УДК 323
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ МАТРИЦА ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Михайличенко аспирант кафедры политологии и этнополитики, Артем Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии
Игоревич народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье анализируются базовые концепции, описывающие политико-информационные потоки в системе государственного управления. Автор выделяет конвергентные конструкты нормативного уровня, призванные организовать процесс подготовки и использования политической информации. Отклонения от такого набора нормативов следует считать девиациями в политическом управлении. Сам набор нормативных конструктов, выявленных в процессе анализа, обозначен исследовательской матрицей. Описанные процедуры, отражающие в итоге выявление управленческих девиаций, способствуют повышению эффективности политического управления.
Ключевые слова: политическое управление, базовые концепции политического управления, регулирующие нормы управления, девиации политического управления, матрица исследований девиаций.
Теоретическое пространство выявления и изучения приемами и средствами политологического анализа проявления девиаций в информационном обеспечении политического управления в российском обществе, а также рисков, связанных с этим, включает четыре составляющих: концептуализация основных понятий применимо к авторскому исследованию; теоретико-методологические основы изучения; исследовательский подход автора; основные траектории анализа.
Логическая конструкция предполагает, в первую очередь, определение понятия политического управления. Политическое управление - вид управленческой деятельности, связанный с осуществлением властных полномочий по регулированию политического процесса, форма взаимодействия политических акторов в пространстве разработки, принятия и реализации решений.
Понимание и определение политического управления связано с такими базовыми понятиями, как управление, политика, власть и государство. С позиций государства политическое управление выступает в качестве одного из видов государственного управления.
С позиций политической деятельности политическое управление есть компетенция политической системы, в силу чего оно может трактоваться в значительно более широком смысле, чем государственное управление.
Политические решения выступают «ядром» политического управления. Недаром для Д. Истона политическая наука есть исследование способов, которыми принимаются решения, значимые для общества. Для Е.А. Плешаковой политическое решение - это решение, которое формирует установки политического поведения индивида и оказывает существенное воздействие на содержание и специфику отношений власти и общества [1].
Процесс принятия политических решений выступает как определенная форма поведения, протекающего в специфическом поле напряжения, в котором постоянно пребывает политический субъект и посредством которого стихийное давление проблемы преобразуется в целенаправленное управленческое действие, корректирующее или преобразующее поведение в системе в направлении, уменьшающим это давление.
В современной политологии понятие «принятие политических решений» трактуется и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора [2].
При этом процесс принятия политических решений протекает в несколько основных этапов: формулировка проблемы, сбор информации, формулировка гипотезы, ее апробация и социализация предлагаемого решения. Реализация политического решения может осуществиться только в процессе политического управления [3].
Политическое управление реализуется посредством политических технологий как алгоритмизированных методов решения политических проблем, выработки и реализации политики, как совокупности средств и способов достижения цели.
В свою очередь, под информацией понимается сумма сведений, данных, сообщений о событиях, процессах и явлениях, которые собраны и систематизированы в приемлемую и пригодную к использованию форму.
Управленческая информация - это составная часть общей информации, выделенная из ее общей массы в соответствии с критериями применимости к обслуживанию процессов формирования и реализации управленческих воздействий в политической сфере.
Автор исходит из понимания информационного обеспечения политического управления как совокупности методов, приемов и инструментов, способных обеспечить потребителей информацией, призванной служить, в том числе, основой для разработки и принятия политических решений и тесно связанной с информационной сферой общества, воздействующей на массовое и индивидуальное сознание, а также с информационными процессами как совокупностью различных взаимодействующих потоков воспроизводства, осмысления, восприятия, оценки информации и выработки на ее основе отношения людей к установкам и фактам, отраженным в данной информации [4].
В традиционном подходе цели информационного обеспечения политического управления заключаются в получении обработанной, агрегированной информации на основе исходных данных, которая выступает базой в процессах разработки, принятия и реализации политических решений.
Для достижения этих целей необходимо решить задачи, связанные с обеспечением сбора информации, ее хранения, распределения между структурными подразделениями управленческой организации и т.п.
Однако информационное обеспечение политического управления в современном обществе самым тесным образом связано с информационными процессами как совокупностью различных потоков воспроизводства, осмысления, восприятия, оценки информации и выработки на ее основе отношения реципиентов к фактам, отраженным в данной информации, а также имеющие отношение к информационной сфере общества, охватывающие социально-психологическую сферу, воздействующие на массовое и индивидуальное сознание и в значительной степени трансформирующие его.
Таким образом, в авторском подходе информационное обеспечение политического управления есть процесс, включающий два взаимосвязанных и взаимообусловленных потока информационного потребления (восприятия) и имеющей своей целью повышение эффективности политического управления и исполнения властных полномочий для принятия политических решений, управления обществом и общественным мнением, в том числе, через информационное производство и потребление.
В основе всякого вида управления - процесс принятия и реализации политико-управленческих решений, протекающий в несколько основных этапов: формулировка проблемы, сбор информации, выработка решения, его реализация. При этом важную роль играет именно информация, благодаря которой общественные потребности могут быть преобразованы в политические требования, которые распознаются политическими акторами и находят отражение в соответствующих политических решениях.
В авторском понимании информационное обеспечение политического управления включает: а) снабжение информацией субъектов политической деятельности на основе целеполагания и
избранных приоритетов; б) специфическую информационную деятельность власти, направленную на доведение до масс через соответствующие информационные каналы своих политических решений, идей, установок, и тем самым воздействие на общественное мнение и массовое политическое сознание в целях формирования позитивного имиджа власти, повышения доверия к ней, что призвано способствовать более действенному исполнению властных полномочий.
Механизм информационного обеспечения политического управления в авторском понимании - это структурная конфигурация информационного обеспечения разработки, принятия и продвижения политических решений в контексте политико-управленческого воздействия на общество с учетом сложившегося социально-политического контекста и наличия контролируемых ресурсов (политическая воля, административно-политические ресурсы, информационные каналы, политико-управленческий опыт) в пространстве коммуникаций между акторами политического управления.
Девиации в информационном обеспечении политического управления - это отклонения от нормы, от установленного порядка.
Норма в информационном обеспечении политического управления - это совокупность факторов, обстоятельств, явлений, способствующих полноценному решению задач получения и использования качественной и достоверной информации, эффективному доведению властью до общества (граждан как потребителей информации) своих политических решений, идей, установок в условиях демократии, политической конкуренции и информационной открытости (прозрачности).
Соответственно, девиации в информационном обеспечении политического управления связываются с процессами и явлениями, препятствующими полноценному и качественному информационному обеспечению данного вида деятельности.
В процессах взаимодействия властных структур и социума ведущими инфопотоками выступают: движение информации от общества к власти, в структуре которой содержатся, прежде всего, сведения о состоянии общества и социальном самочувствии населения; движение информации от властных структур к обществу (прямые регулирующие воздействия, информационное воздействия и т.п.). Недаром О.Ю.Алексеев говорит о пространстве информационного взаимодействия «управляющих» и «управляемых», предполагающем прямые и обратные информационные связи между ними.
И тот, и другой информационный поток подвержены проявлению девиаций, причинами которых являются как субъективные факторы, так и состояние и динамика экономической, социальной, политической, духовной и других сфер общества.
Социолог А.В. Моруга, выявляя девиации в системе социального управления, понимает под ними процессы, препятствующие переводу социальной системы в такое состояние, которое соответствует целям ее функционировании и эволюции, а также процессы, сдерживающие изменения системы. К таковым автор относит: процесс бюрократизации, связанный с усложнением структур управленческой системы, что выражается в добавлении ненужных органов управление, введении лишних должностей; коррупцию как вид девиации; лоббирование [5].
Отталкиваясь от данного теоретического подхода, мы можем связать девиации в информационном обеспечении политического управления с процессами и явлениями, препятствующими полноценному и качественному информационному обеспечению данного вида деятельности.
Девиации активизируют деструктивную составляющую в политическом управлении и политическом процессе. Это связано с тем, что качество информации, которая циркулирует в обществе, напрямую связано со свойствами полезности, полноты, достоверности, новизны, ценности. Наличие или отсутствие этих свойств предопределяет три вида информации - 1) конструктивную (полезную); 2) нейтральную (бесполезную); 3) деструктивную (вредную) - сообразно критериям их соответствия или несоответствия целям самосохранения и развития общества. При этом деструктивная (вредная) информация характеризуется следующими признаками: сокрытие сущности
факта, события, явления; наличие дезинформации или искажения сущности факта, события, явления; пафос разрушения; интолерантность содержания.
Теоретико-методологические основания должны быть помещены в общую логику исследования и способствовать позиционированию научного подхода, который базируется на интерпретации сложившихся положений определенных теорий. В русле избранного ракурса исследования выделим следующие теории.
Институциональная, позволяющая выделить в качестве ведущей категории понятие института как совокупности правил игры. Институциональный подход в изучении политико-управленческих процессов дает возможность выяснить, что эффективность управленческой деятельности определяется не только развитостью институтов, но и правилами, по которым управленческие структуры реализуют свою деятельность.
Субъектно-деятельностная теория, предлагающая рассматривать, наряду с институтами, также статус действующего политического субъекта. Применение положений и разработок данной теории способствует более адекватному рассмотрению тематики девиаций в информационном обеспечении политического управления в проблемное поле политологического анализа.
Теория символической политики, которая позволяет дать более глубокое объяснение девиаций. Под символической политикой понимают вид политической коммуникации, которая призвана внушать устойчивые смыслы через инсценировку визуальных эффектов в противовес рациональному осмыслению. При этом символическая политика есть сознательное использование символических ресурсов властвующих акторов в целях легитимации.
В связи с доминированием в политическом пространстве групповых акторов именно их ценности и установки задают устойчивые образцы и нормы обращения символов, программирующих властно-значимые коммуникации. В силу этого содержание и характеристики коммуникаций между политическими акторами изначально обусловлены нормативно-символическим отношением к миру и политической реальности.
Теория рационального выбора на передний план выдвигает самодостаточного и активно действующего человека с соответствующими интересами и потребностями. Соответственно, субъект, принимающий политические решения, преследует определенные цели и оценивает возможные альтернативы их достижения в контексте сочетания цены, выигрыша и успеха. При этом большую роль играет способность субъекта собрать и верно оценить информацию о сложившейся ситуации.
Авторский подход основан на идее, что в основе системы информационного обеспечения политического управления лежат единые цели, стратегия и методологические основания информационного обеспечения системы органов власти, а также информационного воздействия власти на общество и, наоборот, общества на власть.
В ситуации ускорения информационного обмена и увеличения объема передаваемой информации, в условиях нарастания скорости социального развития, когда формируются структуры гражданского общества и конфигурация сетевых сообществ, все более значимую роль играют информационно-коммуникационные технологии. Эти технологии как инструмент взаимодействия государства и социума проявляют себя в пространстве политического действия.
Современная политическая и управленческая мысль обращает внимание на воспроизводство посредством действий людей в рамках политико-технологического управления особого сегмента политической реальности. Речь идет об отношениях политического лидерства, отношениях влияния групп давления на государственные структуры и должностные лица, электоральные процессы, массовых политических акциях, распространении политических ценностей и суждений [6, с. 93].
Нынешняя эволюция российского государства с необходимостью предполагает новый качественный уровень информационного обеспечения как в рамках обратной связи «население -
государство», так и для информационно-аналитической поддержки государственных решений на всех уровнях [7]. Подобный подход в политико-технологическом управлении позволяет политическим акторам решать такие задачи, как упрочение авторитета государственного или политического деятеля; конструирование привлекательного образа власти; формирование электоральных предпочтений масс; мобилизация политической поддержки.
Соответственно, система мер, проводимых при осуществлении информационного обеспечения политического управления, воздействует как на процессы разработки, принятия и реализации решений органами государственной власти, так и на тренды общественного развития в целом, а информационное поле политической системы состоит из сведений о взаимодействии всех субъектов политического действия, которые определяются сообщениями от властной стороны и официальной пропагандистской деятельностью, направленной на нейтрализацию антисистемных воздействий [В].
Таким образом, сформулированная матрица позволяет обратить внимание на выявление условий формирования и проявления девиаций в информационном пространстве обеспечения политического управления, политический и социальный контекст, ведущих акторов политического управления, разновидности проявления девиаций в ходе подготовки информации, разработки, принятия и реализации политических решений.
Литература
1. Плешакова Е.А. Информационное и PR-сопровождение политических решений в системе государственного управления. Автореф. дисс. ...канд. полит. наук. Саратов, 2006.
2. Сосунов Д.В. Процесс принятия политических решений в современной России. - Воронеж: Научная книга, 2010. 228 с.
3. Осипов ME. Принятие решений в современном политическом управлении: системно-информационный подход. Автореф. дисс. .канд. полит. наук. M., 2004.
4. Алексеев О.Ю. Роль политических коммуникаций в легитимации российской власти в условиях современного демократического транзита. Автореф. дисс. .канд. полит. наук. СПб., 2009.
5. Моруга А.В. Девиации в системе социального управления в России. Автореф. дисс. .канд. социолог. наук. M.. 2011.
6. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. M.: Дело, 2002. 400 с.
7. Галимов Р.С. Совершенствование информационного обеспечения деятельности государственного управления субъектов Российской Федерации на основе социологических исследований: на примере Республики Башкортостан. Автореф. дисс. .канд. социолог. наук. Уфа, 2002.
В. Родина М.П. Информационные основы политического процесса. Автореф. дисс. .канд. полит. наук. M., 1998.
Mikhaylichenko Artem Igorevich, Graduate student of department of Politology and Ethnopolitics, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
TEORETIKO-METODOLOGICHESKAYA THE MATRIX OF RESEARCH OF DEVIATIONS IN INFORMATION SUPPORT OF POLITICAL MANAGEMENT IN THE RUSSIAN SOCIETY
Abstract
In article the basic concepts describing political and information streams in system of public administration are analyzed. The author allocates the convergent constructs of standard level urged to organize process of preparation and use of political information. Deviations from such set of standards should be considered as deviations in political management. The set of the standard constructs revealed in the course of the analysis is designated by a research matrix. The described procedures reflecting identification of administrative deviations in a result promote increase of efficiency of political management.
Keywords: the political management, basic concepts of political management regulating norms of management, deviation of political management, a matrix of researches of deviations