.
Результаты исследований показали, что непосредственное участие дошкольников в совместной деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь, проясненность общих ценностей и целей, определяющих поведение каждого, коллективная ответственность за результаты и высокая эффективность их учебно-познавательной деятельности, всемерное развитие и использование индивидуального и группового потенциала - таковы слагаемые нового партисипативного подхода (Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева и др.).
Анализ научной литературы показал, что термин «партисипативность» соотносится с такими понятиями, как «участие», «соучастие», «вовлеченность», что обусловлено, вероятно, особенностями перевода с английского языка и стремлением найти более точный русский аналог указанному термину. В то же время некоторые авторы (У. Дж. Дункан, W.E. Deming, O. Irwin, P.B. Peterson и др.) различают данные понятия, стремясь придать партисипативности более широкий или, наоборот, узкий смысл, усилить семантические оттенки.
Партисипативность предполагает взаимодействие (а не воздействие) преподавателя и дошкольника для выработки и реализации совместного решения социально-правовой ситуации, которое является субъект-субъектным.
Обобщая вышеизложенное, назовем характерные черты, присущие партисипативному подходу: влияние дошкольников на становление социальноправовых основ, совместное принятие и исполнение решений преподавателем и обучаемым, диалогическое взаимодействие преподавателя и дошкольника, добровольность и заинтересованность всех участников данного процесса, коллективная ответственность.
При партисипативном подходе к становлению социально-правовых основ преподаватель должен исходить из того, что:
1. Каждый ребёнок - уникальная личность, поэтому стандартные теоретикометодологические стратегии к его подготовке не всегда применимы и должны быть сформулированы по отношению к конкретному человеку и данной ситуации.
2. Взаимодополнительность способностей дошкольников в группе и общность основных ценностных установок обеспечивает полноценное использование их индивидуальных возможностей и особенностей.
Библиографический список
1. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы. Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., - М.: МАНПО, 2006.-154 с.
2. Синк, Д. С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение: пер. с англ./ общ.ред. В.И. Данилова-Данильян. - М.: Прогресс, 1989.
- С.3-148.
3. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. - М.: Школа, 1994. - 236 с.
4. Давыденко Т.М. Теоретические основы рефлексивного управления школой: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1996. - 36 с.
5. Дункан Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики : пер. с англ. - М. : Дело, 1996.
- 272 с.
6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебник. - Мн.: Экономпресс : НПЖ «ФУА», 1998. - 284 с.
7. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. - М. : Экономика, 1991 - 378 с.
8. Орлова Т.В. Партсипативные методы в системе мотивационно-целевой деятельности руководителя школы : дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 196 с.
9. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: Банки и биржи : ЮНИТИ, 1998. - 249 с.
Bibliography
1. Davydenko, T.M. Theoretical Foundations of Reflexive School Management: Synopsis of Dis. ... Dr. of Ped. Science / T.M. Davydenko. - M., 1996. - 36 p.
2. Duncan, J.W. Fundamental Ideas in Management. Lessons of Management Founders and Management Practices: Tr. from English / J.W. Duncan. - M.: Delo, 1996. - 272 p.
3. Gusinsky, E.N. Education Theory Modeling on the Basis of Interdisciplinary System Approach / E.N. Gusinsky. - M.: School, 1994. - 236 p.
4. Nikitina, E.Yu. Pedagogical Management of the Student’s Communicative Education: Perspective Approaches / Nikitina E.Yu., Afanasieva O.Yu. - M.: MANPO, 2006. -154 p.
5. Karlof, B. Business Strategy: Concept, Content, Symbols / B. Karlof. - Moscow: Economics, 1991 - 378 p.
6. Kabushkin, N.I. Management Fundamentals: Textbook / N.I. Kabushkin. - Mn.: Ekonompress: NPW "FAA", 1998. - 284 p.
7. Orlova, T.V. Participative Methods in the System of Motivation-and-Goal-Oriented Activity of a Head Teacher: Diss. ... Candidate of Ped. / T.V. Orlova. - M., 1996 - 196 p.
8. Personnel Management: Textbook for Higher Schools / Ed. by T.Yu. Bazarov, B.L. Eremin. - Moscow: Banking and Stock Exchange: UNITY, 1998. - 249 p.
Sink, D.S. Productivity Management: Planning, Measurement and Evaluation, Control and Increase / D.S. Sink. - M.: Progress, 1989. - P.3-148.pation.