Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / АНДРАГОГИКА / ОБУЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрина Екатерина Леонидовна, Ярных Вероника Игоревна

Введение. В статье представлены теоретико-методологические аспекты корпоративного образования. Цель статьи - показать, на каких теоретических основах и методологических концепциях строится система корпоративного образования. Методология. Исследование проводилось на основе теоретических и эмпирических методов анализа развития образовательного корпоративного пространства в условиях цифровой трансформации и влияния рынка труда и рынка образования, когда меняются поколения и, соответственно, парадигмы обучения. Результаты. Деятельность организаций в период пандемии COVID-19 существенно ускорила процесс цифровой трансформации и предъявила новые вызовы для системы корпоративного образования. Происходящие изменения обусловливают корректировку и актуализацию теоретических и методологических основ развития системы корпоративного образования. Заключение. Авторами отмечается, что произошла существенная эволюция понятия корпоративного образования: от узкопонимаемого внутрифирменного обучения до части экосистемы организации, нацеленной на развитие человеческого капитала, причем не только в области профессиональных компетенций, но и компетенций wellbeing, что влияет на комфортное существование человека в окружающем мире. В отношении методологических аспектов корпоративного образования авторы считают важным отметить базовые принципы андрагогики (обучения взрослых), использование всех видов обучения в концепции lifelong education (образования в течение всей жизни), формат корпоративного университета как наиболее гибкого и отвечающего вызовам VUCA-мира и, наконец, влияние запроса на методы корпоративной педагогики со стороны поколения Z.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTSOF THE CORPORATE EDUCATION DEVELOPMENT AND TRAINING SYSTEM

Introduction. The article presents the theoretical and methodological aspects of the corporate education system. The purpose of the article is to show what theoretical foundations and methodological concepts serve as the base of the corporate education system. Methodology. The study was carried out involving theoretical and empirical methods to analyze the development of the educational corporate space in the context of digital transformation and the influence of the labor market and the education market in the area of generational change and development in the learning paradigm. Results. The findings consist in studying the activities of organizations during the COVID-19 pandemic, which significantly accelerated the process of digital transformation and identified new challenges for the corporate education system. The identified changes determine the adjustment and updating of the theoretical and methodological foundations for the development of the corporate education system. Conclusion. The authors note that there has been a significant evolution of the concept of corporate education from narrowly understood internal training to a part of an organization’s ecosystem aimed at developing human capital, not only in the area of professional competencies, but also wellbeing competencies, which affects a comfortable existence of a person in the surrounding world. As for the methodological aspects of corporate education, the authors consider it important to note the basic principles of andragogy (adult learning), the use of all types of education in the concept of lifelong education, the format of the corporate university as the most flexible and responsive to the challenges of the VUCA world, and, finally, the impact of Gen Z’s requests upon corporate pedagogy.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

6. Obrazovanie: sokrytoe sokrovishche. Osnovnye polozheniya Doklada Mezhdunarodnojkomissii po obrazovaniyu dlya XXI veka [Education: hidden treasure. Highlights of the Report of the International Commission on Education for the 21st Century]. MOO WFP UNESCO "Information for All". Moscow, 1996, pp. 2. (In Russian).

7. Korotaeva V. O. Vnedrenie novojsistemy' povy'sheniya moti-vaczii pedagogicheskikh rabotnikov v obshheobrazovatel'noj organizaczii [The introduction of a new system to increase the motivation of teachers in the general education organization]. Young Scientist, 2018, no. 19. Available at: https://moluch.ru/ archive/205/50180 (accessed 21.10.2021). (In Russian).

8. Kuzneczov V. V. Korporativnoe obrazovanie: soderzhanie i sushh-nost' [Corporate education: the content and essence]. Domestic and Foreign Pedagogy, 2017, no. 1 (35). (In Russian).

9. Makgregor D. Chelovecheskij faktor i proizvodstvo [The human factor and production]. Sociological Studies, 1995, no. 1. pp. 34-43. (In Russian).

10. Maslou A. Novy'e rubezhi chelovecheskoj prirody' [New frontiers of human nature]. Moscow, 1999, 425 p. (In Russian).

11. Matukina A. N. Vnutrikorporativnoe obuchenie pedagogov kak sposob formirovaniya novogo pedagogicheskogo professional-izma [Intra-corporate training of teachers as a way of forming a new pedagogical professionalism]. Russian Journal of Education and Psychology, 2018, no. 6. (In Russian).

12. Rodin A. I. Sistema korporativnogo obucheniya kak ser'ezny'j faktor professional'nogo razvitiya kadrov obrazovatel'noj organi-zaczii [The system of corporate training as a serious factor of professional development of personnel of the educational organization]. Pro_DOD, 2016, no. 11, pp. 58-65. (In Russian).

13. Selivanova O. G., Sannikova N. I. Korporativnoe obuchenie peda-gogov kak resurs povy'sheniya professional'noj kompetentnosti [Corporate training of teachers as a resource for improving professional competence]. Concept, 2020, no. 9. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/korporativnoe-obuchenie-pedagogov-kak-resurs-povysheniya-professionalnoy-kompetentnosti (accessed 22.10.2021). (In Russian).

14. Fomenko S. L. Korporativnoe obuchenie usilivaet pedagogich-eskij kollektiv [Corporate training strengthens the teaching staff]. Public Education, 2011, no. 1. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/korporativnoe-obuchenie-usilivaet-pedagogicheskiy-kollektiv (accessed 27.10.2021). (In Russian).

15. Chulanova O. L., Timchenko Ya. A. Korporativnoe obuchenie personala i metody' ego oczenki: podkhody', instrumentarij, problemy' i puti ikh preodoleniya [Corporate personnel training and methods of its assessment: approaches, tools, problems and ways to overcome them]. Bulletin of Eurasian Science, 2016, no. 1 (32). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/korporativnoe-obuchenie-personala-i-metody-ego-otsenki-podhody-instrumentariy-problemy-i-puti-ih-preodoleniya (accessed 27.10.2021).

УДК/UDC 374.7

DOI 10.54509/22203036_2022_1_88 Кудрина Екатерина Леонидовна

доктор педагогических наук, профессор, Государственный университет управления, г. Москва

Ярных Вероника Игоревна

кандидат экономических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

Kudrina Ekaterina L.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, State University of Management, Moscow

Yarnykh Veronika I.

Candidate of Economic Sciences,

Russian State University for the Humanities, Moscow

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE CORPORATE EDUCATION DEVELOPMENT AND TRAINING SYSTEM

Введение. В статье представлены теоретико-методологические аспекты корпоративного образования. Цель статьи - показать, на каких теоретических основах и методологических концепциях строится система корпоративного образования.

Методология. Исследование проводилось на основе теоретических и эмпирических методов анализа развития образовательного корпоративного пространства в условиях цифровой трансформации

и влияния рынка труда и рынка образования, когда меняются поколения и, соответственно, парадигмы обучения.

Результаты. Деятельность организаций в период пандемии COVID-19 существенно ускорила процесс цифровой трансформации и предъявила новые вызовы для системы корпоративного образования. Происходящие изменения обусловливают корректировку и актуализацию теоретических и методологиче-

ских основ развития системы корпоративного образования.

Заключение. Авторами отмечается, что произошла существенная эволюция понятия корпоративного образования: от узкопонимаемого внутрифирменного обучения до части экосистемы организации, нацеленной на развитие человеческого капитала, причем не только в области профессиональных компетенций, но и компетенций wellbeing, что влияет на комфортное существование человека в окружающем мире. В отношении методологических аспектов корпоративного образования авторы считают важным отметить базовые принципы андрагогики (обучения взрослых), использование всех видов обучения в концепции lifelong education (образования в течение всей жизни), формат корпоративного университета как наиболее гибкого и отвечающего вызовам VUCA-мира и, наконец, влияние запроса на методы корпоративной педагогики со стороны поколения Z.

Introduction. The article presents the theoretical and methodological aspects of the corporate education system. The purpose of the article is to show what theoretical foundations and methodological concepts serve as the base of the corporate education system.

Methodology. The study was carried out involving theoretical and empirical methods to analyze the development of the educational corporate space in the context of digital transformation and the influence of the labor market and the education market in the area of generational change and development in the learning paradigm.

Results. The findings consist in studying the activities of organizations during the COVID-19 pandemic, which significantly accelerated the process of digital transformation and identified new challenges for the corporate education system. The identified changes determine the adjustment and updating of the theoretical and methodological foundations for the development of the corporate education system.

Conclusion. The authors note that there has been a significant evolution of the concept of corporate education from narrowly understood internal training to a part of an organization's ecosystem aimed at developing human capital, not only in the area of professional competencies, but also wellbeing competencies, which affects a comfortable existence of a person in the surrounding world. As for the methodological aspects of corporate education, the authors consider it important to note the basic principles of andragogy (adult learning), the use of all types of education in the concept of lifelong education, the format of the corporate university as the most flexible and responsive to

the challenges of the VUCA world, and, finally, the impact of Gen Z's requests upon corporate pedagogy.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, корпоративная педагогика, корпоративное образование, корпоративная культура, андрагогика, обучение в течение всей жизни.

Keywords: digital transformation of education, corporate pedagogy, corporate education, corporate culture, andragogy, lifelong learning.

Введение

Современный мир, технологические, демографические и ментальные изменения нашей жизни требуют новых подходов и переосмысления понимания и подходов к корпоративному образованию. Организации любого уровня и любой принадлежности сегодня пересматривают свое отношение и понимание системы корпоративного образования, подходов к формированию самой системы.

Существенное изменение в теоретические, методологические и практические аспекты корпоративного образования внес процесс цифровизации этой сферы образования как такового. Пандемия COVID-19 просто существенно ускорила этот процесс. Важно отметить, что вслед за практической составляющей и практическими целями и задачами, которые решает сегодня система корпоративного обучения в целом, необходимо обратить внимание и на необходимость разработки теоретических и методических подходов к системе корпоративного образования в целом.

Методология

Статья написана на основе многолетней исследовательской с точки зрения теории и практики рассматриваемой проблемы деятельности авторов. Использование комплекса взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования позволило последовательно рассмотреть происходящие изменения в нестандартной ситуации развития продолжающейся цифровой трансформации и с опорой на имеющуюся источниковедческую базу, сопоставительно-сравнительный анализ, включенное наблюдение интерпретировать происходящие события в области исследования теоретических и методологических основ системы корпоративного образования.

Понимание корпоративного образования в современном дискурсе. Важно отметить, что точная дефиниция понятия корпоративного образования или корпоративного обучения в современном дискурсе

не существует. Данное понятие еще разрабатывается, исследуется и претерпевает определенные изменения, что, безусловно, вызвано интегративным и комплексным характером корпоративного образования. Тем не менее авторы, работающие в этом направлении, предлагают рассматривать понятие корпоративного образования с разных точек зрения. Например, В. В. Кузнецов в рамках научной школы профессионального образования С. Я. Батышева - А. М. Новикова определяет корпоративное образование как процесс и результат развития жизненного опыта работников корпорации, обучающихся в ее учебных структурах [7]. Также он предлагает еще одно определение, где в структуре корпоративного образования системообразующим компонентом является высокий уровень духовно-нравственного развития корпоративной культуры корпорации, повышение которого возможно в условиях целенаправленного формирования и развития корпоративной культуры [7]. И, наконец, анализируя состояние дискурса в целом, В. В. Кузнецов отмечает, что все определения в том или ином виде делятся на четыре направления: корпоративное образование как система; корпоративное образование как ценность; корпоративное образование как процесс; корпоративное образование как результат [7]. Однако представляется более важным распределить примеры имеющихся определений в порядке расширения понятия.

Одним из фокусов определения корпоративного обучения становится понимание его через внутрифирменное обучение. Среди таких определений встречаются такие понятия, как: составная часть корпоративного образования работников (А. М. Новиков); средство, способствующее достижению стратегических целей предприятия (М. И. Мазура); средство, способствующее повышению ценности человеческих ресурсов предприятия (М. Б. Курбатова); средство модернизации производства и проведения организационных изменений на предприятии (М. И. Мазура, М. Б. Курбатова); система обучения и переподготовки работников, которые проводятся на предприятии (Т. Ю. Базаров); педагогическая система, включающая обучающихся, виды обучения, персонал и производственное подразделение (А. И. Таушева) [7]. Как видно из представленных определений, речь идет о профессиональном обучении в системе корпоративного образования. Данный подход строится на взгляде со стороны системы управления человеческими ресурсами, факторами системы менеджмента компании любого уровня, формируется и определяется оценкой эффективности работы компании. Сюда же можно отнести

достаточно часто употребляемое понимание, что корпоративное обучение - это получение новых навыков и умений сотрудниками одной компании с целью повышения эффективности работы каждого сотрудника в отдельности и всей компании в целом [10]. Также в настоящее время под корпоративным образованием следует понимать процесс профессиональной подготовки будущих специалистов технического профиля в образовательных учреждениях профессионального образования, а также их дальнейшую переподготовку и совершенствование компетенций на предприятии посредством многомерного взаимодействия субъектов образования, науки и производства единой отраслевой направленности [8].

Еще один подход к пониманию интегрированной сущности корпоративного образования демонстрируют М. Певзнер и соавторы, определяя корпоративное образование как непосредственно ориентированное на поддержание производственного процесса компании. Не менее важным с точки зрения корпорации, индивида и групп работников является корпоративное воспитание, позволяющее приобщить сотрудников к ценностям организации, к символам и традициям, связанным с ее корпоративной культурой [9]. Особенностью корпоративного образования как альтернативной системы является его возможность адекватно, своевременно и полномасштабно реагировать на обновляющиеся требования отрасли и компании, меняющиеся производственные реалии, внедрение новейших научно-технических достижений, модернизацию технологических процессов [9].

Близко к данному определению, также базируясь на существенно более расширенном понятии, чем просто внутрифирменное обучение, стоит определение, предложенное Е. А. Корчагиным и Р. С. Сафиным. Они рассматривают под основным содержанием корпоративного образования развитие человеческого капитала организации, связанное с совершенствованием его знаний, умений, навыков и формированием системы мотиваций. Корпоративное образование - часть системы образования, представляющая совокупность образовательных структур и учебных программ предприятий, компаний, обеспечивающих производственные потребности в высококвалифицированных рабочих и специалистах, руководящем составе, необходимых для успешного функционирования и развития финансово-промышленных составляющих корпорации-заказчика [5].

Добавление человеческого капитала в дискурс, связанный с корпоративным образованием, представляется принципиально важным. В глобальной

корпоративной практике сегодня фокус ставится именно на человеческий капитал, под которым понимаются знания, навыки и здоровье, в которые люди вкладывают средства и которые они аккумулируют в течение своей жизни, что позволяет им реализо-вывать свой потенциал в качестве полезных членов общества [1]. В таком контексте становится крайне важным фокус внимания на понимании корпоративного образования, формированиия новых подходов, в том числе включающих здоровьесберегающие технологии и wellbeing-технологии в процессе обучения [6]. Если принять во внимание и цифровую трансформацию бизнеса, то понятие корпоративного образования требует существенного расширения. Таким образом, становится важным отметить тот факт, что понятийно-семантическое поле термина значительно расширяется, обозначая то пространство, где реализуются педагогические смыслы, функции и задачи.

Еще одним примером определения понятия корпоративного образования становится трактовка, предлагаемая Р. А. Долженко, когда корпоративное образование - комплекс мер по развитию навыков, умений и знаний персонала, направленный на оптимальное использование человеческих ресурсов компании с точки зрения принятой ею стратегии [4].

Безусловно, важно отметить тот факт, что сегодня мы живем в медийном мире. Этот мир постоянно развивается и расширяется, захватывая все большее информационное и коммуникационное пространство. Существуя постоянно в двух измерениях, в реальной и виртуальной реальности, трансформируются и организации, и люди, работающие в них, и все те, кто взаимодействует с людьми и организациями. Комфортность существования и организации, и сотрудников внутри и вовне организации во многом сегодня зависит от того, насколько развиты медийные, информационные и цифровые компетенции. Такой медиаобразовательный фокус современных систем корпоративного образования требует своего осмысления и включения в теоретический аспект подходов к корпоративному образованию.

Факторы влияния на развитие понимания и подходов формирования системы корпоративного образования. В этой связи, базируясь на приведенных выше последовательно расширяющихся определениях корпоративного образования применительно к сегодняшнему состоянию окружающей бизнес-, образовательной, коммуникационной и медиасреды, мы можем отметить, что в своем сегодняшнем понимании дефиниции корпоративного образования имеют ряд ключевых понятий.

Прежде всего, совершенно ясно, что корпоративное образование не равно простому профессиональному внутрифирменному образованию. Понятие корпоративного образования значительно шире и включает в себя широкий понятийный дискурс.

Вторым важным моментом становится включение в контур корпоративного образования и сферы корпоративной культуры. Во-первых, как отмечалось выше, часть исследователей включают в систему корпоративного образования духовно-воспитательный аспект. Во-вторых, представляется важным отметить тот факт, что в системе корпоративного образования немаловажным становится методологический аспект. А то, какие форматы, формы, технологии и инструменты мы в принципе можем использовать в организации, напрямую зависит от корпоративной или организационной культуры. Такую связь, в частности, отмечает А. А. Галузин [2]. По его мнению, современное определение корпоративного образования включает, в том числе, и формирование корпоративной личности, что мало возможно без развития и взаимосвязи с корпоративной культурой [2]. Например, М. А. Галагузова фиксировала, что в сегодняшней организации с точки зрения обучения речь идет не только о повышении квалификации в профессиональной области, но также и о развитии коммуникативных компетенций [3]. С учетом влияния цифровой и медиасреды и необходимости использования цифровых инструментов и технологий в системе корпоративного образования формирование лояльности к такого рода активности также базируется на ценностях компании, то есть на корпоративной культуре.

Наконец, как отмечается практически всеми авторами, система современного корпоративного образования должна быть крайне гибкой и иметь возможности быстро перестраиваться и приспосабливаться к требованиям меняющейся окружающей среды. VUCA-мир оказывает огромное влияние не только на саму организацию любого уровня, но и на все управленческие системы организации. При стремительно меняющейся внешней среде становится необходимым выстраивать систему таким образом, чтобы она могла гибко реагировать на вызовы, быстро разворачивать необходимое обучение новым компетенциям или развитие существующих. В VUCA-мире решить эти бизнес-задачи невозможно только силами внутрикорпоративных учебных центров. Необходимо быстрое формирование программ обучения и привлечение не только внешних провайдеров, но и вузов, отдельных преподавателей вузов и бизнес- тренеров, коучей и т. д. Именно это становится принципиально важным

для выигрыша в современной обострившейся конкуренции за человеческий капитал.

И, наконец, еще одним важным фактором влияния на дискурс корпоративного образования становится сегодня цифровая и медийная среда. Процесс цифро-визации всех уровней образования, включая и корпоративное, идет уже несколько лет, пандемия COVID-19 не только его ускорила, но просто сделала этот процесс лавинообразным. При этом важно отметить, что цифровизация бизнес-среды, а вместе с тем и цифровая трансформация корпоративного образовательного пространства, началась существенно раньше и была вызвана именно требованиями бизнес- среды, с одной стороны, и рынка труда с новыми компетенциями сотрудников, с другой стороны. Но данный фактор в большей степени оказывает влияние на методологическую составляющую дискурса. Решение этой задачи лежит в интеграции новых технологий в уже сложившиеся организационные образовательные практики.

Таким образом, важно признать, что корпоративное образование сегодня - это интегрированное комплексное понятие, далеко выходящее за рамки вну-триорганизационного повышения квалификации. В настоящее время о корпоративном образовании можно говорить как об организационной системе, нацеленной на развитие человеческого капитала организации любого уровня, помогающей изменять поведение людей в организации в соответствии с постоянно трансформирующимися условиями и запросами окружающей среды, имеющей непрерывный характер и широко взаимодействующей с акторами образовательного, медиа-, информационного и делового пространства.

Методологические аспекты системы корпоративного образования. В свете изменяющегося теоретического дискурса необходимо рассмотреть и методологию корпоративного образования в условиях цифровой трансформации. Прежде всего важно отметить, что корпоративное образование сегодня относится к концепции lifelong education. С учетом условий VUCA-мира, стремительных изменений во внешней и внутренней средах организации сотрудникам компании любого уровня приходится постоянно развивать компетенции, получать новые умения и навыки. С точки зрения методологии, в этом случае, системе корпоративного образования приходится учитывать не только тактические и стратегические задачи организации, но и развитие внешней среды, особенно информационную, медиа- и цифровую среды. Как отмечает А. Р. Масалимова, в рамках данной концепции пред-

полагается реализация формального, неформального и информального типов образования [8].

Вторым важным фактором формирования методологической основы корпоративного образования, безусловно, является андрагогика как направление в педагогике для обучения взрослых. Это заставляет выстраивать персонал-центричный процесс обучения, фокусироваться в меньшей степени на передаче знаний (только в наставничестве или повышении квалификации), а в большей степени использовать синтез, диалог и т. д. Для взрослых характерно осознанное вступление в образовательный процесс и активная позиция субъекта обучения. Современное корпоративное обучение - это осознанное информационное взаимодействие взрослого человека с миром профессиональных знаний, причем образовательная функция несет для взрослого смысловую нагрузку только в том случае, если она ему необходима в данный момент, несет практическую нагрузку [9]. Здесь важно отметить, что речь идет не только о профессиональных знаниях как таковых, но также в целом о всех знаниях, которые необходимы сотрудникам организации. Например, введение курсов по медийно-инфор-мационной грамотности затрагивает не только профессиональную сферу сотрудников, но и комфортность их существования в современной медиасреде.

Также важно в формировании методологического аспекта корпоративного образования обратить внимание на принципы обучения взрослых, сформированных Malcolm Shepherd Knowles. Как уже отмечалось ранее, необходимо, чтобы взрослые были вовлечены в процесс планирования обучения (на уровне формирования запроса, например) и в оценку результатов обучения. Опыт (включая ошибки) составляет основу учебной деятельности. Обучение взрослых должно быть практико-центричным. К этим принципам в 2010 году был добавлен еще один принцип - проблемоцентрич-ности, а не ориентация на содержание обучения [11].

Результаты

Таким образом, можно заключить, что методологические основы корпоративного обучения базируются на следующих принципах: приоритет самостоятельного обучения, формат совместной групповой работы, опора на практику и опыт обучающегося, формирование индивидуальных образовательных траекторий, системный подход к обучению, актуализация процесса обучения, рефлективность обучения [9]. К вышеперечисленному необходимо добавить еще принципы коммуникаций, базирующиеся на запросе поколения Z. Это комфорт, удобство и привычность

форматов обучения. Также дополнительным принципом может быть интеграционный характер обучения. Этот принцип является принципиально важным с точки зрения современных бизнес-процессов любой организации.

Таким образом, можно отметить следующие методологические основы корпоративного образования: lifelong education, использование принципов андраго-гики или обучения взрослых, интегрированный характер обучения, реализация принципов коммуникаций, таких как простота, привычка и комфорт обучения.

С учетом необходимости совмещения вышеприведенных методологических основ важно остановиться на интегрированном характере архитектуры корпоративного образования. Необходимость, с одной стороны, совместить принципы обучения взрослых и разные виды обучения, с другой стороны, обеспечить и простоту, и комфорт в обучении, обусловливает поиск интегративного формата реализации системы корпоративного образования. Наиболее приемлемой, удобной и эффективной архитектурой в этом случае, на наш взгляд, становится формат корпоративного университета. Корпоративный университет -это образовательный центр (хаб), нацеленный на реализацию и поддержку стратегического развития компании и быть катализатором его обновления через развитие человеческого капитала, а также на создание, накопление и распространение передовых знаний (по сути, управление корпоративными знаниями), пространство внутри организации [12].

Именно для формата корпоративного университета возможно быстрое и результативное внедрение инновационных форматов обучения. Формат корпоративного университета также позволяет выстраивать гибкие подходы к индивидуальным образовательным технологиях и в рамках создания архитектуры системы корпоративного образования максимально позволяет учитывать специфику и потенциал развития человеческого капитала. Необходимость во влиянии и включении e-learning (электронного обучения) зависит от того, как технология внедряется и используется в организационном контексте и насколько хорошо технология поддерживает цели, стратегии и ценности обучения в рамках корпоративного университета. Корпоративные университеты стремятся продвигать обучение и корпоративную культуру, богатую знаниями на всех уровнях внутри организации, при этом твердо помещая обучение в контекст и потребности. Использование образовательных и коммуникационных технологий в создании местных, национальных или глобальных обучающих сообществ является

частью формирующейся панорамы корпоративных университетов. То есть важно отметить, что формат корпоративного университета позволяет совместить образовательные и коммуникационные технологии, о чем говорилось выше. По сути именно модель корпоративного университета позволяет совместить традиционную модель обучения с традиционной моделью организации, а также процессы тренинга и развития, т. е. получить интегрированную модель. Данный контекст позволяет рассматривать всю необходимую и многообразную палитру образовательных форматов и технологий, которые максимально результативны для современного человеческого капитала.

Заключение

В заключении представляется необходимым отметить следующие принципиальные вехи теоретико-методологического аспекта развития корпоративного образования. В развитии теоретической базы понимания корпоративного образования эволюция дефиниции наблюдалась в сторону расширенного и интегрированного понимания данного уровня образования. Этот эволюционный процесс стартовал от узкого внутрифирменного обучения до включения в развитие человеческого капитала организации.

Трактовка корпоративного образования на сегодняшний день существенно шире и значительнее, чем просто внутриорганизационное обучение, и включает в себя не только компетенции, необходимые для реализации стратегических и оперативных задач организации, но и развитие компетенций, необходимых для комфортного и удобного существования человека в современном мире в целом. Сюда относятся, например, развитие корпоративного медиаобразования, развитие компетенций wellbeing.

Что касается методологических аспектов корпоративного образования, то здесь важно отметить базовые принципы андрагогики (обучения взрослых), использование всех видов обучения в концепции lifelong education (образования в течение всей жизни), формат корпоративного университета как наиболее гибкого и отвечающего вызовам VUCA-мира и, наконец, влияние запроса на методы корпоративной педагогики со стороны поколения Z.

Особенно необходимо выделить формирование системы корпоративного образования в формате корпоративного университета, который позволяет максимально быстро и эффективно развиваться через разнообразные формы образовательных технологий в рамках индивидуальной образовательной траектории сотрудника.

Литература

1. Всемирный банк. Проект развития человеческого капитала: часто задаваемые вопросы. [Электронный ресурс]. URL// https://www.vsemirnyjbank.org/ru/publication/human-capital/ brief/the-human-capital-project-frequently-asked-questions#2 (дата обращения 10.12.2021)

2. Галагузов, А. Н. Корпоративная культура и корпоративное образование // Вестник ЮУрГГПУ. 2010. № 7. С. 62-68.

3. Галагузова, М. А. Диалоги о корпоративном образовании: [науч. издание] / М. А. Галагузова, А. Н. Галагузов. Екатеринбург. 2009. 221 с. ил. - ISBN 978-5-89516-207-1.

4. Долженко, Р. А. Система корпоративного обучения: содержание, место в системе образования и основные подходы к реализации в компании // Педагогическое образование в России. 2017. № 3. с. 6-14.

5. Корчагин, Е.А., Сафин, Р. С. Научно-образовательный курс «Взаимосвязь институционального и корпоративного профессионального образования». Казань. 2013. [Электронный ресурс]. URL // https://www.kgasu.ru/upload/iblock/ab9/ safin_1.pdf (дата обращения 11.12.2021)

6. Кудрина, Е. Л. Медиаобразование и медиаобразовательные технологии как здоровьесберегающий ресурс / Е. Л. Кудрина, К. К. Онучина, В. И. Ярных // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4(40). С. 120-129.

7. Кузнецов, В. В. Корпоративное образование: содержание и сущность //Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 1 (35). С. 51-60.

8. Масалимова, А. Р. Корпоративное образование и внутрифирменная подготовка: особенности формальной, неформальной и информальной моделей // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3.

9. Певзнер, М. Н. Корпоративная педагогика: учебное пособие / М. Н. Певзнер, П. А. Петряков, О. Грауманн. Москва. 2020. 304 с.

10. Родин, А. Г. Система корпоративного обучения как серьезный фактор профессионального развития кадров образовательной организации. [Электронный ресурс]. URL// https:// prodod.moscow/archives/1413 (дата обращения 11.12.2021)

11. Pappas Christopher. The Adult Learning Theory - Andragogy. Avaible at: https://elearningindustry.com/the-adult-learning-theory-andragogy-of-malcolm-knowles (дата обращения 11.12.2021)

12. Wang, Greg & Li, Jessica & Qiao, Xuejun & Sun, Judy. (2010). Understanding the Corporate University phenomenon: A human capital theory perspective. International Journal of Human Resources Development and Management, no 10 (2), pp. 182204, DOI 10.1504/IJHRDM.2010.031443.

References

1. Vsemirny'jbank. Proekt razvitiya chelovecheskogo kapitala: chasto zadavaemy'e voprosy' World Bank [Human Capital Development Project: Frequently Asked Questions]. Avaible at: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/publication/human-capital/ brief/the-human-capital-project-frequently-asked-questions#2 (date of access 10.12.2021). (In Russian).

2. Galaguzov A. N. Korporativnaya kul'tura i korporativnoe obrazovanie [Corporate culture and corporate education]. Bulletin of the South Ural State Pedagogical University, 2010, no. 7, pp. 62-68. (In Russian).

3. Galaguzova M. A. Dialogi o korporativnom obrazovanii: [nauch. izdanie] [Dialogues on corporate education: [scientific. edition]]. M. A. Galaguzov, A. N. Galaguzov, Yekaterinburg, 2009, 221 p. ill. ISBN 978-5-89516-207-1. (In Russian).

4. Dolzhenko R. A. Sistema korporativnogo obucheniya: soderzhanie, mesto v sisteme obrazovaniya i osnovny'e podkhody' k realizaczii v kompanii [The corporate training system: content, place in the education system and the main approaches to implementation in the company]. Pedagogical education in Russia, 2017, no. 3, pp. 6-14. (In Russian).

5. Korchagin E. A., Safin R. S. Nauchno-obrazovatel'ny'jkurs «Vzaimosvyaz' instituczional'nogo i korporativnogo profes-sional'nogo obrazovaniya» [Scientific and educational course "The relationship of institutional and corporate professional education"]. Kazan, 2013. Avaible at: https://www.kgasu. ru/upload/iblock/ab9/safin_1.pdf (accessed: 12/11/2021). (In Russian).

6. Kudrina, E. et al. Mediaobrazovanie i mediaobrazovatel'ny'e tekhnologii kak zdorov'esberegayushhij resurs [Media education and media education technologies as a health-saving resource] / E. L. Kudrina, K. K. Onuchina, V. I. Yarnykh // Professional education in Russia and abroad, 2020, no. 4 (40), pp. 120-129. (In Russian).

7. Kuznetsov V. V. Korporativnoe obrazovanie: soderzhanie i sushhnost' [Corporate education: content and essence]. Domestic and foreign pedagogy, 2017, Vol. 1, no. 1 (35), pp. 51-60. (In Russian).

8. Masalimova A. R. Korporativnoe obrazovanie i vnutrifirmennaya podgotovka: osobennosti formal'noj, neformal'noj i informal'noj modelej [Corporate education and intra-firm training: features of formal, informal and informal models]. Modern problems of science and education, 2012, no. 3. (In Russian).

9. Pevzner, M. N. Korporativnaya pedagogika: uchebnoe posobie [Corporate pedagogy: a tutorial]. M. N. Pevzner, P. A. Petryakov, O. Graumann. Moscow, 2020, 304 p. (In Russian).

10. Rodin A. G. Sistema korporativnogo obucheniya kak ser'ezny'j faktor professional'nogo razvitiya kadrov obrazovatel'noj organizaczii [The corporate training system as a serious factor in the professional development of personnel in an educational organization]. Avaible at: https://prodod.moscow/archives/1413 (accessed: 11.12.2021). (In Russian).

11. Pappas Christopher. The Adult Learning Theory - Andragogy. Avaible at: https://elearningindustry.com/the-adult-learning-theory-andragogy-of-malcolm-knowles (accessed: 11.12.2021). (In Russian).

12. Wang, Greg & Li, Jessica & Qiao, Xuejun & Sun, Judy. (2010). Understanding the Corporate University phenomenon: A human capital theory perspective. International Journal of Human Resources Development and Management, no 10 (2), pp. 182-204. DOI 10.1504/IJHRDM.2010.031443.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.