АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
УДК 37.01:303.7
теоретико-методологические аспекты педагогической науки
Н. И. Мешков (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)
Рассмотрены некоторые теоретико-методологические аспекты образовательного процесса с учетом системного и синергетического подходов. Показана специфика воспитания как одной из наиболее значимых сторон образовательного процесса, основное назначение которого состоит в решении задач социализации и индивидуализации формируемой и развиваемой личности человека. Цели и традиции выступают как фактор социокультурной целостности. Изложено авторское видение влияния внешнего фактора на образовательный процесс. Дана критическая оценка педагогического тестирования.
Ключевые слова: воспитание; образование; обучение; цели воспитания; внешний фактор образования; синергетика образования; традиция; тестирование.
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF PEDAGOGICAL SCIENCE
N. I. Meshkov (Ogarev Mordovia State University)
The article focuses on theoretical and methodological aspects of the educational process in terms of the system and synergetic approaches. It also describes specificity of education as one of the most important part of the educational process which primary purpose is to solve problems of socialization and individualization of a developing personality. Aims and traditions are considered to be a factor of social and cultural integrity. The article presents the author’s understanding of influence of an external factor on educational process. A critical
appraisal of pedagogical testing is given.
Keywords: education; teaching; aims of education; tradition; testing.
В настоящее время воспитание как педагогическая категория рассматривается через призму образования, как его составная часть. Это находит свое подтверждение в Законе Российской Федерации «Об образовании», в котором воспитание выступает в единстве с обучением, неразрывно от него. Образование направлено на формирование знаний, практических умений и навыков, необходимых компетенций и личностных качеств, отражающих не только когнитивную область человека, но и других его сфер. В образовательном пространстве воспитание в последнее время выступало в качестве подчиненного процесса, обслуживающего обучение. Сегодня практика многих образовательных учреждений продолжает ориентироваться на соответствующую образовательную парадигму. Классическая педагогика всегда ориентировалась на связь обучения и воспитания, на их единство в педагогическом пространстве. Так, ответ на риторический вопрос «Что первично, важнее, - личностные или профессиональные качества?»
external factor in education; synergetics of education;
дает теория педагогики, в которой зафиксирована закономерность воспитывающего обучения.
В процессе педагогической деятельности акцент необходимо делать не только на воспитывающее обучение, но и обучающее воспитание. Очень точно связь обучения и воспитания в образной форме выразил Е. Н. Ильин: «Учить и воспитывать - это как молния на куртке: обе стороны застегиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли» [1, с. 211]. Исходя из дефиниции понятия образования, раскрытого в выше-отмеченном законе, воспитание, являясь его составной частью, занимает меньший удельный вес по объему, нежели понятие образования. Однако воспитание необходимо рассматривать и вне контекста образования как процессуальную и результативную характеристику педагогической деятельности в различных учреждениях системы образования, в которых обучение будет сопровождать воспитание, зависеть от него. Оно также осуществляется во
© Мешков Н. И., 2013 23
многих социальных институтах, начиная от учреждений дошкольного воспитания и затрагивая, например, производственные учреждения. Наряду с умственным воспитанием, реализуемым посредством обучения, оно включает и спектр других направлений. Воспитание рассматривается не только как педагогическое, но и как социальное явление - как один из факторов социализации личности, что лишний раз подтверждает его объемность. Попутно хотелось бы отметить соотношение объемов понятий «социализация» и «воспитание». Воспитание выступает как определенная целенаправленная часть такого явления, как социализация, и в этом отношении оно уже по объему. Однако если социализацию рассматривать как задачу, наряду с индивидуализацией личности человека, то при таком подходе социализация будет частью воспитания. В процессе воспитания, в котором происходит реализация вышеот-меченных задач, необходимо учитывать не только социальные, но и природные факторы; при совместном их взаимодействии образуется сложный комплекс, включающий в себя как «общее», так и «особенное» и «единичное», образуя уникальную и неповторимую констелляцию индивидных и личностных параметров в биосоциальной системе «человек».
Говоря об относительной независимости воспитательного процесса от обучения, можно утверждать, что логика воспитательного процесса отлична от логики дидактической деятельности. Об этом говорил и А. С. Макаренко, характеризуя особенность процесса воспитания. На наш взгляд, воспитательная деятельность является более сложной, в отличие от дидактического процесса. Основная сложность состоит в том, что если процесс обучения носит более формализованный характер, то воспитание практически невозможно подогнать под определенный стандарт, загнать в конкретные рамки педагогического процесса. Нормативная база в виде типовых, рабочих и авторских программ, методических рекомендаций и указаний, учебников, учебных пособий и других носителей информации служит той основой, которая обеспечивает реализацию стандартизации обучения. Такой
системообразующий компонент, как цель обучения, ориентированный на получение соответствующего результата в различных учреждениях системы образования по тому или иному предмету, той или иной теме, как правило, изначально прописан, чего нельзя сказать о воспитании.
Так, стратегическая цель воспитания, направляющая воспитательные институты на ее достижение, в настоящее время четко не задана. Естественно, с учетом той или иной цели конструируется содержание воспитания, отбираются адекватные средства педагогической коммуникации, проявляется соответствующая активность субъектов воспитательного процесса. Определенная часть общества, в том числе и педагогического, в воспитательной работе ориентирована на формирование всестороннего развития личности, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Другая же группа в качестве такого ориентира направляет свои усилия на формирование разносторонне развитой личности, говоря о том, что в нашей стране в настоящее время нет таких условий, способствующих реализации первой цели. Данная цель сегодня выступает в лучшем случае как идеал воспитания, ориентированный на будущее. Такая воспитательная идеология и адекватная ее политика плетется в «хвосте обоза» социальной действительности, занимает выжидательную позицию, проецируя на себе социальные условия, особенности и возможности нашей действительности. Соответствующая позиция отражает застойные явления, в том числе и в педагогическом пространстве: воспитание в данном случае следует за развитием, что противоречит отечественной теории, раскрывающей проблему взаимоотношения воспитания и развития личности человека. Так, воспитание должно не только антиципировать, отражать будущее, но и формировать необходимые качества социума с учетом как настоящего, так и более совершенного.
Видимо, целеполагание того или иного ученого, педагога, политика зависит от его мировоззрения, убеждений, определяемых методологической позицией. Ориентация при этом на приоритет материального
(реальных условий), в отличие от идеального (совокупного понимания будущего). «заземляет» субъекта прежде всего на учет условий воспитания и недостаточно полно раскрывает перспективу развития. Даже ортодоксальные материалисты, классики марксизма утверждали, что мир не удовлетворяет человека, и он своими действиями пытается изменить его. Однако изменяя мир, он меняет и самого себя. В данном случае образовательный и воспитательный пороги снижать нельзя, поскольку мировое образовательное пространство серьезно усложняется, и быть аутсайдером в этой гонке - значит обрести «успех на неудачу» в самых различных сферах нашей действительности.
Ориентиры будущего должны опираться на отечественные традиции. Данное обстоятельство необходимо учитывать в процессе создания инноваций, новых педагогических технологий или их некритических заимствований. Вальдорфская педагогика, например, представляет собой синкретичность западных и восточных религиозно-оккультных учений, где представлены элементы гностицизма, кабалистики, пифагорийской мистики чисел [3]. На такой сектантский путь служения стал известный педагог Ш. Амонашвили, который говорит о себе следующее: «Я - Учитель, Христос - Учитель. В чем разница между мною и Христом?» [5]. Можно ли ориентироваться в образовательном процессе на такую «гуманную педагогику»? Ее апологеты приветствуют нововведения в виде вальдорфской педагогики, но отрицательно относятся, например, к такой дисциплине, как «Основы православной культуры». Почему мы должны отказываться от подлинных российских традиций и проявлять особый интерес к чужим и нередко чуждым нам инновациям? Президент РАО Н. Д. Никандров писал: «Ведь сколько бы мы не говорили об общей цели воспитания гражданина России, богатство и бедность разделяют нас сейчас как никогда ранее. Кроме того, по-прежнему есть силы, которые сознательно выступают против сотрудничества Церкви и государства в вопросах воспитания» [4, с. 6]. В образовательно-воспитательном процессе необходимо ориентироваться на принцип
народности, на что указывал К. Д. Ушин-ский и который красной нитью проходит через его педагогические произведения.
Думается, что настоящее процесса обучения и воспитания оказывает свое влияние на перспективу, и что специфика сегодняшнего педагогического процесса «будет учтена» аттрактором будущего в соответствии с учетом синергетического развития такой социальной системы, как образование. Синергетика познания, наиболее интенсивно развиваемая в последнее время, рассматривает действительность системно, учитывая пространственно-временной континуум. Е. Н. Князева и С. П. Курдюмов считают, что в свете философского конструктивизма можно рассматривать различные модели синергетики к миру человеческого познания и творчества, образования и исследования будущего. По их мнению, результирующее качество формирования самого человека и его творения определяется как аттрактором будущего, так и его замыслом [2, с. 10]. Конструктивизм, проявляемый в многообразии научных знаний, а также планы, ориентации, установки - все это оказывает влияние на качество «будущего». Такое качество, по нашему мнению, прежде всего определяется образовательной направленностью и спецификой пространственно-временного континуума интервала прошедшего и настоящего. Результат будущего образования, который может воплотиться в соответствующей образовательной системе, во многом будет определяться ее дивергентным характером.
Исключить из настоящего пространственно-временное явление прошлого в надежде на нужную конструкцию будущего, видимо, невозможно. Вероятно, аттрактор будущего будет «учитывать» различные модели образования, альтернативы которых, в свою очередь, окажут свое влияние как на процесс флуктуации, так и на процесс актуализации определенной модели образования, соответствующей духу времени. Однако какая бы модель образования не была в будущем, одно предсказать можно с достаточной уверенностью: она будет соответствовать духу своего времени. Основная сложность педагогической футурологии будет состо-
ять в том, что ей будет достаточно трудно определить этот дух, ориентируясь только на научный подход и игнорируя отечественную традицию.
Традиция, по мнению Д. Володихина, «есть постоянная связь между внематери-альной сверхценностю, “управляющей” цивилизацией, и вполне материальным социумом. Традиция предполагает необходимость для каждого члена социума, так или иначе, признать факт служения суперэтноса под эгидой определенной сверхценности. Сила традиции измеряется прежде всего готовностью осознанно продолжать это служение, творить во имя его, защищать весь социальный механизм, сложившийся под воздействием сверхценности» [6, с. 10]
Сверхценность, имея мистическую природу, определяет путь той или иной цивилизации. Отход от сверхценности или ее игнорирование оказывает разрушительное влияние на цивилизацию. Каждая цивилизация имеет как бы свою программу в виде некоего системного образования, а поэтому и свой путь развития. Различные цивилизации индивидуальны, неповторимы, поскольку имеют далеко не одинаковые сверхценности и традиции [6, с. 8].
Надо полагать, что с позиции синергетического подхода аттрактор будущего будет определяться своеобразной программой развития конкретной цивилизации.
На внутреннюю жизнь страны может оказывать разрушительное воздействие и «внешний фактор». Им, по нашему мнению, для современной системы образования может быть Болонский процесс, в который с 2003 г. активно включилась Россия. Одними из его задач являются двухуровневая подготовка кадров и обязательный ЕГЭ для выпускников общеобразовательных школ. Однако серьезных теоретико-методологических оснований для решения этих задач сегодня нет. Более того, в настоящее время не прослеживается единство взглядов со стороны широкой общественности, а также научной и профессионально-педагогической аудитории.
С целью проверки овладения знаниями широкое применение получает контрольно-измерительный инструментарий. Персональные компьютеры при этом выступа-
ют как устройства, способные направить активность в нужном направлении всех без исключения познавательных процессов и мыслительных операций и осуществить их диагностику. Также они способствуют решению комплексных задач, связанных с формированием определенных компетенций, контролем и оценкой знаний, умений и навыков. Однако существенным недостатком тестирования является то, что при его помощи происходит оценка определенных когнитивных фрагментов, поддающихся строгой формализации. Такая формализация напрямую зависит от того источника, который берется за основу создания контрольно-измерительных средств.
Контрольно-измерительные материалы, применяемые в тестировании, нередко предполагают однозначную оценку педагогических понятий, дефиниции которых к настоящему времени далеко не одинаковы в различных источниках. Соответствуют ли разрабатываемые сегодня тесты обученности, успеваемости, академическим достижениям таких критериев, как действенность (валидность, показательность), надежность (вероятность, правильность), дифференцированность (различимость)? Главная сложность создания такого контрольно-измерительного аппарата состоит в том, что тестовые задания конструируются из различных источников, рекомендованных студентам учебных заведений. А таких альтернативных источников достаточно много. Соблюдается ли репрезентативность, проявляемая в том, что составители тестовых заданий изучают все рекомендованные для обучения источники той или иной науки? Принцип свободы и плюрализма, например, предоставляет возможность ученым понимать и излагать тот или иной объект или отдельный предмет исследования в собственном видении, отличном от альтернативных пониманий.
Анализируя педагогический аппарат: закономерности, принципы, понятия, теории, структурные и функциональные компоненты педагогической деятельности и пр., раскрытые в различных источниках, как правило, мы не найдем их однозначного понимания. Данный феномен можно объяснить прежде всего тем, что педаго-
ЯеЗВЗЖКЗК INTEGRATION OF EDUCATION. № 3, 2013 ШШШЖ
гика как гуманитарная наука и соответствующая практика отражает социальные явления, которые характеризуются высоким динамизмом. Ее развитие необходимо рассматривать в соответствии с диалектической логикой. Педагогические характеристики часто трудно формализовать, подвести под единые правила. Тот или иной исследователь, педагог привносит в исследуемую область нечто свое, своеобразное, отличное от общепринятого понимания педагогических концептов. Однако в последнее время в связи с существенными изменениями, происходящими в обществе, переоценкой различных явлений, ценностей и ценностных ориентаций имеются и серьезные преобразования в методическом, организационном, содержательном и ином пространстве педагогической действительности. Творческий характер деятельности ученого, педагога не может быть заключен в «Прокрустово ложе» однозначных предписаний.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильин, Е. Н. Искусство общения. Педагогический поиск / Е. Н. Ильин. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Наука, 1990. - С. 211-278.
2. Князева, Е. Н. Основания синергетики : человек, конструирующий себя и свое будущее / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. - 3-е изд. - Москва : КомКнига, 2010. - 232 с.
3. Мешков, Н. И. Семья, язык, традиции / Н. И. Мешков // Роль семьи в сохранении родного языка и национальных традиций : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Саранск, 24-25 апр. 2008 г - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008.
4. Никандров, Н. Д. Православные традиции, семья и школа в современной России / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 2005. - № 1. - С. 5-12.
5. Новопашин, А. Культ Амонашвили [Электронный ресурс] / А. Новопашин. - Режим доступа : http://www.iriney.ru/sects/teacher/006.htm.
6. Традиция и русская цивилизация / Д. Воло-дихин и др. - Москва : Астрель : АСТ ; Транзит книга, 2006. - 283 с.
Поступила 01.02.13.
Об авторе:
Мешков Ииколай иванович, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (г. Саранск, Россия), доктор психологических наук, [email protected]
Для цитирования: Мешков, Н. И. Теоретико-методологические аспекты педагогической науки /
Н. И. Мешков // Интеграция образования. - 2013. - № 3 (72). - С. 23-27
REFERENCES
1. Ilyin Ye. I. Iskusstvo obshcheniya. Pedagogichesky poisk [Art of communication. Pedagogical search]. Moscow, Nauka Publ., 1990, pp. 211-278.
2. Knyazeva Ye. N., Kurdyumov S. P. Osnovaniya sinergetiki: chelovek, konstruiruyushchy sebya i svoye budushcheye [Grounds of synergetics: man that constructs himself and his future]. Moscow, KomKniga Publ., 2010, 232 p.
3. Meshkov N. I. Semya, yazyk, traditsii [Family, language, traditions]. Rol semyi v sokhranenii rodnogo yazyka i natsionalnykh traditsy: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., Saransk, 24-25 apr. 2008 g. [Role of family for saving the national language and traditions: Proc.of nation-wide scientific conference, Saransk, April 24-25, 2008]. Saransk, Mordovian University Press Publ., 2008.
4. Nikandrov N. D. Pravoslavnye traditsii, semya i shkola v sovremennoy Rossii [Orthodox traditions, family and school in modern Russia]. Pedagogika [Pedagogics]. 2005, no. 1, pp. 5-12.
5. Novopashin A. Kul’t Amonashvili. Available at: http://www.iriney.ru/sects/teacher/006.htm (in Russian).
6. Traditsiya i russkaya tsivilizatsiya [Tadition and Russian civilisation]. Moscow, Astrel, AST, Transit kniga Publ., 2006, 283 p.
About the author:
Meshkov Nikolai Ivanovich, professor, Chair of Psychology, Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia), Doctor of psychology, [email protected]
For citation: Meshkov N. I. Teoretiko-metodologicheskie aspekty pedagogicheskoj nauki [Theoretical and methodological aspects of pedagogical science]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2013, no. 3 (72), pp. 23-27.