Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основания системы здоровьесозидающих музыкально-звуковых технологий'

Теоретико-методологические основания системы здоровьесозидающих музыкально-звуковых технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петухова М. И.

На основе анализа научной литературы представлены теоретикометодологические основания системы музыкально-звуковых технологий, проектируемой в целях здоровьесозидания всех субъектов образовательного процесса; позволяющей через актуализацию здоровьесозидающего потенциала музыкального искусства сохранять, восстанавливать и укреплять физическое, психологическое, социальное здоровье личности, формировать умения проектировать индивидуальные траектории здоровьесозидания, что представляет особую значимость в период поиска инновационных здоровьесозидающих технологий в системе образования России и определяет основные направления сохранения здоровья нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петухова М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF MUSIC-ZDOROVESOZIDAYUSCHIHSOUND TECHNOLOGIES

Based on the analysis of scientific literature presents theoretical and methodological foundations of music and sound technology, projected to zdorovesozidaniya all subjects of the educational process, allowing a mainstream music zdorovesozidayuschego capacity to conserve, restore and enhance the physical, psychological and social health of the individual, build skills to design individual trajectories zdorovesozidaniya, which is especially important during the search for innovative technologies in zdorovesozidayuschih Russia's education system and defines the main directions of the health of the nation.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основания системы здоровьесозидающих музыкально-звуковых технологий»

УДК 159.9

М.И. Петухова, канд. пед. наук, доц., (4872) 35-56-68, [email protected] (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩИХ МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

На основе анализа научной литературы представлены теоретикометодологические основания системы музыкально-звуковых технологий, проектируемой в целях здоровьесозидания всех субъектов образовательного процесса; позволяющей через актуализацию здоровьесозидающего потенциала музыкального искусства сохранять, восстанавливать и укреплять физическое, психологическое, социальное здоровье личности, формировать умения проектировать индивидуальные траектории здоровьесозидания, что представляет особую значимость в период поиска инновационных здоровьесозидающих технологий в системе образования России и определяет основные направления сохранения здоровья нации.

Ключевые слова: субъекты образовательного процесса, музыкально-звуковые технологии, здоровьесозидающее образование.

«Забота о человеческом здоровье, более о здоровье ребенка, — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, не свод требований к режиму, питанию, труду и учебе. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» (В.А.Сухомлинский). Здоровье как научная проблема охватывает обширный комплекс медико-биологических, психологических физкультурно-оздоровительных и социальных наук. Вопросы осмысления феномена здоровья и его сохранения всегда находились в центре внимания всех философских, научных, религиозных и эзотерических школ.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая и экономическая стабильность прямо пропорциональны суммарному потенциалу здоровья детей, подростков и молодежи.

Надо признать, что за последние десять лет отечественная система образования претерпела значительные позитивные перемены, характеризующиеся гуманизацией и демократизацией педагогического процесса, провозглашением личностно ориентированной парадигмы воспитания.

Новая модель образования смещает фокус внимания с формирования знаний, умений и навыков у учащихся на целостное развитие личности. В этих условиях особенно возрастает социальная и педагогическая значимость формирования у учащихся в процессе образовательной деятельности ценностного отношения к здоровью как к ресурсу, определяющему в дальнейшем полноту реализации жизненных целей и смыслов, качество будущей жизни.

В процессе реформ, осуществляемых на современном этапе развития страны, создаются правовые, экономические, организационные основы здоровьесбережения в образовательных учреждениях.

Вместе с тем, отсутствие надежных механизмов реализации принятых государственных решений и сколько-нибудь значимой межведомственной интеграции в сфере здоровьесохранения не дает возможности сегодня кардинально изменить ситуацию. По данным научных исследований на сегодняшний день около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. К окончанию школы у трети выпускников наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой системы, число страдающих близорукостью увеличивается с 3 % до 30 %, нервно-психическими расстройствами - с 15 % до 40 %, гастроэнтерологическими заболеваниями

- в 3,8 раза. Число детей, состоящих на диспансерном учете, в некоторых школах достигает 50 % (М.М. Безруких, 2003; Н.К. Смирнов, 2005; В.Р. Кучма, 2009).

Рассматривая вопросы сохранения здоровья учащихся, нельзя также оставить без внимания вопрос здоровья взрослых: родителей и педагогов, которые призваны приобщить ребенка к культуре здоровья.

Следует помнить, что еще выдающийся русский педагог и психолог П. Ф. Каптерев обращал внимание на тот факт, что здоровье ребенка во многом определяется здоровьем педагога, зависит от него и настаивал на необходимости укрепления здоровья педагогов [2].

С тех пор минуло сто лет, а много ли сегодня представителей педагогической профессии могут похвастаться своим здоровьем?

Данные современных исследований (H. Fredenberger, P. Brill, D. Green, В.Е.Орел, М.В. Борисова, А.В. Бутылин, А.А. Рукавишников и др.) показывают, что на сегодняшний день остро стоят проблемы сохранения профессионального здоровья, эколого-психологической безопасности и профессионального выгорания современного педагога. Даже среди молодых педагогов частыми являются обращения в медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы, язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний неврогенного характера (В. В. Бойко, Г. Ш. Габдреева, Л. М.

Митина и др.). Можно полностью согласиться с Л.М.Митиной, что состояние здоровья субъектов образовательного процесса на сегодняшний день представляет собой «.. .национальное бедствие» [4].

Таким образом, внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в образовательный процесс обусловлено сегодня социальными, политическими, экономическими и культурными характеристиками общества.

Особенно следует подчеркнуть, что в контексте модернизации Российского образования наряду с вопросами сохранения здоровья на первый план выступают идеи здоровьеформирования и

здоровьесозидания, которые ориентируют учащихся и педагогов на конструирование собственного здоровья на основе механизмов личностной самоактуализации и самореализации.

Данный факт заставляет консолидировать усилия практиков и исследователей разных областей научного знания, изучающих человека, объединять лучшие достижения западной и восточной медицины, естественных наук и наук о человеке, современных компьютерных технологий и искусства в высокоэффективную, многоуровневую, непрерывно развивающуюся систему, нацеленную на сохранение и повышение качества жизни и уровня здоровья населения. В этой комплексной системе, ориентированной не только на сохранение физического здоровья человека, коррекцию его психоэмоционального состояния, но и на оптимизацию нравственности, искусство приобретает особое значение. Одним из таких перспективных методов признана музыкальная терапия - контролируемое использование музыки в образовательном пространстве, воспитании, реабилитации и лечении.

В рамках темы нашего исследования мы предлагаем использовать в целях здоровьесозидания всех субъектов образовательного процесса (педагоги, учащиеся, родители) систему уникальных и

полифункциональных музыкально-звуковых технологий, позволяющих посредством как произведений музыкального искусства, так и отдельных звуков (музыкальных, природных, собственного голоса и др.) способствовать:

• восстановлению, укреплению и сохранению физического и психического здоровья;

• коррекции психоэмоционального состояния;

• повышению резервных и адаптационных возможностей организма человека;

• созданию оздоравливающего звукового пространства;

• формированию ценностно-смыслового отношения к собственному здоровью;

• освоению способов здорового образа жизни;

• умению проектировать индивидуальные траектории здоровьесозидания.

Известно, что в основе механизма воздействия звука лежит явление резонанса. Резонанс - один из главных составляющих звука в любой его форме. Он свидетельствует о способности вибрации посредством колебания волн вызывать аналогичную вибрацию в другом теле. Для передачи резонирующей вибрации необходимы:

• изначальный вибрирующий энергетический источник (мысль, звук, цвет, музыкальный инструмент, голос и т. д.). Практически все может вызывать перемещение энергии от одного объекта к другому.

• средство или пространство для перемещения этой энергии (проводником может выступать практически все, за редким исключением, для людей - воздух). Человеческое ухо способно воспринимать от 16 до 20000 колебаний в секунду, а тело - даже неслышимые пульсации.

• объект, воспринимающий вибрацию. Все наше тело - это резонатор звука, обладающий способностью откликнуться на множество вибраций, причем это может происходить как добровольно (ответно), так и вынужденно.

Ответная вибрация (резонанс) происходит, когда одно или более тел имеют одинаковую частоту вибраций, что делает их более совместимыми. Главный фактор в ответном резонансе - это готовность объекта откликнуться на определенную частоту. Когда две, или более, энергий или вибрирующих реалий синхронизируются, то есть резонируют друг с другом - будь то ответный или вынужденный резонанс - происходит слияние. Индивиды входят в фазу, когда они смешиваются и растворяются в общей гармонии вибраций.

«Звук - будь то молитва, музыка, песня, воспевание или заклинание

- это жизненная сила, пронизывающая каждый аспект творения. В Новом Завете, Евангелие от Иоанна, говорится: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн 1:1) [1].

Необходимо уточнить, что в массовой оздоровительной практике мы предлагаем объединить музыкально-звуковые технологии в понятие «прикладная музыка», которое было введено нами в научный оборот, и рассматривать его как новую категорию, означающую единое комплексное универсальное знание прикладного характера, включающее все многообразие музыкально-звуковых технологий и отражающее специфику их применения в отношении здоровья и здорового образа жизни. На наш взгляд, категория «прикладная музыка», во-первых, более полно отражает все многообразие методов музыкотерапии, имеющих метапредметный, интерактивный и интегративный характер; во-вторых, подчеркивает

прикладную направленность и возможность использования музыкальнозвуковых технологий практически любым человеком в повседневной жизни.

Уникальность прикладной музыки еще и в том, что она применима ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей, не требует значительных материальных затрат и практически доступна каждому [6].

В своих исследованиях Н.Р. Назарова предлагает различать следующие направления воздействия музыкального искусства в зависимости от определенной области научного знания:

1. медицинское (лечение, терапия искусством);

2. психологическое (психокоррекция, диагностика, развитие посредством искусства, творчества);

3. социальное (помощь, забота, оздоровление, реабилитация с помощью творчества);

4. духовное (гармонизация, интеграция, исцеление, обретение целостности).

В рамках нашего исследования мы акцентируем внимание на психологическом, социальном и духовном аспектах.

Исследователями принято выделять 4 основных направления оздоравливающего действия музыкального искусства:

1) эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;

2) развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);

3) регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

4) повышение эстетических потребностей.

В качестве механизмов лечебного воздействия музыки определяют:

• катарсис;

• эмоциональную разрядку;

• регулирование эмоционального состояния;

• облегчение осознания собственных переживаний;

• повышение социальной активности;

• приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

• приобретение новых средств самовыражения и самопознания;

• облегчение формирования новых отношений и установок [5].

Считается, что оздоравливающее воздействие музыкой и звуками осуществляется в двух основных формах:

1) активной - терапевтически направленной активной музыкальной деятельности (воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью голоса и музыкальных инструментов);

2) рецептивной - процесс восприятия музыки с терапевтической

целью.

Среди многообразных музыкально-звуковых технологий, на наш взгляд, целесообразно объединить в систему следующие:

• практическое музицирование;

• вокалотерапия;

• восприятие;

• пластическое интонирование;

• технология музыкальных проектов.

Каждая из означенных технологий при систематическом и адекватном использовании гарантирует достижимый положительный результат, но объединенные в систему они многократно усиливают оздоравливающий эффект.

Известно, что наилучший способ лечения и оздоровления - это не просто прослушивание музыки, а само ее воспроизведение, т.е. активная форма: игра на музыкальных инструментах, пение, движение под музыку. В свою очередь технология музыкальных проектов полифункциональна и интегрирует здравотворческий потенциал самых различных видов музыкальной деятельности.

Кроме того, объединенные в систему музыкально-звуковые технологии могут выступать как средство организации здоровьесберегающего образовательного пространства в целом в образовательном учреждении любого типа.

Теоретико-методологические основания, выбранные в качестве научного фундамента здоровьесозидания субъектов образовательного процесса средствами музыкального искусства в современной школе, позволяют рассматривать этот процесс как принципиально иную систему образования (как содержательно, так и функционально), органично вписывающуюся в общую метасистему здоровьесозидающего образования.

Характеризуя систему здоровьесозидающих музыкально-звуковых технологий, считаем необходимым уточнить означенные дефиниции.

В нашем исследовании мы используем определение здоровья как гармонической целостности сущности явления жизни как закономерное соотношение между составляющими той или иной формы жизни и ее ресурсами. В отношении определения здоровья человека мы разделяем точку зрения В. Мурашова «Здоровье человеческой жизни есть процесс и результат сознательно-волевой деятельности самого человека, устанавливающего посредством своего духа согласие между жизнью и ее законами».

На основе анализа психолого-педагогической, медицинской и специальной литературы мы определяем здоровьесозидающее

образование как образование, в процессе которого субъект осознает, что является творцом собственного здоровья; в ходе которого субъект приобретает знания, умения и навыки, позволяющие сохранять, укреплять и восстанавливать свое здоровье, воздействуя на свое тело, оздоравливая свой индивидуальный, социальный и природный организм, и составляющие в конечном счете готовность к формированию здоровьесозидающей деятельности [3].

Мы предполагаем, что образование в данном случае имеет прежде всего субъект-субъектный характер отношений между всеми участниками образовательного процесса; направлено на освоение знаний о здоровьесозидающей функции музыкального искусства, формирование у субъектов образовательного процесса способов здоровьесозидающего мышления и поведения средствами музыкально-звуковых технологий и перевод их на уровень индивидуальной системы ценностей, обеспечивающих актуализацию ресурсов личности в ходе построения индивидуальных программ оздоровления, способствующих сохранению, укреплению, восстановлению и приращению уровня здоровья в различные периоды онтогенеза.

Эти же основания обусловливают и принципы ее построения с позиций комплексного, системного подхода к рассмотрению здоровья как социального и педагогического феномена, которые сгруппированы в три блока:

• общепедагогические принципы: принцип соответствия

содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности; принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения; принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования;

• системно-инструментальные принципы, обеспечивающие целостность здоровьесозидающего образования как системы образования: принцип системности; принцип иерархичности; принцип динамизма; принцип актуализации функций; принцип эффективности;

• содержательно-функциональные принципы, обусловленные

содержательной и функциональной спецификой здоровьесозидающей направленности в образовании: принцип холистического подхода к здоровью; принцип аксиологической направленности; принцип акцентуализации деятельностного здоровьесозидания; принцип единства образования и самодиагностики здоровья; принцип резонансного подхода к организации здоровьесозидающей образовательной деятельности; принципы здоровьесозидающего (саногенного) мышления, определяющие конструктивно-позитивное отношение человека к миру, обеспечение здоровьесозидающей личностной позиции; принципы

здоровьесозидающего поведения, дающие возможность человеку чувствовать себя комфортно в реальности, живя в гармонии с собой, согласии с разными людьми и миром в целом.

В рамках общенаучной методологии, представленной системным подходом, отражающим всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности, мы подходим к рассмотрению всех явлений жизни как к системам, имеющим определенную структуру и свои законы функционирования. Самостоятельные компоненты системы рассматриваются в данном случае не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.

В исследовании образования как педагогического процесса эвристические и практикопреобразующие возможности системного подхода обнаруживают себя при обращении к категориям «педагогическая система», «целостность», «взаимодействие». Поскольку в работе речь идет о здоровьесозидании субъектов образовательного процесса, логично рассматривать систему здоровьесозидающих музыкально-звуковых технологий в рамках общего образовательного процесса как его подсистему. Педагогическая система на уровне структурно-функционального анализа может быть представлена совокупностью взаимосвязанных следующих компонентов: субъекты педагогического процесса, содержание образования, материальная база (средства). Их органичное взаимосвязанное движение порождает педагогический процесс как динамическую систему. И цель в данном случае является ведущим фактором возникновения педагогической системы.

Целью проектируемой системы музыкально-звуковых технологий является здоровьесозидание субъектов образовательного процесса.

Задачи системы:

• формирование здоровьесозидающего образовательного пространства средствами музыкально-звуковых технологий;

• освоение всеми субъектами педагогического процесса знаний о здоровьесозидающем потенциале музыкального искусства и способах его актуализации;

• обеспечение условий для применения полученных знаний и освоенных способов жизнедеятельности;

• формирование у всех субъектов педагогического процесса (учитель-ученик-родитель) активной позиции к своему здоровью и ценностного отношения к здоровому образу жизни в целом.

Субъектами образовательного процесса выступают педагоги, учащиеся, родители.

Содержание образования в рамках данной системы представлено педагогически адаптированной системой:

• знаний о здоровьесозидающем потенциале музыкального искусства, способах оздоровления средствами прикладной музыки;

• умений и навыков здоровьесозидающей деятельности;

• опыта музыкально-творческой деятельности и эмоциональноценностного отношения к миру, усвоение которого обеспечит гармоничное развитие личности.

Средствами в данном случае являются собственно музыкальнозвуковые технологии во всех формах образовательной деятельности: урочной, внеурочной и самостоятельной.

В исследовании проводится мысль о том, что в результате реализации системы музыкально-звуковых технологий в образовательном учреждении у всех субъектов педагогического процесса (учитель-ученик-родитель) формируется готовность к здоровьесозидающей деятельности, как сложное, динамически развивающееся, целостное личностное образование, как активная позиция субъекта в отношении своего здоровья, обеспечивающие формирование ценностно-смыслового отношения к собственному здоровью; освоение способов здорового образа жизни; умений проектировать индивидуальные траектории здоровьесозидания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в структуре общей педагогической системы подсистема музыкально-звуковых технологий составляет компонент, обладающий качественными характеристиками общей системы: цель, задачи, субъекты образовательного процесса, содержание образования, принципы, условия, средства, результат.

Список литературы

1. Блаво Р. Исцеление музыкой. СПб: Питер, 2010.

2. Каптерев П. Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Образование. 1897. № 1. С. 78.

3. Маджуга А.Г. Здоровьетворящее образование. Уфа: РИО

РУМНЦ, 2008. 389 с.

4. Митина Л. М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология // Народное образование. 1998. № 9-10. С. 166-170.

5. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. М.: ВЛАДОС, 2010. 176 с.

6. Петухова М.И. Музыкальные технологии в системе здоровьесозидания субъектов образовательного процесса// Прикладные научные разработки: материалы Международной науч.-практ. конф. (27 июля -05 августа 2011 г.) .Прага: Publishing House «Education and Science» , 2011. Т. 5. С. 45-47.

M. Petukhova

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF MUSIC-ZDOROVESOZIDAYUSCHIHSOUND TECHNOLOGIES

Based on the analysis of scientific literature presents theoretical and methodological foundations of music and sound technology, projected to zdorovesozidaniya all subjects of the educational process, allowing a mainstream music zdorovesozidayuschego capacity to conserve, restore and enhance the physical, psychological and social health of the individual, build skills to design individual trajectories zdorovesozidaniya, which is especially important during the search for innovative technologies in zdorovesozidayuschih Russia's education system and defines the main directions of the health of the nation.

Key words: actors of the educational process, music and sound technology, zdorovesozidayuschee education.

Получено 12.02.2012 г.

УДК 371. 3. 016. 091. 313: 81

А.А. Подосинникова, преподаватель, (48762) 4-88-66,

[email protected] (Россия, Новомосковск, НИ РХТУ)

К ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-

ФИЛОЛОГОВ СТИЛИСТИКЕ РУССКОЙ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ

Посвящена разработке методической системы профессионально-

коммуникативного обучения иностранных студентов-филологов стилистике русской разговорной речи на основе сознательного усвоения языковых особенностей речевых формул реализации речеповеденческих тактик в исследуемой концептосфере..

Ключевые слова: речевая деятельность, художественный текст, фольклор, национальная культура, языковая компетенция.

В настоящее время процесс обучения русскому языку как

иностранному (далее - РКИ), с одной стороны, подчинен требованиям,

предъявляемым к гражданам зарубежных стран государственной системой тестирования по русскому языку в соответствии с сертификационными уровнями владения русским языком, а с другой - ориентирован на формирование целостной лингвокультурологической и профессиональноречевой компетенции студентов-иностранцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.