УДК 378.147 ББК Ч486
О. В. Шабанова, Р. В. Сурков
Ульяновск
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ»)
ГСНТИ 14.35.09 Код ВАК 13.00.08 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: туризм; анимационная деятельность; модель профессиональной подготовки; практические занятия.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается формирование профессиональной компетентности студентов специальности «социально-культурный сервис и туризм» к организации анимационной деятельности и формированию профессионального видения реализации анимационной программы с различными категориями населения.
O. V. Shabanova, R. V. Surkov
Ulyanovsk
THEORETICAL METHODOLOGICAL ASPECTS OF TEACHING OF ANIMATION ACTIVITY BASES (QUALIFICATION «SOCIAL CULTURE SERVICE AND TOURISM»)
KEY WORDS: tourism; animation activities; model training; practical training.
ABSTRACT. The article is devoted to the analysis of formation of professional competence of students of the qualification «Social culture service and tourism» to the organization of animation activity and formation of professional vision of realization of the animation program with various categories of the population.
Современная туристская индустрия представляет собой целый комплекс услуг для туристов, который включает не только проживание, питание, транспортное и экскурсионное обслуживание, но и анимационную деятельность, которая подразумевает непосредственное участие туристов. В широком смысле категория «анимация» подразумевает разработку и реализацию разнообразных программ проведения свободного времени, туристская анимация — это услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие. Данная услуга очень востребована в сфере социально-куль-
© Шабанова О. В., Сурков Р. В., 2011
турного сервиса и туризма, что подтверждается тем, что анимация является специфической составляющей туристского продукта, хотя мы можем констатировать, что на современном этапе недостаточно разработано учебно-методическое обеспечение анимационной деятельности, плохо сформирован качественный анимационный сервис, хотя спрос на спектр данных услуг достаточно высок. Таким образом, в процессе профессиональной подготовки в сфере социально-культурного сервиса и туризма необходимо уделять достаточно внимания анимационному сервису, который подразумевает широкий спектр
знаний, умений и навыков, способствующих качественной организации мероприятий различного характера в процессе проведения досуга туристами. Подготовка высококвалифицированных специалистов в сфере анимационного менеджмента, умеющих сделать отдых увлекательным и незабываемым, позволит увеличить поток туристов в страну. Анимация может способствовать повышению спроса на турпродукт, что определяет рентабельность туристской деятельности.
Теоретические и методические аспекты анимационной деятельности, организации культурно-досуговых мероприятий исследуются в трудах Г. А. Аванесовой, М. А. Ариарского, Т. И. Баклановой, А. Ф. Воловик, В. А. Воловик, М. Б. Биржакова, И. И. Булыгиной, Т. И. Гальпериной, Н. И. Гаранина, Е. И. Григорьевой, А. Д. Жаркова, Л. С Жарковой, Ф. И. Каган, Т. Г. Киселевой, А. А. Коновича, Ю. Д. Красильникова, А. П. Маркова, Б. Г. Моса-лева, В. Е. Новаторова, Г. Н. Новиковой, О. В. Первушиной, B. С Садовской, А. В. Соколова, Ю. А. Стрельцова, А. А. Сукало, Б. А. Титова, Т. Н. Третьяковой, В. Е. Триодина, В. В. Туева, В. М. Чижикова, А. Д. Чудновского,
И. Г. Шароева, Н. Н. Ярошенко и др. Вместе с тем анализ литературы показал, что многие аспекты данной проблемы освещены недостаточно подробно.
Основой подготовки студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» к организации анимационной деятельности является дисциплина «Основы анимационной деятельности». Цель изучения дисциплины — формирование у студентов основных знаний и понятий анимации в туристической, гостиничной и экскурсионной деятельности. Основные задачи следующие: изучить особенности анимационной деятельности в различных направлениях социального сервиса и туризма, исследовать основные методы, технологии, приемы создания различных видов анимационных программ, рассмотреть особенности организационного менеджмента в туранимации. Студент должен знать базовые понятия и концепции в сфере туранимации;
предмет, задачи и основные категории анимационной деятельности, специфику анимационных программ в различных направлениях социального сервиса и туризма. Он должен уметь применять базовые категории и характеристики в теоретической и практической работе; выделять и анализировать потребности в анимационной деятельности; использовать технологии знаний, умений и специальных навыков в анимационной деятельности, а также в процессе изучения дисциплины, где он приобретает навыки проектирования туристских анимационных программ, навыки в использовании методики организации и проведения туристских анимационных программ и в оценке уровня развития и эффективности менеджмента анимационной деятельности. Данные цель и задачи определили отбор содержания профессиональной подготовки студентов, форм, методов и технологий, создание соответствующих педагогических условий реализации поставленной цели. При этом оценивание результатов освоения анимационной деятельности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма соответствует заданным цели и задачам.
Для наглядного представления этапов освоения дисциплины мы разработали функциональную модель профессиональной подготовки студентов специальности «социально-культурный сервис и туризм» к осуществлению анимационной деятельности (рисунок). Данная модель отражает совокупность и целостность всех элементов процесса освоения анимационной деятельности.
Построение педагогической модели должно основываться на определенных теоретических положениях [2], согласно которым модель должна:
1) выступать как средство научного познания и выполнять не только констатирующую функцию, но и функцию прогнозирующую — в их взаимосвязи и взаимозависимости;
2) удовлетворять требованиям полноты, адекватности и эволюционности, обеспечивать возможность включения достаточно широкого диапазона изменений и добавлений;
3) быть достаточно абстрактной, чтобы допускать варьирование большим числом переменных, но не настолько абстрактной, чтобы возникали сомнения в надежности и практической полезности полученных результатов;
4) удовлетворять условиям, ограничивающим время решения задачи;
5) ориентироваться на реализацию с помощью существующих возможностей, т. е. быть осуществимой в данном процессе профессиональной подготовки;
6) обеспечивать получение новой полезной информации о педагогическом объекте (явлении, процессе) в плане поставленной задачи исследования;
7) строиться с использованием установившейся терминологии;
8) предусматривать возможность проверки ее истинности, полноты соответствия ее изучаемому педагогическому объекту, явлению, процессу.
Модель профессиональной подготовки к анимационной деятельности специалистов социально-культурного сервиса и туризма в вузе должна отражать совокупность и целостность всех элементов этого процесса, показывать способ их функционирования и взаимодействия.
Рассматривая процесс профессиональной подготовки, в рамках которого реализуется представленная модель, отметим, что в настоящее время в образовательный процесс активно внедряется личностно-развивающая психологическая практика, основанная на субъектной позиции реальных субъектов процесса учебной деятельности. Этот процесс характеризуется ориентацией на развитие и саморазвитие личности, созданием условий для ее самореализации и самоопределения, установлением субъект-субъектных отношений, формированием отношения к себе как субъекту собственного развития. Зна-
чимость субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых подчеркивается крупнейшими отечественными учеными-педагогами — М. Г. Гаруновым, А. И. Мищенко, С. А. Смирновым, В. А. Сластениным, В. А. Петровским, П. И. Пидкасистым, Л. М. Фридманом и др., рассматривающими данные отношения как основу стратегии гуманизации образования, которая требует качественно иной практики взаимодействия между субъектами образовательного пространства. При таком подходе профессиональное обучение специалистов социально-культурного сервиса и туризма должно быть ориентировано на развитие личности студента; основано, прежде всего, на выявлении особенностей обучающегося как субъекта; признании его субъективного опыта как самобытности и самоценности; построения педагогических воздействий с максимальной опорой на этот опыт, постоянного согласования в ходе обучения двух видов опыта — общественного и индивидуального; раскрытие индивидуального своеобразия получения знаний через анализ способов учебной работы [4]. Основная задача преподавателя заключается в том, что он помогает студенту в адекватной оценке собственных возможностей, корректирует возможные рассогласования, стремится подметить креативное начало в каждом студенте, развить интерес к собственной профессиональной деятельности. Таким образом, приоритет субъект-субъектных отношений или «межсубъектной связи» является отправной доминантой процесса подготовки будущих специалистов социально-культурного сервиса и туризма в сфере анимации, обусловливающей, инициирующей все другие характеристики педагогического взаимодействия обучающего и обучаемого.
Рисунок.
Функциональная модель профессиональной подготовки студентов специальности «социально-культурный сервис и туризм» к осуществлению анимационной деятельности.
Содержательный компонент профессиональной подготовки вынесен нами в первый структурно-содержательный блок модели. При определении структуры содержания мы руководствовались тем, что она должна исходить из следующих критериев его отбора: целостного отражения в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности; высокой научной и практической значимости содержания; соответствия сложности содержания реальным учебным возможностям обучаемых; соответствия содержания имеющейся методической и материальной базы; учета международного опыта построения содержания образования [1].
Структуру содержания профессиональной подготовки, направленной на освоение анимационной деятельности обучаемых, составляют три основных компонента:
1) теоретико-технологический, отражающий систему знаний по теории анимационной деятельности, которые обеспечивают формирование умений и навыков анимационной деятельности;
2) практико-развивающий, формирующий аналитические, проектировочные, стратегические, конструктивные, комбинаторные умения и навыки у будущих специалистов социальнокультурного сервиса и туризма для решения задач в сфере анимационной деятельности;
3) личностно-рефлексивный, характеризующийся овладением определенными качествами, позволяющими осуществлять перенос полученных знаний в нетипичные (внеаудиторные, профессиональные) ситуации для решения новых задач, позволяющий сформировать у студентов эмпатическое отношение к клиентам, ориентировать обучаемых на самопознание, осмысление своих действий и состояний, развить стремление к самосовершенствованию в профессиональной деятельности.
Во втором блоке модели — деятельностном — характеризуется деятельностный компонент профессиональной подготовки специалистов социальнокультурного сервиса и туризма, раскрываются педагогические формы,
применяемые при изучении основ анимационной деятельности Необходимость выделения данного блока диктуется тем, что грамотный отбор форм профессиональной подготовки направляет учебный процесс, деятельность преподавателя и студентов на наиболее полную реализацию поставленных цели и задач обучения [3].
Среди лекционных форм обучения нами были взяты за основу проблемная лекция, лекция-пресс-конференция, лекция-диалог и др., выделенные М. В. Булановой-Топорковой как способствующие раскрытию познавательных способностей студентов вуза. Основой самостоятельной работы будущих специалистов служит курс «Основы анимационной деятельности». Будущие специалисты социально-культурного сервиса и туризма должны уметь проанализировать проблемную ситуацию, самостоятельно произвести выбор средств и методов решения проблемы. Формами самостоятельной работы студентов являются различные типы домашних заданий: подготовка к семинарским занятиям, выполнение рефератов и написание анимационных проектов.
При профессиональной подготовке специалистов социально-культурного сервиса и туризма к осуществлению анимационной деятельности, мы используем следующие практические формы обучения: семинарские занятия, деловые игры, тренинговые занятия.
Особое значение приобретают семинарские занятия, в основе которых лежит практико-ориентированный подход, где изучаемый лекционный материал инвертируется в профессиональные навыки и умения организации анимационной деятельности с различными категориями и социальными группами туристов — детьми, молодыми семьями и семьями с детьми, пожилыми гражданами, гетеро- и гомогенными группами др. На первом этапе выполнение студентами профессиональных функций в подготовке и организации анимационной программы осуществляется внутри учебной группы, где наибольшую значимость для них имеет настоящая учебно-позна-
вательная, а не будущая профессиональная деятельность. Данное обстоятельство говорит о том, что обучение анимационной деятельности необходимо максимально профессионализировать. Задача состоит в том, чтобы цели, мотивы, содержание, средства и методы, результаты семинарских занятий приобрели для будущих специалистов в сфере туризма профессиональную значимость. Формированию профессионально значимых умений и навыков на первом этапе семинарских занятий будет способствовать своеобразная их организация:
- разработка и реализация анимационной программы для студентов внутри группы, в том числе и самостоятельно самими студентами на заданную тему;
- встреча студентов с опытными специалистами по анимации;
- изучение отечественной и зарубежной практики анимационных программ и частичное или полное их воспроизведение;
- разработка анимационных программ для различных категорий и социальных групп туристов;
- работа над ошибками.
Обеспечение практико-ориентиро-
ванной профессиональной направленности учебного познания искусства анимации является условием образования у него профессионального личностного смысла туристской деятельности. В учебном процессе, в частности на семинарских занятиях, при разработке и реализации анимационной программы применяются различные модификации игр: имитационные, операционные, ролевые, деловой театр и др. Включаемые в анимационную программу игры преследуют такую цель, как моделирование деятельности специалиста по туризму. Имитируются события, конкретная деятельность и обстановка, условия, в которых осуществляется анимационная деятельность. Игры помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. На семинарских занятиях моделируется соответствующий рабочий процесс, отрабатываются тактика поведения, действия, выполнение функций
и обязанностей аниматора. Разработка и реализация анимационной программы основывается на технологической схеме Г. К. Селевко, которая представлена в таблице.
В систему семинарских занятий входит также практика в социальной профессиональной среде, самообразование и познание себя. В процессе обучения анимационной деятельности в вузе необходимо делать акцент на личностно-ориентированное получение знаний, чему способствуют, с нашей точки зрения, особым образом построенные практические занятия на втором этапе. Ценность обеспечения профессиональной практики состоит в том, что создаются возможности и необходимые условия для эффективной подготовки студентов к анимационной деятельности в процессе активного включения в реальные взаимоотношения с потенциальными клиентами. Во время практики происходит психологическая перестройка личности студентов. Если на первом этапе своего обучения в условиях вуза они осознают себя только в качестве объектов учебного процесса, то систематическое профессиональное общение с клиентами и выполнение профессиональных функций аниматора приводят к вполне определенной трансформации их отношения к себе — будущие специалисты начинают осознавать себя специалистами-профессио-налами, относиться к себе как к субъектам профессиональной деятельности. На втором этапе семинарские занятия проходят вне стен вуза, будущий специалист учится работать с группой, с отдельной личностью. Выездные занятия проводятся в общеобразовательных и средних профессиональных учреждениях, в социально-реабилитационных центрах и интернатах для детей и взрослых, учреждениях социального обслуживания населения. Во время данного этапа студент соотносит и реализует свои теоретические знания, организует практическую анимационную деятельность. Осуществляя непосредственное практическое взаимодействие с клиентом, будущий специалист в сфере туризма имеет возможность видеть результат своей деятельности и,
исходя из этого, планировать свою программу, применяя эффективные средства и отказываясь от малоэффективных. Возможности подготовки студентов к анимационной деятельности во время семинарских занятий вне стен вуза огромны, необходимо только использовать их в полной мере. Включение студентов в поэтапную практиче-
скую деятельность позволяет раскрыть такие ценности профессиональной деятельности, как творческий характер, возможность профессионального роста и самосовершенствования, реализация знаний, умений и навыков анимационной деятельности в сфере туристской индустрии.
Технологическая схема анимационной программы
Таблица.
Этап подготовки Разработка программы: - написание сценария; - план проведения; - общее описание игр; - содержание инструктажа; - подготовка материального обеспечения
Ввод в анимационную программу: - постановка целей; - условия, инструктаж; - регламент, правила; - распределение ролей; - формирование микрогрупп; - онсультации
Этап проведения Групповая работа: - работа с источниками; - тренинг; - мозговой штурм; - работа с игротехникой
Межгрупповая дискуссия: - выступления микрогрупп; - защита результатов; - правила дискуссии; - работа экспертов
Этап анализа и обобщения Подведение итогов анимационной программы: - вывод; - анализ, рефлексия; - оценка и самооценка работы; - обобщения; - рекомендации
Таким образом, включение в практическую деятельность представляет собой непрерывный процесс профессионального становления, в котором задействованы будущие специалисты социально-культурного сервиса и туризма. Включение студентов в практи-ко-ориентированную среду дает им возможность перевести теоретикометодологические знания в практическую плоскость. Практика — связующее звено между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой. А
одной из основных задач, стоящих перед практической деятельностью студента, является формирование отношения к будущей деятельности как к лично значимому профессиональному будущему. В ходе осуществления практических занятий у студентов вырабатываются умения работать самостоятельно, опираясь на свои практические наработки при реализации анимационного проекта. Условием перехода личности к саморазвитию и самообучению является достижение ею определенной
степени самостоятельности. В свою очередь самостоятельность рассматривается как базовая черта личности для таких ее качеств, как творческая активность, инициативность, необходимые специалисту социально-культурного сервиса и туризма. Практическая деятельность позитивно влияет на процесс профессионального становления студентов, развивает творческую активность студента, предоставляя ему простор для профессиональной деятельности. Самостоятельное проведение анимационной программы позволяет создать условия для наиболее успешного закрепления навыков, полученных в ходе освоения дисциплины, проявить личностные качества, создающие фундамент для дальнейших результатов в сфере организации анимационной деятельности.
Практические занятия являются, с одной стороны, широким полем проверки теоретического багажа, накопленного студентами за время обучения, с другой — на практике происходит более глубокое осмысление проблем, особенности решения которых связаны с применением умений и навыков, с раскрытием потенциала обучаемых в специфических условиях.
Третий блок модели — блок профессиональных качеств. В данном блоке отражены те личностные качества, которые необходимы для эффективного осуществления анимационной деятельности. Исходя из квалификационных требований, предъявляемых аниматорам, мы выделили четыре группы качеств: организационно-деятельност-
ные; эмоционально-личностные и инициативно-творческие; интеллектуально-познавательные.
К группе организационно-деятельностных мы отнесли ответственность, лидерские качества, прогностичность, организованность, целеустремленность, работоспособность, самостоятельность, уверенность в себе и др. Эмоциональноличностные качества следующие: коммуникабельность, артистизм, эмоциональность, интуиция, толерантность, эмпатичность, тактичность, доброжелательность, естественность, уважение к людям, чувство юмора и др. Инициативно-творческие: инициативность,
изобретательность, энергичность, креативность, готовность к придумыванию; своеобразность, неординарность, нестандартность, самобытность, обладание раскованностью мыслей, чувств и движений, сочетающееся с умением выдерживать нормы поведения и др. Интеллектуально-познавательные: наблюдательность, любознательность, широкий кругозор, объективность, сообразительность, эстетический вкус и др.
Таким образом, разработанная в ходе исследования функциональная модель профессиональной подготовки студентов специальности «социальнокультурный сервис и туризм» к осуществлению анимационной деятельности, состоящая из содержательного, деятельностного блоков и блока профессиональных качеств, позволила выделить ключевые аспекты, системно рассмотреть специфику исследуемого процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. БАБАНСКИЙ Ю. К. Избранные педагогические труды. М. : Педагогика, 1989.
2. КАРОПА Г. Н. Системный подход к экологическому образованию и воспитанию (на материале сельских школ). Минск, 1994.
3. ЛЕРНЕР И. Я. Дидактические основы методов обучения. М. : Педагогика, 1981.
4. ЯКИМАНСКАЯ И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2.
Статью рекомендует д-р пед. наук, доцент Т. А. Сутырина