Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты управления конкурентоспособностью предприятия на основе стоимостного подхода'

Теоретико-методологические аспекты управления конкурентоспособностью предприятия на основе стоимостного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ "ПРЕДПРИЯТИЕ" / СИСТЕМНАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОЦЕНКА ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ОСНОВЕ СТОИМОСТНОГО ПОДХОДА / THE GENESIS OF THE CONCEPT "ENTERPRISE" / SYSTEMIC ADMINISTRATIVE MODEL OF THE ENTERPRISE / ESTIMATION OF ITS COMPETITIVENESS ON THE BASIS OF VALUE APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багрецов Н. Д., Багрецова Е. В.

Эффективность управления конкурентоспособностью предприятий АПК является основой развития инновационной экономики, направленной на решение задач продовольственной безопасности в условиях интеграции России в мировую экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS of MANAGEMENT of COMPETITIVENESS of the ENTERPRISE ON THE BASIS OF the COST APPROACH

The efficiency of managing of competition between the agricultural enterprises is a basis of the development of innovation economics which is directs to solve the problems of food safety in the conditions of integration in Russia to the world economy.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты управления конкурентоспособностью предприятия на основе стоимостного подхода»

Экономика

и техническим нормам и правилам. Для их создания (восстановления) необходимы серьёзные инвестиции. Следовательно, основным лимитирующим фактором является капитал, в котором (как собственном, так и заёмном) большинство сельскохозяйственных предприятий испытывают постоянный недостаток. Причём, если в конце XIX века - начале XX вв. эта проблема в значи-

тельной мере решалась за счёт крестьянской кооперации, то в настоящее время при достигнутом уровне капиталоёмкости производства данного фактора не достаточно. Нужен комплекс долгосрочных мер по улучшению макроэкономических условий в агропромышленном комплексе, прежде всего мер по поддержанию эквивалентных взаимоотношений сельско-

го хозяйства с поставщиками промышленных и энергетических ресурсов. Развитие сельской промышленности не может быть без устойчивого развития сельского хозяйства, и в то же время промышленные производства и промыслы - важный элемент организационно-экономического механизма устойчивого развития сельских территорий.

Литература

1. Краткий курс Курганского округа Уральской области в естественно-историческом, культурно-экономическом и административном отношении. - Курган: Издание окружной плановой комиссии, 1925. - 538 с.

2. История Курганской области (1861 -1977гг.). Том 2. - Курган: Изд-во КГУ, 1996. - 249 с.

3. Попов И. Подсобные промысловые производства и промыслы - хорошее подспорье сельской экономики // Экономика сельского хозяйства России. - 1999. - №3. - С.2-5.

4. Филиппова Е.Н. Подсобные производства и промыслы: история зарождения и проблемы развития: Монография. -Кострома: Изд-во КГСХА, 2005. - 121 с.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ СТОИМОСТНОГО ПОДХОДА

Н.Д. БАГРЕЦОВ,

кандидат экономических наук, доцент Е.В. БАГРЕЦОВА,

аспирант, Курганская ГСХА им. Т.С. Мальцева

Ключевые слова: генезис понятия «предприятие», системная управленческая модель предприятия, оценка его конкурентоспособности на основе стоимостного подхода.

Решая ряд теоретических и практических проблем в области становления и развития конкурентоспособного предприятия в условиях новой, институциональной среды, перехода к устойчивому развитию и повышению конкурентной состязательности, логика исследования привела нас к необходимости уточнить содержание термина «предприятие».

Одни авторы понятие «предприятие» увязывают с социальными проблемами, ростом производительности труда, моральной и материальной заинтересованностью коллективов.

Другие вкладывают в понятие основные родовые признаки предприятия, функционирующего в нерыночной экономике: цель, средства, источники, механизм управления и оценка деятельности.

Третьи, в условиях рыночных отношений, рассматривают новые формы хозяйствования для удовлетворения потребностей общества. В понятие «предприятие» вкладываются иные подходы и принципы его функционирования [1].

В Налоговом кодексе под организацией (предприятием) понимается юридическое лицо, образованное в соответствие с законодательством РФ, а

также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью.

По М. Швайтцеру и Э. Дихтлу, предприятие - это техническая, социальная, экономическая и ориентированная на сохранение окружающей среды единица, которая выполняет задачу удовлетворения спроса на основе самостоятельных решений и ответственности за риск.

Различие между приведенными понятиями предприятия сводятся в основном к трем моментам: во-первых, в рыночных условиях хозяйствования предприятие на основе самостоятельных решений организует и осуществляет функционирование производства в соответствии с законодательством. Во-вторых, предприятие принимает на себя ответственность за риск. В-третьих, предприятие выступает как единое целое, ориентированное на сохранение окружающей среды, в основу которого положены внешние корпоративные отношения.

Цель и методика исследований

С учетом вышеизложенного, в условиях институциональной среды и наличия факторов неопределенности, повышения конкурентного соперниче-

ства в условиях активной интеграции в мировую экономику РФ и перехода к устойчивому развитию, мы используем подход в определении предприятия на основе теоретико-методологических позиций теории систем.

Один из основоположников теории систем Р. Акофф под конкретной системой понимает множество взаимосвязанных элементов, представляющих собой определенную целостность, в которой, по крайней мере, два элемента являются объектами. В данном ракурсе, по нашему мнению, предприятие как систему следует характеризовать не с позиций процессного подхода, а путем выделения подсистем, имеющих наиболее значимые функциональные взаимосвязи. Для этого предлагается выделить подсистемы, используя внутреннюю логическую завершенность (самостоятельность) и функциональную определенность каждой.

С позиций субъектно-объектного подхода в системе «предприятие» (хозяйствующий субъект), можно выделить элементы объектной направленности - собственность, (совокупность

The genesis of the concept «enterprise», systemic administrative model of the enterprise, estimation of its competitiveness on the basis of value approach.

Экономика

трех прав: владение, распоряжение, пользование) и нормативно-правовую базу, обеспечивающую функционирование предприятия, и элементы субъектного характера: функция управления развитием продукции, социальным развитием и персоналом, маркетингом, финансами с использованием стоимостного и финансового подходов для оценки и обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Мы рассматриваем в качестве предприятия систему экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующим субъектом, собственниками, менеджментом, инвесторами, работниками и др., возникающих по поводу повышения эффективности управления собственностью в конкурентной среде -посредством реализации ключевых функций управления.

Системная управленческая модель предприятия может быть представлена графически (рис. 1), где основанием является совокупность трех прав собственности (владение, распоряжение и пользование - треугольник АВС.) Ребра пирамиды АД, СД и ВД - есть функции управления собственностью в составе: управление развитием продукции, управление социальным раз-

витием и персоналом, управление маркетингом и сбытом. Высота пирамиды ДЕ есть функция управления финансами. Элементы системы находятся в конкурентной среде - N.

Эта модель учитывает сдвиг, в современных условиях, к управлению нематериальными активами, которые становятся главными источниками конкурентных преимуществ и которые необходимо для их реализации трансформировать в систему финансовых и нефинансовых показателей.

Для конкурентоспособного предприятия должны обязательно соблюдаться следующие условия:

1. Наличие нормативно-правовой базы для различных форм собственности и свободы личности;

2. Количественная и качественная гармонизация функций управления собственностью;

3. Однонаправленность развития ключевых факторов управления предприятием (на повышение конкурентоспособности).

Рассматривая отрасль как совокупность предприятий в некотором ограниченном пространстве (К), представляющую собой динамическую турбулентную систему, в которой действуют все пять конкурентных сил. При этом сис-

Рисунок 1. Системная управленческая модель конкурентоспособного

предприятия

В2

тема подвержена влиянию внешних положительных и отрицательных факторов В1, В2, В3. (рис. 2).

Следует отметить, что при воздействии внешних возмущающих факторов и действия пяти конкурентных сил происходит изменение масштаба отрасли (внезапное расширение Р2 или сужение Р3.). В этот период происходит наиболее активное изменение (турбуляризация) внутренних процессов предприятия с целью скорейшей адаптации к изменившимся условиям (зона 1 и 2).

Для характеристики «турбулентного» развития предприятия используем

понятие средней скорости (V )роста

стоимости предприятия, исчисленная в результате усреднения истинной скорости (V), скорости роста стоимости предприятия за достаточно большой промежуток времени.

Разность V' = V — V - есть пульсация скорости роста стоимости предприятия.

«Турбулентное» развитие условно будем считать благоприятным, если средняя скорость роста стоимости пред-

ёУ

приятия зависит от времени, -----> и ,

аі

и градиент скорости возрастает.

аг п аг п

При ------< и или------------> и -

аі аі

предприятие стагнирует.

аї = 0

При —_ = и

аі

наступает критичес-

кая скорость роста стоимости предприятия.

Средняя скорость роста стоимости предприятия является функцией многих переменных (спрос, предложе-

ние

затраты...), V = /(х, у,..., і).,

включая случайные величины и может быть представлена дифференциальным уравнением

- дV ^ дV ^ дV .

аг =-------ах +-------ау +------аі

дх ду ді .

При воздействии внешних положительных факторов В2 (рис. 2), скорость

V2 растет, а конкурентная результирующая сила Р2 падает. При воздействии отрицательных внешних факторов В3 - результирующая конкурентная

сила Р3 растет, а скорость V3 падает.

Средняя скорость роста стоимости фирмы рассчитывается в виде простой средней геометрической

Рисунок 2. Модель турбулентного развития предприятия

Экономика. Рынок

v-ifc

*

с^н или средней

квадратичной

V = , где

величины V мгно-

/

'Food*

Так как случайная пере-

менная величина всегда принимает какое-нибудь значение, то

Определим среднее зна-

венная скорость [2].

Для исчисления стоимости предприятия среднюю скорость роста стоимости можно рассматривать как случайную величину. Нам необходимо знать совокупность значения этой величины, а также вероятность, с которой эти значения могут появляться. Эти данные образуют закон распределения случайной величины.

Случайная переменная величина

у может принимать любые значения,

находящиеся в интервале (а, б), такая случайная величина называется непрерывной.

Считая, что для каждого участка, находящегося на интервале (а, б) допустимых значений переменной, вероятность попадания на этот участок пропорционален длине интервала, можно охарактеризовать случайную величину, указав вероятность

Т(х)йх того, что х < У < х+/£х-

Функция ^ (х) называется распределением вероятности случайной величины. Из теоремы сложения вероятностей следует, что вероятность попадания в интервал равна

чение случайной величины, если случайная величина может принимать

значение Х1,Х2г...гХ с вероятностя-

ми р19р2,

то среднее значе-

ние величины (ее математическое к

ожидание) называется

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2-1

Для непрерывной случайной величины с плотностью распределения вероятности математическое ожидание

равно

[2].

Дисперсией случайной величины называется среднее значение квадрата отклонения случайной величины от

ее среднего значения

(У - V)2 = V2 - (V)2 это тождество используется при вычислении дисперсии.

Данная модель позволяет обеспечить заданные параметры процессов функционирования предприятия на рынках товаров, капитала и труда.

Рост стоимости предприятия может быть принят в качестве интег-

рального критерия при принятии стратегических управленческих решений и оценке эффективности управления [3].

Выводы. Анализ

Мы считаем, что стоимостной и финансовый подходы действуют в направлении движения денежных ресурсов (денежный поток) и управления рыночными отношениями, связанных с измерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных ресурсов. Прогнозный и комплексный финансовый анализ обеспечит своевременное и качественное обоснование финансовых и инвестиционных решений, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия.

Представленная модель позволяет разработать теоретическую и методологическую основу для формирования конкурентоспособности предприятия и его не только эффективное, но и прозрачное функционирование на стратегическом и тактическом уровнях планирования - в условиях неопределенностей, жесткой конкуренции и вероятностной оценки перспективных финансовых показателей эффективности.

Представленная модель позволяет лучше понять экономическую и социальную сущность предприятия, определить локальную и интегральную оценку формирования и управления конкурентоспособным предприятием в условиях неопределенности на основе изменения конкурентных сил.

Литература

1. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности // Вопросы экономики. - 1999. -№ 5. - С. 86.

2. Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике. - М. Наука, 1967. - 608 с.

3. Гайнанов Д.А., Хамзина Д.Н. Использование сбалансированной системы показателей для повышения конкурентоспособности предприятия // Сб.стат. V Всеросс. науч.-практ. конф. «Конкурентоспособность предприятий и организаций». -Пенза, 2007. - С. 74 - 76.

СТРАТЕГИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО ВЫЖИВАНИЯ

О.В. КИРИЛОВА,

кандидат экономических наук, доцент Ю.В. ЗУБАРЕВА,

кандидат экономических наук, Тюменская ГСХА, г. Тюмень

Ключевые слова: производство и распределение продуктов питания, стратегия и стратегическое планирование, стратегия развития предприятия.

Каждая страна стремится обеспечить население продовольствием за счет собственного производства. От решения этой задачи во многом зависит экономическая безопасность

государства. Стратегия развития, принятая в Российской Федерации, предусматривает решение этой задачи путем развития производства продуктов питания в каждом регионе

Manufacture and distribution of food stuffs, strategy and strategic planning, strategy of development of the enterprise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.