ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
А. А. АВЦИНОВА
В статье представлено исследование теоретико-методологического базиса управления стратегическим развитием муниципальных территорий, в частности приведены основные термины, типология муниципальных образований, выявлены недостатки системы управления развитием муниципальных образований в современных условиях хозяйствования, определены условия эффективного управления стратегическим развитием муниципалитетов.
Ключевые слова: управление, муниципальные образования, развитие.
Сегодня управление развитием муниципальных образований как базовых пространственных социально-экономических систем становится неотъемлемой частью общегосударственной системы управления общественным воспроизводством. Курс страны и ее территорий на модернизацию предполагает не только рационализацию пространственной организации экономики и общества, но и эффективную трансформацию их систем управления. При этом успешная трансформация систем управления муниципальными образованиями и их перевод в новое состояние, отвечающее вызовам XXI в., невозможны без управления с ориентацией на перспективу, где важнейшей функцией выступает стра-тегирование.
В настоящее время системы управления развитием муниципальных образований характеризуются формализмом и чрезмерной «технологичностью» в ущерб социальной направленности, кратко- и среднесрочным горизонтом планирования, отсутствием эффективных институциональных условий и механизмов реализации, слабым вовлечением всех заинтересованных сторон-бизнес-структур, инновационного сообщества, а также институтов гражданского общества в процессы управления и стратеги-рования.
Кризис политики «выравнивания уровня развития» регионов и их составных частей - муниципалитетов заставляет говорить о необходимости совершенствования инструментария управления стратегическим развитием муниципальных образований. До сих пор формирование и реализация стратегии социально-экономического развития муниципальных образований - один из самых неразработанных разделов теории регионального и муници-
пального управления. Поэтому совершенствование управления стратегическим развитием муниципальных образований является актуальной задачей как в теоретическом, так и практическом аспектах исследования, призванной способствовать реализации возможностей муниципалитетов для обеспечения поступательного экономического роста и повышения уровня и качества жизни населения.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Законом предусматривается, что все муниципальные образования подразделяются на пять типов:
- городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией, предназначенной для развития его инфраструктуры;
- сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень и др.);
- муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией;
- городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района;
- внутригородская территория города федерального значения - часть территории такого города.
Особенностью современной парадигмы управления развитием территорий является то, что, во-первых, управление становится стратегическим, а во-вторых, их экономическое развитие и эффектив-
ное управление этим процессом становятся задачей не только управленческой подсистемы региона, но и общественных групп населения.
Основываясь на анализе зарубежных и отечественных источников, можно определить управление социально-экономическим развитием муниципального образования как деятельность, направленную на достижение поставленных стратегических целей в условиях нестабильной, конкурентной, рыночной среды, включающую диагностический анализ социально-экономического состояния муниципалитета, определений факторов управляющих воздействий и целевых факторов территории, планирование стратегии развития, реализацию выбранной стратегии и мониторинг результатов.
Как показало проведенное исследование, управление развитием муниципального образования направлено на обеспечение позитивных изменений в различных сферах жизни населения, в первую очередь на достижение определенного уровня развития социальной и экономической сфер на территории. Для чего необходимо эффективно использовать местные инфраструктурные, информационные, организационные, предпринимательские, институциональные ресурсы. При чем управление развитием муниципальных образований должно сводиться к формированию нормального уровня жизни населения как в экономическом плане (высокая заработная плата, низкий уровень безработицы), так и развитии социальной инфраструктуры (формирование условий для воспроизводства трудовых ресурсов посредством создания комфортных условий жизни населения).
Стратегический подход к управлению социально-экономическим развитием пространственных систем различного уровня можно определить как совокупность программ, принципов, методов и приемов, при помощи которых руководство планирует развитие определенной социально-экономической системы на среднесрочную или долговременную перспективу [5].
Суть управления социально-экономическим развитием муниципальных образований состоит в определённом отходе от управленческого рационализма, от начального убеждения, что устойчивое социально-экономическое развитие муниципальной системы определяется, прежде всего, рациональной организацией за счёт выявления внутренних резервов, повышением эффективности использования всех видов ресурсов. Главные предпосылки успешной деятельности любой социально-экономической системы отыскиваются не только внутри, а и вне ее, т. е. успех связывается с тем, насколько удачно система приспосабливается и адаптируется к внешнему
окружению - научно-техническому, экономическому, социальному, политическому и т. п. [5].
Структуру органов управления на местном уровне составляют представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган, а также иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования. Управляя муниципальным имуществом, средствами местного бюджета и экономическими процессами на территории муниципального образования органы местного самоуправления должны решать поставленные перед ними задачи.
Развитие муниципального образования - это режим функционирования социально-экономической системы, ориентированный на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории. Развитие муниципальных образований - многомерный и многоаспектный процесс, который осуществляется неравномерно, что порождает асимметрию территорий, включающую в себя экономический, социальный, культурный, политический и другие компоненты.
Развитие муниципальных образований в современных условиях зависит не столько от объемов имеющихся ресурсов, сколько от способности управленческих кадров муниципалитета организовать их эффективное использование. Это связано с тем, что происходящие в стране с начала 90-х гг. принципиальные изменения в управлении муниципальным хозяйством были направлены на повышение роли и усиление самостоятельности местной власти при значительном снижении влияния органов государственной власти на социальноэкономические процессы на территориях.
Посколькумуниципальное образование выступает в качестве одной из форм пространственной социально-экономической системы, а на территории большинства регионов ЦФО преобладают сельские муниципальные образования, то социально-экономическое развитие муниципалитетов должно осуществляться в совокупности с государственными мерами поддержки, создавать условия для воспроизводства трудового потенциала и, тем самым, обеспечивать условия для эффективного развития сельской экономики, повышение качества жизни в сельских муниципальных образований. Для этого необходимо, учитывая экономические возможности сельских муниципальных образований, строить социальную инфраструктуру, создающую базу для развития экономики, что позволит сохранить село с
его укладом, экономическим потенциалом, культурными и социальными связями.
Главная цель управления экономическим и социальным развитием сельских муниципальных образований состоит в устойчивом повышении качества жизни для всех категорий проживающих в нем граждан. Она включает повышение уровня:
1) материального обеспечения;
2) жилищно-бытового обеспечения;
3) социального обеспечения.
При этом социально-экономическая ситуация в муниципальном образовании определяется системой характеристик, отражающих [4]:
- социальную ситуацию (качество жизни населения, уровни социальной напряженности и экологического состояния);
- финансово-экономическое положение (динамику и структуру производства, производственный потенциал, инвестиционную активность, состояние бюджетов и др.);
- политическую ситуацию (политическая ориентация электората и муниципальных элит).
Эти характеристики являются элементами, образующими уровень социально-экономического развития муниципального образования, естественно через призму количественных показателей. Уровень социально-экономического развития муниципального образования представляет собой достигнутое в конкретный момент времени состояние, в котором пребывает муниципалитет. Он характеризует именно то состояние, которое муниципалитет достиг в процессе своего социально-экономического развития. Уровень социально-экономического развития является своего рода «фотографией» экономики муниципального образования в определенный момент времени. Поэтому по уровню социальноэкономического развития сравнивают муниципалитеты между собой, проводят различные типологии, а также выявляют проблемные места и направления дальнейшего развития.
Следует отметить возможности противоречивости инструментов социально-экономического развития пространственных систем. Например, А. Г. Гранберг отмечал, что стремления регионов к экономической эффективности и социальной справедливости могут быть как совместимыми, так и конфликтными [1]. Поэтому стремление к полному выравниванию социально-экономической ситуации в регионах не может быть целью государственной политики, поскольку может привести к снижению темпов экономического развития страны, и как будет показано далее, невозможно в связи со стохас-тичностью характеристик развития. Ориентация на эффективность производства в стране означает при-
оритетное развитие территорий, являющихся «точками экономического роста», дающими импульсы развития экономики в целом. Зачастую такими «точками роста» становятся особые экономические зоны, создаваемые на территории того или иного муниципального образования.
Мы придерживаемся позиции тех ученых, которые считают, что функции ускорения темпов и сближения уровней социально-экономического развития может выполнить только государство, реализуя политику формирования на территориях благоприятных условий для инвестиционного роста рыночной экономики [2; 7]. Необходим объективный и конструктивный подход к формированию целей и механизмов государственного регулирования территориального социально-экономического развития страны, основанный на следующих принципах:
- признание необходимости учета местной специфики при выработке экономической, социальной, финансовой политики государства;
- отказ от предоставления регионам индивидуальных льгот и принятии обоснованных мер господдержки различных типов регионов, имеющих общие проблемы и единые (близкие) условия социально-экономического развития, непосредственно влияющие на характер и результаты хозяйственной деятельности;
- формирование в каждом субъекте Федерации охватывающего все стороны экономического и социального развития (комплексного) хозяйственного механизма, построенного на базе общероссийских принципов и законов, но с учетом собственных особенностей и интересов своего населения;
- участие государства в выравнивании межрегиональных различий в доходах населения, уровне занятости, социальной инфраструктуре и т. п. системой специальных инструментов;
- предоставление муниципальным органам власти реальных возможностей для обеспечения условий самодостаточности и самофинансирования регионов [6].
Роль федерального центра состоит в создании таких общефедеральных институциональных условий, которые бы способствовали эффективному развитию муниципальной инициативы и обеспечивали непротиворечивость целей муниципалитета, региона и страны.
В ходе исследования было выявлено, что значимым фактором, обусловливающим возникновение целого ряда проблем в системе управления развитием муниципальных образований, является отсутствие эффективных институтов развития и соответствующей среды в самих субъектах муниципального развития. Иными словами, речь идет о
низком качестве стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований, отсутствии структур, реализующих целенаправленную политику обеспечения стратегического развития, а также о недостаточных усилиях муниципального сообщества по наращиванию и рациональному использова-
нию ресурсов и потенциала территории. В целом, исследование системы управления развитием муниципальных образований в современных условиях хозяйствования позволило выделить ряд ее недостатков, среди которых имеют место недостатки институционального, экономического и организационного характера (табл. 1).
Таблица 1
Недостатки системы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований
в современной России
Г руппа Недостатки Сфера проявления
институциональные несовершенство законодательной базы распределение налоговых источников между уровнями бюджетной системы страны; механизмы налогообложения недвижимости; разграничение полномочий и ответственности между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти
отсутствие необходимых институтов развития муниципальных образований институциональная инфраструктура социальноэкономического развития муниципального образования; качество стратегического планирования развития муниципальных образований; политика муниципального сообщества по наращиванию и рациональному использованию потенциала развития территории
недостаточное участие бизнес-структур, инновационного сообщества, населения в планировании социально-экономического развития муниципального образования достижение результатов разработанных и принятых к реализации стратегий, проектов, программ
экономические недоучет резко выраженной асимметрии социально-экономического развития муниципальных образований неэффективность реализации большинства стратегий социально-экономического развития муниципальных образований
организационные ориентация управления социальноэкономическим развитием муниципальных образований на решение текущих вопросов достижение результатов разработанных и принятых к реализации стратегий, проектов, программ
отсутствие необходимого опыта в применении различных современных технологий управления развитием муниципальных образований достижение результатов разработанных и принятых к реализации стратегий, проектов, программ; качество планирования развития муниципальных образований
отсутствие соответствующей квалификации муниципальных служащих для решения стратегических вопросов достижение результатов разработанных и принятых к реализации стратегий, проектов, программ; качество стратегического планирования развития муниципальных образований
отсутствие гибкости большинства долгосрочных программ развития муниципалитетов достижение результатов разработанных и принятых к реализации стратегий, проектов, программ
отсутствие методически проработанной и процедурно закрепленной увязки основных инструментов управления муниципальными образованиями с перспективным планированием, системой мониторинга и оценки реализации, критериями внесения необходимых корректив достижение результатов разработанных и принятых к реализации стратегий, проектов, программ; качество стратегического планирования развития муниципальных образований
Более детальный анализ управления развитием муниципальных образований одного из регионов РФ - Тамбовской области, подтвердил ранее сделанные выводы о недостатках системы управления и позволил сформулировать условия и целевые ориентиры эффективного управления развитием муниципального образования. Так, к основным условиям эффективного управления развитием муниципального образования нами отнесены:
- согласование отраслевых приоритетов развития муниципального образования с плановыми документами профильных министерств и ведомств федерального уровня;
- участие «стейкхолдеров» (бизнес-сообщества, инновационного сообщества, населения) в разработке инструментария развития территории.
Проанализировав мнения ученых и практиков, можно выделить ряд целевых ориентиров
эффективного управления развитием муниципального образования, которые сформулированы с учетом особенностей сельской местности как доминанты Тамбовского региона:
- ориентация на долгосрочный перспективный период развития при соблюдении принципов гибкости стратегических документов;
- социальная доминантность;
- обеспечение паритета интересов муниципальной власти, бизнес-сообщества и населения.
Таким образом, решение проблемы эффективного управления развитием муниципальных образований напрямую зависит от качественной разработки и реализации инструментов муниципального стратегирования.
Основной целью муниципального стратегирования является формирование комплекса прогнозных, плановых и постплановых документов, обеспечивающих согласованную деятельность всех субъектов территориального управления, направленную на удовлетворение (реализацию) общественных (коллективных) интересов и потребностей местного сообщества, а также создание благоприятных условий для жизни и ведения хозяйственной (экономической) деятельности всех субъектов, расположенных на территории муниципалитета.
Основными задачами муниципального стратегирования являются:
- формирование ясных для всего местного сообщества представлений о ценностях, стратегических целях, ресурсах, задачах и возможностях социально-экономического развития конкретных муниципальных образований в рамках общегосударственных приоритетов;
- согласование стратегических целей и задач социально-экономического развития муниципальных образований с государственными и региональными стратегическими целями и задачами;
- поддержание оптимального сочетания уровня реализации стратегических целей и задач муниципального образования в условиях необходимости обеспечения текущей жизнедеятельности местного сообщества;
- взаимосвязь и синхронизация этапов и мероприятий реализации долгосрочных, среднесрочных и текущих задач субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и входящих в них поселений;
- формирование оптимального сочетания методов государственного регулирования и рыночных регуляторов развития экономики и социальной сферы на территории муниципального образования;
- согласование отраслевых стратегий и стратегий развития хозяйствующих субъектов со стратегией развития муниципальных образований;
- согласование интересов различных субъектов, расположенных на территории муниципального образования, создание максимально благоприятных условий для их жизнедеятельности и динамичного развития в плановый период;
- координация деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности и объединение их на базе общих мотиваций в целях наиболее полного удовлетворения общественных интересов и потребностей местного сообщества;
- установление партнерских отношений между органами местного самоуправления и населением, органами государственной власти, местного самоуправления и частным капиталом;
- привлечение местного сообщества к процессу планирования и управления муниципальным образованием, финансированию социальноэкономических программ и планов развития территории;
- эффективное использование потенциала муниципального образования;
- создание и развитие хозяйственной инфраструктуры муниципального значения;
- создание и развитие рыночной инфраструктуры;
- формирование и развитие благоприятного инвестиционного климата, создание условий для привлечения инвестиций;
- согласование планов гражданского и производственного землепользования с планами развития социального сектора и жилищнокоммунальной инфраструктуры муниципальных образований.
Органы местного самоуправления в зависимости от специфики муниципального образования могут поставить перед разработчиками и другие задачи. Система муниципального стратегирования и управления развитием муниципальных образований должна быть согласована не только с системой микроэкономического планирования, в которую входят хозяйствующие и социальные субъекты, но и с системой макроэкономического программирования, содержащей стратегические цели и приоритеты развития, общие для региона, всей страны.
Следует отметить, что при разработке стратегических документов социально-экономического развития администрации муниципальных образований в большинстве своем исходят из принципа соответствия стратегической цели и направлений развития муниципального образования целям и
приоритетам федерального Правительства, определенным в: посланиях Президента РФ; программах социально-экономического развития РФ на средне- и долгосрочную перспективу; отраслевых стратегиях федеральных министерств и ведомств РФ, а также стратегиях развития субъектов Федерации, в которые эти муниципальные образования входят.
Вместе с тем, как показало проведенное исследование, до настоящего времени не достигнуты многие цели, поставленные федеральными органами власти в ходе реформы местного самоуправления и заявленные в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», начиная с проблем регулирования компетенций и заканчивая проблемами формирования и развития экономической основы муниципалитетов. Помимо этого, часто стратегические документы, создаваемые в муниципальных образованиях, оказываются оторванными от жизни, что практически сводит на «нет» большую аналитическую и организационную работу и дискредитирует идею стратегирования в глазах представителей муниципальных образований и общества.
Следовательно, важнейшим условием эффективного управления развитием муниципальных образований становится ориентация на стратегический характер управления, что позволит выработать консолидированную позицию по поводу перспектив собственного развития муниципалитетов и последовательной, систематической реализации соответствующей территориальной политики с учетом конкретных целей и приоритетов структурных единиц, входящих в их состав городских и сельских поселений, в русле региональной стратегии.
Управление социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований строится с учетом взаимосвязи элементов. Установление этих элементов позволит рационально использовать ресурсы для более эффективного развития сельских территорий. Направление ресурсов на решение проблем, связывающих различные элементы социально-экономического развития, позволит увеличить социальный эффект за счет снижения напряженности по смежным направлениям. Это является особенно актуальным в условиях ограниченности ресурсов в муниципальных образованиях и необходимости комплексного социально-экономического развития сельских территорий.
Разработка стратегий развития муниципальных образований - это не только требование,
идущее от федерального уровня управления, но и внутренняя необходимость, определяемая потребностями самих муниципалитетов:
- определение долгосрочных перспектив, стратегических направлений развития муниципального образования и потенциальных «точек роста»;
- обеспечение соответствия муниципальных приоритетов развития общефедеральным целям;
- формирование механизмов решения ключевых проблем развития муниципального образования;
- прогнозирование ресурсной базы развития муниципального образования и бизнеса, в том числе обоснование поддержки стратегических проектов развития из средств федерального и регионального бюджетов;
- осуществление институциональных преобразований, необходимых для дальнейшего развития территории;
- определение необходимых объемов инвестиций и мероприятий по обеспечению инвестиционной привлекательности территории.
Для пилотного проекта разработки стратегии социально-экономического развития был выбран Знаменский район Тамбовской области как типичное муниципальное образование со средним уровнем развития.
Знаменский район является муниципальным образованием в составе Тамбовской области Российской Федерации на основе Устава (Основного Закона) Тамбовской области. Знаменский район -муниципальное образование, состоящее из одного городского и семи сельских поселений, объединенных общей территорией. Границы территории Знаменского района установлены законом Тамбовской области «Об установлении границ и определении места нахождения представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области». На территории района расположены 1 городской и 40 сельских населенных пунктов.
Анализ итогов социально-экономического развития района позволяет сделать вывод: в прошлом году сохранились положительные тенденции в экономике и социальной сфере района, обозначившиеся в последние 5 лет, сохранена инвестиционная привлекательность, увеличены доходы консолидированного бюджета. Несмотря на то, что темпы роста экономических показателей в 2010 г. несколько замедлились, в целом положительная динамика сохранилась и прогнозируется последующий рост экономики района, который позволит достигнуть стратегических целей развития района к 2013 г.
Основным инструментом успешного развития района является Программа комплексного социально-экономического развития района на 20102020 годы, разработка и согласование основных параметров которой осуществляется соответствующими структурными подразделениями администрации района в настоящее время. Благодаря наработанному экономическому потенциалу, основу которого составляют около 20 предприятий, устойчиво работающих в различных отраслях экономики и активной инвестиционной политике удалось сохранить стабильность в финансовой сфере района и реализовать намеченные планы.
Структура и основное содержание стратегии социально-экономического развития Знаменского района Тамбовской области представлены на рисунке 1.
Особое внимание необходимо уделить этапу VII «Система реализации стратегии», который включает следующие элементы: набор приоритетов и систему действий по реализации каждого стратегического направления, план стратегических мероприятий, систему управления реализацией стратегии, включая модель, позволяющую продуктивно реализовать стратегию развития.
I. Анализ современного состояния дел и тенденций развития отраслей социальной сферы, экономики и инфраструктуры муниципального образования
II. Оценка потенциала развития муниципального образования
Ж
III. Анализ системы управления муниципальным образованием
IV. Стратегический анализ социальноэкономической среды муниципального образования ^ОТ-анализ)
- богатые природные ресурсы (земельные, водные, минерально-сырьевые, лесные);
- население - 18,3 тыс. чел. (1,7 % населения Тамбовской области), из них трудовых ресурсов - 55,7 %;
- развитая транспортная инфраструктура (автомобильные и железные дороги);
- достаточно высокий уровень социальной инфраструктуры (уровень газификации - 91 %; 23 образовательных учреждения; районная больница, сеть учреждений культуры);
- наличие бюджетобразуюгцего предприятия - ОАО «Знаменский сахарный завод»;
- преобладание в структуре экономической деятельности сельского хозяйства - 56,7 %;
- рост объема инвестиций в экономику района;
- наличие памятников исторического и культурного наследия (усадьба Загряжских-Строгановых, историко-дендрологический парк, деревянная церковь «без единого гвоздя»)
VII. Система реализации стратегии
- резервы мощности для энергоснабжения новых пользователей - 60 %;
- условия для развития сельского туризма;
- ряд инвестиционных площадок
Стратегические направления развития муниципального образования:
- мясоперерабатывающая промышленность;
- хранение, переработка зерна;
- сельский туризм;
- развитие малого предпринимательства
- субъекты управления (администрация Знаменского района; поссовет, 7 сельских советов);
- программно-целевое управление (ФЦП, областные программы, 12 районных программ развития);
- большая часть программных документов носит кратко- и среднесрочный характер;
- низкая вовлеченность бизнеса и населения в процессы управления районом
Миссия Знаменского района -
индустриально-аграрный район с конкурентоспособной экономикой, развитым туризмом и комфортной средой обитания
VI. Формирование видения стратегического развития муниципального образования
- сложная демографическая ситуация;
- высокий уровень безработицы;
- значительный износ основных фондов;
- низкий уровень развития малого предпринимательства;
- высокий уровень дотационности бюджета
V. Определение основных проблем, на решении которых необходимо сосредоточить усилия в ходе реализации стратегии
Рис. 1. Структура стратегии социально-экономического развития Знаменского района Тамбовской области
В ходе исследования было выявлено, что администрация муниципального образования, выступающая основным заказчиком стратегии развития, не может ограничиться взаимодействиями только с профильными федеральными министерствами / ведомствами и крупным бизнесом. Разработка стратегии в большей мере представляет собой коммуникативный процесс, в который необходимо включить всех значимых субъектов, имеющих и готовых обсуждать собственную позицию по поводу стратегического развития муниципального образования.
Таким образом, реализация стратегии социально-экономического развития муниципальных образований должна опираться на формирование новой системы взаимоотношений заинтересованных сторон муниципального развития, в том числе власти, бизнеса и общества в целом, а также разработку механизмов принятия решений, учитывающих интересы этих сторон.
Литература
1. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник. М., 2000.
2. Гранберг А. Г. Региональная политика и региональная наука в России: десять лет спустя // Регион: экономика и социология. 2004. № 1.
3. Львов Д. С. О социальной доктрине России // Экономическая наука современной России. 2005. № 3.
4. Меньшикова В. И. Системный подход к стратегическому управлению социально-экономическим
развитием региона: сб. тр. каф. политической экономии и мирового глобального хозяйства ТГУ имени Г. Р. Державина Тамбов, 2010. Вып. 1. С. 118-135.
5. Меньщикова В. И. Управление социальноэкономическим развитием региона: стратегический вектор // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2010. № 12 (92). С. 399-409.
6. Минакир П. Трансформация региональной экономической политики // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 2. С. 87-92.
7. Штульберг Б. М., Введенский В. Г. Региональная политика России. Теоретические основы, задачи и методы реализации. М., 2000.
* * *
THEORETIC METHODOLOGICAL ASPECTS OF MANAGEMENT OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES
A. A. Avtsinova
In article research of theoretic methodological basis of management by strategic development of municipal territories is presented, in particular the main terms, typology of municipalities are provided, shortcomings of a control system by development of municipalities in modern conditions of managing are revealed, conditions of effective management are defined by strategic development of municipalities.
Key words: management, municipalities, development.