УДК 378
Осипова Светлана Ивановна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры фундаментального естественнонаучного образования Института цветных металлов и материаловедения Сибирского федерального университета, [email protected], г. Красноярск
Савостьянова Ирина Леонидовна
Заведующая лабораторией Современных информационных технологий кафедры Информационных экономических систем Сибирского государственного аэрокосмического университета, [email protected], г. Красноярск
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИя
проектирования методической системы формирования профессиональной информационной
КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ-ЭКОНОМИСТОВ
Аннотация. В статье рассматривается актуальный для современной педагогической науки и образовательной практики вопрос проектирования методической системы формирования профессиональной информационной компетентности бакалавров-экономистов. В качестве базового основания для проектирования авторами указываются требования к информационной подготовке бакалавров-экономистов, отраженные в образовательных стандартах и в квалификационных характеристиках экономистов различных профилей. В статье обосновывается компонентный состав методической системы, включающий целевой (как системообразующий), содержательный, технологический и результативно-оценочный компоненты, и раскрывается содержание основных принципов проектирования методической системы.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, профессиональная информационная компетентность, бакалавры-экономисты
Osipova Svetlana Ivanovna
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Fundamental Natural-Science Education, the Institute of Nonferrous Metals and Materials Science, Siberian Federal University, [email protected], Krasnoyarsk
Savostyanova Irina Leonidovna
Head of the Laboratory of Modern Information Technology department of Information economic systems of the Siberian State Aerospace University, [email protected], Krasnoyarsk
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF CREATION of methodical system of formation OF PROFESSIONAL information competence bachelors of economics
Abstract. The article substantiated theoretical and methodological bases of creation of methodical system of formation of professional information competence bachelors of economics. The article defines the structure and principles of methodical system of formation of professional information competence bachelors of economics.
Keywords: higher education, professional information competence, bachelor of economics
Существующий тип социально-экономической системы, обладающей главной отличительной чертой - универсальной гибкостью - требует в качестве образовательного результата не просто экономиста, в той или иной степени владеющего спосо-
бами обработки информации, а информационно ориентированного профессионала, который должен быть готов к постоянному овладению новыми навыками по мере роста объемов профессиональной информации, а также внедрения новых информационных
технологий.
Понимание ограничений традиционной системы подготовки будущих специалистов, в том числе и экономистов, к умению работать с информацией привело к широкому обсуждению в научном сообществе (С. А. Бешенков, Я. А. Ваграменко, И. Е. Вострокнутов, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, З. Ф. Мазур, И. В. Роберт и др.) вопросов уточнения целей образования, подготавливающего информационно ориентированных специалистов, обеспечения образования теорией, технологией и практикой использования информационных и коммуникационных технологий в обучении. В педагогической литературе совокупность взаимосвязанных между собой элементов, ориентированных на определенную цель, представляет собой методическую систему. В настоящее время широко представлены исследования, относящиеся к построению и реализации методической системы обучения (МСО) конкретному предмету; наряду с МСО различным предметам, появляются МСО способам деятельности (Г. Н. Лобова); методические системы, ориентированные на различные типы форм организации учебной деятельности (А. М. Новиков) и другие. В исследованиях последних лет методическая система обучения рассматривается с позиций компе-тентностного подхода (О. Г. Смолянинова, Е. В. Данильчук и др.), с позиций личностно-ориентированного подхода (С. И. Осипова и др.). Особый интерес представляют исследования ученых, относящиеся к проектированию и реализации методической системы обучения (МСО) дисциплинам информационного блока: МСО информатике на разных ступенях обучения на деятельностной основе (Е. А. Ракитина); МСО информатике в школе (Н. В. Кузьмина); МСО информатике на основе объектно-ориентированного подхода (Р. Р. Ибраев); координирующая модель методической системы обучения информатике и ИТ (Е. И. Гужвенко); МСО на основе личностно ориентированного подхода (Т. В. Соловьева) и другие.
Существует и ряд работ, в которых дается научное обоснование методической системы обучения курсу информатики студентов экономического профиля (М. Л. Груздева, А. А. Евсеева, Д. С. Костылев, Т. Д. Мо-
розовская, Е. М. Шевченко и др.). Однако в указанных работах не отражены вопросы решения важных, на наш взгляд, противоречий, заложенных в ФГОС ВПО по направлению 080100.62 «Экономика», в соответствии со стандартами в составе компетенций, которые описывают результат обучения для бакалавров-экономистов, указаны общекультурные и профессиональные компетенции, явно связанные с информационной подготовкой, при этом однако стандартом не предусмотрены дисциплины, нацеленные на формирование указанных компетенций. Помимо этого, указанные выше системы обучения студентов-экономистов курсу информатики не учитывают многообразия информационных потребностей специалистов экономической отрасли адекватно их должностным обязанностям, и таким образом остается открытым вопрос формирования профессионально направленной информационной компетентности будущих экономистов. Важность овладения профессионально направленной информационной компетентностью и несоответствие подготовки экономических кадров современным потребностям рынка труда фиксируют проводимые исследования требований работодателей к системе профессионального образования [9] и собственные исследования [6; 7].
Выявленные противоречия обусловливают проблему исследования - определить теоретические и методологические основы, обеспечивающие проектирование методической системы формирование профессиональной информационной компетентности (ПИК) бакалавров-экономистов. Аналитическая работа и результаты собственных практических наработок привели нас к предположению о том, что формирование ПИК бакалавров-экономистов будет результативным, если методическая система формирования ПИК будет спроектирована и реализована на следующих основаниях:
- соответствии требованиям к информационной подготовке бакалавров-экономистов, отраженных в образовательных стандартах и с учетом квалификационных характеристик экономистов различных профилей;
- определении содержания и структуры ПИК бакалавров-экономистов, критериев и показателей, характеризующих уровень
сформированности ПИК;
- определении смысла процесса формирования ПИК, как процесса усвоения знаний, закрепления их в практических действиях и накопления опыта информационно-профессиональной деятельности.
В качестве методологической основы исследования, как было указано в нашей статье [4], выступают:
- системный подход (В. П. Беспалько, Л. Берталанфи, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина и др.), позволивший обосновать систему теоретических предпосылок проектирования и реализации методической системы ПИК, разработать систему измерения и оценки ПИК;
- полипарадигмальный подход как исследовательская методология, предполагающая обоснование стратегий развития образования в концептуальной совокупности множества образовательных парадигм: праксеологического подхода (Т. Котарбин-ский, И. А. Колесникова, Е. Н. Михайлова, Е. В. Титова и др.); деятельностного подхода (Б. Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин и др.); компетентностного подхода (И. А. Зимняя, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской и др.); личностно-ориентированного подхода (М. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В. В. Слободчиков, И. С. Якиманская и др.); задачного подхода (Б. Блум, Б. Е. Бершад-ский, Д. Толлингерова и др.).
Проведенный в соответствии с логикой исследования анализ состояния обучения информатике будущих экономистов в контексте формирования их профессиональной информационной компетентности выявил необходимость определиться с понятийным аппаратом категории «информация», содержанием видового признака понятия «информация», выделяя в деятельности, осуществляемой с информацией коммуникационный и технологический аспекты, а также привел нас к выводам о дефиците решений проблемы информационной подготовки бакалавров-экономистов, которая способствовала бы формированию их готовности и способности определять и находить оптимальные решения информационных задач всего многообразия будущей профессиональной деятельности.
Интегрируя положения деятельностного подхода, рассматривая понятия задачи с по-
зиций деятельностного подхода и руководствуясь положениями праксеологического подхода, приходим к выводу:
- что анализ видов профессиональной деятельности экономиста позволит нам уточнить содержание информационных задач профессиональной деятельности экономиста;
- анализ нормативной, справочной, про-фессиографической литературы, научных исследований, анализ профессиональных стандартов смежных профессий дают возможность выделить конкретные типы информационных задач и уточнить содержание Поисковых, Вычислительных, Интеллектуальных, Инфо-коммуникационных задач и Задач хранения информации по следующим (также выделенных нами) видам деятельности экономиста: расчетно-аналитической, контрольно-ревизионной, организационно-управленческой, научно-методической, педагогической [5]. Уточнение содержания информационных задач по видам профессиональной деятельности представляется нам крайне важным этапом нашей работы, поскольку позволяет обрести четкий взгляд на содержательное наполнение процесса формирования профессиональной информационной компетентности.
Определение сущности и содержания процесса формирования профессиональной информационной компетентности бакалавра-экономиста привело нас:
- к выводу об идентичности содержания употребляемых в литературе терминов «информационная компетентность», «информационно-коммуникационная компетентность», «информационно-технологическая компетентность» и т. д;
- к определению понятия «профессиональная информационная компетентность бакалавра-экономиста» как «интегратив-ного качества личности, проявляющегося в способности и готовности вырабатывать, принимать и реализовывать оптимальные решения информационных задач профессиональной деятельности экономиста» [8].
- к обоснованию представления ПИК как четырёхкомпонентной структуры, содержащей мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и Рефлексивно-оценочный компоненты [3].
Опираясь на основные положения те-
ории поэтапного формирования умственных действий, процесс формирования ПИК представлен нами как процесс прохождения усвоения знаний (ориентировочный этап), закрепления их в практических действиях (информационный этап) и накопления опыта профессиональной информационной деятельности (трансляционный этап).
Соглашаясь с определением методической системы как целостной модели педагогической деятельности, выступающей ориентировочной основой оптимизации образовательного процесса, технологичность которого задается отбором содержания, методов, форм и средств обучения, установлением связей между ними в соответствии с выбранной целью [2], обратимся к вопросам компонентного состава системы и функционирования связей между компонентами системы. Вопрос компонентного состава актуализируется такими свойствами системы, как целостность и членимость: в системе должны быть представлены связи, осуществляющие передачу с выхода одного компонента на вход другого, а также связи, обеспечивающие передачу с выхода некоторого компонента на вход этого же компонента при корректировании параметров рассматриваемого компонента на основе анализа выходных параметров другого компонента [1].
Анализ множественности представлений о структуре методической системы привел нас к убеждению о системообразующей значительности такого компонента методической системы, как цель (вслед за А. М. Пышкало, Н.В. Кузьминой, Н. И. Рыжовой и другими). С точки зрения деятель-ностного подхода, цель представляет собой проект деятельности, определяющий характер и системную упорядоченность различных актов, действий и операций. Помимо цели, методическая система формирования ПИК включает такие компоненты, как содержание, методы, средства, формы обучения и результат обучения (Е. А. Ракитина, Н. Л. Стефанова, И. М. Дудина и др.). Содержательный компонент методической системы включает различные элементы опыта, который должен быть присвоен бакалаврами-экономистами: это опыт ценностного отношения к формируемой компетентности как качеству собственной личности, опыт репродуктивной и продуктивной дея-
тельности по освоению способов решения информационных задач профессиональной деятельности экономиста и опыт рефлексивных актов собственной деятельности. Технологический компонент подразумевает использование разнообразных форм, средств и методов формирования ПИК бакалавра-экономиста. Мы придерживаемся представлений о том, что любая педагогическая системы функционирует во имя качественного изменения субъектов образовательного процесса, и это изменение должно быть зафиксировано в описании системы (переход бакалавра-экономиста в другое качество сформированности ПИК обозначен переходом С—*С). Результативно-оценочный компонент подразумевает наличие диагностического комплекса определения сформи-рованности ПИК бакалавров-экономистов, который разрабатывается на основе понимания компетентности как интегративной и динамической личностной характеристики, определяющей способности человека к продуктивной деятельности; обеспечивает оценку динамики сформированности ПИК адекватно динамике сформированности ее структурных компонентов и может быть использован для коррекции образовательного процесса. В целом структурно-функциональная схема методической системы представлена на рисунке.
Проектируемая методическая система опирается на ряд принципов, основными из которых являются принципы открытости, целостности, гуманистической направленности, адекватности, перспективности, программизации, профессиональной направленности, диалогичности. Раскроем содержание представленных принципов. В соответствии с принципом открытости система приобретает возможность быть готовой к изменениям и дальнейшему развитию. Сущность принципа целостности заключается в единстве и взаимосвязи формирования ее как ключевой, как базовой и как специальной компетентности. Принцип гуманистической направленности подразумевает учет в процессе формирования ПИК индивидуальных особенностей, направленность на развитие личности будущего экономиста. Принцип профессиональной направленности означает направленность деятельности студентов на будущую профес-
Нормативные источники Рынок труда
Информационные задачи профессиональной деятельности
экономиста
Теоретико-методологические основания формирования ПИК
- >
Целевой компонент
Мотивационно-ценностный Деятел
Когнит ивный компо нент
компонент
ПИК
ьностн
ый компо нент
Рефлексивно-оценочный компонент
а а а
5 £
Содержательный компонент
Технологический компонент
Формы Средства Методы
Нет
Да
Результативно -оценочный компонент
Низкий уровень
Нормативный уровень
Оптимальный уровень
о
„ и
С А ;нтировочн ый этап
А н н ы ф » -0 т а
/ \ п и
/ \ Трансляци онный этап
С
Рисунок - Структурно-функциональная схема методической системы формирования профессиональной информационной компетентностибакалавров-экономистов
сиональную деятельность. Принцип адекватности подразумевает учет возрастных особенностей и начального уровня сформированное™ ПИК студентов. Принцип перспективности предполагает возможности прогнозирования результатов деятельности, возможных трудностей и препятствий
и путей их успешного преодоления. Принцип программизиции подразумевает выработку плана, необходимого для достижения поставленного результата. Принцип диало-гичности диктует обеспечение взаимодействия между субъектами образовательного процесса, а также возможность обеспечения
гибкости обратной связи.
Таким образом, при обсуждении проблемы проектирования методической системы формирования профессиональной информационной компетентности бакалавров-экономистов, нами обоснована во-первых, теоретическая и методическая база ее построения; во-вторых, определены структура и принципы ее проектирования. В качестве перспективы дальнейшего исследования предполагается обоснование наполнения содержательного, технологического и результативно-оценочного компонентов методической системы.
Библиографический список
1. Голубков Е. П. Системный анализ как методологическая основа принятия решений // Менеджмент в России и за рубежом - 2003. -№3. [Электронный ресурс].иБЬ: http://www. mevriz.ru/articles/2003/3/1545.html (дата обращения: 02.09.2012)
2. Методика в личностно-ориентированном образовании: монография / Издатель: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG Dudweiler Landstr. 99,66123 Saarbrucken, Germany. 2011. - 92 c.
3. Осипова С. И., Ерцкина Е. Б. Формирование проектно-конструкторской компетентности студентов - будущих инженеров в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. - 2007. - № 6 - С. 30-35.
4. Осипова С. И., Савостьянова И. Л. Методо-
логические основания в диссертационных исследованиях по педагогике в контексте повышения их качества // Философия образования. - 2013. -№ 4 - С. 104-111.
5. Савостьянова И. Л. Информационные задачи профессиональной деятельности экономиста // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: Буки-Веди, 2013. - С. 139-142.
6. Савостьянова И. Л. К вопросу проектирования содержания информационной подготовки бакалавров-экономистов // Молодой ученый. -2013. - №4. - С. 597-599.
7. Савостьянова И. Л. Проблемы соотношения наличия и востребованности информационных компетенций для профессиональной деятельности современного экономиста // Современные проблемы науки и образования. - 2013. -№5. [Электронный ресурс].URL: М1р://%'%глг. science-education.ru/111-c10584 (дата обращения: 15.11.2013)
8. Савостьянова И. Л. Структурные компоненты профессиональной информационной компетентности будущих экономистов // XVII Международная научная конференция памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М. Ф. Решетнева: материалы конференции (12-14 ноября 2013 г, г Красноярск) - С. 508-510 с.
9. Шевченко Д. А. Маркетинговый анализ молодежного рынка труда и образования // Практический маркетинг. - 2002. - № 2 (60). [Электронный ресурс].URL:http://www. cfin.ru/ press/practical/2002-02/05.shtml (дата обращения 11.01.2012)